King Richard II, размер 228x152x19 мм

To Shakespeare's contemporaries, Richard II was a balanced dramatisation of the central political and constitutional issue of the time, how to cope with an unjust ruler. But over the last century or so, the play came to be regarded as the poetic fall of a tragic hero. The Introduction to this edition provides a full context for both the Shakespearean and the modern views of King Richard's fall. For this updated edition the editor has added a new section to the Introduction which takes account of the number of important professional theatre productions and the large output of scholarly criticism on the play which have appeared in recent years. The Reading List has also been revised and augmented.

Автор
Издательство Cambridge University Press
Серия The New Cambridge Shakespeare
Язык eng
Год 2003
ISBN 978-0-521-53248-8
Переплёт мягкая обложка
Количество страниц 252
Страна-производитель Великобритания
Размер 228x152x19 мм
Длина 228мм
Ширина 152мм
Высота 19мм
Объём 1
Количество томов 1
856
Нет в наличии
с 26 июля 2021
История цены:
Средний отзыв:
4.3
* * * * *
King Richard II
5 5
* * * * *

Рассказ охватывает совсем маленький кусочек (даже не кусок) истории. Лучше читать Ричарда зная историю самого Ричарда и было бы не плохо знать ещё и Генриха! Я ничего о данных персонажах не знала, знакомилась поверхностно по Википедии..

Здесь рассказывается о свержении Ричарда II. Или я не слишком глубоко почитала Вики или действительно пришёл Генрих, без сильных кровопролитных войн, без тысячных людских потерь забрал корону себе! Обошлось без знаменитого "Король умер! Да здравствует король!"

Мы начинаем наше знакомство с историей с ссоры между Генрихом и Норфолком. И где бы быть поединку не на жизнь, а на смерть - но нет, не судьба! Ричард, имея свои рассуждения, останавливает начало боя и изгоняет обоих! Посое смерти отца Генрих решает вернуть себе имя и то, что принадлежит по праву ему! Но... Что-то пошло не так :)

Ричард низложен Генрихом, отправлен в пожизненное заключение, где был убит... Чтож! Надо продолжить знакомство :)

King Richard II
5 5
* * * * *

Как раз сейчас подкрадывается тот самый момент осознания собственной недалекости, проявляющейся в "непрочтении" до сих пор этой ни с чем не сравнимой трагедии. Как можно было проводить минуты с Генрихом IV, не познакомившись предварительно с Ричардом II? О, не повторяйте моих неисправимых ошибок, иначе вам ни за что не осознать всю глубину образа Генриха Ланкастерского при первом прочтении!

Но опустим эту тему в отзыве, главная фигура на доске здесь - низложенный Ричард. Выразил это, прежде всего, сам автор, проявив волю в наименовании персонажей: от начала и до конца, даже при условиях свержения и заточения, король Ричард II у Шекспира остается королем Ричардом II, до самой своей трагической гибели.

На чем чаще всего останавливаешься глазами в тексте пьесы, перечитывая каждую строчку по несколько раз кряду? На монологах короля Ричарда! Другого ответа просто представить невозможно. В них человек борется с королем внутри Ричарда, в них он потихоньку доводит себя до безумия, в них он заставляет нас присоединиться к своим страданиям. Дыхание замирает, как только ты слышишь или читаешь ричардово:

"Не все ль равно? Молчите о надеждах, -
Поговорим о смерти, о червях".

Нельзя не упомянуть о театральных и кинематографических воплощениях шекспировского образа. К нему обращаются до сих пор, Ричард II по-прежнему длинноволос и в белых одеждах. Только за последние годы мы имеем дело с постановками, где королевскую роль на себя примерили покоряющие глубиной Дэвид Теннант и Бен Уишоу. В рамках "Пустой короны" Ричард II Бена Уишоу был просто бесподобен:

03:16

Отсылки к тексту Священного Писания встречаются не единожды в пьесе, что наводит мысль на их неслучайность, как минимум. Пилат, Каин, апостолы, Иуда - и все они выстраиваются самим Ричардом и вокруг него самого. Становится ясно, что король мнит себя Иисусом Христом. Образ не возымел бы такого влияния на читателя, будь Ричард просто очередным самовлюбленным королем. Страдания здесь выдвинуты на передний план, причем страдания безропотные, так что без зазрения совести воспользуюсь одним из оружий поп-культуры в виде мемчика:

Итак, идею вы подхватили: читайте, перечитывайте "Ричарда II", упивайтесь Ричардом II в кино и в театре, любите Ричарда II с такой же силой, как ненавидите Ричарда III !

King Richard II
5 5
* * * * *

Король Ричард Второй – квинтэссенция лицемерия и слабости. Человек – недальновидный, слабохарактерный и адски самоуверенный.

