Соборяне, размер 229x152x23 мм

Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Великий русский писатель Н. С. Лесков стремился в своем творчестве постигнуть жизнь разных классов, социальных групп, сословий России, создать многокрасочный, сложный, во многом еще не изученный образ всей страны в один из самых трудных периодов ее существования.
Автор Николай Лесков
Издательство Директ-Медиа
Язык русский
Год выпуска 2010
ISBN 978-5-9989-4288-4
Переплёт мягкий
Количество страниц 454 стр.
Размер 229x152x23 мм
450
Магазин »
Нет в наличии
с 17 октября 2017
Размер: 229x152x23 мм
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.2
Соборяне
4 5

Лесков один из тех авторов, кто не попал в течение конъюнктуры со всем своим творчеством и оказался на обочине литературной ойкумены простых обывателей. Если бы его попросили выбрать из всего творчества самое лучшее произведение, то он вряд ли бы выбрал "Левшу", набившего школьникам оскомину, но одновременно прекрасное произведение, очень тонкое и меткое, или "Соборян". Про последнюю книгу он еще при жизни отзывался плохо, говоря, что спустя некоторое время написал бы ее совсем по другому. Лескову потребовалось 5 лет на то, чтобы завершить роман, претерпевший несколько переименований и сложную историю изданий. Законченное в 1872 году произведение не принесло автору особой славы, но снискало признания у некоторых маститых литераторов и критиков за поднятые в "Соборянах" проблемы, главную идею и подход. При этом критики в один голос заявляли о том, что Лескову не стоит отходить от малых форм, что романы - это не его сильная сторона.

Действительно, "Соборяне" не имеют почти ничего общего с привычными романами. Лесков хотел написать не про какого-то одного человека, представителя всего сословия, но о священстве в целом. Создать крепкий бытовой роман. Если в форме романа достоинства творческого таланта писателя теряются, то тема быта - это абсолютно его. В результате, "Соборяне" - это нечто крепкое, но не для всех.

В центр повествования Лесков поместил три фигуры - протоирея Савелия Туберозова, священника Захария Бенефактова и дьякона Ахиллу Десницына. Являясь центральными фигурами, они взаимодействуют с представителями других сословий вроде бывшего крепостного карлика, учителя, почтмейстерши, акцизницы и других. В процессе взаимодействия персонажей Лесков высмеивает нигилизм, людские типы и дает пинка государственной машине.

Для своего времени Лесков выбрал очень интересную тему, потому что священники не выступали центральными фигурами произведений, играя второстепенную роль в повествовании и являясь негативными персонажами, высмеивавшими или обличавшими это сословие. Лесков с его религиозными взглядами пошел по иному пути и написал книгу про священников, назвав ее "Соборяне". Отсылка идет к соборности русских людей, русского менталитета - идее, господствовавшей в кругах славянофилов, с которыми он сближается во время написания романа.

При этом интересно, что главный персонаж (как бы не старался Лесков писать о целом срезе, он все равно ставит акцент на Савелии Туберозове) бесконечно одинок и не понят ни своими, ни чужими. Его деятельность вызывает одни нарекания, его мысли не встречают ответа. Православная церковь, которая должна была объединять, налагает на него наказание, порицает его и отталкивает. При этом Савелий из всех обрисованных персонажей - самый духовный и патриотично настроенный. В конце концов, он отторгается церковными людьми, ввергается в еще большее одиночество. Лесков очень удачно вставил в повествование дневник, который вел Савелий. Он помогает читателю понять трансформацию Туберозова, его идеи и характер.

Дьякон Ахилла, которому Лесков также отводит много места, чем-то напоминает Дмитрия Карамазова в своей русской удали, в размахе души, в ее бессознательности. При этом его образ немного комичен и нелеп. Громадный Ахилла хорошо сочетается с важным и почтенным карликом Николаем Афанасьевичем. Причастный к церкви, Ахилла больше напоминает затерявшегося щенка, готового преданно идти за хозяином. Он прикипает к Туберозову и после его смерти сводит себя в могилу. В образе Ахиллы проглядывает Лесков "Левши" с юморком и смехом над нелепостями русских порывов. Ахилла, являя собой источник жизни, еще сильнее подчеркивает, что Туберозов одинок, и как безнадежно все то, что он в себе несет.

