|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гнев может опять превратиться в радость, злоба может опять превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут. Поэтому просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, а хороший полководец очень остерегается ее. Это и есть путь, на котором сохраняешь и государство в мире, и армию в целости. Этот древний текст представляет собой небольшую брошюру с предисловием о возможных авторах в начале и комментариями переводчиков в конце. Времени на чтение уходит всего ничего, но мысли, которые так кратко описаны, вызывают желание остановиться и как следует все рассмотреть. Ведь если задуматься, принципы ведения войны, приписываемые к периоду до н. э, вполне успешно практикуются и сейчас. Дело даже не в самой войне, как в таковой, хоть и это не лишено определённых исторических доказательств, но в самих жизненных ситуациях. Тот, кто умеет вести войну, два раза набора не производит, три раза провианта не грузит; снаряжение берет из своего государства, провиант же берет у противника. Поэтому у него и хватает пищи для солдат. Совету Сунь-Цзы представляют определённый интерес не только для военного дела, но и для жизни в целом. Рассуждения о форме и мотивации применимы к любым сферам деятельности. Война – это путь обмана, постоянной организации ложных выпадов, распространения дезинформации, использования уловок и хитростей. Перефразировав некоторые изречения и найдя для них более мирное применение, можно добиться успеха. Эта книга из числа тех, которые следует перечитывать через некоторое время, тогда кусочки мозаики сложатся в более понятную картинку.
Философский трактат о войне, ставящий своей целью проникнуть во все ее нюансы не только с практической, но и с идейной, понятийной, в конце концов, именно философской точки зрения. Отличительная черта произведения - всеобщность и понятность, что крайне редко для классических произведений древнего Китая. Так как чаще всего, чтобы понять подобные произведения, нужно иметь немалые знания о китайской культуре в целом. Держа эту книгу в руках, чувствовалось, что держишь что-то исторически важное, ценное, вечное. В этом издании очень заинтересовало оформление. Левая страница разворота представляет собой оригинальный китайский текст, а правая - переведенный. Это погружало в нужную атмосферу. Атмосферу знания...когда понимаешь, сколько в мире всего интересного, важного, особенного, скрытого и непознанного, что хочется развиваться и учиться. И это не просто философский трактат, где нужно размышлять и думать, чтобы что-то понять. Нет! Очень много вещей и правил для ведения войны расписаны и объяснены довольно точно и подробно. На вооружение необходимо брать все, до мелочей: местность, рельеф, день, ночь, погода, поведение солдат врага. Три основные сути, которые раскрываются в трактате: планирование, скорость, хитрость. Но нельзя также сказать, что все правила и принципы, описанные здесь, можно отнести только к войне. Многое можно взять на заметку и для реального времени в обыденной жизни. "Шуайжань - это чаншаньская змея. Когда ее ударяют по голове, она бьет хвостом, когда ее ударяют по хвосту, она бьет головой; когда ее ударяют посредине, она бьет и головой, и хвостом."
Безусловно интересный трактат, хоть и маленького объема. Есть пара претензий к структуре данного издания, на одной странице даётся оригинальный текст на китайском, на другой - русский перевод. С эстетической точки зрения это выглядит интересно, но две трети страниц фактически никак не используются. Было бы более рационально снабдить трактат комментариями или иллюстрациями, так как показ оригинала будет полезен разве что знатокам китайского, которых подавляющее меньшинство.
В одном из моих любимых фильмов Wall street 1987 года, с Чарли Шином и Майклом Дугласом, последний, играя мошенника Гордона Гекко, учит молодого брокера, которого играет Шин: «Every battle is won before it’s ever fought», - и ссылается на книгу «Искусство войны» Сунь Цзы. Разве можно пройти мимо такого? В книге примерно 50% отличных мыслей, которые реально можно и нужно применять при планировании или ведении военных конфликтов (говорю это как любитель военных симуляторов, стратегий, истории военных конфликтов), 30% алогичной чуши а-ля дзен-буддизм и еще 20% довольно сомнительных, спорных тезисов. Учитывая время написания (составления) книги – очень круто. Отличное – уже упомянутое выше правило «каждый бой выигран еще до того, как произошел» (считай ресурсы/ возможности резервов/ навыки и т.д. и т.п. каждой стороны конфликта и тебе будет понятен результат заранее); «избегай сильного противника»; победить со 100% вероятностью нельзя; используй дезинформацию, двойных агентов и т.д. и т.п. – как и в примере с фильмом, можно использовать эти правила в любом из конфликтов, не только военных. Алогичная мусорная хрень: «Удар войска подобен тому, как если бы ударили камнем по яйцу: это есть полнота и пустота». В чем смысл этого бреда? Ну и спорные вещи, например, такие: «Когда обороняются, значит есть в чем-то недостаток; когда нападают, значит есть все в избытке», - с чего вдруг? Скорее наоборот, нападают тогда, когда нужны ресурсы – какой смысл нападать, если ресурсов в избытке? Или, например, это: «Сунь-цзы сказал: управлять массами все равно, что управлять немногими: дело в частях и в числе», - тоже ерунда. Управление массами и несколькими людьми требует разных подходов. Несколькими людьми можно управлять лично, тысячей людей уже лично не сможешь управлять – нужно правильно делегировать управление – это требует уже совсем других умений. Не жалею, что потратил на книгу время. Стоит потраченного времени.
