|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Идея произведения зародилась у Эразма во время его трёхлетнего путешествия по Италии, Франции и Англии, во время которого уже известный во всей Европе учёный столкнулся со всевозможными проявлениями человеческой глупости и несправедливости. Незаконнорожденный сын бюргера, в сущности беглый монах-«бастард», Эразм долго скитался по чужим странам, жил на пенсии двух меценатов, которые выплачивались крайне нерегулярно, отчего его материальное положение постоянно было шатким. В сущности, это сыграло немалую роль в формировании личности Эразма из Роттердама, определили его дипломатическую осторожность. Когда в Германии вовсю стала греметь протестантское движение, вопреки ожиданиям, Роттердамский не примкнул к учению Лютера, но и критиковал сложившуюся к эпохе Позднего Средневековья католическую церковь. Отчего обе стороны сильно негодовали и не могли понять учёного. Так или иначе, «Похвала глупости» вобрала в себя все пороки современного Роттердамскому общества. Досталась в ней каждому сословию, и «роду людскому». Глупость царит в народной среде и придворных кругах, среди простой черни, королей и вельмож – нигде нет и полграмма здравого смысла. В этом отношении Эразм остаётся независимым, издевается над глупцами любого гуманистического лагеря. Но больше всего сатиры достаётся в разделах о купцах, философах и богословах, монахах и епископах, кардиналах и первосвященниках (главы 49 – 59). Здесь уже тон шутливости сменяется на настоящую едкую сатиру, а многочисленные примеры делают картину только ярче и показательнее. Современная голландскому учёному жизнь представлялась ярмаркой дураков. Он выразил надежду на появление гармоничного и справедливого человека. Эразм мечтал о справедливом обществе, которое назвал в честь своего друга Т. Мора – Морией, то есть фантазией. Эти надежды проходят сквозной темой через всю книгу, а саму «Похвалу глупости» уже в авторском предисловии Роттердамский посвящает «своему милому Томасу Мору». Предвидя неоднозначный отклик на своё произведение, Эразм нарочно обличает его в шутливый тон и воздаёт похвалу самой Глупости, которую возносит на пьедестал. Это не просто слова или уничижительная критика. Автор приводит в своём трактате множество весьма поучительных примеров, свидетельством большинства из которых он сам являлся. Особенно это касается дел Церкви. Кстати, вопреки предубеждению, что зародилось у меня благодаря знакомству с множеством критических очерков на «Похвалу», - посвящена книга не только и даже не столько критике церкви и буржуазии. Но всей современной Эразму Роттердамскому жизни: отношение между мужчинами и женщинами, роль детей, брака и любви, вопрос о счастье и богатстве, обратной стороне славы и успеха – кажется, нет того, чего бы не касалось едкое перо автора. Множество гравюр известного немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего, размещённые в этом издании, очень кстати дополняют впечатление от прочтения. Ниже приведу несколько. Стоит ли говорить, насколько важным в истории оказалось влияние творения Эразма Роттердамского. «Похвала глупости» всего за два 1511 – 1512 года выдержало пять изданий, разошлось в количестве 20 тысяч экземпляров, и распространило презрение к сложившейся обстановке того времени, в первую очередь религиозной. Без преувеличения, «Похвала глупости» подготовило к жизни учение Лютера, хотя Эразм и не оправдал ожиданий сторонников лютеранской церкви, ведь выступал в защиту религиозной терпимости и снисходительности.
