Die Leiden DES Jungen Werther, размер 110x169 мм

Die Leiden des jungen Werthers gehört zu Goethes bekanntesten Werken. Der Briefroman handelt von der Geschichte einer unglücklichen Liebe, die tragisch endet. Als "Die Leiden des jungen Werther" 1774 erschien löste der Roman nicht umsonst eine regelrechte Lesesucht aus. Ein unvergleichliches Stück Weltliteratur, welches bis heute den Lesern ein Gefühlsfeuerwerk beschert.

Автор
Издательство Cornelsen
Язык немецкий
ISBN 978-3-464-60959-0
Переплёт мягкий
Количество страниц 112
Страна-производитель Германия
Размер 110x169 мм
Длина 110мм
Ширина 169мм
Высота 7мм
Объём 1
Количество томов 1
352
История цены:
Средний отзыв:
3.8
* * * * *
Die Leiden DES Jungen Werther
5 5
* * * * *

Впечатление от книги у меня раздвоилось: одно у меня бурлило во время чтение, второе кристаллизировалось после.
Объем книги совсем небольшой, но сколько эмоций сконцентрировано! Во время чтения меня жутко бесил главный герой. Я с ужасом поняла, что мне не чужд цинизм. Но как, как?! можно так поехать крышей? Ведь неплохой парень, рисовал себе мирно под липами, был щедр и умом выше среднего. Как же угораздило тебя так! Во что ты превратился! Эти постоянные слезы от всего подряд. Как истеричная барышня ведет себя мужчина и смотреть на это без раздражения крайне тяжело.
Остальные герои, к слову, тоже позитива не вызывали. Да и сама ситуация какая-то странная: никто не виноват, а все страдают, и за всех сразу неудобно почему-то.

На самом деле, нужно было время. Пока страсти (мои) успокоились и я с удивлением обнаружила, что стала относиться к Вертеру с сочувствием. Мне не близки его идеи, отношение к миру. И совершенно не принят мной его позитивный настрой в отношении суицида (тем более в плане вопроса веры). И все же, это очень живой человек. На фоне всего остального мира условностей, классового разобщения и прочих проблем современного для Гете общества , которые он так драматично изобразил в этой истории, Вертер выглядит слишком ярким, энергичным, слишком человечным. Именно потому он и кажется во всем "слишком" - это не сам по себе он такой, это фон непередаваемо сер и уныл. И вся история напоминает картину: человека окружают железобетонные стены (условностей, придуманных самими людьми) и этот самый человек не видит никакого способа в это пространство вписаться. И, естественно, он для себя рассматривает только один выход - просто не быть здесь. Уйти туда, где всё иначе. Потому для него и существует та, другая, жизнь, в которой они все встретятся. а на этой он поставил крест. И это печально - для многих людей ситуация не поменялась с тех пор. Не все могут найти в себе силы быть сильнее обстоятельств.

Книга очень грустная. Но прекрасная.

Die Leiden DES Jungen Werther
4 5
* * * * *

Разумеется, не так взывает роман к потенциальному читателю, как его история, а она у «Страданий юного Вертера» очень даже интересна. Речь, естественно, идет о волне подражающих самоубийств, прокатившейся по всей Европе после выхода книги в свет и впоследствии окрещенным «Эффектом Вертера». Что немаловажно, «Эффект Вертера» стал научно-подтвержденным феноменом.

Роман носит автобиографический характер, Гёте взял немного личного опыта отношений с одной фройляйн и самоубийство своего друга Иерузалима вследствие неудавшихся отношений с замужней фрау и сотворил вот такое вот произведение, описанное живописным языком молодого Вертера в его письмах к своему другу Вильгельму.

Сейчас, когда сентиментализм в отношениях отошел на задний план, роман не вызывает, наверное, того чувства у читателя, когда подобный стиль отношений (наряды, балы, прогулки по цветущему саду, совместная игра с детьми) был повсеместен, а потому читается с некоторым скептицизмом.

Die Leiden DES Jungen Werther
4 5
* * * * *

С самого начала меня очень интриговала эта книга. Настольная книга Наполеона, от неё покатились целые волны самоубийств. Уже с большим предвкушением брал эту книгу и мечтал, когда же я её прочту.

