День дурака, размер 130x200 мм

Ивана Долинара судьба бросает в путаницу бессмысленных войн, встреч со смехотворными диктаторами, преодоления обычных и необычных трудностей. Из этих перипетий складывается роман: безжалостная политическая сатира и острая как бритва пародия на войну, где только мрачный юмор помогает не поддаться отчаянию. Перевод с английского.

Автор
Издательство Амфора
Перевод Власов Н.Н.
Серия Амфора 2006
Язык русский
Год 2006
ISBN 5-367-00117-3
Тираж 3000 экз.
Переплёт твердый переплет
Количество страниц 316
Штрихкод 9785367001174
Страна-производитель Россия
Размер 130x200 мм
Длина 130мм
Ширина 200мм
Высота 19мм
Объём 1
Количество томов 1
Формат 84x108/32 (130x200 мм)
162
В других магазинах:
Год выпуска: 2006
История цены:
Средний отзыв:
3.4
* * * * *
День дурака
3 5
* * * * *

Примечание: заголовок - отсылка к книге "Століття Якова". Идея-то похожая - столетие/полустолетие европейской (в данном случае балканской) истории через призму жизни одного персонажа. Только в отличии от "Століття", "День дурака" - произведение очень саркастичное, в котором автор, перебравшийся туда, где трава зеленее, смотрит на свой каменный Ядранский берег, периодически поплевывая в ту сторону желчью.

По началу книга читается очень легко, хотя главный герой вызывает неприязнь почти сразу. Кстати, не зря в рецензиях упоминают фильм "Тито и я" - детские приключения Ивана чем-то напоминают жизнь мальчика, фанатевшего от Тито и вкуса каменной стены. Вот только Иван фанат маршалла наоборот - то письмецо с ироничным подтекстом напишет, то югославские флажки стырит, а в юности так и вообще в авантюру ввязывается с целью убить вождя. Чтобы показать все ужасы режима, автор незамедлительно отправляет непутевого героя на Голый Оток - средиземноморский вариант сибирских лагерей, но и здесь товарищ Тито к нему вполне снисходителен - сигару подарил, да и строк сократил. И вот тут автор запутался - а дальше что? и начинаются уж совсем бессмысленные метания персонажа по сюжету. Так про между прочим, автор упоминает войны 90-стых - раз уж книга о Балканах, было бы кощунством обойти стороной "зверствования сербов". О, и параллельно несколько раз плюнуть в сторону Независимого государства Хорватия, чтобы не думали, что только сербы плохие. Под конец достается всем - правоохранительным органам, верующим, институту брака, переселенцам и конечно же новому режиму. В целом складывается впечатление, что автор попытался примитивно объяснить американцам (не забываем, что автор эмигрант), что есть Балканы. Однако в попытке угнаться за безумным балканским колоритом, Новакович местами перегибает палку, как будто бы через отвратительный образ Ивана он пытается отрыгнуть из себя остатки Югославии. Или же выпустить ее через газы (ну че, вполне себе метафора в стиле автора). И при этом на страницах романа можно найти и качественный ироничный юмор и глубокие мысли и необычные метафоры, жаль только что местами все это через чур приправлено человеческими выделениями.

Троечка в данном случае не совсем нейтральная оценка. Для 4 - ну не срослось у нас, местами уж очень тяжело читалось, да так, что я готова была бросить; для 2 - слишком сильно, ибо не оставляет равнодушной, да и приятных плюшек много, за которые кое-что можно и простить. В целом книга достойная внимания, хотя бы для того, чтобы кратко ознакомится с саркастическим вариантом истории Ex Yu.

