Ледяной дом, размер 210x145 мм

Знаменитый исторический роман, во всех подробностях воссоздающий такую сложную и противоречивую эпоху русской истории, как времена правления императрицы Анны Иоанновны. В центре повествования – трагическая судьба русского вельможи А.П. Волынского.

Автор
Издательство Русское слово
Серия Школьная историческая библиотека
Язык русский
Год 2012
ISBN 978-5-94853-825-9 978-5-91218-581-6 978-5-9932-0817-6
Переплёт твердый переплет
Количество страниц 304
Размер 210x145 мм
Длина 210мм
Ширина 145мм
Высота 18мм
Объём 1
Количество томов 1
155
Нет в наличии
с 24 июля 2021
Размер: 210x145 мм
Ширина: 145мм
Высота: 18мм
Длина: 210мм
История цены:
Средний отзыв:
4
* * * * *
Ледяной дом
4 5
* * * * *

Книга была написана почти два столетия назад - в далеком 1835 году тогда уже известным писателем Иваном Лажечниковым. И это во многом влияет на восприятие романа: в нем очень много лирических отступлений, поэтичных и длинных эпитетов, обращений к древнегреческой мифологии и тому подобному. Скажу честно: мне было довольно сложно осилить первые 20 страниц книги, настолько скучно и витиевато она начинается. Но дело пошло на лад с появлениями на станицах дворцовых и любовных интриг. Ну, хоть так...
Итак, дело происходит во времена противоречивого царствования Анны Иоанновны, а точнее в зиму 1739/1740 гг. Главный герой - романа высокопоставленный чиновник Артемий Петрович Волынской. Автор им ни налюбуется на протяжении всего произведения: он и сказочно красив, и баснословно богат, и пламенно любит своё Отечество, и удивительно умён, и от него без ума все женщины Петербурга всех возрастов... Но есть и минусы: он женат. Минусом это можно назвать для молдаванской княжны Мариорицы Лелемико, которая без памяти любит этого обаятельного ловеласа: любит преданно, по-настоящему. Бедная девушка не знает, что Артемий Петрович давно связан узами брака, вокруг этого первую половину романа и строится любовная линия.
Вторая сюжетная линия (если можно их так разделить) посвящена политическим и дворцовым интригам, где нам разворачивается противостояние фаворита императрицы Бирона, который, по мнению автора, системно унижает Россию и русских, и Артемия Волынского, за которым же стоят все те люди, кто желает блага матушке-России. Эти две партии будут бороться за власть и влияние на Анну Иоанновну в течение всей книги.
Название романа - ссылка на забаву императрицы, которую она решила устроить на закате своих дней: по ее приказу на берегу Невы был выстроен дворец из чистого льда, и там была сыграна свадьба придворных (в романе это паж Кульковский и Подачкина).
Что не понравилась: главный герой. Уж слишком идеализирует Лажечников своего персонажа, причём порой намеренно искажая исторические факты. Сейчас мы, спустя уже века, знаем более четкое описание деятельности Волынского, не был он уже таким «ангелом», а вот отдельно можно вспомнить о его любви к Мариорице. Лично меня раздражала эта любовная линия: нет, я не хочу лицемерить и ханжить, но все-таки, по-моему, не стоит поощрять со стороны автора любовь женатого человека к невинной девице, на которой он не сможет жениться. Да и с моральной стороны получается как-то слабо - все же у Артемия Петровича здравствует жена Наталия, а он крутит романы с императорской любимицей...
Конечно, Ледяной дом нельзя рассматривать строго как исторический роман. Нет, это скорее художественная литература с элементами истории. Так как-то вернее. Ну и опять же таки, нельзя забывать про год написания: все-таки аж 1835!
Кто понравился из героев? Положа руку на сердце, никто. Но если уж выделять под персонажей абзац, то могу с натяжкой назвать любимыми:
-Наталия Волынская. Жена Артемия Петровича скорее понравилась своей преданностью мужу, любовью к сыну, добродетельностью.
-цыганка Мариула. Отдельно стоит отметить ее удивительную и всепоглощающую любовь к дочери. Говорят ведь, что родительская привязанность сильнее всех иных.
Словом, «Ледяной дом» мне скорее понравился, чем нет. В прочтении его самое главное одолеть несколько первых десятков страниц, а там дело пойдёт: привыкаешь к изящному и вычурному слогу автора, под конец высокопарные слова даже и нравится. Не знаю, продолжу ли я знакомство с другими произведениями Лажечникова, но эту книгу, наверно, могу порекомендовать. Читая ее, вы сможете совместить полезное с приятным: тут и хоть какие-то исторические события, и занимательные интриги.

