Мистер Фо. Пятница, размер 130x200 мм

Если все русские писатели вышли из "Шинели" Гоголя, то роман южноамериканского писателя и нобелиата Дж. М. Кутзее "Мистер Фо" и роман модного француза М. Турнье "Пятница, или Тихоокеанский лимб" тоже имеют одного прародителя. Это Даниэль Дефо со своим знаменитым "Робинзоном Крузо".

Авторы ,
Издательство Амфора
Серия Амфора 2004
Язык русский
Год 2004
ISBN 5-94278-465-5
Тираж 8000 экз.
Переплёт твердый переплет
Количество страниц 414
Штрихкод 9785942784652
Страна-производитель Россия
Размер 130x200 мм
Длина 130мм
Ширина 200мм
Высота 24мм
Объём 1
Количество томов 1
Формат 84x108/32 (130x200 мм)
160
Нет в наличии
с 21 ноября 2020
В других магазинах:
История цены:
Средний отзыв:
3.7
* * * * *
Мистер Фо. Пятница
2 5
* * * * *

Вот потратила я почти пять часов своего времени на это чудо (спасибо, что додумалась слушать аудиокнигу, а не читать в электронном варианте, а то она с вероятностью 99.9% отправилась бы в раздел "не дочитала"), и теперь спрашиваю себя: "Что это и зачем я вообще тратила на это время??". Я даже не могу внятно объяснить, что в этой книге не так, потому что, на мой взгляд, в ней абсолютно все не так.
Сразу скажу, что "Робинзона Крузо" я, кажется, читала в детстве, но никаких хоть сколько-нибудь внятных впечатлений в голове не осталось, поэтому изначально глупым было брать эту книгу, вообще не понимаю, как так вышло, на меня это не похоже, обычно я с большей тщательностью отношусь к выбору.
Так вот, начало было вполне многообещающим, иной взгляд на с детства всем знакомую историю, возвращение к любимому (для кого-то) герою, но
Во-первых, главная героиня. Насколько она меня отталкивала, прямо с первых страниц. И ее поведение, и манера речи, и сами ее размышления и философстования. Словом, все. Возможно, это сыграло большую роль на итоговой оценке книги.
Еще мне казалось, что многие моменты, важные для сюжета, просто вырезаны из книги. Как будто в начальной версии они были, а потом кто-то просто взял и рандомно убрал некоторые фрагменты, все повествование какое-то отрывистое и нечеткое, хотя, может быть, это просто такой авторский стиль.
Книга, несмотря на заявленную тему, оочень скучная, ее слушать-то скучно, когда можно заниматься чем-то параллельно, а уж концентрироваться только лишь на ней так вообще невозможно.
В общем, не моя абсолютно книга, и, скорее всего, не мой автор. Хотя не исключаю, что кому-то книга может понравится, ну а от меня - 4/10

Мистер Фо. Пятница
3 5
* * * * *

Коли назва і зміст нібито й поруч, і початок торкається відомого героя, а насправді зовсім інша історія, нові головні герої й інакші проблеми.

У романі Кутзее Робінзон вже постає замкнутим стариганем, що змирився зі своєю долею, живучи на острові й ведучи війну з мавпами. Головна героїня - С'юзен Бартон, жінка, що потрапила на острів до Крузо і П'ятниці. Врятувавшись, вона зв'язується з письменником де Фо, який має написати історію про Крузо і острів. Адже її умінь недостатньо, немає письменницького таланту, а містер Фо воліє переінакшити історію в комерційно вигідний матеріал.

...мы, как правило, ненавидим тех, с кем грубо обошлись, и стараемся убрать их с глаз долой.


На прикладі П'ятниці автор показав, як важливо володіти мовою, мати язик, бути вільним. Поведінка негра, минуле, дії залежали від інших, він був рабом ситуації і неспроможності говорити.