По тематике "Соборяне" пересекаются с "Очарованным странником", еще одним интересным произведением о церковном человеке, о его слегка мистическом приходе в лоно церкви и, опять же, русской душе.

Соборяне
5 5

Вот я и открыла для себя еще один бриллиант русской литературы.

Светлая, печальная книга, представляющая собой своеобразную хронику отживающей свой век старгородской патриархальной поповки, показанной с её материальной мирской и духовной сторон. Странную хронику подарил миру Лесков, непривычную, без единого сюжета, рассказывающую в равной степени и о вроде бы не значащих мелочах и о важных событиях, переплетающую в себе рассказы-исповеди и личные дневники, бытописание отдельных героев и целого городка, но оттого притягательную, живую.

Чистая книга о духовности и истинных ценностях, о людях с их достоинствами и недостатками, о жизненных драмах, о свете и тьме, о кротких и непокорных, о праведных грешниках, о неблагочестивцах и подлецах, о религиозности и нигилизме, о старом полусказочном укладе жизни и неизбежных переменах, о поисках истины и Бога.

Яркие портреты старгородцев (так, например, комизм и героика удивительным образом сочетаются в образе правдоискателя богатыря-дьякона Ахиллы, неоспоримая вера и неожиданные революционные настроения в речах патриота-протопопа Туберозова), искренние диалоги, трогательный лесковский юмор, трагизм, несуетность и благолепие создают благостную атмосферу произведения-притчи. Чудесная книга о духовности и христианских идеалах.

Один из сюжетов памятника Н.Лескову и героям его произведений. "Соборяне" - спокойный и рассудительный протопоп Туберозов, вспыльчивый душой, могучий дьякон Ахилла и, оттеняющий их, кроткий и немощный отец Захария.
Памятник установлен в 1981 году в Орле, около здания гимназии, где учился Лесков.

Соборяне
4 5

Лесков - писатель невезучий. Родись он в любой другой стране, кроме России (и, пожалуй, Англии), быть ему крупнейшей величиной, классиком из классиков. Но когда среди твоих современников Чехов, Толстой и Достоевский, есть ли у тебя шансы? Поневоле читатель воспринимает тебя, как писателя второго ряда, затем это прочно закрепляется в истории литературы и становится проклятьем и приговором.
Лескову не повезло дважды. В массовом сознании он живёт как автор одного единственного произведения - "Левши". И самое забавное, что многие пафос рассказа не помнят (сама проверяла) и уверены, что он прославляет русских умельцев. То, что подкованная блоха перестала прыгать, напрочь исчезает из памяти.
А ведь Лесков - автор интересный и своеобразный. Во-первых, он отличный рассказчик, и его сказовую манеру сложно спутать с какой-то другой. Во-вторых, он создал целую галерею русских типов, характеров глубоких, противоречивых, страстных (одна Катерина Измайлова чего стоит). Лесков в литературе, как Крамской в живописи - воспеватель и исследователь людей.
В этом смысле "Соборяне" - произведение характернейшее. Тема тут самая что ни на есть непростая: духовная и мирская жизнь «соборной поповки». Вообще удивительно, как мало запоминающихся образов священников в русской литературе. Отец Сергий, Василий Фивейский, отец Христофор из чеховской "Степи", дьякон из "Дуэли", старец Зосима - кого ещё вспомнишь с ходу? У Лескова целых три ярких образа - протоиерей Савелий, священник Захарий и дьякон Ахилла. Каждый из них хорош по-своему, и роман стоит читать не ради сюжета, в общем-то нехитрого, а именно ради героев. Больше всего полотно Лескова похоже на так и не осуществлённый грандиозный проект Павла Корина "Русь уходящая". Не так трагично, но вполне себе масштабно.

Соборяне
4 5

Не могу сказать, что школа мне отбила вкус к русской классике, но к некоторым писателям - определенно. Лесков попал в их число - не понравились ни "Левша", ни "Очарованный странник", кажется, еще что-то было... А "Соборяне" помогли исправить впечатление.
Во-первых, не только легко читается, но и временами очень весело. Там такая беготня со скелетом, можно комедию снимать. В целом же книга скорее грустная, трогательная и светлая. Потом, там замечательные главные герои. Меня не особо волнуют проблемы, занимающие ум Савелия Туберозова, но он вызывает такую симпатию, что невозможно не переживать. А дьякон Ахилла вообще просто чудо.
Чем бы подытожить... В одной рецензии увидела слово "благолепие" - по-моему, очень подходит. Для меня так даже слишком много этого благолепия. Но после "Соборян" захотелось еще читать Лескова, это главное.

