|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Своеобразная книга.Записи этих звуков,их изучение,очень необычно.Начало и середина мне не понравились,а вот концовка неплохая!!! 5 из 10.
Это, пожалуй, одно из самых специфических и странных произведений, которые я когда-либо читала. Сюжетно роман Марселя Байера «Летучие собаки» абсолютно прозрачен и оттого неинтересен, однако несмотря на это к концу романа создается ощущение страха, боли, ужаса. Немецкий писатель создает две романных линии: первая от лица немецкого солдата Карнаута, вторая — от лица Хельги Геббельс, старшей дочери министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. Такая Хельга когда-то существовала, и смерть ее и ее братьев и сестер была ужасной. Мы знаем, к чему приведет Германию Вторая мировая — к поражению, к смерти политических деятелей и их семей. Но от этого знания сюжет не проигрывает, наоборот. К каким исследованиям прибегал Байер, когда писал эту книгу, я не знаю и не могу знать. Поэтому всё, о чем напишу дальше, не берусь судить, реально ли это было или же нет. Коснемся экспериментов Карнаута, гения знаний о звуке и слухе. Он любит записывать голоса и все-все звуки на аудионоситель. Пленки время от времени переслушивает с маниакальной внимательностью и эстетическим восхищением. И вот гения звука приглашают работать в секретную службу, ставить опыты над людьми. Читать эти моменты было отвратно до физической тошноты. Карнаут пытает людей ужасными операциями, кромсая их речевой и слуховой аппараты только ради одной цели — понять, как добиться от любого человека чистого произношения немецких букв и слов. Естественно, когда Германия победит весь мир, каждый должен будет знать немецкий как свой родной, и именно методику освоения вышколенного языка и разрабатывал Карнаут. Но вот удивительно — фигура Карнаута весьма противоречивая, ведь несмотря на все ужасы, сотворенные его руками, он любил свою собаку и детей Геббельса, с которыми ему удалось пообщаться, в частности его внимание привлекла именно Хельга, ее не по-детски развитый ум и умение рассуждать о сложных вещах и материях. Противоречивость зла и добра в человеке также является главной темой романа. Именно это подтверждает и авторская интерпретация воспитания немецких детей на примере детей одного из самых главных деятелей нацизма. Несмотря на свою жестокость Геббельс показан очень добрым отцом, он любит своих детей, он их балует сладостями, катанием на дорогой машине, дарит им свою любовь и немного даже ограждает от правды нацизма. И для детей война, пытки, смерти — это всего лишь игра. Как они развлекаются? Стреляют друг в друга из невидимого оружия, играют в хозяина и слугу и жестко унижают того, кому досталась вторая роль. Но Хельга не такая, она кажется очень умной девочкой, замечающей мелкие детали вранья взрослых. И она тянется к Карнауту с последней мольбой, мольбой о помощи, ведь она понимает, что их мама и их папа готовы их умертвить в этом холодном бомбоубежище. И главный вопрос, который можно задать, читая финал — почему они убили своих детей? Почему не замаскировали, не дали иное имя, не вывезли из Германии? Почему не спасли? Потому ли что с их детьми страшно бы обошлись в итоге или причина была другой? Может, Геббельс понимал, что отпустив детей, он сделает непоправимое — они узнают правду о нем и о том, что он совершал, они отринутся от любви любящего отца и возненавидят, увидят не доброго родителя, а зверя, терроризирующего весь мир? Размышлять можно вечно, но мы так этого и не узнаем. Очаровательная Хельга и бездушный Карнаут, умершая и выживший, жившая взаправду и литературный герой — странное смешение, от которого голова идет кругом. Возможно, в этом романе скрывается культурный подтекст и культурные вопросы, свойственные немецкой нации, но для меня они сложны для понимания, поэтому мимо. Однако стоило того, чтобы ознакомиться.
Очень странная книга. Вторая героиня не менее интересна - Хельга Геббельс - старшая дочь министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. Глазами юной девочки мы видим жизнь её семьи: мамы, папы, брата и четырех сестер. Здесь нет рассуждений ребенка о фашизме, нет восхищения идеями фюрера (что очень часто вкладывают в образы детей из схожих книг). Здесь только невинность, наивность, чистота, любовь и тревога за близких. И чем ближе к финалу книга, тем тревожнее и тревожнее читать монологи Хельги, зная, как для детей Геббельса закончилось 1 мая 1945 года.
