Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы

В книгу включены комедии Д.И.Фонвизина `Бригадир`, `Недоросль`, сатира `Всеобщая придворная грамматика` и комедия А.С.Грибоедова `Горе от ума`. В `Приложении` помещены биографические и критические материалы, освещающие личность и творчество этих великих драматургов.
Авторы Д. И. Фонвизин , А. С. Грибоедов
Издательство Художественная литература
Серия Классики и современники
Язык русский
Год выпуска 2001
ISBN 5-208-03243-3 5-280-03243-3
Тираж 10000
Переплёт Мягкая обложка
Количество страниц 384
Код товара 9785280032439
59
Купить »
История изменения цены:
Средний отзыв:
4
Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5
Есть такая хохма про высоко образованного во всем, кроме английской литературы, канадца, который волею судеб прочёл "Гамлета" на пятидесятом году жизни. Прочёл и воскликнул: "Не пойму, чем все так восторгаются! Это же набор ходячих цитат!"
Когда я первый раз читала "Горе от ума", то с благоговейным страхом поняла, что мы все - все! - говорим на языке Грибоедова, и если горе - то непременно от ума:

Счастливые часов не наблюдают
Что за комиссия, Создатель!..
Герой не моего романа
Собрать все книги бы да сжечь!!
Другой найдётся благонравный
Свежо предание, да верится с трудом
Шёл в комнату, попал в другую
...и крепко на руку нечист...
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
... числом поболее, ценою подешевле...
Мой муж - прелестный муж...
Грех не беда, молва нехороша.
Я езжу к женщинам, но только не за этим.
Пожар способствовал ей много к украшенью.

Конечно, трудно иногда не повторить за Буниным - не верю, дескать, что Чацкий, много разговаривающий с дураками и любящий дуру, есть умный человек. Но в двадцать лет кто семнадцатилетнюю дуру не любил, кто с дураками не рассусоливал! Мы же мыслим этими фразами почти два века, Господи, ничего, ничего не изменилось, по-прежнему:

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Перечитывать, слушать, в театре смотреть. Ничего не изменилось.
Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

С огромным удовольствием перечитала Грибоедова. "Горе от ума" - это одно из очень немногих произведений школьной программы, которые впечатлили меня еще в школьное время, а не при перечитывании впоследствии. Мне вообще кажется, что это произведение действительно можно читать и в подростковом возрасте и при этом понять, принять и полюбить его в отличии от многих других, которыми "пичкают" на школьной скамье, когда человек еще не готов воспринимать такие серьезные и глубокие вещи. Почему же понятен Грибоедов и так понравился мне еще в 9-м классе? Теперь, перечитав, я это понимаю. Ведь Чацкий своим менталитетом, своим поведением очень похож на подростков-максималистов. Он и его личные проблемы особенно близки именно подросткам, которые чувствуют себя потерянными, не принятыми и не понятыми в этом мире, хотя сама проблематика произведения не устареет никогда и будет близка любому обществу на любом этапе развития. Особенно нашему. Всегда будут Молчалины, Чацкие, Скалозубы. Никуда от этого не деться. Поэтому-то "Горе от ума" можно перечитывать бесконечное число раз. Я уже не говорю о потрясающем языке и о том, что вся такая небольшая книга разобрана на цитаты.

Не так давно в книжном клубе у нас зашел разговор о "ненужных людях" и о том, почему Чацкого все читатели любят, в то время как Ганс Шнир, клоун Бёлля ("Глазами клоуна") вызвал у многих столь неприятные эмоции. Ведь они во многом похожи! Также не принимают все несовершенства этого мира, этого общества, не могут найти своего места в мире. Все это действительно так, они похожи. Вот только Грибоедов не заставляет нас погружаться в голову Чацкого и читать все его мысли, в то время как от желчного и противного Шнира на всем протяжении книги ну просто некуда деться. Чацкий промелькнул яркой вспышкой и ушел, растворился, а мы остались размышлять об обществе и сочувствовать ему, а вот Шнир пребывал перед нашими глазами долго, даже слишком. Все успел рассказать, обо всем пожаловался. Вот подумайте, разве кто-нибудь смог бы жить замужем за Чацким, видеть его каждый день, каждый день слушать его речи? Вряд ли. Мне кажется, в конце концов сбежит также, как и Мари от Шнира. Такова судьба "ненужных людей". Они ни с кем не уживаются, только с себе подобными.

Именно поэтому, после второго прочтения "Горя от ума" образ Чацкого показался мне двойственным. С одной стороны, он вызывает симпатию, потому что он выше этого общества, не гонится за наградами, хочет жить собственным умом. Честь и хвала тому, кто занимается самосовершенствованием. С другой же стороны, он является непримиримым борцом за справедливость, за правду, и что ему это дает? Только разочарование и обиду. В Индию - вот куда нужно ехать Чацкому после его "Карету мне, карету!", учиться миросозерцательности и спокойствию, тогда то его ничего не будет волновать, а глупость окружающих меньше всего. Но это у меня воображение, конечно, разыгралось. Понятно, что комедийная пьеса писалась не для того, чтобы наши герои росли и менялись на глазах, а чтобы ярко, с юмором отобразить недостатки общества. И это вышло великолепно! Потому-то я и не воспринимаю героев как живых, обычных людей, а скорее как комедийные, слегка гипертрофированные образы типичных характеров. И вот только Чацкого не могу я так воспринимать. Он для меня человек со всеми его достоинствами и недостатками, из-за чего и хочется его подергать, потолкать и объяснить, в чем он не прав.

