Кино между адом и раем, размер 229x152x26 мм

Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Митта, Александр. Кино между адом и раем : кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому...
Автор Александр Митта
Издательство Зебра Е
Язык русский
Год выпуска 2008
ISBN 978-5-94663-591-2
Переплёт мягкая обложка
Количество страниц 508
Размер 229x152x26 мм
321
Купить »
В других магазинах:
Год выпуска: 2008
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.2
Кино между адом и раем
2 5

Будь я режиссером, мне было бы стыдно писать такую книгу. Вотчесно!

Это же откровенное признание в своей творческой импотенции! Мол, творить не умею, снимаю по шаблону, могу рассказать по каким лекалам. И все подробненько, по полочкам - тут три акта, экспозиция, драматическая ситуация, конфликт, перипетии, здесь кульминация, действие-противодействие, антогонист-протагонист, тема-контртема, саспенс, брешь, барьеры, предлагаемые обстоятельства, альтернативный фактор и прочая и прочая. Записывайте, уважаемые студенты, вам это поможет заработать себе на хлеб насущный.

Дело было в 90-х. Признание на Западе, почти номинация на «Оскар». Знакомство со стандартами производства западных кинокартин. Митту приглашают в новую Гамбургскую киношколу вести курс по режиссуре. Воодушевление, осознание необходимости передать свой опыт молодому поколению. Как итог - эта книга. Автор не скрывает своего восхищения голливудской киноиндустрией, которая уже давно является прекрасно отлаженной фабрикой по производству шаблонных, но качественных боевиков, драм, комедий, которые неизменно радуют зрителей всего мира. «И это правильно!» - упоенно восклицает автор.

Потому что для чего существует кино как жанр?! Для создания микростресса у зрителя, который продлевает ему жизнь! Кино - это всего лишь экранизация театральной пьесы, немного недожанр. Главная цель кинематографа - умело манипулировать эмоциями зрителя, чтобы тот ушел из кинотеатра удовлетворенным и с ощущением полученного нового жизненного опыта. Такова миссия режиссера и его фильмов. Проникнетесь на минутку ею, прошу вас. Ничего не придумываю - все так написано! Александр Наумович, пожалуйста, выскажитесь сами! А то косо смотрят.

Умение рассказывать истории в картинках – это не что иное, как умение превратить взрослых в доверчивых детей. Структура манипулирует эмоциями зрителей.
.…
Все время идет на то, чтобы разжечь эмоции зрителя по дороге к кульминации. Все дрова вы бросаете в один костер. И в кульминации пламя костра вздымается до небес.

Дельная, правдивая книга, но ужасно циничная. Автор перебирает множество известных фильмов, пьесы Шекспира и Чехова, расщепляя их до атомов, наглядно демонстрируя, что везде! во всем! есть структура! И если хочешь снять отличный фильм - действуй по инструкции! Минимум вдохновения, четкий план, волю своим режиссерским амбициям даешь только в кульминации. Отступление от инструкции грозит материализоваться в виде разочарованного зрителя и кассового провала.

Таким образом, Митта учит не творить. Да и можно ли этому научить? Вот по поводу обучения писательству ни у кого заблуждений нет – ну невозможно же научить написать глубокий роман, который останется на века! А в кинематографе как будто можно? Митта учит не творить, но давить. Выжимать. Давить на нужные кнопки, слабые места человеческой души, кормить зрителей на убой как скотину, где вместо корма - сильные ощущения. Это не откровение, это бизнес так устроен. Но Тарковский не одобрил бы!

Кино между адом и раем
4 5

Когда уже отсмотрел какое-то большое количество фильмов (около пары-тройки сотен), начинаешь замечать разнообразные совпадения. В построении сюжета, в развитии динамики, в каких-то деталях. На основе просмотра статистически значимого числа фильмов можно вполне составить свод правил, которые используются режиссерами и сценаристами. А можно просто прочесть вот эту книгу. В ней достаточно подробно и с примерами разобрано все то, из чего состоит кинофильм и все то, что большая часть кинематографистов использует в своей работе. Здесь нам поведают про древнюю, но по-прежнему актуальную трехактную схему. Объяснят в чем разница между Толстым и Шекспиром (это в самом начале книге), еще пройдутся по методике Станиславского, затронут работу с актерами и много подобных вещей.

