Герой нашего времени, размер 115x180 мм

Роман "Герой нашего времени" - одна из вершин русской прозы первой половины XIX в. Воспринятый современниками М.Ю. Лермонтова как "странный", роман побуждает все новые и новые поколения читателей искать решения его загадкам.

Автор
Издательство Азбука
Серия Азбука-Классика
Язык русский
Год 2020
ISBN 978-5-389-01927-0 5-352-00618-2 978-5-9985-0410-5
Тираж 4000 экз.
Переплёт мягкая обложка
Количество страниц 224
Штрихкод 9785352006184
Страна-производитель Россия
Размер 115x180 мм
Длина 115мм
Ширина 180мм
Высота 12мм
Объём 1
Возрастная категория 12
Входит в комплект Классики мировой литературы от издательства «Азбука»
Количество томов 1
Формат 76x100/32
109
Нет в наличии
с 16 июня 2021
История цены:
Средний отзыв:
5
* * * * *
Герой нашего времени
5 5
* * * * *


Любителям нумерологии, криптологии и прочих конспирологических ухищрений, очевидно, доставит удовольствие отметить, что для человека, родившегося в 1814 году и убитого в 1841-м, т.е. ровно за сто лет до начала самых кровавых в истории человечества войн, не говоря уже о том, что обе цифры являются перевертышами, как бы зеркально отражаясь друг в друге, Михаил Юрьевич Лермонтов оставил в своем творчестве достаточное число темных мест и белых пятен.
Что привело или, точней, возвратило меня к творчеству МЮ – история долгая и, должно быть, не всем интересная, однако попробую изложить ее вкратце. Работал прошлым летом в студенческом лагере и случайно попал на лекцию моей филфаковской преподавательницы. Лекция – в преддверие 200-летия со дня рождения классика – посвящалась в основном поэтическому его наследию, плюс любопытные и необычные факты биографии. Тут и выяснилось, что мои собственные сведения о поэте весьма поверхностны и в значительной мере искажены официально глянцевым их отображением. Что же до представления о его творчестве, то в нем обнаружились такие лакуны, что все мое прежнее впечатление от МЮ обернулось сплошной фикцией и иллюзией.
А тут еще в самый день юбилея некий ведущий с птичьей фамилией заявил в своем утреннем шоу на радио «Вести ФМ», что, мол, Лермонтов вообще поэт – так себе и что ни один вменяемый культурный человек не способен любить одновременно Пушкина и Лермонтова, ибо первый – сама любовь и великодушие, второй же – мелочен, жалок, завистлив и мстителен. При этом г-н журналист считал себя в полном праве судить классика через свою брезгливо оттопыренную нижнюю губу.
Ни в коем случае не умаляя и не принижая достоинств нашего поэта № 1, почувствовал некоторую обиду за нашего поэта № 2. Но одновременно закралось в душу и смутное, тревожное сомнение: а и впрямь, так ли уж он был гениален – этот вечно юный гений нашей словесности?
Стихи у меня сейчас как-то не особо идут. Видимо не самый удачный период для поэзии. Посему возобновление знакомства решил начать с прозы МЮ, причем сразу с наиболее крупной формы. Чего мелочиться? Мое последнее (оно же, боюсь, единственное) прочтение романа «Герой нашего времени» случилось еще в благословенную школьную пору, однако текст так хорошо впечатался в память, что ощущение было, как от встречи с хорошим другом, с которым только вчера расстались, не успев договорить. Не так часто доводится мне получать такое истинное и незамутненное удовольствие от чтения. Помимо всего «Герой» оказался еще и великолепно, мастерски написанной книгой. Обилие колоритных и точных психологических портретов, а также тонких наблюдений над жизнью и живописных деталей делают роман не только занимательным, но и полезным. Думаю, не будет большим кощунством сказать, что даже седобородый граф Толстой с его «Хаджи-Муратом» не сумел заглянуть в душу горца так же глубоко, как за полвека до него это сделал юный поручик Лермонтов.
Одним из следствий чтения книги стало то обстоятельство, что во мне проснулся недоубитый краевед. Взять, к примеру, эпизод, в котором Печорин встречает Грушницкого сотоварищи верхами в компании княжны Мэри: «Кавалеры в костюмах, составляющих смесь черкесского с нижегородским». С каким умыслом помянул автор всуе мой родной город? Имелась ли в виду экипировка Нижегородского полка, в котором сам М.Ю. нес службу на Кавказе? Или же определение дано в том же ироническом, насмешливо пренебрежительном смысле, что и у милого Александра Сергеевича, когда тот писал о смеси французского с нижегородским? В любом случае нижегородское еще аукнется Лермонтову – причем, в наихудшей из всех возможных его интерпретаций.
Временами автор настолько четко схватывал – буквально на лету ловил – мысль или эмоцию и тут же облекал ее в слова, что руки просто чесались надергать из романа цитат. Ну, сами посудите, разве это не прелесть: «Зло порождает зло. Первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого. Идея зла не может войти в голову человека без того, чтобы он не захотел приложить ее к действительности».
Выходит, зря Бутусов пел: «Они не были боги, откуда им знать про добро и зло» к тому же незнание, говорят, не освобождает от ответственности.
