Альтист Данилов, размер 180x115x20 мм

Владимир Орлов (1936–2014) — самобытный писатель, представитель "фантастического реализма", автор культовых "останкинских историй". Роман "Альтист Данилов" впервые был издан в 1980 году в журнале "Новый мир", вихрем ворвался в литературу и всех ошеломил, создав мистический ореол. Точное бытописание московской жизни 70-х и полет фантазии, острая социальная сатира и мягкий юмор — все это переплелось в романе, складываясь в поэтичное, похожее на музыку произведение. Его читали и перечитывали, он издавался во Франции и США, в Германии и Японии, в Италии и Швеции — более чем в 20 странах мира. "Альтист Данилов" — роман об истинных ценностях, о большой любви, которая только и может стать основой жизни и творчества.

Автор
Издательство Эксмо
Редактор Розман Наталья Витальевна
Серия 100 главных книг
Язык русский
Год 2018
ISBN 978-5-04-091557-6
Переплёт мягкая обложка
Количество страниц 576
Размер 180x115x20 мм
Длина 180мм
Ширина 115мм
Высота 20мм
Объём 1
Возрастная категория 16
Количество томов 1
Формат 76x100/32
77
В других магазинах:
История цены:
Средний отзыв:
4.1
* * * * *
Альтист Данилов
5 5
* * * * *

Прекрасная литература.
Густой, насыщенный, приятный текст, в котором смыслы и темы, наслаиваются друг на друга и получается странная смесь всего понемногу. Такая литературная селёдка под шубой.
Текст создаёт такое своеобразное настроение, его нельзя читать быстро, он будто дачная или кухонная история вашего доброго друга и соседа, льётся неторопливо, обволакивая своей душевной теплотой. Слушаешь, пьёшь крепкий чай и время от времени покуриваешь трубку.
Во-первых, история Владимира Данилова. На первой же странице мы узнаем, что он не просто человек, он демон. Потом выясняется, что демон наш полукровка, мать его - вполне земная женщина, и на земле он "демон на договоре". Странный получился демон Данилов. Если убрать букву и, и переставить другие буквы, подучится другой хорошо известный нам демон, рангом повыше - Воланд. Но эта и очень важна, главная буква, она придаёт Данилову человечности.
Живет Данилов в Москве, в Останкино, и работает в театре, альтистом, как ни странно))). Любит музыку, угощение Муравлёвых и купание в молниях.
Во-вторых, Данилов - музыкант. Очень хороший музыкант. Как Данила мастер делал цветы из камня, альтист Данилов творит их из звуков. Вообще, я очень люблю альт, можно даже сказать, что он мой любимый музыкальный инструмент. У него более мягкий голос, чем у скрипки, и его песня более мужская. Он прекрасен.
Теперь о музыке. Музыка - тот вид искусства, описать которое словами сложнее всего. Но у Орлова, я думаю, получилось, насколько это вообще может получиться. В тексте очень много музыки. И даже сам текст очаровательно музыкален, особенно это заметно, если слушать или читать вслух.
В-третьих, музыкант - человек творческий. И вопросы и тема творчества одна из важнейших в романе. Как передать свои мысли и чувства другим, как рассказать о себе, когда все имеющиеся у нас инструменты несовершенны. Слова не подбираются, голос ломается, альт всего лишь альт, один из инструментов. А хочется рассказать, поделиться самым важным, самым сокровенным. И найти на это важное время в суете обыкновенной жизни. Человек существо социальное. И только разделив с другими свои мысли, идеи, чувства, он становится счастливее, полнее. Но как это сложно! Почти невозможно. "Мысль изречённая есть ложь". Про себя, в своей голове я пою гораздо красивее, чем если запою в голос, да я могу в голове спеть лучше Марии Каллас! В голове, в мыслях))))))
А история подготовки к концерту, репетиции, тревоги, страхи и опустошение после. Прекрасно описаны! Это знакомо любому, кто занимается важными, крупными проектами в любой области.
В-четвёртых, слой сатирический и бытописательный. Москва, 70е годы, молодые образованные люди, и их окружение. Другой ритм жизни, другие характеры, типы. История с хлопобудами прекрасна. Среди знакомых моих родителей есть и Клавдии, и Васи и Муравлёвы. Как изменилась сейчас наша жизнь! Юмор и сатира на нашу жизнь ещё ярче, когда идёт через описание девяти слоёв или собрание домовых. Прекрасная часть книги. Удовольствие читать.
Какая прекрасная чистая любовь в книге, у казалось бы уже не юных, но ещё молодых людей. Очень трогательная, милая, тёплая. Так, кажется, уже не бывает.
В-пятых, размышления о смысле жизни, творчества, об устройстве мира и месте в нём человека. Они поданы через разговоры демонов, не людей, будто отстранённо, издалека, но как это пронзительно, тонко, иногда точно. И всегда остаётся маленькая недоговоренность, из-за того, что и демоны, и книга говорят всего лишь словами.
Всего лишь слова.
Наверное, что-то забыла упомянуть, что-то упустила, но это лишь повод вернуться к книге.
И ещё там есть синий бык.

