Мастер и Маргарита, размер 130x200 мм

Серия рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Один из самых удивительных и загадочных романов ХХ век.

Автор
Издательство Детская литература
Серия Школьная библиотека
Язык русский
Год 2019
ISBN 978-5-08-004252-2 978-5-08-004398-7 978-5-08-004507-3 978-5-08-004621-6 978-5-08-004780-0 978-5-08-004942-2 978-5-08-005169-2 978-5-08-005530-0 978-5-08-005721-2 978-5-08-005837-0 978-5-08-006189-9 978-5-0800-4780-0
Тираж 3000 экз.
Переплёт твердый переплет
Количество страниц 488
Штрихкод 3005080041216
Страна-производитель Россия
Размер 130x200 мм
Материал тексты , хрестоматия
Длина 130мм
Ширина 200мм
Высота 27мм
Объём 1
Предмет литература, чтение
Область образования литература, чтение, развитие речи
Количество томов 1
Формат 84x108/32 (130x200 мм)
277
История цены:
Средний отзыв:
4.6
* * * * *
Мастер и Маргарита
3 5
* * * * *

Пришла пора и мне написать рецензию на самый нашумевший роман Булгакова. Шума больше, чем поводов для него. Впрочем, как обычно.
Произведение объёмное, многослойное, построенное из двух сюжетных линий: первая развивается в ХХ веке в городе Москва, а вторая – 2000 лет до этого. При чём эти линии проходят не параллельно, а спирально, смешиваясь друг с другом. Из-за такой авторской задумки мне было сложно погрузиться в текст полностью, и я отвлекалась на воспоминания о том, что и к чему. События, происходящие в ХХ веке, меня интересовали больше, чем отступления на тысячелетия назад.
Значит, Воланд представляется специалистом по чёрной магии ( не может же он признаться и сразу же напугать), приводит в сюжет свою свиту: Геллу, Коровьева, Азазелло и Бегемота. Последний мне пришёлся по душе с первых секунд появления: должно быть, сказывается моя любовь к пушистым и усатым. Он самый добрый и безобидный из всей этой странной компании.
У Булгакова бурная и неуёмная фантазия. Он сочинил страшную сказку для взрослого населения советской страны, которую читает и перечитывает уже не первое поколение. Без магии и гипноза не обошлось явно.
Иван Николаевич Понырёв, будучи ещё Бездомным, стал свидетелем страшной сцены, от которой мне стало дурно, и я хотела завершить чтение, но пересилила себя.
Но про безоговорочную любовь мастера и Маргариты мне понравилось читать. Наверно, эта часть книги является самым жирным плюсом. Возможно, я просто «не доросла» до понимания гениальности этой книги. На душу роман не лёг, хотя другие произведения Булгакова читаю и иногда перечитываю с большим удовольствием.

Мастер и Маргарита
5 5
* * * * *


Время действия: 36 г.н.э. / 1920 г.
Место действия: Иудея, Ершалаим / Россия, Москва
Впечатления: Впервые "Мастера и Маргариту" Булгакова я читала, как и все, в школе. Не могу сказать, что это мое любимое классическое произведение из школьной программы, "Преступление и наказание" и "Война и Мир" понравились мне больше, но без сомнений это самый неожиданный и увлекательный роман, который мне довелось тогда читать. Признаться я была немного шокирована, когда впервые взяла в руки "Мастера и Маргариту" и обнаружила на страницах романа голых ведьм, сатану, магию, убийства, шулерства и чертей, все это совершенно не вязались у меня в голове с представлениями о "правильной" классике литературы. Стоит ли говорить, что от всей этой чертовщины, творящейся на страницах романа, я осталась в восторге?=) С тех пор, посмотрев еще пару раз наш замечательный сериал, я питала к этому произведению самые трепетные чувства. Но пришла пора и перечитать. И могу сказать, что мое мнение не сильно изменилось за прошедшие годы, история все также увлекательна и глубока, а вот приоритеты и симпатии к героям довольно таки переменились. Замечу сразу, что я не ставлю перед собой всего лишь при 2-ом прочтении делать анализ героев и сюжета, поэтому дальше просто хочу зафиксировать свои впечатления от перечитывания романа Булгакова.

