Хижина дяди Тома

Не предусмотрена
Автор Гарриет Бичер-Стоу
Издательство Эксмо-Пресс
Язык русский
Год выпуска 2017
ISBN 978-5-699-38717-5, 5-04-008715-2, 5-699-17185-9
Тираж 70900
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 640
Код товара 9785699387175
Тип издания Отдельное издание
Публикации Хижина дяди Тома
216
Купить »
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.4
Хижина дяди Тома
5 5

Есть книги-памятники: в память о каком-то событии или явлении. Вроде бы как они и не особенно близки современному читателю, но их бывает интересно и полезно прочесть, если хочешь побольше узнать о чем-то. А есть великие книги. Неважно, когда они были написаны и о чем там идет речь. Важно, что со временем они продолжают будоражить, продолжают помогать, подбадривать, исцелять. Продолжают задевать за живое.

Я бы по собственной воле вряд ли взялась за "Хижину дяди Тома", так как ошибочно относила ее к памятнику американской литературы, а поскольку тема рабства не особенно меня интересовала, то и читать мне не хотелось. Но пути флэшмобов неисповедимы ))) И я очень этому рада, потому что "Хижина" отправилась на почетную полку любимых книг. И вот почему.

Начнем с того, что это удивительно увлекательная история нескольких семей: тетушка Хлоя и дядя Том, Элиза и Джордж, Сен-Клеры и Шелби - негры и помещики, няни и молодые хозяева, верные слуги и нежно любящие их хозяйские дети. Поначалу я очень удивилась, увидев, что Бичер-Стоу знакомит нас с добрыми и мягкими хозяевами и неграми, которым относительно привольно живется. Я-то ожидала увидеть ужасы ужасные и мрак беспросветный. А тут, на первый взгляд, все достаточно светло. Но не тут-то было.

Жестокий хозяин предсказуем в своей жестокости. Взять хотя бы Легри. Нет в нем ничего человечного, но от него знаешь, чего ждать. А вот Шелби вроде бы и человечен, и добр, но ничто не мешает ему проиграться в пух и прах. И продать своего лучшего негра и ребенка горничной своей жены, разрушая семьи, обрекая людей на неизвестность, за которой скорее всего кроется путешествие на Юг с его плантациями, где негра проще уморить работой до смерти и купить нового, чем заботиться о его здоровье, тратиться на питание и врачей. Что же это за человечность тогда и доброта, если за твоим "добрым отношением" все равно кроется отношение к негру как к вещи, к разменной монете? Бичер-Стоу изобразила не только вершину айсберга в виде жестоких южных плантаторов, она копнула глубже, показав разные грани рабовладельчества и раскрыв его суть: дело-то не в физическом выражении, а в самой внутренней установке, что "раб = собственность = вещь". 

Но многогранная история с рабами - это только верхний пласт романа. А великим, на мой взгляд, его делает внутренняя суть. И суть эта в том, что Бичер-Стоу изобразила живых людей и живые эмоции. Я то и дело ловила себя на мысли, что многие ситуации достаточно современны. Замени раба на наемного работника - и чем тебе не XXI век? Антураж другой, детали другие, но наша внутренняя сущность не поменялась. Вот это-то и цепляет. 

Я не могла отделаться от ощущения, что роман несколько наивен: уж больно розовый там хэппи-энд. Да и слишком явно разделение на плохих и хороших, и персонажи некоторые кажутся какими-то идеальными, неправдоподобными (я вот не поверила в Еву Сен-Клер. То есть, конечно, она очень трогательная, но образ абсолютно идеальный, фантастический отчасти). Но в любимые он отправился потому, что очень поднимает дух и дает веру в себя. Ведь рабство - это не только отношения собственности, это еще и психология. И в нашем XXI веке мы часто, сами того не осознавая, добровольно вступаем в отношения зависимости, делая себя рабами. Но выбор и выход есть практически всегда. Если уж они были у Касси и Эммелины, Элизы и Джорджа, то что уж мешает нам? Свобода - это внутреннее состояние, а не статус на заверенной бумажке. И как мне кажется, проблема обретения этой внутренней свободы будет актуальна еще долгое время. А если так, то и "Хижина" будет. 

Хижина дяди Тома
4 5

Так получилось, что я прочла "Хижину дяди Тома" после "Унесенных ветром". Какое отношение эти книги имеют друг другу? Для меня - самое прямое. Очень уж запомнилась презрительная фраза Скарлетт про эту книгу: "Хижина дяди Тома! Да ни один нормальный человек не станет читать этот бред!" Нет, конечно я понимаю, что Скарлетт вовсе не авторитет по части книг, но... Тема-то, о которой идет речь знакома ей не понаслышке! Рабство, работа на хлопковых плантациях, жестокость и даже зверство по отношениям к невольникам!

И тут мы встречаем две противоположных ситуации: в "Унесенных ветром" чернокожие рабы - настоящие равноправные члены семьи, для своих хозяев они роднее родных. Какое там жестокое обращение! И написано так убедительно, поневоле веришь,что янки оказали чернокожим медвежью услугу, освободив их, ибо тем гораздо лучше жилось у хозяев, чем на свободе! Но ведь все равно - рабство ужасно, его не должно быть никогда. Южане заблуждались, думая, что для них это - благо... Но опять же, они не относились к своим чернокожим, как к рабам!

Здесь же рабство показано с самой отвратительной и ужасной точки зрения. Кроме самого дядюшки Тома, еще Элиза и Джордж, Эммелина, Джим и еще много-много тех, чьи судьбы растерзаны. Это абсолютно уродливое явление, двух мнений быть не может. Как не может нормальный человек читать и не содрогаться, не возмущаться. Но! Все-таки вспоминаются патриархальные отношения белых и черных в "Унесенных ветром", да там ведь многие рабы ни за что не хотели уйти от своих господ, стать свободными!

Книга Бичер-Стоу написана очень мощно. Несмотря на несколько наивный финал, там были места, которые пронимают до слез. Я могу понять, что многие из южан были с ней в корне не согласны. Но в главном, все это, конечно, правда - не может один человек быть собственностью другого, какие бы отношения между ними не были.

Самое светлое в этой книге - Ева Сент-Клер, девочка-ангел. Конечно, достигнув совершеннолетия, она бы отпустила всех своих рабов на свободу. Но я уверена, никто их них не покинул бы ее.