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

Читал я давеча тут «Горе от ума»…
Рассеялся застлавший разум мне туман -
Вдруг понял я, что в школе был баклан,
Извлёк тогда из этого творенья на стакан,
Тогда как должен был извлечь на целу бочку.
Сейчас лишь я могу поставить точку
В познаньи гениальных строчек
И отношений проволочек,
Что Грибоедов описал.

Проникнут книгой был всецело -
Ну надо ж так изобразить умело
Характеры и нравы! Между делом
Душа моя взяла контроль над телом
И в стих рецензию оборотила.
Что сочинять вдруг вдохновило?
- Грибоедовских пять килограмм тротила.
Энергия после их взрыва
Нам два столетья сердце грела.

Само собой, определённо, несомненно
Мне в паре слов не передать значенья
Сего значительного сочиненья,
Подобно бурному теченью,
Несущему в раздумий воды.
Могу заметить только: годы
Порою длятся правды роды,
И Чацкий-акушер лишь, умный, гордый,
Приносит роженице облегченье.

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5
Болезнь непонимания

Когда в детстве и юности нам твердят об актуальности классики, вряд ли мы в наши школьные годы чудесные способны по-настоящему это понять. То ли Марьиванны плохо объясняют, то ли опыта (того самого, житейского) маловато, да только актуальность так и остаётся чем-то вроде Северного Полюса: все знают, что он есть, но так немыслимо далеко… Бывают же такие ситуации, когда вдруг сами собой возникают какие-то параллели, когда вдруг понимаешь: да ведь почти об этом самом и писал кто-то великий!
Не так давно один известный человек написал статью по поводу невесёлому и актуальному. Написал честно, искренне, так, как думал, без всякого «соцзаказа». И почему-то оказалось, что выпал из общего хора голосов, пошёл не в ногу со всеми, а как бы даже в другую сторону. И понеслось! А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! К ответу! И, собственно, чего такое вообще сказать-то хотел, а?!
И вспомнился тут не кто-нибудь, а Александр Андреич Чацкий, успешно нами «пройденный», причём чаще всего мимо. Вот он, молодой, три года пробывший где-то заграницей (где весьма ощутимы отблески костра Французской революции), соскучившийся, появляется в доме Фамусова. Нарушает при этом все приличия – раннее утро, никто гостей в такое время не принимает. В том-то и дело – он не гость. Он свой. Он и мчится прямо с дороги к своим, а не в какой-то лагерь врагов, где надо быть во всеоружии и обдумывать каждый жест, каждое слово.
Его знаменитые монологи тоже произносятся не на заседании тайного общества, а для хорошо знакомых с детства людей, которым он верит, которых так давно знает (как ему кажется). Наверняка так пылко говорит в надежде, что его поймут, что найдутся люди, разделяющие его взгляды. Пусть не Фамусов, куда ему, человеку прошлого века, но Софья, но Молчалин?! Ведь они-то с Чацким ровесники (Софья помоложе, но ведь «ей сна нет от французских книг», девица образованная). Но нет. Нет понимания, нет взаимности ни в чём.
Лиза, служанка, которая в лучших литературных традициях часто бывает умнее, наблюдательнее многих героев пьесы, скажет одну важную фразу:

Как все московские, ваш батюшка таков…

Ключевое здесь начало: «как все» - и этим всё сказано. Попробуй быть не таким – плохо тебе будет, разорвёт стая. И ещё «московские» - уютная милая Москва с утопающими в зелени особняками отличалась какой-то своей особой патриархальностью (ну вспомните все эти лубочные «конфетки-бараночки»), клановостью, многочисленными и разветвлёнными родственными связями, что в целом составляло такой конгломерат, о который можно сломать не только зубы, но и шею.
Поначалу и Фамусов принимает Чацкого именно как своего:

Здорово, друг, здорово, брат, здорово.
Рассказывай, чай у тебя готово
Собранье важное вестей?
Садись-ка, объяви скорей.

Тут и «друг», и «брат» - наш человек, что и говорить!
Проходит какой-то час, стоило лишь Чацкому в одном из первых монологов сравнить «век нынешний и век минувший», как Фамусов приходит в ужас. И после каждой реплики молодого гостя ему становится всё хуже и хуже:

Фамусов
Ах! Боже мой! он карбонари! *
Чацкий
Нет, нынче свет уж не таков.
Фамусов
Опасный человек! (Оставлю далее реплики только Фамусова):
Что говорит! и говорит, как пишет!
* * *
Он вольность хочет проповедать!
* * *
Да он властей не признает!
* * *
Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.

Дальше – больше. Чем пространнее становятся монологи, тем сильнее раздражаются окружающие. Никто, никто не пожелал выслушать по-настоящему, попробовать вникнуть, постараться понять, что искры Франции и просто здравого смысла уже долетают, уже зажигают умы и сердца. Но нет, мы, московские, горой друг за друга, нам перемен и ваших революций на дух не надо. Да и стоит ли слушать кого-то, кого не было три года, мы его опять выживем из нашего тесного и сплочённого мирка.
Пусть он умён, но мы-то не понимаем, чего он там так долго и красиво пытается говорить. У нас тут бал, понимаешь, карты, турнюр у кого-то новый, надо обсудить… Проблемы?! Нет, у нас они, конечно, есть, но мы сами знаем, какие, вон докторша «не родила, но по расчету – по моему – должна родить». Не надо идти против нашего мнения, да ещё не спросив, что думает княгиня Марья Алексевна. Пошёл? А мы намекали… Мы ж предупреждали… А вот на тебе, получи! Распнём, затопчем, объявим сумасшедшим.
И пусть себе пойдёт

…искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..

