Когда спящий проснется, размер 206x134x20 мм

Одна из первых во всемирной литературе антиутопий гениального Герберта Уэллса, талант которого одинаково легко позволял смотреть и сквозь века и в души людей. Однажды вы заснете. Заснете неожиданно и на безумно долгий срок. Сон без снов. Сон без разума. А когда откроете глаза, окажетесь городе будущего, в городе, где все принадлежит вам, где вы стали иконой. Новый мир, новые технологии, новые люди, но...
Автор Уэллс Г.
Издательство АСТ
Серия Зарубежная классика
Язык русский
Год выпуска 2011
ISBN 978-5-17-071590-9
Переплёт твердый
Количество страниц 320 стр.
Размер 206x134x20 мм
143
Магазин »
Нет в наличии
с 10 сентября 2017
История изменения цены:
Средний отзыв:
3.7
Когда спящий проснется
3 5

Удивительным человеком всё-таки был Уэллс. Он однозначно жил не в то время. Или обладал некими экстрасенсорными способностями предвидения. Столько всего отлично известного современному человеку описал, столько нафантазировал, викторианцы скорее всего только и успевали у виска пальцем крутить, выражая своё мнение... При чём его прозорливость касалась не только достижений науки и техники, но и социального мироустройства. В данной книге, например, пышным цветом распустилась олигархическая модель общества - я будто за окно посмотрела!

Но это так, восхваления личности, не произведения. У романа существенный минус (как во многих других известных мне у Уэллса) - гениальная и увлекательная идея начинается интригующим фонтаном брызг, потом как-то стихает, а в самом финале еле-еле булькает. Не дать ни взять бутылка шампанского, которую потрясли. В конце и на глоточек удовольствия не остаётся.

И дело даже не в неправдоподобности двухсотлетнего кататонического состояния, не в мгновенной реабилитации после выхода из него, на это всё легко закрыть глаза - фантастика же. Дело в беспросветной тупости ГГ. Он реально все мозги отлежал за время комы. И этот финал... Да уж, однозначно "Война миров" со своим гриппом и то не смогла довести меня до гомерического хохота.

Почему же тогда не два балла? Да потому что вот она - отличная идея для современного "ремейка". Авторы нынче любят мусолить избитые темы, а тут вроде не на столько типичная канва, только проработка доисторическая. Но для викторианского общества вполне себе прогрессивная идея.

Когда спящий проснется
4 5

Наверно самой впечатлившей меня книгой у Уэллса так и останется "Машина времени". И хотя "Когда спящий проснется" не показалось мне столь же гармоничным произведением, в нем есть пару моментов, которые мне хочется отметить особо.
Первое, все же это не типичная антиутопия: общество будущего сформировалось не под влиянием унифицирования и оптимизации всего на свете, не под влиянием стремления к идеалам, а под влиянием распределения денежных потоков. Т.е. оно изначально не претендует на достижение всеобщей социальной справедливости. И прошлое в некотором смысле оказывается гуманнее будущего.
Другой значимый для меня момент, это то, что само повествование построено в некотором смысле по принципу кошмарного сна (таким образом добавляя дополнительную объемность названию): все что происходит для главного героя непонятно, нелепо и жутковато, а в самый отчаянный момент как будто бы просыпаешься и не понимаешь где реальность, а где сон (во всяком случае это мое личное восприятие конца книги).
И еще мое маленькое бессмысленное наблюдение. Уэллс написал "Спящего" в 1910 году (и это уже не первый вариант, расширенный, судя по общедоступной информации, а так еще и раньше написал). Мавзолей Ленина соорудили в 1924... Открытый доступ для простых людей, чтобы посмотреть на правителя "половины земного шара"... Вот это совпадение! Кхм, главное, чтоб наш не проснулся;)

Когда спящий проснется
1 5

Скучно. Очень скучно. Есть мини эпизоды, которые вызывают интерес, но они как три изюмки в чёрством хлебушке, какие-то не сочные и вообще...

