Чемодан, размер 179x115x11 мм

Сергей Довлатов верил в одно - в "улыбку разума". Эта достойная сдержанная позиция принесла писателю повсеместную известность. На родине вот уже десять лет Довлатов - один из самых устойчиво читаемых авторов; его проза инсценирована, экранизарована, изучается в школе и ВУЗах, переведена на японский и основные европейские языки. Перед вами - ещё одно его произведение.

Автор
Издательство Азбука
Серия Азбука-Классика
Язык русский
Год 2021
ISBN 978-5-389-01554-8 5-352-00327-2 978-5-9985-0129-6
Тираж 5000 экз.
Переплёт мягкая обложка
Количество страниц 160
Штрихкод 9785352003275
Размер 179x115x11 мм
Длина 179мм
Ширина 115мм
Высота 11мм
Объём 1
Возрастная категория 18
Входит в комплект Классики мировой литературы от издательства «Азбука»
Количество томов 1
Формат 76x100/32
176
В других магазинах:
История цены:
Средний отзыв:
4.9
* * * * *
Чемодан
5 5
* * * * *

Когда книга начинается с громкого заявления, вроде - «В ОВИРе эта сука мне и говорит…», как-то сразу хочется читать дальше. А если не хочется, то и не надо. Довлатов – человечище, чье мировоззрение либо сразу ложиться на душу, и ты принимаешь его полностью без остатка, либо отвергаешь, типа «Пфи…, беллетристика from russky alcoholic». Ага, беллетристика, но какая!

«Чемодан» - это такой кухонный разговор на бытовушные темы. У человека есть вещи, с каждой из них связана какая-то история. Вот признайтесь, много у вас вещей с биографией? Если не считать той удачи на распродаже в H&M… У меня таких вещей нет, почти всё обычное. Всё что буднично покупается, а потом также буднично выкидывается или раздается.

Это хорошо, что мы не знаем дефицита, что сегодня мы не придаем большой ценности трусам и курткам. Чтобы вещица заполнила нашу душу и мысли, с ней должно быть связано какое-то феерическое вау. А если его не было, то просто кеды, просто кофта, просто плащ.

А вот наши мамы и папы, могут рассказать сотни историй о том, как кофточек и батников приходилось буквально добиваться, о том времени, когда заполучить джинсы означало найти дверь в Шамбалу. Автор «Чемодана» тоже с той планеты. Хотя вещи-то не очень любил, но попадали они к нему экстравагантными путями. Об этих путях он и вспоминает.

А вообще-то самому Довлатову нравилось называть себя «рассказчиком», а не писателем . Потому-то и беллетристика. Это правда, он был рассказчиком в миллионной степени, который никогда не рвался к наградам. Но с помощью простых слов, мог заставить грустить и смеяться. И всегда оставался каким-то родным, понятным.

Довлатов – это наша несуразная действительность, наше прошлое и в чем-то настоящее. Добрый юмор над самим собой, не в каждом романе на тысячу страниц найдется столько души, сколько есть её в простом обшарпанном «Чемодане» ;)

Чемодан
5 5
* * * * *

Затеяла я вчера генеральную уборку с мойкой окон и выгребанием всего гуано из самых дальних уголков (просто удивительно, сколько всего скапливается даже при условии регулярных и вроде бы даже тщательных уборок). А чтобы не было скучно, привычно положила телефон чтобы послушать бесконечно любимого Довлатова. Уже на сравнительно начальной стадии уборки обнаружилось, что закончились некие чистяще-моющие средства, пришлось быстро напялить кроссовки и побежать в супермаркет (наушники в уши, чтобы не расставаться с любимым чтивом). Там (и на обратном пути) немного неудобно получилось. В обчем, шо я вам могу сказать: если вы кассир, или случайный прохожий, и клиент/прохожий начинает вдруг ни с того, ни с сего неумолимо ржать - пожалуйста, не думайте, что он(а) псих, или ржет над вами. Вполне возможно, что он(а) просто слушает в данный момент Сергея Довлатова.
В книгах Довлатова есть то, что я нежно люблю - смешное и грустное рядом. В ЖЖ есть такой тэг, лытдыбр, если я правильно понимаю, то это когда люди описывают просто бытовые ситуации, которые с ними происходят. Особенный цимес в том, что некоторые умеют описать вроде как незаметные и непримечательные каждодневные бытовые ситуации так, что читатель не будет знать, то ли смеяться сначала, то ли плакать.
Вот и чемодан Довлатова - это такой себе лытдыбр, вот уехал эмигрант, потом спустя энное количество лет заглядывает к себе в чемодан, там вроде бы ничем неприметное барахло - армейский ремень, старая поношенная куртка, креповые носки, ботинки итд.
Но за каждым из этих предметов стоит не только история из жизни самого Сережи Довлатова, не слишком удачливого при союзе журналиста и писателя, смешная и грустная одновременно, но и картина эпохи, картина из быта уже не существующей страны.
Читала много раз, слушала и знаю, что вернусь еще неоднократно, одно из тех произведений которое мне надоесть не сможет никогда.
Еще немножко про аудиоверсии (к прочтению необязательно, только для фанатов аудиокниг):