А знаете, грустно… Классика и впрямь актуальна. Увы.

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

Сатира-дело нужное!Помните,какой потрясающий эффект произвели в своё время сатирические куплеты в исполнении Дениски Кораблёва и Миши Слонова,вот эти вот:
"Папа у Васи силен в математике,учится папа за Васю весь год.Где это видано, где это слыхано-папа решает,а Вася сдает?!"У Грибоедова,конечно,не так смешно,как у Драгунского,но тоже ничего :)

"Горе от ума",как известно,пьеса.Постановка пьесы зависит от режиссёра,от его виденья материала.Я,конечно,не режиссёр,но...представляю себе такую штуку:

Есть супергерои такие,как Бэтмен или человек-паук.Чацкий тоже супергерой,человек-фонарь.Выходит он на обсолютно тёмную сцену и начинает шарить по ней в поисках истины лучом света.Шарит,шарит и вдруг,бац-бледный луч выхватывает из темноты идиотскую рожу Скалозуба.Шарит дальше.В кружке света поочерёдно появляются то сальная улыбочка Загорецкого,то суетливая фигура старика Фамусова,то чепчик Лизаньки,
то Софьины мечты о замужестве,то непомерно раздутые надежды на сладенькую жизнь Лёши Молчалина.И вот таким макаром под просветительный луч Чацкого попадают все персонажи пьесы.Волшебный лучик света в тёмном царстве кривых физиономий.

А почему,собственно,физиономии кривые?Представьте-сидите вы в полной темноте и знать не желаете,что можно по-другому.А зачем?!Вам и так хорошо!Сидите,никого не трогаете и вдруг луч света резко так,бац,прямо в глаза.Ну как тут не скривиться?!

Известно,что Пушкин не жаловал Чацкого,отказывая несчастному правдорубу в уме.Первый
признак умного человека-знать с кем говоришь.Чацкому,по мнению Пушкина,всё равно с кем говорить и где,лишь бы высказаться.

Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему, но разумный человек молчит (Книга притчей Соломоновых).

Чацкий выглядит двухмерной проекцией(впрочем,как и другие персонажи) не имеющей силы выползти за плоскость поставленной автором задачи.Чацкий всего лишь инструмент в руках Грибоедова,всё равно,что выдуманный мною фонарик,ну или,скажем,консервный нож,при помощи которого автор,как жестяную банку вскрывает быт и нравы московской аристократии начала 19 века.По-моему,ещё великий критик всея Руси Белинский,писал о том,что,сатира не может быть художественным произведением.Ну,не может и не
может,что ж теперь не получать удовольствие от прекрасной пьесы?!Нет,друзья,не знаю как вы,а я убеждён:сатира-дело нужное!Особенно в наши хмурые времена.

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

Молчалин
Ах! злые языки страшнее пистолета.


Это точно!-Вот думаю я так.
После "Горе от ума" я сам стихами начал говорить. Здесь есть истин много разных,которые и в наши дни все так же актуальны и полезны,вот например:



Фамусов
... Ох, род дюдской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть. ....


или :



София
Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!
Где ж лучше?

Чацкий
Где нас нет. ...


Я улыбался от души и убеждался лишний раз,что сплетни и подхалимство никуда не могут привести людей,а только губят ихние души и тела.
Ну вот и все,нет просто слов больше у меня, как все это грандиозно!

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

Я просто боготворю эту пьесу! После школы перечитывала её несколько раз! Удивительно, насколько реалистичны образы грибоедовских героев, насколько они реальны и в наше время! На самом деле эта пьеса - очень серьезное произведение, взять хотя бы тот факт, что ее разобрали на цитаты! а вот знает ли современная молодежь о них? Многие афоризмы из этой бессмертной пьесы живут в нашей речи и сегодня. Я все больше и больше склоняюсь к тому, что произведения русских писателей, как никогда актуальны в наше время, в современной России страдают люди умные, прогрессивные, переживающие за состояние российской действительности. В общем, горе от ума. С самой школьной скамьи я помню монолог Чацкого «А судьи кто?», который мы учили наизусть, тогда еще не понимая его зерна, и только сейчас понимаю, насколько я была далека от понимания русской литературы! Тема которую затронул Грибоедов, я думаю, еще очень и очень долго будет оставаться актуальной. Произведение поистине правдивое и оголяющее проблемы современного общества настолько, насколько это возможно.

Не знаю зачем, но я решила пофантазировать, что бы Чацкий мог написать в гостевой книге после бала! мне кажется это было бы так...

"Зачем я здесь, среди глупцов!
Мне средь богатва места нету...
Ведь создан мир для дураков.........."

Не дописал и выбежал - Карету мне карету!!!!

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

по-моему, зря эту книгу внесли в школьную программу
большинство школьников просто не способны понять, насколько она шикарна

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
4 5

Итак, перечитала. В общей сложности раз в пятый, но после большущего перерыва.
То, что я сейчас перечитываю классику упоенно и с благоговением, - даже писать не буду, и так уже об этом на каждом углу говорю:))
Но вот что могу сказать непосредственно о самом "Недоросле".

Для меня это стало легким приятным чтением, вызывающим восторженный смех в смешных ситуациях, внутренние аплодисменты в моментах сатирических и... легкое разочарование в моментах "серьезных".
Нет-нет, всё в точку: и о семье-браке, и о патриотизме-службе, а о чиновничьем мире - ну просто как нельзя метко и актуально (все-таки я сама только-только "выбралась" из мира чиновников, знаю, что ничего не изменилось).
НО! Но именно сейчас я подумала, что современному читателю слишком режет глаз явное морализаторство Стародума, Правдина, даже Милона.

