Схолариум

Захватывающее детективное повествование, удивительные события которого разворачивается в средневековом Кельне.

Автор
Издательство Амфора
Серия Ключи от тайн
Язык русский
Год 2005
ISBN 5-94278-934-7
Тираж 5000 экз.
Переплёт твердый переплет
Количество страниц 399
Штрихкод 9785942789343
Страна-производитель Россия
Длина 130мм
Ширина 200мм
Высота 23мм
Объём 1
Количество томов 1
Формат 84x108/32 (130x200 мм)
300
В других магазинах:
Год выпуска: 2005
История цены:
Средний отзыв:
3.5
* * * * *
Схолариум
4 5
* * * * *

Интеллектуальный детектив, средневековье, несомненно, ноги растут из «Имени розы» Умберто Эко?!
Уже «моя территория»…
Автор женщина – интересно, что у нее получится?
Начну с наставления школяра Домициана (одного из персонажей):
- Когда не можешь заснуть, каждый раз задавай себе вопрос «А чему я сегодня научился?», - это помогает отправить закончившийся день в прошлое.
Несколько переиначим фразу, применительно к прочитанной книге - чему она научила, что я вынес из нее?
Прежде всего, я не думаю, что Клаудия Грос стремилась написать философский трактат, но уж очень много в романе «философических пассажей», которые являются откровенной чепухой. Оперируя ими, автор хочет показать университетскую науку того времени как сухую, безжизненную, никчемную схоластику. По сути, автор, находясь в плену долгоиграющих догм «эпохи просвещенья», повторяет зады истории про «непрогрессивное» средневековье. Чтобы закрыть тему противостояния «томизма» и «реализма», и вообще «философский» аспект романа, приведу слова св. Фомы из книги Г.К.Честертона «Святой Фома Аквинский»:
«…Тем, что я думаю, я обязан во многом тому, что я вижу, обоняю, слышу, трогаю; и, пользуясь разумом, я вынужден считать действительной эту действительность. Словом, я не верю, что Бог создал человека только для тонких, возвышенных, отвлеченных размышлений, которым вам дано предаваться. Я верю, что есть промежуточный мир фактов, которые через чувства становятся материалом мысли, и что в этом мире властвует разум, представитель Бога в человеке…»
Сразу виден женский почерк. Роман своеобразный феминистический манифест. Основная идея романа – «равноправие женщин» (женская эмансипация и т.п.). Главная героиня София – многострадальная вдова магистра Касалла, претерпевает множество испытаний и трудностей, дабы получить доступ к знаниям, стать школяром Кёльнского университета.
Ну и хватит об этом…
Но автор-женщина пишет о мужчинах – это настораживает?!
В мужских, тем более закрытых, сообществах приоритеты основаны на рационально-приземленной, грубо-циничной (брутальной, одним словом) шкале ценностей, благосклонностью же писательницы в основном пользуются латентные секс. девианты, поступающие по женской логике, например школяра Лаурьена при виде гетеросексуального коитуса – стошнило и т.п. Очень наивно, в духе «романсеро», выглядят сцены с переодеванием героини в мужчину, - она упорно всех водит за нос. Ну, а мораль той же Софии - согласной стать продажной шлюхой, ради приобретения отвлеченных знаний, просто поразительна. Видимо, Грос пытает навязать читателю (и так набившие оскомину) мнения о половой разнузданности людей средневековья. Отсюда и сатанинские мессы и фавноподобие отчима и ряда персонажей романа. Ну, а вуайеризм двадцатилетних переростков, ставших жертвенными овнами, прямо таки, авторская находка?! Да и вообще, эротические сцены поданы в терминологии и духе мечтательных институток.
Касательно средневековой истории…
Выдержано все в пристойных хрестоматийных рамках, правда, непонятно, причем здесь 1413 год (не четко выявлен исторической фон, нет привязки к знаковому историческому событию)?
Есть ряд неточностей:
- в отношении средневековых цехов (не все так легко и просто обстоит с их членством);
- статуса и поведенческих стереотипов слоев населения (чрезмерная демократизация, что ли?). Не думаю, что магистр Касалл мог безнаказанно избить сына имперского министериала, а тот позволил сотворить это с собой;
- ценности книг – малоимущая София легко дарит пергаментную книгу (?!) магистру Ломбарди, сама собирается из-за крайней нужды (у нее много книг осталось от убитого мужа) стать продажной женщиной, и т.п., но…
Но это все мелочи…
Перед нами детективный роман…
Как-то Фому Аквинского спросили, за что он больше всего благодарен Богу, тот ответил: «Я понял каждую страницу, которую читал».
Не хочу уподобляться великому Аквинату, но , что же я усвоил из этого романа?
Если оставить в покое интеллектуальные изыски автора, да и зачем в них вникать-то при чтении детектива, с лихо закрученной интригой и остроумными сюжетными ходами, то перед нами – просто, превосходное детективное повествование!
Да, именно так, Клаудиа Гросс написала отменный, увлекательный «детектив»!
И еще, признак хорошей литературы – позыв задуматься о написанном и, вникая в прочитанное, начать полемику с автором, - вот тут-то Клаудиа Грос преуспела, молодец.
Хороший роман!

Схолариум
3 5
* * * * *
Историческо-философский детектив [Валерий Брюсов «Огненный ангел»] об расследовании убийств магистров Кельнского университета в XV веке и судьбе женщины, решивший войти в мужской мир науки, разрыве связи веры и знаний.