Первая любовь: Повести, размер 115x180 мм

В сборник вошли повести И.С. Тургенева 1854-1860 годов: "Затишье", "Переписка", "Яков Пасынков", "Фауст", "Ася", "Первая любовь". Содержание книги определено не только хронологической, но и внутренней связью этих произведений - темой любви. Тургенев на время как бы оставляет человека наедине с глубинным, изначальным и вечным, обнаруживая в нем всепоглощающую потребность любить. Однако тургеневские повести показали и то, как мало способен быть человек устроителем своего счастья.

Автор
Издательство Азбука
Серия Азбука-Классика
Язык русский
Год 2019
ISBN 978-5-389-02699-5 978-5-395-00102-3
Тираж 2000 экз.
Переплёт мягкая обложка
Количество страниц 400
Штрихкод 9785352018927
Размер 115x180 мм
Длина 115мм
Ширина 180мм
Высота 21мм
Объём 1
Возрастная категория 12
Входит в комплект Классики мировой литературы от издательства «Азбука»
Количество томов 1
Формат 76x100/32
134
Год выпуска: 2019
История цены:
Средний отзыв:
4
* * * * *
Первая любовь: Повести
3 5
* * * * *

Образ тургеневских девушек существует где-то в природе, но он скрыт во мраке, поэтому, если захотите его нарыть, то вам назовут довольно много произведений автора, благо их 15 томов, насколько я помню, но в конкретику никто не станет углубляться. Связано это с тем, что образ в конечном итоге собирателен и в большей степени ассоциируется с бородой и фраком самого Тургенева.

И это действительно так, учитывая, что, если взять общую составляющую у всех тургеневских романчиков (таковые далеко не все, есть и нормальные произведения), то вполне можно на примере "Аси" выработать некий алгоритм написания идеального тургеневского подхалимского женского произведения.
1. Действие должно происходить за границей, но с таким видом, что ты там живешь временно (хотя и поселился навеки). При этом, вопреки своим радикальным взглядам, Родину-то можно особенно и не любить, использую разных чахлых персонажей для всякого рода высказываний, намекая на их некомпетентность. Более того, отзыв о соотечественниках в виде "наши бы, правда, стекла разбили и поломали стулья, но эти (немцы) уж больно скромны" чья-то добрая душа вообще вырезала из оригинального текста произведения. ( Ася, кстати, описывается как ребенок и не один раз. Здесь и сравнения ее с мальчиком, и прямое упоминание о недозрелости).

Не учился я как следует, да и проклятая славянская распущенность берёт своё.

Я остановился и увидал возле дороги небольшую грядку конопли. Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней.

2. Взять в качестве главной героини молоденькую девушку (русскую или местную - здесь действительно все равно. Тургенев прямо-таки кричит, что они все одинаковые. Судя по всему, русский дух и исключительность может касаться только мужчины), которая должна быть показана довольно несовершенной, но обязательно милой. Читатель потом ей все простит за душу чистую и помыслы невинные, списывая всю фигню на любовь.
Ася показалась мне совершенно русской девушкой, простою девушкой, чуть не горничной.

— Ах, я о многом думала. Это у меня привычка с детства.
Он общался с нею не по-братски: слишком ласково, слишком снисходительно

3. Основное - это поведение главного героя. Именно оно определяет облик девушки. Этот пункт доведен Тургеневым до совершенства - главный герой страдает, мнется, придумывает что-то на ровном месте сам, топчется - в общем, ведет себя как полный болван, что наталкивает читателя на мысль о том, что он влюблен. На всякий случай Тургенев это проговаривает - вдруг кто-то не понял. Это вообще полезное качество Ивана Сергеевича - всем все разжевывать. Один мой друг называл это "нужно проговорить предложение". Знакомясь с девушками, если даже налицо было отсутствие заинтересованности с их стороны, чтобы провести эту ночь в форме знакомства поближе, он всегда говорил "Нужно предложить им прямым текстом. Вдруг они не поняли". Тургеневский главный герой очень скромен, но готов на каждосекундную дуэль из-за дамы. Дуэлей у Тургенева много - хоть обстреляйся, бумага все терпит, а по поводу скромности есть такие строки

