Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы, размер 115x180 мм

"...История Есенина есть история заблуждений. <...> И, однако, сверх всех заблуждений и всех жизненных падений Есенина остается что-то, что глубоко привлекает к нему. Точно сквозь все эти заблуждения проходит какая-то огромная, драгоценная правда. <...> Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и перед своей совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие, - и за все захотел расплатиться ценою страшной..." (Владислав Ходасевич). В настоящее издание, кроме избранных стихотворений С.Есенина, вошли его поэмы "Пугачев", "Анна Снегина" и "Черный человек". В качестве приложения приведено эссе В. Ходасевича "Есенин".

Автор
Издательство Азбука
Серия Азбука-Классика
Язык русский
Год 2020
ISBN 978-5-389-02391-8 978-5-91181-593-6 978-5-9985-0186-9
Тираж 3000 экз.
Переплёт мягкая обложка
Количество страниц 320
Штрихкод 9785911811020
Страна-производитель Россия
Размер 115x180 мм
Длина 115мм
Ширина 180мм
Высота 17мм
Объём 1
Возрастная категория 18
Входит в комплект Классики мировой литературы от издательства «Азбука»
Количество томов 1
Формат 76x100/32
118
В других магазинах:
История цены:
Средний отзыв:
4.6
* * * * *
Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Дуэты
1. Два села: Радово и Криуша (говорящие названия, не так ли?)
«А кто такой бедняк? Бедняк – это лентяй!», - говорил мой дедушка. Он родился в семье середняков, т.е. крестьян зажиточных, и всегда считал, что до революции бедняками были трутни. «Вся деревня пашет, а они в лес идут за грибами, а поле не паханое стоит!». Вот и в «Анне Снегиной» два села. Первое – зажиточное, в нем царит порядок, подати платят, а их увеличение не вызывает бунта:

И чтоб избежать напасти,
Излишек нам был без тяго́т.
Раз — власти, на то они власти,
А мы лишь простой народ.


Второе село – Криуша. Царство разгильдяйства и лени.

Житье у них было плохое —
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч.


Кто же поет главную партию в этом дуэте? Крикуша! Одна власть идет на смену другой, и именно жители этого нищего села радуются новой власти, главному комиссару Ленину. Удивительно, что эту поэму печатали в СССР. Ведь именно с жителями Крикуши разговаривает поэт о Ленине:

«Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он — вы».


2.Воин и дезертир. Офицер – муж Снегиной и поэт, убежавший с войны. Кто выживает? Дезертир:

«Убили... Убили Борю...
Оставьте.
Уйдите прочь.
Вы — жалкий и низкий трусишка!
Он умер...
А вы вот здесь...»


3. Анна и поэт. Представители двух разных классов, два человека, любившие друг друга в юности. Кто же остается на Родине, а кто должен уехать? Остается поэт и, с одной стороны это, наверное, хорошо, а с другой, как известно, ничем хорошим это все-таки не кончилось.
Мне кажется, что вся поэма пронизана метаниями поэта. С кем он… где его сторона… Народный поэт? А какой он, ЕГО народ?
«Анна Снегина» написана в январе 1925 года. В декабре того же года Есенина госпитализировали в психоневрологическую клинику Московского университета.

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.


PS: всегда тяжело читать книги о том смутном времени, времени, когда об коленку сломали целый народ. Ненависть, досада, злоба... все смешивается внутри и подступает комок к горлу. Может быть это дуэт из генов крестьянина и княгини бушует где-то в глубине подсознания?

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
4 5
* * * * *

Раньше мне казалось, что Сергей Есенин в отличии от других поэтов несколько далёк от меня, ибо все эти картины природы, вызывающие желание плакать и успокаиваться, и эти хулиганские бравады, и портреты его в школе - все выводило из себя. Школа вообще "кастрирует" гениев и вполне может отбить если не вкус к литературе как к явлению, то к какому-нибудь из авторов, поэтов. Шаблон о слащавом деревенском красавчике, так преданно любящем берёзки, может быть у многих отбил желание самому почитать и оценить сильные, порой дерзкие стихи этого гения. Вот честное слово, наравне с изучением и анализом речушек, полей и прекраных русских берёз, которыми в огромном количестве пичкают в школе, когда проходят творчество Есенина, можно изучить ещё и поэму "Черный человек".