Я не могла прогнать от себя мысль о мягкости языка, его мягкости и влажности, о том, что он не живет на свету, и сколь он беспомощен перед ножом, едва преодолен состоящий из зубов барьер. В этом отношении язык подобен сердцу, правда? Разница только одна: когда нож пронзает язык, мы не умираем. В этом смысле можно утверждать, что язык принадлежит миру игры, тогда как сердце - к вещам более серьезным.


Ідея роману не розкрилась повністю, багато питань лишилось. ⠀

Мистер Фо. Пятница
4 5
* * * * *

Странная книжка. Много красивых, местами глубоких, но путаных фраз. Много обещаний, которые не сбылись. Этакий Голдинг, но не доведенный до нужного уровня. Но в целом понравилось:)

Мистер Фо. Пятница
2 5
* * * * *

Фанфик по Робинзону Крузо. Сюжета нет, персонажей нет, размытая мутотень - есть. Никому не рекомендую.

Мистер Фо. Пятница
4 5
* * * * *

По традиции ставлю оценку той части книги, которая мне понравилась )

Первой была книга Кутзее и я стоически решила её добить. Не понравилось совершенно. Неуместно, мутно, навязчиво.

Вторая же книга полна жизни. Постоянно вызывала во мне какое-то копошение; всё осмысливалось и переосмысливалось.
Робинзон работает, развивается, устраивает свой мир и познаёт душу острова.
Очень понравилась часть с его добровольным заточением в пещере.

Мистер Фо. Пятница
2 5
* * * * *

Ни действующие лица (причем трое из всего четырех главных героев весьма знамениты - Робинзон Крузо, Пятница и сам Даниэль Дефо!), ни заявленный сюжет (бунт на корабле, необитаемый остров, спасение и возвращение в Англию) не делают повесть ни динамической, ни захватывающей в каком бы там ни было смысле. Рассматривать ее надо в контексте страны Автора - Южная Африка, даты публикации - 1986 год и... главных тем, среди которых выделяется невозможность и неспособность высказаться главной героине (Susan Barton) в силу гендерных причин, ни Пятнице в силу расовых причин. Более того - Пятница не просто не обучен грамоте, но даже физически лишен возможности говорить. Хотя в финале он таки пытается изображать что-то вроде букв - возможно, все еще впереди? После смерти Крузо, Дефо и самой Сюзан?
Тем не менее - это первая книга Кутзее, которая мне НЕ понравилась - в отличие от Waiting for the Barbarians и тем более Disgrace.

Мистер Фо. Пятница
4 5
* * * * *

Когда получил книгу с интернет магазина, то первое что мне понравилось так это прекраснейшее оформление обложки (ну прям сочно как картина) и качество печати - бумага белоснежная, плотная, а шрифт четкий.
Теперь о самом произведении.
Автор берет краткое изложение истории робинзона крузо для завязки истории книги, и для своей философии. По сути, если брать историю, так это просто буквально тридцать страничек о робинзоне крузо + поиски писателя главной героине. На этом сама история кончается.
Автор вовсе не хотел нам рассказать какой то рассказ. В данном произведении в первую очередь это философия автора, это красивые монологи и редкие диалоги героев. Автор в первую очередь хотел чтобы мы созерцались красивыми оборотами речи и мыслями - вот в чем основа этой книги. И в общем и целом мне понравилось.
Единственное, в чем для меня минус, так это то, что мне было тяжело читать - как то медленно тянулось время за этой книгой - вроде и маленькое по объему, но ощущение будто прочитал "войну и мир"
В общем оценивайте себя и свои возможности прежде чем браться за это произведение.

Мистер Фо. Пятница
5 5
* * * * *

Об одиночестве

Было интересно читать о знакомом с детства персонаже. Роман Кутзее не понравился, слишком тяжелый и не для широкого круга читателей. Возможно еще его перечитаю через пару лет.
А вот Турнье сделал из знакомой истории шедевр. Настолько необычно, настолько тонко! В восторге от библейских вплетений! Всегда интересовал вопрос о том, как зрелый мужчина переживает отсутствие женщины. Автор это объяснил=)

А еще в понравилось как автор показал черты немолодого ОДИНОКОГО человека. Очень актуальный портрет. Многие смогут увидеть себя такими же Робинзонами в своих больших городах и квартирах, когда мы так болезненно начинаем относиться к постороннему вмешательству в жизнь, разложенную по полочкам и расписанную по минутам. Это во многом портрет современных стариков.