Но вот эмоции от "Вертера" САМЫЕ неположительные. Точнее, не к книге, а к главному герою - книга сама по себе превосходна. А вот его мне очень хотелось застрелить собственноручно. Ибо его постоянное нытьё и нюни просто выводили меня из себя. Вертер страдал буквально от всего - от "несчастной" любви и до чтения книг. Он прямо таки купался в своём мазохизме (и в садизме к читателю - как в очень остроумном комментарии к подобной рецензии). Вот дайте только повод - и герой обязательно пострадает, повздыхает и поноет в письмах к своему брату. И что самое главное - эта книга стала прекрасным очистителем мира от подобных же страдальцев. Но думаю, Наполеон носил с собой эту книгу, чтобы напоминать себе - каким быть ему совсем не нужно.

Die Leiden DES Jungen Werther
3 5
* * * * *

Книга оформлена как письма главного героя - Вертера - главным образом своему другу. В них он излагает свои мысли, чувства, переживания... Меня совершенно не тронувшие. Герой настолько сильно накручивает жалость к самому себе, культивирует, подпитывает собственные страдания... Что это в лучшем случае вызывает некоторое презрение, возможно, из-за того, что люди сейчас очень любят выставлять свои беды напоказ и возводить их в абсолют.

Вертер страдает от любви к девушке, которая уже помолвлена, возводит её на пьедестал, к которому уже не смеет и руки протянуть. И всем она хороша, любит братьев и сестричек, добродетельна, рассуждает о литературе, которая нравится нашему герою... Но снисхождение, с которым относятся к его чувствам объект обожания и её жених, не вызывает приятных эмоций.

Финал подходит как-то слишком на мой вкус рано и, наверное, является логичным завершением истории, но для меня лишь становится последим гвоздем в крышку гроба этой книги.

Не знаю, может, кого-то это произведение и тронет, но, к сожалению, не меня

Die Leiden DES Jungen Werther
3 5
* * * * *

Внимание спойлеры! Очень приятно когда автор думает о читателе и особенно когда называет его своим другом. Не все писатели могут так расположить к себе. Но Гёте это удалось. Он не только мило побеседовал с читателем, но и рассказал интересную хотя уже и наивную историю. Подобных книг на тему самоубийства от несчастной любви очень много. Возможно эта первая из них. Главный герой Вертер испытывает сильные любовные чувства к женщине по имени Лотта. Эти чувства, увы, безответны. И вместо того чтобы уйти в работу или найти другую женщину, главный герой начинает по-маньячески её преследовать и искать частых встреч с ней. Не добившись её, главный герой думает, что единственный выход из положения - смерть.
Вертер определённо глупый человек. Возможно, это всё молодость.

Die Leiden DES Jungen Werther
5 5
* * * * *

Тяжело было читать о мучениях человека и жаль его. Понравилось открытое, гуманное и сочувственное отношение книги к самоубийству, без ханжества, без презрительной грубости, без трусливой избегательности. Ситуация как с любовью героя, так и с его светскими трудностями, и с иными его печалями напомнила вечные истории - элементарные и повсеместные, но от этого не менее тяжело переносимые человеком. Понравилось правдоподобие того, как развиваются и произрастают деструктивные мысли героя, того, как его пытаются лечить от любви "трудом" или разлукой, того, как вообще беспомощны люди бывают перед своими и чужими горестями и стремлениями. Параллельные мелкие истории такие же живые и печальные, как история самого Вертера, и столь же открытые и не ханжеские.
Книга понравилась. За эту человечность, прежде всего.
Люди зачастую чванятся тем, как хорошо они умеют справляться с жизненными горестями и сбегать из жизненных ловушек, а на самом деле ничего такого они не умеют.