Соборяне
4 5

В продолжение темы духовности... Переметнемся от Чехова к Лескову.

Отношения с религией у Н.С.Лескова были очень непростые.
Тяжело говорить однозначно о его взглядах и воззрениях, но определенные выводы можно сделать из свидетельств о Лескове его современников.

Отрицая всякие предрассудки, всю обрядовую часть религии, он в то же время был суеверен, и даже верил в народные приметы, хотя и старался этого не показывать…

Под конец своей жизни он всецело попал под влияние Толстого, отрицал всю обрядовую сторону религии, но любил красоту православного богослужения и в глубине души оставался мистиком.

Никто из наших писателей не изучил так глубоко и так детально быта духовенства, со всеми его светлыми и темными сторонами.

Борхсениус Е.И.

Под влияние Толстого Лесков попал не спроста: всю свою жизнь он двояко воспринимал все, что касалось религии и веры, а именно религия у него была по одну сторону баррикад, вера – по другую. Поэтому осмеянию и даже поруганию с его стороны часто подвергалось скрупулезная обрядовость и мелочное фарисейство.

Но так, как Толстой, Лесков не склонен был отвергать всю мистическую, таинственную, загадочную сторону православия. Не на пустом месте возник «Запечатленный ангел»: будучи великолепным знатоком древнего искусства иконописи и других древнерусских культурных явлений, Николай Семенович хорошо представлял себе староверческий быт, и явно в нем было что-то близкое писателю.

Важное и принципиальное значение имеет и «автохарактеристика» Лескова:

Мое направление не мешает мне сохранять должную терпимость в сношениях с людьми противоположных взглядов и даже не мешает мне питать уважение к их искренним убеждениям

Он и героям «Соборян», первого произведения, написанного после того, как перестал «колебаться», поставит в особую заслугу отсутствие у них узости и фанатизма. Оставаясь человеком религиозным, Лесков и церковь будет критиковать за то, что христианство выродилось в ней в учение отвлеченное, догматически-схоластическое.

Отсутствие веротерпимости, объективного отношения к инакомыслящим отличало и народников, что оттолкнуло Лескова и от этого движения. Не питал симпатий он и к славянофилам:

Я не люблю и русской нравственности, особенно московской…я не только не партизан славянофильского настроения, но даже просто не люблю его

Без этого невозможно понять лесковские хроники. И проникнуть в их смысл.

А еще нужно осознавать, что именно эта особенная, отличающаяся от всех, позиция и желание Лескова всегда напрямую высказывать то, что он думает, сделало в конце жизни писателя одиноким и непонятым... Ведь именно такие и его герои. Они не скрывают истины, они говорят свободно, открыто, смело....и правдиво.

Соборяне
5 5

Великолепная книга, написанная сочным языком с отличными юморными пассажами, на грани гротеска. Главные герои покоряют и располагают к себе, несмотря на стойкое неприятие рода их деятельности и критичное отношение к направлению мыслей.
"Соборяне" лихо соперничают с насыщенной мистико-религиозной и авантюрной прозой Гоголя, уверенно сминают жалкие тургеневские романы, верховодят пред великоречивыми бесконечными рассуждениями Зосимы-Достоевского.
Иногда чтение давалось тяжко, виной тому специфический слог и некоторые слова, значение которых приходилось искать в словаре. Но смысл произведения подан честно, прямо и чётко, что ставит Лескова выше многих писателей, не умеющих донести и мысли попроще.
В сюжете нет ни одного героя, показанного вскользь или лишне. Каждый вплетен в узор старгородской жизни, у каждого характер и глубина. Они живут. Живут даже их фамилии. Удовольствие-то можно получить только смакуя имена собственные - Туберозов, Ахилла, Бизюкина, Плодомасов, Павлюкан, Варнавушка

друг мой Варнашенька (очень хорошее имя, изволите видеть, дали, чтоб его еще переделывать в Варнашенек да в Черташенек)

Термосесов наконец:

– Да, Термосесов; Измаил Петров Термосесов.
– Господи, каких у нашего царя людей нет!
– А что такое?
– Да как же, помилуйте: и губастый, и страшный, и в крепости сидел, и на свободу вышел, и фамилия ему Термосесов.
– Не правда ли, ужасно! – воскликнул, расхохотавшись, Дарьянов.
– А что вы думаете, оно, пожалуй, и вправду ужасно! – отвечал Туберозов. – Имя человеческое не пустой совсем звук: певец «Одиссеи» недаром сказал, что «в минуту рождения каждый имя свое себе в сладостный дар получает».

