Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы, размер 115x180 мм

"...История Есенина есть история заблуждений. <...> И, однако, сверх всех заблуждений и всех жизненных падений Есенина остается что-то, что глубоко привлекает к нему. Точно сквозь все эти заблуждения проходит какая-то огромная, драгоценная правда. <...> Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и перед своей совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие, - и за все захотел расплатиться ценою страшной..." (Владислав Ходасевич). В настоящее издание, кроме избранных стихотворений С.Есенина, вошли его поэмы "Пугачев", "Анна Снегина" и "Черный человек". В качестве приложения приведено эссе В. Ходасевича "Есенин".

Автор
Издательство Азбука
Серия Азбука-Классика
Язык русский
Год 2020
ISBN 5-91181-102-2 978-5-389-02391-8 978-5-389-10209-5 978-5-91181-593-6 978-5-9985-0186-9
Тираж 3000 экз.
Переплёт мягкая обложка
Количество страниц 320
Штрихкод 9785911811020
Страна-производитель Россия
Размер 115x180 мм
Длина 115мм
Ширина 180мм
Высота 17мм
Объём 1
Входит в комплект Классики мировой литературы от издательства «Азбука»
Количество томов 1
Формат 76x100/32
118
Дата обновления
2 апреля 2021
История цены:
Средний отзыв:
4.6
* * * * *
Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Почему-то со школьной скамьи я считала, что не люблю поэзию. Что мне сложно воспринимать, о чем идет речь в произведении, когда мозг волей-неволей следит за рифмой и ритмом.
Поэтому после окончания школы единственным поэтами для меня стали авторы песен)))
И тут - открытие! Оказывается, в буквально пару рифмованных строчек можно вложить столько смысла, сколько не описать абзацами текста!
И насколько правдивы и точны даже сейчас, даже в нынешней ситуации его слова:

Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я — игрушка,
В тылу же купцы да знать...

А сколько здесь эмоций! И воспоминания о первой (но это не точно)) любви, и любовь к родному краю и родным березкам, и тревога за будущее, когда к власти пришли, мягко говоря, недостойные.
Однозначно, красивая и сильная вещь, при чтении которой душа волнуется и поет. Не зря столько произведений Есенина были положены на музыку и стали прекрасными песнями и не зря его творчеством зачитывается уже не одно поколение. Пожалуй, продолжу свое знакомство с его творчеством и я :)

Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Никогда бы не подумал, что поставлю нелюбимому мной С.Есенину (так уж сложилось) пять звёзд. Но я ни секунды не сомневаюсь, что произведение это - одно из величайший произведений русской литературы.

Поэма совершенно небольшая по объёму и, если бы не размах авторской задачи (хотя, задумывался ли о ней сам поэт?), - легко потянула бы на большое стихотворение. Но даже, будь она просто просто большим стихотворением, "Чёрный человек" остался бы великим.

История его тривиальна как для начала ХХ века, так и для нашего времени: человек спился. Не просто запил до белой горячки, а начисто выжег себе мозг бесконечными и безостановочными в течение многих лет пьянками. Разум умирает (и это - не метафора). А, умирая, подсовывает лирическому герою бессонницу, картинки из давнего прошлого, алкогольный бред, обвинения всех и вся в неудавшейся прожжённой попусту жизни, слезливость и саможаление, а ещё - монстриков из фильмов ужасов.

Мысль не моя, а Дм.Быкова, но не могу не повторить её. "Чёрный человек" - это как дневник человека, ставящего над собой некий убийственный эксперимент и скурпулёзно записывающего результаты/симптомы. Ну, это как "Морфий" М.Булгакова. Только здесь в роли самоубийцы не наркоман Поляков, а алкоголик Есенин.

Распад личности, тем более, уровня С.Есенина, зафиксированный самим поэтом, всей силой остатков своего таланта - это реально страшно. Если хотите, "Чёрный человек" - это больше поэма, относящаяся к жанру ужасов. Не верите? Найдите в Youtube исполнение С.Безрукова (гениальнейшее, кто бы как к этому артисту ни относился), и вы поймёте, о чём я.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
3 5
* * * * *

Если бы стихотворение «Исповедь хулигана» было бы рядовым стишком неизвестного писаки, если бы труды С. Есенина не занимали столь большое место в нашей культуре и образовании; если бы они, благодаря этому, не имели влияния на людей - можно было бы не докапываться до смыслов, и ограничится только личностными восприятием и ощущением. Но дело обстоит иначе.

Сергей Александрович замахивается очень широко, говоря, что «сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган». Очень интересно, в чём же автор считает нужным исповедоваться хулиганам.