У меня неоднозначное отношение к этой книге. С одной стороны, она довольна интересна и познавательна. К примеру, мне, как человеку, изучавшему когда-то немецкий язык, всегда казалось странным, что в этом языке так мало заимствованных слов - казалось бы, даже самые интернациональные слова в немецком имеют жуткую зубодробительную форму. В "Летучих собаках" я нашла этому объяснение. С другой стороны, всю дорогу не могла отделаться от призрака "Элегантности ежика". Или он мне теперь будет мерещиться во всех книгах современных авторов?
Думаю я вряд ли бы когда-нибудь добрался бы до этой книги, ведь столько много качественной литературы, что некоторые ценные творения так и остаются не замеченными. Эта книга подарила мне просто невероятно приятные часы.
Байер написал очень специфичное произведение. Оно особенное, неромантичное, без трагичности на грани потери сознания. Просто констатация, что так было или могло быть.
В свете того, что попадается мне под руку последнее время (а попадаются сплошь и рядом рефлексии о кризисе исторического метанарратива) роман Байера - логическое развитие тенденции, наметившейся в литературе второй половины ХХ века с появлением "Коллекционера" Фаулза и продолженной, в частности, Зюскиндом ( правда, морализаторство Фаулза на фоне продолжателей очевидно чуть более, чем полностью).
Остановлюсь подробнее на этой параллели. У героев всех трех произведений - гипертрофия одного из пяти чувств. Клегг, с его феноменальным зрительным восприятием, коллекционирует визуальные образы, сокрушаясь об их мимолетности. Гренуй, с его уникальным обонянием, властвует в "летучем царстве запахов". Герой Байера обладает развитым слухом и собирает не менее летучие звуки. Во всех трех случаях это коллекционирование призвано оттенить похожую моральную проблему. И речь не столько о гении и злодействе, сколько об относительности оценок того и другого, причем все вышеперечисленные авторы со свойственной постмодернистам бесцеремонностью вовлекают в эксперимент читателя. Это ведь он, читатель, будет вслед за Клеггом с холодным любопытством следить сперва за тщательными приготовлениями к похищению Миранды, а затем и за ходом эксперимента по консервации красоты. Это читатель, увлеченный дерзким замыслом Гренуя и техническими подробностями рождения ароматов, будет потирать руки над каждой укокошенной девственницей. Впрочем, Байер зашел по пути пермутации куда дальше коллег по перу: из таинства звукописи, из потрескивания пластинки, из захватывающих экскурсов в физику звука в его романе перед читателем предстанет ни больше, ни меньше, как доктор Геббельс с человеческим лицом: Геббельс - любящий муж, Геббельс - счастливый отец семейства, обаятельный и положительный, куда ни положи. Идиллические картинки следуют одна за другой, понемногу вытесняя из читательского сознания первую шоковую мысль "этожегитлер". Замечательный образчик риторики в духе "ничто человеческое не чуждо". На то и кризис метанарратива, как говорится.
Полусумасшедший ученый, помешанный на звуке, гитлеровская Германия и судьба шестерых детей - вот и все краткое содержание.
Не скажу,что книга совсем скучна. Нет, совсем нет. Просто выматывает. Бесконечные описания эффектов слуха, сетования на то,что говорить вредно, т.к стираются голосовые связки и прочее. Самое интересное здесь - это дети. Как они чувствуют опасность, еще не зная о войне, как им страшно, как они видят мир взрослых. И лишь последние страницы захватывают. Ожидала почему-то большего и разочаровалась.
Единственный плюс этой книги - симпатичная обложка. Остальное смертная тоска, которая еще и вгоняет в депрессию. Нервы нужно беречь, поэтому эту книгу никому не советую.
А я читал, когда гриппом болел... Еще тяжелее. Конечно, много специальных терминов о звукозаписи, становится скучно, но суть то в другом... Это что за дети? Это дети Геббельса, которым собственная мать кладет в рот ампулы с ядом, когда они спят и сжимает челюсти, а на зубах скрепит разбавленное стекло... Взял себя в руки и дочитал, очень болезненно, но для понимания жизни полезно...
