Жизнь Арсеньева, размер 115x180 мм

"Жизнь Арсеньева" - это одно из замечательных явлений мировой литературы. В настоящее издание включены также отрывки из книги В. Муромцевой-Буниной "Жизнь Бунина".

Автор
Издательство Азбука
Серия Азбука-Классика
Язык русский
Год 2017
ISBN 5-352-00058-3 978-5-352-00058-8 978-5-389-07945-8 978-5-91181-927-9 978-5-9985-0724-3
Тираж 3000 экз.
Переплёт мягкий
Количество страниц 352
Размер 115x180 мм
Объём 1
Входит в комплект Классики мировой литературы от издательства «Азбука»
Количество томов 1
Формат 75x100/32
105
Нет в наличии
с 9 января 2020
История цены:
Средний отзыв:
3.9
* * * * *
Жизнь Арсеньева
5 5
* * * * *

1)Бунин - непревзойдённый мастер рассказывать о поэтической прелести Русской усадьбы.И как точно задан вопрос в главе XIII: "В силу чего Русской душе так мило, так отрадно запустенье, глуш, распад?". Действительно, сколько раз мы по долгу рассматриваем в музее картины о разрушенной вулканом Помпеи, о заброшенной усадьбе в снегу где-то в средней полосе России, любуемся фотографиями экономического упадка на Кубе, опустевшими зданиями американского Детройта, старыми развалинами вилл итальянской Тосканы.

2)У Арсеньева спасение от всех зол и бед окружающего мира в ничегонеделании и непротивлении злу. Вернее в игнорировании существования зла и несправедливости вокруг : "...никакого долга перед народом я никогда не чувствовал и не чувствую. Ни жертвовать собой за народ, ни "служить" ему....я не могу и не хочу". В этом весь Арсеньев ( читай : Иван Бунин). Арсеньев считает себя верующим человеком, но тогда , мне кажется , это противоречит учению Христа о жизни для блага всех живущих и некоторая гипертрофированная сосредоточенность на собственной личности. Но это ИМХО.

3)Похоже герой романа - гедонист своего времени, нацеленный на созерцание прекрасного и получении эстетического удовольствия. Жаден до новых впечатлений.
Эгоист по всём.

4)Ценно, что Бунин предельно откровенен с читателем. Он открыто признаётся в своих слабостях и грехах. За это его люблю. В отличии от Льва Толстого, он не считает писательство пустяками. Мне кажется, ему как меланхолику ,страшно уйти из красоты этого мира, не оставив о себе никакого следа и умереть в безвестности. Он спешит записать все увиденные красоты окружающей природы. Но это безусловно лучше, чем по этим же мотивам царапать на стенах и скалах "здесь был Вася".

5)Его описания мира убедительно точны, поэтичны. Их хочется запомнить, использовать в своей речи (правда для это придётся выучить почти весь текст). У Бунина описание природы нескучно, это словно бриллианты разбросанные по всей книге. Красота языка поражает.

6)Понравилось о сути жизни в главе V: "Беспорядочное накопление впечатлений", "вечное ожидание счастья"...

"Высшая тайна вселенной - моё сознание" : Иван Бунин.

Жизнь Арсеньева
5 5
* * * * *

История человека который оказался писателем.

Биография. Поэзия. Литературоведение. Воспитательный роман.

Все что нужно для хорошей книги.

Жизнь Арсеньева
4 5
* * * * *

Бывают такие книги, которые нельзя прочитать быстро. Одно время ты упиваешься ими, в другое время — продолжаешь жить, нехотя вставать по утрам, варить кофе, улыбаться прохожим или стараться не обращать на них внимания. Но к этим книгам ты все равно возвращаешься, не можешь оставить их просто так. "Жизнь Арсеньева" — как раз из таких. Загорелась прочтением, сначала удивлялась и восхищалась слогом Бунина, его осенью (так похожей на мою!), а потом все чаще откладывала в сторону и делала то, что должна была делать, забывая и об осени и о слоге. А ведь Алексей продолжал жить, чувствовать, писать (когда было о чем), мечтать! И вот это все очень роднит с ним, сближает. Иногда кажется, что описания очень затянуты, но потом понимаешь, что натянуты они нитью непонятных и сложных чувств, переживаний, которые все равно остаются важными и нужными. Так много моментов, когда узнавала себя, то, что болит и то, что тревожит именно МЕНЯ!
Я не буду говорить о любви, свободе, надеждах, разочарованиях, мечтах — все это за меня сказал Иван Алексеевич, за что я ему очень благодарна. Это и правда очень искреннее произведение. Как здорово, что есть такие книги, где герои правдивые и честные, не боятся того, что чувствуют и делают. Знают, что принимают правильные решения, но не сознаются себе в этом, переживают или не переживают — как и мы...