Странно, раньше, читая эту комедию, всё воспринимала более гармонично - сейчас же, видимо, смотрела на текст глазами современных подростков и понимала, что нет, не пойдет у них.

И правда - не пошлО (в том числе и у сильных учеников). Пришлось комментировать, объяснять, включать презентации, фрагменты радиоспектаклей и прочее - чтоб хоть как-то разложить по полочкам и сделать для них более понятным их же собственное восприятие данной пьесы.

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

Одним словом ГРИБО - ЕДОВ!
"Горе от ума" - гениальная пьеса от первой до последней строчки. Каждого героя можно с легкостью переселить в нашу эпоху, ибо каждый портрет, как классическая маска, легко надевается на наших современников.
Когда я училась в школе, лет 15 назад, учитель литературы нам внушала, как низок Молчалин, как смешон и меркантилен Фамусов, как глупа Софья и как умен и продвинут Чацкий, приводя в подтверждение множество великолепных цитат.
Но сейчас у меня совсем иное мнение, тем более если переселить героев в наше время.
Молчалин – классический менеджер среднего звена, такой, среднестатистический винтик в механизме модного офиса. Типичный менеджер по продажам, умеющий добиваться поставленной цели. Его профессия угождать, при этом он прекрасно справляется с задачей и удается ему «и награжденья брать и весело пожить».
Современные Молчалины сейчас «втюхивают», "впаривают", "срубают бабла", "берут в кредиты кайены", и торжествуют над типичными лошарами современного времени. Молчалин с виду успешен и пуст внутри, в глазах горят денежные нули. И он всегда будет счастлив, пусть не с Фамусовым, так в другом месте, он с большей вероятностью сможет «попасть в обойму» и «хорошо устроиться» в этой жизни. Воистину, Молчалины блаженствуют на свете во все века!!
Софья - Поколение модных девушек с Мtv. Как сейчас модно говорить - в тренде. Все у нее по - последней моде, оно и понятно папик снабжает. Такие Софьи сейчас явление нередкое, катают себе на дорогих купешках в разгар рабочего времени по бутикам и салонам. Закачивают силикон в разные места, на распродажи летают исключительно в Милан, а не в заМКАДную МЕГУ. Все кружева, булавки, шпильки из модного Парижу, не из Китая уж поверьте. И уж, чтоб совсем не выглядеть счастливыми бездельницами учатся на платных отделениях престижных ВУЗов типа, МГИМО или МГУ..
Софья, до глупости влюблена в успешного Молчалина, а чем не жених?? Кайен есть.. успешен.. всего достигает и добивается, а пустота внутри - это их общее, что то же должно объединять влюбленных.
Фамусов - Типичный папик миллионер, прочно стоящий на капиталистической земле своими пухлыми ногами. Молчалин кстати, преуспевающий менеджер в его фирме. Фамусов его любит за лесть, и это отличительная черта преуспевающих дельцов нашего времени. Вопрос только в качестве лести, брюзжание трехсотлетней давности уже не прокатывает и поэтому Молчалин, как бы изображает из себя супер-работягу попутно ухаживая за дочкой босса.. авось, после женитьбушки вся финансовая корпорация достанется ему?))… Да конечно, Фамусов не демократ, отнюдь, ну а где вы сейчас встретите богатых демократов? Но он хозяин, - он отец!
Лиза - секретарша Фамусова. Непременно прыгает перед Софьей и набивается к ней в подруги, когда та приходит к папику на работу, за очередной порцией барышей. Лиза тщетно списывает с дочурки, всю манеру одеваться, говорить, жеманичать. Но вот, секретарского оклада на модное шмотье не хватает, не говоря уже о силиконе.. поэтому приходится заигрывать с Фамусовым.. Хо-Хо))
Ну и наконец Чацкий. Тот еще фрукт.. Этакий выскочка, побывавший в нескольких странах (предположим в европейских) и приехавший обратно восвояси с целью поучить жизни старшее поколение. Вщемился к Фамусову, как беспардонный нарушитель спокойствия, «со своим уставом в чужой монастырь», абсолютно не разбирающийся в людях и несущий всякую околесицу.. поговорка - "Смолчишь,- за умного сойдешь" не про него. Чацкий не способен прогнозировать результатов собственных действий и мыслей, этакий торжественный "звездящий" юноша ", слепой, эгоистичный в своих взглядах. Он наполнен максимализмом и ощущением превосходства своего «я». в конце концов, его загон становится настолько очевидным, что большинство на модной тусовке признают его невменяемым.. ну грибов заграничных переел парень))..

АХ! АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ, МИЛЫЙ...
СПАСИБО ВАМ, ЗА ВАШУ ПЬЕСУ
МИНУЛО 200 ЛЕТ С ТЕХ ПОР, И НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ
И ПУБЛИКА В НАШ ВЕК ВСТРЕЧАЕТСЯ ГЛУПА
ХОТЯ НЕ НАМ СУДИТЬ- ВЕДЬ ГОРЕ ТО И ПРАВДА ОТ УМА!!!

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
4 5
Действительно, что хуже в людях: душа или язык?

Не дает автор ответа на этот свой вопрос. А жаль.

Грибоедова перечитываю в который раз, и каждый раз случается как-то по-новому. Вот, ниже, вся моя история знакомства с Горем от ума, кому интересно, и путь познания книги, который, кажется, является достаточно стандартным для среднестатистического обывателя без гуманитарного образования.

