Компромисс, размер 180x115x14 мм

Сергей Довлатов верил в одно - в "улыбку разума". Эта достойная сдержанная позиция принесла писателю повсеместную известность. На родине вот уже десять лет Довлатов - один из самых устойчиво читаемых авторов; его проза инсценирована, экранизирована, изучается в школе и ВУЗах, переведена на японский и основные европейские языки. Перед вами - ещё одно его произведение.

Автор
Издательство Азбука
Серия Азбука-Классика
Язык русский
Год 2020
ISBN 978-5-91181-581-3 5-352-00328-0 978-5-352-00328-2 978-5-389-02277-5 978-5-9985-0071-8
Тираж 5000 экз.
Переплёт мягкий
Количество страниц 224
Размер 180x115x14 мм
Длина 180мм
Ширина 115мм
Высота 14мм
Объём 1
Входит в комплект Классики мировой литературы от издательства «Азбука»
Количество томов 1
Формат 76x100/32
132
История цены:
Средний отзыв:
4.4
* * * * *
Компромисс
5 5
* * * * *

Когда я прочитала "Чемодан" Довлатова - первое для себя его произведение -, подумала, что влюбилась. В слог, в этот высококлассный юмор, в интересные истории. И захотелось сразу же продолжить знакомство, благо сборники небольшие и ты не устаешь от автора. Следующей стала "Иностранка", которая, к величайшему разочарованию, совсем не зацепила. И вот, по прошествии нескольких лет, решено вернуться. Для чтения выбран "Компромисс".
Это сборник из 12 рассказов - компромиссов. Истории из журналистской жизни автора в Таллинне. И - да, да и ещё раз да! - этот тот самый Довлатов, который восхитил меня своим "Чемоданом". Показывая в своих историях советскую негибкость, зашоренность, формализм, он заставляет то смеяться в голос, то прятать снисходительную улыбку, то подавлять в себе возмущение от ограниченности редактора Туронка.
Некоторые рассказы совсем коротенькие, некоторые более развернуты. Моими фаворитами стали пятый и шестой компромиссы: про роддом и про поиски интересного человека (особенно!).
На очереди "Заповедник". Главное, чтоб как с "Иностранкой" не получилось :)

Компромисс
4 5
* * * * *

Не помню, отчего вдруг стал читать эту книгу. Но она сильно улучшила моё мнение о Довлатове.
До этого я представлял себе его вполне себе средненьким сборщиком баек. Не собирателем, а именно сборщиком. Слишком часто байки оказывались знакомыми. Или это всё из старых советских анекдотов?
Похоже на Веллера, только вместо евреев здесь медлительные основательные эстонцы. (Евреев, впрочем, тоже хватает.)
Вроде бы всё то же, тот же идиотизм совковой жизни, а понравилось в этот раз. Может, попал в правильное настроение? Или журналистские байки мне ближе "чемоданных"?

О журналистах замечательно высказался Форд: «Честный газетчик продается один раз». Тем не менее я считаю это высказывание идеалистическим. В журналистике есть скупочные пункты, комиссионные магазины и даже барахолка. То есть перепродажа идет вовсю.
[Из Одиннадцатого компромисса]


Особенно рекомендую компромисс Девятый, самый короткий:

— То есть почему я к тебе обратилась? Ты единственный аморальный человек среди моих знакомых. Вот я и хочу проконсультироваться.

Главы между собой не связаны, так что если совсем нет времени, можно прочитать только Девятый. Если же время терпит, рекомендую все.
Тем, кто застал конец 70-х и не жил в советской Эстонии, будет интересно сравнить свою жизнь с эстонской. Вроде бы страна была одна, и маразм общий, но разница в деталях значительная.

А Таллинн с двойной "н" позволяет довольно точно определить время издания книги. Две "н" писали всего несколько лет вокруг 1990-го. Ни до, ни после этого не было, нет и не будет. В этом контексте фраза

Марина принесла вишневого цвета блокнот. На обложке золотые буквы: «Делегату Таллиннской партийной конференции»

выглядит забавным анахронизмом. Редактор добавил букву "н" даже на обложку блокнота 70-х годов. Заодно. До кучи.
Довлатов такого точно не писал, поскольку умер в 1990.