Линия Понтия Пилата и Иешуа

"Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость - самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит."

История Понтия Пилата и Иешуа всегда трогает меня заживое, что в книге, что в экранизации. Я обожаю противоречивый образ Понтия Пилата, этого человека с волчьим взглядом, разуверившегося в людях, который уже и не думал встретить на своем пути чистую и добрую душу, а потеряв ее по своей вине теперь испытывает страшные муки совести. Я много думала, а мог ли Понтий Пилат, если бы постарался и если бы у него было больше времени узнать странствующего философа, спасти его? Пожертвовал бы он тогда своей репутацией, а возможно и карьерой? Ведь после того как Иешуа умер на кресте, Понтий Пилат уже ради мести за него был готов на все... От финальной сцены с лунной дорожкой и бредущим по ней прокуратором, сопровождаемым самым верным своим другом - псом Банго, у меня просто мурашки бегут... Наверное, это самая красивая и трогательная сцена, которую я вообще могу вспомнить в литературе.
Линия Воланда и его свиты

"Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие!"

Больше всего мое отношение поменялось со времен школы именно к свите Воланда. Если сам Воланд так и остался для меня непостижимым и всемудрым персонажем, которого я и теперь не смогла до конца осознать и тем более понять, то Бегемот, Азазелло и Коровьев с Геллой в мои симпатиях очень пошатнулись. В школе я смеялась с их издевательств над родом человеческим и даже за них болела. Теперь я увидела довольно злобных существ, которые считают людей ничего не значащими червями под своими ногами, жизнь которых по своей прихоти можно разрушить или же наступить ногой и растереть. Мне было искренне жаль и Римского, и Варенуху, и Берлиоза, и всех тех людей, которые поседели, сошли с ума, попали в застенки или вообще умерли, из-за их "шуточек". Хорошо хоть "флибустьеру" дома Грибоедова повезло, кстати, очень интересный персонаж!, раньше я как-то на Аркадия Аркадьевича внимания не обращала, а тут прям прониклась, как умело он распознал Коровьева с Бегемотом и вовремя сбежал с ресторана) Так что мне были интересны образы свиты Воланда, но сами они как личности стали глубоко неприятны.
Линия Мастера и Маргариты

"Что-то случится непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно."

Удивительно, но линию, которая вроде бы основная, я таковой назвать не могу. Для меня любовь Мастера и Маргариты прошла как-то на периферии, была скорее связующим звеном между пребыванием Воланда со свитой в Москве и событиями тысячелетней давности в Ершалаиме. И даже скорее не любовь, а роман Мастера о Понтии Пилате, который казалось высосал все жизненные соки из этого человека и в итоге свел с ума. Хотя, конечно, преданность Маргариты и ее готовность всем пожертвовать и последовать куда угодно за человеком, которого она полюбила, не могла не восхищать.

Напоследок, отмечу свой любимый эпизод, не считая, конечно, главы с лунной дорожкой. Здесь можно было бы написать и про бал Сатаны, но нет, не в этот раз))) Мое внимание предельно захватила и взволновала именно сцена встречи в темном театре Римского и Варенухи, который уже стал вампиром. Я читала этот эпизод тоже ночью и буквально кожей прочувствовала ужас замдиректора, вполне себе умного и проницательного мужчины, быстро раскусившего Варенуху и пострадавшего ни за что. Это было читать даже страшно, когда представишь, что сам попал бы в такую ситуацию и оказался в темноте, в комнате один на один с нечистью, а когда еще ведьма со следами разложения на руках стала лезть в окно... Теперь я понимаю, почему Булгакову так нравился Гоголь, влияние Гоголя очень даже ощутимо в "Мастере и Маргарите".

"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут."