мы всё больше рассуждали, и, сколько я могу судить, довольно умно и тонко рассуждали о том, как именно должно работать

Здесь же необходимо напомнить об органичных атмосферных тургеневских описаниях природы. Они очень красиво ложатся на текст, но сделано это в таком виде, как будто автор решил специально разбавить повествование, думая "здесь стоит читателю дополнительно припудрить мозг природой". И можно быть уверенным, что тут же последует как минимум на пол странички прекраснейшее тургеневское о траве, солнце и атмосферном фронте.

4. Назревает некое событие, где главный герой ведет себя не лучшим образом, провоцируя читателя стать на сторону несчастной девушки, которую он наверняка бросит (невольно или по собственному почину - без разницы), даже в том случае, если до этого он ее вовсе и не брал. Дополнительный повод для красивого скулежа в том, что автор в течении всего повествования бичует сам себя, периодически повторяя "ах, я подлец".

И, наконец, следует стандартный финал, где, как обычно, прошло много лет и престарелый Иван Сергеевич (иногда чудесным образом разбогатевший - каким образом - непонятно, но приходится верить ему на слово. Главный герой-то всегда по определению состоятелен, но о деньгах речь идет, чтобы сделать из него живого человека) сидит в кресле-качалке у камина, рассказывая всем - как он, дурак, упустил единственную и настоящую любовь всей жизни, которая непременно бы его привела к бурному вечному счастью.

Что ж, форма романа идеальная, чтобы привлечь девушек и внушить им две основные мысли.
1. Во всем виноваты мужчины.
2. Женская особенность строится на одном лишь желании ее иметь.

Кроме всего прочего роман может послужить утешением для типа мужчин, ищущих хоть какое-нибудь обоснование собственной нереализованности и содержит в себе четкие указания - по поводу чего можно посидеть и поплакать.

Первая любовь: Повести
3 5
* * * * *

Тургеневская девушка. (редкий умирающий вид)

Описание: хороша собой (непременное условие), нежна, образованна, недоступна (для обожателя), впечатлительна.

Происхождение: знатное - рождена в голове дворянского сына Ивана Сергеевича Тургенева.

Ареал обитания: водятся тургеневские девушки исключительно в головах иванов сергеевичей тургеневых ("романтических юношей" - разговорное), в природных условиях не встречаются.

Продолжительность жизни: кратковременна. Тургеневская девушка должна непременно умереть в молодости, иначе это не тургеневская девушка.

В общем-то, орнитолог из меня никакой, что за птица такая эта тургеневская девушка - посмотрите сами, текст очень небольшой. Хотя книжечка так себе. Особенно на фоне реальных событий - так и вовсе скверная.

Но по порядку (спойлерно):
Однажды приехал Иван Сергеевич Тургенев в свое поместье, зашел на огонек к соседям. А там... да-да, тургеневская девушка. Звезда очей - прекрасная Мария Николаевна Толстая (в девичестве Толстая. Сестра многоуважаемого Льва Николаевича Толстого). Увлекся наш герой (Иван Сергеевич) Марией Николаевной. Да ведь как и не увлечься? Хороша была девица - пардон, не девица. Мужняя жена, мать (не помню, сколько было детей у нее на тот момент. В повести Иван Сергеевич ей оставил одного ребенка из троих). Так вот. Со скуки ли, по каким другим причинам, но вот как-то так получилось, что стал навещать Иван Сергеевич своих соседей довольно часто. Соседка прелесть как хороша! Одна беда - не любит Мария Николаевна стихов. Не понимает, не читает и читать не хочет!
Возникли споры на стихотворной почве. Иван Сергеевич не стал мудрствовать лукаво, а убежал из дома Марии Николаевны, пропал на несколько дней, а потом принес написанный рассказик. Вот этот маленький рассказ с таким громким названием.