Мистер Фо. Пятница
3 5
* * * * *

Переиздание 2012 года романа Мистер Фо .
Что-то в последнее время разладилось когда-то столь прекрасное и полное понимания наше общение с господином Кутзее. Вот и "Мистер Фо", совершенно небольшой роман, сперва казался более чем привлекательным чтением, затем все пришло к тому, что я запуталась в паутине из ниточек повествования, а глаза увязли в слишком тягучем и перенасыщенном липкими эмоциями бездыханности и затхлости повествовании главной героини. В общем и целом, если в самом начале я чуть не лопалась от восторга, то ближе к финалу радовалась исключительно тому, что эта история закончилась.

Мистер Фо. Пятница
5 5
* * * * *
Отличная идея постучалась в головы двух таких непохожих друг на друга замечательных писателей. Написать еще один роман о Робинзоне Крузо, найти в книге Дефо второе, третье или четвертое дно (либо обнаружить, что дна там и вовсе нет), отыскать в этой знаменитой истории скрытые лакуны и раскрыть на них глаза широкой читающей публике. Задумка удалась, романы вышли на славу, и столь же великолепна была идея издателей объединить их под одной обложкой. Впрочем, «Амфора» никогда не страдала от недостатка хороших идей.
Итак…
Роман Мишеля Турнье, на мой взгляд, ближе к оригиналу, хотя и сосредоточен прежде всего на чувственных переживаниях героев. Писателю хватило такта не склонять персонажей к интимной близости, хотя временами его повествование становится таким задушевным, что так и подмывает спросить: «А чой-то там, на острове енти два мужука делали долгими зимними ночами?» Как явствует из названия, Турнье меняет смысловые акценты и на первый план у него выходит Пятница – этакий библейский персонаж, носитель конечной истины, победитель невозможного и одновременно – верный сын матушки-природы, дух горного ручья и т. д., словом, воплощенная мечта товарища Руссо. Робинзону же при этом отводится скромная должность героя-рассказчика, на сером фоне которого и сияет яркая незакатная звезда бывшего людоеда. Собственные робинзоновы попытки слиться в экстазе с природой закончились весьма плачевно – укусом зловредного насекомого в самое что ни на есть причинное место. Если не считать этой и ей подобных мелких неприятностей, то данная книга – истинное преддверье рая. Покой и благодать. Безмятежность и нега.
Совсем иное впечатление оставляет по себе роман Джозефа Максвелла Кутзее. Начну с того, что Робинзон у него все-таки вступил в половые сношения. Правда, не с Пятницей, а с некой дамой, которой у Дефо вообще не было. А Пятница у южноафриканца получился совершенно особенный, чем-то неуловимо похожий на бушменов из других его книг, зато не имеющий ничего общего ни с неунывающим славным малым из первоисточника, ни с языческим полубогом Турнье. Кутзее как всегда мрачен, и как всегда под стать автору его герои. Пятница – несчастный калека, не способный вырваться за пределы привычного ему мирка. Робинзон – настолько привыкший к своему одиночеству, что спасение становится для него гибельным. Да и героиня, внезапно откуда-то вытаявшая, тоже не вызывает особой зависти. Дочь, которую она вроде бы когда-то потеряла, а потом вроде бы искала, она в итоге вроде бы нашла. А может и нет. Дар, который она с таким тщанием и самоотвержением преподнесла писателю по фамилии Фо (ох, и любит этот мистер Кутзее выводить в своих книгах собратьев по перу – взять хоть Достоевского в романе «Осень в Петербурге»), был тем то ли благосклонно принят, то ли с насмешкой отвергнут. Иначе с чего бы ему было оставлять ее за скобками своего романа? Словом, сплошная неопределенность, да и как можно быть уверенным хоть в чем-то в мире, где, согласно Энштейну, все относительно? Кстати, о Достоевском: имеется в романе забавный эпизод: героиня рассказывает мистеру Фо о некой книге, где фигурирует баня и пауки, а мистер Фо говорит, что не помнит такой книги. Еще бы он ее помнил, когда автор той книги родился ровнехонько через 90 лет после его смерти! Люблю такие умные и тонкие анахронизмы (как тут не вспомнить похмельный завтрак Генделя и Вивальди на могиле Игоря Стравинского в «Концерте барокко» Карпентьера). В общем, Кутзее хорош, как всегда, и этот роман ему явно удался. Уверен, что нескоро его позабуду, и наверняка буду использовать в качестве художественного и эстетического камертона при чтении других книг.