Итого: Снова я закрываю роман и снова он оставляет по себе множество загадок. Я так и не проникла в тайну свиты Воланда, кто он таков суровый рыцарь в фиолетовом с золотой цепью на груди, так неудачно пошутивший в прошлом, кто тот воин в сверкающих доспехах при мече и скрывающийся под маской кота юный мальчик-шут, в кого превратился Мастер, какой облик приняла Маргарита, когда они взявшись с ним за руки переходили мостик и следовали к своему домику, увитому виноградом. Побоялась я и ближе рассматривать образ Воланда, как-то наводит на меня страху этот персонаж. Возможно...в следующий раз...

Книга перечитана в рамках "Игры в классики"

Мастер и Маргарита
5 5
* * * * *

Я почти каждый раз испытываю "страх чистого листа", то есть не знаю, как начать рецензию. Вдвое и втрое ситуацию ухудшает то, что книга - признанная классика, и то, что она мне понравилась.
Казалось бы, ну что еще можно написать в рецензии на классику? Все уже написано тысячу и больше раз и критиками, и простыми школьниками. У кого-то выспренно и чинно, у кого-то наивно и нервно. Главное, что каждый может отыскать в "Мастере и Маргарите" что-то для себя.
Когда-то давно я уже читала эту книгу. Тогда мне больше всего понравилась линия Мастера и Маргариты, их любовь, а самым запоминающимся моментом был бал Сатаны. До этого прочтения я ясно помнила, как болели и саднили у Маргариты места тысяч и тысяч поцелуев.
Сейчас же больше всего понравилась линия Понтия Пилата. Думаю, в следующий раз я найду в этой книге что-то еще для себя.

Мастер и Маргарита
3 5
* * * * *

"Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!" — гласит лозунг Лайвлиба, когда мы открываем информацию о любой книге. Соответственно, я привыкла писать о том, что мне нравится, ибо с отрицательных и нейтральных рецензий смысла для меня, по большому счету, нет, разве что только высказаться. Читать всё равно будут, ибо на каждый жанр и каждую книгу есть свой любитель. Я честно пыталась промолчать насчёт МиМ, следуя своему же негласному правилу, но тут меня, к сожалению, понесло — наверное, зря. Да простят меня все многочисленные поклонники этого романа и кинут в меня по справедливому камню, помидору, тапку — что больше нравится, — но я всё же выговорюсь.

Видите общую оценку этого романа? 4.6, на минуточку, читателей — только вдумайтесь в эту цифру — 77 тысяч человек. Да я ни у одной другой книги не видела здесь столько читателей. Тысяча рецензий. У меня даже нет иллюзий, что я скажу что-то новое. Если вы ждёте здесь перечень литературоведческих источников, аргументированную позицию и положительный отзыв, мне очень жаль вас разочаровывать. Это просто субъективное мнение, которое я никому не навязываю.

Почему здесь такое название? Объективное восприятие МиМ у меня поплыло ещё со школы. Со всех сторон на меня неслись восторженные отзывы знакомых и реклама сериала Бортко по ТВ. Первый раз я читала роман Булгакова летом перед одиннадцатым классом. Всё это сопровождалось хвалебными одами мамы в адрес этой книги. Хорошо помню, что тогда у меня повис вопрос: "И всё?", который не снялся и после изучения МиМ в школе. Обсуждали тему библейских отсылок, кто-то сказал, что Булгаков впервые по-своему трактовал Новый Завет, и меня это удивило, особенно когда недавно был прочитан "Иуда Искариот" Леонида Андреева. Нет, к Новому Завету обращались и до Булгакова, и будут ещё после. Библия всех будоражит, так или иначе, и Новый Завет в чём-то даже сильнее Ветхого. Меня тогда заинтересовали только ершалаимские главы, возможно, именно в тот период мои непростые отношения с религией запутались окончательно.

В вузе на филфаке, у кого ни спроси, у всех МиМ — любимая книга (я говорю о своём вузе, если что). Что у студентов, что у преподавателей. Читали МиМ на втором курсе, на третьем, на пятом,по-моему, тоже. Смотрели не только сериал Бортко, но и экранизацию Анджея Вайды "Пилат и другие". Там только ершалаимские главы и неожиданная подача — начинается всё с опроса баранов, действие перенесено в современность, а сама лента на немецком (нам включали с субтитрами). Кто-то писал и диплом по МиМ (и не только, ещё и "Роковые яйца" были у кого-то). В общем, вокруг творилась какая-то булгаковская истерия. Может быть, она меня окончательно и отпугнула от романа. Вероятно, не будь такого рьяного навязывания и перечитывания ершалаимских глав буквально в каждом семестре, мне бы и удалось выйти на положительное отношение, но не срослось. Появилось даже ощущение, что все читают одну книгу, а я — другую. И что я чего-то не понимаю, а им всем известен какой-то секрет, раз они в таком восторге.

