|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пожалуй, самая известная книга французского писателя и философа эпохи Возрождения Мишеля Монтеня. Работа над книгой шла десять лет. Публикации на русском языке начались во второй половине ХХ века. Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнём.
Монтень трындит. Монтень трындит на любые темы – от осады городов до профпригодности врачей, везде высказывает своё экспертное мнение . Монтень выёживается. Монтень сыпет историческими примерами (в основном, из римской истории), разбавляя их сплетнями «аналогичный случай был в нашем ауле». Конечно, истории в его время было ровно на 500 лет меньше, чем сейчас, но эрудиция Монтеня потрясает. Монтень – человек настроения. То ему хочется острить и троллить, то он решит вдруг выложить всю подноготную. Монтень – истинный блоггер 16 века. Пишет свои заметочки, сортирует их по темам и публикует в книжке. Монтень – популярный блоггер. Тысячи людей называют его другом, на столе у них живет маленький монтеньчик, к нему они возвращаются снова и снова. И какие люди – Шекспир, Декарт, Вольтер, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Пушкин, Герцен, Толстой. По поводу Пушкина хочу сказать отдельно и серьезно. Сейчас будет много цитат, но иначе получится «Рабинович напел», да и будем откровенны – это ваша единственная возможность послушать прямую речь Монтеня, ну кто и когда всерьез соберется читать три толстенных тома? Каждого рано или поздно пронзают строки На свете счастья нет, Так вот, об этом весь Монтень. Советую третий том – там меньше болтовни и много неяркой, истинной мудрости. Непопулярной. Из русских могу назвать его последователем только Пушкина – и он, действительно, стоит особняком среди изломленных и трагических классиков. Может быть, еще Пастернак. Необходимое отступление – Монтень стар. И у него мучительные боли от камней в почках. Его стоит послушать. Для начала, Монтень исповедует здоровый эгоизм: Но чувствам, отвлекающим меня от себя и привязывающим к чему-либо другому, - им я противлюсь изо всех сил. Я считаю, что хотя и следует одалживать себя посторонним, отдавать себя нужно только себе самому. Никто не раздает всех своих денег другим, а вот свое время и свою жизнь раздает каждый; и нет ничего, в чем бы мы были настолько же расточительны и в чем скупость была бы полезнее и похвальнее. В эгоизме следует искать баланс между обязательствами перед собой и другими. Тут мой небольшой жизненный опыт просто кричит о том, что всецело посвящая себя кому-то, мы тем самым подкладываем изрядную свинью этому кому-то. Главнейшая обязанность каждого - это вести себя подобающим образом; и только благодаря этому мы существуем. Кто забывает о том, что ему следует жить свято и праведно, и думает, что, подталкивая и направляя других, тем самым рассчитывается по лежащему на нем долгу, тот - глупец и тупица; а кто отказывает себе в удовольствии жить здраво и весело и полностью отдается служению на благо другим, тот, по-моему, также избирает себе плохой и противоестественный путь. Отношения человека и общества разберем на примере ЛайвЛиба. Немного об ограничении себя в информационной среде: И вообще, перегружая душу множеством впечатлений, мы мешаем ей познавать и запечатлевать в себе познанное. Есть вещи, с которыми ее нужно лишь поверхностно познакомить; с другими - связать; третьи в нее вложить. Она обладает способностью видеть и ощущать все, что угодно, но пищу для себя ей должно черпать только в себе; и она должна быть осведомлена обо всем том, что имеет к ней прямое касательство и что так или иначе является ее достоянием и частицею ее сущности. И чуть-чуть о бесполезности интернет-споров: От мрачных характеров и от сварливых людей я бегу, как от чумы, и не вмешиваюсь в беседу, которую не могу вести бесстрастно и хладнокровно, разве только что меня обязывает к ней мой долг. И обреченность на критику любых начинаний (кураторы, вам!): Всякая деятельность на общественном поприще подвергается крайне противоречивому и произвольному истолкованию, потому что о ней судит слишком много голов. Отвлечемся от частностей и перейдем сразу к главному, к смерти. Философия – это подготовка к смерти. К этим главам я обязательно обращусь во время очередного возрастного кризиса. Мой мир от меня отдаляется; моя оболочка стала пустой; я полностью в прошлом; мне следует принять это как должное и сообразно с этим убраться отсюда. И возвращаемся к безопасному шутейному тону. Монтень хорош. Пусть его невозможно читать подряд, пусть хочется завопить «кто все эти люди?!», пусть так и тянет настучать ему по самодовольной голове или немедленно выпить по пятьдесят за его жизненную мудрость – но он хорош, чертяка. Заведите себе маленького монтеньчика. В любом большом книжном.
Потрясающая книга, написанная умным человеком, совершено простым языком.
Про эту книгу я слышала давно – и как странно, только хорошее. Отношения у меня с философией не заладились еще с ВУЗа (несмотря на четно полученную пятерку «автоматом»), и с тех пор все никак не улучшаются, хотя я честно стараюсь. Вот недавно нашла книгу, которая действительно раскрыла для меня философию с новой стороны, но об этом позже.
Мы знаем сейчас очень многое. Информации в наш век-хоть отбавляй! И вот,совершенно случайно,по совету подруги,мне попалось воистину,одно из самых замечательных произведений в философии. Конечно,мне как психологу,может быть подобное должно быть и не чуждо,но факт в том,что книга удивительнейшая! |