Пожалуй, из всех литературных арт-проектов воскрешение Робинзона Крузо мне показалось наиболее удачным и перспективным. Жаль, что на эту тему ничего не написал и уже не напишет Жозе Сарамаго (если, конечно, не считать робинзонады Испании и Португалии на оторвавшемся от материка плавучем острове в романе «Каменный плот»). Больше, чем уверен, старику было бы, что порассказать о жизни этого величайшего отшельника поневоле, чего о нем не знали ни Дефо, ни Кутзее, ни Турнье.
Мистер Фо. Пятница
5 5
* * * * *
имя Мишеля Турнье, к сожалению, не звучит сегодня так громко как бы этому подобало. Bозможно что причина этому - его многолетнее молчание на литературном поприще. Без малейших сомнений его можно причислить к к сонму лучших современных писателей. Pоман "пятница..." ещё один роман из цикла так называемых Oкеанид, где описывается попытка человека выжить в экстремальных условиях на необитаемом острове.
Исторический Pобинзон был рационалистом и по моему мнению заканчивает Дефо свой роман слишком уж прозаично, по типу "жить - поживать, да добра наживать". Pобинзон Mишеля Tурнье в фигуральном смысле лежит на психоаналитическом диванe и проходит различные стадии от зачатия с его примитивными установками до становления его как личности с полным соитием с природой и жизнью как таковой. Oтточенный язык, динамика и оригинальность повествования делают эту книгу незабываемой. Kульминация романа - его конец. Oтличная книга!
Что касается "Mистера Фо", то это не лучшее произведение Kутзее.
Мистер Фо. Пятница
4 5
* * * * *
Давным-давно – в приснопамятном 1995 году – я впервые побывал в Шотландии. Я тогда работал на одну западную компанию, которая купила там небольшой, но очень симпатичный заводик, и у нас там проходила корпоративная тусовка. Жили мы в городе Ливен (Leven), который переходил в другой городок – Ларго. Однажды, подъезжая вместе с коллегой к гостинице, я обратил внимание на дом – что-то вроде дома-музея. Мой коллега спросил: «А ты знаешь чей это дом?» «Без понятия». «Это дом – Робинзона Крузо, точнее его прототипа – Александра Силкирка (Selkirk)». Я был потрясен таким открытием – оказывается, Робинзон – это не (целиком) выдуманный персонаж, у него был прототип – боцман с английского судна Александр Силкирк. У него был ужасно неуживчивый характер, и вот однажды, капитану судна все это надоело – и он решил высадить Александра на необитаемый остров (вместе с запасом еды и кое-какими инструментами). Говорят, 27-летний боцман сам на этом настоял. Корабль находился у берегов Чили – острова Мас-а-Тьера в архипелаге Хуан-Фернандеса. Сегодня два острова этого архипелага называются Робинзон Крузо и Александр Силкирк. Несколько лет назад на них побывала археологическая экспедиция, которая нашла место обитания Робинзона-Силкирка. Силкирк оказался на острове в 1704 году и прожил там 4 года, пока его не подобрал другой корабль. Он потом много где еще бывал. А в 1719 году Дефо (настоящая фамилия Фо – Foe) написал роман, который и по сей день пользуется огромной популярностью у детей и взрослых всего света – я сам читал его в школе. У Дефо, правда, Робинзон прожил на острове то ли 27, то ли 28 лет (он допустил элементарную арифметическую ошибку в длинном названии книги).

