Ночь после выпуска: Повести, размер 130x200 мм

Серия рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. В книгу вошли повести "Весенние перевертыши", "Ночь после выпуска", "Шестьдесят свечей" и "Расплата". Для старшего школьного возраста. Черно-белые иллюстрации Н. Сапуновой. Бумага офсетная.

Автор
Издательство Детская литература
Серия Школьная библиотека
Язык русский
Год 2017
ISBN 5-08-004185-4 978-5-08-004185-3 978-5-08-004483-0 978-5-08-005255-2 978-5-08-005652-9
Тираж 3000 экз.
Переплёт твердый
Количество страниц 509
Размер 130x200 мм
Объём 1
Количество томов 1
Формат 84x108/32 (130x200 мм)
285
Нет в наличии
с 25 марта 2020
История цены:
Средний отзыв:
4
* * * * *
Ночь после выпуска: Повести
4 5
* * * * *

Одна ночь раздумий и мыслей вслух. Высказались все - и без пяти минут выпускники, и их учителя. Разговор получился откровенным, слова царапали и кусали за живое. Взрослые признавали свои промахи и ошибки в преподавании, молодёжь взялась за препарирование друг друга. В качестве скальпеля - беспощадная критика чужих недостатков. По живому резали без обезболивающих. За считанные часы вчерашние друзья и одноклассники достигли ненависти красного уровня. Та же картина маслом наблюдалась в учительской - эмоции зашкаливали, нервные клетки горели. Вот-вот, чистосердечные признания доведут одних до инфаркта, а других до преступления.

Ночь после выпуска: Повести
4 5
* * * * *

Слегка "советская" книга о том, как люди, проучившись/проработав друг с другом несколько лет бок о бок вдруг неожиданно открывают для себя новые грани своих взаимоотношений и то, что люди, с которыми они провели столько лет рядом совсем не такие, какими они казались.
С одной стороны, думаю, такое можно сказать про всех - чужая душа - потёмки. И иногда оказывается, что ты даже и не предполагал, что человек может из себя представлять на самом деле, а главное - что может думать о тебе! И чаще всего мы живем в полном неведении касательно этого. Просто мы редко об этом задумываемся.
А эта книга как раз об этом.
P.S. Слушала книгу в исполнении Николая Фоменко! Очень неожиданное и крайне приятное открытие!

Ночь после выпуска: Повести
5 5
* * * * *

Я искренне и всем сердцем влюбилась в стиль автора, его героев. Я начала переживать за них сильнее чем обычно, а все почему? Потому что слог автора, легкий и четкий, слова и фразы читаются быстро, но остаются в душе. Автор раскрывает не просто тему первой любви, но изменения сознания ребенка, взрослеющего, видящего и понимающего новые истины и рани жизни. Он видел ее сотни раз, но вот сегодня его знакомая предстает в новом облике, нереально красивом, особенно ярким. И весь мир меняется. И надо делать выбор, познавать себя, грани отношений между людьми, по новому оценить понятия "Любовь", "Жизнь", "Дружба". Я прочитала повесть на одном дыхании, и была переполнена эмоциями, в полном восхищении от текста.

Ночь после выпуска: Повести
5 5
* * * * *

Прочитала сегодня эту повесть и как-будто очутилась снова в школе, так всё знакомо, так ощутимо и зримо! Очень переживала за ребят, за их выяснение отношений, за ту боль, которую они причиняли сами себе и друг другу... - это уединившаяся компания близких друзей и одноклассников, и в это же самое время другая группа, группа взрослых, группа учителей выясняла какие же они учителя и чему научили и учат вверенных им детей.
На этот трудный разговор повлияло ответное выступление лучшей ученицы школы Юлии Студёнцевой.
Кто-то из учителей пытался "закрыть " глаза на это выступление, кого-то оно очень обидело и оскорбило, и только завуч школы - Ольга Олеговна почувствовала сердцем рождение новой личности, которая вышла на "свободу " и не знает что ей делать с этой свободой, куда идти, какую из тысячи дорог выбрать?
После вечера, уединившись, Ольга Олеговна начала тяжелый разговор с коллегами, пытаясь донести до них, что детям нужно давать не только необходимые знания по предмету, но и за гораздо большее, они, учителя, в ответе.
А там, возле обелиска, друзья пытались высказать друг другу такое, о чем они никогда не говорили, всё - и начистоту! И вот стали говорить по очереди и начали с плохого, стали доставать из "глубин " такое, чего быть может и не было. А когда все выговорились, прошло какое-то время и они стали вспоминать о своём друге Генке только хорошее и все как-будто опомнились от того, первого наваждения.
Да, со стороны и с высоты своего возраста понимаешь, что так нельзя говорить друг другу даже правду, вот такую - злую, тяжелую, неудобную, но понимание этого придет, со временем. Потому как и без такой правды тоже нельзя, как сказал Иисус Христос своим апостолам: "Горе вам, если о вас будут говорить только хорошее..."