Трактат «Искусство войны», несомненно, актуален даже в наше дни, несмотря на то, что написан давным давно. Конечно же, немного сложно соотносить с нашими реалиями, все же глобальных или массовых войн на данный момент нет (есть только локальные). Но даже в локальных можно использовать принципы и положения, показанные в трактате. Они будут актуальны всегда. Законы войны, принципы войны — неизменны. Меняются только методы, меняется качество (новое оружие, к примеру), но само положение — никогда. Это книга обязательна к прочтению. Сильно. Актуально. Просто. Лаконично. Она так же важна, как и «Государь» Николы Макиавелли.
Все-таки тот факт, что идет 21-ый век, а книга датируется 5-ым веком до н.э., определяет отношение к книге. Многие мысли и указания будут очевидными не только увлекающимся историей военного дела, но и простым людям, получившим хотя бы среднее общее образование и посмотревшим несколько фильмов на военную тематику. Ну и способным вышеперечисленное проанализировать, разумеется. Книга вряд ли откроет читателям глаза на причинно-следственные связи побед и поражений в войнах, тем более, что на практике не все зависит от предварительных расчетов, многое решает случай.
Сунь-цзы - китайский полководец, живший во времена Конфуция, - написал "Искусство войны" почти 2500 лет назад. Эта книга - не только кладезь военной мудрости, но и практическое руководство по тактике и стратегии военных действий. В основе философии Сунь-цзы лежит идея разумного сочетания военной стратегии и государственной политики.
Мне было любопытно ознакомиться с классическим военным трактатом, тем более, по некоторым данным, написанным раньше Библии. Стратегия и тактика ведения войны и не только войны: применимо к личному развитию и управлению группой сотрудников при ведении конкурентной рыночной борьбы. Простые вещи описаны сложным языком, порой, только китайцу, жившему до нашей эры, понятной метафорой (пояснений к тексту - добрая половина книги). Моя оценка - никак, нейтрально. Не беда, что дочитала до конца, но не потеряла бы ничего, не читая книгу.
Все разложено по пунктам. Ничего не может быть просто так, то или иное всегда приведет к последствиям. Сунь-цзы учит стратегии и мышлению.
Азиатскую литературу с философским уклоном необходимо читать очень медленно. Лично я эту книгу читал по крупицам около полугода. Не нужно спешить. Созерцайте её. Помимо сильно отличающегося менталитета восточного человека от западного, сказанное содержит двойной, а иногда и тройной подтекст. Осложняется дело ещё и тем, что у каждого иероглифа, также несколько значений. О написанном много споров и комментариев даже внутри книги. Ну и конечно же самым важным является ключ, которым Вы попытаетесь открыть эту дверь. Ведь бесцельное путешествие, зачастую, ни к чему не приводит. Если текст воспринимать буквально, как военный трактат, то на сегодняшний день, полагаю, он во многом не актуален (хотя полноценно оценить это может лишь профессиональный военный). Кто-то анализирует книгу с точки зрения бизнеса. Я тоже пытался это сделать, но нашел не так много реально применимых идей. А вот с точки зрения человеческой психологии и управления подчиненными людьми, книга вполне годная и любопытная. Не обошлось как без изучения добродетелей и нравственности, так и без испытаний искушениями. Суть сводится к изучению подчиненного как личности, с целью выявить, на какие поступки (хорошие и плохие) он способен. Для расширения кругозора подойдет.
Очень простая и очень глубокая книга. Во многом соответствует совеременным реалиям ведения бизнеса.
Очень сложная книга. Актуальна в наши дни. Думаю и потомкам понадобиться.
"Искусство войны" сперва читал в переводе Конрада,там интереснее.В этой все по другому.
Это издание - перевод с анлийского перевода с китайского... Для "ознакомится" - нормально, для философов и придирчивых - текст упрощен.
Качество цене не соответствует. Красная цена одноразовой полиграфии 30 р.
Достоинства: Актуальный трактат. Недостатки: Обложка отвалилась после первого прочтения. Похоже, что вся книжечка развалится по листочкам со второго раза.
Прежде чем такие заявления делать, надо смотреть цены конкурентов!
|