Ежели нет ничего нелепее, чем трактовать важные предметы на вздорный лад, то ничего нет забавнее, чем трактовать чушь таким манером, чтобы она отнюдь не казалась чушью. Мой интерес к "Похвале глупости" изначально возник благодаря названию этой книги. Ведь если бы мне довелось стать автором заповедей - законно одно из первых мест заняла бы "Не сглупи!". Глупость для меня - один из самых страшных грехов человечества: как можно имея такие возможности мозга, обучения, технологий - не пользоваться ими?!.. В моем понимании "ум" намного ближе к "мудрости", хранящей в себе и чувства, и интеллект в их эффективном соединении; выступающей средоточием чувствования, которое ведет к появлению у человека выводов и инсайтов. Поэтому выдвинутые Эразмом понимание глупости, как следования чувствам, а ума, как следования рассудку, - приемлемы для меня лишь в той самой авторской форме сатиры (будь Роттердамский серьезно настроен так, наши пути не сошлись бы:)). "Похвала глупости" - это замечательный образчик сатиристической прозы, где Эразм Роттердамский в шутку рассказывает от лица Глупости, как она прекрасна, бахвалится и занимается самолюбованием этого качества. Философ использовал прикладной характер Глупости, наградив (а, собственно, она и так присуща - поэтому подтвердив) ею все слои населения: от царских особ до богословов. Кстати, богословам автор и отдал большую часть произведения - поскольку на момент написания книги эта тема была наиболее актуальной. Вообще же голландец (г. Роттердам - отсюда и имя) в "Похвале глупости" очень близко познакомил читателя с самой этой категорией (Глупость представилась, не поскромничав, сообщив нам обо всех своих корнях вплоть до греческих богов: замешаны в ее рождении, как оказалось, очень многие (отец Плутос (богатство), мать Неотета (юность), нимфы Метэ и Апедия (опьянение, невоспитанность), не обошлось и без воспитания лестью (Филавтия), безумием (Анойя) и даже непробудным сном (Негретос Гипнос) и мн.др.)), описал нам практически все проявления этой дамы (и заметьте, все похвально сквозь скрытую, будто бы, насмешку). Потихоньку от расписывания достоинств глупцов Эразм перешел к упрекам в сторону мудрецов (все то же - через призму сатиры), которые несчастливы будто в отличие от дураков. Но - мудрец - не пессимист, мудрец - реалист, имеющий представление о том, что возможно всё и знающий каким образом можно этого достичь. И вот после волны нападок (помним о сатире) на мудрецов Роттердамского, как говорится, понесло - читатель ознакомился едва ли не со всеми существующими уже на момент написания произведения богословами - все намеки Эразма были столь прозрачны, что даже иногда удивляло, как не попал он в немилость благодаря своему острому, как лезвие, языку. Однако неудивительно, что именно в религиозных вопросах нашла свой расцвет Глупость - кто так же неумно, почти не скрыто, может и имеет власть обманывать людей, как не поп, священник, пастор, слышащий, будто, голос Самого Его? Прибавлю здесь маленькое собственное замечание - я знаю, что Бог (Высшая сила) существует, но Библию не считаю относящейся к нему - она написана людьми, а я слушаю в этом вопросе исключительно свою душу, через которую получаю божьи послания, но никак не равных мне существ:) Но вернусь к Глупости - чем больше хвалебных строк Эразма Роттердамского, посвященных ей, было прочитано - тем усиливалось чувство необоснованного бахвальства этой человеческой черты, правящей, к сожалению, в социуме. Ум и мудрость - это видеть, признавать и уметь жить с проблемами и горестями; глупость - это жить в иллюзиях, отрицая и вытесняя неприятное в окружающей реальности. Недаром говорят "простота - хуже воровста", глупости проще захватить не только "неокрепшие умы", а и умы мудрецов, нежели настоящему уму-мудрости. Глупости достаточно открытости; мудрости необходимо намного больше - комплекс готовности к разочарованиям, к обучению, умения учиться и признавать несовершенство мира и т.д., и т.п. Тем не менее, я продолжаю выбирать мудрость - я не ищу легких путей! А ты?
"Похвала Глупости" - прозаическая ода, в которой Глупость воспела саму себя: "кому, как ни Глупости стать трубачом собственной славы? Ведь неблагодарные смертные, охотно пользуясь ее благодеяниями, в продолжении стольких веков не удосужились воздать в благодарственной речи похвалу Глупости". Книга начинается с рассказа Глупости о своей родословной, постепенно переходя в сатиры на реальный мир, выставляя совсем с другой стороны те явления, которые все привыкли осуждать. Понятное дело, что все приведенные аллегории не стоит воспринимать буквально (это испортит впечатление о книги), а нужно отнестись с иронией =) Тогда прочтение данного произведения пойдет на пользу и научит видеть что-то новое в обыденных ситуациях. Сатира Роттердамского до сих пор имеет большой успех по всему миру и продолжает оставаться памятником средневековой литературы.
Это тонкая, изящная и очень точная сатира. Эразм Роттердамский, высмеивая пороки толпы, будто бьёт хлыстом, издевается над каждым и, в том числе, над самим собой.
Подумать только, книга написана более 500 лет назад и она до сих пор актуальна! О провидец, о Эразм! Хорош чертяка! Книга оказалась настолько хороша, что я решил перечитать её заново и выписать впечатления, которые появлялись в отдельные моменты чтения, что бы потом их посмаковать.
Вот так вот стараешься всю жизнь: изучаешь античную литературу, собираешь пословицы, переводишь библию, специализируешься на умных трактатах, и однажды так "чисто по приколу" напишешь пока гостишь у друга, в перерывах между беседами, за пару дней сатирическое хвастовство, и вот прошло несколько столетий, а все только его из твоих трудов и знают.