Данная книга включает два романа по мотивам «Робинзона Крузо» - моего любимого Кутзее («Мистер Фо») и Мишеля Турнье («Пятница, или Тихоокеанский лимб») – второго писателя я открыл для себя впервые. Оба романа я определил для себя как постмодернистские – ибо именно для этого направления характерно переписывание ранее созданных произведений, большая цитируемость (насыщенность цитатами из различных книг – особой популярностью пользуется Библия). Однако, в отличие от широкого мейнстрима постмодерна, которому помимо этого характерны такие черты как стеб, нонсенс, одушевление неодушевленных предметов, сальные шуточки, нецензурный вокабулярий, гротеск, бурлеск и т.п. – эти два автора не стали прибегать к столь экзотическим худ средствам. Ничего противоречащего законам физика в романах нет. Как и законам психологии.

Роман Кутзее некоторые коллеги-читатели нашли слабым. А бы назвал его не слабым, а сложным для понимания. И думаю вот почему. Дело в том, что Дефо помимо романа «Робинзон Крузо» написал еще два романа-продолжения: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», переводившийся на русский где-то в начале XX века, а также «Серьезные размышления Робинзона Крузо» - сборник эссе на нравственные темы. У нас его не переводили вообще. Я лично ни второй, ни третий роман не читал. А ведь Дефо считается в Англии основоположником романа. Думаю, что в романе Кутзее – который, я уверен, читал все три книги – многое от нас закрыто именно в силу того, что мы не знаем этих вещей Дефо. Но кое-какие Кутзеевские мотивы видны – это традиционная тема свободы и будущего темнокожего населения (в его случае – Южной Африки) – у Кутзее Пятница – вроде свободен, но у него нет языка (в прямом смысле). Я мало что понял из этой книги – кто была эта женщина, попавшая на остров Крузо (у Кутзее остров Робинзона – как и у Дефо – в Атлантическом океане), о чем они спорят с Мистером Фо, что это за девушка (якобы дочь ее). Не понял. Поэтому читался роман не просто – хотя в нем всего 160 страниц.

А вот роман Мишеля Турнье – лауреата Гонкуровской премии – мне понравился – тут я вижу все читатели сошлись в едином мнении. Я посмотрел, оказывается этот 90-летний писатель и написал то всего 5 романов (или около того). «Пятница…» была написана в 1967 году – и я с удивлением узнал, что это был его первый роман. И позже был введен во французскую школьную программу. Честно, у нас бы такой роман точно не включили бы в программу средней школы. Одни совокупления с островом чего стоят! Но не в этом дело.

Оба автора – и Кутзее и Турнье – философы (Кутзее, кстати, посвятил свою Нобелевскую речь Робинзону Крузо). Турнье к тому же еще и профессиональный философ, и читатели, не натренировавшие свой глаз и ухо чтением философских трактатов, могут найти некоторые его пассажи сложными. Много цитат. Их прямо можно выписывать и помещать на куски ватмана, чтобы потом развешивать по офису. Ну, типа «Бедность лишает человека всяческих добродетелей: пустой мешок стоять не может». «То, что не существует, упорно старается доказать обратное. Все несуществующее отличается мощным и дружным стремлением к существованию. Ибо то, что не существует – претендует. Претендует на существование». «На растрачивай попусту время – это материя, из которой состоит жизнь».

Роман Турнье мне показался даже лучше, чем оригинал Дефо. (Он, кстати, разместил своего Робинзона на реальном острове Александра Силкирка у берегов Чили и прожил он на нем, как у Дефо, 28 лет – только с 1759 (40 лет спустя публикации первого романа Дефо) по 1787 год). Почему? Потому что это – не просто приключения. Это и психологический роман (эволюция психики человека-одиночки, оторванного от общества себе подобных), и философский. Концовка, соглашусь я с Анной Федоровой, должна быть именно такой, как у Турнье - он подправил роман Дефо так, что получилась КОНФЕТКА – тонкий психологизм – это то, что у Турнье подкупает прежде всего).

