Крейцерова соната, размер 115x180 мм

В сборник включены повести Л.Н. Толстого разных лет, объединенные сквозным сюжетом поиска счастья, - "Два гусара", "Крейцерова соната", "Дьявол", "Отец Сергий". Каждая из них по-своему воплощает авторское понимание "главной цели искусства" - "проявить, высказать правду о душе человека, высказать такие тайны, которые нельзя высказать простым словом".

Автор
Издательство Азбука
Серия Азбука-Классика
Язык русский
Год 2019
ISBN 978-5-352-02120-0 5-352-00960-2 978-5-352-00960-4 978-5-389-02939-2
Тираж 4000 экз.
Переплёт мягкий
Количество страниц 352
Размер 115x180 мм
Длина 115мм
Ширина 180мм
Высота 19мм
Объём 1
Входит в комплект Классики мировой литературы от издательства «Азбука»
Количество томов 1
Формат 76x100/32
128
Размер: 115x180 мм
Ширина: 180мм
Длина: 115мм
История цены:
Средний отзыв:
4.1
* * * * *
Крейцерова соната
3 5
* * * * *

У меня есть правило из серии "мои любимые тараканы" - всегда давать названия рецензиям. Так вот в этом конкретно случае это оказалось невозможно. Были крайние варианты из серии "Маразм крепчает", но они были отброшены как неполиткорректные. Поэтому названием стал вопрос, на который я так и не нашла ответа.

Я не знаю что это - искреннее выражение собственных взглядов на жизнь, мнение о чем-то, о чем автор не имеет ни малейшего представления, или имеет столь отдаленное, что просто не в праве высказываться на тему. Это очень странно, это не то, что я знаю о семье и браке. Что забавно - в послесловии автора в рассуждениях прослеживается логика, но выстроенная на столь ложных, на мой взгляд, посылах, что кажется практически извращением. Из поразившего, напугавшего, ужаснувшего - ход мысли и чувства ревнивца.

Несколько выводов для себя. Во-первых, упаси меня Боже. Во-вторых, мне бы не хотелось, чтобы с повестью знакомились мои дети до совершенного эмоционально-физиологического взросления. В-третьих, вот с цитатой ниже, полностью согласна.

Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро.
Крейцерова соната
4 5
* * * * *

Очень смелая и спорная повесть! Если сейчас она вызывает много противоречивых чувств: согласия-несогласия, возмущения, недоумения, неловкости, смущения, то можно представить, каким был шквал полемики в то время! И к тому же складывается ощущение, что, читая "Крейцерову сонату", как будто становишься свидетелем семейной трагедии самого Льва Николаевича и Софьи Андреевны. Софья Андреевна писала: "Я - удовлетворение, я - нянька, я - привычная мебель, я - женщина"...
Толстой умело и ярко показывает изнанку семейной жизни, разочарование в ней:

гадко, стыдно и скучно

.
Я согласна с Львом Николаевичем в том, что пропаганда важности полового общения для здоровья губительна для души, но не согласна с тем, что только рождение детей - цель и оправдание супружеских отношений, что брак есть служение себе, а значит мешает служению Богу и людям.
И как ужасна и отвратительна ревность!
Пересмотрела фильм "Крейцерова соната" с Олегом Янковским .

Крейцерова соната
4 5
* * * * *

Уважаю Льва Николаевича за его самоотверженную (и, увы, бессмысленную) любовь к людям. Но, как любого идеалиста, его непередаваемо жаль. В нём была непримиримость с уродством и недалёкостью людей, которое он старался исправить с помощью своей литературы. Но, как мы видим по рецензиям, люди того не стоят.
"Крейцерова соната" - почти отчаянный эксперимент по изменению людей, в который сам Толстой едва ли верит. Он вкладывает в уста сумасшедшего истины, которые бы хотел видеть в людях. Искренне верил, что они сделают их счастливее... и просчитался.
Повесть явно написана для людей незрелых, кому с детства вкладывали христианскую мораль, но которые страдают неприменимостью этих догм в жизни. Повесть на них действует.
Для остальных же это остаётся вымышленной вселенной отношений, где женщина отвращена даже намёком на совокупление, а все мужчины - бессознательные рабовладельцы.

Рабство женщины ведь только в том, что люди желают и считают
очень хорошим пользоваться ею как орудием наслаждения. Ну, и вот освобождают
женщину, дают ей всякие права, равные мужчине, но продолжают смотреть на нее как на
орудие наслаждения, так воспитывают ее и в детстве и общественным мнением. И вот она
все такая же приниженная, развращенная раба, и мужчина все такой же развращенный
рабовладелец.


Читать стоит всем. Раздражают современные люди, которые видят в Толстом шаблон: хозяйственного старичка с выводками детей, который длинно расписывал войны с Наполеоном.

