Госпожа Бовари

"Госпожа Бовари" (1857) - первый опубликованный роман выдающегося французского писателя Гюстава Флобера (1821-1880). В этом великом творении литературы, считающимся поворотным пунктом в развитии современного романа, Флобер пытается разрешить извечный конфликт между иллюзией и реальностью. В книге представлен неадаптированный текст на языке оригинала.

Автор
Издательство Каро
Редактор Шабалова Е.Г.
Серия Чтение в оригинале
Язык fra
Год 2015
ISBN 978-5-9925-0497-2
Тираж 1500 экз.
Переплёт мягкая обложка
Количество страниц 448
Страна-производитель Россия
Длина 120мм
Ширина 165мм
Высота 23мм
Объём 1
Оригинальное название Madame Bovary
Количество томов 1
Формат 70x100/32 (120x165 мм)
208
Нет в наличии
с 31 июля 2021
В других магазинах:
История цены:
Средний отзыв:
3.8
* * * * *
Госпожа Бовари
4 5
* * * * *

1. Начитайтесь женских романов
2. Вообразите себя принцессой
3. Принимайте окружающую обстановку исключительно враждебно.
4. Всегда поддавайтесь переменам своего настроения
5. Ни в коем случае не пытайтесь занять себя полезным делом. Просто сидите и размышляйте о том, как вы несчастны.
6. Отвергайте любые попытки ближних окружить вас любовью и помочь вам – эти люди вас недостойны, и вообще они все специально раздражают вас своим существованием.
7. Не позволяйте воздушным замкам рассеяться. Вы еще можете обрести королевство!
8. Сорите деньгами, даже если их нет. Вы принцесса, вам все можно.
9. Ни при каких обстоятельствах не задумывайтесь о будущем.
10. Когда вас все кинут (а это произойдет), сделайте из себя мученицу, раз уж роль принцессы не особо удалась.

На самом деле, я отдаю себе отчет в том, что книга об очень несчастном человеке. Глупом, жалком – но несчастном. Читая роман, я не раз вздохнула по тому поводу, что во времена Эммы Бовари нельзя было решить свои проблемы несколькими визитами к психотерапевту. Ну или, хотя бы, почитав пару-другую книжек по самосовершенствованию. Ей это было нужно как воздух. Но, увы, не нашлось человека, понявшего проблему и способного объяснить девушке, что жизнь – это жизнь, а не рыцарский роман.

Проблема Эммы исключительно в том, что она не пожелала любить то, что у нее есть, а постоянно искала чего-то эфемерного, якобы ей недостающего, хотя то, чего ей хотелось, все время таилось в ней – как и в любом другом человеке. Разум бедняжки замутила пышность бала, так близкого к тому, что описывают в романах, и Эмма сознательно выбрала самый распространенный сюжет – стать несчастной, вместо того, чтобы сделать себя счастливой. Все для этого было: муж, готовый горы свернуть, средства, милая дочурка. Не любишь мужа – что ж, бывает. Госпожа Бовари-старшая дала дельный совет: делом займись, и не будет у тебя страданий. Но нет, такая роль не для Эммы, Эмма твердо решила быть несчастной принцессой. А когда поняла, что замка ей не светит, обратилась к более приземленным приключениям: завести любовника, да почему бы и нет, хоть какое-то разнообразие, какая-то видимость любви.

Флобер, конечно, замечательно описал терзания Эммы и ее трагедию, но лично у меня к таким персонажам сочувствия отродясь не было – они сами делают себя несчастными, и чтобы им помочь, достаточно одеть их в робу и отправить пахать на ближайшее поле, спать под открытым небом, есть по минимуму. Вернется через пару недель и будет рыдать от счастья, что у нее есть крыша над головой, добрый муж, ребенок и простор для тонкой деятельности. В общем, все ее проблемы от праздности и тумана в голове. Даже если нелюбовь к окружающим и особенно близким приобретает жесткие формы – бывает, – есть куда более верные способы поправить дело, чем те, что выбрала Эмма (ходить по мужикам и плакать на диване). Больно от того, что из-за такой вот цацы опустилось на дно вполне многообещающее семейство. Жалко Шарля, жалко бедняжку Берту.