Альтист Данилов
4 5
* * * * *

Я в непрекращающемся восторге…

Мало того, что роман написан замечательным языком. Мало того, что он был написан задолго до всех фантазийных миров настоящего, словно преждевременно родившийся человек будущего. Он и сейчас хорош! Ну.. возможно кроме затянутого финала

Я не знаю, стоит ли искать подтекст и скрытый двойной смысл в каждом предложении. Иногда мне казалось, что автор купается в своем созданном мире, как Данилов в молниях. Захотел – ехидно посмеялся над практичными хлопобудами-будохлопами, захотел – развлекся похождениями Кармадона в образе синего быка. А какой узнаваемый мир советских учреждений в романе, мир, в котором никто не занимается делом, зато обмен, примерка, купля, продажа шмоток идет полным ходом

Принял Данилов участие в обсуждении и примерке и других вещей. Ему было жалко Клавдию – она теряла такой рабочий день

А музыка… Как сложно писать о музыке, оставляя читателю возможность самому додумывать, что же за музыка звучит в душе героя, но кажется автору это удалось

Но еще это романтизированный мир моего детства. Знаменитая на всю Москву пончиковая у Останкинского пруда – бабушка водила меня в Останкино кататься на коньках, а на обратном пути мы ели пончики в скромной палаточке. Марьинские бани около завода «Калибр» - про бани ничего не знаю, но завод «Калибр» был виден с балкона, если вытянуться подальше. Пожар в магазине «Бытовая химия» - какими слухами он обрастал во дворовом фольклоре, как перешептывались старшие, как мы ловили самые невероятные факты от очевидцев. А Ростокинский акведук, который расщедрившийся Данилов чуть не отдал Кармадону на сувениры, находится рядом с моим нынешним домом. Так что проникновение в мир, созданный автором, было полным.

Есть у меня некоторое недовольство. Снова в Данилове мы видим кочующий из романа в роман образ интеллигента-недотепы, совершенно не способного справиться с властной бывшей супругой. Нет, как раз Клавдия вполне реальна, родная сестра Варвары из «Осеннего марафона», пиявка-захребетница, исключительно живучий типаж, благополучно доползший до нашего времени. Но сам-то Данилов, демон на договоре, он же не слабовольный Бузыкин, а пасует перед напором Клавдии, скукоживается и жухнет. Не верю. Напрасно его автор так опустил, не бывает.

