|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удивительно, что события описанные в книге 100 лет назад по-прежнему актуальны.
Генри Форд родился в фермерской семье и, видимо, унаследовал от родителей практический подход ко всем своим проектам. Его нехитрая философия основывается на здравом смысле и проверяется конкретными делами. И дела эти по-настоящему вдохновляют. Когда читаешь описание того, как человек создал с нуля огромный и офигенно успешный завод, самоокупающуюся больницу, прибыльную железную дорогу и ремесленную школу, которая сама себя содержит, собственные потуги удержаться на плаву перестают казаться такими уж героическими. В общем, хочется стать сильной и смелой. Ещё один плюс: автобиография Форда приятно отличается от современных западных книг по менеджменту своей насыщенностью (то есть, отношением количества полезной информации к объёму). Автор не фантазирует и не заигрывает с читателем, а последовательно и чётко излагает свои выводы и взгляды. Правда, делает это занудно и подробно — ну просто старый упёртый дед, который так уверен в своей правоте, что его с места не сдвинешь. Учитывая его возраст и возраст книги (она вышла в свет в 1924 году), на это можно закрыть глаза. Но что меня действительно раздражало (и затрудняло чтение), так это отвратительный перевод и нереальное количество орфографических, синтаксических и стилистических ошибок. Чем, интересно, занималась вся эта пафосная команда из докторов экономических и философских наук и редакторов? Я читала библиотечную книгу 1989 года издания. Может быть, сейчас есть более свежие и приличные тексты? В этом году хочу прочесть несколько автобиографий деловых людей, но, наверное, следующим будет Ричард Брэнсон. На контрасте, так сказать.
Генри Форд загорелся мечтой создать автомобиль в 12 лет. С малых лет его игрушками были различные отцовские инструменты для работы по хозяйству и на ферме, и до сих пор остаются его игрушками. История создания бизнеса, и только небольшими вставками как дополнение, Генри рассказывает о семье и своём детстве. Эта книга, будет интересна человеку с амбициями предпринимателя, как источник новых мыслей. Достаточно много описания работы механизмов машины, но читается легко, так же, как пишет свои книги Ричард Фейнман. А вы знали что, Генри Форд- первый житель нашей планеты, получивший настоящие водительские права? Он сам обратился к правительству с просьбой т.к. были постоянные проблемы с полицией. Прочитано в рамках Игры Флешмоб "Нон-фикшн"
Рассчитывала увидеть в книге какие-то запоминающиеся случаи из жизни, а не сухие цифры продаж и результаты приобретения акций, но, видимо, таков был Генри Форд, заявляющий о ложности принципа "заканчивать думать о работе после ее окончания". Это не мемуары, это смесь учебников по экономике и менеджменту. Бедность происходит от перетаскивания мертвых грузов А еще смутила выдержка из одной из первых реклам "Вы можете ехать не спеша на автомобиле и наслаждаться свежим воздухом". Царапнул уровень знаний про загрязнение воздуха. Может быть, автомобиль еще и позволял "наслаждаться тишиной"?
Название "Моя жизнь, мои достижения" мгновенно настраивает на автобиографический (может даже мемуаристический) лад. Однако уже главы с третьей понимаешь, что "Моей жизни" в данном труде, по-факту, и нет, вернее, она есть, но строго в представлении Генри Форда - его достижения и его работа и есть его жизнь. В итоге данная работа превращается в учебник по инновационному менеджменту (разумеется, с учетом реалий начала ХХ века), но никак не в мемуары относительно его беззаботного детства, рабочей юности или опытной зрелости.
философия и этика производителя.
Представляете, Форд родился в чистом поле! Точнее - зеленом поле. Гринфилде - это если по-русски. И судя по смелости и настойчивости, проявившихся с детства в уходе на заработки, работе электриком и проч., его достижения - заслуженны в абсолютной степени. Более того: именно воплощение его личностных качеств в деятельность и составило и саму жизнь, и её содержание. А то, что - автомобили - ну, так случилось. Занимался же он до этого электротехникой! Собственно, реализация себя - это и есть главное содержание этой книжки. Забудется всё, даже чистое поле, где он родился. Не забудется конвейер. Наверное, кому-то запомнится его антисемитизм и, как говорят, финансирование Гитлера. Сложные люди сложны во всём, что тут скажешь? Но главными его достижениями, имхо, были социальные технологии, до которых додумался этот незаурядный человек. Сделай мне хорошо! Это ведь не броский слоган, это, если угодно, воплощение библейского постулата о возвратности в удвоенном размере всего, что ушло в мир от тебя. Это - метафизика. Есть ещё социальная инженерия Поппера. Это о чем? Наш герой понял: богатый рабочий - выгодный рабочий! Кто стал первым покупателем его продукции? Его же рабочий! И к этому нынешний российский бизнес не подошел даже ментально. Жаль. Больше ста лет прошлепало после открытия Форда. Из той же оперы: Форд пишет об установлении минимальной почасовой оплаты труда, сейчас не помню цифр. Но не суть, суть - в ином: дай черной кости хоть какую-то уверенность - он тебе не только дальневосточнй гектар поднимет - целину по-новой вспашет! И вспашет по-новому: превратит благословенное Отечество в кормилицу: кто может выдержать конкуренцию с такими площадями пашни и современными технологиями? Кто? Вижу кандидатов, но не будем прикалываться, утро ещ1. Хоть и пятницы 13-го. Были ли мотивы Форда библейскими? Наверное, отчасти были. Но в первую очередь он - не проповедник, он - капиталист, уж не знаю с человеческим лицом, али как. Прагматик, но не узколобый, как та белая кость, что довела матросиков с "Очакова" и "Потемкина" до того, до чего довела. Форд нутром чувствовал: так надо, так - правильно! Сделай мне хорошо, я сделаю тебе хорошо в два раза больше! А то, что потом котлета съела человека, как предсказывал Дали, мы поговорим об этом в отзыве на книжку о Энди. Уорхоле. Но это - совсем не о Форде. А вот о Форде - это о Советской России 30-х годов, когда он ставил заводы в нашей стране. На всякий случай: Сталин сказал, что Москва, Питер - капитализм, остальная Россия - средневековье. А в Германии у власти уже был фюрер. Вот как-то так. Книжка - интересная, текст - зеркало героя, яркого, умного, предприимчивого. К прочтению, конечно же!
Слышала, что многие Форда критикуют за антисемитские взгляды и за обезличивание. В данной книге ничего такого нет. Единственная претензия к нему как к человеку - это отказ в работе женщинам, если у них существовал в семье кормилец. Но это претензии совсем не к Форду, а к той эпохе, в которой он жил ) Эта книга не автобиография - это скорее монолог, монография, философский и экономический трактат, где Форд на своем примере описывает принципы работы финансовой модели. Он описывает, как он пришел в эпоху отсутствия автомобилей к идее строить автомобили и как он добился, что его предприятие было прибыльно даже в период войны и экономических депрессий. Как он добился этого, не беря кредитов и выплачивая работникам высокую заработную плату. Как он добился максимального удешевления этих не очень дешевых машин. Книгу можно было бы разносить на цитаты, если бы она уже не была бы на них разнесена ) Очень мне понравилась и книга (хотя на мой взгляд - она излишне суховато написана) и сам персонаж - сам Генри Форд. Я много узнала о нем такого, о чем раньше и не подозревала и это только увеличило мое уважение к этой великой личности. А также я очень много взяла на вооружение. Правильные же мысли писал мужик... |