Ледяной дом, размер 120x185 мм

Иван Иванович Лажечников (1790-1869) - один из ярчайших русских писателей XIX века, стоявший у истоков жанра русского исторического романа. Его самое известное произведение "Ледяной дом", вышедшее в 1835 году, буквально взбудоражило читающую публику России, превзойдя все ее ожидания. Автор настолько впечатляюще воссоздал атмосферу, черты быта и нравов одной из самых драматических эпох русской истории XVIII века - времени царствования императрицы Анны Иоанновны, ее фаворита Бирона и немцев при русском дворе, что его роман до сих пор, спустя полтора века, сохраняет свою притягательную силу. В центре повествования - романтическая и трогательная история любви главных героев - Мариорицы и Артемия Волынского, отважного и безудержного как в любовных отношениях, так и в деле безграничного служения России. Не случайно А.С. Пушкин предрек произведению долгую жизнь: "...Поэзия останется всегда поэзией, и многие страницы этого романа будут жить, доколе не забудется русский язык".

Автор
Издательство Ленинградское издательство
Серия Лениздат-классика
Язык русский
Год 2013
ISBN 978-5-4453-0109-7
Тираж 3000 экз.
Переплёт мягкий
Количество страниц 384
Размер 120x185 мм
Длина 120мм
Ширина 185мм
Высота 20мм
Объём 1
Количество томов 1
Формат 75x100/32
93
Размер: 120x185 мм
Ширина: 185мм
Высота: 20мм
Длина: 120мм
История цены:
Средний отзыв:
4
* * * * *
Ледяной дом
5 5
* * * * *

Очень сильный, страшный исторический роман о судьбах людей в непростое, капризное время правления Анны Иоанновны, временщика Бирона, Остермана и Миниха. Страна разрывалась на части и захлебывалась кровавыми слезами. Глупым, пустым игрищам, вычурности двора и шутовству отдавались преимущества перед делами благосостояния России. Роды козы, являвшейся женой шута государыни, были более важными и собирали больше государственных мужей, нежели государственные советы.

Дела говорят лучше слов.

И Ледяной дом пронизывает весь роман как символ правления Анны Иоанновны – символ бесполезности, бездушного холода, фальшивого блеска и мишуры, окутавших правящий дом...

Борьба идет в сердцах героев книги, в них сражаются страх и долг перед любимыми людьми и отечеством, любовь и ненависть, доверчивость и подозрительность, всепоглощающий страх и беспринципная власть, преданность и предательство, красота души и мерзость человеческая.

Конечно, в этой истории предостаточно выдумки, она преисполнена интриг, излишне романтична, но как же она цепляет за душу... Не столь важно как действовали в реальности исторические персонажи, в чьи образы Лажечников одел своих героев. Автор посредством сталкивания двух полярных личностей, кабинет-министра Волынского и временщика Бирона, освещает борьбу истинно русского по духу человека с иностранным гнобителем народа российского. Патриотизм, самоотверженная любовь к родине пронизывают каждую строчку...

Тот дворянин почетнейший, кто забывает себя для пользы общественной, кто не боится говорить правду перед сильными земли за утесненных и беззащитных и готов за эту правду положить свою голову.

Любовная линия здесь, несмотря на развернутость, весьма второстепенна, она лишь оттеняет порывы героев, их мучения перед выбором, от которого зависит будущее не только их, но и Отечества. Если бы мы сейчас так любили свою Родину...

Язык повествования сложен, благолепен и переливчат, невероятно красив и неспешен. Пушкин писал о нем Лажечникову: «многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык». Для меня часто конструкции, созданные автором было тяжеловато читать, но их колорит неповторим и гармоничен.

Рекомендую к прочтению всем, кто любит классические исторические романы и интересуется историей России.

Артемий Петрович Волынский (1689 — казнен после многодневных пыток 27 июня (8 июля) 1740, Санкт-Петербург) (Портрет кисти неизвестного художника, возможно 1738 год)

Герцог Курляндский Эрнст Иоганн Биро́н (1690 — 1772), через год после казни Волынского за "попытку завладеть престолом и притеснения русских" был отправлен на "вечную ссылку".

«Свадьба в Ледяном доме», В. И. Якоби (1878)

"Ледяной дом и потешный поезд" - изображение на шкатулке.

Проект и план Ледяного дома (1740 г.)

1. Фасад Ледяного дома и вид шутовской свадебной процессии. 2. Разрез левой комнаты (лицевая сторона). 3. Разрез левой комнаты (задняя сторона). 4. Разрез правой комнаты (лицевая сторона). 5. Разрез правой комнаты (задняя сторона). 6. План Ледяного дома: a, a, a — ледяная решетка; b — крыльцо; P — сени; R - правая комната; Q — левая комната; f — главные ворота; g, h — задние ворота; m, n, k, l — окна; c — задняя дверь; r, s — пирамиды. 7. Дельфин, извергающий нефть.