Почему я не говорю ничего о московских главах? Боюсь, хорошего мне нечего сказать. Диалог с Булгаковым у меня не сложился. Я пришла или слишком рано, или слишком поздно. Карусель Варенух-Лиходеевых-других так и проносилась мимо меня, несмотря на все мои старания вникнуть в неё. Запомнился Бездомный, которого точно недооценили. Мессир и его свита сначала забавляли, а потом стали пугать и раздражать. Мастер и Маргарита не впечатлили совершенно — первый показался мне слишком напыщенным и самонадеянным, вторая симпатии тоже не вызвала. Их любовь, увы, не спасла тонущие в моих глазах океаны булгаковской сатиры (как-то коряво написала, но что поделать). Желания читать ещё что-то из критики сверх того, что мы брали на предметах в вузе, не возникло. Может быть, и зря, но я и так уже слишком много времени потратила на МиМ, и всё без толку.

Ершалаимские главы меня впечатлили больше. Правда, Иешуа покоробил совершенно. Его было мало, стержень в нём не почувствовался. Не "амёба", как кто-то писал, но просто человек. В том же "Иуде Искариоте" Иисус был подан иначе, наверное, я ждала слишком многого. Образ Пилата меня заинтриговал. Я мало думала до МиМ о причинах его поступка, и здесь роман мне всё же в чём-то помог. Описания Ершалаима и окрестностей Булгакову удались, как и сцена казни Иешуа. Особенно мне запомнилась финальная сцена прощения Пилата — ради этого, возможно, лично мне и стоило так упорно продираться через текст романа.

Мне действительно жаль, что это не положительная рецензия. Может быть, я сама всё испортила, может, проблема в чрезмерной популярности МиМ. Остаётся лишь сказать "спасибо" Булгакову за то, что у меня не без его участия пробудился интерес к библейским отсылкам в художественной литературе. Увы и ах, это просто не мой роман.

Мастер и Маргарита
5 5
* * * * *

Каждый год Сатана дает помпезный бал в разных точках Земли, в этот раз честь выпадает Москве. Так что берегись, столица, к тебе едет темный маг со своей свитой.

Один из самых любимых, сильнейших, часто перечитываемых мною романов! И каждый раз он раскрывается по-разному: если в школе линия Понтий Пилат – Иешуа Га-Ноцри была скучна и не понятна, то в университете – запала в душу. Сейчас же, когда только увидела слова: «ненавистный прокуратором запах розового масла», прям перенеслась в Ершалаима, ощутила этот аромат, разжигающий ноздри прокуратора Иудеи и предвещающий роковые события.

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город».

Один из самых эмоциональных, прям до мурашек по коже, для меня момент, когда Пилат, измученный мигренью, выкрикивает, что не бывать царству истины. На столько это сильно, аж дух захватывает.

«- И настанет царство истины?
- Настанет, игемон, - убежденно ответил Иешуа.
- Оно никогда не настанет! - вдруг закричал Пилат...»

Этот роман – как раз тот случай, когда каждый персонаж запоминающийся, важный, интересный, яркий. И сам Воланд, который как Мефистофель Гёте “творит добро, всему желая зла”; и сатанинская свита; и верный Левий Матфей; и женщина, от несчастья ставшая ведьмой и отправившаяся ради любви к самому черту; и сломленный писатель, убивший свое отвергнутое миром “дитя”; и каждый, кто стал жертвой расправ со стороны прислужников тьмы.

В этот раз словила себя на мысли, что хотелось бы, чтобы Мастер выбрал жизнь, но всеми фибрами ощущала, как ему необходим покой. Наверное, это ответ Булгакова на самоубийства каждого творца, который не снес бремени действительности.