Недавно пробовала прослушать "Чемодан" в исполнении вроде как прославленных и замечательных актеров (помню Лазарева) - много актеров. Не вышло, бросила. Вроде как и академически правильное чтение, но напрочь убивает всю иронию довлатовской прозы. Тоскливое и доооолгооооое музыкальное сопровождение в конце непонятно как сформированных фрагментов (хотя против правильного музыкального оформления я ничего не имею), да еще и вставки левитановским голосом: "вы прослушали фрагмент... части.... книги имярек", ну и в начале то же самое. Сдохнуть можно. А вот озвучка "Чемодана" Максимом Виторганом - самое то:-))). Умно, иронично, смешно и его немного раздолбайская манера максимально близко соответствует манере Довлатова.

Чемодан
5 5
* * * * *

Сборник Довлатова "Рассказы из чемодана", в котором невнятных пятьсот с лишним страниц (там Наши, Чемодан, Филиал и огромный раздел "Комментарии") был подарен мне моим любимым другом одноклассником перед самым отъездом в США с фразой, мол, книжка прекрасная, особенно в Америке прочесть хорошо будет. Бумажные книжки всегда считались самым прекрасным подарком, поэтому, сказав огромное спасибо, не откладывая, без подготовки начала читать.

Начала читать эти короткие простые предложения и афористические умозаключения, заскучала и бросила.

А потому что без подготовки! Ничего мне не было известно о Легендарном "человеке-вселенной" Довлатове. А так нельзя. Нужно было тщательно подготовиться к этой книге.

Подготовка (то, что все это было подготовкой стало известно только после прочтения этой книги) проходила в течение трех лет, когда сознание набралось достаточными сведениями о Советском Союзе, социализме, революции, репрессиях, интеллигенции, иммиграции, штудировались советсвие классики, изгнанные за рубеж за чрезмерную вольность мысли, поковырялись мной чуть-чуть Архипелаг Гулаг и Бродский, Лимонов, Улицкая, познакомилась с писательсим сообществом того времени из книг Толстой и Гениса, и, наконец, узнала Довлатова из посторонних писательских "уст".

Тут уже я сознательно решила перечитать сборник, и была пленена тем, насколько прекрасно творчество Довлатова. Тем, насколько каждое написанное им слово стоит на своем месте и отражает мысль. От этого всего восприятие биографической истории Довлатова становится только ярче. Книга затягивает ощущениями, с корорыми автор рассказывает совсем невеселые и некрасочные и даже не счастливые истории в своей жизни, связанные с вещами из чемодана. А ощущения эти: легкость и простота отношения к жизни. А в этих историях - весь Советский Союз, и весь мир.

Самая прекрасная часть сборника "Рассказы из чемодана" это раздел Комментарии, в котором, видимо, уже после смерти писателя, уточнялись некоторые сведения и подробнее рассказывалось об упоминающихся личностях. Так же из этой части можно вывести то, что автор неимоверно преувеличивал/преуменьшал/искажал многие многие факты, но вот почему-то от этого не хочется думать "фууу, все врет", а наоборот, его реальность кажется гораздо острее и пронзительнее, чем унылая реальность, без отпечатка сознания Довлатова.

А потом вообще оказалось, что Довлатов очень тщательно работал над текстом и все слова в предложении у него начинаются на разные буквы, и даже предлоги не повторяются, оттого и предложения у него короткие и стройные. И во всех трех отдельных, канонически опубликованных книгах "Наши" , "Чемодан" и "Филиал" ровно по 160 страниц.

