Освобожденный Франкенштейн

По словам Энтони Берджесса, Брайан Олдис (р. 1925) столь прославлен и титулован как писатель-фантаст, что невольно забываешь, насколько это замечательный писатель. Действительно, обладатель всевозможных премий, Олдис вошел в историю как родоначальник `новой волны` в SF - течения, призванного привить к непритязательному дичку масслита новейшие достижения интеллектуальной литературы. Среди его лучших романов - `Освобожденный Франкенштейн`, дань уважения шедевру Мэри Шелли, органически сочетающий внешние приметы научной фантастики и стилизацию под эпоху романтизма, глубокий философский подтекст и сюрреалистическую образность.

Автор
Издательство Амфора
Перевод Виктор Лапицкий
Серия Новый век
Язык русский
Год 2000
ISBN 5-8301-0142-4
Тираж 6000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 288
Тип упаковки Целлофановый конверт
Штрихкод 9785830101424
Мелованная бумага false
Цветные иллюстрации false
Размер упаковки (Длина х Ширина х Высота) , см
Название Освобожденный Франкенштейн
Тип издания Отдельное издание
Основной жанр книги Фантастика и фэнтези
Происхождение произведения Зарубежная литература
Направления художественной литературы Фантастика и фэнтези
Тип книги Печатная книга
127
Дата обновления
30 ноября 2019
В других магазинах:
Год выпуска: 2000
История цены:
Средний отзыв:
3.3
* * * * *
Освобожденный Франкенштейн
4 5
* * * * *

Любопытно наблюдать, как писатели середины и второй половины века двадцатого видели наше будущее. Практически все сходились на том, что в веке двадцать первом мы начнем активно осваивать космос. Герой Олдисса живет в 2020 году, человечество успело пожить на Луне и развязать очередную войну, которая происходит в пространстве между Землей и Луной. Из-за этого ли, по другой причине, но пространство-время начинает искажаться, поэтому происходят провалы в прошлое.
Именно таким образом Джозеф оказывается около Женевы в девятнадцатом веке и встречает не абы кого, а Виктора Франкенштейна. Того самого, что создал чудовище.
Олдисс, как и в 《Теплице》, по большей части стремится поделиться своими мыслями, история становится способом порассуждать не только о природе Времени, но и судьбе человечества в целом. Впрочем, отдаю должное: эта история вышла куда более складной и понятной.
Сдвиги во времени продолжаются, и Джозеф получает возможность встретить не только Виктора, который оказывается вполне реальным человеком, но и близко познакомиться с Мэри Шелли, а заодно с ее будущим мужем и лордом Байроном. Налет сюрреалистичности чувствуется отчетливо в личном разговоре Джозефа и Мэри, Джозеф не боится рассказывать ей о будущем и не скупится на подробности.
Последующие события, признаться, слегка запутали меня, свою лепту внесли и продолжающиеся сдвиги во времени, которые большей частью играют на руку герою. Но если вдуматься в происходящее, то выходит, что мир разваливается, и Олдисс немного сумбурно, но ярко показывает, как смешиваются разные времена.
На фоне этого Джозеф берет на себя смелость решить судьбу и Виктора, и его созданий. Почему? Автор дает свое объяснение, но мне оно не показалось убедительным с точки зрения современности. С другой стороны, Олдисс прав, когда напоминает, что благами намерениями дорога обычно выложена в ад. Реальность подтверждала это слишком много раз и, подозреваю, подтвердит еще.