Когда вспоминаю отца, всегда чувствую раскаяние – все кажется, что недостаточно ценил и любил его. Всякий раз чувствую вину, что слишком мало знаю его жизнь, особенно молодость, – слишком мало заботился узнавать ее, когда можно было! И все стараюсь и не могу понять полностью, что он был за человек, — человек совсем особого века и особого племени, удивительный какой-то бесплодной и совершенно чудесной в своей легкости и разнообразности талантливостью всей своей натуры, живого сердца и быстрого ума, все понимавших, все схватывавших с одного намека, соединявший в себе редкую душевную прямоту и душевную сокровенность, наружную простоту характера и внутреннюю сложность его, трезвую зоркость глаза и певучую романтичность сердца. В ту зиму мне было двадцать лет, а ему шестьдесят. Как-то даже не верится: мне было когда-то двадцать лет, и только еще расцветали, не взирая ни на что, мои молодые силы! А у него вся жизнь была уже позади. И вот, никто в ту зиму не понимал так, как он, что у меня на душе, и, верно, никто не чувствовал так этого соединения в ней скорби и молодости.

Вот эти слова — когда можно было — такие грустные и тоскливые, что глаза сами увлажняются. И в жизни у каждого тоже ведь хватает скорби, за которой мы не замечаем самого главного, самого важного, самого нужного. Замечайте, пожалуйста, пока можно!

Жизнь Арсеньева
4 5
* * * * *

Понимаю тех, кто не дочитал, соскучился, бросил. Мемуарная литература вообще самая проблемная, особенно – если она не о «великих людях», а просто самовыражение. Ну, захотел человек описать свою жизнь, а публике оно надо? Сколько можно читать бесконечные описания? Ни сюжета, ни интриги, много мертвечины, любовь какая то вычурная, сплошная осень. … Ну да, Бунин со своим «Листопадом», пожалуй, самый осенний писатель в мире …. Его хорошо не летом, а осенью читать. Купаться в осенних пейзажах. Осень, закат старой России…
А я люблю документалистику, чем дальше тем больше, и поэтому очень люблю мемуарную литературу, тяготею к ней. И поэтому «Жизнь Арсеньева» мне очень нравится – перечитал с большим удовольствием – спасибо клубу. )
Это настоящая энциклопедия старой русской жизни, как у Пушкина в Онегине – и усадебный быт, и потрясающие пейзажи, и церковь, и революционеры, и города …. Всё ведь прямо документально.
Честно мне «Арсеньев» нравится больше, чем другие знаменитые художественные мемуары --- «Детство – отрочество юность» Толстого . И « Детство -- в людях – мои университеты» Горького.
У тех кокетства много. У Толстого нравоучительного, у Горького – пацанского. А Бунин предельно откровенен и искренен – редкость в литературе. И совершенно беспощаден к себе . Вот это потрясает и восхищает. Плюс совершенство языка. Здесь в любое место нырнул и восхитился.
В общем, для тех, кто любит старину и честные мемуары. )

Жизнь Арсеньева
4 5
* * * * *

То, что Бунин мастер пейзажа, это несомненно, описания у него яркие и колоритные. А в остальном как-то не складывается у меня с этим автором, вот вроде красиво пишет, а в душе ничего не откладывается.
Больше всего поразил момент, где маленький Алёша убивает грача кинжалом. До мурашек, до недоумённой брезгливости, до не понимания ЗАЧЕМ, зачем он это сделал. Если этот поступок автобиографичен, то в детстве Иван Бунин был несколько странным ребёнком, которого не мешало бы психологу показать. Потом эти его барские метания чем же заняться в жизни, вот смешно было, честное слово. Ему бы лопату в руки, и гектаров несколько вскопать, а потом засеять, а потом прополоть, да по осени убрать, может тогда и страдашек таких не было бы. А так горе от безделия получалось.
Нет, не понравился мне барчук Алёша Арсеньев, совсем не понравился. А пейзажист Иван Бунин очень даже ничего.

