|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У меня есть правило из серии "мои любимые тараканы" - всегда давать названия рецензиям. Так вот в этом конкретно случае это оказалось невозможно. Были крайние варианты из серии "Маразм крепчает", но они были отброшены как неполиткорректные. Поэтому названием стал вопрос, на который я так и не нашла ответа. Я не знаю что это - искреннее выражение собственных взглядов на жизнь, мнение о чем-то, о чем автор не имеет ни малейшего представления, или имеет столь отдаленное, что просто не в праве высказываться на тему. Это очень странно, это не то, что я знаю о семье и браке. Что забавно - в послесловии автора в рассуждениях прослеживается логика, но выстроенная на столь ложных, на мой взгляд, посылах, что кажется практически извращением. Из поразившего, напугавшего, ужаснувшего - ход мысли и чувства ревнивца. Несколько выводов для себя. Во-первых, упаси меня Боже. Во-вторых, мне бы не хотелось, чтобы с повестью знакомились мои дети до совершенного эмоционально-физиологического взросления. В-третьих, вот с цитатой ниже, полностью согласна. Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро.
Очень смелая и спорная повесть! Если сейчас она вызывает много противоречивых чувств: согласия-несогласия, возмущения, недоумения, неловкости, смущения, то можно представить, каким был шквал полемики в то время! И к тому же складывается ощущение, что, читая "Крейцерову сонату", как будто становишься свидетелем семейной трагедии самого Льва Николаевича и Софьи Андреевны. Софья Андреевна писала: "Я - удовлетворение, я - нянька, я - привычная мебель, я - женщина"... гадко, стыдно и скучно .
Уважаю Льва Николаевича за его самоотверженную (и, увы, бессмысленную) любовь к людям. Но, как любого идеалиста, его непередаваемо жаль. В нём была непримиримость с уродством и недалёкостью людей, которое он старался исправить с помощью своей литературы. Но, как мы видим по рецензиям, люди того не стоят. Рабство женщины ведь только в том, что люди желают и считают Читать стоит всем. Раздражают современные люди, которые видят в Толстом шаблон: хозяйственного старичка с выводками детей, который длинно расписывал войны с Наполеоном.
Страшное время, формирующее персон, подобных Позднышеву. Толстой вкладывает в его уста рассуждения о чистоте и "свиной жизни", о докторах и предназначении женщин, и все эти утверждения настолько спорны, что и сейчас не уверена, как правильно выразить послевкусие от повести. Несчастная жена Позднышева, жить в браке со слегка (или не слегка) сдвинутым мужем, который выворачивает смысл фраз так, как ему удобнее. Какие-то из его мыслей начинаются за здравие, но заканчиваются за упокой. К примеру, судьба беременных женщин, которые должны спокойно вынашивать детей, не будучи тревожимыми мужем – мысль хорошая, но ведет она в итоге к целомудрию, которое отнюдь не всякий сможет для себя принять. Постоянное сравнение с животными, отношение к браку и сексуальности, как к чему-то мерзкому и отвратительному – это то, что сейчас кажется нелепым и ханжеским. Для своего времени мысли Льва Николаевича были скандальными и обсуждаемыми, для нас сейчас это не так критично, но одно остается прежним – размышления о браке без любви, пары, живущие так же как Позднышевы спустя энное количество лет (постоянные ссоры, ссоры, желание уколоть друг друга побольнее, насолить, неприязнь друг к другу). Но как по мне, полное целомудрие — это еще не наш вариант. Разумный подход к браку, обсуждение своей сексуальности, принятие и понятие, обдуманное решение вступить в брак и цивилизованное поведение по отношению к супругу уже больше походит на современные методы решения проблемы несчастливых браков. Хотя конечно все это спорно, полемично и каждый думает по-своему.
И в «войне и мире», и «Анне Карениной» то же самое. Толстой пишет о себе. И от понимания этого становится жутковато. Представляешь, каково было его семье. Особенно Софье Андреевне.