1. Школьные годы.
Тогда было мной прочитано Горе от ума в первый (летом, потому что короткое) и во второй раз (в классе, по ролям), и вообще ничего было непонятно, кроме нескольких фраз, типа "Чацкий и фамусовское общество", или "век нынешний и век минувший", или "фамусовская Москва" и "герой и эпоха". Было списано сочинение пополам из интернета и пополам из критиков, и заучена пара монологов, а именно "А судьи кто?" и "Петрушка, вечно ты с обновкой".

2. Университетские годы.
Эти годы принесли третий раз перечитывания, а четвертым я считаю поход в Современник на великолепную постановку Римаса Туминаса, где фамусова играет неподражаемый Сергей Гармаш. Это время подарило весьма поверхностное познание смысла пьесы и открытие уникального авторского стиля Грибоедова.
Очень полюбила его язык, витьеватые построения фраз, меткие рифмы и вечные афоризмы:

Губители карманов и сердец!

Попал или хотел попасть?

Тогда не то, что ныне.

Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!


И еще очень много просто гениальных словесных структур, в общем, литературная часть.

3. Постуниверситетские (есть ли слово-то такое?) годы
Видимо, смысл школьной классики начинает доходить только когда встанешь на ноги, почувствуешь почву под ногами и понюхаешь пороху. Вот тогда сразу всплывает вся справедливость поднятых Грибоедовым тем, тогда и Скалозуб уже кажется не каким-то там надутым пузырем, а вполне реальным человеком, которого знаешь лично (я даже и несколько Скалозубов знаю). И Молчалина узнаешь как родного, и Фамусова видишь насквозь. София, конечно, блеклая невзрачная тень, но что уж здесь сделать, не было возможности еще и женский вопрос поднимать в таком маленьком объеме.
А себя полностью ассоциируешь с Чацким, и уже понимаешь, что находишься в той же ловушке, в которую и он себя сам загнал в пьесе, и выхода из неё уже нет, и все томишься и ждешь, когда же найдется та Софья, что провозгласит тебя безумным, чтобы уже, наконец-то списаться со счетов жизни.

Вот правда, Грибоедов писал не про Чацкого, а про того, кто в данный момент читает/смотрит эту пьесу. Он нам, как все реалисты, показывает, что выхода-то нет, что Чацкий никогда не доживет до зрелых годов, весь Чацкий улетучится из его личности, и останется там чуточка Молчалина, или Фамусова, или Скалозуба.

Обидно! Совет издателям: дарите в подарок к книге корвалол или валерианку, или бутылочку чего-нибудь горячительного. Ну невозможно же по-другому!

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

Читала по школьной программе,произведение понравилось,очень многому учит...Автором комедии Недоросль является Фонвизин Дмитрий Иванович. Комедия состоит из пяти действий, которые происходят в деревне Простаковых. Герои комедии – это Простаков, его жена, их сын Митрофан, недоросль. А так же – брат Простаковой, Скотинин; семипорист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман; Стародум, его племянница Софья; Милон. Первое действие начинается с момента, где портной примеряет на Митрофана узкий для него кафтан..... На протяжении всей комедии Фонвизин выявляет скотскую сущность Простако­вой и ее родственников: то прямо обличает их поступки, то заставляет Стародума, Прав­дина и Софью тонко иронизировать над ними, то с лукавым юмором принуждает этих невежд самих разоблачать себя. Так, Скотинин, расхваставшись древностью своего рода, попадает в ловушку Стародума и Правдина. Он соглашается, что его пращур был со­здан Богом несколько раньше Адама, то есть в то время, когда были созданы скоты. Даже Вральману и то казалось, что, живя с господами Простаковыми, он «фсе с ло­шадками». Этим людям нечем прикрыть свое невежество и скотоподобие. Когда Про­стакова надевает маску приличия, намереваясь показать доброе гостеприимство свое­го дома и достоинства Митрофана, у нее ничего не получается. Играя в благородство с Софьей, Стародумом, Правдиным, она постоянно срывается. Где ж ей знать, что такое истинное благородство. Несоответствие маски и лица и нелепо, и смешно. Когда же Простакова бранится, как уличная торговка, это уже не так смешно, потому что жаль ни в чем не повинных людей. И уж совсем не смешно, а скорее страшно от мысли, что невежественные, грубые и жестокие крепостники готовят себе достойную смену. Ведь недаром комедия называется «Недоросль».

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
4 5
"Начинаются чины — перестаёт искренность"

Произведение, которое, вероятно, является одним из самых известных среди школьников. Ну, по крайней мере у людей моего поколения оно точно поселилось в памяти со школьной ещё скамьи (опасаюсь, что вдруг Фонвизина теперь в школах не проходят и только лишь снисходительно упоминают на каких-нибудь обзорных уроках о русской литературе образца XVIII века, а потому и фамилия автора может вдруг оказаться страннозвучащей и незнакомой — фон Визин).

Действующие лица комедии все до одного сплошь типажи. О чём недвусмысленно говорят уже их фамилии — Вральман и Правдин, Скотинин и Старостин, Милон и Простаковы, Цыфиркин и Кутейкин... Да и имена персонажей выбраны автором таким образом, что, будучи прибавленными к фамилии, дают нам почти законченный портрет. А когда мы начинаем читать реплики героев комедии и проникаемся уже их речевыми особенностями, то картина возникает такой силы цветности, яркости, насыщенности, контраста и всех прочих цвето-световых характеристик, что не допускает никакого двойного толкования.