Хижина дяди Тома
5 5
Единственное о чем жалею - читать эту книгу надо было тогда, когда мама заставляла, в школьном возрасте то есть :) И жалею только потому, что в те времена впечатления от книги были бы гораздо сильнее, чем сейчас. Потому что сейчас я уже заматерелая тетка и вышибить из меня слезу довольно трудно :) Но эта книжка почти смогла.
Хижина дяди Тома
4 5

Очередной долгострой из серии «лучше поздно, чем никогда». Мне сразу хотелось бы зафиксировать две вещи – просто так, без всякого умысла. Во-первых, кое-какие события мне проспойлерила ни дать ни взять Валентина Осеева (не без помощи Динки), что, впрочем, только подогрело интерес к роману, о котором я, каюсь, впервые услышала не так уж давно – всего несколько лет назад, после устройства в книжный магазин, где и попалось на глаза сие произведение. Но что поделать, это не единичный случай, почти все подобные романы в детстве меня не коснулись, воспитание и окружение было не то. Во-вторых, я тем не менее не ждала от книги ничего особенного. Думала осилить, как обязательное произведение для прочтения.

И снова мне приходится делать вставку, мол, едва ли кто не знает, о чем эта книга. Но все же – речь в ней о рабстве. Тому, трудолюбивому негру, неплохо живется у своего хозяина, но тот тонет в долгах и потому вынужден продать его. Том безропотно принимает свою судьбу; впереди его ждет много хорошего и плохого. Знакомство с маленькой очаровательной Евой, новый добрый хозяин, боль вечной разлуки, изнурительный труд, жестокость, побои, и на протяжении всего этого – непреклонность человеческой души и вера Тома в людей и Бога. Он помогает окружающим, как может, жертвует собой ради них, и верит в то, что хозяева помнят о нем и однажды обязательно вернут домой, к жене и детям.

Параллельно роман повествует о других неграх-рабах и показывает душераздирающие сцены насильственной разлуки матерей и детей, жен и мужей, которые зачастую становятся причиной самоубийств и помешательства несчастных. И на все это взирают холодными глазами работорговцы и владельцы «товара», удрученно качающие головой и помечающие умершего человека как досадный убыток. Что касается разлуки детишек с матерями, тут они недоумевают. Это жестоко? С чего бы? Это же не белые люди. Они не могут быть привязаны к своим детям так, как белые. Народят новых и забудут. Негры – это ведь совсем другое дело.

Примечательно то, что, конечно, не все влиятельные люди в этой книге такие. Многие не одобряют рабства, признают, что это ужасно и позорно для обеих сторон, но… Но «я-то что могу сделать?» А раз не могу, почему бы мне этим не попользоваться. Один против системы не попрешь.
Так в этой книге думают многие, а немало людей вовсе откровенно проливает слезы над страданиями рабов, и собери их всех – вышло бы маленькое войско, которое как раз и могло бы пойти против системы. Но начинать надо с себя, на что людям решиться очень и очень непросто. Им ведь и так хорошо.

Лучший показатель книги – это не оригинальный сюжет, заставляющий в нетерпении ожидать, что будет дальше, не вычурные главные персонажи, за которыми следишь с трепетом. Нет-с, хорошая книга – это, в первую очередь, когда ты не можешь от нее оторваться, даже если не ждешь сколько-нибудь значимой развязки. Просто вбираешь в себя все: разговоры, смех, слезы, погожие деньки, игры детей, рабочие будни, радость и горе, победы и поражения…

«Хижина дяди Тома» - как раз такая книга. Несмотря на жесткость темы, написана она удивительно легко, и от нее действительно просто невозможно оторваться. Кое-где повествование очень наивно, но и эти моменты воспринимаются как сами собой разумеющиеся. Приписать какие-либо минусы этому роману язык не поворачивается, и вовсе не из-за щекотливой темы рабства. Просто книга, со всеми своими плюсами и минусами, очень хорошая. Грустная, но удивительно теплая.

Если кто-то, как и я, умудрился пройти мимо этой книги – исправляйтесь. Она того стоит.

Хижина дяди Тома
5 5
Свобода по-американски

Очень тяжелая и страшная книга. Хотя, когда в аннотации я увидела слова "для детей среднего и старшего возраста", боялась, что она может показаться мне наивной и неубедительной. Не тут то было! Положение рабов в Америке 18-го века показано очень ярко и страшно, несмотря на счастливый конец для некоторых персонажей. Уж очень много горя, смертей, исковерканных человеческих судеб рисует нам автор, в добавок ко всему узнала, что книга основана еще и на реальных событиях.

О сюжете можно рассказывать долго, благо есть большое количество второстепенных героев, которые возникают на протяжении всего повествования и каждый со своей страшной, жуткой, щемящей историей, но я не хочу. Если вас интересует данный вопрос, лучше прочесть книгу. Скажу только, что мне понравился всесторонний охват проблемы. Показана жизнь рабов не только у тиранов-самодуров, но и у приятных господ. Так вот, второе не намного лучше, ты все равно не застрахован от продажи с молотка как старинное кресло или лошадь. Хороший, добрый хозяин может влезть в долги, умереть, жениться на с..ке и твоя жизнь всегда и везде будет зависеть от чего и кого угодно, но только не от тебя самого. Да и северяне, благородные противники рабства, показаны во всей красе. Да, они не держали рабов, да, они всячески порицали рабство, но вот воспринять чернокожего человека как равного они не могли и подчас относились к ним хуже чем их хозяева. Была в романе сцена, где благородная северянка порицает рабовладельца-южанина за то, что он позволяет своей дочери играть с негритятами.

Очень достойный представитель классической литературы и я ничуть не жалею, что не познакомилась с ним в более раннем возрасте. Вряд ли я смогла бы оценить по достоинству исторические реалии рабовладельческого Юга и весь ужас происходящего.

Хижина дяди Тома
5 5

Ну вот я и дочитала «Хижину дяди Тома». Читала почти неделю отрывками по 5-10% электронного текста, чтобы не случилось передоза.

На мой взгляд, это, пожалуй, самая жестокая книга из всех мной прочитанных, ее во взрослом возрасте, по-моему, вообще сложно читать без содрогания. И дело даже не в тех ужасах, которые там рассказываются (про ужасы мы читали уже книги). Все дело в людях, в их отношении, я читала и поражалась: всего сто пятьдесят лет назад, но насколько другой менталитет, взгляды. Сложно даже передать.

В романе описаны люди, которые считают абсолютно нормальным, абсолютно естественным, угодным Богу то, как зверски и жестоко они обращаются со своими рабами.

Люди, которые просто ни в грош не ставят жизнь раба, которые готовы ради своего каприза просто уморить его до смерти.

Люди, искренне считающие, что рабы проявляют Эгоизм (!!!), валясь с ног от усталости после трех бессонных ночей (Мари меня шокировала больше всех, честное слово, один из самых шокирующих персонажей в своем себялюбии, махровом эгоизме и беспринципности).

Эти люди вздыхают, разделяя семьи, ибо печально, конечно, но что делать, такова доля раба.

История Америки всегда как-то обходила меня стороной: не мой любимый исторический период, не мой любимый континент. То есть общую канву истории я, конечно, знала, но, честно сказать, я была шокирована. Рабство никогда не звучит так погано, если не вглядываться в него вблизи. В романе описаны люди, жившие всего полтора века назад, но для меня они — как инопланетяне. Легко поверить, что так было два тысячелетия назад, но всего полтора века назад...