До меня вот слова "Друг мой, друг мой, я очень и очень болен..." дошли уже к 23 годам. "Это же мое, это же про меня" - думала я, и как-то видела, что для Есенина эти слова шли из наболевшей и обнажённой души. Я была прикована к этим трём страницам добрых полчаса, не меньше! А что такое полчаса для такой поэмы, после которой ты ещё неделю ходишь, будто пришибленная? Каждое слово бешено пульсировало в голове, застревая там навсегда. До этого раза я никогда не испытывала ничего подобного от прочтения всего-навсего нескольких строф; а ведь я не тринадцатилетняя семиклассница, но "Чёрный Человек" стал для меня чем-то вроде откровения... Если учитывать, что данную поэму Есенин написал незадолго до смерти, это можно считать его собственным объяснением и итогом его жизни.

Изображение в искусстве слов страданий и неизбежности, депрессивных и патологических состояний - одни из моих любимых мотивов. Что можно увидеть тут? Будто бы алкоголизм, безысходность, свое второе асоциальное Я.
Кто этот "Чёрный человек" - игра воображения или раздвоение личности? Ведь Черный Человек есть в каждом из нас, так же как и темная сторона нашей души. Возможно, это наши скрытые желания. Одни люди могут побороть их, а другие так и живут во тьме. А что если Есенин и правда видел Черного Человека? Что если Есенин видел Черного человека, что если Есенин с ним разговаривал, что если Есенин кидался тростью в Черного человека? На первый взгляд, мне показалось, что никакими литературными аллегориями тут и не пахнет, это болезнь. Галлюцинация, бред, психоз, вялотекущая (малопрогредиентная) шизофрения, порождённые тяжёлым запоем. Может и так. Но нам теперь не узнать.

Захлебнулась поэмой. Наверное, иногда чего-то становится слишком. Слишком много, например: балласта, неорганизованных бестолковых метаний и поисков, ударов. Почему бы и нет, в конце концов? Всегда любила испытывать что-то новое. Вот, пожалуйста, Сергей Александрович нам как по заказу показывает поэму в состоянии абсолютного ничтожества - новейшее, свежайшее, ароматнейшее... И два выхода, один из которых сделал Есенин в конце своей жизни. А ведь по спине холодок при вспоминании фразы - «Черный человек на кровать ко мне садится»... А финал поэмы еще страшней... - это когда разбитое зеркало, и я в цилиндре. Внутреннее "Я", расщеплённое и отделённое. Сразу мысли про раздвоение личности. Для человека безысходность равносильна смерти. А вот человек, полностью познавший безысходность, становится овощем.

Если сравнить эту отчаянную поэму с лабиринтом, то отчаяние здесь - это забредение в тупик. Если продолжить метафору - выход из ситуации должен быть наверняка, а из жизни - так непременно, но я сейчас не об этом... Это конечно, эмоция - эмоции способны мешать, иногда кажутся и вовсе лишними... Но не исключено, что эмоция - это завуалированная мысль, где результат - реакция - выдаётся мгновенно, приведшая же к нему логическая цепь остаётся за кадром... Хотя и отдавая себе отчёт в своих мыслях, и видя в них логику, посредством размышлений можно довести себя до отчаяния... Осознавал ли Есенин в момент написания поэмы,что его ждет?

Но чтобы выйти из замкнутого круга и мира «Черного Человека», надо чтобы что-то прошло насквозь тебя... А я до сих пор не знаю, хочется ли мне запомнить наизусть эту небольшую поэму, оставив её в себе, или же желание вовсе никогда не слышать.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.



Очень больное, болезненное произведение, в котором отразилась противоречивая, разрывающаяся душа одного из самых чутких лириков современности. Он и сам эту болезнь признаёт:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.