Толстой поднимает важную тему - неискренность брака, который становится не результатом веления сердца, а скорее последовательностью привычных «так надо», «так все делают». Он рассуждает о природе брака: какие мотивы лежат в его основе, какие цели он преследует, оспаривает также его христианскую составляющую. Герой, а после и сам автор в послесловии затрагивает и другие темы, связанные с сексуальным воспитанием, деторождением и другими вопросами. Все свои убеждения он старается обосновать и рационализировать, при этом не прибегая излишне к религиозным доводам. Что-то кажется неактуальным, а что-то очень близким, например то, что детей должно растить не ради собственных выгод и удовольствия, а так, чтобы из них впоследствии сформировались достойные члены общества. Герой сделал выбор видеть гадость, свинство и разврат повсюду, он придерживается самой крайней точки зрения, отвергая сексуальность в любом ее виде. Этим он себя каждый день мучает, и эта вот неспособность достигнуть идела будет глодать его, пока он не совершит непоправимое. Эта книга - хороший пример того, как герой транслирует свои убеждения, далекие от читательских (признаемся честно, его точка зрения радикальна и малопопулярна), но это не раздражает, а, наоборот, хочется вникнуть и понять его, свои эмоции оставив на периферии. Так, это, конечно, дичь полная, всерьёз такое воспринимать не будешь, просто не актуально.
Мне очень нравится, как во многих книгах Толстого появляется и достаточно глубоко раскрывается тема мужского полового влечения и всяческих бед связанных с этим. Вспомнить хотя бы тоже «Воскресенье». Естественно, что ему эти переживания знакомы были не понаслышке. Так писать об этом, мог только человек, который всю жизнь старался приструнить свою половую силу и придумывал себе аскезы, давал себе обещания, но результат известен: ходят легенды о его влюбчивости, а количество внебрачных детей Толстого точно неизвестно. Я могу ошибаться в некоторых домыслах на этот счет, но это противоречие в нем, этот внутренний конфликт заставлял человека выкручиваться, писать эти горькие книги и высветлять свои переживания и мысли на страницах романов, меняя быть может этим чью-то точку сборки по этому вопросу. «Крейцерова соната» меня расстроила. Мне очень знакома обстановка семьи, про которую рассказывает главный герой - меня воспитали такие родители. И что интересно, как четко прослеживается типичность этих ссор, этого холода, похожесть триггеров, одни и те же обвинения, упреки и поведение. Я глубоко убежден, что большинство разводов в наше время - это всегда так или иначе вопрос сексуальной совместимости. Отсутствие проблеска внимания к этой базисной сфере, делает семью шаткой, лишенной доверия и настоящей интимности. Требуется колоссальная культурная и этическая подготовка, для того чтобы суметь окультурить и оседлать эту сильнейшую и древнюю стихию, которую природа заложила во всех нас в различных пропорциях. Очевидно, что мы имеем дело со сложнейшим механизмом, предназначенным для размножения, но который мы решили использовать как такой себе аттракцион. Как показывает опыт человечества и крайнее подавление и полная свобода в этой сфере приводят к плачевным последствиям. Отец Сергий отрубил себе палец помоему? И назовите хотя бы одну религию, которая бы не протягивала свои щупальца к сексуальной энергии человека, к самому источнику его порывов? Учитывая то, что человеческая сексуальность долгие столетия преподносилась как зло, как то с чем нужно бороться, христианство во многом очень затормозило процесс сексуального воспитания человечества в целом. Общество еще не научилось прямо смотреть в глаза тому, чем до конца не может управлять и привести в гармонию.
Моя сестра всегда с опаской берётся за художественную литературу, мотивируя тем, что каждый автор переносит на бумагу свои собственные мысли, страхи и "тараканов". Илона, у Толстого "тараканы" универсальные. Сколько же людей ты знаешь, семейная жизнь которых складывается точно в Крейцеровой сонате Толстого! Так руки и чешутся список составить и отправить рекомендацию на прочтение. 130 страниц, чай, не проблема... |