В сборнике "Чемодан" автор показал нам вселеную через призму его восприятия.

Чемодан
5 5
* * * * *

Как вам такая ирония судьбы: небольшой сборник рассказов Довлатова "Чемодан", опубликованный в 1986 году в США и вышедший в России только пять лет спустя, в 2013 был рекомендован школьникам Министерством образования РФ, а сегодня на книге стоит грозная пометка 18+. Оно и понятно: как обойтись без крепкого словца, когда ты навсегда покидаешь Родину, а в твоем фанерном чемодане - затертая куртка, поплиновая рубаха, чужие полуботинки, костюм для похоронных церемоний, да три пары финских носков?..

Я очень люблю Довлатова. Мне нравится его живой, искренний, незамысловатый, но в то же время цепляющий слог. Он прекрасен в своей простоте и удивительно наполненной лаконичности, к которой не нужно ничего добавлять. Я ценю его горький и хлесткий юмор, который так точно обрисовывает позднесоветскую действительность. Даже в лице его на черно-белых фото мне видится что-то близкое и знакомое, и чем больше я его читаю, тем лучше осознаю, как сильно мы с ним похожи. Порой я не разделяю его позиций, но я всегда его понимаю.

Довлатов был прирожденным писателем, это чувствуется, но в СССР он мог рассчитывать только на самиздат. Советские журналы отказывали ему в публикациях на почве идеологии, его тексты уничтожались по распоряжению КГБ, зато он не раз публиковался на Западе, за что, в конце концов, был исключён из Союза журналистов. Только в эмиграции он смог раскрыться по-настоящему: за двенадцать лет издал двенадцать книг, стал главным редактором еженедельника "Новый американец", печатался в престижном журнале "The New Yorker".

...Однажды в Москве проходила интересная и немного странная выставка чемоданов. Каждому чемодану - свое содержимое, и все это предлагалось рассмотреть в деталях. К сожалению, на ту выставку я не попала, но как раз тогда задумала прочитать "Чемодан". Если б кто-нибудь знал, сколько лет утекло с тех пор... Не будьте как я, беритесь за Довлатова прямо сейчас! Несмотря на то, что темы его рассказов в общем-то невеселые, это практически единственный автор, над книгами которого я смеюсь в голос и от души.

М.

Моя рецензия на книгу Иностранка

Чемодан
5 5
* * * * *

Вот почему так иногда бывает, что замечательные книги проходят где-то вдали от тебя?!
А ведь имя Сергея Довлатова отнюдь не пустой звук для меня. Что-то слышала, где-то читала и даже видела спектакль во МХАТе по его произведениям. Всё вызывало восторг, но знакомство так и не случилось.
А может быть, так и надо было. Всему своё время.

Сразу скажу: это прекрасно! Замечательный сборник рассказов, объединённый одной темой: Чемоданом, который автор вывез из России и долгие годы даже не открывал.
Не было там ничего ценного.
А может быть, наоборот?
Было там нечто настолько дорогое, что даже страшно было прикоснуться: воспоминания, чувства, искренность?!

Про эту книгу невозможно рассказать. Её надо читать.
А ещё обещаю: вы непременно полюбите её! Или вы... Нет-нет, никаких оскорблений!

Чемодан
5 5
* * * * *

«...Идеальное начало рецензии на «Чемодан» я представляю так: «Кучка эмигрантского барахла вырастает в книге Довлатова до символа бедной, великой, многострадальной России...» © Сергей Довлатов.

Итак, кучка эмигрантского барахла вырастает...

Довлатов, по собственному признанию, не писатель. Он даже точную формулировку вывел, согласно которой «рассказчик говорит о том, как живут люди, прозаик говорит о том, как должны жить люди, а писатель — о том, ради чего живут люди». Довлатов обладал несомненным талантом рассказчика с собственным стилем и умением ловко подмечать смешное.

«Чемодан» — сборник коротких рассказов, каждый из которых посвящен одной вещи из чемодана писателя, с которым он отправился в эмиграцию. Вспоминая о том, как попала к нему каждая из этих вещей, Довлатов рассказывает не только свою историю, историю не слишком удачливого советского писателя и журналиста (читай ленинградского оболтуса и алкоголика), но и рисует, как бы напыщенно это не звучало, портрет советской эпохи.