Пока читал, нарвался на программу Виктора Третьякова на канале "Культура". Вообще-то я этого Третьякова не особенно люблю, но тут они как раз обсуждали, как нам помочь сегодняшним обездоленным прибалтийским соотечественникам.
Интересно народ говорил. Много предложений каких-то выдвинул. Жаль только, всё зря. Не похоже, чтобы эти соотечественники так уж плакали без нашей помощи.
Единственное, в чём им реально можно помочь, это в изучении русского языка. Хотя, если честно, я думаю, их детям полезнее будет изучать английский. Обидно за державу, но такое моё действительное мнение

Не думаю, что произведения Довлатова будут читать через много лет. Он написал чистую правду, но тот, кто не застал, уже сегодня ни за что не поверит, что так всё и было в той жизни. А половину важных деталей просто не заметит.
Да и слава богу.

Компромисс
5 5
* * * * *

Впервые для себя познакомился с творчеством Сергея Довлатова. И так совпало, что познакомился с ним путём прослушивания книги "Компромисс". Для меня это первый опыт когда книгу читал не я, а мне её читали. Бесподобное исполнение Константина Хабенского с его удивительной способностью к перевоплощению в голосе делает книгу ещё более интересной.

В своих рассказах Довлатов рассказывает байки из своей журналистской работы в качестве корреспондента "Советской Эстонии", а также рассказывает о работе редакции и жизни своих коллег.

Книга не оставит равнодушным никого и заставит сопереживать героям и улыбаться каждого над тонким проникновенным юмором.

Компромисс
5 5
* * * * *

Да, это так! Я люблю Довлатова, неважно, как женщина, как читательница, как фанатка, да неважно!
В этой книге снова собран искрометный юмор через призму грусти, печали и недолюбленности можно сказать. Читая его, ты понимаешь, как же хочется иногда, выйти в "середину 80-х", купить модного "Птичьего молока", бутылочку " Ленинградского портвейна", пару пачек его любимых сигарет и заявиться к нему, чтобы слушать его бесконечно... И пофиг, что подумает весь окружающий мир!

Компромисс
4 5
* * * * *

Проза Довлатова очень сценична: не нуждается в масштабных декорациях, состоит сплошь из диалогов, а редкие авторские абзацы больше похожи на ремарки, – самое то для антрепризных спектаклей. Чем режиссеры и пользуются.
Сам текст хорош и как свидетельство эпохи и как художественное произведение. Коротко, емко, смешно и грустно одновременно. Страна большая, люди разные, а маразм один на всех.
Советская школа журналистики создала сотни глиняных колоссов, которые на бумаге стремились к рекордным надоям, а сына хотели назвать в честь фольклорного персонажа (вот бы сейчас Брежнев порадовался нашим Родимилам и Ярополкам). За идеальными советскими статьями, несколько раз вычитанных редакторами, сложно увидеть обычных людей: скептиков и аморалов, грубиянов и приспособленцев. Жизнь человека превращается какой-то сумасшедший дом, а адекватные люди на последнем рубеже здравого смысла защищаются пассивной агрессией.
Можем ли мы винить кого-то из них за такие компромиссы? Ведь по факту жизнь большинства людей – «сплошной проклятый компромисс, ни вверх ни вниз», значит ли что-нибудь название политического режима.

Компромисс
5 5
* * * * *

Друзья мои, возвращаюсь с отзывом. Прочитала чуть больше, чем за день, потому что домашние дела никто не отменял.

Что хочу сказать? Мне понравилось! Тема этой книги мне настолько близка, что я читала и улыбалась. В ответ на мои ухмылки муж недоумевал: «Чего смеешься? Книжка смешная? Там же 18+ стоит!»

Я получила удовольствие еще и от того, что некоторые моменты актуальны и для современных белорусских районок, где уровень идеологии просто зашкаливает иногда. Это кажется странным, да? Вроде бы те времена давным-давно прошли, но...

В «Компромиссе» Сергей Довлатов собрал двенадцать новелл (компромиссов), которые создавались с 1973 по 1980 год. Сюжеты для этих новелл автор взял из собственного журналистского опыта в эстонской русскоязычной газете «Советская Эстония» в 1972–1975 годах.

К каждой новелле в качестве введения приводится газетная преамбула — кусочек написанной Довлатовым статьи. В этой преамбуле показывается результат журналистской работы, а в самих новеллах — процесс работы.

Вроде бы работают люди, пишут, освещают, выполняя редакционные задания. Но если капнуть глубже, получится несусветная несуразица! Например, по заданию редактора герою книги необходимо сделать репортаж из роддома по случаю рождения 400 000-го жителя Таллина. На первый взгляд, все просто и понятно. Но в советской газете, которая блюдет идеологию, всегда будут обязательные условия: ребенок должен быть «социально полноценным» и «правильной» национальности, да еще и по имени Лембит! Обязательно по имени Лембит, потому что так сказал редактор.