День дурака
3 5
* * * * *

Сказать по правде, мое впечатление о книге исчерпывается тремя словами: "Что это было?"
Сначала я думала, что это сатира. Потом начали закрадываться сомнения, по мере того, как происходящее становилось все сюрреалистичнее. Короче говоря, если вы рассчитываете на книгу, которая в остроумной форме раскрывает социальные противоречия (как, например, в "Верноподданном" Генриха Манна или "Господах Головлевых" Салтыкова-Щедрина), то... здесь я ее не нашла, надеюсь, другим повезет больше.
Вообще сильнее всего "День дурака" напомнил мне произведения Патрика Зюскинда "Парфюмер" и "Голубь". И в них, и в "Дне дурака" главные герои - люди с нелегкой судьбой, личность которых производит, скажем так, не самое приятное впечатление. Из-за этого складывается двойственное ощущение: с одной стороны, ты вроде как должен им посочувствовать, а с другой - делать этого совершенно не хочется.
У произведения есть несомненные плюсы: оно дает широкую панораму событий второй половины XX века в Югославии (и далее - в Хорватии) глазами простого человека. Правда, хотелось бы более подробной исторической части, ибо книга как она есть требует осведомленного читателя - в противном случае, боюсь, происходящее в ней покажется совсем уж хаотичным.

День дурака
1 5
* * * * *

Ох, как же это обидно - впустую потратить время на чтение гаденького романа, ничем не выдающегося, в то время как за свою жизнь человеку не удается прочитать все достойные книги из вишлиста. Я могла в это время читать Достоевского, Толстого, Гончарова, Андрича, Амаду, Ремарка - да много кого, но вместо этого грустно вымучивала "День дурака" Иосипа Новаковича.

Где-то было написано, что сие творение по настроение и духу напоминает прекрасный югославский фильм "Тито и я". Оказалось, что меня жестоко обманули, и в итоге я прочитала не трагикомедию и не драму маленького человека в трагическое время, не ироничную историю времен тоталитарной Югославии, а бред сумасшедшего с налетом чудовищной антисербской пропаганды. Балканские войны изображены как черно-белое действо, где зверствуют, конечно же, сербы (их убийства и изнасилования смакуются), этнические же чистки, учиненные хорватами, упоминаются играючи и вскользь. Я не хочу никого оправдывать или обвинять, это была страшная война, у всех народов бывшей Югославии старые счеты и целый арсенал леденящих душу историй, и все же из книги в книгу, из фильма в фильм мы видим только чудовищных сербов. Помимо жестокости, они изображены недалекими обжорами с весьма странным отношением к религии, а эпизод с распятым мусульманином - это одна из самых гадких провокаций, которые мне попадались, а я их, увы, встречала немало.

Главный герой Иван - не Иванушка дурачок, как нам намекает издатель, а премерзейшее существо, плывущее по течению, не способное на дружбу, любовь и человеческие отношения. Чего он только ни вытворяет за весь этот распрекрасный обласканный критикой роман - блюет в церкви, гадит на улице, убивает людей, насилует женщину, предварительно спасая ее от другого насильника, а потом женится на ней, скрывая акт насилия и называя его актом любви, изменяет жене, напивается... Заканчивается роман бредовыми повествованиями о том, как не то его похоронили заживо, не то он стал призраком - автор сам не решил и оставил на суд читателю. Книга изобилует физиологией, половыми актами, газами, отрыжкой, ее просто неприятно было читать. Мне было стыдно, что в метро кто-то может увидеть, что я читаю.

Особого колорита я здесь не увидела. Гротеск доведен до абсолюта и абсурда, чувство меры у автора отсутствует, и еще до середины книги становится просто скучно читать подобную ерунду. Однако не могу не отметить несколько удачно выписанных эпизодов: письмо Тито (здесь я смеялась единственный раз за всю книгу); пребывание Ивана на Голом острове и визит Тито с Индирой Ганди, их сюрреалистические диалоги; выживание Ивана после бегства из югославской армии, помогающая ему кошка, которая ловила для него кроликов. Больше достойных эпизодов лично для меня в книге не было. Вдобавок ко всему впечатление портил бездарнейший перевод - город Нис, река Данубе, непереведенные слова и названия на сербском/хорватском без комментариев переводчика. Просто диву даешься, что даже географический справочник не был использован - ведь не так трудно проверить, как называется Danube на русском. Тот факт, что книгу переводили с английского, ни переводчика, ни издателя не оправдывает.

