Музыкофилия, размер 115x180 мм

Что такое идеальный слух? Дар или патология? Чем гениальность Чайковского отличается от гениальности Вагнера? Чем обусловлена удивительная любовь к музыке людей с синдромом Вильямса и почему страдающие «амузией», напротив, воспринимают ее как невыносимое нагромождение звуков? Какие изменения произошли в сознании человека, который, выжив после удара молнии, неожиданно для всех и прежде всего для самого себя стал горячим поклонником Шопена и даже выучился играть на фортепьяно для того, чтобы иметь возможность исполнять его произведения? Даже если вы не любите музыку, вы не сможете оторваться от этой книги, которая откроет такие глубины в вашем собственном «я», о которых вы даже не догадывались.

Автор
Издательство АСТ
Серия Эксклюзивная классика
Язык русский
Год 2020
ISBN 978-5-17-112172-3
Переплёт мягкая обложка
Количество страниц 480
Страна-производитель Россия
Размер 115x180 мм
Длина 115мм
Ширина 180мм
Высота 25мм
Объём 1
Возрастная категория 16
Количество томов 1
Формат 76x100/32
247
В других магазинах:
Ширина: 180мм
Длина: 115мм
История цены:
Средний отзыв:
4
* * * * *
Музыкофилия
3 5
* * * * *

Я не могу жить без музыки. Я настолько к ней привыкла, что даже засыпаю с наушниками. Музыкальный вкус у меня довольно специфичный, но для этого и есть специальная папочка - солянка) Но речь не об этом, а об книге Оливера Сакса. Хотя спустя пару дней, я с большим трудом могу вспомнить хотя бы пол книги.

Музыка - это часть человеческого существа, и нет ни одной человеческой культуры, в которой музыка не была бы развита и не ценилась бы людьми. Вообще много интересных случаев, хотя и схожих между собой. Удивилась, что периодические и у меня бывают Мозговые черви, а я-то их прилипалами называла:

Мозговые черви, как правило, стереотипны и не меняют свой характер. Обычно они имеют вполне определенный срок существования, на несколько часов или дней достигают своего апогея, а потом угасают, иногда оставляя след. Но даже в тех случаях, когда мозговой червь совершенно затихает, он, в действительности, не умирает, а лишь погружается в спячку и ждет своего часа.

И хотя Музыкофилия интересный научный трактат в художественном стиле, я ожидала другого. Может того, как зарождается "музыкальный шедевр" или же почему такие, стереотипные и обделенные в музыкальном плане, люди как я, не могут сочинять музыку, а лишь слушать чужие работы...

К сожалению, но большая часть книги уже стерлась из памяти. Да, было интересно, но однотипно.

3 из 5

Музыкофилия
5 5
* * * * *

Если "Мигрень" Оливера Сакса больше похожа на серьезную научную работу, то "Музыкофилия" - это скорее безумно увлекательный роман, построенный на научном исследовании. Главный герой - это музыка. Она окружает нас везде, с самого рождения и до самой смерти. "Есть люди, не способные удержать в голове даже простейшую мелодию, но есть люди, которые способны слышать в голове целые симфонии". Но как и в любой книге Оливера Сакса на первое место выходит не вопрос "почему и как мы слышим", а необычные, порой пугающие истории людей, чье отношение к музыке изменилось в один момент. "Музыка обладает способностью внедрять строгую последовательность в мозг, причем она делает это в тех случаях, когда бесполезными оказываются другие способы организации информации". Безумно увлекательная книга, которую я советую прочитать всем - ведь так или иначе музыка оказывает огромное влияние на нашу жизнь.