Ледяной дом
4 5
* * * * *

Этот великолепный роман, который можно по праву назвать одной из жемчужин русской литературы XIX века, я прочитала уже очень давно, а рецензию решила написать только сейчас.

Прежде всего, разумеется, хочу отметить язык повествования — невероятно прекрасный, слегка вычурный, но в целом очень точно передающий «живую, свежую, неподдельную речь того времени, звучавшую в деревнях, городах, на улицах и даже во дворцах». Он завораживает и погружает в себя на протяжении всего чтения. До сих пор я дико балдею от этого стиля, поскольку других писателей, которые могли бы описать всё происходящее так красочно и вместе с тем чётко, будто в каком-нибудь фильме, мне не доводилось ещё встречать.

Теперь о самом главном — о персонажах. Их Лажечников, согласно своей традиции, разграничивает на отрицательных и положительных — по принципу классицизма. Полутона у него если и встречаются, то только в образе двойного агента, кабинет-секретаря Эйхлера. Остальные — или «демоны», или «ангелы». Это можно было бы понять, если бы все они были выдуманы. Но роман-то ИСТОРИЧЕСКИЙ! И тут-то вскрывается основной приём автора: избрав себе любимого героя (в данном случае — Волынского), он не остановится ни перед чем, чтобы показать его в выгодном свете. И этого я не могу ему простить, несмотря даже на то, что он мой кумир.

Если порыться в архивах на просторах Интернета, то обнаруживаются удивительные вещи: оказывается, Волынский-то был обыкновенным бюрократом! баловался взятками, не стеснялся заискивать перед Бироном, одно время ему покровительствовавшим, и вообще составлял проект государственного переустройства, то есть был к тому же и изменником. Непонятно, за что Лажечников вывел его рыцарем без страха и упрёка, хоть и противоречивым по натуре.

Про Анну Иоанновну вообще молчу… ан нет, лучше не буду. Надо ж было так поиздеваться над Императрицей, принимавшей столько участия в государственных делах! И кстати, слова мои основаны на реальных исторических фактах, которые, увы, любят замалчивать. Достаточно посмотреть фрагмент из цикла фильмов «Романовы. Царское дело». Хорошо ещё, что в романе её злодейкой не выставили…

А вот Эрнсту Бирону не повезло по-крупному. Для Лажечникова он сделался воплощением тирании, алчности, жестокости, злобы и цинизма, гнобившим всех и вся. В действительности же этот достойный человек стал, по сути, основателем русского конного спорта, отстаивал интересы не только Курляндии, но и России на политической арене и презирал только тех русских, которые лебезили перед ним без стыда и совести. Вдобавок он был хорошо образован, равнодушен к дорогим подаркам (в частности, отказался от полумиллиона рублей), а самое главное — любил Анну Иоанновну совершенно искренно и бескорыстно. Все очевидцы называли их идеальной супружеской парой — и точно, было за что!..

Не знаю, как другим читателям, а мне при многократном чтении «Ледяного дома» казалось, что Лажечников — путешественник во времени. Серьёзно: мрачнейшие картины России 1740 года, не имеющие ничего общего с реальностью, до ужаса похожи на… СССР 30-х годов! Авторский Бирон — Сталин, авторский Кульковский — его личный шут Поскребышев, а про общее положение дел в стране просто надо читать.