Жизнь Арсеньева
4 5
* * * * *

Оказывается, Иван Бунин – первый русский писатель, которому была присуждена Нобелевская премия в 1933 году. Автор считал, что «Жизнь Арсеньева» - самое серьёзное произведение в его творчестве. Во многом книга автобиографическая.
Мной этот роман воспринимался странно, видимо, это из-за переплетения чётких воспоминаний с расплывчатыми рассуждениями.
Проза Бунина не удивляет необычностью сюжета или скачкообразностью. Здесь есть жизнь, драма, быт и скучность каждодневного существования.
Повествование ведёт Алексей Арсеньев. Герой рассказывает о своей жизни, детстве, юности.
Меня убило описание убийство грача кинжалом. Я так и не оправдала мальчика. Для чего он добил раненую птицу? Даже сам Алёша этого не понял. Птичку жалко! Он ругал себя за этот подлый грех, но жизнь не вернёшь.
Учитель Баскаков импонирует мне. Разве могут серьёзные и строгие учебные дисциплины тягаться с книгами о Дон Кихоте и рассказами из жизни? Конечно, нет. Не удивительно, что Арсеньев бросает гимназию. А что там делать?
Бунин и без любовной линии? Это невозможно. В «Жизни Арсеньева» эту милую барышню зовут Лика. Главный герой одержим смелой и творческой девушкой. Она отвечает ему взаимностью, но вся их любовь похожа на туман, а не на крепко и ладно построенное здание.
Бунин не будет Буниным, если кого-нибудь не «прикончит». Это для драмы и для «интересу».
Приятная книга, напоминающая грустную мелодию о главном, но бунинские рассказы я люблю больше. Всё же малая проза – тот жанр, который давался писателю лучше всего. А «Жизнь Арсеньева» - непривычно затяжное чтение, усыпанное многочисленными описаниями.

Жизнь Арсеньева
4 5
* * * * *

Мне очень стыдно в этом признаваться, но большая часть школьной программы по русской литературе прошла мимо меня. А объяснение этому довольное банальное – все из-за того, что она была «школьной». Я ненавидела школу всеми фибрами своей детской, а позднее и подростковой души. И к учителю по русской языку и литературе я испытывала приблизительно такие же чувства. Мне казалось, что то, что я вынуждена ходить в этот храм знаний – это некое наказание мне непонятно правда за какие грехи. При том, что уже тогда читала я много, запоями, все, что попадало под руку. Главный критерий был – чтоб не было связано со школой… И вот спустя 12 лет после ее окончания видимо пришло время заполнять пробелы…

И я несказанно рада, что читаю «Жизнь Арсеньева» именно сейчас. В школьные годы я бы проглотила этот роман только «потому что надо». А он не из этой оперы… Это не развлекательная литература. Это произведение нельзя читать так, что страницы плывут перед глазами, в погоне за тем, что же будет в конце.. Читаешь медленно, так как каждую страницу "примеряешь" на себя.. А было ли у меня такое? В каких-то местах вспоминаешь себя, задумываешься: ба, я думал это только я так/такой, а нет оказывается...

Итак, «Жизнь Арсеньева»… Если верить Википедии, то сам Бунин связывал присуждение ему в 1933 году Нобелевской премии по литературе именно с этим романом! И видимо не случайно – работу часто называют «вымышленной автобиографией Бунина". Если мы обратимся к биографии Бунина, мы найдем множество параллелей между им самим и Алексеем Арсентьевым.