Роман стал для меня напоминанием о том, что некоторым людям просто необходим тычок со стороны, чтобы прийти в себя и вовремя выйти на верную дорогу, однако – проблема! – такие люди ваш тычок проигнорируют с вероятностью в 99,9 процента. С другой стороны, ее полезно почитать в период зарождающейся депрессии от нехватки чего-то такого, чтобы от страха стать Эммой сразу прийти в себя. Ну и, конечно, красиво написана книга, что, впрочем, вполне обыкновенно для французов.

Госпожа Бовари
5 5
* * * * *

Книг о нелегкой женской судьбе в предыдущие века полным полно. Все они довольно скучны в моем представлении. Всегда хочется побольше разложения нравов с легкой ноткой душевной расчлененки. Что ж, я ее получила у Флобера внезапно. Книгу добавила в список на чтение так давно, что раза три уже успела перечитать все остальное, а до нее так и не добралась. После "Леди Макбет Мценского уезда" решила прочитать эту, ведь тема очень перекликается. Французская википедия довольно-таки по-снобски в описании Макбет Лескова больше сообщает о Флобере, чем о Лескове или Макбет. Почему бы в рецензии на "Госпожу Бовари" не поговорить о Лескове?

Меня заносит слегка. Книга очень понравилась и не знаю, как и приступить. Жил-был мужчина, которому ничего от жизни не нужно было. Не было у него ни целей, ни желаний, ни какой-то страсти в жизни. Жил он по чужому велению, в меру серо, в меру спокойно. После чего он женился во второй раз. Жила-была девушка, грезившая о большой любви, мятущихся страстях и пылких объятиях. Пожив с вышеупомянутым мужем, она возжелала страсти сильнее, чем спокойное обожание муженька-доктора, который вечно доставал своим обожанием, а еще и чавкал за обедом. И женщина пускается во все тяжкие. Как говорится, если сердце готово для любви, а голова забита воздушными замками, то ее ничто не остановит.

Эмма Бовари с головой уходит в страсть, довольно разрушающую и иступляющую, доводящую ее до края каждый раз. Мужчин она выбирает из тех, что попадаются под руку, хотя сама жаждет виконтов. Как можно догадаться, встречаются на ее пути особи крайне ненадежные, тянущие ее за подол к бездне. При этом, что интересно, Флобер не доходит до убийства мужа или чего-нибудь такого. Живут они себе дальше, а жена печется о том, что скажет муж или другие. И любит она только себя, собой живет.

С первой прочитанной страницы я получила обещание, что грядет что-то очень качественное и восхитительное. И это действительно так. История, написанная Флобером, очень психологически выверенная, как мне кажется. Мотивировка героев, их образы и поступки очень гладки, каждый элемент - на своем месте. При этом у самой истории множество слоев, которые могут зацепить - мещанское общество, любовные страсти, неумолимое конспектирование существующих нравов.

Однако "Госпожа Бовари" не была бы хороша, если бы Флобер сильно расставил акценты. С самого начала читается легко его насмешка, снисходительное отношение к глупой Эмме, нафантазировавшей себе с три короба. Только все не так просто и однозначно. Флобер сплел прекрасную сеть, в которой мушка Эмма запуталась и закончила так, как закончила. Напряженный конец, но довольно предсказуемый. Однако мне понравилось, что на этом книга не заканчивается.

Не думаю, что в романе есть хотя бы один положительный персонаж - все с червоточинкой или абсолютно пустые люди. Некому сочувствовать или симпатизировать. Эмму оправдывать не хотелось, как и Шарля тоже. Прекрасные в своем упадке образы, как раз то, что я и люблю.

И остался на этом пепелище из чувств один маленький ребенок, который оказался никому не нужен. И кто-то получил орден.

Госпожа Бовари
5 5
* * * * *

Восхитительно и тонко, так что даже не знаю, с чего начать. Пожалуй, с того, что работа над романом действительно чувствуется. Не зря Флобер сидел по несколько дней над страницей, не зря подбирал слова для каждой строчки, не зря пять лет корпел над деталями. Вышло настолько тонко и изящно, что на первый взгляд роман даже может показаться простым. Но он из тех произведений, которые надо перечитывать в разные свои годы, чтобы в полной мере прочувствовать.

