Солнечный ветер

Лауреата многих литературных премий Артура Кларка можно без преувеличения назвать основоположником жанра научной фантастики. За выдающийся вклад в британскую и мировую науку и литературу писателю было пожаловано рыцарское звание. В книгу вошли лучшие произведения великого мэтра фантастики; некоторые рассказы публикуются на русском языке впервые.
499
Магазин »
Нет в наличии
с 1 июля 2018
Год выпуска: 2002
История изменения цены:
Средний отзыв:
4
Солнечный ветер
4 5

Первые 2/3 романа откровенно скучны. Сплошные описания и практически никакого действа. Я читаю за этот год уже вторую книгу Кларка и видимо это для него естественный стиль. Нам подробно рассказывают как выглядит Рама, как спускаются-поднимаются по лестницам, как на человека действует отсутствие гравитации и т.д. Сплошная зевота. Я честно собиралась поставить 3 балла книге.
Но неожиданно повествование начало оживляться! Вместе с оживлением Рамы. Появилось беспокойство за героев, стало интересно что же инопланетный мир выкинет вновь, появятся ли инопланетяне и т.д. Опять же повторяется та же ситуация, что и в первой книге Одиссеи, но в этот раз я продолжение читать не хочу.

Солнечный ветер
5 5

Тема встречи с представителями инопланетного Разума волнует человечество с самых давних пор. Очень много споров и различных гипотез и мнений было по поводу самого факта существования другого Разума во Вселенной вообще и в нашей Галактике в частности. Причём были весомые и авторитетные мнения как в пользу множественности разумных миров, так и об уникальности Земли как носителя Разума в Галактике (в частности этого мнения придерживался И.С. Шкловский).

Так вот если допустить, что этот самый пресловутый Разум является довольно распространённым явлением в космосе, и если представить себе, что такие планеты имеются в относительно ближнем соседстве с Солнечной системой, и если к тому же инопланетяне имеют развитую космическую технику, и если наша и их цивилизации совпадут во времени своего существования, и если наши будущие космические пути пересекутся с их галактическими трассами... (чувствуете, сколько много собирается разных "если"!), то проблема встречи нас с ними и их с нами становится чрезвычайно любопытной и интересной, актуальной и волнительной.

Естественно, что многие авторы-фантасты писали на эту тему и по этому поводу. Начиная с маститых отцов-основателей современного фантастического жанра и заканчивая самыми низкопробными бульварными брошюрками. Нет смысла даже пробовать вспомнить и пытаться перечислить тут всех авторов и все книги — любители космической научной фантастики наверняка тут же навскидку предложат список как минимум из пары десятков произведений и авторов, и пополнение этого списка будет продолжаться кавалерийскими темпами. И всё-таки, интересно представить ситуацию, что в Солнечную систему прилетел чужой космический корабль...

С подросткового возраста помнимая и с тех же времён любимая научная фантастика. Самой большое впечатление, сохранившееся с тех пор — вот это явственно прочувствованное и буквально увиденное едва ли не глазами, а уж внутренним зрением, помноженным на мальчишеское умение фантазировать, нутро нашего Рамы. Как раз в тот момент, когда внутри корабля (или рукотворной планеты?) внезапно включился свет. Это ощущение очешуительного восторга и сладкого ужаса одновременно, так хорошо схваченное и описанное автором, буквально пронзило и сохранялось практически незапятнанным фактически в течение 40 лет. Собственно говоря, и само вот это стремление наново перечитать эту книгу наверное и возникло только от желания ещё раз испытать вместе с героями книги тот восторженный ужас и запредельный восторг.

Что ж, все ожидания оправдались с точностью хронометра. Потому что, как оказалось, прихотливая память только и сохранила от книги, что вот это эмоциональное состояние, напрочь стерев событийный ряд, так что перечитывание книги фактически превратилось в её новое прочтение едва ли не с нуля. Однако это только добавило и интриги к чтению, и неожиданностей к сюжетным эволюциям и пертурбациям — книга засияла новыми, не менее яркими чем предыдущие красками и оттенками.

Помимо всего этого великолепия самой идеи, помноженной на грандиозное и впечатляющее описание внутренностей Рамы, Артур Кларк воспользовался возможностью просветить своего читателя и познакомить его с максимально уместными и возможными (и совсем не лишними и не гибельными для художественности сюжета) фактическими знаниями и сведениями, как из астрономии и космогонии, так и теоретической и практической космонавтики, а также популярными на тот момент теоретическими изысканиями и вполне научными гипотезами по проблематике внеземного Разума и прочих чрезвычайно интересных и завлекательных схожих тем. Что закрепило научность в определении жанра повествования.

