Доктор Фаустус, размер 165x107x21 мм

"Доктор Фаустус". Значительнейшее - и масштабнейшее произведение Томаса Манна. Классическая история гения, продавшего душу дьяволу, вписанная в историю Германии переломной эпохи - первой четверти минувшего века.

Автор
Издательство Астрель
Серия Классическая и современная проза
Язык русский
Год 2011
ISBN 5-17-022471-0 978-5-17-022471-5
Переплёт мягкий
Количество страниц 608
Размер 165x107x21 мм
Объём 1
Количество томов 1
Формат 70x90/32 (107x165 мм)
192
Нет в наличии
с 3 февраля 2020
Размер: 165x107x21 мм
История цены:
Средний отзыв:
4.2
* * * * *
Доктор Фаустус
3 5
* * * * *

Сенсация: Томас Манн и Лион Фейхтвангер - один и тот же человек!

Те же невероятно долгие рассуждения на тему войны, нацизма, немецкой народной идеи и самоопределения немцев, как расы. И все пережевывается и туда и сюда и обратно, перетирается в мельчайших подробностях, и книга кажется такой длинной и нудной, хотя она на самом-то деле даже совсем не длинная (по количеству страниц).

Ах да, чуть не забыла сказать: так как это очередная трактовка биографии легендарного доктора Фауста, то автор еще иногда вставляет между самоопределением и войной куски мучительно подробнейшего жизнеописания известного композитора, которого считает аналогом доктора Фауста.

Сколько же страниц занимают описания детских музыкальных занятий, представить страшно, а невероятный объем главы про визит дьявола к главному герою и их разговор я вообще молчу.

#хваланебесам, как и в классической истории, дьявол дал главному герою ограниченное количество времени до того момента, как он заберет его жизнь/дущу, и автор почти уверен, что главный герой умрет, из чего следует, что книга когда-нибудь все-таки закончится (если читатель не умрет раньше).

А вообще шучу. Книга серьезная, хорошая, в ней много описания и объяснения музыки (если вы музыкант, то будет интересно) и куча-куча всяких мудрых мыслей в блокнотик цитат. Ну и ключ к пониманию немцев как расы.

#советую

Доктор Фаустус
3 5
* * * * *

Кто же знал, что одновременно рассказывать о сделке с дьяволом и осуждать нацизм можно так скучно. Ни Гёте с Булгаковым, ни Бёлль с, например, Ремарком, меня к такому не готовили. На самом деле, всерьез оценить Манна, думаю, смогут только отчаянные его фанаты, готовые разбирать каждую строку и читать десятки томов критики, чтобы приблизиться к пониманию задумки, либо студенты филологических факультетов; одному и без любви - это неподъемный труд. Основная мысль-параллель видна невооруженным взглядом: Адриан и Гитлер, Апокалипсис и Третий Рейх, тут даже очень сильно не стараясь все понятно. Зачем были нужны остальные сотни тяжеловесных, извращенчески-цветистых, вычурных и замудренных страниц, и десятки героев, каждый со своей, подробно разжеванной судьбой, мне осталось совершенно непонятным, вот тут бы пригодились или любовь к автору, или грядущий зачет, без них - спасибо, что вы кончились, больше не надо, все равно ни монетки в копилку картины происходивших в 1900-1930-х перемен в немецком обществе душевные страдания и любовные приключения толпы буржуа не прибавили.

Но основная моя проблема с Доктором - я ему не верю ни на гран. Осмысление Манном нацизма ровно такое же, как и у Рекарка - со стороны. Я не совсем понимаю, почему это вообще считается взглядом немца на нацизм - это взгляд на нацизм эмигранта, уехавшего из страны до основного ужаса, чем же он тогда отличается от взгляда англичанина или испанца, если основная часть событий наблюдается так же из-за границы? Собственно, поэтому и в Докторе все такое отстраненное - грядет кошмар, Германия, покайтесь, немцы, вы создали чудовище, а я что, я ничего, я в стороне. Похоже, в поисках взгляда на Рейх изнутри Рейха можно было начать и остановиться только на Генрих Бёлле, правдивее и искреннее все равно пока на моем читательском пути никто не встретился.