В рассказе немолодой человек встречает свою старую (в смысле, давно знакомую) пассию. Он был когда-то в нее влюблен, но обстоятельства и маменька девушки не позволили им быть вместе.
Теперь же, увидев прелестную девушку, почти не изменившуюся, кстати, немолодой человек воспылал к ней прежней любовью. Мало того, желая приобщить девушку к прекрасному миру стихов, знакомит ее с поэмой Гете.
Девушка, как и следовало ожидать, такая девушка! Просто неземное создание. И, естественно, полюбила всей душой воздыхателя.
Иван Сергеевич балансирует на грани пошлости. Сколько раз автор мог явить читателю сцену с вернувшимся случайно мужем, но нет. Вместо мужа появился призрак матери (Уж и не знаю, что смешнее в этом случае). Убоялась наша героиня маменькиного гнева, да и померла. На то она тургеневская девушка. Вид умирающий. Ах, да. Она таки полюбила поэзию.

Кстати, герой рассказа, чтобы поразить знакомую красотой стиха, выбирает между "Евгением Онегиным" и "Фаустом" Гете. Останавливается на Фаусте. Вполне возможно, что автор видит себя в роли Фауста. Аналогия грубовата, но в принципе... почему нет. Кроме того, что это красиво и более того - более загадочно, чем "Евгений Онегин", отсылка к сюжету "Фауста" Гете как бы предупреждает о возможном развитии событий. Помните судьбу Гретхен, да? Отсылка к "Евгению Онегину" тоже говорящая, но она говорит о главенстве долга перед чувством, а "Фауст" - об искушении без нужды, что, судя по всему, ближе автору на момент написания рассказа. Это уж потом вступает в силу обращение автора к поэме "Евгений Онегин".

Полюбила ли поэзию Мария Николаевна - об этом история умалчивает.
Сам Иван Сергеевич ретировался в Германию от такой прозы жизни или от избытка поэзии.
Марию Николаевну закружил новый роман, на этот раз с итальянцем. Страсть такой силы, что М.Н. завидовала бросившейся под поезд Анне Карениной.
В итоге М.Н. нашла утешение своим страстям в монастыре.
А Иван Сергеевич написал очередной роман, где обитает очередная неземная тургеневская девушка.

P.S. Почему три звездочки? - да вот не нравится мне Иван Сергеевич. И слог хорош, и сюжет такой нескучный, обхохочешься. Но вот все вместе - такая теплая водица, ни то, ни се. Как выращенный Вагнером гомункул. Без души и без особых эмоций тургеневская романтическая проза. Единственное живое в этом рассказе в письмах - это первое письмо главного героя своему другу. В котором строчки сверкают радостью от встречи со старым домом, в котором радость искренняя, неподдельная.
Еще одно маленькое наблюдение: все хотелось спросить: Иван Сергеевич, а не сам ли ты та самая Тургеневская девушка? Уж больно похож.

Первая любовь: Повести
5 5
* * * * *

Замечательное произведение о любви. О неразделенной, но взаимной любви. Между Асей и Н. Это прекрасная девушка с психическими заскоками смогла полюбить. Первая любовь в ее жизни. Скорее всего она не забудет Н. никогда, как и он Асю. Действительно, почему Н. не смог сказать то, что он ее любит. Из-за того, что ей 17? Что она маленькая или потому что она больна? Или он боялся брата?
Почему мужчине так сложно сказать женщине эти слова. "Я тебя люблю" или "ты мне нравишься". Просто силками надо вытягивать. И не жалеть потом об этом. Вы ведь сильнее, а сказать люблю боитесь. А потом возникаете, мол все бабы шлю**, так хорошую ты упустил, а только плохая и осталась.