Драма человека в тоталитарном государстве - благодатная почва для хорошего романа, но у Новаковича не получилось. Прыгая между реальным и фантастическим и нашпиговывая книгу жестокими сербами, физиологией и сексом, автор совершенно не заботился о глубине. Чтобы понять, как жилось в тоталитарной Югославии, можно посмотреть "Профессионал", "Папа в командировке" или "Тито и я", но чтение "Дня дурака" в данном вопросе не поможет.

Никому не советую тратить свое время. Очень рада, что я, наконец, дочитала творение Новаковича, и теперь хочется лишь поскорее о нем забыть и придумать, что делать с книгой - ни держать ее на полке, ни кому-то отдать нет никакого желания.

День дурака
3 5
* * * * *

В этой книге все смешно и грустно одновременно. Нельзя сказать, что главный герой родился и вырос дураком…Скорее он стал просто никчемным, ничего не представляющим из себя представителем человеческого рода…
Он не просто сдается без борьбы! Он даже не чувствует сожалений, печали, грусти – он все свои неудачи воспринимает как «ну и ладно». Подставил друг? Не беда. Отправили в строжайшую тюрьму? Не вопрос. Надо пойти в армии? Запишите меня. Пора переметнуться на другую сторону? Сделано.

После периода сомнений и метаний Иван снова обратился к религии, как он обычно делал в страшные для себя времена.

Просто взял и обратился? Даже здесь главного героя не цепляло за душу…Словом, никаких эмоций, никаких чувств, никаких принципов или морали…

Может, лучше плыть по течению, как винтик...

А может быть, действительно лучше? Проще и спокойнее? Чтобы не переживать по пустякам, не волноваться за смысл своей жизни, не бояться смотреть вперед, не принимать все близко к сердцу. А что выберешь ты?

День дурака
3 5
* * * * *


Книга необычная. Признаюсь сразу, что мне она "не пошла". Главной герой - Иван - невнятный и пустой. Он прожил всю свою жизнь без какого-либо смысла. Ни целей, ни планов он не имел. Просто жил как получалось и смотрел на себя со стороны.
Возможно, роль сыграла политическая ситуация в его родной стране, 1948 год - большая депрессия, нищета, безработица. Но с другой стороны, были же в это время и хорошие моменты. Про его любовь и женитьбу упоминается вскользь, про участие в войне - точно также. Просто и невыразительно.
Так его и похоронили живым - в то время, когда жена предавалась любовной утехе на стороне с врачом, который, собственно, и выписал свидетельство о смерти.
Полежал Иван в гробу. Его откопали искатели наживы. И так и остался дальше на этой грешной земле - то ли человек, то ли привидение.

День дурака
4 5
* * * * *

Отлично выписанный гротеск с примесью сатиры и лёгким балканским колоритом, то пытающийся ненавязчиво превратиться в трагедию, то возвращающийся к прежнему состоянию ироничного абсурда. Вся эта история могла бы быть очень грустной, если бы не была при этом такой смешной.

День дурака
3 5
* * * * *

Не случился у меня роман с этой книгой. Вроде и язык, и гротеск, и трагифарс, и жизнь в таком ярком свете, что зажмуриться хочется, но - не зацепило. Периодически читала уже через силу. 1 апреля - дата рождения главного героя Ивана Долинара - совсем не побаловала его. Его жизнь полна глупостей и нелепостей, но настолько грустных, трагичных, жестоких, что смеяться над этим можно только сквозь слезы. В жизни Ивана столько "не верю", что в конечном итоге - верю. Верю, что такая странная и ужасная жизнь могла быть. А что? Полуголодное детство, суровая мать, восхваление Тито в школе, арест и лагерь за нелепую шутку, невольным участником стал Иван, война против своей нации, поздняя женитьба, измены - в этом ничего из разряда необычного. Другое дело, что события эти вплетены в такую канву и изобилуют таким количеством неправдоподобностей, что впору говорить о неком, простите за выражение "реалистическом магизме". А уж эпизоды войны со всей ее грязью, кровью, бессмысленностью и "магизмом" не назовешь - сплошная страшная, отвратительная реалия.
Я не могу сказать, что в книге вообще нет эпизодов, которые мне понравились. Такие имеются, например череп, принесенный Иваном домой, в надежде, что

Дух убитого будет приходить к своим останкам, а может, просто вылезать из черепа по ночам, чтобы курить сигары и печально вздыхать.