Доктор Фаустус
4 5
* * * * *

Прочитала роман Томаса Манна "Доктор Фаустус ".
Написано очень сложно и многословно там, где о музыке и о каждом новом вводимом в повествование лице.
Этот роман написан другом о друге, вместе росли, учились, взрослели, Серенусом Цейтбломом (от его лица написано данное жизнеописание музыканта Адриана Леверкюна ).
Согласна, это произведение, скорее всего, будет ценным для тех, кто связан с музыкой, знатоки-музыканты сразу поймут и оценят многочисленные профессиональные отступления. Я же, дилетант в области музыки и поэтому меня увлекла другая составляющая романа - нравственная.
Во-первых, меня поразила пожизненная преданность и во многом самопожертвование одного к другому, Цейтблома к Леверкюну - это потрясающе!
А во-вторых, я не согласна с автором, это конечно, наглость с моей стороны, так высказываться, но это моё вИдение прочитанного. Не согласна с тем, что А.Леверкюн продал свою душу дьяволу, я увидела и почувствовала по-другому: сам дьявол давно наметил к себе в "добычу " душу Леверкюна, с его юности, когда стало очевидным незаурядность Адриана, в его познаниях, суждениях, огромных способностях во всех сферах и особенно в математике и музыке, которые, он, в будущем, связал для себя воедино. И во всём видеть комичность, какую-то пародийность ( думаю, такое, не всегда, к месту ). Это со стороны умственных способностей.
Со стороны поведения - это был своеобразный человек, высокомерный, мало эмоциональный и мало кого любящий.
Произведение объёмное, в моём электронном варианте - 1310 стр. Это я к чему, к тому, что во мне боролись два желания: бросить чтение и дочитать. Дочитала и нет никакого удовлетворения, а поняла это, когда взяла в руки сборник повестей и рассказов В.Тендрякова, начала читать рассказ "Люди или нелюди ", в котором каждое слово находило отклик в душе и понимала, что вот он "праздник в чтении! ". А может, как раз и нужны такие разнополярные авторы и произведения, чтобы чувствовать разницу?

Доктор Фаустус
4 5
* * * * *

Три раза я брался за эту книгу, потому что не мог бросить эту историю, не мог отказаться от удовольствия прочтения текста Томаса Манна. Его стиль повествования, неповторимый и уникальный, увлек меня с самого начала, но ввиду будничных дел и проблем мне приходилось отвлекаться, но я возвращался, возвращался снова. Этот воздух старых фолиантов и деревянных корпусов скрипок иногда заставлял меня откашливаться или вовсе протирать глаза, но я продолжал читать, поддаваясь искушению интереса. Мне хотелось узнать, чем все закончится, в чем весь смысл написанного произведения.
Замысел романа прост - герой-рассказчик пишет биографию своего любимого друга, композитора Антуана Левюркина. Как и любая биография, данная книга повествует нам о детстве, молодости, зрелости и смерти творца, но подана она под соусом иногда просто невыносимой любви. Герой-рассказчик превозносит главного героя: каждый его шаг, каждое его движение, каждое дыхание, - из-за этого повествование достаточно сложно принимать, как объективное, но не только в этом состоит сложность.
Основа произведения - рассуждение, не повествование. Жизнь Антуана Левюркина неинтересна с обывательской точки зрения, потому что нет никаких интересных явлений, поворотов событий и т.д. Манн рассуждает обо всем, что возможно: о музыки, о религии, о истории - обо всем. Пять шестых книги - мысли великого писателя, и этим произведение знаменательно и значительно в мировой культуре.
Я. Дочитал. Я. Счастлив.

Доктор Фаустус
4 5
* * * * *

Дочитала книгу спустя год, так как далась она мне нелегко, да и мое музыкальное образование сводится к урокам в школе, а читать множественные ноты или описание страстной любви к музыке Адриана Леверкюна не вызывало у меня никаких эмоций.
Единственное, за что я благодарна Томасу Манну, так это за то, что он позволил взглянуть на все военные события глазами немцев. Ведь никто не задумывался об отношении немцев к тому, что совершает их народ во время Первой и Второй Мировой Войны. Все привыкли осуждать и ненавидеть их за жестокость и негуманность по отношению к другим, но что чувствовали при этом сами немцы? Каково им было, если им нечем оправдать свою страну за содеянное?
Бесспорно великое, значительное произведение
Книгу должен прочитать каждый, но с увесистым багажом знаний, потому что не эрудированному человеку ее будет очень тяжело читать, либо он просто не поймет.
Факты о писателе:
-Томас Манн обладатель Нобелевской премии по литературе.
-Считал своими учителями русских писателей- Толстого и Достоевского.

Доктор Фаустус
5 5
* * * * *

«Доктор Фаустус» Томаса Манна – одна из самых сложных книг, которую мне до сих пор доводилось читать. При этом, сложна она оказалась и в плане чтения, и в плане понимания (по крайней мере, для меня). Но обо всём по порядку.

В романе «Доктор Фаустус» рассказывается о жизни – от рождения и до самой смерти – талантливейшего композитора Адриана Леверкюна, который ради достижения заоблачных вершин на творческой стезе заключил договор с дьяволом. Параллельно с этим автор ведёт ещё одну линию – историческую, в которой скрупулёзно отображает немецкое общество, его веяния и нравы в период с конца 19 века и вплоть до поражения во Второй мировой войне. В результате получается поистине масштабнейшее полотно!

