О героях и могилах

Роман крупнейшего аргентинского писателя Эрнесто Сабато (род. в 1911) `О героях и могилах` по праву считается одним из лучших образцов так называемого `нового` латиноамериканского романа. `Сабато - поэт Апокалипсиса, его очевидец и его свидетель`, - сказал о писателе один из его современников. И действительно, герои романа пребывают в двух мирах: реальном, где события разворачиваются на фоне мегаполиса Буэнос-Айреса; и `потустороннем`, порожденном фантазией сумасшедшего, в котором `боги мрака, инцеста и злодейства` пытаются овладеть душами людей.
Автор Эрнесто Сабато
Перевод Евгения Лысенко
Издательство Академический Проект
Серия Библиотека Латинской Америки
Язык русский
Год выпуска 1999
ISBN 5-8291-0036-3
Тираж 5000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 384
Код товара 9785829100360
Тип издания Отдельное издание
Публикации О героях и могилах
302
Магазин »
Нет в наличии
с 11 февраля 2018
История изменения цены:
Средний отзыв:
4
О героях и могилах
/ Ozon.ru
5 5

Аргентинец Эрнесто Сабато снова вернул мне интерес к латиноамериканской литературе, который куда-то запропастился довольно давно, и даже лучшие магические или политические романы не могли снова его возбудить. В этом романе есть и магический реализм, и особенная романтика жаркого другого полушария, и политические отсылки, с которыми придётся немного разобраться, потому что вряд ли в копилке знаний среднестатистического читателя есть сведения об олдскульной автохтонной Аргентине.

Поначалу повествование кажется довольно спутанным: трудно связать воедино героев из разных пластов времени. Но потом воспоминания, флэшбеки и монологи рассказчика проясняются и постепенно складываются в чёткую мозаику. Юноша бледный со взором горящим влюбляется в деву с горящим сердцем. Она почему-то очень напомнила мне героиню советской прозы, революционерку до мозга костей, которая так и пылает жаждой действия, жаждой совершить нечто мощное и бурное. Жизненная энергия ей досталась на десять человек, поэтому не всегда она может с ней совладать и горит изнутри. Противоречие между духом и плотью у неё налицо. Будь у неё добрый наставник или толковая семья, они бы научили её справляться с собой и направлять энергию в мирное русло, однако семья у неё — те ещё шизофреники.

Традиционная для Латинской Америки политика проявляется во флэшбеках с участием некоторых долбанутых членов этой семьи. Да и как тут не стать долбанутым, например, если голову твоего возлюбленного в один прекрасный день кидают в окно, как ручную гранату. И ты так до конца своих дней и будешь сидеть в своей комнате, никуда не выходя, храня сушёную голову в коробочке, думая, что это злая насмешка, пока серия флэшбеков не покажет, что на самом деле всё было совсем не так. Другие члены семьи тоже завязли в прошлом или одном моменте, как муха в янтаре, однако при заблокированном разуме их тела умудряются ещё функционировать и жить отдельно от сознаний.

Шизофренически-сюрреалистичная часть — это история отца, который с этим миром имеет совершенно особые отношения. По крайней мере, этот эгоистичный и жестокий солипсист свято уверен, что только силой собственного разума умудряется поддерживать равновесие в этом мире, а стоит ему расслабиться — вся твёрдость материи и духа разлетится в бесформенные клочья. Вот только паранойя сильно осложняет ему жизнь и повергает в пучины ирреальных странствий и приключений: он уверен, что слепцы устроили вселенский заговор и обладают силами куда более могучими, чем обычные смертные. Поэтому он за ними постоянно следит, боится ответной слежки и постоянно влипает в какие-то дикие истории. Не из-за его ли генов у Алехандры такой кипучий туман в голове? Кстати, эту часть с воспоминаниями батьки публиковали и в виде отдельной книги.

Отдельно стоит упомянуть о рассказчике, который появляется в истории в качестве второстепенного героя. Поначалу, если честно, я вообще думала, что это тот самый влюблённый вьюнош, который повзрослел и сменил имя, настолько его философия и постоянно извергающиеся афоризмы были похожи на поспевшего и налившегося соком опыта мальчика-романтика. Однако схожесть их объяснилась чуть позже. Всё равно никогда не прощу ему того, что языком он чесать куда более горазд, чем шевелить батонами и хоть что-то делать.

Красивая, изысканная, очень горькая история, которую через несколько лет обязательно буду перечитывать.