Гениальный роман! Я в восхищении!

Мастер и Маргарита
5 5
* * * * *

Ну что нового можно написать о книге, на которую уже есть больше 1000 рецензий.
Скажу так - я из когорты тех, кто безумно любит эту книгу, перечитывал целиком 3 раза, выборочно - многажды. Критикам книги искренне сочувствую, ибо не ведают чего лишены :)
Входит в мою личную БОЛЬШУЮ ТРОЙКУ: "МиМ", "12 стульев", "Швейк".

А здесь просто хотел бы поделиться теми ощущениями, которые возникли у меня в далеком 1986 году, во время первого чтения, и выплеснулись на бумагу:

Иван Бездомный слушал Берлиоза,
Не Гектора, увы, а друга Мишу,
Крепка атеистическая доза,
Боюсь, сейчас сорвет поэту крышу.

Без пива сердце бешено стучит,
А тут еще Нарзана, кстати, нету,
От теплой абрикосовой пучит,
Эх, тяжело на свете жить поэту,

И иностранец – немец иль француз,
Сказать точнее как-то не берусь,
Влез в разговор: «А был ли Иисус?»,
Вот прицепился, заграничный гусь.

А нам бы Канта прямо в Соловки,
А он уже в аду, ему там жарко,
Эх, затянуться бы сейчас с руки,
Пожалуйста, вот Ваша «Наша марка».

«Так, значит Иисус – сплошной фантом?
И дьявол только жупел в этом мире?
А Метрополь и вовсе не при чем,
Я в вашей собираюсь жить квартире».

Про Аннушку какие-то слова,
Как будто бред предгрозового зноя,
Трамвай и Берлиоза голова
И это доказательство седьмое.

Рвет душу непонятная вина,
Маршрут через Арбат и по аллее.
И снова эта полная луна –
И снова прокуратор Иудеи.