Первая любовь: Повести
4 5
* * * * *

Спустя десятилетия я с уважением стала относится к школьной программе. Иногда позволяю себе перечитывать произведения классиков. Имя Тургенева прочно вбито в головы моего поколения как автора "Отцов и детей", художника образа нигилиста-Базарова. Но у писателя есть и другие повести и романы, которые достойны внимания.
С "Асей" у меня произошел странный эффект - если в школьные годы эта небольшая повесть мне понравилась, героиня была мне чем-то отдаленно близка, то сейчас я ее не поняла и за каждым ее поступком видела разбалованную натуру. Первая любовь самая сильная, самая очевидная, самая ранящая, подвигающая совершать глупости. Ася влюбилась, влюбилась в рассказчика, но не смогла справиться со своими чувствами. Никто не дал ей примера, никто не дал ей совета, как справиться с самой собой, никто не дал ей, простите, волшебного пенделя, чтобы оградить от проступков. На мой взгляд все закончилось хорошо. В первую очередь, все хорошо стало для рассказчика. А Ася? Ася, уверена, переросла бы свою первую любовь, переключившись на другой предмет своей страсти.
Как и у любого писателя, стиль Ивана Сергеевича узнается сразу - на мой взгляд, менее экспрессивный, более спокойный - просто повествующий, но несущий свой особенный скрытый смысл. Филологи многих поколений по косточкам разобрали эту повесть, я, как простой читатель, просто еще раз прочитала произведение и в какие-то моменты получила удовольствие от прочтения (чего стоит описание лунной дороги на реке).

Первая любовь: Повести
5 5
* * * * *

Честно говоря, совершенно не помню, читала ли я эту книгу в школе. Сюжет совершенно не помню, хотя в финале я была уверена.

Прекрасная легкая книга с простым, приятным языком повествования.
Ася совсем юная, очень ранимая девушка, которая многое пережила для своего возраста.
Главный герой избалованный, считающий, что вся жизнь у его ног.
Из их любви изначально не могло получиться ничего хорошего, но тут еще и сводный брат Аси вмешался. И именно с этого момента для главного героя все пошло под откос. Он осознал свои ошибки, но было слишком поздно. Иногда нужно прислушаться к голосу сердца, и всегда нужно помнить, что есть поступки, которые нужно совершать здесь и сейчас, а не надеяться на завтра.

Оценка 10 из 10

Первая любовь: Повести
2 5
* * * * *

Основная мысль повести "Первая к̶р̶о̶в̶ь любовь" стара как мир. Как на том горшке, что был датирован 2000 годом до н.э. и на котором красовалось "молодежь уж не та". Впрочем, откровенно старческого кряхтенья тоже не наблюдается, ибо автор тщательно сохранил свой мозг от чрезмерного вмешательства, а посему и на пятом десятке прекрасно мог косить под шестнадцатилетнего.

Где там эти хваленые тургеневские барышни - я их по-прежнему в упор не вижу. Главная героиня выглядит как девка легкого поведения, хотя на самом деле она честная давалка с мазохистскими наклонностями. Садомазо - непременный атрибут любовной прозы Тургенева. Он, судя по всему, в этой области был большой знаток. В "Первой любви" подобные извращения доходит даже до своей материальной формы - здесь кнутом стегают.

Образ главной героини, весь смысл жизни которой сводится к тому, чтобы сталкивать лбами людей, интересен только ущербным женщинам, реально обиженным на мир и козлов-мужиков. Они с удовольствием мысленно ставят себя на место Зинаиды и мстят, мстят, мстят. Периферия главной героини, толпы аморфных особей мужского пола, которые вокруг нее водят хороводы, как вокруг новогодней елки, представлена в основном робкими и вызывающими жалость мальчонками (которым иногда за 40). Тургенев не зря сделал главного героя 16-летним мальчиком. Даже ему стыдно за самого себя. А еще в подобных образах находят себе оправдание многие неудачники-псевдоинтеллектуалы, которые за любовью к подобным романчикам Тургенева прячут свою трусость, женственность и общую лоховатость, выдавая ее за одухотворенность.