Вот и весь текст Лескова читатель в "сладостный дар" получает ;)
Умная, яркая, очень интересная книга.

Соборяне
4 5
Пред путешественниками вдруг с горы открылся родной город - город древний, характерный и полный для Туберозова воспоминаний, под напором которых старик откинулся назад и зажмурился, как от сверкания яркого солнца.

Недавно я просмотрела любопытный цикл передач road movie, называется "Ехал грека". Московский студент-грек проехал по старинным русским городам в поисках неуловимого "русского духа". Кострома-Галич-Владимир-Суздаль-Ростов-Переславль. Выходит, то, что он искал, искреннее и настоящее, тихо спит в далекой глубинке, в русских святынях, в характере не столичных и простых людей.

Я бы смело дала почитать этому греку Лескова, его "Соборян". Там русский дух, там Русью пахнет. И характеры жителей небольшого уездного Старого города такие колоритные, неприукрашенные. Наши три мушкетера из провинциальной "поповки" - старомодного покроя. Протоиерей Савелий Туберозов, человек самой искренней веры, философ-мыслитель, гражданин, любящий свое отечество. Даже в 70 лет его взгляд тепел и ясен, а речи мудры. Священник Захария Бенефактов, тихий незаметный праведник. И самый мой любимый герой - дьякон Ахилла Десницын, русский богатырь в рясе. Он стихийный исполин с душой ребенка, и как-будто в нем одном горят тысяча жизней. С юмором Лесков описывает приключения Ахиллы.

Живучи в монастыре он отомстил цензору Троадию, привязав его коту на спину колбасу с надписанием "сию колбасу я хозяину несу" и пустил кота с этой ношею по монастырю.

Но весь юмор в книге - сквозь горькие слезы. Слезы о народе, утратившего Веру, невежественному, слепому, нищему. В уста Туберозова Лесков вкладывает свои размышления о поиске правды и утешения. Нет их уже в Божьем Храме, где торгуют совестью и ставят мертвую букву выше живого слова. Заумные слова проповедей не доходят до сердец прихожан, а священник не имеет права говорить "от себя". Иначе это революция и опала. Вот и отрекаются жестокосердные "новые люди" от веры и всего самого святого, родителей, дома, обычаев и истории. И ведь это не архаичная, далекая от нас тема! Как хочется сказать словами Лескова именно сейчас!

В необходимость просвещенного человека вменяется безверие, издевка над Родиной, в оценке людей, небрежение о святости семейных уз, неразборчивость...

Ох, как болит от этого душа! И ведь история развивается спиралью - события повторяются! Разве не разрушали храмы в XX веке, не запрещали злободневные и откровенные проповеди?

зрелище было страшное, непристойное и поистине возмутительное; а к сему же еще, как назло, железный крест с купольного фонаря сорвался и повис на цепях, а будучи остервененно понуждаем баграми разорителей к падению, упал внезапно и проломил пожарному солдату из жидов голову, отчего тот здесь же и помер

Савелий Туберозов молит Бога простить развращенные род человеческий, несущий врага в себе самом.

Чтение "Соборян" сначала совсем не простое. Постоянно приходится читать сноски на библейские темы, жития святых, старославянские термины. Но как мед для зрения потом становятся эти слова:

оле-увы, мовничать-мыться, трусик-заяц, киса - кожаный мешок, репейка на окнах - деревянное украшение.

Мы, конечно, стали просвященнее. Но полностью утратили настоящую веру "в Христа крестясь, но в Христа не веруя", и это трагедия нашего народа. Ведь "по науке" доказано много раз

Я ведь, голубчик, и сам этому не рад, но против хвакта не попрешь. ...Хвакт этот по каждому человеку прыгает, - отвечал дьякон и объяснил, что это блоха, а блоху всякий может сделать из опилок, и значит все-де могло сотвориться само собою

НО

Если бы мне, как Санхе-Пансе, дали выбирать себе государство, то я выбрал бы себе не коммерческое и не богатое, а такое, в котором бы непрестанно как в шутку, так и в серьез смеялись...все это к нам подходяще, и не богаты, и не тароваты, а уж куда как гораздо смешливы...