Читать её мне было действительно интересно, особенно, с позиции человека, который видел не одну тысячу фильмов и уже уставшего обнаруживать закономерности. А тут – вот они буквально разжеваны и поданы на блюдечке. Украшенные разнообразными примерами из зарубежного и отечественного кинематографа. Плюс разнообразные истории из жизни кинематографистов. Например, о том, как автор книги пытался снять горящее здание аэропорта или как Геннадий Хазанов впервые выступил за рубежом. Так что читается это достаточно легко и оставляет хорошее впечатление.

Но, увы, есть в этой книге и ложка дегтя. Причем не слишком маленькая. Что оставляет не слишком хорошее впечатление так это какая-то… зацикленность, назовем это так, автора на всех этих методиках. Основная идея, которую я прочел между строк – «Если хотите, можете экспериментировать со всеми этими вещами, делать так, как вам хочется, но тогда забудьте об успехе. Только следуя этим правилам, вы чего-нибудь достигните». Вероятно, это все так и есть – все уже придумано до нас и это действительно работает (скачать бесплатно, без смс и регистрации), но как-то это… не знаю, кажется слишком уж упрощенным. Да и чем дольше читаешь, тем сложнее отделаться от того, что эти мысли нам навязывают – очень уж часто её повторяют на разных уровнях и в разнообразных формулировках.

На мой взгляд, слепое следование этим правилам ведет к тому, что у нас вокруг целая куча похожих по динамике фильмов, в которых напряжение двигается по одному и тому же маршруту. В Американском кинематографе по слухам (и вероятно по фактам), есть целый ряд требований к сценариям – на такой-то минуте должно произойти то-то, столько времени мы должны знакомиться с героем, и так далее. Вверх, вниз, вверх, вниз – привычный уже маршрут при просмотре. Это же скучно. Но, не буду отступать от обзора книги.

Все-таки, как говаривал один знаменитый художник: «Сначала выучись рисовать и писать красками, как старые мастера, а затем можешь делать что хочешь», или проще: «Чтобы нарушать правила, их нужно знать». И в этом качестве эта книга подходит очень и очень хорошо. Вполне легко конспектируется, все разложено по полочкам и главам – как работать с персонажем, как вживанию в роль помогает придумывание истории его жизни. Так далее и тому подобное. Даже те, кто далек от кино, все равно сможет найти для себя в этой книге что-нибудь интересное. Ведь подобные приемы для работы с персонажами, сюжетом и динамикой можно использовать в различных «совместных» дисциплинах – в играх, книгах, комиксах и подобных вещах.

Поэтому рекомендую эту книгу всем тем, кто интересуется кинематографом… о, кстати, вот еще одна проблема в этой книге – в ней есть спойлеры. Так что если вы готовитесь к просмотру фильмов из «Золотого фонда кинематографа», которые случайно или намеренно упустили, лучше воздержаться от прочтения, чтобы не испортить себе впечатления. А то, к примеру «Пролетая над гнездом кукушки» здесь достаточно подробно разобран, и концовка уже не станет для вас сюрпризом.

Одним словом – книга стоящая, отличная, но не без недостатков. Впрочем, подобных книг на русском не так уж и много, а на безрыбье…

Кино между адом и раем
2 5
А если мы вспомним Пушкина – «Поэзия должна быть, прости Господи, немного глуповата» – и умнейшего Бернарда Шоу – «Слова смущают? Слушайте музыку», – вам становится понятно, почему мы имеем право с доброжелательным презрением смотреть на ироничных головастиков с тощим тельцем недоразвитых эмоций. Они уверяют нас, что их занудные повествования несут какую-то многозначительную тайну.
Врут. Шифруют пустоты безжизненных пещер. Поэты драмы – те, кто делает увлекательные боевики, триллеры и сериалы мыльных опер. Это кажется мусором, но именно из этого будущее соберет симультанную картину памяти о нашем времени. А невротики, источающие скуку, не имеют шанса. То, что лишено энергии сегодня, лишено ее навсегда.


На этом месте нервы мои не выдержали. Не дочитал, бросил. Потому что, прежде чем писать такие книги, мало быть режиссером. Суетливая энергичность, бравада и безаппеляционность - хорошие качества для политика с диктаторским замашками, но не для педагога.

Кино между адом и раем
5 5
Зрители приходят к вам холодные, как собачий нос, и равнодушные, как нож правосудия. Они садятся рядами в темном помещении. За полтора часа вы должны довести их всех до волнения и счастливых слез катарсиса. Как минимум они должны забыть обо всем, кроме того, что вы показываете.