Хроника «Ричард Второй» оставляет после себя непонятное ощущение. С одной стороны, лицемер и бесхарактерный Ричард, продавший родину в буквальном смысле, погибает. С другой стороны, его жалко. Мне Ричард представляется человеком изначально неплохим, но со временем испорченным своим же окружением. Влияние извне сделало из Ричарда того, кого ненавидит народ, презирает аристократия, против которого объединяются все, а Генри Болингброк, герцог Херифорд, согласен даже помириться со своим врагом Томасом Маубреем. Ричард Второй самоуверен, считает свое право на власть незыблемым. Он любит говорить о себе, любит, когда о нем говорят. Для Ричарда, король – центр вселенной, помазанник господний, а значит, объект всеобщего восхищения и обожания, а если это не отражается в реальности, значит произошла ошибка, которую надо срочным образом поправить. Как? А власть-то ему на что. Заодно можно и с долгами расплатиться, и на войну средств достать.
Мне почем-то кажется, что до своего восхождения на престол Ричард был другим. Власть и окружение, полное лицемеров и льстецов, растлили его, развратили, испортили. Другая сторона личности короля выражается в его отношениях с королевой. Надеюсь, он ее все-таки любит. Хотя реальной жене короля Ричарда было всего 10 лет на момент событий драмы, та королева, что представлена на страницах хроники, не выглядит несчастной в браке. Возможно, слепая любовь заслоняет ей истинный облик ее мужа, а возможно, с ней он действительно был другим.
В драме присутствует очень тонкий и не сразу заметный юмор. Юмор разбавляет темные краски напряженного повествования, а саркастичность реплик персонажей лишь подчеркивает драматизм описываемых ситуаций.
Хроника «Ричард Второй» однозначно достойна прочтения не один раз, и желательно, хотя бы раз в оригинале.
А тем, кому хроника понравится, хочу посоветовать посмотреть запись постановки одного из британских театров с Дэвидом Теннантом в роли Ричарда.

King Richard II
4 5
* * * * *

"Ричард II" - это первое произведение Уильяма Шекспира, которое я прочитала осознанно, а не по воле школьной программы. Могу сразу сказать, что мне понравилась эта пьеса, хотя бы потому, что разительно отличается от "Ромео и Джульетты". Совсем другое настроение, обреченность, которая хоть и чувствуется, не давит на читателя. Не будучи любительницей Шекспира, после прочтения данной хроники, у меня возникло желание прочитать что-нибудь еще из его творчества.
Больше всего меня привлекло то, что мне очень нравится в книгах: нет абсолютно положительных и абсолютно отрицательных персонажей. Все они живые, настоящие, со своими страстями и пороками. Больше всех героев мне понравился сам Ричард. Хотя он отнюдь не положительный персонаж, кротость, с которой он принимает свершившееся, трогает за душу и заставляет задуматься.
Вопреки традиции, я не буду советовать эту книгу, а наоборот, прошу совета: подскажите, с каким произведением Шекспира мне следует познакомиться дальше?

King Richard II
5 5
* * * * *

На самом деле, я не знаю, когда бы добралась до этой пьесы, если бы не прекрасная тетралогия bbc The Hollow Crown, начавшаяся 30 июня. Главным вдохновителем и инициатором моего просмотра этих серий был, странным образом, не сам Шекспир (он на втором месте), а товарищъ Том Хиддлстон. Думаю, из-за него всё это шикарное мероприятие (и, надо сказать, не слишком популярное в широких массах) станет мейнстримом, но что поделать.
Конечно, если бы мне не нравился Шекспир, я бы не стала смотреть фильмы на его пьесы. Раньше я не понимала фанатов гениального драматурга, а теперь не понимаю, как его можно не любить. Один из моих нежно любимых авторов, навеки. <3

Собственно, о пьесе. Без спойлеров, увы, не обойтись.
Надо сказать, что пьеса просто чудесна. Не идеальна, не гениальна, может быть, не так хороша, как его более зрелые и поздние вещи, но она замечательна, и я считаю, что этому произведению обязательно нужно уделить своё внимание.
Трагедия о короле Ричарде II является первой частью тетралогии (включающая "Генриха IV" (2 части) и "Генриха V") и повествует об ещё одном неправильном правлении.
Мне очень, очень сложно сейчас отделить пьесу от фильма (в котором, кстати, Ричарда совершенно гениально сыграл Бен Уишоу) и написать о пьесе, но я очень постараюсь.