И в то же время любовь Данилова и Наташи для меня несомненна и не требует разъяснений. Более того, автор ухитрился найти точные слова. Не романтичные ахи, не сексуальное придыхание – именно то, что требовалось

Альтист Данилов
5 5
* * * * *

Весьма необычное произведение. С одной стороны можно отнести его к жанру мистического реализма, с другой - это социально-психологический роман. Фантастического тут не так много, как могло бы быть. Главный герой, альтист Владимир Данилов, является демоном только по отцовской линии. Матерью его была земная женщина. И пусть свое образование он получил в демоническом мире, живет Владимир в Москве в теле обычного человека. Данилов редко пользуется своими возможностями демона. Не вылезает из долгов, ездит на общественном транспорте, работает в поте лица. Более того, он позволяет своей бывшей жене ездить на его шее и предотвращает беды. Разве это достойное поведение для демона? Нет, нет и нет. Потому-то ему и назначают время "Ч" вышестоящие инстанции.
Орлов очень подробно описывает потусторонний мир Десяти Слоев, откуда и приходит в наш мир всякая нечисть, дабы сбивать с пути истинного и строить козни. Это одновременно и попытка объяснить строение мира, и шутка в адрес многих наших земных учреждений. Особенно мне понравилась "Академия домашнего хозяйства". Оказывается, именно там придумывают так называемые мнимые рецепты.

На вид рецепты должны были быть как бы подлинными, но один или два компонента их по давней традиции (и фараоны кушали пшеничные лепешки, испеченные по тем рецептам) полагалось вводить ложные. Данилову попался сейчас на глаза составитель рецептов для варки клецек. Как этот мученик страдал над газовой плитой! Гремел кастрюлей, эмалированной, пятилитровой, чадил, бранился. Клецки из манной крупы получались у него все ровные, круглые и вкусные. Стало быть, брак. Ему надо было сварить клецки, которые бы разбегались. Он и Данилова, стоявшего рядом, в усердиях не замечал. Наконец сообразил: следует меньше класть муки. В пляс пустился от радости. В кастрюле у него плавало теперь нечто безобразное, лохматое

Готовить я люблю и готовлю не плохо, но иногда действительно попадаются такие вот жуткие рецепты. Теперь хоть понятно откуда они берутся.
Вернемся к Данилову. Являясь демоном только по договору, он переходит в демоническое состояние с помощью браслета.

На одной из пластинок браслета была художественно выгравирована буква «Н», на соседней – буква «З». Стоило Данилову рукой или волевым усилием сдвинуть пластинку с буквой «Н» чуть вперед, как он сейчас же переходил в демоническое состояние. Движение пластинки с буквой «З» возвращало Данилова в состояние человеческое. Быть демоном и человеком одновременно Данилов не имел права.

Когда Владимир стал необычайно хорошо играть на альте, он постоянно проверял не сдвинулась ли пластинка, не исполняет ли он произведение, находясь в демоническом состоянии. Но нет. Когда он музицировал, то всегда оставался человеком, а стало быть не имел никакого преимущества перед другими артистами оркестра. Когда Данилов лишился своего альта Альбани и стал играть на альте за триста рублей (для сравнения: Альбани он купил за три тысячи), то и тогда его музыка не стала хуже. Ведь звуки исходили не от инструмента, а из его души. Порой артист может сыграть большее, нежели то, что написал композитор.
Так автор потихоньку раскрывает тему музыки мыслей. В то время, как и сейчас, импровизация могла существовать только в джазе. В оркестре же играли исключительно по нотам. Музыку сочиняли следуя правилам. Но ведь музыка это один из языков, на котором мы может выражать свои мысли и чувства. И все знаменитые композиторы на самом деле были импровизаторами.
Тут в противовес этой теме Орлов ставит новое (скорее всего, выдуманное им же) направление в музыке, тишизм. Есть ведь теория, что передавая свои мысли с помощью слов, люди коверкают истину.

«Истина – вне слов»

Так же и музыка. Артист играет что-то одно, а зритель слышит нечто совсем иное. Так зачем же тогда звуки? И не лучше было бы слушать внутреннюю музыку, свою собственную? Что если истина музыки находится все звуков?
Так появляется борьба Данилова: пойти ли за новым направлением или играть на альте так, как думаешь?
Разумеется, я не буду рассказывать что Данилов выбрал, тишину или звук. Скажу лишь напоследок, что роман Орлова полон философских рассуждений и напоминает музыкальное произведение, гармоничное и волнующее.

