Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация, размер 215x150x11 мм

В книге «Компетентность в современном обществе» проводится мысль, что для того, чтобы люди могли эффективно реализовать себя в повседневной жизни, в процессе учебы и на работе, они должны выработать новое понимание роли руководителя и исполнителя, роли правительственной бюрократии и роли гражданина. В связи с этим люди остро нуждаются в развитии таких личностных качеств, которыми пренебрегала до сих пор система образования, а именно в способности к руководству, инициативности, стремлении к новому, свободе выбора и умении работать совместно с другими людьми. Вопросам оценки, воспитания и применения этих «компетент-ностей» и посвящена данная книга. Эта книга будет интересна для управленцев всех уровней, учителей и психодиагностов, а также тех, кто занимается обучением всех этих категорий профессионалов. Кроме того, много интересного почерпнут в ней специалисты по персоналу, развитию организации, а также политики, администраторы и все, кого волнует будущее экономическое и социальное благосостояние общества.

Автор
Издательство Когито-Центр
Язык русский
Год 2002
ISBN 5-89353-052-7
Переплёт твердый переплет
Количество страниц 396
Штрихкод 9785893530520
Страна-производитель Россия
Размер 215x150x11 мм
Длина 215мм
Ширина 150мм
Высота 11мм
Объём 1
Количество томов 1
Формат 60x90/16 (145x215 мм)
594
В других магазинах:
История цены:
Средний отзыв:
4
* * * * *
Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация
4 5
* * * * *

Интересная и неожиданно актуальная книга (хотя и изданная в России 12 лет назад).

Джон Равен известен любому более-менее образованному психологу)) как специалист по невербальному интеллекту, и автор столь любимого ещё в Советском Союзе "теста прогрессивных матриц Равена", направленного на выявление этого самого интеллекта.

Но эта книга - нечто гораздо более интересное! Автор начинает её с описания т.н. "британской болезни" - крайней пассивности граждан GB в ЛЮБЫХ вопросах, связанных с улучшением своего существования в обществе. Понимаю, что словосочетание "гражданское общество" вызывает в России неоднозначную реакцию, и что существует довольно много противников "гражданского общества".

Гражданское общество предполагает максимальный активизм со стороны обычных граждан, их вовлеченность в решение различных вопросов по обустройству жизни как государства в целом, так и отдельных социальных институтов, или отдельных проблем на уровне локальных сообществ. Это жизненный подход не по принципу: "А что государство должно для нас сделать?", это переход к активной жизненной позиции: "Как мы сами можем изменить жизнь к лучшему? Как мы можем влиять на государство / соц.институты?".

Т.н. "британская болезнь" середины 90-х оооочень напоминает сегодняшнюю "российскую болезнь". Большая часть населения у нас продолжает жить мечтами о сильном патерналистическом (а лучше - социалистическом) государстве, которое, как "большой папа" придёт, и решит за них все накопившиеся в обществе проблемы.

В книге Равена есть две блестящие (на мой взгляд) главы, посвященные традиционным системам гос.управления и образования. Там Равен очень убедительно показывает и доказывает, что в 21 веке (с его информационным взрывом, с гиперсистемностью, с лавинообразностью изменений и т.п.) традиционные методы классического (патерналистического по своей сути) менеджмента не работают.

Мне довелось поработать и в системе образования, и обучать чиновников в том числе. Под каждой строчкой Равена готов подписаться))), а первое, что захотелось - обязать наших чиновников читать отдельные главы из этой книги! Чтобы навеки отучились от "ручного управления", и учились искать системные решения, вовлекая в сотрудничество даже наших инертных и недоверчивых граждан (которые, оказывается, не сильно-то отличаются от англичан в этих вопросах)))).

Критикуя систему образования, Равен закономерно приходит к выводу, что обществу нужны лидеры (и руководители) нового типа. Причем речь идёт о массовом лидерстве; об обучении и воспитании социально-активных граждан "нового типа". И тут перебрасывается мостик к понятию "компетентность": "Какими должны быть эти самые граждане нового типа? Какими качествами они должны обладать? Что именно в них нужно воспитывать / развивать?".

Любопытен сам подход Равена к понятию "компетентность". Компетентность = набор способностей и навыков, т.е. компетенций + мотивация, т.е. значимые для человека цели и ценности, готовность совершать действия по их достижению + социальный контекст, т.е. цели и ценности должны разделяться единомышленниками, а компетенции должны поддерживаться на более высоком системном уровне в обществе (через создание соответствующих орг.структур, процессов, практик, технологий, механизмов и т.п.). Если хотя бы один из компонентов этой триады отсутствует - никакую компетентность развить невозможно...

На мой взгляд, самое ценное в этой книге: а) список (с пояснениями) 37 компетенций "лидеров нового типа". Думаю, что развитие этих компетенций будет крайне полезно не только для гражданских активистов))), но и для любого человека, заинтересованного в своем саморазвитии; б) идеи о том, как можно повышать уровень компетентности сотрудников в отдельно взятой организации.

Автор - исследователь-практик. Вся книга написана по результатам применения т.н. "Эдинбургского опросника" (с довольно подробным описанием в книге полученных в исследовании результатов). Опросник как раз и оценивает отдельные компоненты компетентности (компетенции, мотивация, системные условия), а также связи между ними.

Резюме: книгу я бы рекомендовал читать в первую очередь не психологам и не HR-ам, а руководителям. Чтобы понимать, в какую сторону развиваться самим, и какие сотрудники (компетентные в чём?) на самом деле вам нужны.

Но книга очень хороша: прочищает мозги в плане понимания, "что есть управление в современном мире", и даёт конкретные идеи, в какую сторону развиваться.

Из небольших минусов: 1) некоторые главы читаются тяжеловато, написаны очень наукообразно; 2) много повторов; 3) выражаясь научным языком, не хватает формирующего эксперимента.

Поясню. Автор предлагает своё понимание "компетентности", основанное на разведывательном исследовании с помощью "Эдинбургского опросника". После этого автор предлагает методы, с помощью которых компетентность можно развивать, и даже мельком описывает опыт развития компетентности в нескольких организациях. Но это очень поверхностное описание в стиле "пробуем, результаты вроде неплохие"))). Научный подход: возьми свой "Эдинбургский опросник", оцени результаты "до"; потом проведи программу по развитию компетентности; потом оцени результаты "после" с помощью опросника... Вот и будет научное доказательство, что подход работает! Но в книге такого формирующего эксперимента нет(((.