О героях и могилах
/ Ozon.ru
4 5

Мне очень понравился Сабато за все те происходящие в книге вещи, что у других писателей зачастую вызывали раздражение и непонимание. Сабато очень ловко смешивает разные жанры и со временем это начинает затягивать. Когда к герою приходят галлюцинации - здесь уже нет ничего удивительного. И здесь есть столько всего, начиная от типичного магического реализма и заканчивая добротным описанием кусочков латиноамериканской истории, что после завершения книги остается состояние довольной пресыщенности.

Молодой человек Мартин при мимолетной встрече влюбляется в Алехандру. Через описание их романа в текст вкрапляются и другие персонажи. Постоянные флэшбеки объясняют многое в этой истории, хот так до конца на некоторые вопросы не получается найти ответа.

И, как во многих латиноамериканских произведениях, с семьей Алехандры не все в порядке, как и с ней самой. Ее отец одержим идеей разоблачить общество слепцов, преследуя их и влипая в истории. И почти каждый член семьи болен, болен на всю голову. Иногда откровенно, а иногда это проявляется не сразу же. Но они продолжают жить и как-то двигаться в мире до того момента, пока Алехандра не решает все это закончить.

По прологу кажется, что это будет детектив о расследовании странного убийства и самоубийства, но оказалось что-то абсолютно невероятное, галлюциногенно-притягательное, собранное из разных кусочков с размышлениями обо все на свете.

О героях и могилах
/ Ozon.ru
5 5

Об Эрнесто Сабато я узнала уже в Аргентине, и до сих пор считаю, что этот автор незаслуженно обделен вниманием. А ведь он по сравнению с всем известными Борхесом и Кортасаром, пожалуй, самый аргентинский писатель. С ним можно погрузиться в атмосферу загадочного Буэнос-Айреса при этом побывать во всех его районах, проникнуться культурой питья мате, насладиться вездесущей улыбкой Карлитоса Гарделя, узнать историю этой страны и вдохновиться на дальнейшее знакомство с такой прекрасной страной Аргентиной.
Начало «О героях и могилах» напомнило мне о «Туннеле» одноименного автора, который был написан 13 лет ранее. Итак, еще до начала основного повествования мы знаем о гибели главной героини, и знаем, каким образом она произошла, а дальше знакомство главных героев, вроде неожиданное, но заранее предопределенное. Загадочная девушка, страстно влюбленный юноша. Приятным сюрпризом стало для меня и дальнейшие отсылки и рассуждения на тему «Туннеля» и героев этого произведения.
По мере знакомства с этой странной парочкой и их не менее странными семьями, появляется историческая линия, повествующая о генерале Лаваже (уж простите, я буду называть его так, как зовут его в Аргентине, равно как и провинцию Хухуй, незаслуженно обозванную русскими цензорами Жужуем ), погибшем во время гражданской войны в Аргентине.
Как я уже говорила, Сабато – очень аргентинский автор, поэтому произведение его имеет множество исторических отсылок по различным временным пластам, и неподготовленному читателю будет сложно понять произведение, не почитав немного об основных исторических событиях страны.
Между разговорами об анархии, комунизме, марксизме, перонизме и прочих политических направлениях, на страницах книги появятся и аргентинские писатели, Роберто Арльт и, конечно же, Борхес. Кстати, все, что было сказано о Борхесе в точности повторяет мнение о нем аргентинцев. Но в книге, помимо Борхеса часто упоминаются и русские писатели.
Если первые две части вполне себе реалистические, хоть и загадочные, то дальше начинается полный сюрреализм или магичкский реализм. «Сообщение о слепых», пожалуй, самая яркая часть книги, недаром ведь именно только эту часть романа экранизировали. Она интересна и сама по себе и как часть романа, где внимательный читатель найдет множество деталей и ключей к толкованию романа. Например, Алехандра входит в тот же дом, в который попадает Фернандо, приследующий слепого. Дальше лишь нужно провести нужные параллели между разными частями романов и соотнести слепую из туннеля с Алехандрой, а газетную хронику смерти Фернандо и Алехандры с галлюцинациями Фернандо. О том, что все разгадки пожара, убийства и самоубийства находятся именно в этой главе, автор предупредил с самого начала, но вот поиграв с временными пластами, задачу эту изрядно усложнил. Кстати, если кто-то не разгадал загадку другого романа автора - «Туннель», именно в этой главе можно получить сразу несколько толкований.
Много в этой главе и других любопытных деталей, например Эрнесто Сабато и Фернандо родились в один день.
Но этой главой история не заканчивается, и дальше мы снова блуждаем по различным временным отрезкам, узнавая немного больше об этой истории глазами Бруно. Этот персонаж, кстати, тоже неменее загадочен, со всеми своими метаниями между Алехандрой, ее матерью и ее бабушкой. Эта часть позволяет расставить окончательные точки над i (если в магическом реализме вообще такое возможно).
Последние противопостовления и параллели: Фернандо – Хеорхина, Алехандра – Мартин, Мартин – Лаваже. Повествование о Мартине и исторические события, последние дни Лаваже дают нам предстовление о каких героях идет речь в заглавии романа. Становление Мартина заканчивается, он решается на путешествие, но в отличие от генерала Лаваже отправляется не на жаркий север, а на морозный юг, меняет клоаки Вавилона на кристальную чистоту снегов и рек Патагонии.
В заключение, хочу сказать, что для меня роман Эрнесто Сабато похож на роман «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, в том плане, что последний я очень люблю, но не советую аргентинцам, которые не знают Москву, москвичей, нашего русского духа, быта, не поймут они и не найдут всех знаков, спрятанных в книге. Вот так и прекрасный роман Эрнесто Сабато смогут глубоко пронять и прочувствовать лишь люди знакомые с историей, культурой, географией Аргентины и с мистическим городом Буэнос-Айрес.