Нам предстоит прожить с Алексеем 20 лет его жизни; пройти то, что принято называть «детство, отрочество, юность»… Главный герой романа родился в отцовском имении на хуторе Каменка, расположенном в средней полосе России. Самые ранние детские воспоминания мальчика связаны с бескрайними снежными полями — зимой и запахом трав — летом. Мне кажется, что любому, кто родился, жил или гостил в русской, украинской или белорусской деревне, понятны детские чувства главного героя. Как и он, я прекрасно помню своё детство в связи с запахами, звуками, красками, но очень мало помню из него окружавших меня людей. Хотелось безумно познавать окружающую действительность... А люди подождут...

«…Мир все расширялся перед нами, но все еще не люди и не человеческая жизнь, а растительная и животная больше всего влекли к себе наше внимание и все еще самыми любимыми нашими местами были те, где людей не было, а часами – послеполуденные, когда люди спали…»

Детство.Читая о первых годах жизни Алексея на хуторе, мне хотелось кричать «Да ведь это же я! Да ведь у меня же было точно так же!» Исследование темного и мрачного чердака, редис и огурцы прямо с грядки вместе с земелькой, полный двор котов и собак, тяга к рыцарским подвигам и мореходству, заученный до дыр «У Лукоморья дуб зеленый», первая встреча с потерей близкого человека, первый проблеск самого непонятного из всех человеческих чувств и, наконец, как логическое завершение первой поры детства, горечь уходящего лета перед учебным годом… Ну скажите, есть ли такие, кому все это неведомо?

В те периоды, когда повествование велось о детстве главного героя или при описаниях русской деревни, сердце сжимали какие-то несказанно-сладкие и горестные чувства. Читаешь и понимаешь, что все это было, но вновь уже никогда не возвратится… И беда не в том, что нет уже более тех мест или что не так просто взять и приехать туда.. Беда в другом.. В том, что ты уже не тот… Все уже воспринимается через призму опыта, возраста, расстояния… Вот и остаются только грусть и детские воспоминания, доверенные бумаге…

Отрочество. В этих главах мы наблюдает личностный рост главного героя, его эмоциональный переход от мальчика к парню…

«…Я быстро рос душевно и телесно. Я жил теперь уже не одними чувствами, приобрел некоторое господство над ними, стал разбираться в том, что я вижу и воспринимаю, стал смотреть на окружающее и на переживаемое мной до известной степени сверху вниз…»

Очень хорошо описаны годы учебы в гимназии и тоски по родному дому и близким. И снова я в очередной раз узнала в главном герое себя… Как будто Бунин писал с меня :))

«…Без конца шли эти дни среди классной скуки в гимназии, где я насильно узнавал все то, что будто бы было необходимо мне знать…»

«…Учился я легко; хорошо только по тем предметам, которые более или менее нравились, по остальным – посредственно, отделываясь своей способностью быстро все схватывать, кроме чего-нибудь уж очень ненавистного…»

А это буквально слово в слово о моей школе :))

«…Три четверти того, чему нас учили, было ровно ни на что нам не нужно, не оставило в нас ни малейшего следа и преподавалось тупо, казенно. Большинство наших учителей были люди серые, незначительные, среди них выделялось несколько чудаков, над которыми, конечно, в классах всячески потешались, и два-три настоящих сумасшедших…»

В этот же период Алексея постигают первые разочарования в окружающих его людях. В первую очередь спадает с глаз пелена в отношении отца. Мальчик начинает понимать, что отец от безделья злоупотребяет алкоголем; что он разорился, но продолжает пускать пыль в глаза окружающему дворянству и раскидываться теми деньгами, что остались от залога дома; что у отца нет твердого мнения – его позиция по какому либо вопросу зависит от его настроения в этот момент и может меняться со скоростью света.

То же самое и в отношении окружающих. Алексей понимает, что их слова часто не вязались с делом, что одно чувство не редко сменялось другим, противоположным.