Или немыслимо-странный разговор между Тито и Индирой Ганди на Голом острове, во время которого Ивану достаются кубинская сигара, веер, несколько часов отдых и четыре дополнительных года срока заключения.
А сказки, рассказываемые умершим Иваном дочке - вообще наверное, самые трогательные и добрые эпизоды книги, эпизоды наиполнейшего оксюморона: живое человеческое чувство у мертвеца.
Но этих отдельных эпизодов было слишком мало, чтобы книга зацепила, понравилась или подарила яркие впечатления.

День дурака
3 5
* * * * *

Что-то последние несколько книг мне не везет с югославами. Они категорически не желают мне западать в душу или хотя бы нравиться.
По здравом размышлении я могла бы ее отнести в разряд понравившихся, но во время чтения этого абсолютно не ощущала. В тот момент книга казалась каким-то затянувшимся фарсом, нелепой трагикомедией - абсурдом, от которого хотелось побыстрее избавиться. Видимо, я еще не готова к тому, чтобы воспринимать пародию на войну, которая действительно происходила и которая унесла огромное количество жизней со всех сторон. Пусть это была и не "наша" война. Возможно, дело в этом, а может быть, в чем-то ином.
Качество текста (точнее, перевода) меня вполне устраивало, из косяков переводчика замечена только река под названием "Данубе".

День дурака
4 5
* * * * *
Полуголодное и полураздетое детство, разбитые мечты о «врачевании», тюрьма, «бессмысленное» философское образование, начавшаяся гражданская война в Югославии, пленение, побег, женитьба, унылые семейные будни, собственные похороны и… воскрешение из мёртвых - весь путь, которым обозначил главного героя и над которым позлорадствовал обычный весенний денёк…
Было смешно и, одновременно, печально наблюдать за жизнью главного героя… В его истории не было ничего определяющего, кроме безысходности и поразительной везучести - этакой издевкой судьбы, которая вкупе с живучестью героя и вопреки сложившемуся поверью, слепила из его жизни своеобразный калейдоскоп случайностей и нежданных в судьбе поворотов…

Несмотря на размашистость, отведённых роману временных рамок (а это, практически, целая жизнь), сюжет книги протекает в быстрых темпах, отвлекаясь лишь на отдельные, имеющие своеобразное и духовно-воспитательное (для героя) значение моменты.

В книге немало смысловой нагрузки и авторских умозаключений - необходимостей, без которых сюжет теряет всю полноту своей идеи.
День дурака
4 5
* * * * *
захватывающее начало в духе "Тито и я", первые главы хотелось просто записывать и разбирать на цитаты!
а потом стало скучнее, местами отвратительно... но всё равно интересно.
не зря.
странно, почему в книге фигурирует река Дануба... приличное издательство, а такой косяк...
"какая разница, разделится ли Хорватия на 5 государств: Истрию, Славонию, Далмацию и свободный город Дубровник" - :)))) пятое государство политкорректно не названо:)
День дурака
5 5
* * * * *
Покапала как одноразовое чтиво, а оказалась замечательная, трогательная книга. Стал сюрпризом великолепный текст и глубокий смысл. Читается запоем книга и остается в памяти.
День дурака
5 5
* * * * *

У меня после этой книги осталась послевкусие какой-то яркой жалости и безысходности. Но читать было очень интересно, тем более сербская тема мне очень близка. Это чувственный гротеск, роман-пародия, сплетенный из жесткого юмора, политической сатиры и философских размышлений.

