Люди и деньги: очерки психологии потребления

Если я такой умный, то почему такой бедный? Этот капиталистический вопрос все чаще задают себе граждане бывшего СССР, которых семьдесят лет приучали к тому, что «не в деньгах счастье» и «не имей сто рублей». Однако сегодня все мы живем в обществе потребления, в котором действуют другие правила и ценятся другие навыки. Например, умение планировать семейный бюджет, не ссориться из-за денег, откладывать на черный день и выдавать детям карманные деньги, чтобы они учились их грамотно расходовать. Но даже в западных странах правила рационального экономического поведения то и дело нарушаются. Импульсивные покупки, рискованная игра на бирже, растущие как снежный ком долги, приобретение вещей, компенсирующих недостаток уверенности в себе — все эти явления давно стали предметом изучения зарубежных психологов. Книга, предлагаемая вниманию читателя, дает ответы на некоторые из вопросов, которые изучает экономическая психология. Почему люди дарят подарки? Зачем они отправляются на курорты? Ради чего коллекционируют произведения искусства? Кто такие «новые русские» и «новые бедные»? Кого на самом деле обманули «обманутые вкладчики»? Книга будет интересна двум категориям читателей: тем, кто пытается подороже продать людям что-нибудь ненужное, и всем остальным, кто периодически спрашивает себя: а на фига я это купил?

Автор
Издательство Класс
Серия Библиотека психологии и психотерапии
Язык русский
Год 2005
ISBN 5-86375-128-2
Тираж 4000 экз.
Переплёт твердый переплет
Количество страниц 416
Штрихкод 9785863751283
Страна-производитель Россия
Длина 140мм
Ширина 205мм
Высота 24мм
Объём 1
Количество томов 1
Формат 60x88/16 (140x205 мм)
391
История цены:
Средний отзыв:
4.7
* * * * *
Люди и деньги: очерки психологии потребления
5 5
* * * * *

Казалось бы, книг о деньгах - вагон и маленькая тележка. Каких только авторов нет! От Роберта Кийосаки до Андрея Парабеллума. Зачем ещё одна? Эта книга выбивается из общего списка - и вот чем. Анна очень мягко показывает, почему люди становятся бедными. И преподносит не так, что мол, вы все делаете неправильно, не в обидной форме. Но так, что мы сами понимаем, почему топчемся на месте. А почему?

Многие считают: вот я прочту чудо-книжку, приму рекомендации автора, буду стараться действовать соответственно – и разбогатею. Фигушки! Ни одного человека нет, который разбогател, лишь прочитав книги!

Так вот, самое главное – не то, какие книжки мы читаем, а то, что идет за нами из детства. Как живут наши родителя, как мы сами с ними жили, какие у нас привычки. И самое главное – вовсе не дефицит каких-то знаний. Самое важное – выбросить тот мусор, которым забита наша голова! Этот шлак не дает нам воспринимать новое. Иначе делать мы будем, как привыкли, а не как правильно.

Кто-то привык держать деньги в банке, он и будет их там держать. А кто-то - в тумбочке, не доверяя банкам. Кто-то привык спекулировать, он и будет это делать, но уже не колготками, а на фондовом или валютном рынке. Кто-то верит в чудеса – это очередной Леня Голубков. Эти привычки, старые, въевшиеся в кровь, мы считаем правильными. И пока не расчистим голову от этой ерунды, новое будет некуда поместить. Теоретически понимаем: надо же, как правильно написано! Но делать мы будем по-старому. Это я знаю и по себе.

Книга Анны помогает заглянуть внутрь себя. Она рассказывает о так называемом импульсивном потреблении - когда мы сразу, без раздумий тратим деньги. И вовсе не на те вещи, которые необходимы. Не плановые покупки – обувь, одежда, питание. А вот что-то нам понравилось. А почему нам именно ЭТО понравилось, а не ТО? Оказывается, современные потребители чаще покупают на сам продукт, а его символическое значение. Вот символизирует какая-то вещь мужественность, молодость, интеллект, респектабельность – т.е. конструирует наш образ. И на это мы денег не жалеем.

Например, женщины не могут устоять перед украшениями, перед модной одеждой, косметикой, то есть символами женской привлекательности. Мужчины импульсивно приобретают спортивные товары, электронные новинки, гаджеты. Спорт вообще самый распространенный символ мужественности. А электроника – символ интеллектуального и социально статуса. У меня седьмой айфон - значит, я продвинутый и умный. Вот зачем мы покупаем, переплачивая в разы за новые модели. При покупке плановых товаров – обуви, одежды и т.д. для женщины цена очень важна, даже важнее, чем для мужчины; она семь раз отмерит, прежде чем купить. А вот при покупках импульсивных – модной одежды, украшений и т.д. – экономические соображения становятся несущественными. В этом случае женщины предпочитают покупать вещи, которые обеспечат им эмоциональный комфорт, улучшат их отношения с окружающими.

Сравнивая русских с американцами, Анна приводит интересный факт. Для американцев важно не сколько у тебя денег, а ещё и какие это деньги. Не очень у них уважают богатых наследников. Такие люди, как правило, беспомощны - и американцы называют их «жирными котами». Они не голодны, у них есть все. А наша золотая молодежь, она вроде как в авторитете (хотя многие представители пальцем о палец не ударили, чтобы эти деньги заработать).

Продолжу про американцев. Стэнли и Данко провели огромные исследования и выпустили книгу «Миллионер по соседству». Кто чаще становится в Америке миллионером? Если не наследство папино или дедушкино, то - кто? Оказалось, большинство американских миллионеров никогда не тратили на костюм больше $400, на часы – больше $140, на машины – больше $25.000.