Единственное, что мне понравилось, — так это образы Натальи Андреевны, Мариорицы и Мариулы. Первая — олицетворение любви возвышенной и святой; другая воплотила в себе фатализм, красоту духа и тела, а также безграничную преданность; третья же — антропоморфная персонификация материнской любви. Дочь заключает в себе целый её мир, и цыганка счастлива тогда лишь, когда знает, что всё в этом мире благополучно и спокойно. Ради Мариорицы она готова абсолютно на что угодно. Так же ведут себя и сама княжна, и соперница её по отношению к Волынскому. Поэтому неудивительно, что любовную линию считают главным достоянием этого произведения.

В заключение хочется сказать, что «на вкус и цвет товарища нет», и всё вышеизложенное является сугубо моей точкой зрения, которую я не навязываю никому. Если кто-нибудь всё-таки разделяет её и желает поделиться со мною собственными взглядами, то милости прошу — можете прислать мне ответ. Буду только рада.

Ледяной дом
5 5
* * * * *

Развитие сюжета исторического романа Ивана Ивановича Лажечникова «Ледяной дом» происходит в 1739-1740 гг. на закате правления императрицы Анны Иоанновны. Название романа адресует к известной забаве императрицы, а именно строительства дома изо льда, в котором по велению Анны Иоанновны женили придворного шута (князя Голицына) и придворную шутиху (Буженинову). Все это «веселое» мероприятие организовывалось «маскарадной комиссией» во главе с кабинет-министром Артемием Петровичем Волынским (в романе Волынской), который и стал главным героем романа. Сюжет романа включает две основные линии: 1) историческую и 2) романтическую. Что касается первой, то тут у нас изобилие мрака правления Анны Иоанновны: бироновщина, дикость нравов, жестокие забавы, и, конечно, интриги и козни придворных партий. Строительство ледяного дома – центральный эпизод романа – также страшен. Отвратительные чувства вызывают все сопутствовавшие условия, как то, что жених и невеста, насильно приведенные к брачным узам, чуть не умерли, запертые на ночь в холодных стенах ледяного сооружения. Кроме того, дурное послевкусие оставляет и то, каким образом были изображены личности шутовской пары и обращение к ним власть имущих. Романтическая линия представлена страстью Волынского к молодой молдаванской княжне Мариорице Лелемико, с очень трагичной судьбой. Если для Мариорицы чувство к Волынскому было настоящей любовью, то для него – она была лишь очередным увлечением, которое неминуемо опостылело бы со временем. Вместе с тем, Волынской выступил против Бирона, всесильного фаворита императрицы, и потерпел страшное поражение. Трагедия ожидала и юную Мариорицу и ее мать, спустя годы обретшую дочь и готовую ради ее благополучия пожертвовать собственной жизнью. И над всем этим ужасным символом эпохи поблескивает на закатном солнце застывшая во льду фигура облитого в трескучий мороз холодной водой замороженного заживо человека…

Очень трагичная, тяжелая история.

Ледяной дом
5 5
* * * * *

Очень сильная книга. Читаешь, возмущаешься, не соглашаешься с действиями героев, переживаешь, и не можешь оторваться.
Ее сложно оценивать с точки зрения "нравится-не нравится", но читать нужно в обязательном порядке.
Спасибо, SANA13 , за замечательный совет.

Ледяной дом
4 5
* * * * *

Роман Ивана Лажечникова "Ледяной дом" был написан в Твери и издан в 1835 году. Он рассказывает о последних годах правления Анны Иоановны - отрезке истории России для меня довольно туманном. Из школьного курса именно об этом времени у меня остались самые скудные сведения. Потому данная книга пришлась как нельзя кстати, дабы восполнить пробелы в знаниях.

К счастью, роман оказался во всех отношениях достойным. Он отличается красивым, густым языком, занимательностью сюжета, яркой обрисовкой персонажей и Петербурга. Главные действующие лица - молдавская княжна Мариорица и реально существовавшее историческое лицо Волынский. Надо отметить, что образ Волынского здесь не лишён романтической составляющей, герой выписан настоящим патриотом, за что роман неоднократно подвергался критике за неисторичность, в том числе и Пушкиным. Дело, в том, что сведения о Волынском довольно противоречивы - в разных источниках его то обеляют, то выставляют в самом не выгодном свете. Одно известно точно - господин Волынский был ярым противником Бирона, который ему в романе Лажечникова и противопоставляется. Фаворит Анны Иоановны выглядит настоящим тираном, готовым идти по головам, лишь бы укрепиться во власти.