Музыкофилия
3 5
* * * * *

Знаете ли вы, что музыка нам, как биологическому виду, не нужна от слова совсем? Никакой пользы от нее нет, ну вот никакой! И тем не менее сколько страстей вокруг этого вида искусства, с ума можно сойти!
Человеческий мозг относится к музыке очень непредсказуемо. Прочитав эту книгу, вы, пожалуй, начнете ее опасаться. Я находила у себя множество симптомов по мере чтения (прямо как герои "Трое в лодке, не считая собаки" с их родильной горячкой).
Книга, безусловно, интересная. Если бы я была далеким от музыки практикующим неврологом, мне было бы очень любопытно. Но людям, не имеющим отношения к загадкам мозга, эта книга может показаться несколько однообразной. По большому счету, у всех пациентов просто звучит музыка в голове. Да, она возникает по разным причинам, с разной частотой, но это просто музыка в голове. И всё. Среди причин, как правило - что-то там с височной долей мозга и глухота. Историй очень много и они довольно занятные, но - правда! - однотипные. Всё, что я помню спустя день после прочтения, это - у них у всех играла музыка в голове. Некоторые стали гораздо счастливее, некоторые - намного талантливее (например, Бетховен с момента начала потери слуха якобы начал писать намного лучше), некоторые потеряли семью. Особенно жалко было мальчика, который слышал музыку ПОСТОЯННО. Настолько постоянно, что для него было счастьем, когда музыка затихла на 15 секунд после приема какого-то препарата. Секунд. Жуть.
От всей души желаю всем никогда не заметить у себя подобных симптомов. А если даже заметите - пусть они будут управляемыми. Удобно же по щелчку включать себе любую музыку в идеальном, прошу заметить, звучании )

Музыкофилия
4 5
* * * * *

Я теперь точно знаю, как называть свои отношения с музыкой – я relatively unmusical, относительно немузыкальна (тут идет смех моей мамы, которая точно знает, что не относительно, а вообще ну совсем никак). Я понятия не имею ни о чем, связанном с музыкой, но зато очень люблю петь (но делаю это только когда я одна в машине). И поэтому прочтение этой книги, да еще и на английском, затянулось для меня очень надолго, потому что мозг болел от музыкальных подробностей, так что по чуть-чуть и можно было читать только. Так что "дело не в тебе, дело во мне": книга прекрасна, а я вот не очень.

Саксу были интересны люди настолько же, насколько были интересны их мозги (этим он отличается от зомби). В Музыкофилии Сакс говорит о музыке: о том, как она может застревать в голове ненадолго или навсегда, как музыка может вызывать отвращение, а может помогать, как она может достучаться до тех, кто, кажется, уже не здесь, как есть те, кто может выучить тысячи мелодий, но не понять их, а есть те, кто не может нарисовать квадрат, но при этом может сочинять и понимать сложнейшую музыку. Сакс говорит о многом, с примерами и рассуждениями.

Наверно, для знакомства с Саксом выбор не самый лучший, но поскольку я его давно и сильно люблю, для меня нет ничего лучше, чем вернуться к нему. Причем мне кажется, что в его книгах для меня интересен сам Сакс. Он не ставит себя на первый план, но его отношения с пациентами говорят много. Очень бы хотелось с ним познакомиться, мне кажется, что у него было чему поучиться, и он всегда представляется мне тихим, интеллигентным и интересным. Обязательно прочитаю его автобиографические книги.

Музыкофилия
4 5
* * * * *

Музыкофилия - моё знакомство с Саксом, и довольно неожиданное. Спойлер: книга потрясающая, но для знакомства точно не годится.
Удивительно, как книга о нарушениях мозга оказывается сложной совсем не из-за неврологии. Основной материал здесь - музыка, и Сакс мастерски раскрывает все аспекты отношений человека с музыкой. И здорового, и особенного. Эта работа будет очень интересна людям музыкальным, знающим теорию и историю музыки; людям, которые могут отличить G sharp minor от G flat major; живущим музыкой и чувствующим её как отдельный уникальный организм.
И даже здесь я нашла, за что зацепиться. Читая о том, как на нас, обычных людей, живущих ежедневно своими понятными жизнями, - влияет то, что мы слушаем, - я вспомнила, как минимум пять дней в неделю с наушниками в ушах я испытываю миллионы разных эмоций, погружаюсь в сотни привычных и новых миров, забываюсь, концентрируюсь, думаю, и будто всё еще по чуть-чуть - с изумлением узнаю себя.

Музыкофилия
5 5
* * * * *

Это мое первое знакомство с прославленным Оливером Саксом, и оно вышло неожиданно приятным. Почему неожиданно? Потому что аннотация, на мой взгляд, не отражает в полной мере содержания книги. Да, все перечисленное – разность гениальностей композиторов, природа идеального слуха, необычные изменения в отношениях с музыкой людей, перенесших травму, – в ней есть, но в обратном порядке, по мере углубленности в тему, так что фокус делается не на отдельных удивительных историях из разряда «мол, зацените, что у меня был за пациент и почему его так». Это всего лишь примеры, поводы к размышлению и доказательства умозаключений к рассказу автора о том, как и почему музыка влияет на наш мозг.