Потому что, высказанная "правда в глаза " - это как указатели на дороге....

Ночь после выпуска: Повести
4 5
* * * * *

Зацепила меня эта история...
Помимо самого сюжета, очень много мостиков протянулось в наше время
Если вкратце, напомню сюжет. Начало 70-х. На выпускном вечере вместо ожидаемой благодарственно-приветственной речи в адрес учителей и любимой школы отличница и гордость этой самой школы Юлечка Студенцова искренне призналась, что не только не испытывает благодарности к школе, но и опасается вступать во взрослую жизнь, потому что школа не научила ее принимать решения, а лишь строго и добросовестно выполнять все задания. И как круги по воде пошли волны... Одна - в компании одноклассников, вторая - в компании учителей. Два параллельных сюжета.
Одноклассники, выпускники словно оглядевшись поняли, что они не обязаны более мыслить строго по школьным правилам и первым их самостоятельным поступком стало - а давайте-ка говорить друг о друге только правду, одну правду, ничего кроме правды. Как красиво, как благородно... и как жестоко. Невомек этим недавним детям, что в каждом человеке есть достаточно и хороших, и неприглядных черт, и главное - как он справляется со всем этим, что главное, что пересиливает. Что человек хорош не потому, что в нем нет плохого, а потому, что умеет подавлять позывы жадности, жесткости, трусости. Но этому-то их и не научили. А потому бездумно и жестоко они начали бить по самому больному. И вот любимец класса, неформальный лидер, всеобщий любимец Гена Голиков оказался под градом упреков и обвинений. Ну почему, если "правду говорим", то надо выкапывать самое грязное и гнусное? А ведь было хорошее и хорошего было больше, но в праведном правдоискательстве парня просто втоптали в грязь. Но и он не смолчал, обратная волна была еще гаже. А потом словно опомнившись, те же бывшие друзья вдруг вспомнили, что все было совсем не так... Но поздно. Не знаю, как представлял себе автор дальнейшие судьбы героев, но мне кажется, что ничего назад не вернется. И бывшая первая любовь сломана вот здесь, на берегу реки, лично и собственноручно Наткой и Генкой. Глупые жестокие бескомпромиссные дети своего времени...
Линия учителей ... не знаю, мне кажется, что кое-что устарело полностью. Мечты о технологизации процесса обучения - технологизировали, куда уж больше-то. И что, стали выпускать высокообразованных детей? Да бросьте, кто только не плачется о снижении элементарной грамотности, не говоря о большем. Да и после того, как умники из Министерства просвещения родили жуткий термин "оказание общеобразовательных услуг" - о каком уважении к учителю может идти речь? Вам платят - вы учите. Неважно, что платят мама с папой, ребенок научился требовать.... Но тогда, сорок с лишним лет назад это не могло присниться и в страшном сне, а потому учителей заботят другие проблемы, как учить способных, как развивать склонности. Если бы они только знали, чему на самом деле не научили своих детей

Ночь после выпуска: Повести
3 5
* * * * *

Снова поступил толчок от Лайвлиба в сторону Владимира Тендрякова, теперь от Penelopa2. И опять история занимательная. Психологическая.
Дело происходит 21-22 июня 1972 года: вечером выпускной бал, а ночью компания выпускников выясняет отношения на берегу реки, а у учителей идут свои разборки в учительской.
Шекспировские страсти ребят интересны, но лично мне намного интереснее были споры учителей.

Да, ребята выпили вина, но никто из них не пьян.
Да, решили они выяснить напоследок кое-что между собой, но вышло не очень-то по-умному. Понятное дело: они уже не дети, но ещё не очень хорошо умеют общаться с людьми. И чересчур горячи, бескомпромиссны (почти все) и прямолинейны (все без исключения) по молодости лет. Это всё пройдёт.
Завуч Ольга Олеговна сказала, что только что, вечером среди них родилась одна настоящая личность. Она имеет в виду Юлю. Позволю себе с ней не согласиться: все ребята личности, и автор это убедительно показал.

А вот учителя в это время спорят о том, как надо учить и воспитывать школьников.