«…Они чаще всего только на словах были хороши: не мало в своем деле они просто разбойничали, «норовили содрать с живого и мертвого», обмеривали и обвешивали, как последние жулики, лгали и облыжно клялись без всякого стыда и совести, жили грязно и грубо, злословили друг на друга, чванились друг над другом, дышали друг к другу недоброжелательством и завистью походя, над дураками и дурочками, калеками и юродивыми, которых в городе шлялось весьма порядочно, потешались с ужасной бессердечностью и низостью, на мужиков смотрели с величайшим и ничуть не скрываемым презрением, «объегоривали» их с какой-то бесовской удалью, ловкостью и веселостью…»

Юность. Вот именно в эту пору симпатии к главному герою покинули меня. Первым звоночком к тому, что главный герой стал мне неприятен, послужил эпизод с его лошадью Кабардинкой, когда, проводив брата на станцию, он вернулся домой такой весь не в себе, что бросил взмыленную лошадь на двое, не накормил, не напоил ее, а утром обнаружил, что ее уже дворовые псы доедают!

Мне сложно понять его подход к жизни в тот период. Если ты видишь, что на твоих глазах обнищала твоя семья, развалилось некогда большое и богатое хозяйство, что ты будешь делать? Может быть, закатав рукава, примешься за работу? Любой нормальный человек так бы и сделала, но не Алешенька Арсеньев. Он ведет романтическое существование – ходит-бродит по лесам и по полям, мечтает, влюбляется, страдает, всеми мыслями стремиться вырваться из Батурина и ничего для этого не делает. Позднее ему все таки удается поехать к брату Николаю в Харьков и пока тот весь день на службе наш герой снова истаптывает мостовые, но теперь уже Харькова…

«…По утрам, пока брат был на службе, я сидел в публичной библиотеке. Потом шел бродить, думать о прочитанном, о прохожих и проезжих, о том, что почти все они, верно, по своему счастливы и спокойны – заняты каждый своим делом и более или менее обеспечены, меж тем как я только томлюсь смутным и напрасным желанием писать что-то такое, чего и сам не могу понять, на что у меня нет ни смелости решиться, ни уменья взяться и что я все откладываю на какое-то будущее, а беден настолько, что не могу позволить себе осуществить свою жалкую заветную мечту – купить хорошенькую записную книжку…»

А главное оправдывать все негативные качества, что есть в тебе, тем, что ты похож на отца! Пффф, ну знаете ли… Понимать, что в кармане у тебя пусто, что тебе достали бесплатный билет до Севастополя, и фыркать типа я барин, я привык ездить в первом классе, а тут люди рабочие, с баулами, с курями и прочей домашней утварью едут на заработки! Когда в Орле в редакции Алексею дали работу и его посетили мысли «ах, я тут сижу, делаю недостойную меня работу», а подруга моя на катке, мне хотелось его хорошенечко стукнуть… Вообще стоит заметить, что все его любовные приключение оставили меня равнодушными – я не поверила ни в его чувства, ни в чувства барышень к нему… Как по мне, то все это было от скуки…

Очень точно сказала о нем Лика: «Неужели ты, правда, такой злой, гадкий? Не понимаю я тебя вообще. Ты весь из каких-то удивительных противоположностей!»

А сам Алексей, решив написать рассказ про молодое поколение разорившихся помещиков, описал их так: «…они неучи, бездельники, нищие, все еще думающие, что они голубая кровь, единственное высшее, благородное сословие…». Но это же слово в слово о нем! Но как видимо в чужом глазу и соринка видна, а в своем и бревна не заметно…

Замужняя подруга Николая тоже вызвала у меня недоумение – видите ли все говорили, что у нее слишком красивые холеные руки и она решила немного «подретушировать» их кислотой...

Подруга из Орла тоже та еще королева логики… После ночи, проведенной вместе, послать записку «не старайтесь больше меня видеть», а потом, когда он приехал, «она, увидав мое лицо, прижала обе руки к груди, уже нельзя было понять, чья любовь стала сильней, счастливей, бессмысленней, — моя или ее»… Женские образы в этом романе мне как-то не близки…

По поводу его отношений с Ликой... Как он изменился после того, когда понял, что теперь уже она его любит и ревнует.. Да, как меняются люди едва почувствовав, что имеют над вами какую-то власть! Не зря ведь говорят, что человек познается по тому, как он относится к животным, к подчиненным и тем, кто находится в его власти... Ее лишал всех радостей жизни, все ее мечты и желания называл пошлостью, а сам себе ни в чем не отказывал...После его измен Лике, вечных приездов-отъездов он стал мне еще более омерзителен! А потом он еще удивляется, почему это она в нем разочаровалась... Удивительнее для меня то, что в нем вообще находили женщины, чем они там очаровывались!