Я люблю Уэллса, правда. Но такой Уэллс, заставляющий спать и откладывать-откладывать-откладывать свой текст, мне не по душе.

Сюжет хорош в теории, но воплощён худо-бедно-пресно. Один человек при странном стечении обстоятельств вдруг взял и заснул. Притом не на одну ночь, а на долгие годы.

Он был так себе, незначительной личностью и связался с легкомысленной женщиной, бедняга. А потом впал в летаргию.

Никто и не думал, что он проснётся, поэтому двое бездетных людей... завещали ему свои громадные состояния. При Соне был установлен Опекунский совет, состоящий из 12 дельцов, которые старались увеличить его и их состояние и получить побольше власти. Деньги правят миром, и вот миром стали править божественно богатые Опекуны.

Этот захват всего мира проводился так ловко, что, прежде чем большинство людей заметило надвигающуюся на них тиранию, она была уже совершившимся фактом.

А божество в это время возлежало в музее, и все ходили на него любоваться, прямо как на дедушку Ленина. Но через 203 года наш Спящий вдруг просыпается и начинается... самая скука.

Так в чём идея-то? Уэллс призывает человека 19го столетия одуматься и начать жить правильным образом, иначе через 200 лет мы получим вот такой вот кавардак:

...при содействии подкупленных изобретателей и беспринципных дельцов, воцарилась тирания — сперва тирания воинствующей плутократии, а потом одного верховного плутократа.

Ну и всё. Автор по сути ведёт диалог с представителем 19го, повторюсь, века. Но мы-то с вами из века 21го. И проблемы у нас слегка иные. В этом главная скука книги. Она устарела, безнадёжно устарела. Она интересна была бы нашим пра-пра, но нам - нет.

Хотя кое-что близкое и можно тут найти.

Выборы сделались простой формальностью, торжественной комедией, разыгрывавшейся раз в семь лет, простым пережитком древности. Собиравшийся время от времени парламент представлял собою такое же утратившее всякое значение собрание, каким был церковный собор во времена Виктории, а лишенный трона, слабоумный, спившийся король Англии кривлялся на сцене второразрядного мюзик-холла.

Проснувшийся смотрит на новую жизнь и ужасается ею, а читатель, не тот, на которого ориентирована была книга, не современник автора, но потомок потомков, делает дикий фейспалм и в свою очередь ужасается заезженным идеалам и отсталым вображением писателя.

...Все это хорошо, но у нас был идеал самоотверженной женщины, скромной и молчаливой, домашней хозяйки, женщины-матери. У нас была любовь к матери, переходившая в обожание…
Он остановился, потом повторил:
— Да, своего рода обожание…
— Идеалы меняются, — заметил Асано, — по мере того, как возникают новые потребности.

Битвы скучны, описания городов скучны, любовная линия скучна. Слегка интересны только диалоги. И даже экшн, клянусь статуей Сони, нереально скучен.

Отложу Уэллса на неопределённое время. От него, да и вообще от нф стоит отдохнуть.

Когда спящий проснется
3 5

То же размеренное повествование, что и везде у Уэллса, в этом произведении даже чуть более затянуто, чем обычно, потому что автор очень стремится описать весь этот новый мир спустя 200 лет, причем как можно более подробно, с разных точек зрения, затрагивая и жизнь простого народа, и религию, и элиту, и маргинальные слои, и экономику - все, до чего может дотянуться.
По сути, конечно, мир он видит не новым, а все тем же и стремится показать нам всю бездушность и бесчеловечность прежде всего своего времени, которые, как его пессимистичный взгляд предполагал, должны были разрастись за 200 лет к моменту пробуждения спящего до таких вот размеров. Читать это сложно и для меня не очень интересно, тем более, что описано все как-то уж слишком прямолинейно и назидательно. Единственное что порадовало - концовка. На фоне этого растянутого повествования, очень быстрая, и потому очень жизненная. Именно в этот момент, когда Грэхем умер, он для меня ожил.

