Иван. Зося. Повести Детская литература, размер 130x200 мм

Настоящее издание содержит широко известные повести Владимира Богомолова о Великой Отечественной войне.

Автор
Издательство Детская литература
Серия Школьная библиотека
Язык русский
Год 2020
ISBN 5-08-004008-4 978-5-08-004549-3 978-5-08-004867-8 978-5-08-005238-5 978-5-08-005506-5 978-5-08-005687-1 978-5-08-005799-1 978-5-08-006272-8 978-5-08-006516-3
Тираж 3000 экз.
Переплёт твердый переплёт
Количество страниц 203
Производитель Детская литература
Страна-производитель Россия
Размер 130x200 мм
Длина 207мм
Ширина 136мм
Высота 13мм
Объём 1
Возрастная категория 12
Количество томов 1
Формат 84x108/32 (130x200 мм)
233
В других магазинах:
Год выпуска: 2020
История цены:
Средний отзыв:
4.4
* * * * *
Иван. Зося. Повести
4 5
* * * * *

Две маленькие повести, собранные под одной обложкой, рассказывают о человеке на войне. Именно о человеке, а не сражениях. Молоденький солдат, еще недавно - школьник, в общем-то не властный и не желающий жестко руководить, становится командиром. Встречи с разными людьми, переживания, чувство неловкости, стыда, беспомощности, влюбленности, ответственности - вот о чем эти повести.
"Иван" - история двенадцатилетнего мальчишки, отчаянно мстящего немцам. Пережив гибель родных и концлагерь, он помогает партизанам и разведчикам, и, несмотря на старания и уговоры военных, взрослых мужчин, выбирает борьбу и месть. Страшно читать о том, как бесстрашно он, мальчишка в отрепье, идет к врагам.
"Зося" - повесть совсем другого толка. В ней не звучат выстрелы и нет боев, хотя война ощутимо рядом. Она о любви. Любви, в которой был всего один поцелуй. Любви несостоявшейся. Наш герой, из-за пристрастия к стихам С. Есенина называемый сослуживцами сюсюком, был смел в сражениях с врагами, а не в любви. И даже после Победы не оправдал моих и Зосиных надежд.

Иван. Зося. Повести
5 5
* * * * *

"Иван" - повесть Владимира Богомолова. Опубликованная в 1958 году в журнале "Знамя", принесла автору признание и успех. Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм «Иваново детство».
В военной повести описана история 12-летнего ребенка Ивана, детство которого закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли близких. Отец мальчика погиб на фронте. Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он с риском для жизни добывает для командования сведения о противнике.
Автор затрагивает вечную тему войны. Во время прочтения рассказа задаешься одним вопросом — когда это все кончится?... Богомолов показывает, что такое война, и как она воздействует на человека, тем более на ребенка. Война несет разрушение, полностью разваливая жизнь человека. А что происходит с психикой ребенка? Естественно, происходит сбой логического развития. Характер разрушается, наблюдается необратимый сдвиг. Меня поразили такие качества, присущие Ивану, как смелость, осторожность, он одержим лютой ненавистью к немцам и острым желанием отомстить. Все, что должно быть в детстве у нормального ребенка, война заменяет злым сконцентрированным и напряженным даром войны. Детство ребенка безвозвратно уходит из его жизни. Повесть получилась эмоциональной. Владимир Богомолов еще раз напомнил о страшных последствиях войны. В заключение отмечу, что на войне не должно быть места детям. Никто не имеет права ни при каких условиях лишать ребенка детства! Размышляя над рассказом, я не смог ответить на вопрос — когда это все кончится? Иногда мне кажется, что никогда!

Иван. Зося. Повести
5 5
* * * * *

Пронзительная история, как и любая часть жизни под тяжестью войны. Особенно она задевает тем, что люди среди ужаса боёв и смерти получают маленькую передышку - под летним солнцем, на природе, среди хороших людей сразу становится понятно, что нужно для счастья - просто жить... И просыпается сердце - напоминает, для чего мы живем, и сразу стирает все различия и преграды.