Для этого мне нужно будет немного приоткрыть содержание произведения и сказать, что всё оно состоит из воспоминаний человека, ведущего в детстве босяковитый образ жизни и таковым же и остающийся по сей день, но лишь сменивший свою «нечёсанную причёску», на «цилиндр на голове и лакированные башмаки».
Этот человек очень тоскует по прошлому озорному детству или юношеству, проведённому в деревенской местности со всеми её прелестями. Он «очень любит Родину», он переживает об участи крестьян - «бедные, бедные крестьяне» говорит он.

Это всё создаёт положительный образ человека, который является хулиганом (бакланом, шкодником и пр.), который НЕ собирается изменять своё поведение - он сам говорит об этом: «… сердцем я все такой же…».
По своей сути это никакая не исповедь, а всего лишь воспоминания о прошлом – исповеди, которая в своей сути предполагает осознание ошибок прошлого и стремление к исправлению, НЕТ в словах этого человека.

Также не уверен, есть ли что-нибудь хорошее в романтизации образа хулигана – эти образы привлекательно выглядят в фильмах (какой-нибудь Аче из "Три метра над уровнем неба" или братва из Бригады), книгах, афишах, в исполнении С. Безрукова на сценах театра. Но в реальной жизни хулиганское поведение как стиль жизни, а не как отдельные выходки, за которые потом стыдно становится, никому счастья не приносят – они впечатляет девушек, которые, связав свои жизни с такими людьми, сами же от этого и страдают, но позже.

Смешной кажется фраза автора, звучащая, видимо, о себе же самом: «если б вы понимали, что сын ваш в России - самый лучший поэт!»; также «ваших душ безлиственную осень мне нравится в потемках освещать», хотя, возможно, это всего лишь для красного словца, так сказать.
Стиль этого произведения слегка грубоват и не слишком рифмичен.

Лично я не проникся трепетными чувствами к стихотворению «Исповедь хулигана», но учитывая воспетую любовь к Родине и красочное описание деревни, я не могу поставить низкую оценку.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
3 5
* * * * *

Поэма С. Есенина «Черный человек» заинтересовывает читателя одним лишь своим названием, а уж учитывая могучий авторитет её автора, и вовсе заставляет обратить внимание к ней – поэтому я и попытался вникнуть в поэму и составить своё мнение, не знакомясь с иной критикой.

Первое, что бросается в глаза – это отсутствие рифмы. Хотя, возможно, это особый стиль стихосложения, понятный для более эрудированных читателей. Его стихотворение читается не плавно, а с какими-то препятствиями, каждый раз вызывая недоумение.

Второе – это смысл поэмы. Не буду пересказывать содержание её, мне так кажется, что это признание некого человека - героя поэмы (не буду утверждать автобиографичности), который прожил гадко свою жизнь и осознаёт это. Хотелось бы добавить, что герой томится этим, не может найти сил для изменения своей жизни к лучшему, что он желает вырваться из грязи – но такого вывода нельзя заключить из текста поэмы, а значит этот монолог – всего лишь констатация действительности одного человека.

Не вызывают уважения строка - «этот человек проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов». Так как указания на какую-либо страну в этой поэме нет, предположу, что это говорится о России. Не считаю правдивым такое мнение о нашей Родине – оно верно лишь отчасти, но не в полноте своей. Россия богата была умнейшими и великими людьми, не замечать этого – либо быть слепцом, либо быть лжецом.

Третье - стиль поэмы. «…прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит…. половой истекая истомою» - пошловато сказано, не кажется ли вам? Впрочем, вся поэма составлена в подобном грубоватом стиле.

Думается мне, что эта поэма не оставляет в душе читателя чего-то тёплого или светлого, она не побуждает напрямую к чему-то хорошему, разве что она показывает пример ненормально образа жизни.
Сочинение «Черный человек» великим я назвать не могу.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
4 5
* * * * *

Поэма во многом автобиографична. В ней отразились личные переживания поэта, вызванные встречей со своей юношеской любовью, а также размышления по поводу судьбы послереволюционной России.
Он рисует картину идеального села на примере Радово, но менее удачливые и завистливые криушане все портят. Криушанин Прон желает построить в своём селе коммуну, но вскоре его место занимает его трусливый и изворотливый брат Лабутя. Есенин ощущает, что после революции уцелели именно такие люди, как Лабутя, что именно они занимают руководящие должности. А если так, то не видать крестьянам больше таких сел, каким прежде было Радово. А воплощение красоты, Анна Снегина, и вовсе вынуждена покинуть страну.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Такие прекрасные произведения напоминают мне жемчужины, которые затерялись в глубоком море.
Я никогда не думала, что в литературе есть такие поэмы - лиричные, о жизни, глубокие, полные реальных событий и чувств и вместе с тем с интересным сюжетом.

