Рудин, размер 125x180 мм

"Рудин" - первый в ряду блистательных романов Ивана Сергеевича Тургенева, первоначально задуманный великим прозаиком под названием "Гениальная натура". Работая над этим произведением, Тургенев опирался не только на опыт своих русских предшественников, но следовал и традициям европейского романа. Психологическая завязка любовного конфликта в "Рудине" напрямую перекликается с широко известными в то время романами Жорж Санд.

Автор
Издательство Ленинградское издательство
Серия Лениздат-классика
Язык русский
Год 2014
ISBN 978-5-4453-0169-1
Тираж 3000 экз.
Переплёт мягкий
Количество страниц 192
Размер 125x180 мм
Материал тексты , хрестоматия
Длина 125мм
Ширина 180мм
Высота 11мм
Объём 1
Предмет литература, чтение
Область образования литература, чтение, развитие речи
Количество томов 1
Формат 75x100/32
92
История цены:
Средний отзыв:
4.1
* * * * *
Рудин
4 5
* * * * *

Мода такая хитроумная штука, что ей подвержены даже писатели. Вот жил-был Тургенев, и творил он в середине 19 века. Острой и животрепещущей темой тогда считалась тема «лишнего человека». Ну как мог Иван Сергеевич остаться в стороне и не сказать свое веское слово? Тургенев сказал. Говорят, что именно он и дал название самого образа «лишний человек». Вроде бы термин один, понятие установилось, но персонаж каждого отдельно взятого писателя довольно сильно отличается от своего собрата, друга по несчастью, у другого автора. Предлагаю познакомиться с Рудиным, «лишним человеком» в понимании самого Тургенева.

Очевидно, что Иван Сергеевич задумывал своего главного героя другим: более умным, более деятельным, более благородным. Но давно известно, что иногда персонажи книг начинают жить своей отдельной жизнью, переставая зависеть от пожеланий автора. Такое случилось и с Рудиным. Изначально роман назывался «Гениальная натура». Однако любому читателю понятно, что если такое определение и подходит к образу главного героя, то только в ироничном контексте. Какие сильные стороны Дмитрия Николаевича? Он искусный оратор. Это его главное достоинство. Причем настолько главное, и герой им так одарен, что остальные качества вроде как на его фоне меркнут, кажутся мелкими и незначительными. И тем не менее Рудину присуще пылкое сердце, перфекционизм, стремление к совершенству во всем. Правда, эти два достоинства весьма смахивают на юношеский максимализм, который как-то даже неприлично наблюдать у взрослого, тридцатипятилетнего, человека. И ведь ладно, если бы все три качества вели за собой Дмитрия Николаевича. Он мог бы стать великим революционером, политиком-реформатором или хотя бы философом в хорошем смысле этого слова. Однако Рудин человек настроения. Еще минуту назад звучали его пламенные речи, как вдруг взгляд тухнет, и на героя нападает меланхолия и безразличие. Поэтому он небогат. Поэтому для него закрыты все дороги к успеху. Поэтому его друзья не бывают на всю жизнь. Поэтому, собственно говоря, Рудин глубоко несчастный человек. Он – человек мечты. Ее образ манит Дмитрия Николаевича. Во имя ее он готов говорить и даже действовать, но только пока та недостижима. Как только замаячила возможность осуществления мечты, герой начинает сомневаться, а нужно ли ему это. В романе много примеров тому, но самый яркий, конечно, отношения с Натальей. Откровенно говоря, многие бывают разочарованы по достижению цели. И это не порок. Но беда Рудина в том, что он не способен довести ни одного дела до конца. Эта черта его характера в купе с той пылкостью, которая бывает вначале каждого его начинания, в какой-то момент отталкивает от него людей, очарованных им ранее. Понятно, что Рудин никак не мог бы претендовать на звание гениальной натуры. Он глубоко несчастен. Да и в чем его гениальность? В умении говорить, не больше. Но грош цена любым пламенным речам, когда сам оратор в какой-то момент начинает сомневаться в своих убеждениях.