Или…

Написать репортаж с похорон директора телестудии. Это ж мероприятие ого-го какого масштаба с прямой трансляцией! Это ж вам не слесарь какой-нибудь… В процессе подготовительных и организационных работ умудрились перепутать трупы. И вместо директора телестудии похоронили бухгалтера рыболовецкого колхоза.

Довлатов написал так, что одновременно и улыбаешься, и волосы дыбом встают от представления той реальности. В 70-х мои родители даже знакомы не были еще, но та эпоха и нравы мне представлялись очень ярко, как будто сама застала то время!

Компромисс
4 5
* * * * *

Со всей львиной долей комедийного в "Компромиссе", стало так грустно после прочтения- просто беда!
Уже давным-давно я начала сочувствовать писателям, особенно советским: там КГБ, тут цензура, здесь национальная самоидентичность, идеология, культы... Словом, бояться нужно всего! Думаю, что примету о черном коте, переходящем дорогу, самоиронично придумали именно тогда: мол, а что, и так всего боимся, почему бы вот кота не приплести?

Герои колоритные и динамичные. Сколько в них быта! Сколько в них правды! Такое ощущение, что знаю я таких типов, от женщин до мужчин. Очерчена типичная для того времени любовь, семья, да и в целом жизнь.

Самым симпатичным для меня героем стал Буш. С одной стороны, читаешь и говоришь ему: "Дружище, ты идиот!" А он тебе прям со страниц: "Да идиот я, идиот! И что с того?!" И тут, конечно, Буш является идиотом по Достоевскому, а не общепринятым "идиотом". Не важно, знает ли он за что борется, или нет- он прекрасный безумец!

"Генерал прочитал заявление и опустил его в мусорную корзину. Он решил применить старый, испытанный метод. Просто взял и ушел без единого слова.
Он возвратился минут через сорок. То, что он увидел, поразило его. Буш мирно спал, уронив голову на кипу протоколов.
Впоследствии генерал рассказывал:
-Чего только не бывало в моем кабинете! Люди перерезали себе вены. Сжигали в пепельнице записные книжки. Пытались выброситься из окна. Но чтобы уснуть- это впервые!
Буша увезли в психиатрическую лечебницу."

Заголовок этой рецензии не отражает сути сюжета "Компромисса". Зато отражает моё знакомство с работами Довлатова: посоветовавшись с читающим Довлатова человеком, узнала, что стоит начать с "Чемодана", но судьба или что-то там распорядилась сама: в библиотеке был лишь "Компромисс". Вот так, наша жизнь и состоит их сплошных компромиссов.

Компромисс
4 5
* * * * *

Довлатова читать приятно всегда. Ироничное, маскулинное повествование с нотками самолюбования сглаживает острые углы абсурдности бытия и жития советской журналистики.

Компромисс
5 5
* * * * *

"Компромисс" оказался моим первым знакомством с литературой Довлатова. Так складывалось все эти годы, что я самостоятельно отказывалась его читать, видя странные обложки книг в мягких переплётах, которые напоминали оформлением какое-то лавочное чтиво. Ошибалась я. Признаю и корю себя за эту ошибку.
И получилось, что "Компромисс" влюбил меня в Довлатова как-то с размаху и по самые уши.
Сам "Компромисс" - это сборник рассказов, жизней, людей и мыслей. Впрочем, как и другие произведения Довлатова. Ведя читателя за собой - в прямом смысле, т.к. Сергей Донатович сам же и рассказчик, и участник многих событий - показывает нам душу и души того времени. Хочется сказать избитым "я хохотала и плакала" и, ведь, действительно так и было. Юмор - такой житейский, что смеяться до слёз, а печали - горькие... Но так можно описать что угодно.
И снова к сути.
Журналистская жизнь в Советской Эстонии, с тонкостями и линейностями прошедшей эпохи. С персонажами, что как и в действительности - неоднозначными - ни плохими, ни хорошими. От ситуации к ситуации. От истории к истории.
В этом и есть прелесть Довлатова - неоднозначность во всём. И уютность слога, слов. Так приятно читать его, что было для меня неожиданно. Увлекло всё разом - и истории, и персонажи, события, и сам Довлатов.
И теперь не могу остановиться - читаю и читаю его рассказы-жизни. Вот он - мой автор! Как здорово его встретить!