Это все, что нам остается.

Соборяне
5 5

"Соборяне" Н.С.Лескова я одолела не с первого раза, "спотыкалась" на дневнике протопопа Савелия, пришлось самой себя перехитрить и записала это произведение в игру в классики, а тут уж хошь не хошь, а читать нужно)
"Соборяне"- хроника жизни

старгородской соборной поповки. Это - протоиерей Савелий Туберозов, священник Захария Бенефактов и дьякон Ахилла Десницын

Лесков работал над «Соборянами» с 1866 до 1872 года, правил текст вплоть до публикации. C публикацией тоже не все сложилось сразу легко и просто, но преграды все преодолены и свет практически впервые смог прочитать в русской литературе о житие-бытие духовенства. Стиль и построение произведения очень близок к летописи и самим автором определён как хроника.
Мне не хочется анализировать произведение, просто расскажу, о своих впечатлениях.
Протопоп Савелий - главный герой, человек который всю свою жизнь борется за истинную веру, за православие, за что его казалось бы в консистории должны хвалить и поддерживать, ан нет почему то чиновников это настраивает против протопопа, к тому же строптивый протопоп отказывается доносить, выполнять указания и т.д. и т.д., но народ его любит и мне отец Савелий очень симпатичен. Особенно хочу отметить его теплые отношения со своей протопопицей Натальей Николаевной, их семейный уклад, взаимная забота друг о друге не могут вызывать ничего иного кроме тепла и умиления.
Поп Захария - о нем не очень много написано, он отец большого семейства, смирен и благочестив, он хороший друг, и большой ревнитель веры и если кому то позволяет и подсмеиваться над собой, не всегда уважительно относиться, то в вопросе веры он крайне требователен, что мы ярко наблюдаем при последней исповеди отца Савелия.
Дьякон Ахилла, вот уж кого невозможно не полюбить, истинно русский человек с зашкаливанием ) во всем- любить так любить, бить так бить, защищать веру - так уж... с ним связаны практически все комические ситуации соборян. Есть очень интересный момент когда дьякона Ахиллу берёт на время к себе Архиерей прислуживать и вот побывав в свете, как меняется уклад мыслей нашего дьякона, его лексикон - очень яркий эпизод смены ценностей человека в зависимости от круга общения (.
Особо можно было бы остановиться на некоторых горожанах, но я не стану, поскольку тем кому интересно сам прочитает и с ними познакомится, скажу лишь, что среди горожан были те кто вносил сумятицу в умы верующих и вот крайне интересно читать как на это реагировали все три главные героя. Так же есть и интересные "экземпляры" среди заезжих.
Н.С. Лесков прописывает каждого своего героя очень основательно, так что мы ярко представляем не только их внешние черты и качества характера, но и внутренний мир. Вообще говорят у Лескова не было придуманных героев, с детства наблюдательный Николай Семёнович хранил в себе много живых интересных историй на основе которых потом писал свои произведения.
5 баллов из 5 совершенно заслуженно! Всем кому интересна тематика советую к прочтению.
Прочитано в рамках игра в классики.

Соборяне
5 5

"Соборяне" считается одним из лучших произведений Н.С.Лескова.
Конечно же мне очень понравилась эта милая и интересная книга о России, преданиях русской старины, ее истории, людях.
Много тем поднимает автор, это и забота о простых людях, и поиск справедливости, и борьба с пьянством, а вместе с тем, защита духовности.
Богатый язык и в то же время не всегда простой язык Н.С. Лескова, игра слов, поговорки, юмор, словно приятная музыка сопровождает чтение.
Автор знакомит читателя с жителями старгородской соборной поповки. Главные герои романа - служители своему делу, народу, тихие, умные и не очень, справедливые, но не сдающиеся. Особое восхищение вызывают Савелий Туберозов и карлик Николай Афанасьевич, не отступающие в поисках справедливости.
И весело, и смешно, и вместе с тем грустно читается роман. Обязательно продолжу свое знакомство с произведениями Н.С. Лескова.