Маленький Алеша Арсеньев был хорошим, подающим надежды парнем, а после 18 лет болтался по жизни как известно что в проруби... Какой-то неприкаянный, потерянный, вечно всем и всеми недовольный... Может они, творческие люди, такие и есть... Не знаю, мне как-то ближе люди практичные, деловые, знающие чего они хотят от жизни.

Вот чувствуется, что роман написан человеком, которого обуяла тоска по родине. По описаниям того, как главный герой вспоминает свое детство, воспринимает русскую природу и т.п. он очень живо напомнил мне Набоковского Ганина из романа «Машенька». Мне кажется, я даже испытывала схожие чувства при чтении эти двух книг. Такая чувствуется в них тоска по Родине, которую можно пережить только зная, что она для тебя навсегда утеряна. И в памяти всплывают строки из «Машеньки»:

« —Вы как, любите Россию?
— Очень.
— То-то же. Россию надо любить. Без нашей эмигрантской любви России — крышка. Там ее никто не любит. »

Перелистнув последнюю страницу, я не могла понять - это что все? Финал вызвал у меня какое-то чувство недосказанности, неокончености... Но таково решение Бунина...

P.S. Когда я читала про то, как Алексей летом перед отъездом в гимназию поехал вместе с отцом на охоту и они прилегли отдохнуть в лесочке, именно так я представляла себе природу возле Батурина... Настоящий русский пейзаж...

Жизнь Арсеньева
5 5
* * * * *

В школе, читая произведения И.А. Бунина, не понимала ничего: какие-то странные люди, странные чувства, что-то из истории проскальзывает, но к чему это... Рада, что прочитала "Жизнь Арсеньева" в институте. Прониклась и поняла.

История обычного мальчика Алёши, но очень тонко, поэтически чувствующего жизнь. Ищущего смысл жизни и пытающегося понять, что такое смерть. Пейзажи, описания людей подробны. Рассуждения, мысли Алёши о себе самом - тоже. В романе видим зарождение поэта, чувственную любовь, множество лиц, мест, событий, записок. Также история, отношение Бунина к Л.Н. Толстому (упоминание его произведений, мировоззренческих идей). Время в этом произведении - отдельная тема: то это мальчик Алёшка, то взрослый, считающий, что уже отжил своё...

Лично мне читалось легко, но долго. Но к последней книге стали скучны все подробнейшие описания и хотелось действий... а их было немного, впрочем как и в целом романе. Больше - именно чувств, ощущения того, что что-то происходит, и происходит оно здесь, сейчас, с главным героем.

Жизнь Арсеньева
3 5
* * * * *

Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» - грустное и изящное произведение. В нем красиво и детально описана жизнь последних лет дореволюционной России. Для читателя создана прекрасная возможность перенестись в дворянскую усадьбу начала XX века. Автор использует все возможные языковые средства для того, чтобы создать многогранную картину быта милого его сердцу поместья, поэтому мы чувствуем запахи летнего луга, слышим звуки, доносящиеся с хозяйского двора, ощущаем прохладу тех лунных ночей, когда юный Арсеньев решил вместо сна наслаждаться ночным пейзажем через окно старинной залы. Книга полна яркими чувствами, описаниями губернских городов и среднерусской природы. Особое место занимает любовь Арсеньева (а я думаю, и самого Бунина) к Малороссии.
Личность Арсеньева нельзя оценить однозначно. В его адрес часто можно услышать от читателей обвинения в праздности и отсутствии ответственности за свои поступки. Это справедливо, но меня привлекло в нем его творческое начало. С самого раннего возраста в Арсеньеве проявляется его поэтическая натура с тонким чувством прекрасного, любовью к жизни, гордостью за свою Родину, тоской по небесной красоте и справедливости. Это правда, что не все жизненные испытания он преодолел достойно, в большинстве случаев он был слабым человеком. И все же создается впечатление, что вся та красота, которой полна Россия из века в веке, отражалась в его душе, как в зеркале, а он запечатлевал все это в слове.