Сам автор тоже где-то там, в клоунской шапке среди воздыхателей этой Зиночки. Та, в свою очередь, может быть интересна лишь только в том случае, если хорошо выглядит сзади без одежды. Да и то, буквально пару минут. Образ подобной женщины уж в который раз всплывает в произведениях Тургенева. В прошлый раз, например, ее Рудин звали. "Мне надобно такого, который сам бы меня сломил", - говорит Зинаида. Подойдет и сорокалетний, и женатый, и с кнутом - да какой угодно. Лишь бы был богат и знатен. Вполне обыкновенные женские желания, ничего выдающегося. "Любовь" подобной особи должна оскорблять нормального мужчину. Но, разумеется, не Тургенева.

"Первая любовь" - очень характерное произведение, в нем автор показал настоящего себя во всей красе. Такой он и был - страдающий о всякой лабуде, строчащий любовные романы и размазывающий по ним собственные слезы. Живи он сейчас - печатался бы в разноцветных книжонках из сентиментальных отделов на мягкой бумаге и в рулонах. И не мог бы никого нанять, чтобы за него написали "Отцы и дети".

Первая любовь: Повести
4 5
* * * * *

Возьмите прыщавого подростка и недоступную барышню, добавьте пару-тройку чистых лицом (как из рекламы "чёрной маски") юношей и мотив самоосознания, и выйдет...первая любовь - чувство, которым даже сам Пушкин не гнушался. Та любовь, которую Лина Костенко оксюморонно прозвала последней.

Только вот мотив страдничества, который, как угри на лице влюбленного, в финале обращается взрывом, несколько "не избит" как тема для рассказа.Обреченность первого чувства (смерть, самоубийство, дуэль) - традиционный мотив русской литературы, потому болезненно гиперболический, что русский экзистенциализм требует наказания за любую форму возвышенности.

Нельзя летать безнаказанно.

Первая любовь - чувство, мотивирующее писать стихи, умирать, бороться, самообразовываться, но никак не жить и вкушать плоды гедонизма. Тургенев не стал перебирать темами и стал автором ещё одного рассказа в длинном ряду, где похоронены стихи безымянных носителей чувства, а-ля

Так ніхто не кохав,
Через тисячі літ
Лиш приходить подібне кохання,
В день такий
Розквітає весна на землі,
І земля одягається зрання.
В. Сосюра


Наверно потому рассказ лучше читать в возрасте, когда неискушен плодами любви, когда сам ещё болеешь этой ветрянкой.

Первая любовь: Повести
3 5
* * * * *

Я, конечно, может чего не понимаю, но главная героиня Ася мне совершенна не понравилась, взбалмошная, себе на уме, в своем как-то мире живущая особа. Да еще с непостоянным характером и настроением, это ж взбесишься с такой жить. Один день весела, на второй - холодна, что ждать от подобной женщины - не понятно. Собственно, и поступок главного героя оправдан и правилен с точки зрения логики и будущего отца семейства. Никакой печали концовка не вызвала. Мне вообще показалось, что Ганин задумал сбагрить сестренку свою попавшемуся человеку, новому знакомому. Но проникшись симпатией к господину Н., дружбой, решил уберечь его от подобной жизни и увез Асю.

История первой любви, конечно, прекрасна в своих ипостасях, что сказать. Эти порывы и чувства, девица-то молодая, понятно. Но все уж слишком ветрено, слишком наиграно детской (пусть и более возрастная дама Ася) фантазией. Но не разделяю я подобного, прагматична уж больно :) Повосхищаться и погрустить не тянет, уж извините. Все эти охи-ахи, и прочая любовная хандра не по мне!