Про сатиру на мещанское общество я даже не буду говорить. Да, она есть, и к концу всё заметнее и заметнее. Но дело даже не в мещанстве, а в том, что люди находятся не на своём месте. Положительных героев в романе нет, хотя я могу понять, почему некоторым нравится Шарль Бовари. Однако он, тем не менее, является классическим примером вреда просвещения по Руссо. За каким-то макаром ему решили привить профессию, к которой нужно призвание, даже особое вдохновение... Он же получил эту профессию с отупляющей покорностью чернорабочего. Таскать кирпичи? Хорошо. Копать картошку? Хорошо. Людей лечить? И это сойдёт. В его книжном шкафу стоит медицинская энциклопедия, потрёпанная многими владельцами... Но так и не разрезанная. Это бич того времени — человек явно не на своём месте, но в отличие от других он даже дискомфорта не чувствует. Зато это несоответствие остро прочувствовала Эмма. В кого она влюбилась? В того романтического человека, который с горящими глазами должен лечить людей. Да, этого человек существовал только в её воображении, и сама курица, как говорится. Несоответствие Шарля она воспринимает не умом, а на каком-то другом уровне, и выражает его специфически. Смешно смотреть, как она упрекает в совсем других вещах: нечуткости, например. Он, как раз, очень чуткий к ней. Возможно, он даже идеально бы подошёл ей в мужья, будь он не врачом, а каким-нибудь пейзанином. Но обманутые ожидания застилают Эмме глаза пеленой идиотизма.

Про Эммушку тут и говорить не стоит. Эх, не в то время она родилась... Вот, допустим, была бы она лет на сто пораньше, когда женщины не вкусили ещё плоды образования и частичного равноправия. (Я, кстати, не говорю, что это плохо, просто с некоторыми курицами образование само собой автоматически превращается в псевдообразование). Жила бы она себе спокойно в какой-нибудь деревеньке, растила курочек, полола грядки и соревновалась с соседками, у кого круче занавески в горошек. Серьёзно, я более, чем уверена, что так бы оно и было, потому что приторных иллюзий о сладкой жизни в вихре кружев, страсти и прочих стереотипов почерпнуть бы ей было неоткуда. Или родись она сейчас — с чистым сердцем окунулась бы в мур-мур-гламур, тусовки и закончила бы точно так же, с полным ртом блевотины и чёрной жижи, только не на руках любящего мужа, а в грязной подворотне. Зато без ощущения, что её жизнь пуста. А так ей остаётся только мечтать о красивых картинках, подсмотренных в массовой культуре того времени. Естественно, что в жизни она их воплотить не может, на то и гиперреальность маскульта, что просто так её не бывает. Забавен момент, когда она находит такого же раба красивых иллюзий, как и она сама. Казалось бы, вместе союз вышел удачный: сюсюкая на шелковых простынях, купайся в розовых лепестках и пафосничай с ужимками. Но чуть только реальность подталкивает эту стойкую на первый взгляд пару, как отношения рассыпаются в прах. Вот тебе и любовь на века.

Что самое интересное, Эмма вовсе не хочет настоящей любви. Да и не может она её получить, потому что любовь предполагает хоть какие-то тёплые чувства к другой персоне, а Эмма может любить только себя, её эгоизм не позволяет погрузиться в настоящие чувства. В моменты охов и вздохов на шёлковых простынях она тоже в восхищении не от своего любовника, а от себя самой и той игры, в которую она играет. Словно смотрит на себя со стороны и радуется. Даже к ребёнку Эмма равнодушна, может и наподдать без причины, просто потому что помешал купаться в сладких грёзах. О каких тут чувствах вообще может идти речь... Что самое интересное, я вполне могу понять, почему Эмму часто оправдывают. Дескать быт заел, а вариантов не было. Мне же кажется, что мещанская рутина и нравы того времени вообще ни при чём. Курица и есть курица, а если ей вбить в голову неподходящие для куриных мозгов идеи, то всё и закончится так, как закончилось.