Освобожденный Франкенштейн
2 5
* * * * *

Какая-то маловразумительная книжка.
Сюжет: где-то в будущем происходят разрывы пространства-времени, и главный герой проваливается из своего времени на двести лет назад. И даже оказывается перенесенным из Америки в Швейцарию, в Женеву. И даже вообще оказывается внутри романа "Франкенштейн". Так что может вблизи наблюдать безумного ученого Франкенштейна и его монстра и т.д. Оказывается он там в момент, когда монстр сбежал и совершил убийство маленького брата ученого, но за это убийство судят няню. Герой решает, что нужно точно выяснить, что происходит - желательно ознакомиться с текстом романа, потому что сам он его не помнит. Едет в соседний город - и внезапно оказывается опять в другом времени и в другой реальности, на этот раз попадает прямо к Мэри Шелли, создательнице романа, и прочей компании - Байрон, Шелли... доктор Полидори... Общается с ними. Потом едет обратно в Женеву, и тут его уже арестовывают по обвинению в убийстве ученого Франкенштейна. Но тут происходят опять разрывы в реальности, и вокруг оказывается внезапно потоп и вечная мерзлота. Разбирается с безумным ученым, который тем временем изготовляет невесту для своего монстра. Убивает безумного ученого и преследует монстров, которые уходят в страну льдов. Ну, и их тоже убивает. И остается у пулемета рядом с городом, про который сказано, что он вообще выглядит ни на что не похожим, так что возможно и это опять какие-то разрывы в пространстве-времени и сейчас уже вообще конец цивилизации. Но за это не поручусь.
Лично я перестала улавливать логику событий довольно быстро. Ну, то есть, если там у них разрывы в пространстве-времени, ну, допустим... пусть ГГ попадает из Америки XXI века в Швейцарию XIX... Но почему он вдруг попадает в несуществующую реальность литературного произведения? А потом скачет оттуда сюда и обратно? Никаких объяснений от автора. Только утверждения про все те же разрывы.
Подозреваю, что автор просто использовал эти сюжетные повороты, чтобы поговорить о всяком философском... о воззрениях всяких своих... Но, на мой взгляд, и воззрения у него даются без четкого определения, какой он все же позиции придерживается, так что трудно что-то воспринять. А то, что вроде бы воспринимается, то - лично у меня! - вызывает какое-то инстинктивное отторжение.
Вот, например, не один раз повторенная мысль, что прогресс человечества, в том числе в медицине и в социальных установках, это то же, что и монстр, созданный Франкенштейном, в смысле, как научное достижение это что-то великое, а по последствиям чистый ужас. Ну-ну. Вот прямо звучит чего-то знакомо... где-то я такое уже слышала...
Вообще, куда ни глянь, ничего непонятно! Непонятно, почему вдруг Байрон и Шелли лихо рассуждают о социализме и беспокоятся, чтобы он непременно настал. Где Байрон и где социализм?? Автор совсем помешался на почве ненависти к коммунизму! Да вот, Мэри Шелли прямо переживает, будет ли в будущем социализм! А ГГ ее успокаивает, что социализма не будет, его и не обязательно! Потому что при научно-техническом прогрессе все эти социально-классовые противоречия исчезнут сами собой! Да ну, правда что ли?
Непонятно, почему вдруг автор решил изображать из Мэри Шелли какую-то проститутку... хорошо, гетеру... Что она прямо готова заняться бурным сексом с первым встречным (в лице ГГ), забыв про своего вообще-то любимого Шелли... Я тут чего-то растерялась и даже посмотрела в википедии, но оттуда не складывается впечатление, что у Мэри Шелли были такие вольные воззрения... в духе расцвета сексуальной революции (когда, собственно, и написан этот опус).
Ну, и при чем тут освобожденный Франкенштейн или хоть кто-то - и подавно непонятно.

Освобожденный Франкенштейн
3 5
* * * * *

Прочла книгу в рамках флэшмоба 2012.
Честно говоря, ожидала от нее большего, ведь Брайан Олдисс считается замечательным фантастом. Поначалу книга увлекла - временные сдвиги, разрыв вселенной, пересечение реальностей, да и сама форма повествования в виде переписки, но постепенно интрига сошла на нет - повествование завязло в 1816 году, а идея Мэри Шелли, по мотивам книги которой написан роман, о столкновении науки с границами дозволенного природой, о конфликте общественного и личного, одиночестве, сейчас не удивляет своей новизной - скорее наоборот.
Из всей книги по-настоящему понравились всего лишь несколько абзацев, описывающих сюрреалистические сонные видения главного героя, собственно их и процитирую:

Я был с Шелли и Мэри - в подчинении, садовником. Они уже состарились, хоть я и не постарел. Мэри стала крохотной и хрупкой, она носила капор. Согбенный Шелли сохранил, однако, поразительную живость движений. У него была длинная борода. Он стал членом Совета министров. Мне он приходился отцом. Он выращивал растение, которое должно было приносить филейную вырезку. Его голос звучал как мандолина. Он поднял Мэри и засунул ее к себе в карман. Он публично заявил, что собирается через неделю вступить во владение Грецией. Он сидел на замшелом камне и безутешно рыдал. Что бы я не подносил ему в чаше, все съедал ворон. Он запустил воздушный змей и быстро вскарабкался на него по веревочке.
Был там и Байрон. Этот растолстел и носил треуголку. "Ничто не противно природе", - сказал он мне, посмеиваясь в качестве объяснения.
Во сне я был рад повидать Байрона. Я попросил его кое в чем сохранять благоразумие. Но он усердно хранил благоразумие кое в чем совершенно ином.
Он отворил зеленую дверь, и внутрь вошли Мэри и Шелли, весьма неаппетитно пожирая апельсины. Шелли показал мне свою фотографию, на которой он - кожа да кости. Мэри опять оказалась старушкой. Она представила меня своему молодому другу - поэту по имени Томас Гарди. Тот выкладывал что-то из кубиков и сказал мне, что с раннего детства восхищается работами Дарвина. Я спросил его, не собирался ли он назвать другого поэта. Он улыбнулся и заметил, что Мэри лучше бы все поняла, поскольку ей официально подарили нечто - я забыл, что именно, что-то нелепое, флаг Померании, что ли...


Если оценивать общее впечатление от книги, то посталю 6 из 10.

Освобожденный Франкенштейн
3 5
* * * * *

Книга прочитана в рамках флэшмоб 2012

Что понравилось
В первую очередь понравился разговор главного героя с Шелли и Байроном. Читал этот эпизод с большим удовольствием, даже только ради него книгу стоило прочесть!
Понравились размышления на тему роли технической революции в современном обществе, и в формировании общества потребления.
Понравился язык повествования - простой, но не примитивный, с описаниями, но не занудный. Но другого от Олдиса и не ожидал.

