Лебединая песнь, размер 242x148x45 мм

Книга Ирины Владимировны Головкиной, внучки великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, - произведение редкой силы, глубины и искренности. Это повествование о людях, совершивших подвиг чести, поистине трагическая летопись нескольких аристократических семей, не покинувших Россию после революции и Гражданской войны и угодивших в пекло репрессий. Роман пронизан горькой поэзией людей побежденных, но не сдавшихся - в труднейших обстоятельствах они сохраняют свое достоинство и идеалы, свою почти мистическую любовь к Родине. Это не просто свидетельство былого, но история чувств, верности, предательства, стойкости - живая жизнь со всеми ее радостями и печалями. Впервые роман был опубликован уже после смерти автора и стал настоящей библиографической редкостью. Эта горькая и величественная семейная сага, без сомнения, покорит сердца и души миллионов читателей.

Автор
Издательство Ленинградское издательство
Язык русский
Год 2018
ISBN 978-5-4453-0755-6
Тираж 5000 экз.
Переплёт твердый
Количество страниц 992
Размер 242x148x45 мм
Длина 242мм
Ширина 148мм
Высота 45мм
Объём 1
Наличие иллюстраций без иллюстраций
Тип бумаги офсетная (60-220 г/м2)
Количество томов 1
Формат 60x100/16 (145x240 мм)
1298
Размер: 242x148x45 мм
Ширина: 148мм
Высота: 45мм
Длина: 242мм
Год выпуска: 2018
История цены:
Средний отзыв:
4
* * * * *
Лебединая песнь
5 5
* * * * *

Как много значит для меня эта книга. Она у меня настольная, одна из любимейших. Нашла я свой увесистый томик на малой родине Ирины Головкиной, в усадьбе Римских-Корсаковых. Собственно говоря, усадьбы там две: Вечаша и Любенск, они затеряны среди тенистых лесов и непроходимых болот Плюсского края Псковщины. С первых страниц книга меня покорила и захватила. Наверное потому, что все описанное в "Побежденных" - чистая правда, горькая правда нашей истории рокового XX века. С тех пор, как я прочла этот роман, у мня появился своего рода критерий для книг о людях ci-devant: если кто-то говорит, что книга похожа на "Побежденных", написана в духе "Побежденных", я сразу же ищу такое произведение.

Герои романа очень живо описаны, легко представить, что люди, подобные Наталье Павловне, Асе, Олегу, Елочке, Леле действительно жили в России 1930-х годов. Наверное в героях я находила и какие-то свои черты: мне не чужда совершенная неприспособленность к жизни Аси и Лели, ненависть Елочки ко всему советскому, презрение Олега к коммунистам всех мастей... И сколько слез было пролито над судьбами героев, что ни семья - везде соввласть устроила трагедию, искалечила судьбы.

Сколько таких лилейных хрустальных царевен как Ася было на Руси тогда уничтожено? Вот и при раскопках в Петропавловской крепости совсем недавно нашли скелеты девочек молоденьких, косички даже не истлели. А сколько офицеров извели? Теперь все удивляются: отчего так мало достойных мужчин? А откуда им взяться-то? Из семьи Хрычков? И после этого кто-то еще осмеливается упрекать Ирину Римскую-Корсакову в надуманности сюжета? Нет уж, это все было. Вся эта позорная большевистская история - это геноцид русских. Геноцид аристократии, купечества, крестьянства, духовенства... И конечно в этом велика вина большевиков-евреев, но и мы все тоже немного виноваты - не смогли тогда дать отпор красной заразе, как это сделали в той же Испании.

Лебединая песнь
3 5
* * * * *

Тысячестраничный труд внучки знаменитого композитора повествует об одном из самых страшных и непростых периодов русской истории - сталинском терроре 30-х годов двадцатого века. В центре повествования несколько семей представителей бывшей дворянской аристократии. Ныне, выброшенные на изнанку жизни, они вынуждены еле сводить концы с концами и жить в ожидании страшного ночного звонка и воронка под окнами.

Головкина писала "Лебединую песнь" основываясь на своих собственных впечатлениях о том времени и вкладывая в героев собственные черты и черты своих родственников. Многие события из семейной истории Римских-Корсаковых также нашли свое отражение в романе. Однако же, при всем этом, книга не документальна, это стопроцентно художественное субъективное произведение. Только этот факт удержал меня от порыва влепить книги оценку в две или даже одну звезду и остановил на демократичной троечке.

Мне бы очень не хотелось останавливаться на политической стороне романа, с автором можно не соглашаться, но спорить нельзя - для нее история выглядела так и никак иначе. Это просто нужно принять. Другое дело, почему же читая книгу человека, находящегося по белую сторону баррикад, создается впечатление, что российская аристократия в целом и белогвардейцы в частности это какие-то расфранченные золоченые попугаи, которые, простите за выражение просрали Россию, а потом не находили ничего лучшего как театрально заламывать белые рученьки и вздыхать по бедной Россиюшке? Серьезно, 90% героев книги надменные снобы, свысока глядящие на рабочих и крестьян и жалеющие стакан киселя ребенку соседа, потому что он де сопливый, грязный и простой? А сентенции о чистоте русской расы из уст российского офицера? А ненависть к евреям, киргизам, якутам? И это их хваленое воспитание?