Поэма наполнена уродливыми, искажающими действительность образами, чёрным цветом, да и сам персонаж, будто шагнувший со страниц пушкинской маленькой трагедии, не добавляет в поэму радостных ноток. Лирический герой судит себя, рассказывает историю своей жизни, своих заблуждений, страхов, ошибок, смотрит на себя глазами чёрного человека - тёмной половины своей души:

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой, -
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.



Тёмная половина души есть у каждого из нас, заглядывать в эту бездну не любит никто, да и опасно. Как там говаривал Ницше, "Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя". Именно поэтому только от бесшабашной смелости или от безысходности, тупика, в который ты себя загнал можно попробовать ещё и вести с ней диалог. Или монолог. Результат один:

Я один...
И разбитое зеркало...



Единственное, что даёт надежду в конце поэмы - это рассвет, прогоняющий ночь и чёрного человека. А уж вернётся ли он? Видимо, вернулся.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Очень часто я в последнее время перечитываю эту поэму. Как только на глаза попадается томик стихов Есенина (а он лежит в постоянно открытом ящике моего письменного стола),так сразу открываю с конца и начинаю читать...

"Друг мой,друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит над пустым и безлюдным полем,
То ль,как рощу в сентябрь,осыпает мозги алкоголь"

Я должно быть очень чувствительная,но эти строки не оставляют меня равнодушной. Я полностью погружаюсь в атмосферу "Чёрного человека"... Знаете,прочтя именно это произведение Есенина,я поняла:скорее всего,он покончил с собой,чтобы там ни говорили об этом в разнообразных книгах и фильмах.

"Чёрный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Чёрный человек!
Чёрный,чёрный!"

Эти "тоска и страх" были предсмертными... В поэме столько трагизма,что невольно понимаешь - это не обычное декаденство (да простят меня его поклонники). Это последний крик души... Есенин думает здесь уже не о судьбе Руси (хотя и любит ее безгранично до последнего вздоха),а о себе,о своей жизни,которую читает ему Чёрный человек. Он понимает ясно,что жизнь его подходит к закату. И что до самой последней ночи будет приходить к нему Чёрный человек,не давая сна,покоя и возможности дышать полной грудью... Безысходность...безысходность...безысходность

Мрачно получилось,конечно же. Но что поделаешь - я ведь писала так,как я это чувствую и понимаю.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
4 5
* * * * *

Я люблю Сергея Есенина. Признаюсь открыто и честно. Это единственный поэт, который мне полюбился именно как поэт, а не как писатель (тот же Лермонтов меня покорил сначала романом "Герой нашего времени").
Поэма хороша и проста. И всё в ней есть - "и жизнь, и слёзы, и любовь...".
Особенно нравится мне описание природы и жизни стариков. Никто так не умеет описывать природу и стариков, как мог Есенин. Живо, честно и с любовью.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Моя прееелесть.
Есть такие произведения, где находишь себя, хочешь ты того или нет. От желания читателя ничего не зависит - просто что-то цепляет, забирая всего тебя в плен на время чтения, а возвращая уже какого-то другого. Может, частично более понятого, а, может, более разрушенного.А порой и то, и другое вместе.

Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ!
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую

И то правда. Некоторые поэты, (не все, конечно, потому как что-то ближе, что-то нет) заставляют тебя окунуться в себя. Собственно, так делают и не только поэты. Но ведь это как уметь надо - 8 строчек, а ты уже в ловушке и пойман не менее, чем навсегда.

Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?

Но также, порой пугает то, что пишет тот или иной поэт или писатель. В данной ситуации речь идет о Есенине. Если на секунду представить, что должно твориться в душе у человека, чтобы написать такое - можно сойти с ума. Представить, естественно, во всей красе, а не поверхностно - лишь делая вид, что погрузился в эту тьму, откуда, как кажется на первый взгляд, нет выхода.

В этой поэме настолько темно, безвылазно и совсем не так, как принято, что становится страшно и за человека, который это написал, и за человека, который нашел в этом себя. Но, тем не менее, конкретно мне хочется перечитывать это и перечитывать, потому что, черт возьми, это шикарно. Так шикарно, что можно сойти с ума от удовольствия. Наверное, не худший вариант для лишения рассудка, не так ли?