Сразу оговорюсь, что лично я считаю, что воспитывать учеников школа не должна совсем. Учить -- да, а воспитывать должны родители так, как они хотят, а вовсе не так, как хочет какое-то министерство. Более того, будь у меня дети-школьники, я был бы совсем не рад, если бы кто-то лез параллельно со мной в вопросы воспитания. Поэтому мысли учителей по этому поводу меня не очень взволновали.

Зато интересно было вспомнить, что говорилось тогда об образовании в смысле обучения. Мой выпускной случился в 1974 году, т.е. практически в тот самый день, что описывает Тендряков. И свидетельствую хоть под присягой, хоть без, что он рассказывает всё совершенно точно. И, кто помнит, не даст соврать: сегодня мы говорим про школу в точности те же слова, что и тогда. А именно, что 80% знаний, которые даёт школа, не нужны никому, ещё 18% пригодятся мало кому, и только 2% составляют то, что человеку реально необходимо. По форме школа изменилась сильно, по содержанию осталась всё тем же болотом, в котором люди топят важнейшие годы своей жизни.
При этом учителя все хорошие. Каждый хочет как лучше. У каждого свой подход, и все эти подходы хороши. А результат как был плох, так и есть. Я вижу совершенно отчётливо, что моя внучка убивает кучу -- просто огромную кучу! -- времени на логарифмы и законы электродинамики, которые ей никогда и ни при каких обстоятельствах в жизни не встретятся. И моё время, кстати, эта ерунда тоже убивает. По счастью, моё время сейчас уже ничего не стоит. Но её -- стоит, и дорого!
Со школьным воспитанием сейчас, по моему мнению, дела обстоят ещё хуже, чем тогда, но в подробности вдаваться не буду.

В общем, книгу имеет смысл прочитать, чтобы послушать умных людей: юных и остальных. Среди героев книги дураков нет.

К сожалению, книга не такая сильная, как "Свидание с Нефертити". То была самая первая книга Владимира Тендрякова на моём пути, и она, видимо, так и останется самой-самой.
Может быть, когда-нибудь прочитаю ещё и "Весенних перевертышей". Это манящее название помню с каких-то давних пор. Думаю, в школе задавали, но я не читал. Не заманило тогда. Может быть, теперь, но не прямо сейчас...

В этой книге снова есть художник среди персонажей. Автора, по-видимому, интересовало современное искусство, а во время его активного творчества в стране с этим было довольно плохо. Сейчас тоже не сказать чтобы очень хорошо, но, думаю, он был бы всё-таки рад некоторому прогрессу.
Картинки кое-какие в тексте есть. Не очень художественные, но есть. Это плюс.

А вот совсем странное и поразительное прозрение автора:

– В физике произошли подряд две революции – теория относительности и квантовая механика. Третья наверняка будет не скоро. Есть ли смысл теперь отдавать свою жизнь физике, Павел Павлович?
– Ошибаешься, дружочек: революция продолжается. Да! Сегодня она лишь перекинулась на другой континент – астрономию. Астрофизики что ни год делают сногсшибательные открытия. Завтра физика вспыхнет в другом месте, скажем в кристаллографии…

Это ученики беседуют с физиком в 70-х годах прошлого века.
И вот, не прошло и 20 лет, как одними из главных проблем физики стали тёмная материя и тёмная энергия. И пришли эти задачи не откуда-нибудь, а именно из астрономии и астрофизики! И Большой адронный коллайдер теперь станет искать частицы тёмной материи. Для решения этой задачи его сейчас как раз переоборудуют, потому что пока его энергия для такого дела недостаточна. (Ставлю рубль, что не найдут, но это совсем другой вопрос: найдут что-нибудь другое, тоже интересное.)
И это ещё не всё! На рубеже веков были синтезированы кристаллы с пятикратной симметрией, которые кристаллография считала теоретически невозможными!
Ну и как, скажите, пожалуйста? как Владимир Тендряков смог предвидеть научные открытия на 20-30 лет вперёд?
Ответ простой: обычная загадка творчества.

Ночь после выпуска: Повести
5 5
* * * * *

Книга Тендрякова «Весенние перевертыши» пришла ко мне через кино – в моей юности как раз была экранизация этого произведения. И к слову сказать, очень удачная.
«Детская» история о недетских вещах – о первой любви, которая даже мир вокруг изменяет, и самого героя тоже, о дружбе, которая четко определяет твою позицию не только к конкретным персонажам, но и к самым главным моральным понятиям. Главный герой, Дюшка, неожиданно для самого себя становится значительным человеком – для родителей, для одноклассников, для друга и недруга, для школы… Именно через вызовы, которые бросила ему жизнь, жизнь и многих взрослых обнажилась в самой своей корневой проблеме: добро и зло, сила и слабость, страх и мужество, подлость и благородство.
Здесь красной нитью проходит мысль о том, что уже в детстве каждый становится тем, кем он потом будет во взрослой жизни. Книга о нравственном взрослении и выборе.
Книга о юности, в которой сплетено открытие красоты первого чувства влюбленности к девушке с постижением жестокости и духовной нищеты, злобы в человеке.

