Опыты. Сборник эссе в 3 книгах. Книга 3, размер 130x200 мм

Книга французского философа, созданная им в последней четверти XVI века, отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет Мишеля де Монтеня (1533-1592). Для широкого круга читателей.

Автор
Издательство Попурри
Серия Философские науки
Язык русский
Год 2004
ISBN 985-483-214-7 978-985-483-214-2
Переплёт твердый
Количество страниц 464
Размер 130x200 мм
Длина 130мм
Ширина 200мм
Высота 26мм
Объём 1
Количество томов 1
Формат 84x108/32 (130x200 мм)
90
В других магазинах:
Обложка: твердый
История цены:
Средний отзыв:
4.4
* * * * *
Опыты. Сборник эссе в 3 книгах. Книга 3
5 5
* * * * *

Пожалуй, самая известная книга французского писателя и философа эпохи Возрождения Мишеля Монтеня. Работа над книгой шла десять лет. Публикации на русском языке начались во второй половине ХХ века.
Читая, хочется разобрать книгу на обдуманные и хорошие цитаты. Удивляешься, насколько точно писателю удалось сформулировать важные мысли, которые современны, несмотря на вековое расстояние. Монтень придумал новый жанр в литературе, названный эссе.
Человек как составляющая часть человечества. Человек есть общество. Мудрые высказывания напоминают мне, что в разные времена человека беспокоят одни и те же вещи. Мы думаем и хотим приблизительно одного и того же.
Особенно я согласна с тем, что восприятие добра и зла зависит от нашего представления об этих понятиях. Смерть и нищета – злейшие враги человечества. Так ли это на самом деле?
Мне понравились многие записи, но особенно хочу выделить несколько:

Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнём.
Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил моего друга, я чувствую, что не мог бы выразить этого иначе, чем сказав: «Потому, что это был он, и потому, что это был я».
Презирать то, что мы не можем постигнуть, – опасная смелость, чреватая неприятнейшими последствиями, не говоря уж о том, что это нелепое безрассудство.
Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными. Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага, забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома.
Опыты. Сборник эссе в 3 книгах. Книга 3
4 5
* * * * *

Монтень трындит. Монтень трындит на любые темы – от осады городов до профпригодности врачей, везде высказывает своё экспертное мнение .

Монтень выёживается. Монтень сыпет историческими примерами (в основном, из римской истории), разбавляя их сплетнями «аналогичный случай был в нашем ауле». Конечно, истории в его время было ровно на 500 лет меньше, чем сейчас, но эрудиция Монтеня потрясает.

Монтень – человек настроения. То ему хочется острить и троллить, то он решит вдруг выложить всю подноготную.

Монтень – истинный блоггер 16 века. Пишет свои заметочки, сортирует их по темам и публикует в книжке.

Монтень – популярный блоггер. Тысячи людей называют его другом, на столе у них живет маленький монтеньчик, к нему они возвращаются снова и снова. И какие люди – Шекспир, Декарт, Вольтер, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Пушкин, Герцен, Толстой.

По поводу Пушкина хочу сказать отдельно и серьезно. Сейчас будет много цитат, но иначе получится «Рабинович напел», да и будем откровенны – это ваша единственная возможность послушать прямую речь Монтеня, ну кто и когда всерьез соберется читать три толстенных тома?

Каждого рано или поздно пронзают строки

На свете счастья нет,
Но есть покой и воля.

Так вот, об этом весь Монтень. Советую третий том – там меньше болтовни и много неяркой, истинной мудрости. Непопулярной. Из русских могу назвать его последователем только Пушкина – и он, действительно, стоит особняком среди изломленных и трагических классиков. Может быть, еще Пастернак.

Необходимое отступление – Монтень стар. И у него мучительные боли от камней в почках. Его стоит послушать.

Для начала, Монтень исповедует здоровый эгоизм:

Но чувствам, отвлекающим меня от себя и привязывающим к чему-либо другому, - им я противлюсь изо всех сил. Я считаю, что хотя и следует одалживать себя посторонним, отдавать себя нужно только себе самому. Никто не раздает всех своих денег другим, а вот свое время и свою жизнь раздает каждый; и нет ничего, в чем бы мы были настолько же расточительны и в чем скупость была бы полезнее и похвальнее.

В эгоизме следует искать баланс между обязательствами перед собой и другими. Тут мой небольшой жизненный опыт просто кричит о том, что всецело посвящая себя кому-то, мы тем самым подкладываем изрядную свинью этому кому-то.

Главнейшая обязанность каждого - это вести себя подобающим образом; и только благодаря этому мы существуем. Кто забывает о том, что ему следует жить свято и праведно, и думает, что, подталкивая и направляя других, тем самым рассчитывается по лежащему на нем долгу, тот - глупец и тупица; а кто отказывает себе в удовольствии жить здраво и весело и полностью отдается служению на благо другим, тот, по-моему, также избирает себе плохой и противоестественный путь.