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Поэмы, как и стихи, имеют какой-то непонятный шарм, что после прочтения остаётся какой-то романтический осадок. Одно дело повести и романы — это большие формы, где ты втягиваешься всей душой в историю, а другое дело поэмы и стихи — малые формы (хотя «Анна Снегина» достаточно большая поэма).
Конечно, в поэме есть не только романтическая нотка, но и политическая, но меня она трогала в меньшей степени. Любовь же в поэме, так же как и у самого Сергея, вольно или невольно заставляла и самому вспомнить прошедшие времена. И воспоминания прошлого всплывают в голове, будто бы были они не давно, а вот, на днях.


Луна хохотала, как клоун.
И в сердце хоть прежнего нет,
По-странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет.


Наверно такие замечательные воспоминания хоть иногда, но заставляют улыбнуться один лишний раз тому, что было, и погрустить, что больше уж и не будет. И вроде Сергей забывает это...


Письмо как письмо.
Беспричинно.
Я в жисть бы таких не писал...


Но то, что было - забыть очень трудно, и в конце поэмы есть заветные и ожидаемые строчки.


Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.


Не угас и не угаснет, прошлое вообще надо вспоминать с некоторой ностальгией. По крайней мере ощущение ностальгии одно из самых приятных, оно помогает забыть хотя бы на время существующие проблемы, хотя оно же и наводит тоску. Но эта тоска добрая, её не надо отталкивать, ею любоваться надо. Да! И тоской можно наслаждаться, если захотеть.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *
Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас.


Легкость, изящность, удивительная ритмичность и плавность. Из тех произведений, которые хочется прочесть вслух, прочувствовать музыкальность. Чудо поэтических строк в том, что они больше дают возможность услышать ГОЛОС поэта. В "Анне Снегиной", на мой взгляд, очень много настоящего Есенина...Здесь меньше хулигана, который был и лирическим героем в большом количестве стихотворений, и, собственно, одной из масок в реальной жизни. А здесь же в главном герое - простота и глубина, а также какое-то спокойствие...Иными словами, поэма не только автобиографическая по многим фактам, но и по настроению, характеру. В ней речь идёт о 1917, а также о 1923...Во время революционных событий поэт возвращается в родную деревню, наблюдает мятежи крестьян, которые хотят забрать землю у богатых помещиков. Здесь же герой встречает девушку, в которую был влюблен в 16 лет - она как раз из помещиков. Итак, в поэме две линии - одна социальная, связанная с политическими событиями, вторая - романтическая. Прелесть произведения в том, что рассказ о крестьянах, о тяжелых временах - идёт легко, без нажима или надрыва. Автор писал поэму уже в 1925 году - прошли года, и чувствуется какое-то более глубокое понимание тех событий. Здесь видно и отношение Есенина к войне, и к коммунистической власти.

Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я — игрушка,
В тылу же купцы да знать,
И, твердо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.
Я бросил мою винтовку,
Купил себе «липу» , и вот
С такою-то подготовкой
Я встретил семнадцатый год.


Но создается впечатление, что главное в поэме не это. Главное - это воспоминание о чувствах , это нечто сокровенное.."несказанное, синее, нежное")) Да, легче всего характеризовать Есенина его же строчками. Потому что это один из самых...чувственных поэтов, на мой взгляд. Разве кого-то, кто любит поэзию, может оставить равнодушным сцена в поэме - встреча Есенина и Снегиной, после нескольких лет разлуки? Ведь просто видишь его, очнувшегося от лихорадки, и её, "важную даму". Мастерски написанный диалог, который, кажется, слышишь.... Она вспоминает, как когда-то вместе они мечтали о славе и он "угодил в прицел", она же вышла замуж.. Анна упрекает его в пьяных дебошах, зачем он так? А он зачем-то трогает её перчатки и шаль, хочет найти "другой язык", но лишь робко предлагает почитать стихи. Но нет, это уже не любовь, конечно. Это любовь к минувшим чувствам, к юности, к той девушке в белой накидке. Это ушедшие годы - всего и не перескажешь, что произошло за них...