Иван Долинар появился на свет 1 апреля, в День дурака. Несмотря на то, что родители записали в ЗАГСовой книге дату 2 апреля - день Дурака уверенной рукой наложил отпечаток на дальнейшую жизнь Ивана.
Как-то сразу всё пошло как-то не так.
Конфуз на лошади перед целым гарнизоном солдат…
70 флажков, снятых с уличных столбов и принесенных в класс на День республики…
Дикое бешенство фанатички-учительницы и домашняя порка…
Найденный в бомбоубежище и принесенный домой череп, дух которого впоследствии будет приходить к своим останкам, чтобы «курить сигареты и печально вздыхать»…

Очень трогательное письмо, адресованное Тито на день Рождения….

Вот таким букетом событий украшается Иваново детство в Югославском Низограде. А потом детство сменяется юностью, и Иван уезжает поступать в медицинский университет в Сербию, в прекрасный город Нови Сад. Там Иван успешно сдаёт экзамены, встречает новых товарищей: Алдо, Йово, потом знакомится с эксцентричной Сельмой. Автор книги всё более захватывающе описывает новые и новые приключения Ивана - идею убить Тито, чтобы «творить историю», исправительные работы на Голом острове и визит в трудовой лагерь самого Тито, да не одного, а под ручку с Индирой Ганди. Тот день украшен подаренным ею веером и пропитан памятным вкусом сигар под пространственные рассуждения Тито о том, как надо правильно вдыхать их дым.

Время – это черная магия. Время высушивает наши ткани через лимфатическую систему, пока не остаются только кожа да кости © .


Сквозь вихрь проносящихся друг за другом дней, за разговорами пьяных с ядрёным дымом сигар, Иван смотрит на окружающих его людей с румянцем на лицах, видит, как разлетаются вместе со смехом и чужими голосами женские юбки в сумасшедшей пляске, видит, как танцуют полицейский с женщиной по имени Светлана.
Но зло продолжает пускать свои гипнотические корни, и начинаются ужасы войны. Эта грязь безобразным пятном расползается по душе Ивана, оставляя неизгладимый, отравленный след. Кровь, холодная земля, бесконечные изуродованные трупы, цинично распятый сербами мусульманин Алдо…

В воронках плескалась вода, из которой выпрыгивали серые бородавчатые жабы, словно сердца, покинувшие тела павших воинов и теперь скитающиеся по этой обреченной земле. Казалось, что земля просто выплёвывает ненужные сердца, а потом заглатывает их обратно в грязь. ©


Может, я и впрямь умер... © Поток дальнейших размышлений и ощущений Ивана не гаснет. Его печаль – это скорее апатия, нежели эмоция, Иван очень устал от эмоций. Он видит себя «осколком, отколовшимся от мира, но всё еще болтающимся на волоске». Жизнь выливается в бесконечный круговорот дней, в ссоры, в незримое предчувствие измены. Всё это окончательно добивает и без того надтреснувшую психику Ивана. Ему вспоминаются различные картины детства, он передвигается в некоем философском вакууме, и … Дальше следует полнейшая потеря сознания. А вы когда-нибудь представляли себя мёртвым? Или лежали в реанимации в коме? Слышали голоса людей, чувствовали рядом их присутствие, не в силах самому открыть глаза и пошевелиться. Даже биение сердца в такие минуты не ощутимо.

Холодная луна лизала город, а там, куда она не дотягивалась, сгущалась темнота. ©


Защитная реакция и скелеты в шкафу. Истеричный земной паралич рассеивается и переходит в ментальное состояние. Это извечная детская мечта: стать невидимым и проникнуть куда угодно, в любое место на земле, щель и закоулок, наблюдать за людьми «без масок» через надежную призму своей недоступности. Столько тайн, скелетов и прочего вздора можно вытащить на свет божий, стряхнуть с них пыль и заодно воспользоваться этим. Сколько разом можно всего узнать.
Конец романа поразительный, неоднозначный, с неизбежным уходом в параллельную реальность. Может даже трактоваться двояко. Но для каждого он будет тем единственным, каким его хочется воспринимать. Жизнь, смерть, воскрешение, дикая жажда быть отмщенным, а главное: УСПЕТЬ всех навестить. Жгучее желание вновь и вновь увидеть свою могилу. Слепить из глины собственную статую на ней. Это черный квадрат Малевича до которого каждый дойдет в свой черед. Начинается новая сказка сродни той, которую так любил рассказывать Иван своей маленькой дочке.