Отношения человека и общества разберем на примере ЛайвЛиба. Немного об ограничении себя в информационной среде:

И вообще, перегружая душу множеством впечатлений, мы мешаем ей познавать и запечатлевать в себе познанное. Есть вещи, с которыми ее нужно лишь поверхностно познакомить; с другими - связать; третьи в нее вложить. Она обладает способностью видеть и ощущать все, что угодно, но пищу для себя ей должно черпать только в себе; и она должна быть осведомлена обо всем том, что имеет к ней прямое касательство и что так или иначе является ее достоянием и частицею ее сущности.

И чуть-чуть о бесполезности интернет-споров:

От мрачных характеров и от сварливых людей я бегу, как от чумы, и не вмешиваюсь в беседу, которую не могу вести бесстрастно и хладнокровно, разве только что меня обязывает к ней мой долг.

И обреченность на критику любых начинаний (кураторы, вам!):

Всякая деятельность на общественном поприще подвергается крайне противоречивому и произвольному истолкованию, потому что о ней судит слишком много голов.

Отвлечемся от частностей и перейдем сразу к главному, к смерти. Философия – это подготовка к смерти. К этим главам я обязательно обращусь во время очередного возрастного кризиса.

Мой мир от меня отдаляется; моя оболочка стала пустой; я полностью в прошлом; мне следует принять это как должное и сообразно с этим убраться отсюда.

И возвращаемся к безопасному шутейному тону.

Монтень хорош. Пусть его невозможно читать подряд, пусть хочется завопить «кто все эти люди?!», пусть так и тянет настучать ему по самодовольной голове или немедленно выпить по пятьдесят за его жизненную мудрость – но он хорош, чертяка.

Заведите себе маленького монтеньчика. В любом большом книжном.

Опыты. Сборник эссе в 3 книгах. Книга 3
5 5
* * * * *

Потрясающая книга, написанная умным человеком, совершено простым языком.
И хотя между нашими с автором жизнями пролегли 5 веков, было ощущение, что говорю я с хорошим другом, со своим современником.
Одна из тех книг, что изменила вектор моего направления по жизни.

Опыты. Сборник эссе в 3 книгах. Книга 3
4 5
* * * * *

Про эту книгу я слышала давно – и как странно, только хорошее. Отношения у меня с философией не заладились еще с ВУЗа (несмотря на четно полученную пятерку «автоматом»), и с тех пор все никак не улучшаются, хотя я честно стараюсь. Вот недавно нашла книгу, которая действительно раскрыла для меня философию с новой стороны, но об этом позже.
«Опыты» Монтеня – книга необычная, во многом из-за отношения к ней автора. Философам вообще не свойственно страдать от скромности, они редко (реже, чем следовало бы) задаются вопросом, нужна ли кому-то еще их писанина. Монтень таким вопросом задался сразу же и честно дал на него ответ – никому, кроме него самого, это бумагомарательство не нужно нафиг. А посему пишет он книгу только для себя, ни на кого не оглядываясь и так, как его душеньке захочется.
Надо сказать, душенька развернулась на три полноценных тома.
Второй примечательный факт – философия Монтеня не есть философия классическая, теоретическая и погрязшая в неизвестно как с потолка взятых терминах. Это исключительно бытовая, пригодная к употреблению в повседневности книга, в которой автор рассуждает не о том, как устроен мир и куда все катится (правильный ответ: «В тартарары»), а рассуждает о насущном: как воспитывать детей, как строить супружескую жизнь, как проводить досуг и т.д. При этом лично о себе Монтень не слишком высокого мнения, хотя и хвалит за неприверженность излишествам и размеренность бытия.
Безуловно, Монтень – это философ-кокетка, но его непосредственность и милая самокритика подкупают. В принципе, он даже о запорах поговорить не прочь или о диарее. Все свои, в конце концов.
Не могу сказать, насколько эта книга полезна в современной жизни как пособие. Много утекло воды со времен почтенного дворянина, но как образец нравов и бытописания – книга изумительна. И да, в силу всех своих особенностей, она читает легко и посему может быть смело рекомендована практически каждому.

Опыты. Сборник эссе в 3 книгах. Книга 3
5 5
* * * * *

Мы знаем сейчас очень многое. Информации в наш век-хоть отбавляй! И вот,совершенно случайно,по совету подруги,мне попалось воистину,одно из самых замечательных произведений в философии. Конечно,мне как психологу,может быть подобное должно быть и не чуждо,но факт в том,что книга удивительнейшая!
Прежде всего,начиная читать "Опыты",поразился скорее временными рамками,и постоянно в голове мелькал вопрос: Откуда в эпоху Возрождения были взяты такие глубокие знания в философии,а впоследствии и в психологии?
Думал,что Монтеня придется читать очень сложно,ведь вся философия обычно,базируется на собственных представлениях автора труда,что может оказаться сложным для понимания. Но такого простого и занимательного чтения филосовского трактата на моей памяти еще не было. Занимательно и затягивающе. Более того,примеры действительно реальные,происходившие как с автором(бесседа и собственные примеры и размышления),так и с различными историческими личностями,которые автор,в подтверждении своих слов приводил в качестве основного примера.
Прочитав "Опыты",я все-таки убедился окончательно в том,что даже в то далекое время жизни автора-знаний было предостаточно. И именно на них базируется концепция современной философии и психологии. И не Зигмунд Фрейд,как основатель теории психоанализа,является основателем психологии,как науки, а именно такие,как Мишель Монтень и его "Опыты".