Ощущение от поэмы перекликается с впечатлением от стихотворения "Сукин сын" (название не поэтическое :) ). Там о той самой девушке в белом...Но вконце автор пишет - "а теперь я люблю в голубом...")
Это то произведение, которое не только рассказывает о мыслях и чувствах поэта, оно очень вероятно может рассказать о ваших собственных чувствах - так всё близко, понятно, порой очень грустно, но...

Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Часто в интернете встречаю такую фразу:

Мою душу даже Есенин бы не понял.


Так вот... я могу сказать, что мою душу он понял целиком и полностью! От творчества этого человека, сердце буквально щимет от тоски, а эмоции переполняют настолько, что после прочтения ты еще долго ходишь и осмысливаешь прочтенный текст. Каждый стих - новая порция чуств, настроения! Его стихи - сокровенные любовные послания не только к тебе, природе, но и к Родине. И читая любой из них, ты ощущаешь эмоции, которые просто невозможно передать словами, их можно только прочувтсвовать! Сколько лет разделяет тебя с Сергеем Есениным, а кажется, будто это твой друг-знакомый, который всего лишь вышел на секунду из комнаты и встречи с которым ты ждешь!

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Это была первая поэма, которую я прочитал у Есенина. И, знаете, это превосходно. Пишу сразу после прочтения и даже не могу чётко определить, чем именно она мне понравилась. То ли своей проникновенной простотой, то ли близостью образов, то ли в целом атмосферой, но прочитав последние строки "Анны Снегиной" я пришел в восторг. Такую поэму я не забуду.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *
Пушкин-душа России.

Бесспорно. А тогда Есенин что? Голос России. Его стихотворения я, несомненно, люблю больше всех остальных поэтов. Есенин и его творчество залегли в мою душу. Московский озорной гуляка, скандалист, дамский угодник, патриот, ревнивец и великий поэт. С виду и по действиям он такой, а пишет стихотворения грустные и наполненные нежностью к Родине, а порой и грубые слова девицам, которые ранили его сердце. Такой он, Сергей Александрович Есенин.

А сколько песен на его стихотворения? Особенно я люблю в исполнении Безрукова-как он читает его стихи, вы слушали? С чувством. Сколько эмоций в его словах. Группа The Restuses тоже великолепно исполняет, наполняя горечью и чувством обиды стихи Есенина.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Есенин украл мое сердце. Покорил своей открытостью и искренностью и оказал существенное влияние на формирование мировоззрения. То и дело,я цитирую различные отрывки из стихов и поэм.
Вступление "Черного человека" я повторяю про себя каждый раз,когда печать врывается в мои будни. Эта поэма настолько гениальна,что в ней действительно видишь себя в каждом слове,каждой метафоре. И под впечатлением от строк Есенина порой страшно встретить того самого Черного человека в цилиндре.. Столкнуться с ним лбами и попробовать устоять на грани безумия в этой схватке. Страшно заглянуть в свой мирок и вдруг обнаружить там темные пятна.

Человек часто сам себе злейший враг

Все творчество Есенина пронизано меланхолией, выпивкй и поискам себя. Он не бросает небрежно напыщенных фраз и не позволяет себе горделивой высокомерности. Именно поэтому именно Есенин так любим многими. Он открывает в своих произведениях душу, давая некую опору и поддержку в те дни,когда угнетенная душа ищет спасения.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *
Жизнь моя,иль ты приснилась мне!

«Если Пушкин – первая любовь читающей России,
то Есенин – последняя её любовь».
А.М. Марченко, российский критик и литературовед