И страшно не то, что были плантаторы-звери, страшно то, что даже самые добрые, самые отзывчивые хозяева: тот же мистер Шелби или мистер Сент-Клер — все равно рассматривают негров как скот. Да, требующий внимания, да отзывчивый, да, благодарный, но все равно скот. И это страшно.

Описанные к книге истории леденили душу, а чрезмерное морализаторство (им, по-моему, сдобрены многие хорошие романы XIX века) не испортило мое впечатление. Книга, обязательная к прочтению, мне кажется.

А для кого-то, лет через сто пятьдесят, мы тоже будем в чем-то инопланетянами. Надеюсь, не в таком плохом смысле...

Хижина дяди Тома
5 5

Эта книга "преследовала" меня с детства, с начальной школы. Мама неоднократно говорила - прочитай, она интересная и очень познавательная. Но я боялась и объема, и темы, да и названия. Сейчас, прочитав ее, я осознаю, что не зря так долго до нее добиралась - вряд ли даже в средней школе я ее поняла и восприняла бы так, как сейчас.
Тема книги - рабы, невольники, их хозяева и вообще взгляды Севера и Юга на рабовладельческий строй. Тема, казалось бы, довольно избитая, но в этой книге есть своя магия. Помимо общего сюжета, связанного с достаточно большим количеством героев, имеют место немало обсуждений о том, кто же такие рабы - люди или вещи, как с ними надо поступать, умеют ли они чувствовать, имеют ли права. У меня невольно возникла мысль - кто бы мог тогда подумать, что в Америке будет чернокожий президент.
Сам сюжет далеко непростой, хотя читается очень легко, воспринимается на ура. Все герои - дядя Том, его жена Хлоя, Джордж, Элиза, Топси, Касси и многие-многие другие - становятся как будто родными. Очень понравился образ девочки Евы, которая, не сомтря на свой юный возраст, понимала рабов, сочувствовала им. Мне показалось, что это чудо было олицетворением свободы для всех-всех рабов.
Концовка книги в принципе относительно похожа на классический хэппи-энд, хотя и не во всех сюжетных линиях. Но не смотря на трагические моменты осталось очень приятное впечатление от этой порой тяжелой, а порой и доброй истории.

Хижина дяди Тома
4 5

Наверное, стоило читать это раньше. Когда я была помладше.
Впрочем, книга превосходная.

Итак, "Хижина дяди Тома" была опубликована в 1852 году и вызвала, конечно же, бешеный резонанс в обществе. Не просто так Линкольн, встретившись с Бичер-Стоу, произнес легендарное:

Вот маленькая леди, которая начала такую большую войну! (о Гражданской войне)


Дядя Том - раб семьи Шелби из Кентукки. Там же живет и Элиза, молодая негритянка, любимица миссис Шелби, со своим любимым сыном Гарри. Она замужем за Джорджем, мулатом, принадлежащим другому хозяину, Джордж совершает побег, не способный и дальше выносить жестокость своего хозяина. Но беда не приходит одна: мистер Шелби влезает в долги и, чтобы спасти состояние, вынужден продать Тома и Элизу вместе с ребенком. Миссис Шелби и ее сын, тогда еще юный Джордж, очень переживают по этому поводу и дают обещание выкупить его, как только появятся деньги.
Элиза, напуганная перспективой быть проданной на Юг, бежит вместе с ребенком, надеясь попасть в Канаду, где и хочет встретиться с мужем.
Но Том с ней не бежит. Он продан, его перевозят до окончательного места на корабле, где он знакомится с Огюстеном Сен-Клером и его малышкой Евой, замечательной золотоволосой девочкой, которой спасает жизнь. Сен-Клер в свою очередь спасает жизнь Тому, оформляя на него купчую. Но увы, все далеко не так гладко...

Гарриет Бичер-Стоу филигранно обрисовала одну из самых позорных эпох Штатов. Она показала жестокость, зверскую, выходящую за рамки, и человечность - настолько, насколько она была возможна в этот период. Как известно, Бичер-Стоу была вдохновлена автобиографией Джозайи Хенсона, который был беглым рабом, основал небольшой городок в провинции Онтарио и написал книгу "Правда удивительнее вымысла". Его небольшой домик в Онтарио в 2005 году, и там сейчас музей.

Конечно, книга о рабстве, о безнравственности этого строя, о том, кто и как к этому относился, кто боролся, кто поощрял. Но еще это книга о женщинах. О миссис Шелби, Элизе, Еве, Офелии... Об их внутренней силе, о том, как они умели спасать и насколько сильнее они многих мужчин.

Замечательная книга. Очень глубокая и серьезная, но очень доступная при этом.

Хижина дяди Тома
5 5

Именно это произведение, если верить многим источникам, послужило одним из толчков, сдвинувших с места незыблемые устои и развязавших Гражданскую войну.
Её любили, ей восхищались, её ненавидели и пытались опровергнуть. Но она сделала свое дело, попутно навсегда войдя в список классических произведений и став вечным памятником тем, кто не мог сам рассказать о себе.

Это удивительная книга. Одновременно местами чрезвычайно наивная, к тому же наполненная христианскими мотивами и жестокая, страшная до боли. Конечно, её вполне можно обвинить в излишней двухмерности героев - большинство из них разделено на положительных и отрицательных уж очень категорично. Из наиболее неоднозначных вспоминаются, пожалуй, только двое: мистер Сен-Клер: честный и добродушный человек, не способный сам быть жестоким, но при этом слишком легкий и равнодушный, чтобы пытаться что-то изменить или хотя бы потратить силы на воспитание собственных рабов. Ему проще смириться с ленью, воровством и глупостью, чем принимать участие в происходящем. И его двоюродная сестра Офелия - полная высоких идеалов, но при этом иррационально опасающаяся чернокожих и не находящая в себе силы признать это или справиться с этим. Только эти двое меняются в ходе романа и чему-то учатся.
Остальные же герои раз и навсегда заняв определенную нишу, уже не покидают занятую позицию.

К этому можно придраться, но это не наносит катастрофического вреда. Потому что выбранная тема намного важнее. Кого волнует идеальность героя, когда ты видишь творившиеся ужасы, представляешь себя на месте матери, у которой отнимают единственного ребенка или ещё хуже морят его голодом у неё на глазах. Когда ты представляешь, как человека избивают до смерти просто от бессильного осознания, что он лучше хозяина.
Этот роман - роман-память. А ещё роман-урок, роман-напоминание о том, кем каждый из нас может стать если захочет, роман-мотиватор.
Отличный роман.

Хорошо, когда такие замечательные книги не стареют и находят своего читателя даже спустя столько лет.

Хижина дяди Тома
5 5
Вы. кто лишает человека свободы, как вы ответите за это господу?


