|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Отпуск по ранению" Вячеслав Кондратьев написал уже после прогремевшей повести "Сашка" и внес в это произведение гораздо больше автобиографического. Главный герой также, как когда-то и Кондратьев, будучи раненым подо Ржевом едет в сорокадневный отпуск (кто вообще такое придумал, на девять дней в отпуск не посылали часом). Данный труд лучше, чем что-либо, что мне доводилось читать, передает самый обычный, совсем негероический дух города, когда толпы инвалидов мечтали о заслуженных ими ста граммах, а женщины, чтобы прокормить детей, стояли в очередях за водкой с последующей ее перепродажей на рынке. Водка стоила пятьсот рублей, правда у Говорухина, который снял крайне неудачный фильм по этому произведению, в "Месте встречи изменить нельзя" фигурирует именно эта, военная цена. Нечто нереальное, ибо зарпалаты в послевоенные годы примерно пятистам рублям и равнялись. Бабушка рассказывала мне о двухстах рублях за буханку черного хлеба на центральном рынке в Москве. Впрочем, все тогда сидели на карточном пайке. Продукты по карточкам, кстати, тоже нужно было выкупать по госцене, никто ничего бесплатно не давал, если кому-то это неизвестно. Кондратьев прекрасно показал основные ключевые моменты в жизни самого обыкновенного лейтенанта, которому повезло на время вырваться из ада - возмущение мирной жизнью, когда человек в костюме вызывает раздражение, а бокал вина с соломинкой выдает в нем идейного врага. И, конечно, море любви, отчаянной, сиюминутной, может быть последней в этой жизни. Книга сильна именно тем, что показывает не военные действия, как таковые, но именно войну. Именно ту войну, что вел народ и в тылу. Прав был Ремарк - наиболее четко человеческая психика проявляется в контрастах, поместите человека с передовой в "нормальную" среду, когда его уже не испугаешь трибуналом. Кондратьев всегда меня привлекал искренней и без прикрас манерой фронтовика, который знал, о чем писал и пришел в литературу вполне уже оформившимся солидным человеком в возрасте. Судьба этого человека трагична, в 1993 году, после штурма Белого дома он застрелился. И теперь я примерно понимаю - почему он это сделал.
В этой книге хорошо все! Ни на секунду не перестаешь верить написанному, т.к. все очень открыто, честно, жестко по отношению к самому себе. Все герои настоящие, нет выдуманной геройщины или налета пустой романтики.
Повесть, в которой рассказывается о похождениях молодого солдата, собственно Сашки, во время Второй мировой войны.
Эта книга открыла мне абсолютно неизвестные факты о ВОВ. Я ничего не знала о событиях, происходивших между сражением за Москву и Сталинградской битвой. Хотя обе повести "Сашка" и "Отпуск" больше о скитаниях рядового солдатика Сашки и лейтенанта Володьки по путям-дорогам войны и в московском тылу, они касаются страшных фактов Ржевских боев, которые впечатляют человеческими потерями, разрушениями сел и городков, жестокости немцев к населению. "Бои местного значения", о которых вскользь упоминают учебники истории - это почти год ада. Главная мысль обоих повестей - что подвиг был в малом. Тысяча мальчишек голодали и проливали кровь, вязли в болотах и спасали товарищей, и каждый из них был героем. И хоть медали и ордена давали не каждому, имен многих даже неизвестно - они все выполняли трудную и нужную задачу. И смерть каждого была не напрасна.
Знакомясь ближе с лейтенантской прозой Вячеслава Кондратьева, всё больше соглашаюсь с тем, что это очень яркое явление отечественной литературы. После повести "Сашка" другое его произведение под названием "Отпуск по ранению" воспринимается практически как что-то такое родное, с чем (или с кем) недавно попрощался, немного соскучился, а он снова здесь, и ты безумно рад. Сначала был Сашка. Теперь - лейтенант Володька. Да, вот так, не более чем. Что характерно, повесть "Сашка" завершается тем, что главный персонаж уезжает домой лечиться, получив ранение. "Отпуск по ранению" начинается с того, что лейтенант Володька приезжает в 1942 году в Москву раненым. Герой явно сквозной (кстати, эти две повести часто издавались вместе одной книгой, чего не скажешь про сюжетное продолжение "Отпуска..." - повести "Встречи на Сретенке"). Почему же Кондратьеву не захотелось объединить все три повести одним героем?
Володька - более продуманный. более законченный что-ли. Более цельный. Но и более раздёрганный войной. Приехав в Москву, перенеся все ужасы, он никак не может привыкнуть к тому, что тут, за двести километров от передовой идёт другая жизнь. Местами радикально другая. И даже рестораны работают - как совершенно обратное явление тому, что происходит на фронте. Лейтенант Володька никак не может забыть перенесённое под Ржевом, и поэтому вся повесть по большому счёту - это сплошная рефлексия человека, психически... психически... ёлки-палки, слово подобрать не могу. Не сломанного, нет, и не надломленного. Перевёрнутого, что-ли? Пусть будет так. Почему? Потому что он уходил в армию мальчишкой, а на войне стал мужчиной. Вот так. Кто-то начинает считать себя мужчиной полежав на женщине, а в сороковых годах мужчинами становились полежав на войне. Если после этого встать удалось, конечно. Но война изменила не только солдат - вчерашних пацанов. Меняются все. Тыловики тоже. Кто-то начинает работать-горбатиться, кому-то война как мать родна. Больше всего меняются, конечно, потерявшие мужей-сыновей, а то и дочерей. Москва стала городом контрастов, и не только потому, что она всё ещё обороняется от немецких налётов, и в ней действует комендантский час, сколько потому, что контрастными стали те, что сегодня принято называть социальными группами. Про людские характеры вообще же молчу. Но повесть, конечно, не про перемены в солдатском характере, а про перемены в характерах всех людей. Несмотря на то, что в повести война идёт только второй год, и победа в книге присутствует только в надеждах людей, есть в Володьке что-то от героев Ремарка и Хемингуэя, которым трудно стать своими в нормальном мире. А ведь Володька то не вернулся в этот мир, а лишь явился в него в отпуск. По ранению. Ты говорил как-то, что главное слово войны - "надо"... Я не стал тебе тогда ничего говорить, чтоб не оплавилось твое железное "надо". Но видишь ли - есть и другие "надо"... Читать Кондратьева интересно благодаря простому языку и глубокой его вере в человечность. Нет в "Отпуске по ранению" никакой пропаганды и лакировки, есть надрывный голос солдата. И потому такие книги воспринимаются как правда о войне, хотя войны в ней на самом деле немного. Зато много-много небольших историй - кто как живёт. Кто переносит голод и лишения. Кто при каких условиях был ранен. Как людям удаётся не падать духом. Как кто-то пострадал за своё происхождение - история поволжского немца, которого не заставили воевать против фашистов, но отправили в трудлагерь валить лес совсем небольшая, но не менее щемящая, чем собственная история Володьки, который пытается разобраться в том, что происходит в его городе и что происходит с ним самим. Он кидается то туда, то сюда, и не знает он, где приткнуться - то ли к чужой женщине, то ли к бутылке. А приткнуться надо было к матери. Чего он не догадался сделать. Поскольку он, как сказала ему одна из его возлюбленных... "какая-то странная смесь рефлектирующего интеллигента с марьинорощинской шпаной. И от тебя можно всего ожидать". К теме вернусь, когда дочитаю "Встречи на Сретенке". |