Сергей Есенин - "кудрявый гений русской поэзии","звезда пленительного счастья" многих поколений,к которой мы не устаем обращаться в разные моменты своей жизни.
«Есенин – это стихия», поэтому каждый находит поэта по-своему. Для кого-то, Сергей Александрович принадлежит к «своему» шаблонному образу – ненадёжный, ведущий аморальный образ жизни человек. Эти люди лишь поверхностно интересовались чувствами и мыслями «божьей дудки», смотря известный телесериал «Есенин», прислушиваясь к мнению поколения советской эпохи, поддерживая «общепринятый» стандарт.
Для меня Есенин – светлый и дающий надежду луч, пробивающийся сквозь всю злобу и зависть жизни человеческой.
С этими нехорошими проявлениями социального поведения столкнулся и сам Есенин. Его друзья, к примеру, не раз испытывали чувство зависти к этому «баловню судьбы», не зная и не замечая, каким трудом достаётся ему успех у публики и читателей. Его востребованность в издательствах (даже в самом Госиздате) и почитание многих людей не давали покоя и Анатолию Мариенгофу, другу Есенина и «верному» соратнику по такому литературному течению, как имажинизм, создание которого Мариенгоф, уже после смерти Сергея Александровича, причисляет именно к своим личным заслугам, не брав в расчёт других поэтов (Кусиков, Шершеневич и др.), стоящих у истоков нового течения. Анатолий Борисович не упускал случая покритиковать творения Есенина, назвать его «слабым» , не имея за собственной душой ни одного достойного произведения. Лишь его «Роман без вранья» обратил внимание публики и только потому, что главным лицом произведения является Сергей Александрович. Даже профессиональные есениноведы и люди, лично знавшие Есенина, все как один утверждали, что в этом мемуаре о жизни «последнего поэта деревни» капля правды в океане лжи.
Но оставим Мариенгофа, а обратимся к Айседоре Дункан, второй жене поэта. Этой женщине многие литературоведы отводят главную и роковую роль в жизни Есенина. Якобы, этот роман был самым ярким в жизни Сергея Александровича. Трудно не согласится, ведь Дункан имела мировую славу, а другие спутницы поэта были менее знамениты. Но ведь проникновенное «Письмо к женщине» адресовано не ей, а Зинаиде Николаевне Райх, первой официальной жене Есенина, с которой у него было двое общих детей – Татьяна и Константин. Хотя разрыв с Райх относится к 1921 году, а «Письмо…» написано в 1924, в нем наблюдается исповедь мужчины перед любимой, которая не может оставить равнодушной любую женщину до сих пор. Данное произведение полно такой горечью вынужденного расставания, тоской и грустью, что любимая не смогла до конца понять его, раскаяние о своём некорректном поведении по отношении к ней, но в то же время поэт даёт оправдание своим поступкам, повторяя дважды, что

С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.

А правда, куда привел поэта «рок событий»?
Жизнь поэта можно определить как постоянное движение вверх,неизменное совершенствование.Есенина постигла учесть всех великих гениев земли русской. На первый взгляд, завидная судьба классика литературы, но как сам заметил поэт: «Счастье оказалось трудным…». Гонение творчества появилось еще до печального конца Сергея Александровича. Его обвиняли во всём, в чём только можно было обвинить, не признавая истинные порывы гения. Но всё это прошло как «с белых яблонь дым». Пусть поколение советской эпохи ввело Есенина в черный список, считая, что он воспевает только кабаки, тоску и уныние, разлагая передовую молодёжь.
Время прошло. Есенина вновь поют, им восхищаются. И ничто не может убить любовь народа к поистине народному певцу нашей страны.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
4 5
* * * * *

Небольшая поэма от кабацкого поэта. Предисловие советского издания испещрено Лениным и линией партии, поэтому его старался избегать, хотя прочел... а сам текст довольно прост, в стиле автора, рязанщина на крови и любви к березовой родине, воплощенная в судьбах сельчан — "Село, значит, наше Радово — домов, почитай, полста..."

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *
Только я и разбитое зеркало

Я достаточно поверхностно знакома с творчеством Сергея Есенина, но эта поэма - то произведение, которое запало мне в душу. Убеждена, что оно гениально и точно описывает не только чувства самого поэта. У любого из нас бывают моменты в жизни, когда прихода черного человека не удается избежать.

В этой поэме мне нравится все. Глубокая откровенность с читателем и самим собой проявляется в рассказе о себе, принятии себя таким, какой есть, но при этом и борьбе за собственную значимость: еще не все потеряно, пусть репутация загублена, душа жива, хочет жить!

Произведение представляет собой исповедь, признание себя не вполне вменяемые. Этакое "осознанное сумасшествие". И этим тоже вполне подкупает, учитывая версии гибели поэта.

