Поэмы, размер 145x215 мм

В сборник вошли поэмы Александра Сергеевича Пушкина: "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы", "Домик в Коломне", "Граф Нулин", "Братья разбойники". Для детей старшего школьного возраста.

Автор
Издательство Искатель
Серия Библиотечка школьника
Язык русский
Год 2015
ISBN 978-5-905424-42-7 978-5-00034-107-0 978-5-90677-549-8 978-5-906775-49-8
Тираж 4000 экз.
Переплёт мягкий
Количество страниц 64
Размер 145x215 мм
Длина 145мм
Ширина 215мм
Высота 4мм
Объём 1
Количество томов 1
Формат 60x90/16 (145x215 мм)
90
История цены:
Средний отзыв:
4.5
* * * * *
Поэмы
5 5
* * * * *

От сказки к истории

Итак, вдоль начитавшись Шекспира, настало время знакомиться с поэмами отечественных классиков. Весьма удачно мне под руку подвернулось миниатюрное издание поем Александра Сергеевича Пушкина, которое включало в себя следующие произведения: "Руслан и Людмила", "Кавказский пленник", Бахчисарайский фонтан", "Цыганы", "Граф Нулин", "Полтава", "Домик в Коломне" и "Медный всадник". Я не зря перечислил все эти поэмы. Дело в том, что в издании они расположены в хронологическом порядке их написания, более того, читая каждое, одно за другим, можно проследить биографию самого автора. "Руслан и Людмила" является сказкой, которая была написана Пушкиным еще во время учебы в лицее в 1820 году. Будучи еще отроком, поэт обрел всеобщее признание и любовь. Затем Александру I были представлены его вольные стихи и эпиграммы, в следствии чего Пушкин получает ссылку, но не в Сибирь. Его связи в высшем свете помогают ему избежать этой жестокой участи, за него просит сам Жуковский и Карамзин, и таким образом холодная Сибирь сменяется на теплый юг, через Кавказ и Крым, в Молдавию, в Кишинев, куда он был определен на службу. Лично мое проживание с Сибири было предопределено родителями, и я бы не назвал это ссылкой, как и не назвал бы ссылкой то, что произошло с Пушкиным. Временное изгнание поэта из сердца светской России ‒ Петербурга, пошло ему только на пользу, ибо на выходе мы получаем новые поэмы, которые по своему успеху превосходят предыдущую.

Первым произведением из цикла горячих "южных поэм" стала драматичная поэма "Кавказский пленник", написанная в 1821 году. Сие творение хоть и весьма короткое, для такой серьезной проблемы, но автор смог максимально емко наполнить его описанием Кавказа, незатейливым, но все же романтическим сюжетом, а самое главное мыслью о спасении, которая проходит через всю поэму.

Следующее произведение было написано в Бахчисарае. Пушкин пишет: "В Бахчисарай приехал я больной... Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадой на небрежение, в котором он истлевает". Здесь же Пушкин услышал и предание о любви хана Керим-Герия к пленной Марии Потоцкой, ох уж эти восточные легенды. На фоне болезни, увиденного и услышанного автор пишет свою следующую поэму "Бахчисарайский фонтан", напечатанною в 1824 году. Сюжетные мотивы все те же: похищение, плен, мечта о спасении. Лично я никогда не искал какого-то серьезного сюжета в поэмах. Если таковой имел место быть, то для меня это был скорее приятный бонус, чем обязанность автора. Моя основная страсть в поэзии это слова, как они написаны, а не о чем. Читая поэтическое произведение я должен плавно плыть, чувствовать "словесную музыку", стих должен нести меня плавно от начала произведение и до его конца. Пушкин с этой задачей справился, ибо наслаждение я получил, но вернемся к его поэмам.

В 1824 году Пушкин покидает южные края, ему повелевают отправиться в свое имение Михайловское и оставаться там безвыездно. В этом же году Пушкин пишет поэму "Цыганы", которая являлась эпилогом его южной ссылки, завершение его романтического цикла и увлекательных южных похождений. "Цыганы" для Пушкина была как "Буря" для Шекспира, разница только в том, что Пушкин провожал определенный этап своей профессиональной деятельности, а Шекспир провожал всю эту деятельность целиком.