Есть в романе и много других интересных героев. Михайло Михайлович Лежнёв двойник Дмитрия Николаевича Рудина наоборот, его отражение в кривом зеркале. Имя и фамилия уже говорят сами за себя. Это такой немножко увалень, угрюмый для чужих, но добряк для своих. Где надо, может и рыкнуть. Непреклонно придерживается своих убеждений. Именно через Лежнева образ Рудина раскрывается в романе полнее, ярче.

Очень интересный образ у Африкана Семеновича Пигасова. Пожалуй, мой любимый образ в романе. Нет, он мне не симпатичен, но добавляет нотку юмора в серьезное произведение. В то же время ему нельзя отказать в натуральности. Сколько таких Пигасовых ходит по свету! Африкан Семенович смешон в своих убеждениях, его речи настолько глупы и бессмысленны, что окружающие воспринимают Пигасова как какого-нибудь ученого попугая, выкрикивающего единственную заученную фразу «Попка дурак!». Недалекость персонажа подчеркивает его искренняя убежденность в собственной правоте, и последующая судьба, которую можно прокомментировать фразой «за что боролись, на то и напоролись». Без Пигасова роман бы потерял некоторую живость, яркость. Без Африкана Семеновича все было бы чересчур мрачно.

Как известно, эпилог Тургенев дописал уже после первого издания романа, после критики его «лишнего человека», в частности, после статьи Добролюбова «Что такое обломовщина?» (с главной мыслью которой я абсолютно согласна). Даже для читателя, незнающего всей предыстории этот кусочек произведения очевидно инороден. В нем ясно чувствуется оторванность от общего повествования. Право автора. Иван Сергеевич хотел донести до читателя образ Рудина таким, каким видел его сам. Изначально же он его видел гениальной натурой, не так ли? Поэтому критика Добролюбова ударила писателя по больному. Его Рудин, конечно, «лишний человек», но не такой как у современников, собратьев по письму. Его Рудин гениален! Пожалуй, эпилог все-таки нужен роману. Он действительно вносит некоторую ясность, добавляя яркости и резкости тем чертам характера героя, которые до того были размыты и нечетки. Опять же, о мертвых либо хорошо, либо ничего. И героическая смерть Рудина как бы налагает запрет на критику его судьбы, характера или жизни. Вроде как, неважно как человек жил, важно как он умер. Так то оно так, да не совсем. На мой взгляд, эпилог добавляет кроме положительных черт еще и отрицательные. Бессмысленное геройство на чужих баррикадах – не завершающий ли мазок ко всему образу праздношатающегося обедневшего помещика середины 19 века, обремененного единственной вещью в жизни – своей неприкаянностью, ощущением собственной ненужности и лишности? И тем не менее такой мазок был нужен, даже необходим. Пусть я его вижу и в другом оттенке, нежели сам Тургенев хотел его представить.

Я пытаюсь полюбить Тургенева, пытаюсь понять, за что его любят уже многие поколения российских читателей. И пока мне еще этого не удалось. Произведения Ивана Сергеевича мрачные, довольно беспросветные. Истины, которые в них звучат, лично для меня сомнительны, что очевидно уже из факта нашего абсолютно разного видения и восприятия одних и тех же поступков его героев. Образы достаточно устаревшие, их сложно адаптировать на сегодняшнее общество. Они мало актуальны. Они слишком литературны. Однако то, что даже после такого небольшого романа, как «Рудин», хочется рассуждать и рассуждать, мне очень импонирует. Я приверженец Чеховского изречения о краткости. В этом Тургеневу не откажешь. В общем, буду еще пытаться. Надеюсь, у меня получится.

Рудин
3 5
* * * * *

То был бурный XIX век, и был он бурным ровно в той степени, что и любой другой век. Человеческая натура - величина постоянная, не подверженная влиянию поправочных коэффициентов. Если общий слом традиций обхватил Европу железным тугим обручем, то и мимо России намечающиеся тенденции не прошли мимо. Человеку просто необходимо жить идеями, иначе он превращается в обыкновенное животное, деградируя до обезьяны, ведущей спокойный образ жизни с редкими стычками за право на территорию. Овладение языком и большим спектром иных возможностей для общения - благо и бесспорное зло, ставящее под угрозу существование жизни на планете. Идеи бродят, вспениваются и цветут бурным цветом - Тургенев был революционером от литературы