О героях и могилах
/ Ozon.ru
3 5

Ох ё, что это было?
Это было часть 2 и все остальные Кортасары вместе взятые. Если с обложки латиноамериканских произведений убрать имя автора, то можно подумать, что все их написал один человек. Абсолютно такая же история: странная семья с многолетней традицией вырождения и схождения с ума. Последние потомки уже не пойми что. Второе - это вся та же вселенская латиноамериканская хандра непонятно по чему.
Так и осталось непонятным что же такое случилось с главной героиней, что подтолкнуло её на самоубийство. Сумасшествие всех членов семьи? "Сообщение о слепых" ни разу не проливает никакого света на это, хотя было обещано. Совершенно неясно зачем нужна параллельная историческая линия, как она помогает раскрывать сюжет?
Хотя надо признать в целом в духовном плане книга неслабая, много хороших мыслей, много приятных и неожиданных рассуждений.
Не понравился главный герой Мартин. Слабак, нытик, баба. Когда Алехандра приблизила его к себе, он придумал себе картинку идеального супружества, как они будут жить-поживать и т.п. И всеми силами пытался изменить Алехандру под образ своей идеальной домашней покладистой женщины. А она совсем не такая. Конечно, какое-то время она это потерпела, но он так и не допёр насколько это его поведение эгоистично и раздражает всех. Хотя так случается сплошь и рядом: представляешь рядом с собой человека, а влюбляешься в совсем другого по характеру и изо всех сил пытаешься его переделать под свой идеал, прикрываясь "любовью". Это не лечится, но такие пары долго вместе не живут.

О героях и могилах
/ Ozon.ru
5 5

Наверное, это одна из лучших прочитанных мною книг. Наверное, это одна из самых трудных моих книг. Наверное, ничего больше вслух о ней я сказать не смогу.

О героях и могилах
/ Ozon.ru
4 5

Попытка номер два

В это месяце пришлось мне читать две книги по основному заданию, поскольку изругали за несоответствие заданию.

В этот раз выбор пал на роман Эрнесто Сабато "О героях и могилах", который считается лучшим аргентинским романом XX века и отличным образцом "магического реализма".

Начинается роман очень интригующе и многообещающее:

Данные первого осмотра показали, что бывший бельведер, служивший Алехандре спальней, был заперт на ключ изнутри самою Алехандрой. Затем (через какое время, точно определить невозможно) она застрелила своего отца четырьмя пулями из револьвера тридцать второго калибра. После чего разлила керосин и подожгла.
Эта трагедия, потрясшая весь Буэнос-Айрес, ибо речь шла о старинной аргентинской семье, могла сперва показаться следствием приступа безумия. Однако теперь в первоначальную схему вторгся новый элемент, ее нарушающий. В квартире, которую под вымышленным именем занимал в Вилья-Девото Фернандо Видаль, было обнаружено странное «Сообщение о слепых», завершенное им в ночь своей гибели. По имеющимся у нас сведениям, это рукопись параноика. Тем не менее, полагают, что из нее можно извлечь данные, которые проливают свет на совершенное преступление и опровергают гипотезу о безумии в пользу гипотезы более мрачной. Если эта версия подтвердится, станет также понятно, почему Алехандра не покончила с собой двумя оставшимися в револьвере пулями, а предпочла самосожжение.
(Из полицейской хроники, опубликованной в газете «Расон» от 28 июня 1955 года, выходящей в Буэнос-Айресе)