Сказать, что это книга нереальная, ничего не сказать.

Я долго шла к её прочтению. Всё не хватало времени, хотя нет, не буду врать... просто не было желания погружаться в грусть и печаль, я чувствовала, что это книга не просто о приключениях рабов и их разношёрстных владельцах, эта книга своего рода библия.
и самое удивительное, что это книга пробудила во мне желание открыть библию и прочитать её. До сих пор никому и ничему не удалось этого сделать.
Насколько потрясают герои, насколько они живые и реальные. Я верила каждому слову, каждому жесту любого из героев. Я внимала и прислушивалась к проповедям маленького ангелочка Евы и прекрасного человека дядюшки Тома.
Они на своём примере показывают, что может сделать с человеком вера. Они никогда в жизни не думали о самих себе и я очень хочу верить , что их души попали в Рай.
Я люто ненавидела Легри. И ужасно сочувствовала всем рабам.
Ужасно понимать, что это было на самом деле, что негров не считали за людей и даже пытались оправдывать свои зверские поступки библией и указаниями Господа Бога.

Пока я читала, мне хотелось написать столько всего, но сейчас мысли роятся в моей голове и ухватить суть я никак не могу. Поэтому прошу прощения за сумбур, который я выплеснула здесь.

Скажу одно : " В могиле мы все свободны и все равны" и добавлю от себя :Мы будем отвечать за содеянное на одном уровне, необходимо творить добро что бы, кто Вам не делал.

"Хижина дяди Тома" - теперь и на всю жизнь, это произведение станет одним из самых моих любимых. Далеко не каждое произведение заставляет нас изменить своё мировоззрение.

Хижина дяди Тома
5 5
Свобода по-американски

Очень тяжелая и страшная книга. Хотя, когда в аннотации я увидела слова "для детей среднего и старшего возраста", боялась, что она может показаться мне наивной и неубедительной. Не тут то было! Положение рабов в Америке 18-го века показано очень ярко и страшно, несмотря на счастливый конец для некоторых персонажей. Уж очень много горя, смертей, исковерканных человеческих судеб рисует нам автор, в добавок ко всему узнала, что книга основана еще и на реальных событиях.

О сюжете можно рассказывать долго, благо есть большое количество второстепенных героев, которые возникают на протяжении всего повествования и каждый со своей страшной, жуткой, щемящей историей, но я не хочу. Если вас интересует данный вопрос, лучше прочесть книгу. Скажу только, что мне понравился всесторонний охват проблемы. Показана жизнь рабов не только у тиранов-самодуров, но и у приятных господ. Так вот, второе не намного лучше, ты все равно не застрахован от продажи с молотка как старинное кресло или лошадь. Хороший, добрый хозяин может влезть в долги, умереть, жениться на с..ке и твоя жизнь всегда и везде будет зависеть от чего и кого угодно, но только не от тебя самого. Да и северяне, благородные противники рабства, показаны во всей красе. Да, они не держали рабов, да, они всячески порицали рабство, но вот воспринять чернокожего человека как равного они не могли и подчас относились к ним хуже чем их хозяева. Была в романе сцена, где благородная северянка порицает рабовладельца-южанина за то, что он позволяет своей дочери играть с негритятами.

Очень достойный представитель классической литературы и я ничуть не жалею, что не познакомилась с ним в более раннем возрасте. Вряд ли я смогла бы оценить исторические реалии рабовладельческого Юга и оценить по достоинству весь ужас происходящего.

Хижина дяди Тома
5 5

В истории человечества есть много позорных страниц. Но одной из самых чернющих, подлейших и мерзких, заклейменных позором страниц является рабовладение и работорговля.

Представьте, хоть на минутку, что кто-то может взять и оторвать вас от родных и любимых, распорядиться судьбой ваших детей, продать их, поменять, подарить, проиграть в карты.

Представьте, что вы вещь - и что ваши чувства, это так... мелочь. Просто потому, что вы не такой, как все. Не повезло вам.

Вам не повезло родиться.

Поэтому матери предпочитали убивать детей, поэтому вам чужды любые привязанности, поэтому вы- животное.
Бессловесная, надоедливая тварь, а если вы умрете - вам найдут замену.

Представьте, что кого-нибудь в вашей жизни придется называть хозяином. Подобострастно кланяться, мчаться по первому зову, терпеть несправедливые наказания и унизительное обращение. Вам страшно, больно и одиноко. Потому что все в один момент может кончиться. Это ваша жизнь. Вы - вещь.

Где сострадание это

Гейли вспомнил о своей доброте – ведь другие сковывают негров по рукам и по ногам, а он надевает своим кандалы только на ноги.


и нет надежды

Моё сердце полно злобы. Я не могу положиться на бога, если он допускает такую несправедливость



Безжалостно,честно и ненавязчиво нам рисуют ужасы жизни в подчинении. Америка - самая свободная страна в мире прошла через этот позор. У нас были крепостные, были рабы, были невольники во всем мире. И, кажется, что мы свободны выбирать и наконец-то страшная пора миновала.

Сегодня работорговля существует в некоторых странах в Азии, Африке, Восточной Европе и Латинской Америке. По данным организации Timidria, в 2003 г. в Нигере в рабстве находилось 870 000 человек.

В 2003 их был почти миллион...

Подожди, дядя Том, доживешь и ты до хороших дней!
Хижина дяди Тома
5 5

Из прошлого не вычеркнешь того, что было. Но знать, что проходило и как, мы должны. А было в истории всякое: и светлое, и такое вот темное. Очень темное, скорее черное, как кожа некоторых людей. Но разве они чем-то отличаются от светлокожих? Разве они чувствуют по-другому, мыслят иначе? Это сейчас мы с уверенностью отвечаем на эти вопросы, что, разумеется, нет, они такие же, равные с нами, с любыми другими людьми.
А вот пару веков назад, даже меньше, многие думали иначе. Негры считались имуществом, приравненным к утвари, к любой иной вещи. Их могли продать, купить, избить, заставить работать. Но и это еще не самое страшное. Их могли разлучить с теми, кто им близок. С матерями, отцами, детьми. Подумаешь, разве раб может что-то чувствовать? Разве может он любить, страдать? Но все равно, детей забирали под покровом ночи, или отослав куда-нибудь несчастную мать, просто чтобы не было лишних слез и криков.
Об этом невозможно читать без слез на глазах. Даже мысленно представить себе такое сложно. А в этой книге об этом говорится часто. Такое случалось везде и всюду в рабовладельческой Америке. И даже если хозяин был добр со своими рабами, это совсем не гарантирует, что он вскоре не продаст его. Как, например, мистер Шелби. Такие люди считали это обычным делом, запросто могли нарушить слово, данное негру, ведь они - хозяева. И рабам, и своему слову.
А уж если на пути негра появлялся такой господин, как Легри, то оставалось только ждать скорой смерти, смирившись со своей судьбой, или пытаться бежать, зная, что скорее всего тебя загрызут собаки или тот же Легри, поймав, сожжет заживо.
Рабство -это боль человеческая, которая останется с людьми навсегда. Ее нельзя забыть, так же, как геноцид, Холокост и газовые камеры. И дай бог, чтобы осталось это только в прошлом, хотя отголоски всего звучат еще до сих пор. И до настоящего равноправия нам очень и очень далеко.
Совершенно не жалею, что книга в детстве прошла мимо меня, я все собиралась ее прочесть, но так и не собралась. А сейчас я приняла ее очень близко к сердцу. Она взволновала меня, поразила. Сегодня, имея своих детей, семью, я смотрю на это иначе, знаю, что так действительно было. А двадцать лет назад может просто прочитала бы и забыла. Потому что в юном возрасте совсем мало знала я про Америку, про жизнь и быт рабов, как-то не интересовала тогда меня эта тема. Все казалось таким далеким.
Все-таки каждой книге свое время, именно тогда она займет нужное место. И я рада, что "Хижина дяди Тома" пришла ко мне сейчас.