Читая эту книгу, я словно купался в солёных морских волнах: она то бесконечно захватывала меня, пробуждая огромных интерес к происходящему, то бросала в бездну скуки. И так раз за разом, десятки подъёмов и падений довелось мне испытать наедине с этой книгой. И тому есть оправдание.

Во-первых, «Доктор Фаустус» действительно весьма непрост для понимания; к его прочтению нужно подходить, имея за своими плечами уже изрядный багаж знаний. Описания чего бы то ни было практически всегда чрезвычайно загружены смыслом, рисующим глубочайшую картину «кайзерсашернской Германии» (Кайзерсашерн – «Прах кайзера» – это вымышленный город, родом из которого и рассказчик, и Адриан Леверкюн). Мне как никогда часто приходилось возвращаться и перечитывать даже не целые абзацы, но целые страницы.

Во-вторых, весьма нелегко одолеть 700-страничное произведение, в котором практически напрочь отсутствуют диалоги, а иные абзацы описаний растягиваются на страницы. Открываешь книгу, а перед тобой геометрически правильное прямоугольное полотно из слов.

И, наконец, третье, являющееся сугубо мой личной проблемой, тогда как для кого-то это может быть даже дополнительный плюс. Так как произведение рассказывает о жизни композитора, то нетрудно догадаться, что время от времени речь будет заходить о музыке. Но не всё так просто: музыкальной теории будут посвящены целые главы. Мне же, как человеку бесконечно далёкому от музыки, было, мягко говоря, несколько неинтересно это читать, ибо я даже банально не понимал значение большинства музыкальных терминов, тогда как Томас Манн, судя по всему, считал, что они известны любому образованному человеку. И мне стыдно признаться, но: нет, не любому.

Несмотря на то, что выше я привёл множество минусов «Доктора Фаустуса», есть у него и один огромный плюс, запросто перекрывающий весь остальной негатив: оно гениальное! И это не пустые слова. Действительно, далеко не часто удаётся встретить столь глубокое, проработанное до мельчайших деталей произведение. Читая его, ты будто бы беседуешь с гораздо более умным человеком, чем ты сам. А это всегда полезно.

Доктор Фаустус
5 5
* * * * *

Сложно читать о контрапунктах, фугах и др. музыкальных терминах не посвященному в тонкости музыкостроения человеку. Однако Манн смог передать жизнь и внутреннее томление Леверкюна со всеми ее тонкостями и перепетиями. Подмечая тонкости его становления, Манн описывает и его внутренние терзания по разным жизненным вопросам.
Особое внимание стоит уделить и времени событий: до военное, военное и после военное. Не обычно и взгляд на войну...

Общее впечатление при этом - замечательная книга, сложная в прочтении, однако очень запоминающаяся и долго не "отпускающая"

Доктор Фаустус
5 5
* * * * *

Сложный роман, чрезвычайно сложный, давшийся мне с огромным трудом. И теперь, когда последняя страница закрыта, я понимаю, что придётся перечитывать его ещё не раз, чтобы до конца понять его, если это, конечно, возможно.
Итак, что же для себя я вынесла при первом знакомстве с «Доктором Фаустусом»? Главный герой – композитор Адриан Леверкюн, совершивший, как и его литературный прообраз Фауст, сделку с Дьяволом: ему дана возможность создавать гениальные музыкальные произведения в обмен на невозможность выражать какие-либо человеческие чувства как в творчестве, так и в жизни вообще – будь то любовь к женщине, к ребёнку или просто доверительное отношение к другу. В противном случае следует смерть того, к кому Леверкюн испытал какие бы то ни было чувства. Так и проходит жизнь Адриана, пока он окончательно не сходит с ума. Понимая ущербность (в чувственном плане) тех произведений, которые он теперь вынужден создавать, Леверкюн испытывает тяжелейшие душевные страдания, сродни тем страданиям, которые испытывала Русалочка, лишившись своего хвоста (не случайно образ Русалочки лейтмотивом проходит через весь роман).
Но вот что интересно ещё. Историю Леверкюна рассказывает его ближайший друг, профессор словесности Серенус Цейтблом. И начинает он воспроизводить историю жизни своего несчастного друга в то время, когда близится крах Германии во Второй мировой войне. Сам рассказчик даже подчёркивает, что между трагической судьбой немецкой нации, потерпевшей катастрофу в 1945 году, и судьбой Леверкюна, продавшего душу Дьяволу, существует прямая связь:

«Как странно смыкаются времена – время,в котором я пишу, со временем, в котором протекала жизнь, мною описываемая».