Говорить о том, что мы имеем дело с проблематикой именно того времени — а на дворе конец XVIII в. — наверное нет никакого смысла. Однако мощь поднятых проблем и точность литературной формы такова, что многие моменты напрямую тянутся в наш благословенный XXI век. А отдельные фонвизинские фразы попросту выпрыгнули из текста комедии и живут своей собственной вполне самостоятельной и независимой от автора жизнью — кому из нас не знакомы выражения типа "тришкин кафтан", "не хочу учиться, а хочу жениться", "начинаются чины — перестаёт искренность"!

Конечно, комедия по нынешним временам чересчур прямолинейна и изрядно морализаторская. Однако, сбросив с себя налёт современного скепсиса и высокомерия, с удовольствием отдаёшься воле автора и погружаешься вглубь веков и в тёмные недра человеческой глупости и мудрости, скудоумия и жестокости, высоконравия и всего того, о чём теперь напрямую писать уже как-то не принято и не модно. А если посмотреть фильм или хотя бы послушать аудиоспектакль, так и вообще удовольствие несравненное.

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

Шикарнейшая комедия!!! Бессмертная классика на все времена! Как я давно ее хотела перечитать, даж и не вспомню. И вот в очередной раз, перебирая свои книжные сокровища, нашла этот бесценный алмаз! Ай, какое это удовольствие перечитывать школьную классику и смотреть на творение абсолютно под другим углом!!! С детства помню свой восторг от этой пьесы в стихах и смех до слез. Произведение, которое хочется и нужно растащить на цитаты, емкие и хлесткие фразы, которые врезались в мозг еще со школьной скамьи. Порой было ощущение, что знаю те или иные отрывки наизусть! Бесподобная острота, колкость, изящество. Красота в каждой фразе. Всему свое место и ничегошеньки лишнего. Ну не прелесть ли!??

Такие комедии нравов просто не могут "умереть" и уйти со сцены. Такие Фамусовы, Молчалины, Чацкие и Софьи были, есть и будут во все времена. Актуальность этой пьесы бесспорна. Ее яркость, живость, образность и реальность давно будоражат умы читателей. Прекрайснешая прорисовка эпохи и общества тех времен. Вся его пошлость, низменность и никчемность. Все эти сплетни, чины, противная лесть, обольстительное коварство и пустота. Жизнь, которую прожигают в тупости и роскоши. Но всегда найдется такой товарищ как Чацкий с его милльон терзаниями и страданиями, у которого все это будет вызывать разочарование и удручение. Чацкий как образ несет в себе все новое и свободное. Он призывает сказать нет предрассудкам и прошлому образу жизни. Он воин-одиночка. Он тот, кто противостоит всему этому комичному обществу, вызывающему смех сквозь слезы. Действительно, провести день в их обществе и не сойти с ума - это истинная удача.

Прелестная комедия нравов, что ни говорите! Достойна стать настольной книгой и быть цитируемой тут и там. Какая живая сатира, какое остроумие, какая легкость стиля!!! Браво!!!

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
3 5

Счастливые часов не наблюдают.
Что мне молва? Кто хочет, так и судит...

Хочу начать с маленького лирического отступления. Два месяца я ничего не читала. Учеба и дом - вот чем я ограничивалась в это время, но теперь я вернулась и готова снова творить. Без LiveLib я - это не я. Мне его очень сильно не хватало все эти долгие недели, не хватало этого уюта и тепла, которые приносили мне чтение книг и написание рецензий. Хотя, за эти два месяца я все же кое-что прочитала, но это не выходило за рамки школьной литературы.

Такой книгой стала "Горе от ума". Летом я уже начинала ее читать, но остановилась на первом действии. Сейчас же заставила нужда, и деваться было некуда.

Не могу сказать, что я большая поклонница программной школьной литературы, да и русской литературы, однако в ней есть произведения, которые меня цепляют, но такие попадаются крайне редко. Я ее читаю только потому что мне приходится это делать. Так бы я до этих книг не добралась бы еще очень долгое время.

Единственное, что я могу здесь выделить - это личность Чацкого и его прототипа. Историю произведений и какие реальные события легли в их основу мне всегда изучать интересней. Поэтому этот герой мне запомнился. Модно было в ту пору идти против толпы, как впрочем и во все времена.

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
4 5

Да уж, классика не стареет — это точно.
Замечательная пьеса, высмеивающая невежество, ханжество, глупость и безнравственность.
И ещё в ней поднимается самый важный вопрос: взаимоотношение отцов и детей. Сколько бы не писали об этом — он остается актуальным и значимым.
Просто поразительно: идут года, пролетают столетия, а всё остается совершенно по-прежнему. Разве что речь меняется, притязания детей растут, да и родители не становятся более терпимыми.
Но это всё шелуха! А главное — как у Фонвизина. Читайте!

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

Если ты плюнешь в общество - оно утрется, а если общество плюнет в тебя - ты захлебнешься.

Сегодня часто говорят об эмоциональном интеллекте. Одним из его признаков является умение предвидеть реакцию окружающих на собственные слова и поступки и пользоваться этим. Доказано, что счастливые обладатели такого интеллекта намного успешнее обладателей интеллекта обыкновенного.

Нельзя сказать, что Грибоедов устарел, назвав свое произведение таким образом. А если и устарел, то только в названии, так как все происходящее актуально и с несущественной сменой декораций легко могло произойти в наши дни.