Поэма погружает тебя. И кажется, будто все происходит здесь и сейчас. Даже немного жутко становится. Глаза бегают по строкам с бешеной скоростью, ты будто заражаешься этим безумием, вместе с лирическим героем чувствуешь страх, отвращение. И конечно, ты понимаешь, что Черный человек, хоть и прескверный гость, все равно говорит правду, сколько ни убеждай себя и его в обратном.

Беда в том, что лирический герой тоже прав в своих попытках оправдаться. И хочется заступиться именно за него, успокоить, заверить, что все будет хорошо. И себя заодно, потому что к тебя тоже есть Черный человек и время от времени он заглядывает к тебе в душу.

Одиночество, бессонница, алкоголизм, незаурядный ум, проникновенная душа, искренняя любовь к Родине и женщинам, отвращение... И ведь это далеко не полный список тем, затронутых в поэме.

P.S. Когда слушаю в исполнении Безрукова, всегда непрерывно ощущаю мурашек по всему телу.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Очень помогает прочувствовать прозу хорошее чтение её вам кем-нибудь вслух. Сегодня, после собственных попыток, мне пришёл на помощь Безруков, и спасибо ему, очень хорошо читает. Немного ужасает, как ужасает разговор двух личностей одного человека, немного мистично. В этой поэме два Есенина - обычный и чёрный человек. Из уст чёрного человека выливается презрение, направленной на Есенина, то есть, делаем вывод, что Есенин презирает самого себя. Плюсом - поэма была написана буквально за месяц-два до смерти поэта, когда его преследовали депрессия и алкогольная зависимость, и если учитывать эти обстоятельства, проникаешься произведением ещё больше. И, пожалуй, сочувствием к поэту. Итак, советую читать два раза для лучшего понимания, а так хорошо, мне нравится, а когда слушаешь Безрукова - и вовсе за душу берет.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
3 5
* * * * *

Произведение «Анна Снегина» прежде всего о любви, революции, о гражданкой войне, о крестьянах, о народе и о его судьбе. В деревнях каждый день происходят встречи, герой рассказывает мужикам, что происходит на Руси. Много внимания в поэме уделено воспоминаниям автора о жизни в деревне. Но в основе лежит история первой любви поэта. Молодая, интересная и образованная помещица Анна Снегина. Они познакомились, когда были еще совсем детьми (16 лет), но те трепетные чувства и неловкие прикосновения запомнились юноше на всю жизнь. А сейчас она замужняя женщина, но ей тоже грустно за те утраченные годы их несостоявшихся отношений. Встреча с ней, дает осознание того, что теперь они уже совсем другие и былого не вернуть. Каждый живет своей жизнью, но сложно забыть о том, что когда-то между ними были чувства, из сердца это уже не вычеркнуть….

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
5 5
* * * * *

Такие прекрасные произведения напоминают мне жемчужины, которые затерялись в глубоком море.
Я никогда не думала, что в литературе есть такие поэмы - лиричные, о жизни, глубокие, полные реальных событий и чувств и вместе с тем с интересным сюжетом.

Эта поэма показалась мне такой небольшой зарисовкой любовной истории на фоне исторических событий.
Причем не любви в глубоком смысле, а любови, которая случается довольно банально и часто между взрослыми людьми.
Жизненно и очень интересно.
А уж прекрасная поэзия Есенина тут раскрывается в полной своей красоте.

Очень понравилось.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
4 5
* * * * *

Эта поэма входит в топ-100 книг. Вот и решила прочитать. Тяжелый слог у Есенина. Пока читала, не могла понять сути. Но дочитав, аж мурашки по коже пошли.

Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы
4 5
* * * * *

так-то есть стихи Есенина, которые сжимают душу и сердце. которые слишком сильные. ощущение, будто они ненастоящие и таких вообще не бывает. а поэма "Черный Человек" - это вообще нечто. мурашки на последних строках по всеми телу.
но вот прозы ему лучше бы не писать. конечно, он искренен и открыт, но чересчур, ведь можно бы обойтись и без некоторых подробностей.