Хорошо, если среди русских, а то так загонят к киргизам или якутам... узкоглазые, грязные, твердолобые, тупоголовые уроды, которых я ненавижу! ©

Ух. Тут-то все сочувствие к страдальцам и мученикам за Россиюшку и проходит. Есть, конечно, в романе более приятные герои, не обделенные состраданием, но тоже пораженные в мозг интеллигенцией, от чего абсолютно не приспособленные к жизни и к мыслительной деятельности. Конечно, советские товарищи тоже не молодцы, и красный террор ничто не оправдает, но понятия «офицерская честь» и «благородство» в романе оказались с душком.

Что еще мне было непонятно и странно, так это то, почему же современница этих страшных событий так плохо проработала материал? В книге постоянно упоминаются какие-то факты, совершенно не влияющие на основной сюжет, которые произошли гораздо позже описываемого времени, о чем нам в сносках любезно сообщает редактор. Еще Головкина довольно часто вкладывает в уста своих героев слова песен, написанных во время Великой Отечественной Войны, в то время как в романе, например 1930 год.

Тысяча страниц безысходности, тяжелейших испытаний, болезней, разлук, смертей. Тысяча страниц любви до гроба, рыданий и томлений. Тысяча страниц, которым удалось меня разжалобить всего дважды. Тысяча тяжелых, постоянно раздражающих какхорошочтоонизакончились страниц.

Случайная цитата: Россия в муках рождает новые государственные формы и новых богатырей, для которых все классовое уже должно быть чуждо, как дворянское, так и пролетарское, одинаково. ... Россия спасет себя сама, изнутри.

Лебединая песнь
5 5
* * * * *

Сегодня наконец-то дочитала книгу... Очень хотелось читать ее без остановки, но детей, дела и ночь никто не отменял)
Как раз сейчас в Эрмитаже проходит временная выставка "100 лет революции" и только я освежила в памяти "я помню город Петроград в 17-м году: бежит матрос, бежит солдат, стреляют на ходу...", и жизнь и любовь семьи последнего императора, как в соцсети посоветовали прочитать книгу Ирины Владимировны. Она про последствия этой революции, про то, к чему приводит слепая верность идеям и лозунгам. Тяжела судьба репрессированных, им невозможно не сочувствовать, не проливать слез за беспредел, царивший больше половины 20-го века. "Сын за отца не в ответе"- к сожалению, не наш метод. И сын и внуки-все попадали в ссылку,как враги народа. "58-я статья" наверное самая известная в то время, мы помним ее до сих пор и благодарим Бога, что мы можем жить (благодаря чему?!) в относительно спокойное время.
Глубокий след оставила книга, безо всяких исключений. Читайте сами, сочувствуйте сами и делайте выводы. А мне очень жаль, что книга закончилась...

Лебединая песнь
3 5
* * * * *

Начало было довольно-таки живеньким и заинтересовало. Слог размеренный и повествование последовательное - всё, как я люблю. История влюбленности тоже была очаровательна. Но дальше интерес стал таять, пока не превратился совершенно в воду. При чтении создалось впечатление, что жуешь жвачку уже без вкуса.

Лебединая песнь
2 5
* * * * *

Ну и, спрашивается, зачем я дослушала до конца эту мерзкую антисемитскую книжку? Когда-нибудь привычка дочитывать меня погубит.

Итак, что мы имеем в остатке?
Прежде всего динамичное действие и крепкий сюжет.

Во-вторых, внимание к бытовым деталям и укорененность героев в тех даже неправдоподобных обстоятельствах, в которых они оказываются. Это не то чтобы правда жизни (автор как раз и в деталях врет очень много, непонятно зачем), скорее уютность и органичность выстроенного мирка. Не случайно этот роман так часто сравнивают с произведениями Чарской.

В-третьих, образчик вполне определенного образа мыслей и мировоззрения, с которым полезно ознакомиться и не стоит о нем забывать. Это очень любопытный взгляд на "хруст французской булки" с другой стороны. Все-таки мы привыкли слышать голос либо пролетарских писателей, либо интеллигенции. А тут свежий взгляд на события со стороны людей "из хороших семей", "с благородными лицами" и вообще "нашего круга". Не все "бывшие" в романе честны, великодушны и добры. Но все как один цивилизованны и культурны. У всех эта культура и происхождение написаны на лице. Как хорошее лицо, так обязательно аристократ. А если хороший человек не аристократ, то он брат наш меньшой.
Такое отношение бесит, но это вполне стройная и интересная картина мира.