Говоря о романе, невозможно обойти стороной личность главного персонажа. Волк-одиночка со, скажем так, весьма своеобразным чувством юмора. Мрачный философ-фаталист и страстный герой-любовник, лихой удачливый бретер и стихийный психолог-самоучка. Не подметил в Печорине какого-то особого аглицкого сплина – ну, переел человек малость впечатлений, плюс собственное везение его изрядно избаловало – с кем не бывает? То же можно сказать и о его отношениях с женским полом. Ни запредельной черствости, ни экзальтированной чувствительности Печорин не демонстрирует. С каждой из дам он действует ровно тем образом, чтобы оставаться адекватным обстоятельствам, руководствуясь известным принципом «Чем меньше женщину мы любим…». И когда в случае с Верой принцип сработал с точностью до наоборот, он реагирует именно так, как любой другой на его месте. Единственный момент, в котором Печорина не могу и не желаю ни понять, ни простить, это эпизод в котором он осадил кинувшегося к нему Максима Максимыча. Обидеть сентиментального старика – все равно, что у ребенка конфету отнять или ударить дружелюбного пса. Никакой психологической подоплеки или мотива для подобного поступка у героя не было. Стыдно, брат Григорий! Стыдно и нехорошо!
Подводя итог, позволю себе заметить, что «Герой нашего времени» - один из величайших шедевров мировой литературы, не только не потускневший за полтора с лишним столетия, но напротив, подобно хорошему вину, с каждым годом становящийся все ценнее, обретая новые смыслы и значения. Печорин же по-прежнему остается истинным героем – как своего собственного, так и нашего с вами времени.
Герой нашего времени
5 5
* * * * *
Не могла пройти мимо этой даты. Все-таки 200 лет со дня рождения Лермонтова. Событие, что не говори…И вспомнила его роман «Герой нашего времени». Тот, который – да простит меня Лермонтов - несколько раз в возмущении швыряла на пол, когда читала в школе.
Да, я о второй части романа – «Княгиня Лиговская». Я воспринимала Печорина как чудовище, которое ломает женщин, словно дитя – игрушки, когда пытается заглянуть им внутрь. И мое сочинение о Печорине было самым возмущенным, просто гневом кипело! Сейчас…а что сейчас? Не знаю. Нет, ангелом он для меня не стал. По-прежнему вижу и страшный эгоизм, и холодность, и желание упиваться чужими страстями, и ломание походя женских судеб – да только теперь мне Печорина…жаль. Потому что, наверное, с возрастом, я поняла, в чем его слабость. Боится он любить. И дело не в его каких-то там психологических травмах, а просто. Как раз боязнь этой самой травмы. Истинная любовь сродни бейсджампингу – прыгаешь неизвестно куда, но всегда с высоты. И с риском переломать все кости. Но…прыгаешь, потому что это твоя высота. Потому что понимаешь, что полет и падение – всегда рядом. Но именно полет и стоит всех падений…А Печорин не рожден летать, О, как он отслеживает в себе чувство – словно симптомы опасной болезни! Главный страх – «а вдруг я влюбляюсь!» Грустно. не дано ему крыльев для полета. Нет, в своем дневнике он пишет, что когда-то любил женщину с сильной волей, но побоялся завоевывать, поэтому они и расстались врагами. Ну что сказать – трусость это. Какой он, на фиг, фаталист после этого! Потому что бравировать тем, что не боишься смерти, но панически бояться любви - смешно! Вообще, Печорину нравится преодолевать сопротивление, поэтому, едва женщина оказывается в его власти, он немедленно её бросает. И как продуманно он действует! Сначала вызывает бешенство у княжны Мери ( то есть хоть какие –то эмоции), потом вовремя жалуется на несчастную судьбу, и вызывает сочувствие, а тут и до любви недалеко! больше всего жаль мне Веру. Вот уж кому досталось! Ведь преданней, сильней , беззаветней любви он не мог найти. Он сам любит её – но…старается обложиться соломкой на случай падения! Заводит на глазах безнадежно влюбленной Веры роман с княжной Мери, изводит бесконечной сменой настроений, а главное – демонстрацией того, насколько Вера ему безразлична, что она так, для развлечения. Отдаляется, едва чувствует к женщине чувства больше, чем планировалось. И гордится этим, хотя чем тут гордиться...Пустой душой? Своими глупыми страхами? Вот уж право... Даже курица стремится перелететь хотя бы забор, а тут явное нежелание отделиться от земли.
Жаль мне Веру. Не дай Бог…Потому что нет горше судьбы, чем любить человека бескрылого. Насколько смела и решительна Вера, которая, даже понимая безнадежность своего чувства, не отрекается от него. Потому что ей знакомо чувство полета. Ибо любя, мы воспаряем над землей. И что нам земные обиды, ненужные претензии, эгоизм! Не стоят они того, чтобы ради них отречься от своих крыльев. Вера не боится открыто признать свое чувство , впрочем, как и княжна Мери. Той тоже досталось. Печорин влюбил её в себя – и хладнокровно разбил сердце. Меньше всего он думал о её чувствах. Он вообще о чужих чувствах не думает. Потому что сам боится что-то почувствовать. Для него это смерти подобно. Боится оказаться слабым, открыв свою душу. И не замечает, как без чувства она постепенно пустеет. Да что говорить о Печорине – сейчас тоже многие, если не большинство, воспринимают чувства как слабость. Но сила как раз в том, чтобы любить. И прыгать навстречу чувству- без оглядки, без защиты, без подстеленной соломки. А весь защитный цинизм, и поведение «настоящего мачо», который хвастается своими победами, воспринимая их как сбитые самолеты – это все от трусости. Просто эгоизм, причем нездоровый. Потому что здоровый эгоизм – это относиться к людям так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Все женщины в жизни Печорина посылаются ему словно ангелы. Их пример бесстрашия в проявлении своих чувств должен хоть чему-то научить Печорина, но нет…Ему проще жить без крыльев и в вечном страхе. Что ж, вольному воля…Так что жаль мне его, жаль. Потому что на самом деле он хочет летать, да..боится. А ведь это проще всего – сдаваться, даже не попробовав. Потому что самое страшное – не падать, а никогда не увидеть Неба…
Герой нашего времени
5 5
* * * * *
Пережил ли роман своё время? Пережил!