Можно было бы ещё порассуждать на тему идей Ницше, нашедших отражение в мировоззрении главного героя (ницшеанство героя как свобода от «разъедающих сомнений»), но, как мне кажется, это тема настолько обширная, что в рамках рецензии ей будет тесно.

Доктор Фаустус
5 5
* * * * *
Из художественных приемов Манна нельзя не отметить его виртуозную технику визуализации музыки – он ее рассказывает, вместо того, чтобы петь или играть, он превращает звуки в печатный текст, подобно тому, как Бетховен записывал свои произведения не нотами, но словами. И Шенберг, по моему, совершенно напрасно обиделся на Манна за то, что тот позаимствовал у него для своего героя двенадцатитоновую технику композиции. Не мне встревать в конфликт двух гениев, но только вряд ли бы австрийский композитор сумел написать «Доктора Фаустуса», даже если б позаимствовал идею у автора, а вот Манн шенберговское изобретение очень даже в дело пристроил, да еще в такой необычной манере. Авторские права, конечно, святое, однако мировая культура от подобной эклектики явно выиграла.
Доктор Фаустус
5 5
* * * * *
Аполлон – это не холодное мраморное изваяние, а опасная сверхмощная энергия, о которой не надо забывать, с которой стоит считаться, как с одной из сил, движущих цивилизацию. В каком направлении? Томас Манн в своем романе «Доктор Фаустус» описывает этот путь и эту энергию во всех ее многочисленных ипостасях на примере судьбы композитора Адриана Леверкюна.
Что за судьбу выбирает смертный, следуя за златокудрым богом в выси чистого духа, чистого разума, чистой гармонии? Какая награда ждет поклонников Аполлона? Вот что пишет об этом знаток греческой (и не только) мифологии А. Л. Антипенко в книге «Путь предков»: «Он обещает своим почитателям славу, однако слава эта всегда оказывается несовместимой с жизнью». Об этом и слова героя романа Томаса Манна – молодого Леверкюна: «Скажи, что, по-твоему, величие? Мне думается, оно страшновато, и выстоять с ним с глазу на глаз – это испытание мужества. Да и можно ли вообще выдержать его взгляд? Нет, нельзя, оно тебя пригвождает».
Но жажда величия, как сияние солярного бога, манит Леверкюна, а музыка – это тот путь, который сделает его великим, потому, что она «Свидетельство действенной силы – отнюдь не абстрактной, хотя и беспредметной, действенной силы во всей ее чистоте, как бы разлитой в эфире…»
Как истинно аполлонический герой (у Аполлона, как известно, отношения с богинями не складывались, он предпочитал юношей) Леверкюн избегает мира женщин (коснувшись которого лишь однажды, он получил неизлечимую и коварную болезнь, названием которой Манн даже не захотел осквернять свой текст), и полностью отдает себя музыке, избрав жизнь композитора-отшельника.
Наслаждаясь текстом романа, столь же красивым и возвышенным, как и его главный герой, мы поддаемся аполлонической магии беззвучной музыки, которая как засушенная бабочка уже не порхает, но восхищает энтомолога красочными узорами мертвых крыльев.
Как начинается творчество жреца Аполлона – Адриана Леверкюна, как оно достигает своего пика, и что происходит потом, можно проследить по описаниям его музыки, которыми наполнен роман Томаса Манна (музыка не в виде нот, а в виде слов – это гениальное новшество писателя).
С непревзойденным мастерством, с виртуозной яркостью писатель дает нам возможность проследить путь искусства ради искусства, создания музыки, отрешенной от земных страстей, которая от «сверхутонченности» и «затейливо-тонкого звукового гротеска» доходит до «люциферовской сардоники», «воя в качестве темы», «адского хохота, вобравшего в себя и крик, и тявканье, и визг, и блеянье…».
Слава композитора Леверкюна была близка, но другая награда лучезарного Аполлона – смерть опередила славу.
Воспоминание о Леверкюне герой Манна – филолог Серенус Цейтблом, пишет во время второй мировой войны под сводки с полей сражений. Награда Аполлона досталась и Германии в конце пути к мировому господству.
«Германия, с лихорадочно пылающими щеками, пьяная от сокрушительных своих побед, уже готовилась завладеть миром в силу того единственного договора, которому хотела остаться верной, ибо подписала его собственной кровью. Сегодня, теснимая демонами… она свергается все ниже и ниже. Скоро ли она коснется дна пропасти?»
Прекрасен Аполлон: тонкий профиль, золотые кудри, кифара… но серебряные стрелы всегда попадают в цель, и живое становится неживым.



Доктор Фаустус
3 5
* * * * *
ОЧЕНЬ тяжелое чтение! Роман перегружен музыкальными и философскими терминами.
Чтение скорее для филолога, чем для простого читателя.