Мастер и Маргарита
4 5
* * * * *

Я понял, что к роману «Мастер и Маргарита» необходимо присмотреться повнимательнее еще в школе. И не потому, что это очень интересный и необычный роман, хотя он таким является. Главная причина: книга понравилась почти всем моим знакомым, да и у незнакомых людей в профилях одной известной социальной сети очень часто можно увидеть «МиМ» в числе любимых книг, и дай Бог, если это не единственное наименование в данной графе. Тогда я не понимал такого ажиотажа, зато сейчас кажется, понял: людям очень нравится приобщаться к гениальному (а то, что роман гениален, думаю, в доказательстве не нуждается). Забавно замечать, как в цитатах у десятков людей стоит эпиграф к «МиМ» из «Фауста», однако самостоятельно выделить любимую цитату из романа они не в состоянии. Молодые люди гордо заявляют, что читали Булгакова, однако кроме «Мастера и Маргариты» не могут назвать ни одного произведения. В университете я замечал сходное явление, связанное с теорией относительности: учась на гуманитарном факультете, я часто слышал фразы об Эйнштейне и его теории, однако объяснить ее или сказать что-то кроме «все относительно», да «е-равно-м-ц-квадрат» многие не могли. И это печально. Я сейчас не подчеркиваю свой интеллект, не занимаюсь самолюбованием, мне действительно грустно было это наблюдать вокруг себя. Но хватит о плохом. Перейдем к самому роману.
Он гениален. Написанный ироничным и легким стилем, роман выгодно выделяется на фоне всей школьной программы вместе взятой (признаться, полностью из этой программы я прочитал книг не так уж много, хватит пальцев одной руки, и «МиМ» на этой руке занимает место большого пальца). Сюжет пересказывать, думаю, не имеет смысла, и не только потому, что это произведение проходят в школе, да и на одном только фантлабе на него уже порядка 300 отзывов написано, дело в том, что ученые мужи и дамы предлагают чуть ли не десяток различных трактовок романа, а про количество разборов аллюзий, символов и идей, я, пожалуй, промолчу. Всегда любил идею свободной воли и возможности человека иметь свое мнение по любому поводу. Вот и выражу свое мнение: сюжет не скован никакими жанровыми рамками, плотность идей на долю текста просто зашкаливает, а ведь это еще и не окончательный вариант произведения, ведь Булгаков трудился над ним до самой своей смерти. Понять книгу тяжело, с каждым новым прочтением обязательно увидишь больше, но увидишь ты то что хочешь/можешь увидеть или же то что хотел сказать автор – еще большой вопрос. Еще хотел бы высказаться про персонажей. Булгакову удалось сделать всех их живыми и настоящими, и оттого абсолютно не подходящими для переноса на кинопленку. Невозможно экранизировать произведение, где такое внимание уделяется деталям. Практически всем очень нравится Воланд, что, в общем, не удивительно: Князь Тьмы представлен не как абсолютное зло, а скорее как судья, не испытывающий к грешникам никакой симпатии, а даже наоборот, карая их и воздавая по заслугам. А его свита? Чего только стоит гигантских размеров Бегемот, который кот, да и Коровьев со своим чувством юмора очень даже примечателен. Кстати, интересная деталь: в романе нет главного героя. Обычно же как, «силы тьмы» взаимодействуют с каким-либо человеком, искушая его или подталкивая на свою сторону. Здесь не так. Есть несколько действующих лиц, среди которых выделяются яркие и сильные личности, а есть все остальные, с которыми познакомился, пообщался и забыл. В общем, все как у людей. Сейчас необходимо упомянуть Мастера, человека идеи, Иешуа, который во всех людях видел только хорошее, и Маргариту, которая приблизилась к высшему пониманию любви как никто другой. Именно они, нет, не противостоят Воланду и его «силам тьмы», скорее они с ним взаимодействуют. И не только с ними, но и с читателями. Вспомните, сколько у романа было экранизаций и постановок, сколько иллюстраций нарисовано, сколько песен написано по мотивам и посвящаясь одному персонажу. А сколько людей вдохновлялось образами героев на совершение каких-либо поступков или создания соответствующей манеры поведения? Тут, конечно, точная статистика подводит, но смею предположить, что много.
На этом я хотел бы закончить. Простите, что затянул отзыв, и получилось все довольно сумбурно. Я не гений, я лишь однажды прочитал гениальный роман, который оставил неизгладимое впечатление.
Спасибо за внимание.

Мастер и Маргарита
5 5
* * * * *

небольшая история:
когда-то у меня было старое издание этого произведения в красивой черной обложке, оно было напоминанием о старой семейной библиотеке.
и вот я поделилась с подругой тем, что прочитала эту книгу, она попросила ее почитать.
по доброте душевной я, конечно же, одолжила, а спустя пол года выяснилось, что она отдала эту книгу другой девочке, и у книги выросли ноги.
с тех пор я не даю никому почитать книги из своей маленькой коллекции.

и вот я решила, что надо самой приобрести новый экземпляр и, конечно же, перечитать.
как и в первый раз книга мне очень понравилась, но при этом прочтении, я обращала внимание совершенно на другие сюжетные линии и повороты.
в прошлый раз меня больше интересовала мистическая и любовная линии - ну это возраст, наверное, сказывался.
а теперь же мне было интересно читать про испорченных граждан, про их махинации и проступки, про власть имущих, про людей, которые караулят возле подъездов.
может быть при очередном перечитывании я открою еще что-то.

Мастер и Маргарита
3 5
* * * * *

Знаете, я впервые сталкиваюсь с книгой, которая вся построена на сумбуре. Сумбурное повествование, описание, действия героев. Куча странных диалогов ни о чем. Я мучила эту книгу 4 дня, хотя она сравнительно небольшая по объему. Повествование казалось мне настолько нелогичным, что диву даешься. Маргарита и мастер не являются в моих глазах любовной парой. В их паре присутствовало какое-то потребительское отношение. Конечно, конец для них был правильным, но будет ли он хорошим? Воланд и его свита казались мне самыми нелогичными. Их действия привели к самому настоящему хаосу. Не знаю буду ли еще что-то читать у Булгакова, но пока хватит.