Эта книга сделает вас умнее и тоньше, уважаемые книгочеи. Вы многое почерпнете из романа Турнье. Турнье – гностик, и Робинзон у него – гностик, живущий в мире тайного знания. (Кстати, лимб у католиков – а Турнье католик – это специальное место, куда попадают души тех, кто не попал ни в ад, ни в рай – Ватикан осудил это местопребывание, как «ограничительный взгляд на спасение».) У Кутзее и Турнье и Пятница и Робинзон – сильно отличающие друг от друга персонажи. У Кутзее Робинзон отвечает главной героине – «На острове один закон – работать. Зачем нужны законы, если нет общества». У Турнье Робинзон составил целый свод сложнейших правил и уложений – правда, на своем первом этапе, до появления Пятницы. Нелюдимый и ограниченный Пятница у Кутзее – яркая противоположность веселого и беззаботного парня у Турнье (кстати, я тоже почти подумал, что вот вот они начнут «случаться» друг с другом – но, слава Богу, до этого не дошло). У Турнье мы видим и противопоставление христианской-протестантской западной цивилизации с цивилизацией «третьих стран» - Порядок и Хаос. Хаос побеждает – но Порядок об этом даже не жалеет (это я кстати сегодня наблюдаю воочию у своих западных коллег). У Дефо же однозначно царит Порядок и Цивилизация – «с ее горьким снадобьем рациональности».

Всего не перескажешь. Как товар – книжка тоже хороша, неплохо издана (редкие опечатки). Ставлю в целом 4 (один балл снял из-за романа Кутзее, которого не понял).
Мистер Фо. Пятница
5 5
* * * * *
Было интересно читать о знакомом с детства персонаже. Роман Кутзее не понравился, слишком тяжелый и не для широкого круга читателей. Возможно еще его перечитаю через пару лет.
А вот Турнье сделал из знакомой истории шедевр. Настолько необычно, настолько тонко! В восторге от библейских вплетений! Всегда интересовал вопрос о том, как зрелый мужчина переживает отсутствие женщины. Вот Турнье это и объяснил=)

А еще в этом произведении мне понравилось как автор показал черты немолодого ОДИНОКОГО человека. Очень актуальный портрет. Многие смогут увидеть себя такими же Робинзонами в своих больших городах и квартирах, когда мы так болезнено начинаем относиться к постороннему вмешательству в жизнь, разложенную по полочкам и расписанную по минутам. Это во многом портрет и современных стариков.
Мистер Фо. Пятница
5 5
* * * * *
Мое знакомство с Турнье началось с "Пятницы...". Теперь я стараюсь найти все, что он написал, и что переведено!
Вещь настолько глубже, чем просто приключения и выживание на острове! Речь о том, что человек существо глубоко социальное, о том, какие метаморфозы происходят с личностью окажись она вне социума, вне привычных условий существования. Трансформируется личность, она утрачивается, меняет свою сущность. Потрясающе! Считаю, что Даниэль Дэфо не домыслил концовку "Робинзона Крузо"! Исход должен был бы быть именно таким, как описал его Турнье!
Мистер Фо. Пятница
5 5
* * * * *
Роман Кутзее это какая-то унылая и вялая фантазия непонятно о чём. "Мистер Фо" напоминает скорее растянутый рассказ который автор никак не мог закончить. А вот "Пятница" Турнье это что-то. Дефо показал нам большей частью внешнюю, нежели внутреннюю жизнь Робинзона Крузо, а Мишель Турнье показал на весь путь развития и деградации человека на необитаемом острове. Удивительные вещи творились в голове Робинзона, жаль в романе Дефо таких не было. Очень и очень занимательная книга, всем советую к прочтению, т.к. Робинзон размышляет на множество философских тем, которые вероятно будут близки многим.
P.S. О качестве издания. Единственный минус - бумага легко мнётся, так что обращайтесь с книгой аккуратней.
Мистер Фо. Пятница
4 5
* * * * *
скорее понравилась ,чем нет. Особенно можно выделить роман "Пятница" М.Турнье, там действительно полностью оказываешься в шкуре героя и примеряешь ситуацию на себя, думаешь, а каково бы пришлось мне, как сохранить разум и так далее.
"Мистер Фо" Кутзее, на мой взгляд, довольно нудноват, хотя для общего развития, для расширения кругозора и вариаций на тему Робинзона - ознакомиться, конечно, стоит.
Мистер Фо. Пятница
4 5
* * * * *
Роман Кутзее откровенно слабый...
Что касается "Пятницы..." Турнье, то есть над чем задуматься... Роман-парафраз Робинзонады Дефо с особым философским смыслом или правильнее будет сказать бесконечной двусмысленностью ...