Это, пожалуй, одно из самых специфических и странных произведений, которые я когда-либо читала. Сюжетно роман Марселя Байера «Летучие собаки» абсолютно прозрачен и оттого неинтересен, однако несмотря на это к концу романа создается ощущение страха, боли, ужаса. Немецкий писатель создает две романных линии: первая от лица немецкого солдата Карнаута, вторая — от лица Хельги Геббельс, старшей дочери министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. Такая Хельга когда-то существовала, и смерть ее и ее братьев и сестер была ужасной. Мы знаем, к чему приведет Германию Вторая мировая — к поражению, к смерти политических деятелей и их семей. Но от этого знания сюжет не проигрывает, наоборот. К каким исследованиям прибегал Байер, когда писал эту книгу, я не знаю и не могу знать. Поэтому всё, о чем напишу дальше, не берусь судить, реально ли это было или же нет. Коснемся экспериментов Карнаута, гения знаний о звуке и слухе. Он любит записывать голоса и все-все звуки на аудионоситель. Пленки время от времени переслушивает с маниакальной внимательностью и эстетическим восхищением. И вот гения звука приглашают работать в секретную службу, ставить опыты над людьми. Читать эти моменты было отвратно до физической тошноты. Карнаут пытает людей ужасными операциями, кромсая их речевой и слуховой аппараты только ради одной цели — понять, как добиться от любого человека чистого произношения немецких букв и слов. Естественно, когда Германия победит весь мир, каждый должен будет знать немецкий как свой родной, и именно методику освоения вышколенного языка и разрабатывал Карнаут. Но вот удивительно — фигура Карнаута весьма противоречивая, ведь несмотря на все ужасы, сотворенные его руками, он любил свою собаку и детей Геббельса, с которыми ему удалось пообщаться, в частности его внимание привлекла именно Хельга, ее не по-детски развитый ум и умение рассуждать о сложных вещах и материях. Противоречивость зла и добра в человеке также является главной темой романа. Именно это подтверждает и авторская интерпретация воспитания немецких детей на примере детей одного из самых главных деятелей нацизма. Несмотря на свою жестокость Геббельс показан очень добрым отцом, он любит своих детей, он их балует сладостями, катанием на дорогой машине, дарит им свою любовь и немного даже ограждает от правды нацизма. И для детей война, пытки, смерти — это всего лишь игра. Как они развлекаются? Стреляют друг в друга из невидимого оружия, играют в хозяина и слугу и жестко унижают того, кому досталась вторая роль. Но Хельга не такая, она кажется очень умной девочкой, замечающей мелкие детали вранья взрослых. И она тянется к Карнауту с последней мольбой, мольбой о помощи, ведь она понимает, что их мама и их папа готовы их умертвить в этом холодном бомбоубежище. И главный вопрос, который можно задать, читая финал — почему они убили своих детей? Почему не замаскировали, не дали иное имя, не вывезли из Германии? Почему не спасли? Потому ли что с их детьми страшно бы обошлись в итоге или причина была другой? Может, Геббельс понимал, что отпустив детей, он сделает непоправимое — они узнают правду о нем и о том, что он совершал, они отринутся от любви любящего отца и возненавидят, увидят не доброго родителя, а зверя, терроризирующего весь мир? Размышлять можно вечно, но мы так этого и не узнаем. Очаровательная Хельга и бездушный Карнаут, умершая и выживший, жившая взаправду и литературный герой — странное смешение, от которого голова идет кругом. Возможно, в этом романе скрывается культурный подтекст и культурные вопросы, свойственные немецкой нации, но для меня они сложны для понимания, поэтому мимо. Однако стоило того, чтобы ознакомиться.
Очень странная книга. Вторая героиня не менее интересна - Хельга Геббельс - старшая дочь министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. Глазами юной девочки мы видим жизнь её семьи: мамы, папы, брата и четырех сестер. Здесь нет рассуждений ребенка о фашизме, нет восхищения идеями фюрера (что очень часто вкладывают в образы детей из схожих книг). Здесь только невинность, наивность, чистота, любовь и тревога за близких. И чем ближе к финалу книга, тем тревожнее и тревожнее читать монологи Хельги, зная, как для детей Геббельса закончилось 1 мая 1945 года.
|