Актуально до сих пор, что уж там.

Госпожа Бовари
5 5
* * * * *

"Саламбо" кусочками помучила, "Иродиаду" прочла. до "Воспитания чувств" не дошло, не осталось, что воспитывать, из всех возможных осталась неприязнь к Флоберу. Нет, не стыдно такое говорить, "Госпожу Бовари" прочитала честно, хотя и рано. Не знаю, чего искала в романе, точно не клубнички и скабрезностей, за тем мы в то время Мопассана брали. Нет, от "Бовари" ждала чувств: глубоких, красивых и ярких, потому что женщина. изображенная на обложке, была загадочно-хороша. Нежно утонченная, как блоковская незнакомка ("дыша духами и туманами"), имя так интересно звучало и трагическая гибель "от любви" в финале.

Ждала яркого, красивого, мощного и горького, а получила пошлость провинциальной скуки, где мухи ходят по стаканам с сидром, потирая лапки, и вот эта последняя деталь - она не от Флобера, но из "Лекций по зарубежной литературе" Набокова, который сетует на неудачные переводы Флобера. Возможно, он прав, то есть - точно прав, хотя и адресуется к англоязычным студентам, перевод, следовательно, имея в виду на английский. Русский такой же: тупо-тоскливый, скучный и производящий впечатление уродливого многослойного картуза, наподобие того, какой держит Шарль-гимназист в руках в начале романа.

Перечитала сейчас абзац - поди ж ты, заразно. Даже отделенное большим временным промежутком, даже увиденное сквозь призму волшебного набоковского взгляда. У "Бовари" есть свойство заразительной скучной пропыленной многослойности, которой проникаются все, прикасающиеся к тексту. Кроме Набокова, но он гений с собственной ярчайшей харизмой и склонностью к лингвистическим играм на четырех (как минимум) языках. И он ясно видит во флорберовском романе

"поэму в прозе, лучше, чем "Мертвые души" построенную, с более плотной и тонкой фактурой".


И следом вижу я, читатель. Отряхивая со стоп мучительно долгий и тщательный процесс написания (трехсотстраничный роман взял пять лет жизни писателя, расскажите это Дарье Донцовой). Важно ведь не то, что провинциальная жизнь пошла, груба. скучна и вульгарна; мужу изменять не след, а брать в долг у ростовщиков (жить в кредит у банка - языком современных понятий) - это дорога в никуда. Важно, что весь роман, как многослойный картуз или свадебный торт, или растянувшаяся по лугам похоронная процессия, которая провожает Эмму в последний путь.

А теперь, благодаря ВВ, вижу многослойность Эммы, о которой он и не говорит. Не Шрекова свойства: "Великаны - они как лук: снимешь один слой, а под ним другой, третий..." Не синоним сложной личности, но именно прообраз клиповой склейки натуры человека общества потребления. Женщина по имени "Хочу!", примитивная в своей сути, но активный потребитель всего, до чего может дотянуться. От босоножек Маноло Бланик до фильма "Марсианин". И гибнет она, бедняжка, не от любви вовсе, а от личного кризиса потребления - ресурс истощился прежде, чем подошла к концу жизнь. И потому еще, что опередила свое время.

А вы что, думали, время опережать только великие умы и Буревестники могут? Нет, любой. У нас она бы не умерла, нашла возможность провернуть пару десятков комбинаций, которые удержали на плаву и позволили пользоваться благами жизни, к которым одним реально стремилась. Какая уж тут любовь, при чем она здесь - только одно из наименований в обширном реестре желаемого к употреблению.Вот так.

Госпожа Бовари
5 5
* * * * *

Подходящий случай, чтобы сделать каминг-аут: я - ... Леон/Родольф. Для тех, кто не читал: я был любовником, с которым жёны изменяли своим мужьям. То есть, я лично имел дело с Эммами Бовари. И книга велика ещё и потому, что здорово показывает этот путь от венца до тайных встреч в чужой постели. Алгоритм, в основном, у всех один и тот же: недостаток внимания, нехватка острых ощущений, ренессанс романтичности; и как правило, по прошествии некоторого времени условная Эмма Бовари пресыщается даже своим условным Леоном, переключаясь на что-то другое (почему бы и не на условного Родольфа). Это можно (и нужно) осуждать, но по сути своей измена это часто детское желание разукрасить чёрно-белый узор своей жизни за отсутствием других красок, и снисхождение уместно. Самое интересное, что условный муж вполне может быть не скотиной, а скромным втихомолку любящим Шарлем, что не меняет сути дела.