А вот эта загадочная финальная фраза о том, что раманцы всё повторяют трижды, сразу делает понятным, что будут Рама-II и Рама-III — автор это своё обещание выполнил, и даже с лихвой, сотворив ещё и Раму IV, а вот я узнал о существовании этих продолжений космической Рамаяны только сейчас, увы мне и ах!
Зато впереди радость открытия новых, неведомых приключений от Кларка!

Солнечный ветер
3 5

Артура Кларка, Айзека Азимова и Роберта Хайнлайна называют «большой тройкой» научных фантастов. И если от Азимова и Хайнлайна я пищу от восторга, то похоже с Кларком у меня не заладилось. Я уже прочла две его небольшие повести, и они разочаровали меня тем, чтобы были очень скучными и мало фантастическими. Тут все тоже самое. Мне было ужасно скучно, невообразимо. Сюжет тянулся и растягивался, были попытки создать интригу или даже элемент саспенса, как это было в Солярисе, но нет, я вообще ничего не почувствовала. Я все ждала контакта с разумными пришельцами, но его не будет, просто команда поковыряется в инопланетном корабле, где все отдает Землей (точнее, люди постоянно делают земные аналогии и автор ими ограничивается). А сама команда отдает 20 веком, и фильмы то они только двухсотлетней давности смотрят и ручке у него 200 лет. И тема эта с двумя женами не о чем. Вообще не за одного героя я зацепится не смогла, и картины в корабле у меня создавались плохо. Куда интереснее было наблюдать за полемикой на Луне, где собирался "совет планет" и решал как быть с пришельцами. Финал относительно людей - скучная банальщина, относительно пришельцев - просто уход от развязки. В книге меня вообще ничего не впечатлило, в научной фантастике! Это по-настоящему расстраивает. Думаю прочитать у Кларка еще Комическую одиссею и еще одну книгу на пробу, чтобы составить окончательное мнение.

Солнечный ветер
4 5

ох, очень умная книга. Допустим, земляне действительно находятся под наблюдением цивилизации более высокого уровня развития. И что тогда, какая цель этого наблюдения? Не допустить самоистребления землян? Допустим. Инопланетяне остановили войны и сотворили чудо, которое было не по силам ни Христу, ни какому другому Пророку, они объединили людей, сделали их единой нацией землян, живущих в мире. Больше никаких войн. Настал «золотой век» всеобщего процветания. Экология тоже спасена, нет больше грязной промышленности, нет даже городов. Что дальше?

Оказывается, дальше человечество мутирует. Новому поколению не надо добывать хлеб насущный. Новое поколение живет силой мысли, эти детки наделены особыми способностями. Тело им практически не нужно. Они просто думают. И думая, меняют мир, планету, вселенную.

На самом деле страшная сказочка. Концовка напомнила мне конец шизофреника. На последней стадии больной просто лежит, тело его не принимает пищи и невозможно разжать его из позы эмбриона. Он молчит, не реагирует ни на что. И думает. О чем? Кто узнает, получит Нобелевку. Черт побери, самое страшное в мире — это человеческий мозг. Об этом книга и это жутко.

Солнечный ветер
2 5

Отвратно. В значительной мере, конечно, на мою оценку повлиял тот факт, что подобный сюжет я уже читала у Дяченко ("Пандем"), и к утопическим идеям такого рода отнеслась уже более скептически, чем в первый раз, хотя ясно, что плагиаторы именно Дяченко (на этом моменте я с ними распрощалась и больше читать не стану, нельзя же так откровенно воровать чужие сюжеты и при этом называться хорошими современными фантастами). Во-вторых, увы, я слушала аудиокнигу в исполнении Телегиной, которая неправильно ставит не только интонации и паузы, но и ударения. Однако подвел и сам Кларк тоже. Дальше спойлеры. Повествование очень обрывочное, Кларк скачет через десятилетия и при этом, к сожалению, не справляется с логической цепочкой. Как так у него получилось, что люди, годами жившие по принципу свободных отношений, вдруг по щелчку пальцев вернулись к укладу "муж на работе, жена на кухне" не ясно. Еще более неясен мне момент с возникновением телепатии. Какая такая плавная эволюция? Да ну, это же слишком долго, Кларк вот сказал, и все дети до 10 лет телепаты, а остальному человечеству рекомендовано покончить с собой. Так себе рай. Словом, я недовольна по всем пунктам.