Чем собственно недоволен Чацкий? Организационными патологиями службы? Мелочностью, бесцельностью и поверхностностью представителей своего сословия? А у самого-то какая цель? Прислуживаться ему тошно... А кому не тошно? Обидеться на белый свет проще всего. Тем более имея триста душ. Да, тяжело понимать больше остальных. Но жить то нужно! И если нет потребности улучшать жизнь своей страны, свою жизнь, совсем не обязательно брызгать слюной сарказма на окружающих. Ну ладно, согласна, иногда очень хочется или получается непроизвольно побрызгать. Но на отца то, женщины, которую любишь, зачем? Тем более, в доме которого вырос. Это ум?

Помнится в школе учили '...времен очаковских и покоренья Крыма...', разбирали персонажей. А теперь Скалозуб не кажется мне примитивом, просто нет у него горя от ума, Фамусов - чиновник, как чиновник. Видала я таких - Фамусов сегодня вскакивает из кожаного кресла в своем кабинете и разговаривает стоя, когда соединяют с Управлением. Но некоторые из них не только прислуживают, но и служат. Это уже выбор чиновника и гражданина. Молчалин, обладатель эмоционального интеллекта, тоже со временем будет влиятельным чиновником, он на это просто обречен, ведь он не бесцелен, будет управлять нами, ведь таким как Чацкий это не нужно, им бы повскрывать социальные фурункулы, поговорить об этом... А Софья, которая пренебрегла положительным главным героем - женщина, как женщина, я могу ее понять почему пренебрегла.

Вот уж точно, классика жива, не то что учебные планы по литературе.

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

Очень понравилось это произведение! Многие лица меня ужасно раздражали. Но главное то что я подумала что в наше общество ничуть не отличается от их. Конечно мы стали прогрессивным обществом, но если разглядеть повнимательнее многое осталось прежним, особенно со стороны морали. Все с какой-то выгодой и многое другое. Очень мне полюбился Чацкий, самый здравомыслящий герой. Софья же под влиянием общества ничуть не отличалась от них, так как приняла сторону отца.

В комедии «Горе от ума», написанной в начале 19 века, А. С. Грибоедов касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры, актуальных в эпоху смены веков, когда меняются общественные устои и нарастают противоречия между представителями «века нынешнего» и «века минувшего». В произведении встречаются люди разного общества от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Представителем передового, революционно настроенного общества является Александр Андреевич Чацкий, ему противопоставлено консервативное фамусовское общество, в которое входит и старшее поколение (Скалозуб, Хрюмина), и молодёжь (Софья, Молчалин). «Век минувший» - это не только показатель возраста, но и система устаревших взглядов.

Отличие их в том что Члены фамусовского общества ценят человека только по происхождению, богатству, а так же положению в обществе.
Для Чацкого главным человеческим качеством является богатый духовный мир. Он общается с теми, кто ему действительно интересен и не заискивает перед гостями дома Фамусова.
Цель жизни для Павла Афанасьевича и ему подобных – карьера и обогащение. Кумовство – обычное явления в их кругах. Светские люди служат не на благо государства, а ради личной выгоды, это подтверждает заявление полковника Скалозуба:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Чацкий же не желает служить «лицам», именно ему принадлежит высказывание: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Александр Андреевич – прекрасно образованный человек. Он три года провел за границей, что изменило его мировоззрение. Чацкий – носитель новых, революционных идей, но именно всё новое и прогрессивное пугает фамусовское общество, а источник «вольномыслия» эти люди видят в просвещении:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мыслей.
Общество увидело в Чацком человека, перечащего основным моральным устоям, именно поэтому слух о его сумасшествии так быстро распространился, и никому не составило труда в него поверить.
У представителей двух веков разные взгляды на любовь. Фамусов для своей дочери ради выгоды избрал в мужья Скалозуба.
Молчалин же с помощью Софьи собирался получить очередной чин:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека
Чацкий много лет сохранял искренние чувства к Софье. Вернувшись в Москву, он надеялся на взаимность, но Софья оказалась под сильным влиянием общества её отца, а также, начитавшись французских романов, она нашла себе «и мужа-мальчика, и мужа-слугу»
Чацкий осуждает их крепостнических взгляды, чинопочитание, невежество, преклонение перед всем иностранным, ничтожность интересов… Он критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание детей в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть души своей он вкладывает в обличение "пустого, рабского, слепого подражанья".
По событиям в комедии мы видим, что в словах Чацкого автор обличает все пороки дворянства, т.е. взгляды Чацкого – это взгляды Грибоедова.

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
3 5
"А кто судьи?"

"Горе от ума" - самое известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова - сатирическая комедия в стихах. Помню, проходили это произведение в школе, учили монолог Чацкого, который я до сих пор помню наизусть, правда, уже не полностью: "А судьи кто..." Очень четкое и глубокое творение - остроумная и жгучая сатира над обществом, где чины и связи решают все, а жеманные девицы глупы, где люди ведут себя по навязанным канонам.
Кстати, это и сейчас актуально - любят некоторые представители общества трясти своими чинами, доставшимися им через несколько поколений только по праву рождения и никак не заработанными. Прочитав эту комедию уже в боле зрелом возрасте, уже воспринимаешь ее полностью и по-другому.
Монолог учится очень легко - слог простой, в этом и талант - просто, но настолько четко и глубоко. Перечитала раз и почти полностью вспомнила этот монолог, теперь снова могу наизусть рассказать)

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

В пяти словах:
Восторг.
Смех.
Цитирование.
Перечитывание.
Классика.

Из вышесказанного следует, что я советую эту книгу всем, кто знает русский язык.

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

Преотличнейший анекдотец рассказал Денис Фонвизин в комедии «Бригадир». Он нарисовал настоящую карикатуру на дворянское общество, полное лицемеров и глупцов, видящих смысл жизни в излишнем, бездумном подражании европейцам, в поддержании статуса светского человека, которое выражается я жеманстве, попытках манерно «кобениться» и расфуфыренном внешнем виде.