Эта поэма показалась мне такой небольшой зарисовкой любовной истории на фоне исторических событий.
Причем не любви в глубоком смысле, а любови, которая случается довольно банально и часто между взрослыми людьми.
Жизненно и очень интересно.
А уж прекрасная поэзия Есенина тут раскрывается в полной своей красоте.

Очень понравилось.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
4 5
* * * * *

Раньше мне казалось, что Сергей Есенин в отличии от других поэтов несколько далёк от меня, ибо все эти картины природы, вызывающие желание плакать и успокаиваться, и эти хулиганские бравады, и портреты его в школе - все выводило из себя. Школа вообще "кастрирует" гениев и вполне может отбить если не вкус к литературе как к явлению, то к какому-нибудь из авторов, поэтов. Шаблон о слащавом деревенском красавчике, так преданно любящем берёзки, может быть у многих отбил желание самому почитать и оценить сильные, порой дерзкие стихи этого гения. Вот честное слово, наравне с изучением и анализом речушек, полей и прекраных русских берёз, которыми в огромном количестве пичкают в школе, когда проходят творчество Есенина, можно изучить ещё и поэму "Черный человек".

До меня вот слова "Друг мой, друг мой, я очень и очень болен..." дошли уже к 23 годам. "Это же мое, это же про меня" - думала я, и как-то видела, что для Есенина эти слова шли из наболевшей и обнажённой души. Я была прикована к этим трём страницам добрых полчаса, не меньше! А что такое полчаса для такой поэмы, после которой ты ещё неделю ходишь, будто пришибленная? Каждое слово бешено пульсировало в голове, застревая там навсегда. До этого раза я никогда не испытывала ничего подобного от прочтения всего-навсего нескольких строф; а ведь я не тринадцатилетняя семиклассница, но "Чёрный Человек" стал для меня чем-то вроде откровения... Если учитывать, что данную поэму Есенин написал незадолго до смерти, это можно считать его собственным объяснением и итогом его жизни.

Изображение в искусстве слов страданий и неизбежности, депрессивных и патологических состояний - одни из моих любимых мотивов. Что можно увидеть тут? Будто бы алкоголизм, безысходность, свое второе асоциальное Я.
Кто этот "Чёрный человек" - игра воображения или раздвоение личности? Ведь Черный Человек есть в каждом из нас, так же как и темная сторона нашей души. Возможно, это наши скрытые желания. Одни люди могут побороть их, а другие так и живут во тьме. А что если Есенин и правда видел Черного Человека? Что если Есенин видел Черного человека, что если Есенин с ним разговаривал, что если Есенин кидался тростью в Черного человека? На первый взгляд, мне показалось, что никакими литературными аллегориями тут и не пахнет, это болезнь. Галлюцинация, бред, психоз, вялотекущая (малопрогредиентная) шизофрения, порождённые тяжёлым запоем. Может и так. Но нам теперь не узнать.

Захлебнулась поэмой. Наверное, иногда чего-то становится слишком. Слишком много, например: балласта, неорганизованных бестолковых метаний и поисков, ударов. Почему бы и нет, в конце концов? Всегда любила испытывать что-то новое. Вот, пожалуйста, Сергей Александрович нам как по заказу показывает поэму в состоянии абсолютного ничтожества - новейшее, свежайшее, ароматнейшее... И два выхода, один из которых сделал Есенин в конце своей жизни. А ведь по спине холодок при вспоминании фразы - «Черный человек на кровать ко мне садится»... А финал поэмы еще страшней... - это когда разбитое зеркало, и я в цилиндре. Внутреннее "Я", расщеплённое и отделённое. Сразу мысли про раздвоение личности. Для человека безысходность равносильна смерти. А вот человек, полностью познавший безысходность, становится овощем.

Если сравнить эту отчаянную поэму с лабиринтом, то отчаяние здесь - это забредение в тупик. Если продолжить метафору - выход из ситуации должен быть наверняка, а из жизни - так непременно, но я сейчас не об этом... Это конечно, эмоция - эмоции способны мешать, иногда кажутся и вовсе лишними... Но не исключено, что эмоция - это завуалированная мысль, где результат - реакция - выдаётся мгновенно, приведшая же к нему логическая цепь остаётся за кадром... Хотя и отдавая себе отчёт в своих мыслях, и видя в них логику, посредством размышлений можно довести себя до отчаяния... Осознавал ли Есенин в момент написания поэмы,что его ждет?

Но чтобы выйти из замкнутого круга и мира «Черного Человека», надо чтобы что-то прошло насквозь тебя... А я до сих пор не знаю, хочется ли мне запомнить наизусть эту небольшую поэму, оставив её в себе, или же желание вовсе никогда не слышать.