Зачем беспокоить умирающую старость? Именно с такой сцены начинается повествование первого крупного произведения Тургенева, призванного обнажить нарождающиеся язвы общества, рассматриваемые немного погодя, когда основной накал напряжения пошёл на убыль. Хорошо, когда люди идут на баррикады, готовые отдать жизнь ради воззрений; в недалёкой перспективе это воспринимается положительно, но с позиций шахматной партии - скорее негативно. Продумать все шаги от начала и до конца очень трудно, а рассмотреть последующие развития событий, после осуществления задуманного - просто невозможно. Скинуть старый строй и насадить новый, где каждый человек получит личное счастье, безграничную свободу и многомерное понимание правды - мечта каждого революционера. Только отчего же каждая революция приносит больше несчастий, нежели выполняет заранее заданную программу? Правы те, кто желает поддерживать какой-никакой действующий режим, уберегающий от бессмысленных жертв, и такая же правда на стороне желающих насадить свой взгляд на мироустройство. В извечной борьбе двух противоположностей проходит история человечества. И когда критическая масса переходит барьеры терпимости, тогда рождается всё больше людей, похожих на Рудина, готовых взбудоражить общество. Тут дело даже не в том, что человек - это человек, а в одном из жесточайших законов природы, направленном на сокращение популяции видов и навязывании живым организмам правила борьбы за существование.

Тургенев правильно разложил повествование, сперва показав умирающего человека, позже подведя читателя к яркой демонстрации возможностей людей, чей врождённый нрав никогда не даст им умереть собственной смертью в постели. Рудины были и будут: их век короток, их не забывают.

Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
- Дворянское гнездо
- "Обыкновенная история" Ивана Гончарова
- "Овод" Этели Войнич

Рудин
4 5
* * * * *

Любят все-таки наши классики описывать таких людей - умных, но бесполезных, "ни себе, ни людям", как говорится. Вот и главный герой этой книги - Дмитрий Рудин - один из них. Умный, образованный, красноречивый, честный, полный всяческих идей по усовершенствованию миру вокруг себя, он мог бы добиться многого. Но...

Впервые попадая в какое-либо общество, он производит фурор. Все слушают его, открыв рот, ощущают душевный подъем и готовность следовать за лидером и творить великие дела. Вот только следовать-то не за кем и некуда. Потому что "лидер" оказывается не готов к такому повороту событий. Он отлично видит проблемы, разрабатывает прекрасные и дельные планы по их решению, убеждает всех и каждого в своей правоте с помощью великолепного дара красноречия, но когда доходит до практической реализации... Оказывается, что господин Рудин не имел в виду, что именно он и именно сейчас будет делать все это. Он, видите ли, говорил вообще, в принципе.

Что интересно, он делает это не ради завоевания славы непревзойденного оратора, он искренне убежден, что это долг его - попытаться изменить что-то к лучшему. И всегда находятся люди, которые к нему прислушиваются и верят ему. Но потом, когда они понимают, что дальше слов дело не пойдет, они разочаровываются. А больше всего разочаровываются в самих себе, что позволили себе увлечься этим человеком и его словами. Рудин искренне огорчается, уезжает и начинает все сначала где-нибудь еще.

Несмотря на все свои таланты и в чем-то даже гениальность, он не имеет ни малейших признаков практического ума, способного справиться с препятствиями, идущими вразрез с его прекрасной теорией. Как только такое препятствие возникает - касается ли это управления поместьем, общественной деятельности или даже любви - он разводит руками, говорит "ну что ж, очень жаль, но ничего не поделаешь" и отступает. Это не может не вызывать недоумения и негодования людей, впечатленных его пламенными речами о свободе и полезной деятельности, и Рудин даже сам себя подчас за это презирает, однако ничего не может с собой поделать. Несмотря на кажущееся превосходство над окружающими, которое мы видим вначале, он беспомощен в жизни и скорее вызывает жалость, нежели раздражение.