Книга всё же не об изменах, а о когнитивном диссонансе. Эмма летала в облаках и жила выдуманной жизнью, с засевшими в башке романтическими идеалами: с принцами на белых конях, роскошными замками, волнениями крови, нешуточными страстями и т.д. А жила - в какой-то дыре, в окружении банальных людей. Все её попытки осуществить свои мечты оказались бесплодны, а она была слепа, чтобы суметь увидеть их изначальную бессмысленность. "Уезжай в Париж!" - хочется сказать Эммочке, там она разгулялась бы на славу, но Эмма лежит в гробу и меня уж не услышит. Флобер жестоко поступил с героиней (отравив мышьяком и заставив мучиться перед смертью)? Да не, нормаааально. Это не Флобер, это реальность жестока. И роман "Госпожа Бовари" - один из родоначальников реалистической литературы.

У нас на поверхности претривиальнейший сюжет: адюльтер жены с двумя любовниками и плачевный конец-расплата. А на деле у нас великая книга с потрясающе точными психологическими портретами героев, проникнутые любовью автора описания быта и жизни провинции, плюс детально прописанные процессы увядания цветов на скучной провинциальной почве. До прочтения я представлял себе нечто наподобие "Любовника леди Чаттерли", а вышло, что вся эротика и аморальность описана здесь без единой наглядной картинки, браво!

Я начал читать книгу 11 апреля, глядь!... а у Флобера в посвящении указано: 12 апреля 1857 г. То бишь я начал читать роман за день до его 160-летия!!! ._._._._._._._. По строительной традиции закладываю в бутылку послание и бросаю её в еще не застывший фундамент этого отзыва: "Дорогие люди будущего! Если у вас на дворе 2177 год, и вы ещё читаете книги, или ещё читаете в принципе, то обязательно прочтите 320-летнюю "Бовари" и все мои рецензии!"

Госпожа Бовари
4 5
* * * * *

Мда, вот что значит неудачный брак.
Все-таки вышла Эмма замуж без любви, и ничем хорошим это не кончилось. С нелюбимым жить тяжело, но кто ж ее гнал замуж за Шарля? Разве что только неопытность. Да и Шарль сам немножечко осел, он не видел ровным образом ничего, кроме того образа своего брака, семейной жизни, который сам себе придумал. Печально.

Эмма - пустышка, хоть и не лишенная некоторой прелести, очарования. Я, как могла, оправдывала ее в разных ситуациях, но с каждой следующей главой оправдания мои становились все менее уверенными и внятными. Что поразительно, жизнь Эмму не научила ничему. Она совершала одни и те же ошибки с упорством достойным лучшего применения и, я уверена, не закончись книжка, продолжала бы совершать их и дальше. Печально.

Эмма - абсолютная эгоистка. Ладно, можно не любить супруга, шут с ним, бывает такое. Но откуда такое равнодушие к собственному ребенку. Она запросто собиралась сбежать с Родольфо, не только не собираясь взять девочку с собой, но и ничуть не переживая от предстоящей разлуки - не могла ж она знать, что с побегом ничего не выйдет. Эмму вообще волновал только один человек - Эмма, и никто более. Печально.

Берта. Для меня она стала некой душой романа, потому что к ней я постоянно возвращалась мыслями в своем чтении, потому что именно она беспокоила меня больше остальных и, увы, беспокойства были небезосновательны. С Бертой случилось, то чего не должно было быть. Она заслужила лучшего детства и лучшей доли, но в некотором роде дети расплачиваются за родительские ошибки, косвенно или прямо. Мне жаль, что у Берты все началось так. Печально.