Die Leiden DES Jungen Werther
4 5
* * * * *

Первый раз я читала «Страдания юного Вертера», когда училась в университете. У меня был отдельный курс, посвящённый немецкой классической философии. То есть семестр должны были прицельно изучаться Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг и Фейербах (для тех, кто в теме — да, про необходимость вносить в этот список последнего можно и нужно спорить). Так задумывалось. В итоге мы семестр читали одного только Канта, а по остальному пробежались. То есть читали частично. Потом Гегеля, которого тоже читать можно семестр, мне пришлось дочитывать в рамках изучения философии права. Там как-то время было, всё сложилось. Но это совсем другая история. Короче говоря, в то время я была совершенно поглощена Кантом и какие-то вещи просачивались в мою реальность именно из-за него.

Так было и со «Страданиями юного Вертера». Читала в связи с Кантом. Потому что они с Гёте жили в один период, потому что имели друг о друге представление, потому что Гёте знакомым писал о некоторых своих взглядах, полемизируя в этих письмах с кенигсбергским философом. А мне все это было интересно.

К чему я это? Да к тому, что я пришла к «Страданиям юного Вертера» с разумом, а не с чувствами. Мне нужно было знать, что там думал Кант про возможность цели у искусства и природы, что об этом думал Гёте. Меня занимала телеология, каузальность и прочее, не имеющее ничего общего с размышлениями о страданиях самих по себе. Я взяла в руки книгу Гёте не для того, чтоб пораскачивать чувственность, эмоциональность. Не для того, чтоб справиться с какой-то собственной неразделенной любовью.

Книга мне тогда понравилась. В контексте моих исканий она меня удовлетворила. Тем интересней было прочесть ее спустя немалое количество лет. И не только из-за того, что теперь я смотрела на Гёте, а не на Канта, но и потому, что, как мне казалось, я смогу больше увидеть в ситуации главного героя. Уверена, что чем объемней личный опыт человека, тем больше нюансов «Страданий юного Вертера» будет ему открываться. И если когда-то я видела только мужчину, влюблённого в замужнюю женщину, не справившегося с собой и совершившего суицид, то теперь я хорошо понимаю, что описанное Гёте не настолько прямолинейно.

Если видеть описанное в свете «полюбил замужнюю — застрелился», то можно легко обвинить героя в экзальтированности. Можно даже сказать, что он — дурак. Я шутливо про старость говорю, что старость — когда у тебя партнёров будет явно меньше, чем было. И если кого тошнит от такой формулировки, то можно серьёзней сказать, что старость — когда твоего «было» больше, чем твоего «будет». Так вот у Вертера этим «будет» можно ещё объесться. Нам и название дает понять, что он молод. В этом случае какая-то там замужняя женщина не должна становиться кем-то таким, кто уничтожает. Тогда можно было бы считать, что накал страстей не адекватен ситуации. Ведь у Вертера нет острой, точечной ситуации для самоубийства. История разворачивается, занимает не так уж и мало времени. Значит, Вертер должен был быть втянуть ситуацию, которая его вращала, вращала, вращала. Без возможности выбраться из неё каким-то менее радикальным способом. Там же, где есть простая невзаимность, там боль есть, а вот сохранения стабильно высокого уровня страдания нет. Со временем боль уменьшается, рассасывается.

У Гёте в книге повод для суицида был. Его главный герой познал нечто более изощрённое, чем невзаимный интерес к замужней женщине.

Вертер предстаёт перед нами человеком, который достаточно приятен и который нравится разнообразным людям. При этом сам он не такой уж коммуникабельный и у него не наблюдается голод в области человеческого. Герой не изолирован, не тяготится своими буднями. Кроме того, мы узнаем его историю преимущественно из писем, адресованных другу. Получается, что у него есть близкий человек, с которым можно разделять повседневное, к которому можно мысленно обращаться, которому можно регулярно писать. В том числе и очень личные вещи. То есть у Вертера все достаточно прикрыто в плане близости.

Выходит, что его знакомство с Лоттой — не луч света в темном царстве. Вертер не сходил с ума от одиночества, от непонятости. Не выл на луну, не бился головой об стену. Он не находился в состоянии «хоть бы кого». Получается, что она была не соломинкой для утопающего. Можно сказать, что девушка просто его неплохое существование сделала ещё лучше.

