100 великих скульпторов

Скульптура - одно из наиболее древних по происхождению искусств. И первым скульптором материальных, осязаемых форм был, безусловно, Создатель всего сущего. Пытаясь воссоздать в глине или камне окружающий мир любой скульптор стремится не просто воплотить страсть к творчеству, но и наделить холодную форму огнем живого жизненного начала, одухотворить материю, стать причастным к сотворению мира. В этом притягательная мощь искусства скульптуры. В книге представлены биографии и творческий путь лучших мастеров от Фидия и Праксителя до Микеланджело и Родена.
Автор Мусский С.А.
Издательство Вече
Серия 100 великих
Язык русский
Год выпуска 2007
ISBN 978-5-9533-2659-9
Тираж 5000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 480
285
Магазин »
Нет в наличии
с 7 марта 2018
История изменения цены:
Средний отзыв:
4
100 великих скульпторов
4 5
Книга идеального искусства

Чтение этой книги доставляет удовольствие, она будет полезна в личной библиотеке. Ее невозможно читать подряд, а хорошо под настроение. Посмотреть потом на работы великих мастеров в интернете или еще раз полистать свои альбомы по искусству. Припоминается, что Микельанджело ставил искусство скульптора на первое место. Пожалуй, да - архитектура и скульптура, особенно большие памятники, будь то Давид, Медный всадник или творения Корбюзье или Гауди, даже сталинские высотки - необычайно завораживают, захватывают дух. Но и небольшие мраморные скульптуры в маленьких подмосковных музеях теплы, изящны и поэтичны.

Составитель расставил своих великих скульпторов начиная с Древней Греции, конечно с Фидия, автора "золотого сечения". Хотя большинство его работ не сохранились и на них можем смотреть только по описаниям, это остается грандиозным. Сотни килограмм золота, слоновая кость... Статуя Зевса в Олимпии, пятое из семи чудес Древнего Мира, прожила тысячу лет и погибла в Константинополе. Мирон, Поликлет, Пракситель, Лисипп, Леохар... Про Скопаса уже ничего не знал. Однако на этом Древний мир заканчивается. Похоже, что в Древнем Риме уже не было великих скульпторов, равно как и в Египте, Персии, Вавилоне, Китае, Византии и т. д. Или их имена не сохранились. Вступление в книжке куцее, один лист.

Далее сразу идет Никколо Пизано, 1200 годы, даже удивительно, что в ту эпоху уже были такие прекрасные работы. Бургундец Клаус Слютер с севера Европы и другие неизвестные мне имена. Конечно, Донателло, далее божественный непревзойденный Микельанджело - Фидий Возрождения. Далее Бенвенутто Челлини - скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса. Вот Энку — японский буддистский монах и скульптор 1600-х, крестьянский сын. Он вырезал или даже грубо "вырубил топором" (!!!) из дерева 120 тысяч статуй и статуэток Будды, причем ни одна не повторялась. Надо смотреть отдельно и более подробно.

В Европе уже много прекрасных скульпторов, в музеях и церквях смотришь на их работы, не запоминая имен. Можно читать статьи подряд. Но вот интересно про первого бразильского скульптора и архитектора по прозвищу Алейжадинью - буквально "Маленький калека", биография удивительная : сын португальского архитектора и рабыни, тоже был рабом. Настоящее имя Антониу Франсиску Лишбоа, представитель новой нации. После 40 лет был изуродован непонятной болезнью и появлялся только ночью. Достойное место в книге занимают русские скульпторы - Шубин, Мухина, Коненков, Клодт и другие.

Что не понравилось. Или автор не очень разбирается в предмете своей книги, или ему порой лень редактировать статьи, которые он собирает для книги из других источников. Так, в статье об Огюсте Родене он упоминает о Камилле Клодель, однако не считает нужным посвятить ей отдельную статью. Хотя Камиллу "Википедия" тоже не очень жалует, называя ее просто "французским скульптором", но все же отмечает: «Было бы огромным заблуждением считать, что Камилле помогла только лишь связь с Роденом. В сущности, она была блестящим скульптором, достаточно самобытным и независимым. Известный критик Октав Мирабо сказал о ней: «Бунт против природы: женщина — гений!» Меня это просто возмутило, такое пренебрежение. Не знать про Камиллу Клодель или не писать умышленно - просто тупо!

В статье про Эрьзю (Нефедов Степан Дмитриевич) отрывочно приводится его критика со стороны малевичеведки и шагаловедки А. Шатских за некую "салонность" скульптора, за его кебраччо. Зачем критиковать великих, тем более, что им тут посвящено по два-три листочка? Я сам был в его музее в Саранске и всем советую при случае.

Конечно, не все в скульпторы в книге великие, да и вряд ли таковых наберется целая сотня. Но в этой книжке все же это не такая уж беда, как например, про "100 великих полководцев Первой мировой войны". Но давая в целом хорошую оценку книге, хочется закончить на понравившейся последней статье об Эрнсте Неизвестном, которого люблю и очень уважаю. Поразили его слова : «Великих художников-атеистов не было. Дело в том, что нужно обладать некоторой скромностью. Не нужно себя считать исключительным, оторванным от полёта уток, от изменения звёзд, от приливов и отливов. Единственное существо, которое вдруг возомнило, — это человек. Это не значит, что ты назначен Богом! Это глупости, Бог никого не назначает. Он принимает». Я сам не религиозен, но некая мистика в скульптуре есть. Посмотрите хотя бы на обложку книги "100 великих скульпторов".