Вообще, роман бы следовало назвать не "Побежденные", а "Обреченные". Это было бы и точнее, и правильнее. Потому что при всех недостатках автору замечательно удается продемонстрировать именно эту фатальную обреченность. Герои что-то там суетятся, взбивают лапками масло, но все они заранее обречены. И мы это знаем и понимаем. Вот эта суета и наивные попытки выжить, заведомо обреченные на неудачу, показывают ужас надвигающегося сталинизма гораздо страшнее чем описания ссылки и лагерного быта. Про лагеря и ссылку читатель и так все знает, а вот герои пока нет.

Лебединая песнь
5 5
* * * * *

Перед нами ярчайшее произведение белогвардейской прозы, доносящее до нас картину жизни иной, проигравшей стороны. Таких романов должно было быть много, если бы выжили их создатели, уцелели на войне, прошли ссылки и лагеря, не попали бы в расстрельные списки. Если бы выжила бумага, где-то наскоро зарытая, обуглившаяся в пожарищах сороковых, заплесневевшая в подвальных архивах рядом с делами её авторов. Автор этой рукописи - женщина, и это неудивительно, у слабого пола было больше шансов уцелеть. Автор рукописи женщина - и глубже всего мы видим описание именно женских характеров, именно к ним мы проникаем в самую душу, в то время как у мужчин, в основном, видим лишь действия или поверхностные размышления. Не по смыслу, нет, ведь и они задумываются о судьбе родины, но до глубокого психоанализа дело не доходит.
Перед нами красивейшее описание несчастных осколков жизней. Почти вся первая часть посвящена тому, как наши герои пытаются наладить свою жизнь. Им кажется, что многое уже позади, закончилась война, надо искать свой уголок в мирной жизни. Что можно жить по чужим документам и ускользнуть от внимания органов. Они воспринимают материальные трудности как временное явление и мечтают о будущем. Всю эту часть я читала как на иголках, ведь кольцо все время сжималось. А я пыталась себе представить, что ждёт их через десять лет и кем станут они под гнетом террора. Но четкого разделения на первую часть - жизнь и вторую - репрессии в книге нет. Они постепенно настигают наших героев и в первой части, продолжаются и во второй, а решающая развязка уже настигает в третьей.
Хотелось бы описать отдельно некоторые характеры, да и отметить какие-то фразы, но с телефона делать это долго и не очень удобно. Может быть, вернусь к рецензии позже.

Лебединая песнь
4 5
* * * * *

Есть небольшие спойлеры о финале.

Как мне тяжело далась эта книга. Про репрессированных вообще очень тяжко читать. И непонятно, по какую сторону баррикад было сложнее. Очень страшное время, страшные поступки, да и вообще все было страшно. Какого-то однозначного впечатления нет. Читать было то интересно, то нет. Интересные моменты - это какие-то действия и события. Неинтересные - рассуждения о советском строе, об аристократии, пролетариате и всем сопутствующем. Почему-то в книгах, описывающих эти времена, все очень однобоко. Эти плохие, а те хорошие. Но ведь всегда бывают исключения.

Если коротко по сюжету, то тут речь идет о дворянах, у которых отняли все. Они пытаются жить, не теряя достоинства. Но это становится все сложнее и сложнее, ведь все двери перед ними закрываются, а запас вещей, которые можно продать или заложить, со временем кончается. Но тем не менее, жизнь продолжается. И даже в таких страшных условиях всегда есть место любви и крепким семейным узам.
Персонажи тоже неоднозначные. Большинство совсем не умеет приспосабливаться к реалиям времени. Или, точнее сказать, не хочет приспосабливаться. Вот это мне совсем не понятно. Неужели гордость важнее жизни? А если говорить о том, появился ли у меня любимый герой, то я, наверно, отвечу, что нет. Хотя переживала я за всех. А чем ближе к концу, тем страшнее становилось. Финал истории, конечно, ужасен.

Первая и последняя треть романа читались просто на ура! Сперва было очень интересно следить за героями, все происходило очень активно. Они выкручивались из того или иного события, заводили знакомства. Вспоминали и грустили о прошлом. Начало пронизывала какая-то светлая тоска, гнетущая, но все же светлая. Середина же была очень тоскливой в прямом смысле этого слова. Очень много размышлений, терзаний. Очень, очень много! Ближе к концу начало происходить многое. То, чего мы ожидали, чего боялись, свершилось. И это просто апофеоз всех страданий. Никакого тебе намека на светлое будущее. И самая нелепая смерть в лесу. Как же я негодовала! Ну как так можно было вообще? Столько пережить и просто перечеркнуть все этой глупой-глупой ошибкой!

Вспоминаю о книге, а перед глазами страшные последние моменты жизни персонажей.

Лебединая песнь
5 5
* * * * *
невероятно удачное приобретение, поскольку "Побеждённые" И.Головкиной - одна из лучших книг о судьбе дворянского сословия в большевистской России и в СССР в 1920-30-е годы.
Достоинства:
интересная, достоверная, художественно безупречная проза
Недостатки:
книга по весу тяжёлая, некоторым сложно держать в руках