Люди, с которыми он встречается на страницах этой книги, вероятно, ничем не лучше его. Ни один из них также не делает ничего хоть сколько-нибудь полезного. Одна изображает самую видную помещицу, собирающую у себя лучшее общество, другой ругает все и вся, третий просто проживает свою жизнь, никого не трогая. А единственного, возможно, незаурядного человека Рудин оценить не смог или не захотел, испугавшись ответственности. Но все же эти люди так или иначе находят свое место в жизни, свое счастье, а ему этого не дано. Не обладая деятельной натурой для воплощения своих идей, он обречен быть вечным скитальцем, этаким странствующим оратором.

В сущности, это очень несчастный человек. Он не приносит пользы ни себе, ни кому бы то ни было другому. Ни одного человека он не сделал счастливым, никому не помог, в том числе и себе. Ни одного дела не довел до конца, остался на всю жизнь одиноким и неприкаянным. Актуально в наши дни? Безусловно. Среди нас и сейчас немало таких людей, только красноречие теперь изливается не в гостиных, а в блогах и на форумах.

Но все же, быть может, его слова не пропали впустую, быть может, они вдохновили кого-то более деятельного и решительного. А может быть, его пример помог кому-то увидеть себя со стороны и измениться. Если так, его жизнь все же не прошла зря.

P.S. Всех с наступающим Новым Годом! Пусть этот год принесет много новых книг и интересных открытий!=))

Рудин
4 5
* * * * *

Каким бы там умным, разумным Рудин не был, но он мне не симпатичен. Типичный пустомеля, хочется матерное слово вставить, но не буду, про таких говорят:"Мягко стелет, жёстко спать" Это тот тип людей, которые языком своим поднимут бучу, а в самый пиковый момент спрячутся в кустах. Что с того, что он умеет красиво говорить, когда внутри у него пустота и холодный расчёт. Эдакий перекати-поле, там языком помелю, сям поговорю, авось поживу какое-то время за чужой счёт.
Ну а уж как он с Натальей поступил, так кроме как мудак приличных слов у меня нет.
А Наталья молодец, не стала страдать и горевать по такому пустобрёху.

Рудин
4 5
* * * * *

В школе я Тургенева – увы – не любила. Вот ровно как персонаж одной книги, которые безошибочно опознал стиль автора по фрагменту – «Ну-у-удно очень». И после школы перечитывать не тянуло. Вполне хватало кроссвордного подхода: роман Тургенева из 3 букв – «Дым», из 4 – «Новь», из 5 – «Рудин»…
Так вот о Рудине. Все же захотелось прочитать. И получила довольно тусклое на мой взгляд повествование о довольно тусклом человеке. По всем признакам Иван Сергеевич относится к своему герою с симпатией и даже первоначальное название романа было «Гениальная натура». Но на мой взгляд перед нами некий мотылек. Не внешне, а глубинно. Он бесспорно умен, причем это ум живой, он сообразителен, начитан. Он деятелен, но… все его деяния заканчиваются ничем, а по сути так и не начинаются. Приехал в провинциальную деревню, всколыхнул общество, стал любимцем публики – и что? И ничего. Влюбил в себя юную девушку – просто так, не влюбляясь сам. А зачем? Ловко высмеял местного мизантропа. А зачем? Мне почему-то очень жалко этого самого нелепого Африкана Семеныча Пигасова, такие характеры встречаются и сейчас. Но к концу книги и даже такой вот Пигасов смог составить счастье какой-то вдовушки. А кому стало тепло от Рудина? Сколько дел он начинал, но ни одно не завершил. Автор отправляет его на героическую смерть на баррикадах Французской революции, но это такой искусственный финал, что… был ли Рудин, не было ли Рудина – в мире ничего не изменилось.

Рудин
4 5
* * * * *

На мой взгляд, роман очень простой, приятный, интересный. Личность Рудина мне абсолютно понятна. Да и сам автор прямо говорит о том, для чего в этой жизни предназначены такие люди: чтобы нести знамя, чтобы быть огнём для идущих в темноте, чтобы волновать сердца, чтобы заставлять людей действовать, ошибаться и учиться на ошибках, чтобы вдохновлять на подвиги и искать истину. "Присвоить" таких людей невозможно, они не могут поступить так расточительно и отдать себя одному человеку. Такие как Рудин рождены для всех, но не для себя, в круг их интересов не входят заботы о базовых ценностях, поэтому они погибают в нищете или со знаменем в руках.