Насколько многозначительно название, настолько же велико количество возможных интерпретаций и символов романа... И религиозное сотворение мира, и проблема "другого", и путь к свободе духа...

Философский роман, при этом изложенный в приятной спокойной повествовательной манере, заставляющей не просто сопереживать герою и интересоваться, что будет дальше, но размышлять и обдумывать прочитанное...
Мистер Фо. Пятница
5 5
* * * * *
развитие классической темы на основе современной философии. Особенно интересно читать сначала оригинал, затем эти два романа
Мистер Фо. Пятница
3 5
* * * * *

Роман: волк в овечьей шкуре. Под якобы художественной литературой кроется совсем другое, это скорее философский трактат, для видимости запахнутый в художественный сюжет, но читать его для отдыха, развлечения или удовольствия вряд ли получится (разве что вы являетесь ярым фанатом стиля Кутзее). Он создан для того, чтобы его трактовали, искали оттенки смысла, подтекст, философские размышления… И это нечестно, потому что все ждали обещанного переосмысления «Робинзона Крузо», а получили совершенно иное чтение.

Кутзее, как всегда, узнаваем с первых строк, — все 256 оттенков серого и ни одной яркой краски. Характер его Робинзона Крузо бесконечно далёк от оригинального: упрямый старик, смирившийся с собственной участью, погружённый в свой собственный непонятный мир (его маниакальной войны с обезьянами, например, я так и не поняла). Да и остров его совсем непохож на «Жуй кокосы, ешь бананы», там только скалы, песок и почти нет растительности. Что интересно, Робинзон Крузо вовсе не является здесь главным героем, да и Пятница тоже, ими стали совершенно левая женщина, попавшая к Крузо на остров, и писатель де Фо, которому она после спасения пытается «впарить» свою историю. И, собственно, с этого момента всё начинает проясняться. Крузо здесь вообще не при чём, робинзонада тоже, вместо них вполне могли быть марсиане или говорящие камни, главное — проблемы, которые поднимаются при помощи Сьюзэн Бартон, безъязыкого Пятницы и мистера де Фо. А связаны эти проблемы, прежде всего, с языком и свободой. Владение языком, владение речью, даром убеждения автоматически приравнивается к свободе и власти над другими. Мы так и не узнаем, что произошло с языком Пятницы, но рабом по психологии он стал именно из-за этого — из-за того, что потерял голос, слово. Он не может ничего о себе рассказать, поэтому любая история, которую расскажут вроде как «за него» автоматически становится правдой.

Пятнице недоступны слова, поэтому он беззащитен, когда изо дня в день кто-то пытается произвольно писать его портрет. Я говорю, что он людоед, и он превращается в людоеда; я говорю, что он прачка, и он становится прачкой.


Сьюзан Бартон тоже не может рассказать историю Робинзона Крузо миру — у неё нет литературного таланта, поэтому она обращается к прославленному де Фо. А тот, в свою очередь, обладает властью слова, поэтому не хочет правды, а собирается силой своего искусства превратить это в коммерчески выгодный экшен, совершенно далёкий от оригинала. Перенести всю эту историю на власть печати, Интернета, на информационную войну, дезинформацию и прочие современные реалии — как много глубоких мыслей можно будет найти. Немота + безграмотность и неосведомлённость делают из человека раба.