Общий атмосферный фон романа очень драматичен, так, что этакая балаганность некоторых сцен, будь то свадьба царского шута, или колядование в доме Волынского сразу бросается в глаза и лишний раз подчёркивает неискренность, фальшивость дворцовых обитателей, со свойственной им наносной угодливостью и почтительностью к власть имущим.

Таким образом, на мой взгляд, Лажечников написал во всех отношениях стоящее произведение, возвращаясь же к его "неисторичности" замечу, что все приведённые достоинства романа с лихвой перекрывают этот его единственный "недостаток".

Ледяной дом
4 5
* * * * *

Книга понравилась, но без восторгов. На мой вкус можно поменьше любви и побольше истории. И еще, на мой взгляд, автор слишком многословен. Но в его время этим почти все страдали, так что тут я придираюсь не много. Понравилось описание придворной жизни, вот как только люди не развлекались :) На мой вкус книге твердая четверочка

Ледяной дом
3 5
* * * * *
Поэзия всегда останется поэзией, и многие страницы вашего романа (*Ледяной дом*) будут жить, доколе не забудется русский язык © А.С. Пушкин

Давно хотела познакомиться с этой книгой, узнала о ней в примечаниях к роману Валентина Пикуля *Слово и дело* много-много лет назад.
1740 год. Последние месяцы правления императрицы Анны Иоановны. Россия стонет под гнетом самоуправств фаворита Бирона. Казну наполняют за счет введения новых налогов, а методы их взимания вызывают оторопь. Даже современным коллекторам есть чему поучиться у своих предшественников. Крестьяне по окраинам страны целыми деревнями сбегают в соседние государства. В столице и в ус не дуют. Придумана новая забава — свадьба шутов. Для этого мероприятия на Неве выстроен Ледяной дом, а по всей России собраны попарно представители малых народов, которые в национальных костюмах должны танцевать на празднике и радовать подобной экзотикой угасающую императрицу.
Попутно, на фоне дворцовых и политических интриг развивается история страсти кабинет-министра Артемия Волынского и любимицы императрицы молдаванской княжны Мариорицы Лелемико.
Роман написан выразительным и богатым языком, который даже Пушкин нашел поэтичным. Хотя другие современники автора были более критичны и называли стиль Лажечникова вычурным. Тут уж на вкус и цвет, действительно, все фломастеры разные. Я периодически запутывалась в ветвистых и завитушечных предложениях и абзацах. Все же я человек 21 века и мне бы чего попроще (что характерно, в пушкинских творениях я не плутаю и не теряюсь).
Читая книгу, надо постоянно держать в голове, что издана она в 1835 году. Авторы и читатели тогда были совсем другими. Если современным книголюбам подавай сермяжную правду и натуралистический жесткач, то люди былых веков ценили чувствительность и пафос.
В угоду веяниям того времени, а так же своим характеру и натуре, Лажечников излишне романтизировал суровую историю.
Я весьма спокойно отношусь к тому, что писатели не всегда строго придерживаются в своих романах исторических фактов. В угоду хорошему сюжету можно и заменить князя преклонных годов, отца троих детей и циничного политикана на красавца в самом расцвете сил и лет, ходока по женской части, бездетного и ревностного патриота Отечества. Тем более Лажечников весьма искусно показал метания питерского Казановы между молоденькой княжной и благочестивой женой. И все же по части романтизма с ахами-вздохами — явный перебор. Даже мои поминутные напоминалки самой себе — это 1835 год! - не помогали.
Чего я совсем не поняла, так это зачем было заменено имя главного участника шутовской свадьбы. В реальности шут императрицы князь Михаил Голицын, по прозвищу Квасник, женился на придворной шутихе Евдокии Бужениновой. В книге же появился непонятный Кульковский. Если только не хотел автор лишний раз напоминать знатному роду князей Голициных об унижении одного из их предков.
И вообще, с историческими фактами писатель обращался уж весьма вольно и притягивал их за уши, как мог, в угоду своей фантазии, не всегда уместной. В книге практически нет полутонов. Или злодеи-негодяи мерзкие бесчестные, или благородные радетели за Отечество. Самопожертвования на каждом шагу. 1835 год! Это прокатило бы при условии, что Лажечников был единственным писателем того времени. Так нет, есть с кем сравнить.
Так я и металась постоянно между весьма талантливыми и интересными кусками истории, коих тоже достаточно в данном произведении, и зашкаливающим пафосным романтизмом.
Мучила книгу почти месяц, но все же дочитала. Признаю её классическую ценность, но все же удовольствие от такого чтения смогут получить только романтичные натуры, не боящиеся высокого слога 19 века.

