|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Герой нашего времени - кто он? В романе таковым вступит Григорий Печорин. Но значение слова "герой" стоит трактовать как персонажа или участника, а не благородного человека, делающего что=то на благо общества. Если "Евгений Онегин" - это энциклопедия русской жизни Пушкинской версии, то "Герой нашего времени" тоже энциклопедия, но только уже по Лермонтовской версии. Проблема счастья. Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. . С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет. «Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни. Еще одна проблема того времени – проблема лишнего человека. Герой не вписывается в толпу и остается ею отвергнут. Его чрезмерная замкнутость не помогает наладить общение. В «Дневнике Печорина» автор представляет исповедь своего героя. Печорин с грустью осознает двойственность своего характера. По его мнению, в нем живут два человека, причем один из них совершает поступки, а другой — смотрит и судит его. Трагедия героя в том, что он не признается в своей душевной ущербности, а обвиняет общество и людей, поэтому везде оказывается лишним.
Григорий Александрович Печорин – центральный персонаж самого известного прозаического произведения Лермонтова. Герой молод, самонадеян, эгоистичен и честолюбив. Осознаёт свою напрасную спесь, но категорически не хочет предпринимать попытки подавления душевных восстаний и природных пороков. Именно таким Лермонтов представляет своего современника, героя времени. Все события разворачиваются вокруг Печорина. Второстепенных героев значительно больше.
Я был готов любить весь мир - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Перечитывать классическое русское произведение через 10 лет после школьного знакомства с ним - верх наслаждения. И если я могу понять, почему Войну и мир читают в 10 классе, то что мы, желторотые юнцы 14 лет от роду, могли рассмотреть и полюбить в Герое нашего времени? Психологизм романа зашкаливает. Печорин - знаток человеческих душ и манипулятивный мастер. Поэтому понять его перманентную скуку очень легко, ведь когда со стопроцентной вероятностью угадываешь реакцию человека на твой раздражитель, действительно легко захотеть ходить по лезвию ножа и издеваться над людьми и над судьбой. Вот здесь и проявляется вся горечь и отвратительность печоринского характера. Словно бы вопреки обществу и назло самому себе Печорин занимается самоистязанием, играя роль разбивателя женских сердец и умудренного жизнью, пресыщенного ей, самодостаточного нелюдима. Интригующее сочетание. И именно такой сплав характера позволяет главному герою романа играть в жизнь, потешая свое самолюбие. Игра для одного, игра в одни ворота, отравляющая жизнь всем вокруг. Но что-то людей непомерно к нему тянет. Женщины хотят излечить раненую душу и окутывают героя нашего времени любовью, мужчины хотят поставить на место и проучить заносчивого красавца. Но все они, по идее, точно так же лечат самих себя, не задумываясь о Печорине, замкнувшемся человеке с тонкой и непонятой душой. Женщинам отрадно своей любовью спасать миры, мужчинам - возвеличивать себя. Так чем они лучше Печорина? Почему именно он в их глазах козел отпущения и бездушный человек? А потому что гораздо проще найти изъян в другом, нежели в себе. И вот Печорин на поверку оказывается действительно героем. Ведь он единственный из персонажей тешит свое самолюбие, прекрасно отдавая себе в этом отчет. И видя все свои дурные стороны. Пусть сознательно их растравляя, зато открыто и честно.
Всё же зарубежная литература кое в чем, да уступает русской. Чего же в ней не хватает? А не хватает там простого и вместе с тем филигранного русского изречения, от которого невольно появляется улыбка на лице и чувствуется такой теплый и домашний уют. Чего только стоит выражение "волочиться за княжной":D И насколько же легко заразиться этой искусной манерой изречения! А что касается самого рассказа, так он умеет зацепить за живое. В нем затронуто столько трепетных душе тем! Наскучившие развлечения в жизни, конфликт поверхностного и глубокого, материального и духовного, любовь и страсть, дружба и подлость, цветение и отравление.. Герой буквально распят между А и Б. Такова жизнь. И что самое крутое в произведении, так это то, что в нем ощущается неподдельная искренность. Заметил еще одну такую любопытную вещь: эта книга, как вязаный свитер, - если попытаешься вытянуть какую-нибудь цитату, то она неизбежно потянет за собой другую ниточку.. и благо, если распутится только рукав! Вот так в ней всё взаимосвязано. Ни дать ни взять. С удовольствием перечитаю.
Роман похож на матрёшку, состоящую из нескольких романов, где автор издалека знакомит нас с главным героем, давая возможность составить своё впечатление о персонаже до непосредственно погружения в его внутренний мир.
Жаль, что последние годы жизни Печорина не были описаны. Он задавал себе честные вопросы о смысле своей жизни, и сам же отвечал на них с разочарованием в себе. Но не это ли первые шаги к исправлению своей жизни? Книге почти двести лет, а человек задаёт себе все такие же вопросы. То ли Печорин был настолько впереди своего времени, то ли вопросы не меняются. Сам Печорин пишет в дневнике, что он ни добрый малый, ни демон, а все сразу. Человек, да, который разобрался со своими эмоциями - разобрался, или подавил? - который честен перед собой, отдающий отчет в своих пригрешениях и бессмысленных, мерзких шутках и проделках. Что это, как не путь к исправлению, через который проходит каждый из нас. Печорин - Герой нашего времени хотя бы тем, что задумывается. Рефлексия, стоицизм, жизнь в собственных руках.
Живописный Кавказ! Книга понравилась, Печерин - нет. Рановато (возраст героя около 25 лет) он "разобиделся" на по его словам непонимающее его общество и с гордостью повесил на себя оправдывающие его поведение ярлыки. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Есть в нем положительные, сильные черты характера, есть негативное, где он определенный мерзавец. Если рассматривать его как личность, то для меня он в первую очередь эгоист. Печерин ожидал что общество сразу станет ему созвучно и дружественно протянет руки и понесет его? Как написал Ю.М. Лермонтов - "Печерин - это портрет составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Ну что же - каждому поколению своих Печориных!
Книга о человеке, которого считают изгоем своего времени, лишним человеком. Печорин одновременно жертва и злодей, обыкновенный человек, который не может найти своего места в жизни, и грозный демон, призванный нести горе и разочарования. |