Крейцерова соната
4 5
* * * * *

Страшное время, формирующее персон, подобных Позднышеву. Толстой вкладывает в его уста рассуждения о чистоте и "свиной жизни", о докторах и предназначении женщин, и все эти утверждения настолько спорны, что и сейчас не уверена, как правильно выразить послевкусие от повести.

Несчастная жена Позднышева, жить в браке со слегка (или не слегка) сдвинутым мужем, который выворачивает смысл фраз так, как ему удобнее. Какие-то из его мыслей начинаются за здравие, но заканчиваются за упокой. К примеру, судьба беременных женщин, которые должны спокойно вынашивать детей, не будучи тревожимыми мужем – мысль хорошая, но ведет она в итоге к целомудрию, которое отнюдь не всякий сможет для себя принять.

Постоянное сравнение с животными, отношение к браку и сексуальности, как к чему-то мерзкому и отвратительному – это то, что сейчас кажется нелепым и ханжеским. Для своего времени мысли Льва Николаевича были скандальными и обсуждаемыми, для нас сейчас это не так критично, но одно остается прежним – размышления о браке без любви, пары, живущие так же как Позднышевы спустя энное количество лет (постоянные ссоры, ссоры, желание уколоть друг друга побольнее, насолить, неприязнь друг к другу). Но как по мне, полное целомудрие — это еще не наш вариант. Разумный подход к браку, обсуждение своей сексуальности, принятие и понятие, обдуманное решение вступить в брак и цивилизованное поведение по отношению к супругу уже больше походит на современные методы решения проблемы несчастливых браков.

Хотя конечно все это спорно, полемично и каждый думает по-своему.

Крейцерова соната
1 5
* * * * *


«Крейцерова соната» произведение ничем не выдающееся. Просто откровения психически нездорового человека. Ему бы обратиться к врачам, которых он так ненавидит. Но данная повесть есть отражение мыслей самого Толстого. Здесь много автобиографичных моментов, например таких:

- Ну, вот так я и жил до тридцати лет, ни на минуту не оставляя намерения жениться и устроить себе самую возвышенную, чистую семейную жизнь, и с этой целью приглядывался к подходящей для этой цели девушке. Это была одна из двух дочерей.

Помню, как, уже будучи женихом, я показал ей свои дневник, из которого она могла узнать хотя немного мое прошедшее, главное - про последнюю связь, которая была у меня и о которой она могла узнать от других и про которую я потому-то и чувствовал необходимость сказать ей. Помню ее ужас, отчаяние и растерянность, когда она узнала и поняла. Я видел, что она хотела бросить меня тогда. И отчего она не бросила!

И один из таких периодов был тот, когда после первого ребенка доктора запретили ей кормить. Я особенно ревновал в это время, во-первых, потому, что жена испытывала то свойственное матери беспокойство, которое должно вызывать беспричинное нарушение правильного хода жизни; во-вторых, потому, что, увидав, как она легко отбросила нравственную обязанность матери, я справедливо, хотя и бессознательно, заключил, что ей так же легко будет отбросить и супружескую, тем более что она была совершенно здорова и, несмотря на запрещение милых докторов, кормила следующих детей сама и выкормила прекрасно.

И в «войне и мире», и «Анне Карениной» то же самое. Толстой пишет о себе. И от понимания этого становится жутковато. Представляешь, каково было его семье. Особенно Софье Андреевне.
Толстой в своих рассуждениях всегда двойственен. С одной стороны он ставит спокойного здравомыслящего человека говорящего правильные вещи (видимо сказывается образование и воспитание). С другой стоит герой-темная сторона автора, который озвучивает жестокие и нездоровые суждения. Проблема Позднышева, а значит в какой-то мере и Л.Н., в болезненном неприятии себя. Он стремится быть идеальным, возвышенным, лучше других. Людей не любит, ужасно эгоистичен, неуверен в себе. Дело не в чувственной стороне брака, а в его отношении к ней.
В итоге для читателя совет такой: хочешь больше узнать о терзаниях Льва Толстого – читай. Если нет, то ничего интересного в этой повести не найдешь.

Крейцерова соната
3 5
* * * * *

Толстой поднимает важную тему - неискренность брака, который становится не результатом веления сердца, а скорее последовательностью привычных «так надо», «так все делают». Он рассуждает о природе брака: какие мотивы лежат в его основе, какие цели он преследует, оспаривает также его христианскую составляющую. Герой, а после и сам автор в послесловии затрагивает и другие темы, связанные с сексуальным воспитанием, деторождением и другими вопросами. Все свои убеждения он старается обосновать и рационализировать, при этом не прибегая излишне к религиозным доводам. Что-то кажется неактуальным, а что-то очень близким, например то, что детей должно растить не ради собственных выгод и удовольствия, а так, чтобы из них впоследствии сформировались достойные члены общества.

Герой сделал выбор видеть гадость, свинство и разврат повсюду, он придерживается самой крайней точки зрения, отвергая сексуальность в любом ее виде. Этим он себя каждый день мучает, и эта вот неспособность достигнуть идела будет глодать его, пока он не совершит непоправимое.