Альтист Данилов
4 5
* * * * *

Необычная книга о демоне на договоре. Да-да, этот альтист Данилов проживает в Останкино в 70-х годах 20 века не просто так, а потому что на договоре. И я понимаю тех, кто говорит, что эта книга - "сюр", и тех, кто сравнивает ее с МиМ. Ведь и правда - есть демон, любовь, творчество и сатирическое описание современного быта. Для Булгакова "современное" - это тридцатые, для Орлова - семидесятые.
Интересный язык, правда какой-то сюрреалистичный, и я часто проваливалась в книгу, особенно, когда автор описывал то, что связано с музыкой. И быт тоже - помню-помню и очереди с номерками, и отмечаться. И хлопобудов вполне могу себе представить)
А вот в конце все эти демонские штучки и разборки не понравились. Заскучала, еле дочитала. Так что книга занятная, непростая, пожалуй, не для всех, но попробовать познакомиться - стоит.

Альтист Данилов
4 5
* * * * *
В скрипке, уверен, женское начало… Озорная девчонка, печальная женщина, трагическая старуха – это все для меня скрипка… А в альте больше твердости, больше драмы, альт – мужчина…


Настрой у мене був – на Радянську літературу. По типу Ліпатова »Ето все о нем» чи Тендрякова «Свидание с Нефертити» (тур гри ОК 66), але ЧУДО!!!! – даний твір не одне і не інше. :))) Це типу Ночного Дозора, тільки Антон Городоцкий був на світлому боці, а тут – темний демон Данилов з світлими плямками! :)))

Читати було цікаво, складно уявити, що дана книга надрукована в 1988 році. І збереглася!!! Респект нашій бібліотеці!!! :))

В описі до книги – взагалі не те. Тобто анотація не виділяє суть. Чи виділяє, але якось поверхнево. :(((

«Боящийся не совершен в любви».


Володя Данилов – грає на альті, вихованець дитячого будинку, розведений ( хоча має прекрасні дружні стосунки з першою дружиною), має цікавих друзів (до яких ходить на вечері, але лише по запрошенню), відвідує збори домових і трішки собі так демон.

Але, граючи на музичному інструменті залишається ЛИШЕ людиною, щоб випадково не порушити баланс (про що сам собі постановив).

І, все було б добре, але ГГ знайомиться з Наташею, що призводить до цікавих подій. Тут тобі і синій бик, і Синтія, і Холобуди,і Канцелярія Порядку, і друзяка у відпустці Кардамон (демон сьомої статті) – сумно явно не буде…

А ще – зі сторінок приємно дізнаватися про те, що не завжди темне є Темним, а світле – Світлим.

Жіночі герої мені Страшенно сподобалися, і манера Клави, і Наташа, і Анастасія.

Данилов повздыхал и решил, что придется купить Клавдии какую-нибудь дрянь. А то сживет со света.


Я Відкрила для себе нового автора – Володимира Орлова, нового героя – Володимира Данилова, та новий жанр.

П.С. І справді зі сторінок лилася музика. («Реальна только Музика» Гости с будущого)…..

Альтист Данилов
4 5
* * * * *

Хоть действие романа происходит в 70-е годы ХХ века, атмосфера булгаковской Москвы не покидала во время чтения. То ли чертовщина так навевает, то ли автор писал роман, вдохновленный тем самым, знаменитым.
В целом неплохо, но слишком много текста. Описание пребывания Данилова в Колодце Ожидания казалось бесконечным. Перебор описания музыкального состояния героя. Между тем, любовная линия "Наташа-Данилов" слабенькая. Но мне понравились эпизоды любовной линии "Данилов-Анастасия". Что-то в этом есть... Бесподобный персонаж - Клавдия! Этакая сатира на энергичную советскую женщину, не имеющую определенной цели, но всеми путями стремящуюся к ней. Вообще довольно много сатирических моментов. Люблю такое. Особенно понравились эпизоды про очередь. А хлопобуды - это прообразы будущих финансовых пирамид.