Рудин
5 5
* * * * *
Недаром про него сказал однажды Пигасов, что его, как китайского болванчика, постоянно перевешивала голова. Но с одной головой, как бы она сильна ни была, человеку трудно узнать даже то, что в нем самом происходит…

Рудин - вечный интеллигент, живёт духом, мало заботясь о теле, от чего можно предположить, что у него начисто отсутствуют хватательные и другие приспособленчиские рефлексы. Он словно герой анекдота о вечных вопросах русской интеллигенции

1. Кто виноват?
2. Что делать?
3. Где мои очки?

Он Дон-Кихот местного разлива, носитель душевных качестве русского человека, что определяют ''загадочной русской душой''. Потому Дмитрий Рудин и неясен простому обывателю, слишком сложно, тонко он устроен.
Ведь, как то обьяснял Достоевский, люди делятся на личности неординарные, простые и те, что мучаются своей простотой и и с кожи вон лезут, дабы доказать, что они якобы загадочным, многосложны и сверходаренны. Под таким видом ''оригинальности'' скрывается тщательно законсервированная пустота и тупость. Рудин же как человек проницательный быстро скальпирует взглядом душу и даёт точное определение.
Его окружают как раз такие пустые, напыщенные индюки, люди ''du belle monde'', которые пытаются проявить индивидуальность, например, насмехаются над женщинами, высмеивают науку, истину, гордятся знакомствами.


Удовлетворяя ваше самолюбие, вы лишитесь истинных наслаждений созерцания; жизнь – сущность жизни – ускользает от вашего мелкого и желчного наблюдения, и вы кончите тем, что будете лаяться и смешить. Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит.

Это удручает Рудина, потому только пришвортовавшись к скалистому берегу, он плывет дальше в поисках не ведомых земель. Ему сложно, будучи на голову выше окружающих, жить среди них и довольствоваться удовлетворением телесных приз отец и даже для любви он не предназназначен.

дь хвост– совершенно бесполезная часть тела, согласитесь; на что может пригодиться хвост? а все судят о ваших достоинствах по хвосту»

Он распускать хвост по-павлиньи не желает, он видит глубже. В этом трагедия такого типа вечно ищущих, жаждущих знаний людей, романтиков, по современному, интровертов.
Общество подсознательно отвергает их, ибо здоровый организм отторгает непонятное.

Рудин
5 5
* * * * *

Было немного боязно браться за дебютный роман успевшего полюбиться мне Тургенева, но опасения были напрасны - как всегда, получила в итоге именно то, что хотела: ёмкий, красивый и психологичный рассказ о судьбе человека.

Рудин - персонаж очень неоднозначный, и это прекрасно! Больше всего я люблю именно таких героев: реалистичных, объёмных, живых, вызывающих самые разные чувства и мысли.
На первый взгляд Рудин кажется человеком мелочным, голословным, показушным, кто красиво говорит и мало делает. Но чем дальше нам раскрывается его характер, тем сложнее становится определить своё отношение к нему. Действительно, можно ли судить человека за его слабость, за то, что природа наделила его умом и стремлением к истине, справедливости, к лучшей жизни, но не дала достаточно воли и жажды деятельности, чтобы воплотить в жизнь хоть какую-то часть задумок, не дала силы справиться даже с малейшими препятствиями.
Когда перестаёшь думать о том, какие беды может принести такой человек близким, когда он становится одиноким скитальцем - понимаешь, насколько горькая у него судьба и как он сам себя наказывает ежедневно, ежечасно.

Все прочие персонажи описаны потрясающе - автор обрисовал минимум деталей, но этого хватило, чтобы герои стали живыми и понятными, никакой картонности! Каждый из них по-своему интересен и добавляет всей истории полноты, как бы раскрывая её и завершая логически.
В очередной раз убедилась в том, что мне нравится тургеневская любовь. Она такая спокойная и тихая, и даже несчастье в любви - без истерик, неврозов, без надрыва.

