|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как я рада что эта книга попала ко мне в ручки именно осенью. Ибо когда за окном дождь, а ветер сносит деревья (не шучу, одно во дворе упало), Грозовой перевал дополняет эту атмосферу и читать становится одно удовольствие.
Книга шла тяжело. История мрачная, она пропиана злобой, обидой и несправедливостью. В ней нет положитльных героев, но мне было обидно за каждого, даже за Хитклифа. Жизнь никого не пожалела из обитателей этой книги. По всем прошлась с садистким наслаждением. Но не по телам, а по оголённым душам, а это куда больнее.
В детстве, лет в 12, романтика «Грозового перевала» захватывала: бурные страсти, демонические характеры, мрачные причудливые декорации были именно тем, что нужно. По сравнению с ними сюжеты и герои Джейн Остен казались салонными и жеманными. Слишком уж пресными. Потом, наоборот, настала пора оценить их тонкость, ум, психологичность, универсальность. А что же Эмилия Бронте? Заглянула в любимый роман своего детства не без сомнений: а вдруг сейчас вся любовь да как развеется? Вдруг герои покажутся напыщенными, ситуации надуманными? Однако листаю страницу за страницей… проходит полчаса… потом еще… Не оторваться! Магия никуда не исчезла, можно читать с любого места. И ведь не просто исключительные личности, не просто победа добра над злом: зло не банально отдает концы — оно выдыхается. Потрясающе сделано, раньше я этого не замечала. Злодей перестает получать удовольствие от своего зла, ему становится неинтересно его творить. Несокрушимый Хитклифф с его чудовищной физической силой, готовый пережить и передавить всех остальных героев и символизирующий, казалось бы, неистребимость зла, меркнет, выцветает и сходит на нет. Изуродованный дух убивает тело. На фото внизу — Подкова, пойма реки Истры, большая территория с зарослями диких трав. Когда увидела ее впервые, сразу вспомнились «Грозовой перевал» и вересковые пустоши.
Как-то так вышло, что "Грозовой перевал" я читала в самом что ни на есть романтичном возрасте 16-ти лет. Но, видимо, отсутствие общения с вампиром сделало меня не такой одухотворенной, а потому книга прошла вообще мимо меня и через два года я вспомнила только то, что там всех героев зовут почему-то одинаково и сам черт ногу сломит ху из ху, как говорится. Что ж, время все расставило по своим местам. Хотя я до сих пор считаю себя сущим ребенком по сравнению с героями, у которых уже в 14 лет кровь кипела в жилах и даже в глухой сельской местности они умудрялись устроить себе Санту-Барбару. О, времена, о, нравы. И роман я бы более младшем читателям однозначно не давала, вдруг тоже захотят себе таких вот Хитклифов, а потом будут кругом одни сплошные Изабеллы. Сюжет романа знает, наверное, каждый: сколько отсылок в других произведениях, про число экранизаций (даже весьма успешных) я вообще молчу. Если у Шарлотты Бронте книги лёгкие, хотя и грустные, но все-таки невероятно светлые, то произведение Эмили - это просто ураган, с громом и молниями, оставляющий после себя одно сплошное разрушение. Теперь крайне любопытно, что за фрукт такой Энн Бронте. Не знаю, почему все говорят, что "Грозовой перевал" - это о любви, когда он - о ненависти, в самых разных её проявлениях. Хитклиф, которого любили и ненавидели одновременно, так что он вырос и сделал так, что кроме жгучей неприязни к нему никто не мог ничего испытывать. Кэтрин, которая обожала причинять близким людям страдания, потому что любила она себя, а в других их боль. Хиндли, который сначала ревновал и очень не любил Хитклифа, а потом превратился в одержимого идеей убить врага. Их дети, которые все до одного выросли покалеченными людьми, потому что впитав ненависть с молоком матери и с кровью отцов нельзя любить чисто и нормально. Книга, несмотря на свою нереальность из-за каких-то невероятно гипертрофированных чувств, бушующих в ней, всё равно пробирается к тебе в самое сердце и задевает все струны твоей души. Мне временами казалось, что я там, на Перевале, смотрю на всех этих чокнутых, где что ни человек, то мечта психотерапевта. Тогда, два года назад я анализировала книгу и даже придиралась к ней: все, мол, неестественно, сами себя придумывают болезни, ну что это такая за лихорадка да горячка? делать им было нечего, вот поработали бы да сразу всю ерунду из головы выкинули; какая там любовь в 15 лет, если вы видели друг друга от силы пару раз? Сейчас даже как-то неловко за столь бытовую оценку исключительно высокой во всех смыслах литературы, которую нужно чувствовать, а не понимать. "Грозовой перевал" - это роман намного опережающий свою эпоху. Я даже не уверена, доросли ли до него мы сами.
Очень мрачная и пессимистическая история любви получилась. Но свой лимит любовных романов видимо я исчерпала, раз подобную литературу мне читать все труднее и труднее. Отдать должное автору - книжка то хорошо написана, но надо было читать этак лет 10 назад. Про сюжет говорить не хочется, ведь столько сказано, что можно новую книгу написать. Но о героях кратенько могу сказать, что бесили все, положительных нет. И это талант, так заставить всех ненавидеть. Кэтрин - эпицентр проблем со своим диким сердечком, а Хитклиф - обозленный и раненый монстр, причиняющий страдания. Ну и как их любовь может быть счастливой? То то и оно. Здесь любовь хуже ненависти сжигает душу и финал очень подходящий
Йоу, господа и дамы. Я люблю классику, хоть и отношусь к ней с большим подозрением, и в этом жанре тщательно выбираю то, что собираюсь читать. Потом оказывается, что всё отлично и здорово, по-своему прекрасно, и можно с закрытыми глазами брать что-нибудь с полки – эффект будет. Либо отрицание, либо восторг, но в итоге это в любом случае стоит моих эмоций. Сейчас многие любят истории антагонистов (о, я тоже люблю), но антагонист нынче уже не тот. Точнее, с авторами что-то не то. То они судорожно ищут всему оправдание, то начинают делать из мудаков великомученников и вообще, они страдают за благие дела. И злые они потому что такова жизнь. А вот в Грозовом перевале проживает некий мистер Хитклиф, который покажет вам, каково это – быть плохим. Просто так, без причины. Потому что такой вот он человек. А ещё он был способен отравлять жизнь обитателям Грозового перевала – Хиндли и его сыну Гэртону. Еще, пожалуй, слугам. И являться гостем на Мызу Скворцов, чтобы полюбоваться на свою Кэти и вывести из себя Линтона. И соблазнить его сестру. Так, на всякий случай, вдруг пригодится позже этот их недолговечный брак «всем назло». И он, надо сказать, пригодится… Так кто он – этот Хитклиф? Воплощение тёмных сил, дьявол, негодяй, посылающий всех к чёртовой матери и любящий только Кэти и свою мрачноту? |