Отлично написанная и остроумная книга, которая открыла мне глаза на множество тонкостей и тайных знаний киноискусства. Сложные моменты описаны простым языком и разобраны на интересных жизненных примерах, а еще в книге содержится много баек из жизни самого автора и его друзей. Местами будет смешно, местами - пронзительно до слез, а местами захочется хлопнуть себя по лбу со словами: "И как только я не замечал вот этого приема в моем любимом фильме?!"

Кино между адом и раем
4 5

Тому, кто прочтет книгу Митты, можно уже никогда в жизни не краснеть в приличном обществе оттого, что он не удосужился ознакомиться с «Поэтикой» Аристотеля. Потому что по сути дела «Кино между адом и раем» - это пересказ философского труда великого грека. Пересказ, конечно, вольный, с множеством вкраплений анекдотов, автобиографических эпизодов, воспоминаний, но тем не менее пересказ.
Впрочем, из-за этого книга не становится ни более скучной, ни менее личной. В ней так много разных увлекательных историй, описаний киносъемок, диалогов с друзьями, фрагментов из фильмов, что огромная теоретическая часть совершенно не воспринимается как назидание или инструкция. Наоборот, читать разборы Миттой чужих фильмов безумно интересно - сразу видно, что он смотрит их как режиссер, а не только как простой зритель.
Изложенные им же самим правила привлечения и удержания внимания он соблюдает идеально, постоянно перемещаясь: из одного времени в другое, из Америки в Россию, от Шекспира к Шварцнегеру. Он интригует, наращивает напряжение и вдруг обрушивает на читателя какую-то уж совершенно неожиданную информацию.
И хотя его книга никогда не станет такой же бомбой, как фильм «Экипаж» с первой в советском кино откровенной постельной сценой, в ней хватает откровений и конфликтов, надо только внимательно присмотреться и увидеть за словами (которые, цитата: «как правило, обманывают и прячут истинные намерения») скрытый смысл.

Кино между адом и раем
4 5

Книга о кино от известного режиссера. Не лекции, не учебник, а скорее разговор с глазу на глаз (как сказали бы в советское время - "книга для самого широкого круга читателя"), так что я чувствовала себя собеседником автора. Написано просто, без литературных изысков, хотя некоторые образы прямо-таки въедаются в память (что-то вроде "зритель приходит к нам холодный, как собачий нос, и нужно его отогреть").
Митта не злоупотребляет профессиональной лексикой и постоянно приводит примеры: из "Крестного отца", "Пролетая над гнездом кукушки", "Беглеца" с Фордом, своего "Экипажа"... Так что киваешь и уже анализируешь те фильмы/сериалы, что зацепили саму. "Давайте информацию небольшими порциями, чтобы зритель всегда хотел добавки, постоянно удивляйте", - говорит М., и вспоминается "Мир дикого Запада". "Ведите зрителя к катарсису" - в голову приходит "Ученик". М. говорит о масках героев - и снова думаю о "Ученике", с его героем-лжеправедником. Кое-что из описанного интуитивно понятно - и это только работает на книгу: М. эти неосознанные мысли четко формулирует.
В общем, книга интересная, побуждающая анализировать то, что смотришь, и поглядывать дальше в сторону киноведческой литературы.

Кино между адом и раем
4 5

Шекспир, Чехов и Я

Эта книга не является открывающей читателям истину кинематографа. Она - русский ремейк книги Роберта Макки "История на миллион долларов", которую Митта или читал или же попросту присутствовал на семинаре автора. История с перевернувшимся автобусом и двумя разноплановыми персонажами в этой ситации - явный слямз книги/семинара Макки.
Но.
НО!
Автор все же знает, о чем говорит, и говорит заслуженно! "Гори, гори, моя звезда", "Сказка Странствий", "Экипаж" и другие фильмы снял именно он!
Это, так сказать, адаптированная версия книги Макки для русского сценариста.
Друзья, верьте, даже ТАК снимать надо еще научиться!
Невзирая на некоторую грубость языка и исследования литературы, как примеров сценарной работы, эта книга достойна прочтения, как для общего представления о кинематографе (Митта даже слегка задевает работу актеров в кино и театре), так и начинающим сценаристам.
Единственно, хочется предостеречь читателя от моей ошибки - сначала читайте Митту, а потом Макки!
Не делайте, как я. В моем случае можно разочароваться от смены высокого градуса на более низкий и, получив обязательный информационно-похмельный треск, бросить книгу Александра Митты.
Эти две книги дополняют друг друга для российского читателя, они учат нас быть требовательными к киноискусству, кем бы мы ни были - зрителями, сценаристами, режиссерами или этими, как их там, критиками!