Итак, перед нами довольно молодой правитель Ричард II, который любит только себя, думает только о себе, своей славе, своём комфорте и своём довольстве. Он считает, что король - некое божество, которому все должны поклоняться, ибо он был избран на эту роль некими высшими силами. Получается, что у короля есть все привилегии, но нет никаких обязанностей, что пытается доказать своим правлением Ричард и что так жестоко опровергает история (по крайней мере, устами Шекспира).
Королю не нужен народ, он не думает о его заботах и нуждах, ему достаточно кучки фаворитов вокруг себя, которые, в какой-то мере, развращают его.
Королю не нужна земля, которую он так просто отдаёт под залог за деньги на войну с Ирландией.
Королю не чужды убийства, если это как-то будет способствовать его возвышению.
Королю нужны лишь он сам и его власть и слава. И когда он всё это теряет, он в некой мере сходит с ума.
Я выделяю три главных сцены (наверно, на меня всё-таки сильно повлиял фильм), связанных с Ричардом: его возвращение из Ирландии, отречение от короны, его убийство в темнице. Все три момента окрашены длинными, глубокими, сильными, красивыми монологами правителя, но они... тщеславны. Они повествуют только о его страданиях, о его печали, о его несчастьях. Он создаёт прекрасные, глубокие образы (разговоры о смерти, полное и пустое вёдра в колодце, монолог с зеркалом, отождествление себя с часами), он даже понимает свои ошибки и грехи, но может признать их только глубоко в своей душе, а не прилюдно.
Эгоистичность, безусловно, его главная черта, но далеко не самая исчерпывающая. Та же тщеславность, хитрость, порой жестокость и бессердечие. Очень яркий, очень живой и хорошо разработанный персонаж, образ, характер.
Отдельно нужно сказать об убийстве Ричарда... Ведь, несмотря на все те... ужасы, пожалуй, к которым привело его правление, он не должен был умереть так. У меня возникло ощущение, что его просто пристрелили, как собаку, избавились, как от ненужного хлама. Да, он совершил много ошибок, он творил зло, но... это просто не по-человечески. И от этого становится ещё тяжелее наблюдать конец пьесы: гроб, в который бросили тело бывшего короля и притащили ко двору, ошеломлённый Болингброк, на руках которого оказалась ещё одна кровь...
(Эта сцена, кстати, была прекрасна поставлена в фильме, где убийство Ричарда находило паралелли в убийстве Христа)

Гарри Болингброк, сын герцога Ганта (Гонта) - второй главный персонаж пьесы, не менее сложный и многогранный, чем король.
Изгнанный, он возвращается, чтобы вернуть своё честное имя и свои владения, которые так бессовестно были отобраны Ричардом после смерти Ганта. Генри очень умный и хитрый человек, прекрасный политик. Он знает все расстановки сил, понимает мотивы, причины, состояние ситуации в стране, положение народа, он знает, что нужно сделать, на что нужно поставить, чтобы выиграть. Постепенно Болингброк приходит к мысли, что мог бы стать королём при таком раскладе, и он им становится. Казалось бы, вот он - идеальный правитель, но нет, всё не так просто. По сути, Генри является узурпатором власти, он идёт через кровь (убийства фаворитов Ричарда, а потом составителей заговора против Ланкастера), он инспирирует убийство бывшего правителя... Это слишком.

Мне нравится этот персонаж, но я не могу сказать, что он мне полюбился (тут снова вмешался фильм, изобразив Болингброка каким-то странным). Да, он смелый, честный, храбрый, доблестный, умный; он произносит один из моих любимых монологов (O! who can hold a fire in his hand...); в конце концов, он отец моего обожаемого принца Гарри :D, но что-то не даёт мне любить этого персонажа (как, например, я полюбила Гамлета).

Другие характеры обрисованы менее ярко, но с некоторыми главными, отличительными чертами, и обрисованы с теплотой. Это и герцог Йоркский, и Гант, и Маубрей, и Омерль, и королева, и... Каждый играет свою роль и каждый вносит вклад в общую картину, канву произведения, и получается большое изумительное историческое полотно.

Хочу отметить сильные сцены с "битвой" Маубрея и Болингброка (если не знаешь неких исторических фактов об этих людях, в начале непонятно, кто из них прав, а кто лжёт: специальный ход, сделанный Шекспиром, как сообщает комментатор пьесы), с прекрасным аллегорическим монологом садовника о судьбах Англии в образе сада, с трогательным вымаливанием матери прощения за сына-заговорщика у короля... Однако мой любимый момент и диалог - это короткий разговор о загулявшем принце ;D

В целом, создаётся вполне определённая (такая красивая и такая трагичная) картина, выражающая определённые мысли и настроения.
Обязательно к прочтению всем любителям Шекспира, истории (особенно английской), драматургии.
Поверьте, исторические хроники - это не скучно, как кажется сначала. ;)
И обязательно посмотрите фильм!
На очереди Генрих IV.