Вопрос: а кто же тогда покупает дорогую одежду и ездит на дорогих машинах? Чаще всего это менеджеры среднего звена. Адвокаты, врачи, служащие корпораций, у которых доход 50-200 k. Они могли бы при таком доходе стать миллионерами, но никогда ими не станут. Именно потому, что покупают костюмы на $2000, туфли за $600 и часы за $5000. То есть, когда весь пар уходит в гудок.

Уоррен Баффет – это второй человек по богатству в мире, знаменитейший инвестор. Как-то в лифте, находясь в компании солидных людей, он заметил на полу монетку 10 центов. И без раздумий положил в карман. В ответ на изумленные взгляды: «Начало следующего миллиарда». Вот нормальное отношение богатых американцев к деньгам. Десять центов – тоже деньги, только маленькие.

У нас же и за рублем нагнуться – как-то не очень. У многих «новых русских» - неукротимое стремление доказать себе и другим «Я дорогого стОю». А как доказать? Особенно если ты на самом деле не очень крутой? Прибамбасами, одеждой.

Знаменитый баян про «новых русских», которые приехали в Америку. Один радостный выскакивает из супермаркета: «Вован, смотри какой я себе галстук урвал». - «А сколько стоит?» - «20 баксов» - «Ну и дурак же ты, за углом точно такой - за сто можно взять!».

Что еще полезного можно извлечь из книги Анны Финько? Например, в нашем массовом сознании есть одна важная аксиома: на отдыхе нельзя экономить. Человек может круглый год копить деньги на отпуск - и спустить их за пару недель.

Это вообще у нас в крови: считать, что есть вещи, на которых нельзя экономить. Вспоминается случай из жизни. У нас дома ремонт делал один мастер, Юра. Смотрю однажды – какой-то озабоченный. Спрашиваю, что случилось? Он отвечает – нашёл следующий большой заказ. Уже договорились, там будущие молодожены выбирают между ремонтом своей квартиры и пышной свадьбой. А в итоге они выбрали свадьбу! Вот он, менталитет нашего человека. Понты дороже денег.

Но от чего сильнее всего зависит, добьется человек в жизни успеха или нет? Образование? Возможно. Если ты закончил элитный ВУЗ, шансов намного больше. Но оказывается, больше всего это кореллирует с так называемой самоатрибуцией. Что это такое? Это вера в то, что твоя судьба в твоих руках. Это когда мы не надеемся на государство, а думаем о том, чтобы самому пробиться. У такого человека шансов больше, чем у более образованного сверстника, который всё надеется, что все само собой наладится. Ну, может, вместо Путина выбрать кого-то другого - и жить станет легче, и пенсии вырастут, и наступит всеобщая справедливость и т.п. Не наступит. На себя рассчитывать надо.

Кто у нас преуспел больше всех, особенно из провинциалов? Как правило, детдомовцы - типичные самоатрибуты. У них в подкорке сидит: сам не сделаешь – никто не сделает. Многие наши миллиардеры – Абрамович и прочие - бывшие детдомовцы.

А вот ещё вопрос: для чего нужны деньги? В России богатство крайне редко воспринимается как потенциальный капитал, как возможность инвестировать и получать прибыль. То есть, чаще всего молодые люди воспринимают богатство как возможность ТРАТИТЬ, а не приумножать. Причем тратить предсказуемым образом.

Интересно Анна пишет об обманутых вкладчиках. Лени Голубковы – это далеко не большинство обманутых вкладчиков: многие осознают, что это игра. То есть по-настоящему обманутых – мало, а тех, кто рассчитывал ловко обмануть других – таких большинство среди потерявших деньги. Это, конечно, игроки, им важно погонять гормоны. И это в России модно.

И ещё интересно: в России привыкли жить по понятиям. То есть закон мы не уважаем. Закон - что дышло, куда повернул, туда и вышло. А руководствуемся понятиями – то есть моралью. Поэтому в России, например, развратник – хуже вора. И да, у нас не осуждают тех, кто дает взятку. Кто из нас не давал? Пусть первым бросит камень. Вот брать и особенно вымогать – это плохо. Хотя давать взятку, с точки зрения закона такое же преступление. Для многих нормально ехать в транспорте зайцем. И многие не видят ничего страшного в абортах и покушениях на самоубийство. Это чисто наша особенность.

Сегодня в России часто классифицируют людей не по тому, чего они сумели добиться. А по модели потребления: чем он владеет материально. Какой айфон, автомобиль, дом, костюм и т.д. Фенько придумала для этого термин «Бытовой материализм» - предпочтение материальных ценностей – духовным. Кто такие бытовые материалисты? Это люди, которые, с одной стороны, стремятся стать богатыми, с другой – расточительны, склонны к импульсивным покупкам, любят предметы роскоши, завидуют богатству других. При этом они жадные: нищим никогда не подают, не делают добровольных пожертвований.

И ещё кучу полезных вещей можно почерпнуть из этой книги, must read.

Люди и деньги: очерки психологии потребления
5 5
* * * * *
Содержательная книга, адекватно написанная, проясняет и систематизирует многие представления и вопросы, связанные с ролью денег, различными формами потребления и самовыражения посредством вещей.
Помогает освободиться от определенного рода внушений.
Рекомендуется всем, кто задумывается над этой темой.
Люди и деньги: очерки психологии потребления
4 5
* * * * *
Я купил эту книгу, чтобы узнать - почему люди покупают те или иные вещи. А самое главное, почему их покупаю я. Книга действительно отвечает на все эти вопросы. Например, я узнал что своё БМВ я купил не для того, что оно мне надо, а потому что хотел произвести впечатление на окружающих... В принципе согласен :-) Вторая половина книги будет интересна тем, кто хочет узнать о поведении различных социальных слоёв. Например, новых русских и среднего класса.