Первая любовь: Повести
5 5
* * * * *
«Первая любовь» Тургенева стала для меня открытием когда-то. Когда я в школе училась. Да и теперь с удовольствием перечитываю. Потому что откровеннее и правдивее про отношения никто , пожалуй, так не написал.
История любви шестнадцатилетнего Владимира к княжне Зинаиде…История, где смешались любовь, страсть, ненависть, ревность и странное противостояние двух гордых людей. Зинаида неожиденно полюбит…отца так нежно полюбившего её Володи. Но при этом будет испытывать нежность к самому Володе. Она, конечно, не сможет его полюбить, потому что, как сама скажет: « Нет; я таких любить не могу, на которых мне приходится глядеть сверху вниз. Мне надобно такого, который сам бы меня сломил..» а отец Владимира утверждает:« "Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать -- в этом вся штука жизни". И начинается поединок – страшный и беспощадный.
Они, конечно, друга полюбили, но гордость! И нежелание уступить. Как всегда и бывает. И ту нежность, которую питала к отцу, Зинаида отдавала сыну. Чтобы предстать перед отцом гордой и неуступчивой. И все же…любившей до самозабвения. Потому что оказался сильнее. Он, конечно, тоже полюбил. Но не мог открыть своих чувств. Подчиняя Зинаиду, не мог сам признать, что сам в её власти. Отсюда его ссоры с женой, срывы, грубость.
А Владимир оказывается между двух огней. Любит, страдает, поняв, в кого влюблена на самом деле Зинаида, надеется на счастье – и понимает, что это невозможно. И продолжает любить. И не понимает той глубины страшного и запретного чувства, что обуревает Зинаиду и его отца.
Оно и в самом деле страшно, это чувство. И испытать его может только сильная натура. Та, что не боится сгорать. Та, что чувствует границы своей и чужой воли. Души, которая готова к тому, что может познать не только не только радость, но и боль. И может вступить в этот жестокий поединок.
Они, конечно, не будут счастливы – отец Владимира и Зинаида. И он умрет от удара, поняв, не может жить без своевольной, страстной Зинаиды. «Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы…» – так напишет он перед смертью своему сыну.Она тоже ненадолго переживет его. Правда, умрет от родов, выйдя замуж за другого. Но уверена – без своего любимого жизнь для неё потеряла смысл. Уже стало все равно, кого выйти замуж. И все равно, как жить. Нет, она явно ещё как-то пыталась жить без этой любви, но явно просто плывя по течению. И вот отправилась вслед за любимым…
Любовь, любовь…Как она прихотлива и загадочна. И правда похожа на налетевший ураган. Только сила чувства свойственна сильной душе. Той, что не боится ни любить, ни жить, ни страдать, ни восторгаться. Не бежит от поступков, пряча их за отговорками. А еще не нужно бояться сгореть. Потому что это лучше, чем замерзнуть от холодности, ведь это всего-навсего – страх полюбить.
Первая любовь: Повести
5 5
* * * * *
Чего говорить, Тургенев великолепен. Как бы его не принижали в трио: Толстой, Достоевский и Тургенев - именно он повлиял на общественную жизнь России самым мощным образом. Но в данном сборнике представлены не его масштабные романы, а великолепные и утонченные повести, просто музыка слов. Как трепетно описываются воспоминания по ушедшим летам, как точечно расписаны сложные женские образы. После прочтения остается приятные осадок в отличие от косноязычного Достоевского и занудного Толстого. Тургенев однозначно женский писатель, но очевидно, что это большой классик, который великолепно владел словом. Нет ничего удивительного в том, что его произведения шли на ура заграницей, особенно во Франции, где к литературе подобного толка отношение особое.
Первая любовь: Повести
5 5
* * * * *
Хороший сборник повестей великого писателя. Больше остальных понравилась повесть Ася. Рекомендую всем прочестьь эту книгу - классика.