|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
такое ощущение, что книга прошла мимо меня.
Последний непрочитанный у Джейн Остин роман. Не сказать, чтобы я специально оттягивала его прочтение, но всё-таки меня грела мысль, что что-то ещё осталось, что можно почитать у автора, когда захочется вернуться к подобной прозе. Не совсем понимаю, почему такое название - "Доводы рассудка". Обычно все названия романов у Остин хорошо отражают основную идею, суть, но здесь это только сбивало с толку. Единственное пришедшее мне на ум объяснение (отказ от помолвки из-за доводов рассудка) кажется слишком уж притянутым за уши; несмотря на то, что на этом строится весь конфликт романа, внятного акцента на этом не делается и дела прошлого вообще как будто нужны только затем, чтобы вкратце ввести в курс дела, как героиня оказалась там, где оказалась. Если оставить только костяк романа и отбросить всё, что на него нанизано, то это вполне обычный остиновский роман, где читателю предлагается переживать за судьбу героини, радоваться за всех положительных персонажей и мысленно ругать всех отрицательных.
Для меня самыми лучшими книгами Джейн Остин видимо так и останутся "Гордость и предубеждение" и "Разум и Чувства". Читая их я была полностью погружена в сюжет, болела за героев и радовалась в финале. В "Доводах рассудка" такого не было. Честно скажу, временами листала, меня не зацепил сюжет. Причина пряталась в однообразности, и она вызывала скуку. В книге много описаний времяпрепровождения героев. Прогулки, встречи, ужины, пустые разговоры и больше ничего. Это не совсем мое. Вся суть книги в том, как померятся два героя, после восьми лет разлуки. Смогут ли простить все былое, в том числе и себя. Большую роль в сюжете занимает слой из обреченности. Выражалось это в описании героев. Каждый персонаж имел массу недостатков. Гордость, завышенная или заниженная самооценка, недальновидность, глупость, легкомыслие, мягкотелость, стеснительность, страх. При чем в той губительной пропорции, при которой человек сам себя медленно убивает, абсолютно не замечая этого. Герои оттеняли друг друга, но интереснее не становились.
Почему-то чем дальше читаю Остен, тем больше в ней разочаровываюсь. Если "Гордость и предубеждение" и "Мэнсфилд-парк" когда-то произвели на меня вполне благоприятное впечатление, то о "Нортенгерском аббатстве" и "Доводах рассудка" не могу сказать то же самое. То ли объективно эти романы хуже предыдущих, то ли мне самой уже поднадоело читать про скромных, но "разумных" девиц, втайне лелеющих мечты о любви и матримониальные планы, но вынужденных руководствоваться "доводами рассудка" и, скрепя сердце, отказывать претендентам на руку (сначала из-за того, что претенденты их не достойны, а потом уже самих себя считать "недостойными"). Это, наверное, "вечная" тема (во всяком случае, была во времена Остен), но мне как-то стало уже неинтересно про это читать. А вообще интересно было бы снова перечитать "ГиП", когда-то так мне понравившуюся, - неужели на этот раз я останусь равнодушна к чарам мистера Дарси?
Бытовой роман о том, что важнее: доводы сердца или рассудка, и какие последствия могут быть от того или иного выбора. Достаточно простой и спокойный роман, но при этом актуальный. О важных темах, которых можно выделить множество в этой небольшой книге, но главная из которых любовь. |