По моему мнению, кружева и блонды составляют голове наилучшее украшение. Педанты думают, что это вздор и что надобно украшать голову снутри, а не снаружи. Какая пустота! Черт ли видит то, что скрыто, а наружное всяк видит.

Так, сын Бригадира, например, бредит всем французским, пытается подражать другому народу, не зная толком ничего о собственном, при этом, бедолага, не в состоянии понять, что французы над ним потешаются.

Сын. Париж понравился мне, во-первых, тем, что всякий отличается в нем своими достоинствами.
Бригадир. Постой, постой, Иван! Ежели это правда, то как же ты понравился Парижу?
...
Сын. В Париже все почитали меня так, как я заслуживаю. Куда бы я ни приходил, везде или я один говорил, или все обо мне говорили. Все моим разговором восхищались. Где меня ни видали, везде у всех радость являлася на лицах, и часто, не могши ее скрыть, декларировали ее таким чрезвычайным смехом, который прямо показывал, что они обо мне думают.

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5
"Карету мне, карету". "Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?", "В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов", "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь", "Созвездие маневров и мазурки", "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь", "Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем, достань-ка календарь. Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой", "Злые языки страшнее пистолета", "Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы", "Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом", "А судьи кто?"


И это только навскидку. Не потому, что обладаю уникальной памятью. Они в воздухе, которым дышим, фразы из грибоедовского "Горя от ума". И нет в русской литературе произведения, до такой степени разъятого на цитаты. Разве что "Мастер и Маргарита". Но то объемный роман, культовый с занимательным сюжетом, с чертовщиной. потрясающим эквилибром между бытовым планом и "о вечном", с огромной любовью, наконец. А тут пиеса, отстоящая от нас дальше "времен очаковских и покоренья Крыма".Хотя, хм, ладно. Я о том, что драматургия не с той интенсивностью ведь читается и перечитывается.

Ну что мы помним из "Недоросля" Фонвизина? А изучали в школе подряд. Или гоголевский "Ревизор"? "Хоть три года года скачи, ни до какого государства не доедешь". Чехов: "В Москву! В Москву", ах ну да, еще "Мы будем трудиться". Пушкин: "Гений и злодейство две вещи несовместные", "Мальчишки отняли копеечку, вели зарезать их, как зарезал ты маленького царевича". Не перечитываем, раз увидим на театре по добровольно-принудительно распространяемому школьному театральному абонементу.

Да и всего сюжета: приехал мужик из-за границ с намереньем найти в родных палестинах близких по духу людей. А за время его отсутствия многое успело поменяться к худшему. Прежде тоже было не замечательно, но успело подзабыться. Любимая увлеклась другим, кто ее осудит? Из обоймы выпал, карьеры не сделал, в завидных женихах не числится. Но в общество вхож. Только вот зачем, войдя, начинает обличать направо и налево. Ишь какой умный сыскался! Мы сами про себя все знаем, да молчим. А кто много говорит, да шибко умным себя считает, тот верно не в своем уме.

Не шекспировские трагедии, правда? И не его же комедии. Да ничего не происходит. Немножко дурацкого флирта, в ходе которого более резвая, чем боязливый ее ухажер, барышня берет на себя инициативу. Штатский шпак падает с лошади. Другой потенциальный жених демонстрирует казарменные ухватки. Папаша мычит невразумительное, гости блеют. А собственно герой вместо того, чтобы закружить любимую в вихре страсти, че-нить романтическое учудить, покорить ее воображение красивым поступком, да приступом взять наконец. Он обличительными монологами увлекается.

Но почему она сверкает бриллиантовой россыпью, как содержимое целой кимберлитовой трубки? Кому на роду написано быть чистой воды камнем, в том непременно проявится. Грибоедову было. За чью еще смерть русской короне уникальным алмазом заплачено?

Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов. Пьесы
5 5

Сколько цитат! Я постоянно их употребляю и только сейчас сподобилась ознакомится с оригиналом. История очень стремительная, из названия понятно, что "кто-то очень умный" столкнется с непониманием, но здесь это ушло в кульминацию, конечно же. Много знать и много понимать, явления очень разные, Чацкий как раз человек понимающий, который ценит жизнь, честь, у которого широкий кругозор и нет никакого стремления "падать ради смеха высоких чинов". Он сталкивается с людьми пожившими, которые "много знают как дела делают", прогибаются под систему и смотрят сначала на Чацкого со смехом, а потом... Конечно же устоявшееся общество лизоблюдов крутит пальцем у виска и смотрит на героя как на дурочка, все это сопровождается очень понятным и легким сюжетом, с огромным количеством иронии, упрека и недоумевания. Общество пускает сплетни, гонит вон, Чацкий делает выводы и уходит. Казалось бы на этом можно и закончить, но финал с сектой выводит безумие неадекватности на новый уровень. Просто потрясающе!

...Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь...
...Счастливые часов не наблюдают...
...Свежо предание, да верится с трудом...
... числом поболее, ценою подешевле...
...Грех не беда, молва нехороша...
...И дым отечества нам сладок и приятен...

Студент и Молодые супруги показались чуть проще, там проблема уже выражена, но тоже заставляло улыбаться, удивляться и кивать головой. Проблема столкновения неопытного умного студента с поглупевшим опытным взрослым обыграно сильным контрастом, почему-то вспомнилась "Обыкновенная история", где как раз изображено, как из первой стадии переходят в последнюю.