Возвращаясь из Италии в Англию и думая о своем близком друге (Томас Мор) он решил скоротать время и написать шуточную хвалебную оду Глупости - Мории (сходное с фамилией Томаса Мора). Как оказалось, такие шуточные похвалы были не новинкой. Сам Эзрам Роттердамский писал: Поликрат написал похвальное слово Бусириду, которое затем исправил Исократ, Главк восхвалял неправосудие, Фаворин – Терсита и перемежающуюся лихорадку, Синесий – лысину. Лукиан – муху и блоху, Сенека сочинил шуточный апофеоз Клавдия, Плутарх – разговор Грилла с Улиссом, Лукиан и Апулей – похождения осла и уже не помню кто – завещание поросенка по имени Грунний Корокотта, о чем упоминает св. Иероним Прочитав аннотацию, невозможно понять о кем эта книга, однако, я решила рискнуть и приобрела ее на Лабиринт.ру и была неожиданно удивлена форматом. Возможно, это моя невнимательность, потому что на сайте были и размеры и фотографии. Но меня зацепило название. Решила ее с собой взять в отпуск, потому что она влезла в боковой кармашек (именно кармашек) рюкзака. Открыв ее, я поняла, что это произведение было написано аж в далеком 1509 году, однако, дочитав до конца, я поняла, что оно актуально сейчас как никогда. Повествование ведется в виде монолога самой Глупости, которая выступает на многолюдном собрании в свою защиту будучи женщиной среди мужчин (не забываем, что это начало XVI века). Она доказывает всем, что ее влияние на род человеческий недооценен, что она лучше всех остальных богов заботится о человечестве, что под ее влияние попадают все без исключения: от старых безумцев до Богов Олимпа. Ее верные слуги помогают: Вот эта, с горделиво поднятыми бровями, – Филавтия. Та, что улыбается одними глазами и плещет в ладоши, носит имя Колакии. А эта, полусонная, словно дремлющая, зовется Летой. Эта, что сидит со сложенными руками, опершись на локти, – Мисопония. Эта, увитая розами и опрысканная благовониями, – Гедонэ. Эта, с беспокойно блуждающим взором, называется Анойя. Эта, с лоснящейся кожей и раскормленным телом, носит имя Трифэ. Взгляните еще на этих двух богов, Замешавшихся в девичий хоровод: одного из них зовут Комос, а другого – Негретос Гипнос. С помощью этих верных слуг я подчиняю своей власти весь род людской, отдаю повеления самим императорам. Кстати, все эти блоги и богини действительно есть в мифологии. Однако Глупость, которую латиняне зовут Стультицией, а греки Морией, совсем не печалится и не требует ей поклонения, подношений, молитв и жертв. Она уверена, что ей, как никому другому поклоняются итак, даже если они сами этого отрицают. Прочитав эту похвалу, я убедилась, что глупость, в том или ином проявлении, - это своего рода буфер, щит, который укрывает нас от суровой реальности. Без глупости не было бы браков: Скажите по совести, какой муж согласился бы надеть на себя узду брака, если бы, по обычаю мудрецов, предварительно взвесил все невыгоды супружеской жизни? Какая женщина допустила бы к себе мужа, если бы подумала и поразмыслила об опасностях и муках родов и о трудностях воспитания детей? Но если жизнью мы обязаны супружеству, а супружеством – Глупость делает старость веселей, а стариков беззаботнее: ...кто согласится водить знакомство со стариком, который, наряду с приобретенной за долгие годы опытностью, сохранил полностью силу духа и остроту ума? Лучше уж ему, право, стать дураком по моей милости. Это избавит его от тяжких забот, которые терзают мудреца. Благодаря мне он еще считается недурным собутыльником. Он не испытывает пресыщения жизнью, столь мучительного в более молодом возрасте. Дружба в конце концов - это, оказывается, тоже влияние Глупости:
Глупости подчиняются цари и императоры, их придворные, священники, купцы, политики, философы, путешественники, юровдивый, художники, ремесленники и т.д. и т.п. Книга мне понравилась легкостью, юмором и открытостью автора. Здесь раскрываются многие до абсурдности понятные, но не признаваемые людьми, деяния, совершенные под эгидой Глупости. Глупость - это не плохо. Иногда, глупость - это необходимая пилюля от обыденной, порой скучной, иногда суровой, часто несправедливой и суровой реальности.
Сколько юности, сколько жизни и радости в письме Томасу Мору, для которого написана, которому посвящена (и подарена) "Похвала глупости"! И сколько жизнерадостной едкости в самом тексте "Похвалы" — если бы за шутливыми строками не пряталось столько ума (да ладно, пряталось - выпирает оно оттуда), то и не подумалось бы, что человеку скоро сорок стукнет.
Такую Литературу надо читать имея определенный жизненный опыт, а то можно дров наломать. Например, как посылом Алистера Кроули - делай что хочешь.
|