А влияние ее действительно поразительно. Бывало, что мелодия заедала в голове, и ничем ее оттуда было не выбить? Играло в сознании что-то неопознанное? Песня навевает воспоминания и меняет настроение? Любите напевать? Вы далеко не одиноки. Оливер Сакс пытается разобраться, почему. В частности, для того, чтобы помочь людям, у которых отношения с музыкой отравляют жизнь. Представьте себе, бывают музыкальные галлюцинации, порой очень жестокие. Бывает, определенная музыка вызывает потерю сознания. Люди, невосприимчивые к музыке, с трудом способны переносить ее, так как слышат совсем не то, что слышат другие.

Впрочем, музыка может стать не только проклятием, но и прекрасным даром. Музыкотерапия – основа лечения многих психических и неврологических расстройств. Люди с амнезией порой забывают все… кроме музыки. И даже лишившись руки, человек может мысленно перебирать невидимыми пальцами по клавишам фортепьяно, а умственно неполноценные люди порой без всякого обучения становятся удивительными музыкантами. Труднообъяснимых случаев много, и ученые еще долго будут пытаться понять, что и почему в наших мозгах ответственно за восприятие и действие музыки.

Не менее интересны и даже мотивирующи заметки Сакса о музыкальном слухе и воспроизведении музыки. Хотели бы заняться музыкой, но давно вышли из юного возраста? Не беда, учиться никогда не поздно, ваш мозг может таить себе законсервированные способности. Возможно, вы не станете (а возможно, и станете) знаменитым исполнителем, но основы познаете и будете бренчать только так. И даже если у вас отсутствует слух, или чего там еще требуют при принятии в музыкальную школу – не беда. Наличие идеального слуха не обязательно гарантирует хорошего исполнения – оно может быть технически идеальным, но бездушным; а его слабое развитие не гарантирует провала – оно может быть не вполне правильным, но берущим за душу. Люди – странные создания, и тем более они кажутся поразительными, чем глубже рассматривается их связь с музыкой, с которой в наше время они сталкиваются буквально на каждом шагу.

Книга замечательна и интересна, она подробно расписывает музыкальные аномалии, рассказывает о поразительных историях, предоставляет материал чисто медицинский и позволяет лучше понять собственный мозг и его восприятие, и, надо сказать, невероятно вдохновляет – ну, в том случае, если вы любите или когда-то любили музыку. А еще она может оказаться очень полезной – ведь, не зная о музыкальных расстройствах, люди порой подвергают своих близких и самих себя мучительным испытаниям. Посему – от всей души рекомендую к прочтению.

Музыкофилия
5 5
* * * * *
"Музыка - это часть человеческого существа, и нет ни одной человеческой культуры, в которой музыка не была бы развита и не ценилась бы людьми".


Вот уж да.
В который раз убедился (хотя и не разуверивался), что музыка, уж какая ни есть, - это самая великая придумка человечества. И что человек - очень сложная и хрупкая фигня. Но и это тоже было известно.
Но - не ради новостей я эту книжку и читал. Сакса я давно читаю для того, чтобы было трогательно, увлекательно и не одиноко, как у него всегда и бывает, - попутно, наверное, что-то узнаю из области психологии и прочего подобного, но специального интереса именно к этому (лобные доли, Вильямсы-Альцгеймеры и т.д., и т.п.) не испытываю. У Оливера Сакса просто очень хорошо получаются книжки про людей.
Тут, я надеялся, что-нибудь будет написано про людей, которые музыку в записи воспринимают куда лучше, чем на концертах (мой случай; сильно мешает непривычная обстановка, ещё сильнее публика, ещё сильнее - спецэффекты и прочее "шоу"), но именно про это тут не было. Тем не менее.