Приятно находить автора, к которому можно вернуться в любое время и точно знать, что тебе понравится. Точно знать, чего ждать от его романов, и поджидать случая снова взять их в руки. Я очень ценю таких авторов, потому что у меня их не очень много. Тургенев как раз из их числа.

Рудин
4 5
* * * * *
Совсем небольшой роман, по объему ближе к повести. И Рудин как дебютный роман Тургенева, его первый большой шаг в прозе. Совсем скоро, через 7 лет будут Отцы и дети с немеркнущим через столетия образом Базарова. А сейчас перед нами Дмитрий Николаевич Рудин. Литературный герой не такой сложный и яркий,как Базаров, но занимающей достойное место в пантеоне литературных героев и русской, и мировой литературы, выраженный, живой характер. Рудин - центральная фигура этого камерного, неспешного действия. Ключевая шестеренка, от которой зависит слаженность работы всего механизма. Вокруг него складываются в пазлы истории остальных персонажей. Сам Рудин это человек насколько талантливый, настолько же не умеющий свой талант куда-либо применить. Отточенные слова, выразительные речи, метко сформулированные идеи, а вот дальше .... дальше происходит разрыв между словами и действием. В Рудине несовместимы теория и практика - он теоретик мечтатель фантазер рассказчик, но он не творит, не создает, не доводит до конца, а лишь пробует, обозначает попытку. Он воспламеняет сердца, но огонь им разведенной слишком быстро в них гаснет, оставляя лишь золу. А еле теплая зола, которую в любой момент может развеять по всем сторонам ветер, не лучший источник для построения чего-то крепкого, чего-то важного и неизменного. Поэтому и сам Рудин как перекати-поле, как зола на ветру, ищет свое место этом мире, применение своим идеям и талантам, и не находит. Вглядывается в себя и не может до конца себя понять, разобраться бесповоротно в своих чувствах, убеждениях, в своих эмоциях и надеждах. И поэтому не может сделать решительный шаг, который повлечет за собой настоящие, структурные перемены своей судьбы. И все его смятение, непонимание, внутреннее расстройство выразительно показано в центральной и самой яркой сцене романа - объяснение Рудина и Натальи Ласунской у Авдюхина пруда. Короткая сцена, которая остается в памяти - столкновением, даже битвой души( Наталья) и рассудка(Рудин), бурлящей, свежей юности(Наталья) и склонной к компромиссам зрелости(Рудин), жизнью настоящей и жизнью мнимой,будто протекающей внутри декораций. Здесь перед читателем раскрывается вся цельность, твердость характера совсем юной Натальи и малодушие Рудина, в следствие непонимание своих стремлений, чувств. Он чуть позже откровенно говорит, что пожертвует он своей жизнью ради пустячного дела, в которое он и сам не верит. Так и не воплотив себя полностью, он разменивает себя на десятки дел, рассеивает себя перед десятками людей к которым - и не испытывает симпатии и не чувствует с ними общности, не взаимопонимания и которые платят ему той же монетой. Окончание романа слишком явная фиксация тезиса Рудина, ну это сейчас спустя 150 лет так видится, а тогда это была дань своего времени, той моды. Из остальным персонажей особо стоит отметить помещика и университетского товарища Рудина - Лежнева. Он выполняет роль и антипода Рудина, и его нравственного обличителя. И их откровенный разговор в завершающей стадии романа и есть вторая по значимости сцена в тексте. Остальные 7-8 героев либо скучны и мало выразительны, как Волынцев и его сестра, либо выполняют роль комическую, где самый яркий образ помещик-женоненавистник Пигасов. Но каждый из них находится на своем месте в тексте из под пера Тургенева. Отдельно надо сказать об описательных сценах природы. В Отцах и детях описание природы показались мне слегка слащавыми, а вот в Рудине получил от них самое настоящее читательское удовольствие. Возможно становлюсь более сентиментальным, а может в Рудине природа неотделима от общего восприятия текста. В итоге, выразительная, камерная проза прошедшая проверку временем. По моему читательскому восприятию - в текст надо втянутся, первые 35 страниц небогаты ни на события, ни на эмоции, а точнее просто скучны. Но появляется Рудин, читатель втягивается в текст и дальше роман приносит настоящее читательское удовольствие.