Царь-рыба, размер 130x200 мм

Серия рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Нравственно-философское повествование об ответственности человека за все живое вокруг, о трудном и мучительном стремлении его к миру и гармонии в природе и в собственной душе.

Автор
Издательство Детская литература
Серия Школьная библиотека
Язык русский
Год 2018
ISBN 5-08-003996-5 978-5-08-004374-1 978-5-08-004522-6 978-5-08-004782-4 978-5-08-004993-4 978-5-08-005597-3 978-5-08-005893-6
Тираж 4000 экз.
Переплёт твердый переплет
Количество страниц 428
Штрихкод 9785080039966
Страна-производитель Россия
Размер 130x200 мм
Длина 130мм
Ширина 200мм
Высота 24мм
Объём 1
Количество томов 1
Формат 84x108/32 (130x200 мм)
Тип иллюстраций черно-белые
Наличие иллюстраций рисунки
221
В других магазинах:
Обложка: твердый переплет
Высота: 24мм
История цены:
Средний отзыв:
3.9
* * * * *
Царь-рыба
5 5
* * * * *

О чем эта книга?

Вообще, это сборник рассказов о связанных между собой героях. Вначале и непонятно даже, что они связаны, но после осознание все-таки приходит. Повествование идет в нехронологическом порядке, иногда в одной истории имеется ещё одна, а иногда и две.

Это книга о Сибири, моей родной, между прочим. Здесь рассказывается, какой она была в прошлом веке, какой остается сейчас в глубинках. О туруханской лилии, что так отчаянно цветет в тайге, о белых горах, о смелых Казачинских порогах. О Енисее, конечно же, мощном и вечном.

Но ещё больше – о людских судьбах. О заброшенных деревнях и забытых в них людях, о погибающей в домике посреди леса девушке. Об отце, лишившемся дочери, и о сыне, лишившимся отца.

О том, что есть и что будет всегда. О верных псах и добрых людских сердцах. О смерти. О жизни. О преодолении себя. О традициях и их прекращении.

Зачем?

Чтобы напомнить: вот они мы, вот она природа, один на один, друг напротив друга. Мы ломаем ее, а она терпит, терпит… Мы гонимся за чем-то недостижимым, в итоге попадаем впросак. Мы теряем все из-за предрассудков, из-за трусости.

Здесь есть и про браконьерство: глухарей, что списывают из-за ненадобности и тоннами отвозят на свалку, лишь черное перо летает по деревне. Про алчных людей, что в итоге все-таки получают по заслугам. Про то, как строили Норильск, перерубая людей топорами, чтобы никто ничего не узнал.

И это заставляет задуматься.

Почему именно эта книга?

Знаете, когда я, дочитав, захлопнула книгу, я поняла, что на меня навалилась какая-то тягучая тоска. Безнадежность даже. «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа».

Жизнь — бесконечный круговорот, и когда-то мы вновь поменяемся местами. Ведь всему свое время.

Сильно зацепили некоторые моменты. Тот же Норильск, глухари, Тайка, Боганида, горы. Ну и последние страницы тоже. Они пронзительные, как пули, и западают в сердце. Данную книгу стоит прочитать хотя бы ради этого.

А ещё здесь очень, очень красивые описания природы: цветы, рассветы, блеск рыбьей чешуи.

Читается книга медленно: больше рассказа в день я прочесть не могла, да и рассказ — это уже много. Повествование плавное, даже слишком плавное для меня. Поэтому я и сомневалась с «рекомендованным». Но, как видите… В итоге все складывается в общую картину, и тогда понимаешь, что без этой плавности ничего не вышло бы.