Музыкофилия
3 5
* * * * *

«Музыкофилия» – красивое продающее название, но «Музыкопатия» было бы точнее. Оливер Сакс, в силу своей профессии нейропсихолога, описывает всевозможные странности и аномалии в восприятии музыки, зачастую вызванные несчастным случаем или заболеванием. Человек, до того равнодушный к нотам и клавишам, после удара молнии обнаруживает и самостоятельно развивает исполнительский и даже композиторский талант; другой вдруг теряет чистоту слуха – не полностью, а лишь в верхнем регистре; третий страдает музыкальными галлюцинациями, столь сильными, что просит выключить радио, когда оно и так не работает. Особенно трогательны истории из последней части книги, где речь идёт о серьёзных видах деменции и возможностях музыкальной терапии, эффективной в самых безнадёжных случаях. Музыка, пишет Сакс, может стать для пациента единственным, что сохраняет цельность угасающей личности. Сила музыки абсолютно универсальна для всех мировых культур – нет ни одной, где этот вид искусства не окружался бы почётом.
Тем не менее выходит так, что обычный меломан без ментальных отклонений, с которым мог бы ассоциировать себя читатель популярной книжки, не попадает в поле авторского интереса. Признаться, я ожидала от «Музыкофилии» научного комментария для именно любви к музыке и потребности в ней, природе «музыкального инстинкта», очевидно существующего вне каких-либо биологических резонов. Удивительно, что при попытке составить некую картину взаимовлияния музыки и мозга на основе «случаев из практики» (профессиональное резюме к которым зачастую констатирует отсутствие найденных нарушений) не освещается природа самой музыки как воздействующего фактора ни с нейрофизиологической, ни с какой-либо другой точки зрения. Музыка берётся автором как данность, без определений понятная всем, хотя подавляющее большинство примеров связано только с классическими композиторами. При таком ограничении я даже стала сомневаться, музыкален ли сам автор – как выяснилось по ходу чтения, он имеет соответствующее образование, играет на фортепиано и часто слушает музыку, что сделало ещё более странным кажущееся отсутствие любопытства к ней как таковой. А ведь часто ли люди задумываются, что на самом деле отличает музыку от шума (кстати говоря, и поэзию от прозы), какая математика лежит в основе благозвучия, почему для гармонии необходим диссонанс? – думается, всё это могло бы дать по крайней мере первичное объяснение многим «загадкам». Например, до какой степени можно объяснить терапевтическое воздействие музыки на боль простым фактом прохождения через организм колебаний правильной частоты (учитывая, что у фальшивящих скрипачей начинают ныть зубы)? Различно ли в таком случае воздействие живой и записанной музыки, а также самостоятельного пения? Определяется ли нейрофизиологией склонность к тому или иному музыкальному жанру? Справедливости ради, книга Сакса, конечно, не единственная и содержит неплохую библиографию, в том числе научные журналы. Однако «Музыкофилия» популярного автора, вероятно, скорее привлечёт внимание, чем более глубокие исследования.
P.S. Тексты из книги попадаются на экзаменах IELTS, а сокращённая аудиоверсия в очень приятном исполнении Саймона Преббла рекомендуется к использованию на учебных занятиях.

Музыкофилия
4 5
* * * * *
…все, даже самые возвышенные состояния ума, самые невероятные изменения, должны иметь физическую основу или хотя бы физиологическую связь с нейронной активностью мозга.

Из книги переведено пока всего пять глав, но как всегда, с первых абзацев Оливер Сакс захватывает нас в свой удивительный мир нейропсихологии. Его книги привлекательны тем, что не только описывают необычных пациентов и интересные случаи их отклонений, но в них Сакс делится своими эмоциями, личным опытом в отношении отклонений психики, в данном случае связанных с восприятием музыки. По простой коммуникативной схеме мы откликаемся на такой текст и тоже пытаемся примерять на себя эти отклонения. А часто ли у меня в голове застревают песни-паразиты? А бывали ли у меня музыкальные галлюцинации?

Дай Бог вам здоровья, доктор Сакс, продолжайте, пожалуйста, писать.

Музыкофилия
5 5
* * * * *
Это что-то, я вам скажу. Один из лучших образцов научпопа по мне. А ведь я прочитала много книг такого жанра. На редкость увлекательные истории и все таким понятным языком. И еще очень трогательно, как это доктор Сакс отдает всего себя своим больным.
Достоинства:
См. Комментарии
Недостатки:
Их здесь нет как по мне
Музыкофилия
5 5
* * * * *
Книга о случаях из практики доктора Сакса, связанных со слухом и восприятием музыки, написана не в упрощенной, но доступной простому читателю и увлекательной манере. Купила все книги серии.
Музыкофилия
2 5
* * * * *
Правильно написано в комментариях к книге - « после трудов Фрейда это вторая по популярности книга». Так и есть. Фрейд писал свою книгу сто лет назад, но после этого мозг уже настолько детально изучили и выявили столько закономерностей, что книги Фрейда являются своего рода - наблюдением за пациентами и догадками. Данная книга приблизительно представляет собой пособие Фрейда, только в специфики восприятия музыки. Если вы хотите ознакомиться с историей болезни пациентов страдающих слуховыми расстройствами - то это ваша книга. Я не нашёл в этой книге того, что искал.
Достоинства:
Много занятных историй
Недостатки:
Которым нет объяснения