"Цыганы", на мой взгляд, одна из самых противоречивых и философских поэм у Пушкина. Сущность поведения в ней главного героя Алеко, можно обсуждать очень долго. Я до сих пор не знаю, как бы я поступил на его месте, так же как и не могу сказать о том, что я полностью осуждаю Алеко, или же полностью оправдываю. Непременно советую к прочтению особенно какому-нибудь книжному клубу, думаю будут весьма серьезные дебаты, возможно дойдет и до драк, так что будьте осторожнее.

Затем уже окончательно привыкнув к своей затворнической жизни, Пушкин в 1825 году пишет поэму "Граф Нулин". Как четко было подмечено Э.Бабаевым: живя в глуши, Пушкин писал о том, как живут в глуши. Поэма простая и незамысловатая, именно за это и была поругана критиками в те времена. Пусть так, но однажды Гораций сказал: "Трудно хорошо выразить общеизвестные вещи", а Пушкин взял и выразил!

Декабрь 1825 года, восстание потерпело поражение, и вот Пушкин дает нам кое-что историческое, поэма "Полтава" (1828), замысел которой был связан с декабристской литературой. Здесь все просто: декабристы почитали Петра I великим деятелем, который вывел державу на европейскую арену. Карл XII сделал отчаянную попытку отбросить Россию на Восток, но после поражения под Полтавой должен был отступить, увлекая за собой и Мазепу в "туретчину", где наконец ему пришлось "бросить шпагу под бунчук...". Основная сюжетная линия, которая была наложена на исторический фундамент являлась запретная любовь Мазепы к своей крестнице Марии, дочке его старого военного товарища Кочубея.

В 1830 году в Болдино Пушкин заканчивает свою новую поэму "Домик в Коломне". Эта поэма своей простотой и безмятежностью напоминала мне "Графа Нулина". Скорее всего Пушкин таким образом отдыхал, стараясь после каждой серьезной работы писать что-нибудь попроще, для личного наслаждения и успокоения. Э.Бабаев пишет, что "Домик в Коломне" может быть прочитан как полемическое произведение и я с ним пожалуй соглашусь. Произведение не самое яркое, но эта определенная точка зрения автора и она имеет место быть. "Домик в Коломне" не несет никакой смысловой нагрузки, просто красивое и местами интересное "субботневечернее" произведение.

Итак, вдоволь отдохнувши, Пушкин дарит нам свою самую зрелую и глубокую поэму "Медный всадник", написанную в 1833 году. С одной стороны эта поэма о кротком и обычном человеке Евгении, который живет своей тихой размеренной жизнью, "где-то служит", у него есть невеста и семейные планы, а с другой стороны о Петре Великом, об огромном медном памятнике, сидящем на медном коне, и смотрящем куда-то вдаль, каков контраст. Писав словосочетание "Петр Великий", внутренний голос даже проговаривал его как-то по особому а ля Левитан. Эта поэма Пушкина, лично для меня, является самой сильной и пронзительной из всех его произведений. Читая ее по телу шла дрожь и сразу вспоминался "Кориолан" Шекспира, восхитительное чувство. Нам, красивым языком, показали силу, мощь, величие и страдание. Маленький, слабый человек в стихийном бедствии теряет свою любовь, и не только он теряет все, все свои жизненные и семейные планы, его жизнь закончилась тогда, когда закончилась жизнь его невесты Параши. И виноват конечно же во всем тот самый человек, который возвел здесь город. Петр I основал Санкт-Петербург, значит он и повинен в смерти любимой Евгения. Тронувшись рассудком герой начинает винить во всем Петра Великого, адресуя свою злобу и ненависть огромного медному памятнику, который внезапно оживает и начинает преследовать нашего героя... Жестокая и трагичная история, которую я жаждал прочесть и понять. Кстати, и в "Медном всаднике" не обошлось без намеков, а в частности намеков на все тех же злополучных декабристов. Об этом свидетельствует акцент на год, в котором происходит данное событие, а именно 1825 (год восстания декабристов) и конечно та самая площадь, которую позже назовут площадью Декабристов, на которой все и началось в этой поэме, а для декабристов все закончилось.

P.S. При написании рецензии были использованы материалы статьи Э.Бабаева "Обещанный рассказ...", которая является вводной частью в удивительный мир поэзии Александра Сергеевича Пушкина... по крайней мере в моем издании ;-).