Шарль. Бестолочь он. Вроде бы он и положительный, но если посмотреть повнимательнее - чего он смог добиться сам? Неудача в личной жизни, полное невнимание к финансовой стороне вопроса - мог ведь он тщательнее контролировать расходы своей супруги, далее Шарль абсолютно не состоялся как врач. Это человек, который так ничего и не смог. И отчасти я понимаю раздражение Эммы - с такими людьми сложно, если их не любить: уважать его особо не за что, но и ненавидеть его тоже не можешь - он ведь добрый, ласковый, услужливый, старательный. А толку чуть. Печально.

Гюстав Флобер. Роман хорош, хотя если честно, мне показалось, что он перегружен различными описаниями что ли... Нет, не так. Скажу иначе. Если б он был короче страниц на 100, роман бы только выиграл.

Госпожа Бовари
2 5
* * * * *
То был мир длинных мантий, великих тайн, душевных мук, скрывающихся за улыбкой.

«Госпожа Бовари» является, как мне говорили, самым сильным романом Флобера. И противоречивым.
Эту книгу я хотела прочитать давно, но даже не думала, что она окажется настолько глубокой. Тяжёлое чувство сопровождает читателя во время знакомства с этой историей и после него.

Эмма - девушка, которая постоянно живёт в мечтах. Судьбою и социальным статусом ей уготована обычная жизнь, но она чувствует, что достойна большего - балов, званных ужинов, восхищений и богатств. Её любили трое мужчин, но ни один так и не понял по-настоящему.
Мне кажется, что Эмма сама себя не понимала. Эти её фантазии, бесконечные метания из крайности в крайность - сведут с ума кого угодно.
Её бесстрашность граничила с безрассудством. Человек до такой степени утонул в своих мечтах, что всё было не мило: ни супруг, который зарабатывал деньги и расшибался в лепёшку, чтобы ей угодить; ни дочь, которая жаждала материнского внимания. Напротив, они её раздражали. Бесили своей любовью...

А Эмма бесила меня. 476 страниц!!! Еле осилила. Утомляли подробные описания, без которых можно было бы и обойтись. Столько гневных слов о главной героине крутилось в моей голове во время прочтения, синонимами которых можно считать - неблагодарная, холодная, пустая. Но в целом, это история о женщине, которая заблудилась. Ну, не могла она довольствоваться тем, что имеет. Возвышенное подавай. Честно говоря, я не ожидала для неё другого исхода. Иначе быть просто не могло. Даже если, представим на секундочку, что она сбежала бы с одним из своих любовников, не думаю, что г-жа Бовари обрела бы себя. За всю книгу она поменяла столько образов, что я спрашиваю себя «какова на самом деле эта Эмма?», и не нахожу ответа. Неприятный персонаж, который притягивал таких же неприятных мужчин.
Жалко было Шарля, особенно в конце. Позарился не на ту птицу.

Что касается фона романа, то негатив вызывали все. Подлые, наглые, лживые люди, неумеющие переживать и сопереживать. Легко осудят, обсмеют и оболгут.
Такие мерзавцы были тогда, есть сейчас и будут всегда. Такова тёмная сторона нашего общества.

Госпожа Бовари
4 5
* * * * *

Мне всегда очень сложно писать отзывы на классику, ну что нового я могу сказать? Или наоборот, чувство неловкости что такое произведение, прошедшее сквозь века, мне не понравилось, сразу же ощущение что чего-то недопоняла, не уловила.
С одной стороны роман прекрасен, столько чувств, столько эмоций, он смог передать все настолько красочно, что осталось печальное послевкусие. Но с другой стороны стоит та самая госпожа Бовари, из-за которой чтение было невыносимым.
Флобер смог передать эту отвратительную женщину настолько детально, что я испытываю отвращение к этой героине. Мерзкая, эгоистичная, глупая, превозносящая себя выше других, ах, она же заслуживает лучшей жизни, а все кто не дал ей этого мерзки. Мне было до слез жаль Шарля, если бы он полюбил обычную, тихую домашнюю девушку, но нет, увы... Такое трепетное отношение, любовь, к той кто не ценила.
По моему мнению, Эмма не любила ни одного из своих любовников, она любила только себя. И не дай бог ее обидеть или не дать ей то чего она хочет, как же, человек сразу предает ее, не любит, не оправдывает ожиданий. Фу. Насколько противный персонаж.
Я считаю что она получила то чего и заслуживает, вот только за мужа обидно, надеялась что в конце книги он одумается, уедет, будет счастлив с дочерью, но Флобер решил иначе.
На счет оценки я долго мучилась, склонялась межу 5 и 3, бросало из крайности в крайность. Неоднозначное мнение все же, не удивлюсь если я еще ни раз изменю количество звезд.