Эта книга - хороший пример того, как герой транслирует свои убеждения, далекие от читательских (признаемся честно, его точка зрения радикальна и малопопулярна), но это не раздражает, а, наоборот, хочется вникнуть и понять его, свои эмоции оставив на периферии. Так, это, конечно, дичь полная, всерьёз такое воспринимать не будешь, просто не актуально.

Крейцерова соната
4 5
* * * * *

Мне очень нравится, как во многих книгах Толстого появляется и достаточно глубоко раскрывается тема мужского полового влечения и всяческих бед связанных с этим. Вспомнить хотя бы тоже «Воскресенье». Естественно, что ему эти переживания знакомы были не понаслышке. Так писать об этом, мог только человек, который всю жизнь старался приструнить свою половую силу и придумывал себе аскезы, давал себе обещания, но результат известен: ходят легенды о его влюбчивости, а количество внебрачных детей Толстого точно неизвестно.

Я могу ошибаться в некоторых домыслах на этот счет, но это противоречие в нем, этот внутренний конфликт заставлял человека выкручиваться, писать эти горькие книги и высветлять свои переживания и мысли на страницах романов, меняя быть может этим чью-то точку сборки по этому вопросу.

«Крейцерова соната» меня расстроила. Мне очень знакома обстановка семьи, про которую рассказывает главный герой - меня воспитали такие родители. И что интересно, как четко прослеживается типичность этих ссор, этого холода, похожесть триггеров, одни и те же обвинения, упреки и поведение.
Сейчас немного по умничаю, и смотря на обширность и актуальность этой темы, я постараюсь по короче.

Я глубоко убежден, что большинство разводов в наше время - это всегда так или иначе вопрос сексуальной совместимости. Отсутствие проблеска внимания к этой базисной сфере, делает семью шаткой, лишенной доверия и настоящей интимности. Требуется колоссальная культурная и этическая подготовка, для того чтобы суметь окультурить и оседлать эту сильнейшую и древнюю стихию, которую природа заложила во всех нас в различных пропорциях. Очевидно, что мы имеем дело со сложнейшим механизмом, предназначенным для размножения, но который мы решили использовать как такой себе аттракцион. Как показывает опыт человечества и крайнее подавление и полная свобода в этой сфере приводят к плачевным последствиям. Отец Сергий отрубил себе палец помоему? И назовите хотя бы одну религию, которая бы не протягивала свои щупальца к сексуальной энергии человека, к самому источнику его порывов?
Сексуальность - так и остается проблемной сферой для большинства людей, и все это только усугубляется в наше время соц.сетей, бесплатного порно и прочих сладостей. Мы привыкли считать себя очень культурными и цивилизованными, но этот налет легко слетает с нас во время совокупления. В этом вся красота и трагедия. И дело здесь не в количестве свободы или в ее ограничении. Человеку дан разум для того, чтобы отыскать и подружиться, а затем окультурить и просветлить все заложенные в нас природные силовые нити. Уместить это в наши прогнившие социальные и культурные рамки, пожалуй еще сложнее.

Учитывая то, что человеческая сексуальность долгие столетия преподносилась как зло, как то с чем нужно бороться, христианство во многом очень затормозило процесс сексуального воспитания человечества в целом. Общество еще не научилось прямо смотреть в глаза тому, чем до конца не может управлять и привести в гармонию.
Может поэтому Толстой называя себя христианином, так категорично высказывается о половом влечении, при этом всю жизнь боровшийся со своим естеством.

Крейцерова соната
5 5
* * * * *

Моя сестра всегда с опаской берётся за художественную литературу, мотивируя тем, что каждый автор переносит на бумагу свои собственные мысли, страхи и "тараканов". Илона, у Толстого "тараканы" универсальные. Сколько же людей ты знаешь, семейная жизнь которых складывается точно в Крейцеровой сонате Толстого! Так руки и чешутся список составить и отправить рекомендацию на прочтение. 130 страниц, чай, не проблема...
Почти полтора века назад описал Лев Николаевич разрушающие отношения. Кажется, за это время многое изменилось. Девушек больше не выдают замуж невинными овечками, все вроде как по любви женятся, ещё и до штампа пожить успевают. Если что-то не устраивает - развод. Но я уверена, что половина супружеских пар проживают и чувствуют то же, что и главный персонаж повести Позднышев. Подменяют любовь страстью, не слышат друг друга, пытаются склеить трещины детьми... И если бы за убийство по причине ревности выносили оправдательные приговоры, то финалом многих браков было бы именно оно.
Если поначалу текст читаешь, как экскурс в недавнюю историю, посмеиваешься над патриархальностью, то с момента супружества понимаешь: и через пятьсот лет отношения между людьми будут прежними.
Браво, Лев Николаевич. В очередной раз я снимаю шляпу.