|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пьеса с иронией, юмором, забавными завязкой, сценами, диалогами. Это ж надо быть таким скупым! Деньгами у Гарпагона глаза замылены, он просто слеп ко всему остальному. Кошмар! Мольер прекрасно высмеял скупость, обличил ее самые скверные проявления. Произведение очень интересное, отличается от других. Очень легко и быстро читается, ещё легче воспринимается.
Пьеса меня не особо впечатлила. Слушать было противно, от того, что вся пьеса полна глупостей и без особого острослова, всё прамолинейно и понятно с первых слов. Всю пьесу можно было выразить одним четверостишьем: Имеет глупость запах свой особый, Вся пьеса это рассказ о глупце среди хитрецов, которые под стать глупцу по уму.
Мало что способно рассмешить меня по-настоящему. Но эта комедия бесподобна. Больше всего порадовали сцены потасовки учителей и занятия философией. Однозначно буду ее перечитывать. Намерения г-на Журдена постигать различные науки и искусства весьма похвальны, только он руководствовался ошибочным стимулом: во всем подражать аристократии. Безусловно, это сословие отличалось высоким уровнем образования и культуры. Но что же насчет морально-нравственных устоев и человеческих качеств? Ведь в светском обществе царила распущенность, обычным делом считались измены, притворство и лицемерие. Манеры и поведение людей зачастую были искусственны и больше походили на фарс. Там не было естественности, не было настоящих чувств. Разумеется, не все дворяне были такими уж неприятными и порочными личностями, но, тем не менее, не стоит брать пример с их круга. Знатное происхождение не гарантирует честь и порядочность. И наоборот: благородство натуры не зависит от социального положения. Вот самосовершенствование действительно не помешает. Но г-ну Журдену не нужно было хвататься за изучение всего подряд и нанимать сразу так много учителей. Ему стоило избрать для себя отдельные занятия, которые больше других пришлись ему по душе, к которым у него есть склонность, и тщательно ими заняться. Вряд ли дворяне владеют всеми науками одинаково хорошо, так что не стоит гнаться за придуманными идеалами. Впрочем, не удивительно, что герой вдруг впал в такие сумасбродства. Его жена - самая настоящая мещанка: грубая, ограниченная, корыстная. Одной из важнейших составляющих человека она считает богатство. По-моему, такая пошлость еще хуже преклонения перед громким титулом. Г-жа Журден даже дочь хотела отдать за Клеонта только потому, что у него имеется состояние, а не из-за того, что между молодыми людьми возникли чувства. Муж совершенно справедливо назвал ее "мелочной душонкой". Желание человека стать умнее и образованнее кажется ей чем-то смешным и нелепым, ведь это, по ее словам, никак не пригодится в хозяйстве. Сама она, скорее всего, всю жизнь посвятила торговле, более духовные интересы ей чужды. Поэтому вполне закономерно, что г-н Журден устал от такой женщины и захотел подняться до высоких сфер. Данная комедия навела на меня такую мысль: не следует ни равняться на дворян, ни оставаться на уровне мещан. Прежде всего нужно оставаться самим собой и реализовываться, не ориентируясь на социальный статус, постоянно стремиться к саморазвитию и познанию чего-то нового, оставаясь при этом честным, достойным человеком.
По правде говоря, мне было не очень интересно. Людовик заказывает Мольеру и Люлли «смешной турецкий балет», в котором была бы высмеяна турецкая делегация... (Википедия) По-моему, высмеяли как раз короля, а не турок. Впрочем, может, эти лишь мои догадки.
Что касаемо зарубежной классики - я в ней почти что ноль. В школе не хватало времени на всякую "импортную" литературу, вот долбить "Войну и мир" - это да, а Мольера почитать - а это кто такой? Немного опасалась в выборе - с классиками я не дружу, но вот Жан-Батист смог меня порадовать - я действительно смеялась над "Мещанином во дворянстве". Честно, даже постановку захотелось глянуть :) Чем-то напомнило сказку о голом короле, г-н Журдена также дурят всякие проходимцы - любители легкой наживы, а их устами только бы мед пить - наш герой и собою пригож, и умен, и вкуса тонкого, и щедр, как без этого ;)
«Это вовсе не комедия, это дело очень серьезное» И я полностью поддерживаю предыдущего оратора. Актуальности этой черты человеческого характера (о которой и пойдет речь) можно только позавидовать. Оно выбило себе место на передовой с такими значащими человеческими потребностями как любовь, семья, карьера, и весьма устойчиво продолжает удерживать свою территорию, не смотря на время, годы и даже целые эпохи. А речь собственно о признании, желании каждого человека выбиться в жизни – стать лучше, умнее, богаче, тем самым привлекая к себе внимание и получая поощрительные призы в виде этого же признания. Но в этом нет ничего предосудительного, или такого, что может заслужить негативной критики. Главное здесь - не выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним признакам и ос¬таваясь внутренне все на том же уровне. В данном же случае, перед нами, как говорится, «классика жанра» - «из грязи в князи». Однако мне совершенно не хочется здесь глумится или высмеивать бедолагу Журдена, мне его искренне жаль, да и мама, еще с детства строго настрого запретила мне «смеяться над больными людьми» (правда то как поставил это Мольер, сложно было не заплакать от смеха). Ну что тут скажешь… Вообщем, захотелось Журдену на старости лет оставить свое мещанское выживание и перебраться в дворянское существование, а вслед за ним, еще и преуспеть в образованности, деликатных манерах, моде, этикете, философии, фехтовании, пении, танцах, кулинарии и тому подобное, тем более что средства позволяли. Так он стыдился своего купеческого происхождения, и желал поскорее стать знатным вельможей, и совершенно не замечал, как окружающие смеются над ним, а порой и издеваются. Учителя убеждали его в том, что такого гениального ученика свет еще не знавал, уговаривали его продолжать упражняться, а сами тем временем открывали карман по - шире. «Мы нашли именно такого человека, который нам нужен! Его фантазия — делать из себя галантного дворянина — просто сокровище для нас!» — утверждал один из них. Он заводит дружбу с людьми, которые потихоньку обкрадывают его. Принимает в своем доме авантюриста Доранта, потому что у того титул и хорошие манеры, и отталкивает честного Кмонта, потому что тот не дворянин. Он носит дорогую, но смешную и вычурную одежду. Пытается «построить» своих слуг, по типу: «кто в доме хозяин», и примерить на себя роль строгого папочки, запрещая единственной дочери выйти замуж за не дворянина. Иными словами, делает все то, что в наше время, делают люди – легенды анекдотов про «новых русских». Вообщем, мораль «сей басни такова»: «Знай сверчок свой шесток»
Я обожаю эту пьесу с тех пор как увидела музыкальную комедию Яна Фрида "Тартюф" Мольер прекрасен, но русский вариант вообще бесподобен. Сравнивая с оригиналом, на мой взгляд, сценаристы с большим уважением отнеслись к пьессе, а непревзойденная игра актеров сотворила совершенное произведение. Не хочу обижать придворных актеров, но думая, что при дворе Людовика о такой постановке даже не мечтали. Вы недовольны им, он потому Вас злит, Все те, кто славится зазорными делами, Людские языки ужасно ядовиты, А какой он шутник! Есть запрещенные утехи - это да; И это XVII век! Никогда не перестаю восхищаться. |