© Sovin

Любимый запах кубинских сигар. У каждого места есть своя память. Такая память присуща тому, чей выдуманный призрак медленно реет в воздухе, курит сигареты и печально вздыхает. Запах времени возле заброшенного бомбоубежища у реки, где когда-то давным-давно Иван Долинар обнаружил черепа и скелеты...
Именно там мальчишки видели голубоватый дымок и чувствовали запах дорогих кубинских сигар. Только люди оставались жить наедине со своими сомнениями, списывая необъяснимые для них звуки, вздохи и явления на уханье чёртовых сов на самом высоком дубе страны… Потрясающая книга.

День дурака
5 5
* * * * *

Это первое мое знакомство с балканской литературой, и достаточно удачное.
Эта книга для меня приятный сюрприз. Повествование ведется не спеша, а местами и очень динамично. В самом тексте очень много иронии, сарказма и не прикрытых насмешек над самим собой. Очень сочный язык романа с множеством метафор и оксюморонов. Очень часто замечала за собой, что при чтении я непроизвольно улыбаюсь, и даже смеюсь вслух.
Главный герой, рожденный 1 апреля, как магнитом притягивает к себе неудачи. Он попадает на войну не в свою армию и воюет против своей родины. Он женится, но жизнь не складывается; он изменяет жене и его позорит муж любовницы. Да он даже умереть по-человечески не смог!!! Его похоронили живьем, но он выбрался из могилы….
Короче, сюжет просто завораживает, он не дает оторваться от чтения. И мне очень жаль, что книга закончилась.
На первый взгляд кажется, что описываются приключение неудачника, но на самом деле книга поражает своими подводными камнями и двойным смыслом.

День дурака
1 5
* * * * *

Ох, как же это обидно - впустую потратить время на чтение гаденького романа, ничем не выдающегося, в то время как за свою жизнь человеку не удается прочитать все достойные книги из вишлиста. Я могла в это время читать Достоевского, Толстого, Гончарова, Андрича, Амаду, Ремарка - да много кого, но вместо этого грустно вымучивала "День дурака" Иосипа Новаковича.

Где-то было написано, что сие творение по настроение и духу напоминает прекрасный югославский фильм "Тито и я". Оказалось, что меня жестоко обманули, и в итоге я прочитала не трагикомедию и не драму маленького человека в трагическое время, не ироничную историю времен тоталитарной Югославии, а бред сумасшедшего с налетом чудовищной антисербской пропаганды. Балканские войны изображены как черно-белое действо, где зверствуют, конечно же, сербы (их убийства и изнасилования смакуются), этнические же чистки, учиненные хорватами, упоминаются играючи и вскользь. Я не хочу никого оправдывать или обвинять, это была страшная война, у всех народов бывшей Югославии старые счеты и целый арсенал леденящих душу историй, и все же из книги в книгу, из фильма в фильм мы видим только чудовищных сербов. Помимо жестокости, они изображены недалекими обжорами с весьма странным отношением к религии, а эпизод с распятым мусульманином - это одна из самых гадких провокаций, которые мне попадались, а я их, увы, встречала немало.