Читать Довлатова одновременно очень смешно и очень грустно. И грустно не только от самих историй, но и от этого, что успел Сергей Донатович крайне мало.

Случайная цитата:

При этом Шлиппенбах без конца занимал деньги у сослуживцев и возвращал их неохотно. Список кредиторов растянулся в его журналистском блокноте на два листа. Когда ему напоминали о долге, Шлиппенбах угрожающе восклицал:
— Будешь надоедать — вычеркну тебя из списка!
Чемодан
4 5
* * * * *

"Дорогой Игорь! Если по каким угодно, эстетическим или коммерческим,
причинам Вам не захочется такую книжку издавать, то ни в малейшем
степени не чувствуйте себя связанным обещаниями и договорённостями"
(Из письма Довлатова издателю, 18 декабря 1985 года)

Книга прочитана еще полтора года назад, но вдруг сейчас поняла, что оценка "4" для неё недостаточна. Возможно, в те времена у меня была выбрана пятибалльная система без половинок, так как "Чемодан" Довлатова точно заслуживает большего. До сих пор прекрасно помню составляющее этого чемодана: костюм, носки, полуботинки, ремень, рубашку, зимнюю шапку и другие вещи. Главное, конечно, не сами предметы, а памятные рассказы о каждом из них. И что удивительно (время это подтвердило), эти истории дороги как автору, так и читателю - бывшему гражданину Советского Союза. Для Сергея Довлатова чемодан явился не просто вещевой частичкой оставленной страны, но и психологической. Каждый предмет одежды - это и частичка советской эпохи. Кто не помнит такое неотъемлемое понятие того времени, как дефицит? Но вещи "доставали" самыми разными способами. Вот такими неисповедимыми путями собралась и эта чемоданная коллекция.
"Креповые финские носки" - результат неудачной спекуляции, когда герой чуть ли не стал фарцовщиком, да прогорел быстрее, чем успел сбыть дефицитный товар, так как неожиданно этот продукт выпустила и лёгенькая советская промышленность.
Что-то можно было стянуть (если плохо лежит). Именно так достались "Номенклатурные полуботинки" - прямо из-под банкетного стола - высокопоставленный чиновник решил на время снять обувь, чем и воспользовался шустрый на руку герой.
Иногда работникам доставалась материальная премия, особенно, если это нужно было для самой работы или выполнения внештатных заданий (присутствие на похоронах, поход в театр с основной целью слежки, а никак не для любования игрой артистов на сцене). Это история "Приличного двубортного костюма".
Конечно, это мог быть и обычный подарок, как "Поплиновая рубашка" или необычный подарок, как "Куртка Фернана Леже".
У каждой вещи своя история, читая которые, можно вспоминать и собственные приобретения, пакуя личный чемодан.

Чемодан
5 5
* * * * *

С Довлатовым я практически незнаком. Это всего лишь вторая его книга, которую я прочитал. И потому пока, что называется, не хватает базы данных, чтобы мочь и сметь судить о его литераторстве. Вернее не судить — не очень люблю судить, знаете ли — а пытаться формулировать какие-то более-менее внятные суждения по его творчеству. Но вот по конкретной книге могу. И смею. Смею надеяться, что писательская манера автора импонирует не только мне или моим друзьям, но гораздо бОльшему количеству людей, хотя бы раз открывшим эту его книгу.

Книга "Чемодан" состоит из нескольких не особо больших рассказов автора, рассказов в основном о себе самом, и о своих собственных приключениях в стране под названием Жизнь. Довлатов большая умница, он не сочиняет какую-то специальную книжную ситуацию, и не особо выдумывает своих литературных героев, он просто вспоминает то, что происходило с ним самим в реальной жизни, и вспоминает тех людей, с которыми эта реальная жизнь его сводила — сводила, вела вместе и потом разводила. Или сохраняла союз либо связь.