Иван. Зося. Повести
4 5
* * * * *

Нужна любовь. Любовь. А без любви ничего не сделаешь на войне (с)

Эта повесть не о войне, а о маленькой деревеньке в Польше. Туда для отдыха в тылу был отправлен наш герой вместе с «обескровленным до предела батальоном».

…Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне…

Юноша, после тяжелых потрясении в боях встречает первую робкую влюбленность. На этом фоне нам рассказывают, как наш юный парень по службе обязан заполнить пачку похоронок. Это для меня был самый трогательный момент. Автор умело и заразительно передает воспоминания солдата, вынужденного писать матери (жене) своего товарища, и даже тем, кого знал с детства. Мне самой, как и герою, пришлось пережить заново десятки смертей, проделать путь, пройденный батальоном, увидеть падающих бойцов.

Я снова видел, как через пустошь на окраине Могилева, увлекая за собой бойцов и силясь преодолеть возрастную одышку, бежал впереди всех пожилой и мудрый человек, в прошлом инженер-механик, парторг батальона лейтенант Ломакин, и падал на самом всполье, разрезанный пулеметной очередью.

Подоплека сюжета в том, что за эту короткую передышку между наступлением и наступлением герой проживает чудесные и теплые моменты. Он любит поэзию и первую свободную минуту бежит к реке, где вслух с выражением и любовью читает свой томик Есенина. Этим он и хочет в первую очередь поделиться с девушкой, к которой, по неопытности, не знает подхода. Был бы я поэтом, думал, герой, было бы проще сказать

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу…

Словно сказочное видение появляется перед ним Зося, которая наблюдала за чтением стихов. И в столь короткий текст удалось поместить запоминающийся образ девушки, ее непростой характер. Да и вообще уместить рядком лица сельчан и отдыхающих бойцов. И если подумать, сколько встреч подарила та страшная война. Не только потерь, но и добрых встреч и теплых воспоминаний.

Иван. Зося. Повести
4 5
* * * * *

Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.

Иван Бондарев (Буслов по отцу) – это мальчик двенадцати лет. На третий год войны он случайно попадает к Гальцеву лейтенанту какой-то роты на Днепре. Главный герой оказался разведчиком, родом он из Гомеля. Попал на войну из-за своей лютой ненависти к врагу. Потому что до войны жил в Прибалтике. Там его отца-пограничника убили в первый день войны, а годовалую сестренку застрелили у него на руках.

Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось, — шепчет Холин. Он и в партизанах был, и в Тростянце — в лагере смерти…

Все офицеры отмечают, что Бондарев дрожит от ненависти, когда речь заходит о фашистах, и что никто из них никогда бы не подумал, что в ребенке может быть такое сильное чувство злобы.

Мне Иван показался слишком своевольным. Резким. Он ослушался приказа командования направить его в училище, убежал из роты. По этой причине его чуть не расстреляли свои же. Хотя службу служил Иван хорошую. Ему удавалось то, чего конечно не смог бы взрослый мужчина. Он «сам себе на уме» - это недостаток солдата. Тем более, если учитывать, что в то время даже донесения по пяти формам заставляли делать и что очень большое внимание уделяли дисциплине и документации. При таком характере малец остается ребенком – выпрашивает у Гальцева нож и играет в его землянке «в войнушку». Мальчик, разумеется, показал свой героизм, но в повести больше всего трогает его чувство, его недетская жажда мести и то, что совершаемые им поступки не имели целью прославиться, заслужить орден или помочь освободить Родину.