Хижина дяди Тома
4 5

Свобода по-американски


Что можно сказать про США и свободу? Многое. Это не самый идеальный пример в мире, но все же там с этим, как я думаю, более проще.
Про книгу Гарриет Бичер-Стоу я узнал, в принципе уже как всегда, совершено случайно.
Первая ассоциация, которая меня посетила с этой книгой, была книга . И я практически оказался прав. У них общая атмосфера, но на мой взгляд, у них совершено разные категории. У них очень много различий в техники написания, персонажах и многом другом, но у них общая мысль, что меня сразу и привлекло.

С самых первых страниц эта книга начала меня радовать, вдохновлять и поражать. Больше всех я переживал за Элизу и ее сына, потом за Огюстена и Еву Сен-Клер, а уже потом за доброго и правильного дядю Тома.
Сам Дядя Том меня не очень впечатлил, автор сделала его слишком религиозным и правильным, что сразу же насторожило и возмутило меня, потому что такого не бывает, да и вообще, это не правильное поведение в нашем ужасно-прекрасном мире. Возможно, если бы я прочитал эту книгу в детстве, я бы был удивлен и восхищен дядей Томом, а также его символической хижиной, но не сейчас.
Что же касается остальных персонажей — каждый по-своему особенный, в чем большая заслуга таланта Гарриет Бичер-Стоу. В этой книги вы не встретите одинаковых персонажей, одинаковых описаний и убеждений, и это несмотря на таки достаточный объем книги, а также колоссальное количество персонажей.
Пропаганда доброты, честности, любви, равноправия, порядка и мира. Вот именно это вы отыщите в этом романе, если возьметесь за него.

Но, конечно же, не все так гладко...
Слишком большая религиозность — самая большая проблема этой книги, на мой взгляд. Ну, не может мое сознание всего этого воспринять и все, ничего не могу с этим поделать. Хотя, писательница и описывала все аргументы «за» и «против» религии, но больший уклон был к первому. А идеальный дядя Том только все ухудшал.
Писательница действительно показывала и описывала все подробно, как самые ужасные моменты того времени, так и самые восхитительные. И не принимала чью-либо сторону тех конфликтов, а всегда была нейтральна и тем самым позволяет принимать самостоятельные решение самому читателю, это гигантский плюс этой книги и самой Гарриет Бичер-Стоу.

Много у меня впечатлений, все и не описать. Очень поражает жестокость и философия неравенства американцев середины девятнадцатого века. Я нахожусь в полном замешательстве. Как в стране, в которой еще 50 лет назад расовая сегрегация была нормой жизни, сейчас считается "Светочем демократии", хотя я и не совсем с этим согласен? Резкий скачок. Возможен ли он в России, Украине и Белоруссии? Я сомневаюсь.
Ладно, сейчас не об этом, а об том какие восхитительные образы создала Гарриет Бичер-Стоу, как она смогла мастерски описать красоту природу, поведения человека в экстремальных условиях и ситуациях, невероятные повороты человеческих судеб и просто человечность.
Я в восхищении! И вам советую..

Хижина дяди Тома
5 5
Одна из книг, над которой я ревмя ревела. И потом, когда сквозь слезы добралась до конца истории, решила ее больше никогда не читать.
Слишком грустно, слишком не по-детски :(
Хижина дяди Тома
5 5

Некоторые тут пишут, что это строго детско-юношеская книга. Позволю себе не согласиться. Да, в большей степени "Хижина..." рассчитана на подрастающее поколение. Но... Кто-то однажды сказал, что если детская книга нравится и взрослым, то значит, это хорошая книга.
Мне подарили эту книгу на 9-летие. Удивительно, но после всех ремонтов и переездов книга выжила, сохранилась и ничуть не истрепалась. А ведь я в детстве перечитывала ее столько раз, что практически выучила наизусть. Ну, то, что я рыдала "как сволочь" (встретила эту, безо всякой иронии, замечательную фразу в одной из местных рецензий на книгу и решила использовать. Автор, надеюсь, вы не против?:)), думаю, говорить не нужно. Рыдала. "Подсадила" на эту книгу всех своих знакомых. В общем, создала что-то вроде фан-клуба.
Честно говоря, перечитывать боялась. Почему решилась, сказать не берусь. Решилась, и все тут. И убедилась в том, что настоящая литература не имеет возрастных ограничений. "Хижина дяди Тома" - именно такая, настоящая.
Эта книга не только хорошо написана и обладает ярким, увлекательным сюжетом. Это мудрая книга. В детстве ты только следишь за сюжетом, а став взрослым, видишь то, что, собственно, и хотела сказать автор.
Здесь поднято столько важных вопросов и тем, что просто диву даешься, как автору удалось показать всю мерзость и не скатиться ни в натурализм, ни в назидательность. Одним из таких "больных" вопросов является, разумеется, церковь. Кто-то скажет, что автор, мол, антиклерикал. Но с таким же успехом в антиклерикалы можно записать любого, кого, например, возмущает беспредел РПЦ. Бичер-Стоу наоборот четко показывает, что есть "добрые христиане", оправдывающие рабство и потакающие своим слабостям - представители Церкви и подавляющее большинство ее прихожан.

Набожные люди - я говорю о белых - привели нашу страну почти на край гибели. Благочестие сейчас в таком ходу среди кандидатов на предстоящих выборах и среди столпов церкви и государства, что просто не знаешь, кому верить, на кого полагаться!

Есть сектанты-квакеры, готовые протянуть руку любому, кто нуждается в помощи. А есть и глубоко верующие люди. Такие, как дядя Том. Едва ли он ходил в церковь, причащался и исповедовался. Но глубина его веры, истинной веры, детской веры ("Будьте как дети" помните?), поражает и восхищает.
Кстати, вот еще о позиции церкви:

Вы лучше представьте себе на минутку, что цена на хлопок почему-то упала раз и навсегда и рабовладение становится для нас обузой. Будьте уверены - соответственно с этим изменится и толкование библейских текстов! Церковь не замедлит прозреть истину, призвав на помощь здравый смысл и ту же Библию.