На первый взгляд, так легче сделать шаг назад. Потому что он не из рая в ад. Он просто из лучшего в хорошее. Кажется, это вполне можно пережить.

Но Вертер не просто симпатизирует женщине, которая «другому отдана» и остаётся к нему равнодушной. Вертеру нравится женщина, которой он тоже небезразличен.

Влюблённый человек склонен фантазировать о взаимности, видеть какие-то знаки, которых нет. Но в случае с героем Гёте речь не об альтернативной реальности, существующей в сознании Вертера.

Когда герой знакомится с Лоттой, то у той уже есть жених. Но не муж. При этом она весьма молода, у неё не так давно умерла мать, оставив ей на попечение всех ее младших братьев и сестёр. И чуть ли не навязав ей этого жениха. Да, он — положительный человек, с неплохим финансовым положением, не старый, без каких-то странностей. Но нам ничего не сообщают о какой-то особой человеческой близости между помолвленными, тогда как у Вертера с Лоттой как раз она и формируется. Речь не идёт о том, что жених ей противен и вообще неинтересен, а без Вертера она жить не может. Но это и не тот случай, когда у женщины есть пара, которая устраивает во всех смыслах и никто другой не нужен. Она сама отмечает, что взгляды на те или иные вещи у неё чаще совпадают с Вертером, что он ей приятен. В книге есть и вот такое: «О, какое счастье было бы превратить его сейчас в брата или женить на одной из своих подруг, какое счастье было бы вновь наладить его отношения с Альбертом!
Она перебрала мысленно всех подруг и в каждой видела какой-нибудь недостаток, ни одной не находила, достойной его.
В итоге этих размышлений она впервые до глубины души почувствовала, если не осознала вполне, что самое ее заветное, затаенное желание сохранить его для себя. Но наряду с этим понимала, что не может, не смеет сохранить его; невозмутимая ясность ее прекрасной души, которую ничто не могло замутить, теперь омрачилась тоской оттого, что пути к счастью ей закрыты».

И едва ли можно в чем-то обвинить Лотту. У неё были свои метания между рациональным и иррациональным. Она едва ли себя до конца понимала.

Так или иначе, пережить отказ незаинтересованного в тебе человека намного легче, чем пережить отказ того, кто в каком-то смысле заинтересован (например, проще вздыхать по какому-то знакомому или коллеге, чем влюбиться в близкого друга без взаимности). Ещё более сложной ситуация становится тогда, когда это не столько отказ, продиктованный нежеланием, сколько отказ, продиктованный обстоятельствами, социальными установками, невозможностью разобраться в желаниях.

Думается мне, что если б там было однозначное «нет, ты мне не нужен», то у Вертера были бы шансы жить. А у него было «я и сама ничего не знаю» или же «ты мне дорог, хочу тебя видеть, но у нас нет будущего».

Вертер же не просто не мог быть с женщиной, в которую влюбился. Он понимал, что мучает ее. Потому что она дверь не может ни открыть, ни закрыть для него. И он топчется на пороге. Все страдают. В том числе и муж Лотты.

Говорить о том, что Лотта должна была руководствоваться разумом, что Вертер должен был с помощью разума выйти из этой сложной ситуации — как раз возвращаться к базовым установкам эпохи Просвещения. То есть к идее, согласно которой разум может познавать и трансформировать не только природу вообще, но и природу человека. К мысли, что существуют какие-то разумные и нерушимые основания для того самого морального закона внутри нас.

Думаю, что книга «Страдания юного Вертера» была популярна во многом потому, что человек — не один только голый интеллект. И читатели себя узнавали в пусть избыточном Вертере, но таком, которого можно прочувствовать даже тем, кому сложно его понять.

После эпохи Просвещения европейская культура обогатилась иррациональной философией в лице Ницше и Шопенгауэра, психоанализом, экзистенциальной философией. Речь наконец-то шла о том, что человек не только не сводится к разуму, но и что разум — не нечто, определяющее и могущее контролировать все действия человека. И уж поверьте мне — большинство людей скорее привлечет это, чем Кант или Гегель. Наверное, потому что это будет в большей степени про читателей.