У меня возникла ассоциация с фильмом мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Чего-то подобного - несколько, на первый взгляд, не связанных эпизодов сходятся в одной точке - я ожидала и от этого романа. Мои ожидания отчасти оправдались. Но как и положено в жанре магреализма, часть вопросов осталась без ответа.

О героях и могилах
/ Ozon.ru
3 5

В моем восприятии эта книга поделена на три части - каждая со своей атмосферой, и каждой я хотела бы поставить отдельную оценку. Как-будто три разных книги. В целом, все оказалось интереснее, чем я ожидала, потому что уже свыклась с тем, что, несмотря на притягательное для меня название жанра "магический реализм" подобные произведения меня разочаровывают.

Итак, первая часть - это романтичная история любви семнадцатилетного юноши по имени Мартин к случайно встреченной им девушке Алехандре. Девушка весьма загадочная, исчезает-появляется неожиданно, вся насквозь странная, и семейка у нее такая же, в чем Мартин убеждается, придя к ней в гости. Там живет дедушка, рассказывающий странные истории, сумасшедший, играющий на кларнете, оторванная мумифицированная голова и бог знает кто еще. В общем, эта часть мне, в принципе, понравилась. В основном, благодаря Алехандре - запоминающаяся яркая личность, необычная девушка с кучей секретов. Как это обычно бывает, все закончилось весьма трагично, и несчастный Мартин (как, впрочем, и я) не понял, почему оно все так произошло.

Вторая часть вообще очень крута. Тут речь идет об отце Алехандры, который был одержим совершенно сумасшедшей идеей - о вселенском заговоре слепых, о некой их Секте, в которую так или иначе попадают все слепые. Смысл существования этой Секты мне так и остался непонятен, но суть в том, что они очень хитры и коварны, и постоянно используют зрячих в своих интересах. Фернандо следит за слепыми, одновременно опасаясь поплатиться за свой интерес, ибо месть и наказание слепых страшны. В конце концов, слепнет один его знакомый, и у Фернандо появляется шанс проникнуть в этот загадочный мир незрячих. Самое удивительное, что его безумные догадки оказываются верны, и за его знакомым на самом деле приходят и уводят его в заброшенную квартиру. Проникнув в нее, Фернандо обнаруживает потайной ход, ведущий, как выяснилось, в квартиру некой Слепой. Там его начинает по-страшному глючить - он видит какие-то столбы, каких-то божеств, становится рыбой, плывет по извилистым коридорам и так далее. В общем, это все интригует и очень здорово.

Но третья часть перечеркнула удовольствие от первых двух. Я даже не могу толком сказать, о чем она. В ней Бруно - друг сначала Фернандо, а позднее - Мартина рассказывает о своей так называемой дружбе с Фернандо, о своей любви к Алехандре, ее матери и бабушке. Ну и много говорится о войне, о событиях, которые окружали несчастную отрубленную голову, которая хранилась в доме Алехандры. По идее, это ключевая часть романа. Она должна раскрывать смысл содеянного Алехандрой. Но вот только я жевала эту часть очень долго, и в итоге все равно ничего не поняла.

На самом деле, книга хорошая. Очень атмосферная, красиво написанная, по большей части достаточно интересная и легко читается. Но вот все же хотелось бы понять, что к чему)

О героях и могилах
/ Ozon.ru
3 5

Всерьез начинаю подозревать, что эмиграция Кортасара сослужила ему добрую службу (на мой вкус, разумеется). Остальные аргентинские авторы идут у меня со скрипом, вызывают странные ощущения и оставляют не менее странные послевкусия (послечтения?)
Что едино и неистребимо из всех этих книг, так это дух Буэнос-Айреса. Иногда мне кажется, что только ради этого читаю)
Возвращаясь к конкретно этой книге - это такие фрагменты истории Аргентины, обрамленные неким сюжетом (даже двумя, если считать часть про слепых). Сюжет очень призрачный, такой же изломанный и хрупкий, как то ли любовь, то ли маниакальная привязанность главных персонажей. И даже не знаю, имеет ли он значение в данном контексте. Для меня это скорее история настроений и ощущений людей в то непростое время, обремененное непростой историей. Эта невнятная тоска, эти поиски - где ты и что ты, и куда ты, и зачем ты... Не самое простое чтение для меня. Но в Байрес захотелось снова все равно)

О героях и могилах
/ Ozon.ru
5 5
Зайдя около месяца назад в книжный магазин, случайно наткнулся на красивую черную обложку, зазывающую аннотацию, превозносящую автора. И купившись на данные ловушки для потребителя, приобрел «О героях и могилах».