Мастер и Маргарита
5 5
* * * * *

Познакомилась я с этим великим, по многим признаниям, романом как-то весьма непотребно с одной стороны, а с другой - довольно мило. В школе я просто не доучилась до того момента, когда его нужно было проходить по программе, а в колледже мы пропустили, ввиду сильной неприязни преподавателя и взяли на изучение, чего попроще - "Собачье сердце". Так что, не с кем мне было спорить, рассуждать и рассматривать под микроскопом разные линии произведения. И в памяти у меня остались вполне приятные воспоминания о МиМ, как о мистическо-приключенческой вещи. В каком-то смысле, перечитав через примерно восемь лет, я и сейчас такого же мнения. Никогда не любила копаться в философии, и тем более религии. Не отождествляла этот роман как оду Сатане, не вступала в полемику (и не буду) с теми, кто считает, что роман оскорбляет чувства верующих, и вообще он против Бога и прочее-прочее. Я никогда не полезу в такие дебри, а в 15(14) лет даже и не пыталась. Да и надо сказать, главы о Пилате мне вообще были не интересны. Сейчас то я слушала о них куда более внимательно, и очень нравится, как автор свел в конце все ниточки, как книга меняет словно хамелеон свое настроение, от шутовского-сатирического до грустного и серьезного, как сплетаются вместе прошлое, настоящее и будущее, и уходят длинной дорогой в бесконечность. В конце меня вот уже второй раз охватывают смешанные чувства, тоски, жути и свободы, а в голове появляются мысли, что жизнь и смерть всегда рядом идут, и возможно наши жизни давно уже предопределены, и не стоит даже рыпаться, и здесь, и Там, для нас уже готовы свои места. Ну вот, а говорю, что не интересуюсь философией. :) Но книга действительно что-то такое вызывает внутри, и я её за это боюсь, наверное, именно оно, является одной из причин, почему роман "МиМ" запал мне в душу. Он неприятно кольнул меня и заставил думать о том, о чем я думать не люблю. Ну а другая причина, это просто интересный и увлекательный сюжет. Простой я человек, как лапоть. Всегда любила мистику, чертовщину, а здесь ее хоть отбавляй и переплетается с обыденным, так легко и непринужденно. Коровин, Воланд и Бегемот бьют все рекорды по харизматичности, и жаль от их проделок мне лишь бедного Ивана Бездомного. Так уж автор постарался представить все происходящее в специфичном свете, сатира такая сатира. К тому же, сколько забавных фраз можно вытащить из произведения... А что же Мастер и Маргарита? Жалко мне их все-таки в конце, по мне так хэппи енд, должен выглядеть не так, но его никто и не обещал. И в их случае, это все-таки лучший вариант, что хорошего в бредовом существовании? Абсолютно ничего. Первый раз читала, еще не доросла, чтобы проникнуться, второй раз прочла - уже переросла что ли. Казалась и кажется мне эта история пафосной, истеричной и полной патетики. Любовь как образец одержимости и болезни.

Ну а теперь как же меня свела судьба с одной из любимых книг. А дело было в машине, где мы с отцом чего-то или кого-то ждали, не помню уже. По радио играла песня, тогда она звучала из каждого утюга. Да, та самая попсовая "Мастер и Маргарита" Игоря Николаева. Дальше после небольшого диалога насчет музыкального творения, папа мне поведал, что есть оказывается такой роман, довольно-таки интересный и что мне, возможно, стоит попробовать его прочесть. Поговорили и забыли, вернее я забыла. В школьные годы часто в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Сказано - сделано, папа, спустя несколько дней притащил мне свежекупленное произведение, и спасибо ему за это большое. Так что и от раздражающей музыки, несомненно, бывает польза. Случайности не случайны. Попса кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится!

P.S. Перечитывать я взялась в аудиоварианте. Слушала просто в шикарной озвучке от Александра Клюквина, Максима Суханова и Дарьи Мороз. Тот случай, когда история заиграла в совершенно новых и ярких красках, и закончив читать, хочется непременно включить книгу заново, а некоторые моменты я переслушивала несколько раз, до того они удачно получились. Всем любителям аудио и, конечно же, самого романа, советую обратить внимание.