Здесь критик воскликнет:
"Тут все в черном свете!
Ведь есть у тузов и молодцы сыновья!"
Дружок, я все знаю! Я сам, брат, из этих,
Но в песне не понял ты, увы,... ничего...
Кино между адом и раем
2 5

Кино для чайников

Кино - это не литература. Впринципе этим предложением можно выразить идею книги. Автор понимает кино как продолжение театра и на этом основании отказывает ему многом. Он фактически создаёт собственное прокрустово ложе, по которому: обязательно должен быть герой и антигерой, обязательно должны быть три акта (каждый из которых в свою очередь разделяется на три акта), диалоги должны быть минимизированы и т.д. В помошники себе он постоянно призывает Шекспира, Чехова и Гоголя.
У меня создалось впечатдение, что зрители для господина Митты - это такие не заморачивающиеся мещане, для которых фильм - нечто среднее между сплетнями в курилке и детективом в мягкой обложке, а само кино - это некая физиологическая потребность, оставшаяся с первобытных времён. Мне же хочется думать, что это прежде всего Искусство, которому не чужды эксперементы, полёт фантазии и видение Автора.
Я не видел фильмов Митты, но его завуалированные намёки на собственную классность, чрезмерное почитание американской киношколы, вкупе с советами о том, как нужно придумывать историю, сложили совершеннно определённое мнение.
В очередной раз убеждаюсь в практической бесполезности такого рода книг и единственный принцип, который из них можно вынести - это:
Чтобы написать хороший сценарий и снять хорошее кино, нужно просто смотреть много разных фильмов.

Кино между адом и раем
4 5

Большая часть книги - вольный и очень неплохой пересказ знаменитого учебника для сценаристов американца Роберта Макки "История на миллион долларов". Даже большинство фильмов-примеров взяты оттуда. А оба они - чего и не скрывают - подробно излагают принципы, изложенные еще Аристотелем в "Поэтике".
Но так как Митте все-таки есть что вспомнить - он на самом деле и кино снимает, и сценарии пишет - доверия и симпатии как автор он вызывает больше, чем американский гуру, который только учит. Утомляют только бесконечные повторы, когда одних и тех же "Ромео и Джульеттту" треплют и полощут раз пятнадцать. А потом "Вишневый сад". И снова Джульетта. И опять Раневская. Спасибо, мы уже поняли!!!
Наверное, когда это лекции, которые читаются с промежутками во времени, это и ничего, но когда читаешь разом, то укачивает неимоверно, чуть не бросила. Но! Учебники не бросают, добила :)

Кино между адом и раем
4 5

Бывают лекторы, которые рассказывают материал строго по форме – без отступлений, и вы получите именно столько информации, сколько предполагает данный курс. Не больше. Александр Наумович Митта, кажется, другого склада. По крайней мере, это видно по его книге «Кино между адом и раем», учебнику для сценаристов и просто любопытных. После него вы не сможете смотреть на кино прежними глазами – уверяет Митта и подтверждаю я.
Но все же назвать это учебником язык не берется. Это больше похоже на вольное отступление от основного материала и блуждание около – поэтому если вы хотите получить базу, в эту книгу лучше заглянуть потом. Я не увидела здесь как таковой четкой структуры. Конечно, есть главы, и внутри они еще поделены заголовками. Но Митта объясняет так, как будто рассказывает большой аудитории давно известную историю – только в этот раз она сдобрена большим количеством примеров из его личного опыта и частыми повторами, которые вскоре начинают казаться ненужными лирическими отступлениями. Наверное, в бумажной книге это выглядит не так явно – как я понимаю, текст перемежается иллюстрациями самого Митты: карикатурными человечками, которые изображают то сценариста, то его персонажа.
Поэтому любители четкой структуры – пропустите эту книгу. А если хотите что-то вроде профессиональных мемуаров – вперед.

Но я эту книгу так до конца не осилила. Повторение одного и того же, иногда теми же словами, изрядно надоедает. Тем более, книга ориентирована больше на сценаристов, чем на писателей. К примеру, Митта неоднократно, долго и подробно разжевывая какой-то феномен, в конце вдруг заявляет – но писатели так могут сделать, они вольны в своей форме – прозе! И ты начинаешь думать, что тебе просто морочили голову – потому как ни с его лекцией, ни с этим утверждением уже не можешь согласиться до конца.