Иван. Зося. Повести
5 5
* * * * *

О войне, о первой любви, о жизни и близкой смерти.
Первая любовь на войне - как это страшно и жизнеутверждающе.
Где теперь твоя первая любовь? Может её убило? Может она вышла замуж и у неё есть дети?
Но кроме этого первого самого светлого чувства есть и ещё и долг:

— Мы не просто воины, а освободители, — не однажды с достоинством говорил он бойцам. — Кого мы освобождаем?.. Обездоленных!.. Мы обязаны, чем возможно, помогать им. Мы должны не брать, а давать…

Есть война, война, война...
И ты, простой солдат русский, идешь и борешься с фашизмом, который напал на тебя, который уничтожает тебя

мы прошли Смоленщину и Белоруссию порушенные города и спаленные дотла деревни, где в целой округе не то что коровы, но и кошки живой не сыщешь; мы видели такое страшное опустошение и обнищание, после которых Польша да и Западная Белоруссия, как бы они ни пострадали, могли нас только удивлять и радовать своим сравнительным достатком.

И вот приказ выступать, идти дальше, воевать...
А что стало с ней? Что стало с твоей первой любовью, которую ты проспал, которую ты...

Сколько раз за эти годы я вспоминал ее, и всегда она заслоняла других… Теперь она, наверно, уже не та, должно быть, совсем не такая, какой осталась в моей памяти, но представить ее себе иной, повзрослевшей, я не могу, да и не желаю. И по сей день меня не покидает ощущение, что я и в самом деле что-то тогда проспал, что в моей жизни и впрямь — по какой-то случайности — не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое…

Война - как много судеб она порушила, как много жизней унесла, как много встреч было, но еще больше было расставаний.
И как понятно, как это жизненно, когда и на войне люди влюблялись, любили друг друга борясь за жизнь.
Главное только не спать, не только на войне, но и сейчас, чтобы не получить такой запоздалой, такой уже чужой записки:

Ja cie kocham, a ty spisz!..
Иван. Зося. Повести
5 5
* * * * *

Хорошая небольшая повесть. Мальчика, конечно, очень жаль, совсем глупо погиб - ну вот кому он собирался передавать свои данные о движении поездов на линии Калинковичи-Клиновск? Ведь он уже был в бегах, без поддержки. Если никуда не собирался передавать - то в чем был смысл этого его лежания в снегу (до гангрены)? Вот они немцы-гады, так вот же им - все их поезда сосчитаю! И дальше что? Ведь не ребенок же - опытный боец, умелый и удачливый разведчик, пусть и 10-11 лет от роду. Ведь должен же он был понимать, что эти данные, не будучи сообщены куда следует, никакой силы не имеют. Зачем же сбежал из части? Да, его хотели отправить в суворовское училище - так ведь не на эшафот же! И даже не в обычную школу. Не хотелось обычным ребенком становиться, снова подчиняться взрослым? Тут-то оно вон как: первому попавшемуся командиру он сурово велит звонить в штаб армии - и тот должен руку к козырьку и выполнять, а потом еще и ублажать его всемерно. Заслуженно, не просто так: малец приносил ценнейшие сведения из глубокого немецкого тыла. А в училище он станет простым рядовым кадетиком. Наверное, не смог он этой мысли перенести. Лучше уж вести обычный уже для него образ жизни - выслеживать, собирать разведданные, пусть даже и некуда их передавать. Наверное, зря его командиры настояли на том, чтобы отправить его в училище. Знали ведь сами прекрасно о его непростом характере и о том, что ему пришлось пережить: лагерь смерти в Тростенце - это вам не фунт изюму. Уж лучше бы пусть погиб во время боевого задания, хоть не бессмысленно - а может, и повезло бы, и вышел бы живым из всех заданий, кто знает.

Иван. Зося. Повести
5 5
* * * * *
- <...> Живёшь - крупу переводишь. И знай зубри: рыбы - позвоночные животные... Или значение травоядных в жизни человека...
- Так это тоже нужно знать.
- Нужно. Только зачем мне это сейчас? К чему?.. - почти месяц терпел. Вот лежу ночью и думаю: зачем я здесь? Для чего?..
<...> Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало.

В этом, мне кажется, весь Иван Буслов - 12-летний настоящий, честный и мужественный Человек и Воин.
Повесть, несмотря на объём, поразила в самое сердце. Искренностью, "настоящностью" и харАктерностью героев.