Рассказы Довлатова внешне не ярки и не заманчивы — в них совсем нет никаких красочных событий, никаких манков, на которые можно было бы приманить читателя. Но тем не менее Довлатов принадлежит к числу и читаемых и почитаемых русскоязычных авторов (по крайней мере такова статистика нашего сайта, загляните на страничку автора). В чём же секрет? А секрет, как мне кажется, прост — Довлатов не только ничего не придумывает, но он ещё и ничего не изображает, он нигде не притворяется и никем не прикидывается, он называет всё своими именами — дружбу дружбой, любовь любовью, а дерьмо дерьмом. Он пишет самым простым и почти что разговорным русским языком, не чураясь запустить по-матушке там, где в реальной жизни запустил бы по-матушке любой из нас. Он не стесняется и не опасается показаться смешным или нелепым, он легко подтрунивает над всеми своими ошибками или курьёзными случаями, даже и в тех ситуациях, где другой бы поостерёгся рассказывать о себе такое и так, как это делает Довлатов. И вот эта самая довлатовская открытость и доверительность и делают отношение к нему со стороны читателя также открытым и доверительным.

Так и хочется написать "читал, чтю и буду чтить"...

Чемодан
5 5
* * * * *

В мои планы к прочтению не внесена ни одна из книг Довлатова. Это лишено смысла. Ведь если я по какой-то случайности натыкаюсь на них, я сразу начинаю читать. И плевать на все планы (а я даже касательно чтения строю планы) и списки. Такая историю у меня разве еще с Воннегутом. Вот таких два любимых мужчины.

Книга "Чемодан" - потрясающая. Она о том, что в жизни на самом деле важно. Ведь порой кажется, что вещи - это очень ценно. Вспомните только ту панику, которая накрывает, когда осознаете, что забыли дома мобильник. Ведь все! Именно в этот день нужно принять миллион звонков, и каждый - критически важный. А тут надо войти в новую жизнь. Жизнь иммигранта. И взять в нее можно только три чемодана. И в них нужно уместить все.

Довлатов, правда, смог обойтись всего одним чемоданом. И то, что он сложил туда - вещи совершенно бесполезные. Бесполезные для человека, но не для истории или, в нашем случае, литературы. Ведь повествование о ботинках или костюме - это шедевры. Хотя я такого мнения обо всей прозе Довлатова.

Не скажу, что эта книга станет моей любимой. Мне вообще сложно выделить у него что-то. Ведь Довлатов, как мне кажется, силен не сюжетами (а есть ли они у него по большому счету?), но слогом. Вот этим антисоветским слогом - нескрываемым, выпестованным, нахальным, заковыристым, любимым.

Потому читайте Довлатова. Он хорош. Либо не читайте. Я ведь все равно буду его читать. И перечитывать. Ибо это Довлатов.

Чемодан
5 5
* * * * *

В каждой работе необходима минимальная доля абсурда…

У меня редко бывает так, что прочитав лишь одну книгу автора я заношу его в список любимых. Как правило, в этот список попадают писатели лишь после третьей или четвертой достойной книги. Но Довлатов меня приятно удивил. Не ожидала от него такой простоты и в то же время жизненности и изнанки. Прочитав лишь "Чемодан" я полюбила Довлатова за ту непосредственность и сатирический настрой, при котором даже фингал под глазом воспринимается как нечто проходное и неважное в общем ворохе советской несправедливой и показной утопии. А что уж говориться про обстоятельства кражи ботинок мэра, про сотню финских гороховых носков или появление двубортного костюма.

Мне очень понравились рассказы Довлатова. Они легкие, заводные, ностальгические и без прикрас. Сатира на бытовые советские темы. И даже если тебе не довелось увидеть 80-е все сюжеты описанные в чемодане знакомы по милым сердцу Гайдаю, Бежанову, Рязанову.

Обязательно буду продолжать знакомство с другими произведениями автора.

Чемодан
5 5
* * * * *
У каждого человека свое время для появления книги и писателя. Пришла пора-она влюбилась) Скупила все и радуюсь жизни)
Чемодан
5 5
* * * * *
очень понравилось, советую
Чемодан
5 5
* * * * *
Пожалуй ,одна из лучших книг что я читал !Перечитывал очень много раз !Театр жизненного абсурда во всей красе
Достоинства:
Лаконично ,до боли смешно и местами печально..
Недостатки:
Не нашёл
Чемодан
4 5
* * * * *
Книжка классная, жаль только шрифт мелкий, неудобно в дороге читать