Главный герой Иван - не Иванушка дурачок, как нам намекает издатель, а премерзейшее существо, плывущее по течению, не способное на дружбу, любовь и человеческие отношения. Чего он только ни вытворяет за весь этот распрекрасный обласканный критикой роман - блюет в церкви, гадит на улице, убивает людей, насилует женщину, предварительно спасая ее от другого насильника, а потом женится на ней, скрывая акт насилия и называя его актом любви, изменяет жене, напивается... Заканчивается роман бредовыми повествованиями о том, как не то его похоронили заживо, не то он стал призраком - автор сам не решил и оставил на суд читателю. Книга изобилует физиологией, половыми актами, газами, отрыжкой, ее просто неприятно было читать. Мне было стыдно, что в метро кто-то может увидеть, что я читаю.

Особого колорита я здесь не увидела. Гротеск доведен до абсолюта и абсурда, чувство меры у автора отсутствует, и еще до середины книги становится просто скучно читать подобную ерунду. Однако не могу не отметить несколько удачно выписанных эпизодов: письмо Тито (здесь я смеялась единственный раз за всю книгу); пребывание Ивана на Голом острове и визит Тито с Индирой Ганди, их сюрреалистические диалоги; выживание Ивана после бегства из югославской армии, помогающая ему кошка, которая ловила для него кроликов. Больше достойных эпизодов лично для меня в книге не было. Вдобавок ко всему впечатление портил бездарнейший перевод - город Нис, река Данубе, непереведенные слова и названия на сербском/хорватском без комментариев переводчика. Просто диву даешься, что даже географический справочник не был использован - ведь не так трудно проверить, как называется Danube на русском. Тот факт, что книгу переводили с английского, ни переводчика, ни издателя не оправдывает.

Драма человека в тоталитарном государстве - благодатная почва для хорошего романа, но у Новаковича не получилось. Прыгая между реальным и фантастическим и нашпиговывая книгу жестокими сербами, физиологией и сексом, автор совершенно не заботился о глубине. Чтобы понять, как жилось в тоталитарной Югославии, можно посмотреть "Профессионал", "Папа в командировке" или "Тито и я", но чтение "Дня дурака" в данном вопросе не поможет.

Никому не советую тратить свое время. Очень рада, что я, наконец, дочитала творение Новаковича, и теперь хочется лишь поскорее о нем забыть и придумать, что делать с книгой - ни держать ее на полке, ни кому-то отдать нет никакого желания.

День дурака
4 5
* * * * *

Вот так родишься первого апреля, нарекут тебя Иваном - и будешь всю жизнь попадать в глупые ситуации. Само собой напрашивается сравнение со сказочным Иванушкой-дурачком. Но если в сказках всё заканчивалось хорошо: свадьба на Василисе Прекрасной (и Премудрой впридачу) и полцарства в виде приданного, то в этой книге всё не так. Тут даже факт смерти героя остается подвешенным в воздухе, читатель должен самостоятельно решить, что же произошло в итоге. Я, например, пока чётко не определилась.
Что интересно, из каждой случившейся истории Иван Долинар выходит с помощью, неожиданно появившейся откуда-нибудь. Часто это окончание логически начинает другую ситуацию, не менее гротескную и сатирическую.

День дурака
3 5
* * * * *

В этой книге все смешно и грустно одновременно. Нельзя сказать, что главный герой родился и вырос дураком…Скорее он стал просто никчемным, ничего не представляющим из себя представителем человеческого рода…
Он не просто сдается без борьбы! Он даже не чувствует сожалений, печали, грусти – он все свои неудачи воспринимает как «ну и ладно». Подставил друг? Не беда. Отправили в строжайшую тюрьму? Не вопрос. Надо пойти в армии? Запишите меня. Пора переметнуться на другую сторону? Сделано.

После периода сомнений и метаний Иван снова обратился к религии, как он обычно делал в страшные для себя времена.

Просто взял и обратился? Даже здесь главного героя не цепляло за душу…Словом, никаких эмоций, никаких чувств, никаких принципов или морали…

Может, лучше плыть по течению, как винтик...

А может быть, действительно лучше? Проще и спокойнее? Чтобы не переживать по пустякам, не волноваться за смысл своей жизни, не бояться смотреть вперед, не принимать все близко к сердцу. А что выберешь ты?