|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Когда читала « Крейцерову сонату» - меня тошнило. В прямом смысле. Потому что не могла я воспринять такого, что называется, торжества физиологии. В смысле, того, что творилось в голове у главного героя. Того, что в конце концов привело к плачевной развязке.
Странно мне было. Хотя…виной всему моя безнадежная вера в любовь. Ту самую, которую так высмеял главный герой- мол, что это? Единство идеалов? Тогда зачем жениться? Да все же… Наверное, все дело в том, что в моем понимании любовь – сама по себе. Не зависит она ни о чего. Ни красота, ни богатство не имеют над ней власти. Да, герой Толстого хвастается тем, что выбрал себе в жены девушку бедную, без влиятельных родственников, но при этом отмечает, что в день их встречи она была в достаточно откровенном по тем временам платье из джерси. И постоянно говорит, что искал достойную себе. Вот и разгадка, на самом деле. Не любил, а именно желал. Неудивительно, что желание прошло так быстро. Неудивительно, что потом каждый вспомнил о том, что у него может быть своя, отдельная жизнь. Потому что то, на чем держался этот союз, исчерпало себя. А держался он на только на сладости обладания. На радости плоти. И никто не вспомнил о том, что в браке надо быть равными прежде всего по духу. Потому что это и есть истинная близость. А Позднышев именно пошел по самому легкому пути. Ах, как бы понять ему слезы своей жены еще во время их медового месяца! А она отчетливо поняла, что между ними-не любовь, а жажда взаимного обладания. Она и плакала оттого, что это скоро пройдет. Она предчувствовала, что скоро между ними станут другие люди. О, эта непреложная истина, что шепчет нам предчувствие! Не слышим ведь! И путаем страсть и любовь. Хотя что там путать? У первой – короткий век. И если она и может перерасти в любовь, то для этого нужно единство духа. Позднышев убил свою жену задолго до того убийства при помощи кинжала. Он убил её тогда, когда выбирал и посчитал достойной себе. Выбрал, как развлечение для себя. Как некий праздник в своей жизни, который просто обязан никогда не кончаться. А то, что было у неё в в душе-было ему безразлично. Она тоже пошла по этому пути. Наверное, дурной пример и правда заразителен. Нашла себе такого близкого по духу Трухачевского. Ну, ей так казалось. А было все тоже самое . Он смотрел на неё всего лишь как на развлечение. И, конечно, добившись своего, исчез бы. А она бы, разочаровавшись в любви, окунулась бы в череду случайных связей. Тоже смерть…Ведь вот что получается – в «Крейцеровой сонате» мертвы все. Все идут за сиюминутным наслаждением, забывая, что это мертвит дух. И действительно уводит на самое дно, где так легко растерять все лучшее, что есть в душе! Так что такое-любовь? Духовное сродство? Единство идеалов? Наверное, совсем уж духовно сродниться не получится. Разные мы все-таки, и идеалы у нас разные. Это умение слышать боль чужого сердца. Умение чувствовать другого как себя. И видеть не мужчину и женщину, а человека. Близкого твоему сердцу только потому, что он есть. «А зачем тогда спать вместе?» Ну, ведь так воскликнул Позднышев. Да кто его знает…Наверное, чтобы просто вместе просыпаться.
Сюжет избит и "общее место" - попутчик, рассказывающий удивительную историю (правда тогда это не было так банально, хотя могло и быть - уже, Достоевский - "Идиот", постарался) - тема хорошая, но как всегда у Толстого - нарочито патетична, но есть - есть здесь перлы. На самой глубине лежащие - но есть. Что позволили обрести этому графу такое богатство.
Это ведь не о любви и браке - это об отношении "вообще": можно ли любить что-то прекрасное - истинно любить, со всем поклонением и преклонением, без предательства, ведь самое лучшее, порой, может надоесть? Знаем ли мы люди (читатели) - что есть прекрасное - Толстой, как всегда пафосно и даже нагло это спрашивает, опосредованно, но правильно - знаем мы прекрасное, просто люди так привыкли к уродливому и нескладному, что наводит на размышления, может тогда и не нужны "образцы лучшего". может тогда и вся нравственность - есть пшик? Эта повесть не для чтения (как почти всё у Толстого) - это для раздумий. И вся жизнь у него такая - он не мог решить для себя: что же для него идеал - что прекрасное, вот и мучил нас, пытаясь хоть из читателей - выбить этот ответ. Но кто может знать правду - ему было страшно спросить даже и кто? Он хотел ответить - но не мог: не хотел поверить, что Он (Тот самый, о котором все говорят, Тот, который всесильный) и правильно - не верил. Потому что не видел этой силы - потому что не было бы у него "Крейцеровой сонаты", коли б так - коли вся сила была б у Того. Иначе не отнималась бы никогда красота.
Крейцерова соната - про ревность, Диавол - про похоть, Отец Сергий - про гордыню. Хорошая подборка.
Достоинства: Как всегда у Толстого - предельно правдиво и с элементами трэша (один убил жену, второй - себя, третий отрубил себе палец). Недостатки: Половина Крейцеровой сонаты - скучные нравоучения. Чехову, кстати, эта повесть показалась глуповатой и смешной, и я с ним отчасти согласен. Повесть Два гусара не имеет никакого смысла. Да, сын оказался растяпой, ну и что дальше? |