Да. Тема церкви и политики затронута очень тонко. Рабство считают позором даже высокие чиновники. Но и они несвободны в своих действиях. Если сенатор не проголосует за нужный закон, последствия - для него, разумеется - будут неблагоприятными.
Кому нужно рабство? Да тому, кто управляет любым государством. Главе оного?.. Да Господь с вами!
Корпорациям. Бизнесу. Это не люди. Это кор-по-ра-ци-и. И они решают все. Так что, по сути, власть имущие - такие же рабы. Только левел у них повыше.
И после этого у кого-то язык поворачивается говорить, что книга устарела?..
И это еще не все. Есть здесь очень мрачное пророчество. В нем можно усмотреть и предсказание зарождения фашизма:

Англо-саксонская раса - вот кто истинный властелин мира, и так будет всегда!

И того, что происходит сейчас:

... - Но что касается меня, то я надеюсь умереть прежде, чем твоя грязная чернь будет нашей владычицей.
- Грязная или не грязная, а ее день когда-нибудь настанет, и она будет диктовать вам свою волю.

Пожалуй, небольшим недостатком книги можно назвать карамельность некоторых моментов. Но их немного и книги они не портят. Не стоит забывать как о законах жанра, так и о том, что книга в первую очередь юношеская. Да, я говорю обо всех сценах с Евой.
В детстве над этой девочкой я сильно плакала. Сейчас же ее образ мне кажется настолько нереальным, даже глаза не увлажнялись. Да, конечно, есть прекрасные дети, очень развитые дети, мудрые дети - сама с такими сталкивалась и благодарю судьбу за этот замечательный опыт. Но вот таких ангелоподобных созданий, мне кажется, не бывает.
Возвращаясь к детским образам: Топси чудесна! Ну какая же славная девчонка! Живая, очень умная и в хорошем смысле безбашенная. Но больше всего в ней я ценю ироничность. Из таких, как она, вырастают замечательные люди - добрые и порядочные. В книге это человек нового времени. Я даже вижу, как она, повзрослев, занимает серьезную должность в "новой" Америке - Америке после гражданской войны...
Таким же человеком нового времени является немного циничный умница Сен-Клер. Тоже просто роскошный персонаж. В книге они с Офелией уравнивают вопрос "плохих, тупых и равнодушных" белых и "хороших, наивных" негров.
Вообще, женские персонажи, за исключением Евы, в книге все замечательные. В Касси я вообще в детстве была влюблена. Она шикарна в своей демоничности:)
Книга замечательна сама по себе. Но главная ее сила - в заключительной части. В моем издании это всего-то семьдесят листов.
Именно здесь Том, добрый, славный, мудрый дядя Том предстает перед читателем в ином свете.

- Я потерял все в этом мире, так неужели же мне еще и озлобиться?

В последней части книги встречаются две силы - разрушительная и созидательная. И начинается противостояние...
Да, Легри слишком отвратителен, чтобы выглядеть живо рядом с такими потрясающими персонажами, как Том и Касси. Но он был введен автором, как мне кажется, именно ради самой идеи противостояния. Это не самостоятельный персонаж, это просто образ Абсолютного Зла, породившего рабство. Чтобы как-то оживить Легри, автор ввела в его линию популярные тогда готические нотки. Получилось... интересно. В рамках жанра. И, к счастью, сама идея противостояния на этом фоне не стала более блеклой.
Наверное, я не поняла бы смысла этого противостояния, если бы несколько лет назад не прочла "Камо грядеши". Так вот, дядя Том символизирует собой то, что несли "в массы" первые христиане. Было в этих людях что-то, что позволяло с легким сердцем идти на самые лютые муки. Кто-то называет это фанатизмом. Но нет, это далеко не фанатизм...
А Том не просто глубоко верующий человек. Он еще и принципиален, и по-хорошему горд. В мученики он не стремится - все его помыслы там, дома, где осталась семья... Но бежать из ада, в котором он оказался, для него - слабость, а убийство мучителя - страшный грех. Он не пламенный революционер. Он из породы тех, кто партизан от полицаев во время ВОВ спасал... И - смерть, где твое жало? - он побеждает. Да. В моральном смысле он - победитель.
За санта-барбару в финале ничего не скажу. Общая чудесность книги с лихвой искупает карамельное "все встретили всех".

Хижина дяди Тома
3 5

"Хижина дяди Тома" начинается с договора купли-продажи рабов. Разорённый землевладелец просто вынужден уступить своих невольников работорговцу, для которого рабы - такой же товар, как шитьё платья для портного, нельзя его осуждать, ведь спрос рождает предложение. Везде нужны свои люди. Бичер-Стоу показывает всю ситуацию как есть - негры товар. Живой товар. Их осмотрят пристально, пощупают мышцы, заглянут в рот, проверят способности. Если нужен лакей, то лучше искать артистичного мальчика. Если управляющий - подойдёт и старый негр. У всего есть своя цена. Дороже стоят красивые девушки и чем белее их кожа, тем больше будет цениться. Многое зависит от благоразумности будущего хозяина - чванливый способен загубить талант, добрый - вызовет подсознание к бунту.

Наверное не зря Бичер-Стоу останавливает внимание читателя на двух типах негров: иссиня чернокожие и светлые негры. Тот, что подобен смоли, не может никак повлиять на ситуацию. Он навсегда будет оставаться рабом в глазах людей, хоть дай ему два раза вольную. Другое дело, светлокожий негр, больше похожий на загорелого представителя людей европеоидной расы. В процессе кровосмешений такие мулаты даже лицом не похожи на представителей своего древнего племени. Любой будет недоумевать о судьбе таких людей. Как они могут быть рабами, они же даже близко не негры. Такие персонажи в книге вызывают особое удивление. Изменился не только цвет их кожи, они обладают иным характером, им больше хочется свободы, они и есть зерно для переворота.

Самая большая трагедия для рабов - это осознание собственного положения. Они неуверенны в своём будущем, от них ничего не зависит. Главной особенностью негров, со слов автора, является природная лень. Им некуда спешить и им незачем работать больше необходимого. Превышение показателей работы хозяин одобрит повышением плана. И обязательно накажет в следующий раз за низкие показатели работы. Вторая большая трагедия - чувство безысходности. Сегодня ты радуешь отца, завтра тебя продают и ты уже никогда не увидишь своих родных. Плачь, кричи, рыдай - чёрствое сердце нового хозяина не позволит пойти тебе на уступки. Тяжело расстараются со своими детьми матери. В одном моменте Бичер-Стоу слишком категорична. Ни одна мать в книге неспособна пережить расставание со своим малышом. Все сразу идут на самоубийство. Стоит забрать ребёнка и уже ночью услышишь только всплеск в пруду. Слишком категоричный подход к проблеме.

Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
- Жюля Верна
- Маргарет Митчелл
- Харпер Ли
- Кэтрин Стокетт

Хижина дяди Тома
4 5

Рабство. Страшное слово. Очень.

Рабство - едва ли не самая жуткая веха в истории нашего человечества. Читая, в очередной раз, книгу на эту животрепещущую тему - о жуткой несправедливости, ограничении свободы, отнятии ребенка от матери, о разрушении семей, я поражаюсь жестокости людей, отсутствию в них всего,что называется человечностью.
Книга Гарриет Бичер-Стоу будет интересна скорее детям школьного возраста или людям,интересующимся рабством в США. Я догадываюсь, какую шумиху создала автор, написав эту книгу в 1852 году. Очевидно, что она совершила смелый поступок, бросила некий вызов обществу того времени.

+ Набожный Дядя Том,добрая тётушка Хлоя, семья Шелби, молодая мать Элиза и её умный муж Джордж,семья Сен-Клер, Касси, Эммелина. Судьбы этих людей не смогли оставить меня равнодушной.
В произведении автор противопоставляет рабов и обычных людей, показывая,что рабы - те же люди, а не собственность хозяев.
Думаю, если книгу прочитает ребенок, то она поразит его, поможет в установлении неких моральных принципов.

- Образы. Гарриет Бичер-Стоу, на мой взгляд, слишком идеализировала своих героев.
Наивность. Роман кажется немного наивным. Особенно конец.
Простота изложения. Иногда у меня возникало отчетливое чувство, что автор относится к читателю,как к ребенку малому или как человеку глубоко убежденному,что рабство-норма.
Излишняя религиозность. Почти в каждой главе.

Для меня эта книга оказалась недостаточно сильной. Не как тот же фильм "Цветы лиловые полей" или то же произведение Тони Моррисона "Возлюбленная". Возможно, это потому, что я читала и смотрела об этом вещи пожестче.
Но я всё же соглашусь, что книгу нужно прочитать, и могу её смело посоветовать.

Хижина дяди Тома
5 5

Что означает ропот, доносящийся на всех языках и со всех сторон? Угадать его значение нетрудно.
Это - требование свободы и равенства.

Очень сильная книга. Такая правдивая, жестокая и страшная. Несмотря на кажущуюся наивность, на довольно четкое деление на хорошее и плохое и практически полное отсутствие полутонов. Тем не менее она по праву должна занимать свое место в списках лучших и наиболее значимых мировых произведений.
Наверное, все знают хотя бы примерно, о чем она. Ну да, по сюжету мы знакомимся с рабами и их хозяевами. Тьфу ты, ну казалось бы, насколько дико это звучит, да? Как можно иметь в собственности человека??? И как мы возмущаемся, читая подобное, как нам больно при этом и стыдно за то, что в истории человечества в принципе были такие времена. Но...стоп-стоп. А разве сейчас не происходит такое? Разве сейчас нет торговли людьми? Вы живете в мире розовых пони, если думаете, что это так. Но я не буду об этом распространяться.
Поговорим лучше о книге. Это еще одна книга из моего детства, читала ее на летних каникулах в первом или втором классе. Тогда я не совсем поняла ее, многое позабыла. И действительно рада тому случаю, который заставил меня перечесть ее, хотя это было, честно признаюсь, трудно. Мое сердце болит, когда я думаю о таких вещах.
Язык повествования очень легкий и приятный, Гарриет свое дело знала и была одаренной писательницей. И тему, о которой писала, она знала очень хорошо. Что касается "детскости" этой книги - нуу, тут можно поспорить.
Герои в основном незамысловаты в плане степени своей "хорошести". То есть вот дядя Том - он определенно положительный герой, благородный, смелый, сильный. А, например, один из его хозяев - Сеймон Легри, однозначно деспот и тиран и вообще сволочь (кстати, списан с реального персонажа, что, впрочем, неудивительно). Но есть и Офелия. Она презирает рабство, она честна и справедлива, но..."Нет, я не расист, конечно...Но негров как-то к себе не подпускаю" (с). Она старается даже не прикасаться к чернокожим, всячески избегает их, они ей неприятны. Но в этом случае мы наконец видим трансформацию героини. Офелия меняется, поднимается еще на одну ступень. Офелия молодец, будьте как Офелия.
Спорным моментом является и якобы надуманность ситуаций. Типа, как это на одном корабле случайно оказались некоторые герои в конце книги. Но, поверьте, бывает еще и не такое. Как говорится, нарочно не придумаешь. В жизни иногда случаются такие "совпадения" и необычные происшествия, что только диву даешься. Поэтому тут все нормально, тут никакой неправдоподобности нет.
Повторю, я просто несказанно рада повторному знакомству с этой книгой, она займет одно из первых мест в моем личном хит-параде, я буду всем ее советовать и рекомендовать. А также мое безграничное уважение получает сама Гарриет Бичер-Стоу. Похоже, она была неимоверно крута. Буду искать ее статьи и прочее (только стихи вряд ли читать стану, говорят вон, они на религиозные темы в основном...) Сохраню себе прямо тут и ее портрет на память.

Хижина дяди Тома
4 5

Трудно далась мне эта книга. Может быть, прочти я ее классе в 8-9, впечатления были бы совсем другими. А так я, избалованная подобными тяжелыми историями, перехватывающими дыхание и заставляющими слезы выступать на глазах, на сей раз осталась практически равнодушной.

Рабство - позорное пятно в истории многих стран. И Америка, развитая и так отстаивающая демократию, не исключение. Я свято верю в то, что все люди равны от рождения, и обращаться с некоторыми из них так, словно они вещи, животные, не стоящие даже доброго слова, - ужасно. Особенно, если их единственное отличие в цвете кожи.

Жаль, безумно жаль дядю Тома, который всю жизнь верой и правдой служил одному хозяину, а затем оказался выброшенным на произвол судьбы. И жаль остальных, чья судьба сложилась еще более печально. На этом фоне очень радуют люди, выступающие против рабства, - это значит, что и тогда уже не все было потеряно.

Даже не представляю, какой силой духа и бесстрашием должна была обладать госпожа Бичер-Стоу, чтобы написать такой роман. Его, безусловно, обязательно нужно читать каждому.

Хижина дяди Тома
3 5

Книга у меня была библиотечная, старая, 1972 год, вся испачкана чаем-кровью, какими -то веществами, превратившимися в коричневые отпечатки и размазанности. Видимо, кто-то заливался кровавыми слезами над ней.
Срез времени, когда-то она была действительно важна. Чем эта война закончилась мы знаем.
Полна драматизма, мыслей Христианских, без этого ни одной главы.
Но все это не вызвало отклика в моей душе, потому что я недолюбливаю религиозных фанатиков, таких как Гарриет Бичер-Стоу.
К ней у меня вообще довольно предвзятое отношение, хотя бы из-за той истории с Байроном. Вот уж не ее дело.