Царь-рыба
5 5
* * * * *

«Царь-рыба» Виктора Астафьева – одно из самых любимых произведений моей мамы. Я тоже полюбила эту повесть за то тепло, которое осталось у меня на душе после её прочтения. «Царь-рыба» многому нас учит, и прежде всего, призывает нас быть ответственными. На нас огромное бремя ответственности за наших детей, поэтому недопустимо, чтобы наши страсти и легкомыслие лишили их детства. Как это случилось с братом рассказчика, который с ранних лет вынужден был кормить и содержать всю семью вместо своего ветреного отца, и это подорвало его неокрепшие физические силы.
Мы отвечаем за окружающий мир, который Господь дал нам для жизни. Но вместо того, чтобы пользоваться дарованными благами, мы бездумно и безвозвратно уничтожаем все живое. Масштабы экологических катастроф (а я бы даже назвала их преступлениями), описанных в книге, меня ужаснули, заставили испытать чувство стыда, за то, что все мы, хоть косвенно, но причастны к варварским действиям браконьеров, неразумных промышленников и просто праздных разгильдяев.
И главное, мы ответственны за самих себя, за сохранение образа Божия в человеке, иначе «Не ведают они, что перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, за которой кончается человек и из дальних, наполненных пещерной жутью времён выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря.».
Больше всего мне понравились рассказы «Уха на Боганиде» и «Сон о белых горах». Первый рассказ о детстве, материнстве и доброте. Я полностью разделяю убежденность автора в том, что каждый ребёнок имеет право родиться. Мать Акима, несмотря на все свои недостатки, являет собой яркий образ многодетной матери, у которой большое любящее сердце. Это сердце вмещает в себя каждого дарованного ей Богом ребёнка. Поэтому в ней и ёё детях столько радости, любви, веры и душевности. Но как только женщина проявляет малодушие и убивает в себе жизнь, и её собственная жизнь заканчивается в муках. Рекомендую прочитать этот рассказ всем мамочкам. Вам непременно захочется сразу же по прочтению крепко-крепко обнять своих малышей.
«Сон о белых горах» я читала, с ручкой и блокнотом в руках: в нем столько мудрых мыслей и ярких образов. Я, наверное, могла бы исписать многие страницы, чтобы выразить своё отношение к прочитанному. Но скажу о том, главном, что пришлось мне по сердцу. Это рассказ об умении выживать в очень трудных условиях холодной тайги. И по словам, любимого мною Акима, выживание в тайге стало особенно тяжелым для их поколения, так как они не умели молиться, и мало думали о Боге. Поэтому люди, оказавшиеся там на долгий срок, часто сходили с ума, бросали своих товарищей в беде, и даже совершали убийства. Но сам Аким не только смог выжить, «сохранив в себе человека», но и, жертвуя всем, он спасал жизнь совершенно чужой ему женщины. А все потому, что душа его была живой и сильной, а не спящей и вялой, как у многих из нас.
На этом остановлюсь, хотя о «Царь-рыбе» говорить можно и нужно очень долго.

Царь-рыба
5 5
* * * * *

Виктор Петрович Астафьев на одном из своих творческих вечеров на вопрос о своем творчестве без прикрас ответил, что это его работа. Так он зарабатывает хлеб. В этом весь Виктор Петрович, очень строг к себе и не меньше спрашивает и с окружающих. Наверное только такой человек может быть рупором жизни, сам того не понимая он выхлестнул всю ту боль народа, все то счастье, весь тот надрыв с которым мы живем и так небрежно забываем или стараемся не замечать.

Царь-рыба - это не просто сборник рассказов о нелегком труде и жизни людей Енисея. Это срез древа жизни русского народа со всеми его прожилками, неровностями, сучками, которые тупят пилу жизни и ломают топоры несчастий. Тут и кольца лет, а каждое кольцо это чья то жизнь, душа или путь.

Виктору Петровичу не пришлось, впадать в крайности или идти на примирение со своей совестью показывая свою Родину. Он словно художник нарисовал словами богатейшую русскую природу, колоритнейших людей. Здесь в начале рассказа вы можете смеяться или быть равнодушными, а к концу утирать украдкой слезу.

"Все мы, русские люди, до старости остаемся в чем-то ребятишками, вечно ждем подарков, сказочек, чего-то необыкновенного, согревающего, даже прожигающего душу, покрытую окалиной грубости, но в середке незащищенную, которая и в изношенном, истерзанном, старом теле часто ухитряется сохраняться в птенцовом пухе".

Вот такой он русский народ не без недостатка, не без вольности, не без наглости, не без буйства, не без жалости, не без доброты, не без надрыва. Астафьев показывает и мечется в этой жгучей воде и никуда не деться нам от этого, это с нами на века. Это родство для кого то обернется лаской матери, для кого то жестокостью отчима, но этот дух всегда будет тащить назад к корням.

Отдельно хочется отметить ту песню слов, которой пишет Астафьев. Это просто Набоков деревенской прозы, хотя меня коробит, что творения этого автора приходится закрывать под замок таких узких рамок как деревенская проза. Это все таки большой русский роман, только в рассказах.

Одного я боюсь, что все таки к концу жизни Астафьев устал и разочаровался и в себе и в людях.. Посмотрите его последние интервью и документальные фильмы с его участием. Не видит он оправдания людям. Но не смотря не на что переживает о судьбе Родины и до последнего вздоха пытался докричаться до нас..

Услышим ли мы?

Царь-рыба
5 5
* * * * *

Любите ли вы природу и свою родину, как любил все это Виктор Петрович? Каждая строчка, каждое слово в произведении пропитаны нежным и большим чувством.

Какая она - жизнь на "Анисее"? Чем живут люди, ютящиеся на его широких берегах? Какие печали и радости приносят им его воды?

Перелистываешь страницы, а кажется, что бредешь по тайге с верным четвероногим другом и отмахиваешься от надоедливого гнуса, не переставая наслаждаться окружающей гармонией. А где она сейчас твоя гармония, когда закроешь книгу и поглядишь в окно на запыленные улочки твоего большого города?