Солнечный ветер
5 5

О книге:
Это было невероятно! Мозг трусит от мыслей, а чувства просто трусит. Я до сих пор не могу примириться с реальностью и предположениями Кларка, хотя вполне понимаю их объективность и состоятельность.
Знаете, в каком-то смысле это произведение сложно назвать художественным. Время действия постоянно перескакивает через десятилетия, все герои второстепенные и появляются на короткие промежутки времени. Ну а сами действия, что ж — на сей раз их непривычно много для самого созерцательного фантаста, хотя сами они напоминают скорее газетную хронику, чем фабулу. И я много встречал отзывов где Кларка ругают за всё это - мол героев нет, сюжет рваный, там недодумано, там внезапно прервано и т.д. Но я просто не могу понять этих претензий, ведь в романе именитого футуролога есть как всегда самое главное — мысль! Очень много мыслей, рассуждений, философских вопросов — всего того, за что я так люблю НФ и особенно классиков!
Порою может показаться что автор и правда не вытянул задумку, не выполнил план так сказать. Но как по мне, проблема в другом — он его перевыполнил. Кларк ударяется в такие лютые дебри предположений сразу на таком огромном количестве уровней, что у него не хватает времени на каждую ветвь. Порою правда кажется — «о, какая интересная тема!», но автор в ответ — «суть ты понял, нет времени, двигаемся дальше». Книга пытается заглянуть настолько далеко, что многие темы на целые циклы романов приходится запихнуть в пару абзацев, а другие подать как аксиому и бежать дальше. Но это ни в коем случае не минусы, о нет! Этот роман рисует перед нами будущее. Страшную утопию. И действительно преуспевает в этом.
Это наверное самая непредсказуемая книга из всех — я совершенно не мог представить что же меня ждёт на следующей странице, не говоря уже о том, чем всё закончится. Но автор действительно делает это, делает почти невозможное, впечатляюще мощный пласт рассуждений он помещает в небольшом романе. Он связывает все в один, чётко следующий друг за другом труд, он выдерживает интригу как детективщик, и в конце убивает наповал как мощный логичный драматург. То, что по всем ингредиентам должно было не получится и развалиться, в руке мастера превращается вот в этот прекрасный, сияющий всеми гранями алмаз!
И я рад, вдвойне рад, что многие темы автор только наметил, что он позволил мне их обдумывать и додумывать. Я очень рад, что этот автор предельно уважает своего читателя, ни в коем случае не считает его за идиота, а доверяет ему почётную роль соавтора, партнёра в диалоге. И огромное спасибо за утопию, а то антиутопии осточертели уже!
Спасибо за всё! Это было абсолютно незабываемо!

О фильме:
Конец детства \ Childhoods End. Режиссёр: Ник Харран. Год выпуска: 2015.
Обычно в экранизациях мы видим, как литературный первоисточник сокращается до кинематографических размеров. Тут же ситуация иная — совершенно небольшой роман создатели умудрились растянуть на семь с половиной часов экранного времени. Где-то достали впечатляющий бюджет и априори получили сценарную свободу - т.к. в связи с особенностью книги им можно самостоятельно создавать героев, слегка менять основной сюжет и даже вклиниваться в смысловые составляющие, смело дополняя те, что больше понравились. Хорошо ли они этим воспользовались? - с переменным успехом.
На самом деле сериал вполне можно посмотреть. Как тем, кто читал книгу, там и тем, кто ещё нет. Мне представляется поразительным насколько близки оказались создатели в передачи неэкранизируемого романа на экран. Но не стоит ждать слишком многого. Хорошую, логичную научную фантастику всё-таки умудрились испортить тучей неуместного американского пафоса, морем тупых соплей, зацикленностью на мистике и религии, периодической нелогичностью поведения персонажей. Но кое-что всё же осталось — основная идея того самого Конца детства и внешность Кареллена. На этих двух китах фильм держится очень уверенно и при этом заметно выделяется среди своих оппонентов.

Итог:
И книга и фильм являются отличными представителями твёрдой Научной Фантастики. Где книга — золотая классика, обязательная к прочтению всем любителям жанра. А фильм — хороший вариант для тех, кому хочется чего-нибудь новенького и не глупого под поедание шоколадки.

Солнечный ветер
5 5
Эта первая книга Артура Кларка, которую я прочел.
Великолепная книга, сто процентная научная фантастика, без всяких хоббитов, эльфов и гномов))))
Только суровые будни астроразведчиков, холодный космос, и далёкие планеты.
Приятно, что эта книга есть у меня на полке.
Солнечный ветер
4 5
Хорошая книга. Рассказ, давший заглавие сборнику, - просто великолепен.

Единственное, что несколько расстроило лично меня - расположение рассказов в сборнике.
Не подумайте, оно очень правильное. Просто мне было трудновато читать подряд почти двадцать рассказов, о вымершем человечестве на разные лады.
Солнечный ветер
5 5
Именно с этого рассказа Кларка началось мое увлечение научной фантастикой. Рассказ - шедевр!