Пережил ли наше - не пережил.

Почему? - Потому что Печорин: всё-таки выдуманный тип - все дорожат своими жизнями, в отличие от него (и тогда дорожили по написании и прочих Петрашевцах) и позже - он же фаталист самой судьбой - а таких не бывает: это не реально, никто так не подчинён судьбе, да даже и он не особо.

Вывод: Лермонтов - романтик, идеалист конченый, это абсолютно - но романтиков не рядом с ним, ни подле него, ни вообще - никогда не существовало (разве что Печорин в его воображении!). Роман - Выдумка, но какая талантливая!
Герой нашего времени
5 5
* * * * *
Все говорят о загадочности романа, а в чем она? В том, чего мы не понимаем? Понять роман можно, только побывав на месте главного героя. Понять, прочувствовать, пережить. Раз за разом. К роману надо быть готовым. Он для тех, кто вышел за рамки привычного мышления, кто видит этот спектакль со стороны и изнутри одновременно.
Герой нашего времени
5 5
* * * * *
Отличный роман состоящий из нескольких эпизодов пресыщенного жизнью героя. Человека повидавшего в свои молодые годы многое и разочаровавшегося почти во всём. Печорин не боится ни смерти, ни схватки, ни тягот и лишений армейского образа жизни. Красиво показаны нравы и обычаи Кавказа. Эпизоды небольшие,каждый является законченной историей. Увлекательное произведение.
Герой нашего времени
5 5
* * * * *
О высокомерном хлопце Печорине
---------------------
Можно пару слов о биографии автора? Это имеет отношение к произведению, не пролистывайте, судари, если не в курсе. Лермонтов был четким, дерзким, как пуля резким – за это его неоднократно вызывали на дуэль, и только на 4-ый раз его все-таки уложили выстрелом в грудь. При жизни был дважды отправлен в ссылку на Кавказ. Именно об этом месте и пойдет речь в этой книге.

Автор соединил в этом романе 5 повестей, которые изначально издавались по отдельности в каком-то тогдашнем журнале. Я сначала не доперла какая связь между первой, второй и третьей главами, и только потом прочитала в интернете, что их нужно рассматривать раздельно, в качестве попытки автора показать нам Печорина в общении с людьми из разных социальных слоёв. НЕ в хронологическом порядке.

Печорин конечно тот еще кадр! Ему плевать на всех и вся, мир крутится вокруг себя любимого. Главное, чтобы телочки падали к его ногам. Но вот я сейчас вроде бы плохие вещи про него пишу, а герой то мне понравился! В некоторых главах нам предоставляется возможность почитать о происходящем от его лица, и меня как-то даже ничего не оттолкнуло – ни его манера обращаться с девушками, ни его логика, ни его мировоззрение. Может я просто тоже сволочь такая, а?

Конец прям ооочень поразил, всё как я люблю (нежданчик, чья-та уродливая смерть, Аня в шоке). Затрагивается вопрос «а веришь ли ты в судьбу?».

В общем, книга прекрасная. Хоть и написана она в 19 веке, читается ооочень легко (если через первую главу продерётесь). Я три дня не могла заставить себя что-нибудь почитать, а эта книга меня поглотила и вывела из книжного запора за два вечера!
5/5
Герой нашего времени
5 5
* * * * *
Прочитала. В диком восторге!!! Всем, кто ничего не помнит из школьной программы, советую, не пожалеете!!!