Что не понравилось
На мой взгляд, несмотря на подробные описания размышлений главного героя, совсем непонятен его характер. Странно, что разлучившись с женой и внуками, он практически о них не вспоминает (если не ошибаюсь вспомнил только один раз), хотя в начале книги, до расставания, видно, что он любит и жену и внуков. Поведение главного героя больше напоминает человека не старше 35-40 лет (как максимум), в то время как, судя по всему он намного старше (наличие внуков, причем не совсем грудных детей).
Кроме того, хотелось бы большего понимания действий "творения Франкенштейна". Куда он шел? Был ли он намерен выполнить свое обещание или нет? Какими он видел людей?

В итоге
Не пожалел, что прочитал книгу, но перечитывать буду вряд-ли. В книге есть интересные размышления, но в целом сюжет меня не тронул.

Освобожденный Франкенштейн
5 5
* * * * *
Достоинства:
На мой субъективный взгляд старого ( примерно с конца 50-х прошлого века ) любителя фантастики эта книга - один из шедевров ХХ ВЕКА !
Освобожденный Франкенштейн
3 5
* * * * *

Прочла книгу в рамках флэшмоба 2012.
Честно говоря, ожидала от нее большего, ведь Брайан Олдисс считается замечательным фантастом. Поначалу книга увлекла - временные сдвиги, разрыв вселенной, пересечение реальностей, да и сама форма повествования в виде переписки, но постепенно интрига сошла на нет - повествование завязло в 1816 году, а идея Мэри Шелли, по мотивам книги которой написан роман, о столкновении науки с границами дозволенного природой, о конфликте общественного и личного, одиночестве, сейчас не удивляет своей новизной - скорее наоборот.
Из всей книги по-настоящему понравились всего лишь несколько абзацев, описывающих сюрреалистические сонные видения главного героя, собственно их и процитирую:

Я был с Шелли и Мэри - в подчинении, садовником. Они уже состарились, хоть я и не постарел. Мэри стала крохотной и хрупкой, она носила капор. Согбенный Шелли сохранил, однако, поразительную живость движений. У него была длинная борода. Он стал членом Совета министров. Мне он приходился отцом. Он выращивал растение, которое должно было приносить филейную вырезку. Его голос звучал как мандолина. Он поднял Мэри и засунул ее к себе в карман. Он публично заявил, что собирается через неделю вступить во владение Грецией. Он сидел на замшелом камне и безутешно рыдал. Что бы я не подносил ему в чаше, все съедал ворон. Он запустил воздушный змей и быстро вскарабкался на него по веревочке.
Был там и Байрон. Этот растолстел и носил треуголку. "Ничто не противно природе", - сказал он мне, посмеиваясь в качестве объяснения.
Во сне я был рад повидать Байрона. Я попросил его кое в чем сохранять благоразумие. Но он усердно хранил благоразумие кое в чем совершенно ином.
Он отворил зеленую дверь, и внутрь вошли Мэри и Шелли, весьма неаппетитно пожирая апельсины. Шелли показал мне свою фотографию, на которой он - кожа да кости. Мэри опять оказалась старушкой. Она представила меня своему молодому другу - поэту по имени Томас Гарди. Тот выкладывал что-то из кубиков и сказал мне, что с раннего детства восхищается работами Дарвина. Я спросил его, не собирался ли он назвать другого поэта. Он улыбнулся и заметил, что Мэри лучше бы все поняла, поскольку ей официально подарили нечто - я забыл, что именно, что-то нелепое, флаг Померании, что ли...


Если оценивать общее впечатление от книги, то посталю 6 из 10.

Освобожденный Франкенштейн
3 5
* * * * *

Книга прочитана в рамках флэшмоб 2012

Что понравилось
В первую очередь понравился разговор главного героя с Шелли и Байроном. Читал этот эпизод с большим удовольствием, даже только ради него книгу стоило прочесть!
Понравились размышления на тему роли технической революции в современном обществе, и в формировании общества потребления.
Понравился язык повествования - простой, но не примитивный, с описаниями, но не занудный. Но другого от Олдиса и не ожидал.

Что не понравилось
На мой взгляд, несмотря на подробные описания размышлений главного героя, совсем непонятен его характер. Странно, что разлучившись с женой и внуками, он практически о них не вспоминает (если не ошибаюсь вспомнил только один раз), хотя в начале книги, до расставания, видно, что он любит и жену и внуков. Поведение главного героя больше напоминает человека не старше 35-40 лет (как максимум), в то время как, судя по всему он намного старше (наличие внуков, причем не совсем грудных детей).
Кроме того, хотелось бы большего понимания действий "творения Франкенштейна". Куда он шел? Был ли он намерен выполнить свое обещание или нет? Какими он видел людей?

В итоге
Не пожалел, что прочитал книгу, но перечитывать буду вряд-ли. В книге есть интересные размышления, но в целом сюжет меня не тронул.