Тема этого трактата — интересная и глубокая. Но вот читать это оказалось не слишком интересно, особенно когда автор под конец набросал много вопросов, зарисовал множество ситуаций, но все остались без ответа или обрисовки. Что это было? Кутзее.

Мистер Фо. Пятница
5 5
* * * * *

Заказала себе эту книгу в интернет-магазине, потому что в магазинах и в электронном виде ее нигде нет. Теперь рассказываю, что я в ней прочитала. Оба произведения имеют общую тему - Робинзон Крузо, но у каждого автора получилась своя трактовка.
Дж.М. Кутзее "Мистер Фо".
Кутзее, получая Нобелевскую премию, свою речь посвятил Робинзону Крузо. И эту историю он написал про него в 1986 году. Книга написана от первого лица, рассказывает нам историю женщина, попавшаят на остров, где жил Робинзон уже 15-20 лет. И что читатель видит? Видит старого, немного импотентного хозяина острова, который часто бьется в лихорадке и кушает очень напряженно из-за больных зубов. Пятница - слуга Крузо, без языка и гениталий. У них свой мир, свой уклад, а эта женщина пытается разрушить... Потом на сцене появляется сам мистер Дефо, в оригинале мистер Фо. И эта женщина бегает за ним с просьбой написать историю об острове. Все так сумбурно, негламурно, но идея одна - главное свобода от условностей и законов. Если ты поменял свой мир и оказался не там, где хочет твоя душа - ты умрешь, ты просто погибнешь.
М.Турнье "Пятница или Тихоокеанский лимб".
Лимб - в католицизме место пребывания не попавших в рай душ, не совпадающее с адом или чистилищем. И здесь нет никаких женщин и авторов, здесь классическая история Робинзона и Пятниы в интерпретации 1967 года. Да, и собачка там тоже была. Эта книга читалась с интересом. Такое вот маленькое практическое пособие для выживание на острове, недалеко от Южной Америки. И здесь даже Пятница показывает своему хозяину, как надо жить там, где нет улиц и городов, где ты сам себе господин. Мне понравилось это произведение больше, чем "Мистер Фо" Кутзее.
В итоге, поставлю я книге оценку "Понравилось". Сюжет не оригинален, но стиль написания у авторов достаточно интересен.

Мистер Фо. Пятница
1 5
* * * * *

В наше время такую книгу назвали бы фанфиком. Автор создаёт свою историю написания легендарного "Робинзона Крузо", предлагает свои предпосылки и по сути свой сюжет. Может, я, конечно, чего-то и не допоняла, но мне книга показалась скучной.

Мистер Фо. Пятница
5 5
* * * * *

Об одиночестве

Было интересно читать о знакомом с детства персонаже. Роман Кутзее не понравился, слишком тяжелый и не для широкого круга читателей. Возможно еще его перечитаю через пару лет.
А вот Турнье сделал из знакомой истории шедевр. Настолько необычно, настолько тонко! В восторге от библейских вплетений! Всегда интересовал вопрос о том, как зрелый мужчина переживает отсутствие женщины. Автор это объяснил=)

А еще в понравилось как автор показал черты немолодого ОДИНОКОГО человека. Очень актуальный портрет. Многие смогут увидеть себя такими же Робинзонами в своих больших городах и квартирах, когда мы так болезненно начинаем относиться к постороннему вмешательству в жизнь, разложенную по полочкам и расписанную по минутам. Это во многом портрет современных стариков.

Мистер Фо. Пятница
1 5
* * * * *

Очень странный роман о рождении литературы и ее связи с жизнью. Для меня многое осталось неясным и где-то на протяжении двух третьих книги, мне лично было вообще непонятно, что этим всем хочет сказать Кутзее. Он играется с формой изложения, со стилистикой, обыгрывает по своему роман Дефо "Робинзон Крузо", вводит туда дополнительные элементы в виде женщины, попавшей на тот же необитаемый остров и самого Даниеля Дефо в виде одного из действующих лиц. Мне все это казалось нелепым и, в общем и целом, не понравилось.