Типичный латиноамериканский писатель и типичный латиноамериканский роман. Конечно, я не являюсь спецом по латиноамериканцам, но несколько романов читал. Кажется, традиционный подобный роман называется магическим реализмом. И роман Сабато вполне достойный представитель данного направления. Конечно, до вершин установленных Гарсия Маркесом роману Сабато не подняться. Но сюжет держит в напряжении, правда многие линии остаются необъясненными и не доведенными до конца. Отлично передано душевное состояние и постоянная мания преследования от имени человека, впадающего в шизофрению. Правда излишнее увлечение описанием подробностей иногда утомляет.

Кроме того, обратила на себя внимание вот какая особенность. В романе великолепно представлены взаимоотношение прошлых времен и настоящего. Как сюжетные линии времен междоусобных войн генералов перекликаются с жизнью современных героев. И генералы тех времен для героев практически родные и знакомые. И в этом аспекте аргентинцы перекликаются с нами, как мне кажется.

Вкратце резюмируя впечатления, скажу, что чтение романа Сабато хорошее времяпрепровождение, но к романам, читать которые нужно обязательно, я бы его не отнес.
О героях и могилах
/ Ozon.ru
3 5

Человек - удивительное создание. У каждого из нас есть свои мечты, желания, надежды, страхи. Для каждого из нас что-то имеет большое значение, а о каких-то вещах мы просто не думаем. Но вдруг все может резко изменится. И то, что еще вчера имело первостепенное значение, перестает существовать , а то, что не вызывало ровным счетом никаких эмоций - обретает смысл.

Роман "О героях и могилах" - книга очень непростая, тягучая и разная. Вначале довольно трудно понять, что происходит и кто главные герои. Но с каждой новой главой повествование начинает обретать смысл и обрастать живой плотью. Ты чувствуешь героев, сливаешься с ними и стараешься найти источник их неугасимой жизненной силы. Все они находятся на грани между сумасшествием и ясностью мысли. Но где на самом деле проходит эта грань? И существует ли она взаправду? Быть может те, кого мы считаем умалишенными и есть настоящие мудрецы, которые смогли понять суть вещей?

Как и вся латиноамериканская литература, роман Эрнесто Саббато полон иносказаний, образности и ярких метафор. Здесь перед нами семья с очень непростой историей, уходящий корнями во времена гражданской войны. Здесь есть люди непонятые и выкинутые обществом. Здесь есть люди страстные и верные до самой смерти. А есть и те, кто не вызывает совершенно никакой симпатии, но в их уста автор вложил мудрые слова о мироустройстве, обществе, социальных процессах, любви и смерти. Их правде не хочется верить, настолько она ужасна и оскорбительна. Но ты веришь, ведь в глубине души ты и так знал, что все это правда. И ты узнаёшь себя, борца за справедливость и лучший мир... И понимаешь, что все это время боролся с ветряными мельницами. И что мир - ничто. И что мир - бесконечность.

И тогда он вздохнул, и она ему сказала: "Чего ты?" И он ответил: "Ничего", как мы отвечаем, когда думаем про "всё".
О героях и могилах
/ Ozon.ru
5 5

После прочтения "О героях и могилах" долгое время не хотелось читать вообще. Многие моменты оставили на мне неисправимый отпечаток. Сначала я ненавидела людей, всех сразу, а потом поняла, что люди вообще золотые и хорошие, потому что внутри они, может быть, и ужасно, но ведь они не показывают это, затмевают все свои животные стороны светом своей души.
Сейчас я вспоминаю эту книгу больше как "бред" с проблесками красивых мыслей, примесью странной и непонятной любви и одну сплошную погоню.

О героях и могилах
/ Ozon.ru
5 5

когда была написана часть о слепых? это связано с фрагментом развенчания борхеса?