Так и «Страдания юного Вертера». Книга и сейчас вполне способна вызвать отклик, а уж тогда, когда она только увидела свет, это точно было как встретить понимающего друга. Не только из-за того, какая именно ситуация в ней описана, но и потому, что Гёте не осуждает своего героя и не впадает в морализаторство. Он позволяет ему чувствовать. Он позволяет ему быть живым. А это состояние, как нам прекрасно известно, неминуемо ведёт к смерти. Не умирает только то, что уже мертво.

Die Leiden DES Jungen Werther
3 5
* * * * *

С Гете у меня не складывается второй раз. «Фауст» я читал долго, мучил, с трудом осилил, но понял, что совсем не впечатлило. Просто диалоги в виде пьесы и сама форма поэтическая – это не мое. Думаю, в прозе Фауст звучал бы практичнее и лучше, ведь самая идея сильная, а форма реализации мне не подошла вообще.

Теперь о Вертере. Впечатлительный, ранимый, мнительный, эмоционально-неустойчивый молодой человек, который впадает в разные крайности. Современная психиатрия отнесла бы Вертера к акцентуированным личностям (циклоидный и психастенический тип скорее всего, хотя я не психиатр, могу ошибаться).

Роман написан в эпистолярном жанре. Язык вычурный, поэтичный, легкий. Очень много описаний, внутренних переживаний, рефлексий Вертера. Сам герой прямо как кисельная барышня, вечно сомневается, впадает в истерию, накручивает себя. Т.е. женское начало в нем доминирует над мужским. В нем нет мужественности, силы воли и твердости характера. Адекватная женщина не полюбит такого рохлю, мямлю и слюнтяя, который не имеет четких ориентиров и стремлений в жизни. Экзальтированного героя могли вывести в своих книгах Бальзак или Флобер, ведь для немцев не типична такая проза.

Вертер изначально был обречен. К Лотте он испытывал не любовь, а лишь влечение, кратковременную страсть. Его черты характера (истерия, меланхолия) постепенно разрушали изнутри, отравляли ум, душу и тело. А ведь так просто было решить проблему неразделенной любви: найти новую девушку, которых во все времена свободных можно найти. Вожделение, слепая страсть, неистовость, праздная леность, не желание активно жить погубили его.

Так и хотелось крикнуть ему: Чувак, займись спортом, найти новое хобби, работай, знакомься с девушками на улице (правда тогда уличного пикапа и близко не было), чаще бывай в людях, перестань загонятся, ведь ты молодой еще, все будет. В крайнем случае сходи к жрице любви, чтобы сбросить возбуждение и снизить значимость Лотты. Думаю, Вертер меня бы не послушал и все равно бы застрелился. Тонущий, должен сам захотеть спастись, иначе протянутая рука не поможет.

Не понравилось нытье Вертера на протяжении всего романа. Слишком все просто, пафосно и пресно. Я понимаю, в какую эпоху это писалось, и тем не менее из 10 ставлю 6.

Die Leiden DES Jungen Werther
4 5
* * * * *

Книга была прочитана несколько раз, если быть точнее - 3 раза. Перечитывалась не из-за того, что очень понравилась - ближе к концу лично для меня книга становится слишком нудной и заунывной. Хорошо, что это не продолжается до окончания книги, а заканчивается довольно быстро.

Что я имела ввиду в заголовке? Роман - любовный. Только вот - не знаю, возможно, это только мне показалось - любовная линия с понравившейся главному герою женщиной идет фоном. На переднем плане его любовь к себе. Нет, любовь к себе - это прекрасно, но у Вертера это скорее нарциссизм, чем здоровая самооценка.

И вот моя основная проблема, которая тоже повлияла на то, что с первого раза книгу я прочесть не смогла: меня раздражают персонажи.

Но язык Гете - это нечто прекрасное. Некоторые отрывки из романа я перечитываю достаточно часто. И, возможно, когда нибудь я перечитаю его целиком.

Die Leiden DES Jungen Werther
5 5
* * * * *

От лица 16-ти летней девочки, этот роман мне понравился.
Обязательно к прочтению(!!)