Когда спящий проснется
3 5

За эту книгу взялась только потому, что в процессе перевода монографии по истории фантастики наткнулась на странный тезис автора, будто это одна из первых утопий. В общем, к чтению меня подтолкнуло исключительно желание опровергнуть эту ересь аргументированно.
Несмотря на увлечение фантастикой, Уэллс каким-то образом прошел мимо меня. И, к сожаление, первое знакомство прошло не самым удачным образом. Было очень, очень скучно. Микродозами читала с июля до января.
Если коротко о том, почему не-не-не:
а) затянутые, громоздкие и подчас тяжело визуализируемые описания,
б) плоские герои-функции,
в) двугорбая композиция, в которой первая - ложная - кульминация случается СТРЕМИТЕЛЬНО, а вторая, которая настоящая, - ЕЩЕ СТРЕМИТЕЛЬНЕЕ,
г) ощущение жуткого ВТФ от финала, в котором, кажется, автор уже сам не знал, что делать с Грэхемом и всей ситуацией, превратившейся в гордиев узел, потому - так, как есть.
На самом деле, странно это признавать, но самой приятной оказалась вступительная часть, где викторианский художник наталкивается на Грэхема-страдальца. Там неспешный тон повествования органично подходит происходящему. А дальше, уже в хронотопе будущего, как раз мог бы получиться интересный диссонанс между такой нарративной манерой и стремительным ходом событий - но почему-то получилась какая-то тоскливая тоска. Политические терки предсказуемы и примитивны, страдания народных масс схематичны и поданы так скупо, что как-то даже не убеждают посочувствовать. В целом особенность этой книги как раз и заключается в том, что автор бесконечно рассказывает о том, как все устроено, а показывает в действии крайне мало.
Расовые предрассудки, которые автор оставляет будущему, с точки зрения настоящего смотрятся дичью - пожалуй, даже со скидкой на время написания романа.
Единственный момент, который вызвал во мне как в читателе положительный резонанс, - это рассуждение повествователя о том, что, мол, викторианский Грэхем резко осудил эротику в спектакле, ханжески предпочитая забыть о том, что в современных ему постановках тот же момент нес тот же эротический подтекст, просто в более завуалированной форме.
Словом, несмотря на то, что смелость фантазий Уэллса достойна восхищения, как собственно литературное произведение роман, на мой скромный вкус, немножко убог.

Когда спящий проснется
1 5

Идея книги - мне очень по душе! Читая первые страницы не могла оторваться, было безумно интересно окунуться в мир будущего, узнать какое оно, почувствовать себя его жителем. Но увы, мне как человеку любящему детали, их не хватило. Возможно через какое-то время перечитаю, мнение ведь может измениться.

Когда спящий проснется
4 5

Читал, и все оглядывался на то, что автор жил в конце 19 века, как и герой романа, и попавший в наш, 21(22) век.
Ведь действительно много изменилось с того времени, технологии, моральные устои..
да и правление у нас идет в том же направлении - возьмите хотя бы обучение: упрощенные схемы образования, ввод тетрадей к учебнику - где все написано, а тебе буквы подставляй да галочки ставь у верного ответа, экзамен - тоже галочки, и прочее, как мне кажется, упрощения.
Индустрия развлечений - куча способов отдохнуть, помои льющиеся рекой в уши и глаза из телевизора - лишь бы ты не думал, а "отдыхал" мозгами. Вот тебе и формирование людей в синих одеждах.

И правление во многих сферах в руках приближенных и друзей к человеку управляющему страной - у одной партии, Белый Совет. ...хм...у нас правящая партия тоже из двух слов...
А Спящий, тот кто на всеобщем обозрении 200 лет,тот, что за народ, за рабочих - может Ленин?