Ледяной дом
4 5
* * * * *

Еще одна книга, доказывающая: 18 век на дворе или 21 — всё одно. За 300 лет в людской психологии ровным счетом ничего не поменялось. Одни властные мужчины все также не могут разобраться со своими женщинами, другие этим пользуются, а сами женщины вынуждены принимать удар на себя. И все бы ничего, если бы речь шла о мелком семейно-бытовом конфликте, но в центре романа, например, противостояние двух сильнейших людей России 18 века — один из которых фаворит Анны Иоанновны Бирон. Вот что случается, когда судьба государства зависит от страстей и чувств человеческих (спойлер: ничего хорошего).

Ледяной дом
5 5
* * * * *

В жаркие дни самое время почитать о холодной зиме в Петербурге 1839-1840 годов. Люди замерзают после пары тройки ведер вылитых на них на морозе, коза придворная рожает, а для свадьбы строят Ледяной дом прямо около дворца. Он то и дал название роману Ивана Ивановича Лажечникова - "Ледяной дом"

И так о книге... Ожидала увидеть там историю Галицина, которого женили в этом самом доме, но оказалось, что ледяной дом всего лишь декорация к дворцовым интригам и противостоянию Волынского и Бирона, описываемым в книге))
Лажечников взял реальные исторические лица: императрицу Анну Иоановну, временщика Бирона, противостоящего ему Волынского, добавил немного персонажей вымышленных, любовную линию, цыган, все это замешал и выдал очень интересный исторический роман
Конец правда немного походил на слив персонажей
А Галицина тут кстати вообще нет - его имя и имя его жены заменено

По выходе "Ледяного дома" Пушкин писал Лажечникову: "Может быть, в художественном отношении "Ледяной дом" и выше "Последнего новика", но истина историческая в нем не соблюдена, и это со временем, когда дело Волынского будет обнародовано, конечно, повредит вашему созданию; но поэзия останется всегда поэзией, я многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык."
А Пушкин то был прав

Ледяной дом
5 5
* * * * *

Книга "Ледяной дом" поглотила меня, я читала в ночи, не могла оторваться от всевозможных интриг, переворотов. У Лажечникова великолепный, чистый русский язык, а вместе с сюжетом, описаниями быта они дали мне отличное представление о жизни и культуре времен правления Анны Иоанновны. Страшное было время: безумные, чудовищные казни людей, которых обливали холодной водой на морозе, заставляли есть соленую пищу и не давали ни глотка воды. Пугающе читаешь и об увеселениях про дворе царицы - шуты кривляются, им устраиваются глупые свадьбы, на них натравливают собак. Да что там говорить - по прихоти Анны Иоанновны был устроен праздник в честь родов козы! И всем надо поддерживать сумасбродство. Ну и сам Ледяной дом - очередная прихоть царицы.

Но помимо этих событий автор описывает любовную историю Волынского и княжны Лелемико при дворе Анны Иоанновны, ее любимицы. Какие же страсти тут творились. Друзья оборачивались предателями, злейшие враги примыкали на добрую сторону, а еще и тайны происхождения, подготовка переворота, страдания русского народа. Оторваться невозможно.

Главное - привыкнуть к непростому языку Лажечникова, который сначала немного стопорит чтение, а потом утягивает за собой.

Единственным огорчением для меня было то, что я схватила спойлер на первой же странице, в первой сноске о том, кто такой Волынской. Автор сразу рассказал, кто, чем занимался, как закончил свою жизнь. Зачем так делать, спрашивается?