«Сегодня с ним что–то случилось.
Что?
Кого спросить! Нет, нет! Нельзя! Ни отцу, ни матери, если только большому крану…
И Дюшка почувствовал вокруг себя пустоту — не на кого опереться, не за что ухватиться, живи сам как можешь. Как можешь?.. Земля кажется шаткой.
И стоит перед глазами Римка — легкие летающие руки, курчавящиеся у висков волосы… И не прогнать из головы дышащую животом лягушку… и он ненавидит Саньку! Все перепуталось. Что с ним сейчас?..
Рычат лесовозные машины, тащат тяжелые бревна, в тихом небе дремлет большой кран. Стоял посреди улицы Дюшка Тягунов, мальчишка, оглушенный самим собой.
Откуда знать мальчишке, что вместе с любовью приходит и ненависть, вместе с неистовым желанием братства — горькое чувство одиночества. Об этом часто не догадываются и взрослые»

Открытие величия космоса, бытия и природы в жизни человека главным героем.

«Время! Оно крадется.
Дюшка его увидел! Пусть не само, пусть его следы.
Вчера на березе не было дымки, вчера еще не распустились почки — сегодня есть! Это след пробежавшего времени!
… Беззвучно течет по улице время, меняет все вокруг.
И этот старый пень — тоже его след. Когда–то тут, давным–давно, упало семечко, проклюнулся росточек, стал тянуться, превратился в дерево…
Течет время, рождаются и умирают деревья, рождаются и умирают люди. Из глубокой древности, из безликих далей к этой вот минуте — течет, подхватывает Дюшку, несет его дальше, куда–то в щемящую бесконечность.
И жутко и радостно… Радостно, что открыл, жутко — открыл–то не что–нибудь, а великое, дух захватывает!»

Книга очень сильная по своему идейному посылу. И читая ее, четко понимаешь, почему она вроде бы для подростков – с ними надо говорить на такие важные темы. Я бы эту книгу включила в школьную программу по литературе. И, несомненно, она прекрасно подошла бы для семейного чтения. В ней есть о чем подумать и о чем поговорить со своими друзьями и близкими. Мне оказалась в ней очень близка одна прозвучавшая мысль. Она о том, что есть люди, в которых есть готовность к злобе, а есть к добру.

«— Как вылечить людей от злобы? Жена мужа не уважает, прохожий прохожего, сосед соседа… Найти б такое, чтобы все друг к дружке с понятием: ты мое пойми, я — твое. А то на вот, с самого детства — прольется кровушка! Такие-то и портят жизнь. От таких-то, поди, и войны на земле идут…
— Почему не понимаем друг друга? Да потому, что слова не найдем, которое бы до сердца дошло… Что слово? Звук, сотрясение воздуха? Нет — сила! Скажи хорошее слово человеку — и он счастлив. Хорошего родить не можем, ругань в нас легче рождается, ругань всегда наготове в каждом лежит…»

Это наблюдаю в жизни на каждом шагу. И понимаю, что это сродни своего рода моральной «инфекции» - чужая злоба зачастую «заразна», и даже если ей не поддаешься, она с большей силой стремится заразить. Наверное, это от того, что зло само по себе ограниченно, не способно принимать чужой мир, мнение, и потому неудовлетворенность, агрессия.

«В его ли мире живет Санька? Он же знать не знает, что бледные звезды над его головой — далекие солнца с планетами, для него нет бесконечной Вселенной, не подозревает, что лягушка может заставить человека носить кирпич в школьном портфеле. Санька живет рядом с Дюшкой, но вокруг Саньки все не так, как вокруг Дюшки, — другой мир, нисколько не похожий. Сейчас Санька шагнет… в Дюшкин мир»

Книга же очень добрая и светлая. После нее становится хорошо на душе – она «заряжает» добром. И к ней хочется возвращаться.

«Над головой дыбилось оглушающе синее небо. В синеве белым лепестком поигрывала свободная чайка. В стороне, судорожась в веселой лихорадке, до рези в глазах сверкала река. Лезла из-под земли умытая зелень. Прекрасный мир окружал Дюшку, прекрасный и коварный, любящий играть в перевертыши»


Рецензия написана в рамках игры "Несказанные речи"