Мне повезло. Для "Царь-рыбы" я выбрала самое подходящее время и место - приехала в гости в родную Сибирь и, глядя на спокойные воды батюшки Енисея, уселась за чтение.

К слову сказать, пестрит произведение Астафьева не совсем понятными порой фразами. Но и эта проблема - совсем не проблема, когда дома лежит словарь внелитературной лексики в "Царь-рыбе" В.П. Астафьева.

Открывай, наслаждайся. И не забудь посоветовать окружающим.

Царь-рыба
2 5
* * * * *

Не знаю, это наверное сугубо мое мнение но книга про алкашей-рыбаков и охотников. Не понимаю зачем столько подробных описаний убийства "великолепной" рыбы. Да, рыба великолепная, она огромна и обладает мощной силой. А человек жесток. Но зачем так подробно описывать, как он бил ее, унижал, называл отвратительными словами?
Книга не может кого-то чему-то научить или заставить задуматься, поэтому я её НЕ СОВЕТУЮ .

Царь-рыба
2 5
* * * * *

Вот читаешь ты Паланика или Неонова, например, и ты уже догадываешься, что в книге треш (в хорошем ли, в плохом ли смысле этого слова - решайте сами). Но вот когда ты берешь в руки "Царь-рыбу", ты явно не ждешь такого. Но там тоже трешак, там чернуха, ругань, тюремщики, поножовщина... И все это описывается автором так, как будто он хочет книгу этим украсить, т.к. он пишет "гипер-литературным" (не знаю, как иначе назвать это) языком: используется много метафор, устаревших слов, жаргонизмов. Выглядит очень дико, и это похоже на какое-то извращение, на мой взгляд, ведь Астафьев ничего не обличает, у него нет сатиры, иронии. Он не показывает пороки - он их восхваляет.
Не могу не отметить описания природы - очень красиво, однако автор все старается так преподнести, что природа смотрится лишь фоном. Да, в книге есть тема отношений человека и природы, и она занимает большую часть повествования, но все же в ней нет ничего такого, что смогло бы меня удивить или зацепить в хорошую сторону. Например, можно отметить момент, где у героев всех червей, которых они собрали на рыбалку, скушали дятлы , которые сидели выше на ветке (далеко не стали улетать), они одного из них тут же подстрелили и начали рыбачить на птичьи потроха. Замечательная история, не правда ли?

Аким сгреб ружье и картечью в дятла. Близко стрелял, отшибло бедной птахе голову. Вторая желна застонала, запричитала на весь лес, черно умахивая в глубь тайги. Акимке мало, что расшиб из ружья птаху, он еще схватил дятла за крыло и шмякнул его в воду, как тряпку. Коля замахал руками, замычал, валидолину выплюнул и бултых в речку следом за дятлом. "Все! -- ужаснулся Аким. -- Спятил кореш!". Хотел бросаться спасать его, но Коля где плавом, где бродом догнал дятла, выловил и на берег, повторяя:
-- Вот оне! Вот оне!..
Акимка глянул: черви, будто из копилки, вылезают из дятла и разбежаться метят. Другую желну Аким долго караулил, выставил туес на пенек. Явился разбойник, не запылился. Аким прибил дятла аккуратно, да в брюхе прожоры от червей мало что осталось. Попробовали рыбачить на птичьи потроха.

Хотите почитать про тюремщиков, алкоголиков и проч. чернь, которую автор хотел преподнести красиво, с романтикой? Хотите почитать про подобные "отношения" человека и природы? Тогда приятного чтения.

Царь-рыба
5 5
* * * * *

Какую я книгу прочитала! Сказать, что я в восторге, значит, ничего не сказать.
Книга такая мощная, такая полноводная, как Енисей, о котором так вдохновенно написано в этом произведении. Как Енисей тебя эта книга захватывает и несет, несет из одной истории в другую. И главный герой в книге – это Енисей. Какие слова смог найти автор, это же чудо какое-то, ты читаешь и погружаешься в эту стихию.
Но читать очень и очень не легко. Язык не простой, много метафор, много слов, фраз и выражений, которые не употребляются в обычной речи, и их значение не всегда понимаешь с первого раза, потому что описывают они другую жизнь, трудную безжалостную жизнь, будни небольших таежных поселков на берегу Енисея с их тяжелой каторжной работой, неустроенным бытом.
А люди, какие разные они в этой книге, впрочем, как и везде. И любят они свой край, и понимают, что без этого края, без природы этого края им не выжить, но и губят его, губят, иногда и по нужде, но и не редко для наживы. Один из главных героев книги - Аким, или, как чаше всего его называют в книге, Акимка, простой охотник, малограмотный, всю жизнь проживший на реке. В рассказе «Сон о белых горах» Акимом восхищаешься. Такая силу характера! Рискуя своей жизнью, так бороться за жизнь избалованной городской девочки, попавшей в зимнюю тайгу по своей и чужой глупости.
Очень не простая для чтения книга, но такая сильная и красивая.