Альтист Данилов
5 5
* * * * *

Есть книги, которые приятно читать просто ради того, чтобы читать, настолько легко автор пишет. Вот "Альтист Данилов" Владимира Орлова - как раз такая. Читаешь и не замечаешь, что прочитала уже сотню страниц. Но еще эта книга обладает интересным необычным сюжетом, изложенным с восхитительной иронией, и яркими персонажами, наполненная музыкой. Непринужденность повествования перемежается размышлениями на "вечные" темы, обыденность Москвы - мистическими событиями. В общем, это то, что называется магический реализм, когда о необычном рассказывается так, словно оно обычное.
В первых же строчках автор между делом сообщает нам, что Данилов - демон, а потом как ни в чем не бывало идет описание воскресного обеда у Муравлевых (друзей Данилова). А еще Данилов - очень талантливый музыкант. Хотя жизнь его вполне обычная - репетиция, прогулка, отнести костюм в химчистку - за исключением купания в грозе и посещения собрания домовых. Правда, демон Данилов обязанностями своими пренебрегает, он уже скорее человек. А дальше начинаются парадоксы, исследования человеческой природы, творчества, "обычных" чудес жизни. Но эти темы поданы таким образом, что совершенно не "грузят", и, в принципе роман можно читать, как приключенческий.

Альтист Данилов
3 5
* * * * *

"Любой уважающий себя интеллигентный человек должен прочесть Гранина и Орлова" - убеждала меня моя научрук. Там был еще кто-то третий, но я уже не помню.
И если с Граниным я была знакома (и знакомство быстро у нас сошло на нет), то с Орловым нет.
"Данилова" я выбрала исключительно потому, что он уже был в моем читальном списке.

Я не совру, сказав, что язык действительно стоит того, чтобы эту книгу прочесть. Но сам сюжет, после завершения первой трети книги стал тяготить. Слишком много намешано всего, что читатель перенасыщается и теряет интерес.

Видимо, я не очень интеллигент.

Альтист Данилов
4 5
* * * * *

Хорошо, что я решила эту книгу не читать, а слушать: читать, думаю, у меня бы вряд ли получилось - забросила бы на половине.
И не то чтобы книга плохая или автор не владеет языком: нет, автор пишет хорошо, даже со вкусом, и чувствуется, что писать ему нравится. Однако, очевидно, что у писателя было столько идей нафантазированно, что, пытаясь впихнуть их все в одну книгу, он запутался и в итоге просто не продумал главные идеи книги.
Данилов - музыкант, альтист, как явствует уже из названия. На мой взгляд, музыкальная линия писателю не удалась вообще: то ли он не понимает альт, то ли погорячился, наделив Данилова не оттоптанными медведем ушами, запала не хватило, то ли просто не сумел положить музыку на типографские литеры.

Кроме того, Данилов - советский интеллигент, кадровый музыкант, играющий в оркестре по расписанию с 9 до 18. Данилов живет в Советском Союзе примерно в период застоя - это время имеет множество милых и не очень особенностей, известных почти любому взрослому русскому человеку, и большинство этих подробностей тщательнейшим образом В.Орловым задокументированы и описаны. Описание советского быта - интересно, но его очень много и оно очень длинно. Даже налет мистицизма и магии, которую время от времени словно извиняясь творит Данилов, мало помогают. Данилов по происхождению - полумаг. по положению в параллельной вселенной - кадровый маг, посланный на Землю творить безобразия.

В книге есть любовная линия, однако она настолько тухлая и никчемная, что, пожалуй, честнее будет ее вообще не упоминать.

В целом, оглядываясь назад, могу сказать, что книга не оставила негативных эмоций: я рада, что познакомилась с ней, однако ощутимого следа на моем мировоззрении она не оставила, а по прошествии недолгого времени она постепенно уйдет в Страну Забытых Безликих Книг.