Госпожа Бовари
4 5
* * * * *

А тому ли я дала?..
Краткий вольный пересказ сюжета "Госпожи Бовари".

It only takes two lonely people to fuck love up and make it evil. [Marina and the Diamonds - "E.V.O.L."]

Собственно, что же я сейчас прочла? Это французский роман девятнадцатого века, когда дамы скучали по домам за книгами и вышивкой, да тратили деньги мужа, а мужья работали и влезали в долги, чтобы выполнить прихоти жены и потешить собственное честолюбие. Ну, по крайней мере, так было в домах с более-менее приемлемым достатком. На сцене общего скучно-сельского пейзажа возникает глуповатый и ничем особо не приметный Шарль Бовари. Который, после смерти своей первой жены, решает жениться повторно на обворожительной дочери одного из своих пациентов. Эмма - натура противоречивая, перечитавшая помпезных романов, с большими запросами к любви и роскоши, Шарль же достаточно прост, в принципе, не прихотлив, нисколько не романтичен и не проницателен, зато беззаветно влюблен в свою чудесную молодую жену. За кажущимся благополучным "фасадом" в душе Эммы разгораются нешуточные страсти в погоне за "настоящей" любовью и истинной роскошью. Она хочет и того, и этого, и чтобы все было как в романах, а этот тупой муж ее совсем не устраивает, его приземленность, его характер, внешность - решительно все в нем постепенно доводит Эмму до такого состояния, что она начинает его ненавидеть. И бросается в объятия любовников...

Сложно оценить поведение героев этого многогранного произведения. В глаза бросается лишь одно - никого, кто хотя бы отдаленно вызвал симпатию, тут нет. И мужа, которому регулярно наставляют рога, совершенно не жалко. И жену, мечтающую О ЧЕМ-ТО БОЛЬШЕМ (именно так и не иначе), которой вечно все не то и не так, а до книжных высот ее жизнь неспособна вспорхнуть. Ни любовников, которые жалки, лживы, трусливы и скупы (в принципе, за что Эмме и поделом). Да и второстепенные персонажи вызывают лишь презрение, раздражение или кривую ироничную усмешку.

Хочется сказать, что если бы Эмма была менее эгоистична, то все бы сложилось иначе. Если бы она умела ценить то, что имеет, а не тупо желать того, что недостижимо, то все было бы по-другому. Если бы между ней и Шарлем возникла бы настоящая дружеская привязанность, то все было бы по-другому. Если бы... но, знаете, слишком много этих вот "если бы", а факт остается фактом - таких вот Эмм Бовари и по сей день "прозябает" в своей скучной домохозяйской жизни тысячи и десятки тысяч. Современных "пресыщенных" жен может спасти развод, в девятнадцатом веке пресыщенные жены шли налево за упоительной страстью, наполненной страхом быть разоблаченными, отчего эта страсть разгоралась еще пуще прежнего. И ведь даже с любовниками Эмма не может достичь того идеала, к которому стремится. Да, поначалу все идеально, но пресыщение приходит и на ложе любовников, и вот уже то не так и это не эдак вновь. Потому что, сколько бы такой человек не имел, ему хочется больше, больше, БОЛЬШЕ и еще чуть-чуть.

Не хочу судить этот роман с моральной точки зрения - он в этом не нуждается, автор сам все расставляет по своим местам (ну, или почти все) - он очень хорош с литературной точки зрения, психологичен, поучителен без прямых и навязчивых нравоучений. Еще одна замечательная вариация на тему "имея - не ценим, а потерявши плачем", попутно захватывающая все обилие человеческих пороков и изобличающая их в таком, в общем-то, небольшом объеме.