Хижина дяди Тома
5 5
Чёрное и белое
Вам вежливо предложат пройти внутрь и покажут мужей, жён, братьев, сестёр, отцов, матерей и маленьких ребятишек, которых "можно приобрести поштучно и оптом, в зависимости от желания покупателя", можно нанять на время, заложить или обменять на любой другой товар, пользующийся спросом на рынке.

Это невольничий рынок. Здесь товар один - люди. Рабы. За пачку банкнот тут можно купить человека. Отобрать ребёнка у матери, разлучить мужа и жену. У всех своя цена: старых и немощных отдают за бесценок, дети уходят подороже (красивые дети - ещё дороже), особенно ценятся молодые девушки и сильные мужчины. Здесь у каждого своя роль: товар или купец, третьего не дано. Либо ты - тот несчастный, кто по закону является лишь вещью, либо тот ублюдок, который решил, что вправе распоряжаться жизнями других людей.

В романе Гарриет Бичер Стоу нет серых оттенков. Здесь сплошные контрасты: добро и зло, хорошее и плохое, чёрное и белое. Если персонаж положительный, то не жди от него низких поступков. Он во всём хороший человек. Он не бросит родных, он смело глядит в лицо опасности, он не ударит первым, он стерпит унижение, он даже врага не бросит умирать, он не предаст своих принципов, он останется верен своей душе. То есть человек безусловно хороший. Чёрт возьми, а так бывает? Можно ли поступать правильно в мире, где справедливость никогда не бывает на твоей стороне? Можно ли при этом верить в лучшее, надеяться, любить и быть исключительно хорошим человеком? Пока читала, я поняла, что я сама гораздо хуже, чем большинство героев этого романа. Может, дело во времени? Сейчас ведь всё иначе. Миром правит серый цвет. Тысячи причин "почему", тысячи отговорок, тысячи путей "почти хороших" или "не совсем плохих". Можно ли сегодня понять людей, живущих в "Хижине дяди Тома"?..

Эту книгу советуют читать детям, подросткам. И да, я согласна, что она им нужна, просто необходима, чтобы увидеть эти поступки, узнать этих безусловно хороших людей, поверить в то, что они есть. Нужна она и для того, чтобы увидеть жестокость, двойные стандарты, боль и слёзы. Но никогда ребёнок не прочувствует эту книгу так, как взрослый. Даже нет. Я лучше на своём примере. В 14-16 я никогда бы не прочувствовала эту книгу так, как в 28. Потому что в 14 у меня не было детей, а был только ветер в голове. Только будучи родителем можно хотя бы попытаться представить, что чувствует женщина, у которой отбирают ребёнка. Таких историй в романе много. Мне приходилось то и дело откладывать книгу в сторону, чтобы прийти в себя и продолжить читать.

Можно ли полюбить "Хижину дяди Тома"? Вряд ли, уж слишком горькая история. Но совершенно невозможно не влюбиться в героев книги.
Элиза, которая готова на всё, чтобы спасти сына.
Джордж Гаррис, который готов умереть ради свободы, но не готов бросить на верную смерть своего врага.
Ева, которая вдохновляет окружающих своей добротой и искренней любовью, которая поражает своей рассудительностью в таком юном возрасте. Ева, при воспоминании о которой с трудом сдерживаешь слёзы.
Дядя Том, который никогда не позволит хозяину завладеть своей душой. Дядя Том, который восхищает своей силой духа. Дядя Том - тот самый безусловно хороший человек.

Хижина дяди Тома
5 5

Написать подобную книгу в 1852 году было практически героическим поступком. Выступить против рабства в то время, когда даже церковь его оправдывала, когда был принят закон, запрещающий накормить или напоить беглого негра. Неудивительно, что роман подвергся критике, что его называли лживым и клеветническим, что в адрес автора сыпались угрозы и оскорбления. Общество не любит признавать свои ошибки, намного приятнее оправдывать их божьей волей или тем, что все это делается для благополучия людей.

Я много поездила по Югу и пришла к заключению, что негры в неволе гораздо счастливее, чем на свободе

Честно говоря, дико было читать рассуждения некоторых героев о том, что негры не люди, что они не способны испытывать чувства или привязываться к кому-то. Как можно так относиться к людям, которые всю жизнь сопровождали каждый твой шаг, одевали тебя по утрам, готовили для тебя, воспитывали твоих детей? Как можно продать человека, который вырастил тебя?

В центре повествования - истории нескольких героев, на своем пути им много с чем придется столкнуться: обрести друзей и врагов, получить помощь, откуда ее совсем не ждешь, оказаться в одном шаге от гибели. Герои очень разноплановые: и среди рабов, и среди господ встречаются люди с совершенно разными взглядами на мир. Том, со смирением воспринимающий все перемены в своей судьбе. Джордж, решивший бороться за свою семью до последней капли крови. Сен-Клер, признавший несправедливость рабства, способный на благородные поступки, но слишком пассивный для того, чтобы сознательно вступить в борьбу. Легри, наживающийся на сложившейся ситуации. Вообще, среди героев много парных образов: не по годам разумная Ева и бунтующая Топси, прямолинейный Том Локер и скользкий Мэркс; убитая горем Люси и обретающая надежду Касси, снисходительный Огюстен Сен-Клер и принципиальная Офелия. У каждого из них своя история, каждый имеет свой голос, но центральное место принадлежит, конечно, дяде Тому. Это человек удивительной душевной силы и стойкости, человек, не теряющий достоинства ни в одной ситуации. Невозможно не испытывать сочувствия к нему и, честно признаюсь, я плакала, когда читала про прощальный завтрак Тома с семьей, про сборы в путь, из которого наверняка не будет возврата. Страшно, когда человек лишается надежды просто снова увидеть своего ребенка, обнять свою семью. Не в тяжелом труде и лишениях заключался ужас рабства. Очень точно автор формулирует понятие свободы:

Свобода – это право быть человеком, а не рабочим скотом; право называть любимую женщину своей женой и ограждать ее от насилия и беззакония; право защищать и воспитывать своего ребенка; право жить с ними под одной кровлей, жить по своей воле, независимо от воли другого.

"Хижина дяди Тома" была важным событием в свое время, неслучайно ее называют одной из причин начала войны Севера и Юга. Но этот роман не теряет актуальности и сегодня, он никогда не устареет по нескольким причинам. Во-первых, это роман не только о рабстве, здесь затронуты многие вечные темы - жизнь и смерть, верность, жестокость, любовь, самопожертвование, благодарность. Во-вторых, этот роман - лекарство. Или, если угодно, прививка для общества. История знает много случаев эксплуатации одного класса другим. Эта книга - еще один повод не забывать.