"При дворе императрицы Анны Иоанновны", В.И.Якоби (1872)

Ледяной дом
3 5
* * * * *

Ммммммммм... Видимо автор немного перемудрил. Мне хотелось прочитать исторический роман со множеством интересных подробностей и с полным погружением во времена правления Анны Иоановны (точнее последние годы). А получилось, что ничего нового для себя не почерпнула. Все прорисовано слишком поверхностно с исторической точки зрения. Лишь описание ледяного дома удивило, аж полезла изучать это диво дивное в интернет и рассматривать картинки. А так уважаемый Иван Лажечников написал скорее любовный роман на историческом фоне, приправив это все враждой двух политических деятелей и их борьбой за власть. И вот эта любовная линия и вышла в итоге на первый план, затмив исторический фон, который и был мне столь интересен. Иначе б и не взялась за это творение. Даже немного обидно. Радует, что соприкоснулась с дивным русским языком и необычными для современного языка оборотами. С этой точки зрения читать было любопытно, да.

Ледяной дом
3 5
* * * * *
Поэзия всегда останется поэзией, и многие страницы вашего романа (*Ледяной дом*) будут жить, доколе не забудется русский язык © А.С. Пушкин

Давно хотела познакомиться с этой книгой, узнала о ней в примечаниях к роману Валентина Пикуля *Слово и дело* много-много лет назад.
1740 год. Последние месяцы правления императрицы Анны Иоановны. Россия стонет под гнетом самоуправств фаворита Бирона. Казну наполняют за счет введения новых налогов, а методы их взимания вызывают оторопь. Даже современным коллекторам есть чему поучиться у своих предшественников. Крестьяне по окраинам страны целыми деревнями сбегают в соседние государства. В столице и в ус не дуют. Придумана новая забава — свадьба шутов. Для этого мероприятия на Неве выстроен Ледяной дом, а по всей России собраны попарно представители малых народов, которые в национальных костюмах должны танцевать на празднике и радовать подобной экзотикой угасающую императрицу.
Попутно, на фоне дворцовых и политических интриг развивается история страсти кабинет-министра Артемия Волынского и любимицы императрицы молдаванской княжны Мариорицы Лелемико.
Роман написан выразительным и богатым языком, который даже Пушкин нашел поэтичным. Хотя другие современники автора были более критичны и называли стиль Лажечникова вычурным. Тут уж на вкус и цвет, действительно, все фломастеры разные. Я периодически запутывалась в ветвистых и завитушечных предложениях и абзацах. Все же я человек 21 века и мне бы чего попроще (что характерно, в пушкинских творениях я не плутаю и не теряюсь).
Читая книгу, надо постоянно держать в голове, что издана она в 1835 году. Авторы и читатели тогда были совсем другими. Если современным книголюбам подавай сермяжную правду и натуралистический жесткач, то люди былых веков ценили чувствительность и пафос.
В угоду веяниям того времени, а так же своим характеру и натуре, Лажечников излишне романтизировал суровую историю.
Я весьма спокойно отношусь к тому, что писатели не всегда строго придерживаются в своих романах исторических фактов. В угоду хорошему сюжету можно и заменить князя преклонных годов, отца троих детей и циничного политикана на красавца в самом расцвете сил и лет, ходока по женской части, бездетного и ревностного патриота Отечества. Тем более Лажечников весьма искусно показал метания питерского Казановы между молоденькой княжной и благочестивой женой. И все же по части романтизма с ахами-вздохами — явный перебор. Даже мои поминутные напоминалки самой себе — это 1835 год! - не помогали.
Чего я совсем не поняла, так это зачем было заменено имя главного участника шутовской свадьбы. В реальности шут императрицы князь Михаил Голицын, по прозвищу Квасник, женился на придворной шутихе Евдокии Бужениновой. В книге же появился непонятный Кульковский. Если только не хотел автор лишний раз напоминать знатному роду князей Голициных об унижении одного из их предков.
И вообще, с историческими фактами писатель обращался уж весьма вольно и притягивал их за уши, как мог, в угоду своей фантазии, не всегда уместной. В книге практически нет полутонов. Или злодеи-негодяи мерзкие бесчестные, или благородные радетели за Отечество. Самопожертвования на каждом шагу. 1835 год! Это прокатило бы при условии, что Лажечников был единственным писателем того времени. Так нет, есть с кем сравнить.
Так я и металась постоянно между весьма талантливыми и интересными кусками истории, коих тоже достаточно в данном произведении, и зашкаливающим пафосным романтизмом.
Мучила книгу почти месяц, но все же дочитала. Признаю её классическую ценность, но все же удовольствие от такого чтения смогут получить только романтичные натуры, не боящиеся высокого слога 19 века.

Ледяной дом
4 5
* * * * *

Всё, бросаю читать книжки! Вообще! Сколько можно реветь над судьбами книжных героев? А потом ещё выяснять, что одни были введены в повествование для красного словца, дабы оттенить других героев, у других - участь была заранее предрешена исторической действительностью, и напрасно ты пыталась им другие варианты развития событий предположить. Мало что ли у нас своих забот, чтобы ещё над чужими бедами так убиваться? Всё! Не будет больше этого!*

Роман понравился чуть меньше, чем "Князь Серебряный" и "Чингисхан". Во первых очень много откровенно страшных и противных (которые вызывали отвращение) моментов. Совсем, видимо, эпоха никудышная была. И в некоторых местах я совсем не наблюдала логику происходящего, как будто всё шло по капризу одного из героев или автора)

Из самих персонажей очень понравилась княжна Лилимика. И она же вызывала больше всего сочувствия. Была сильно разочарована, когда услышала в послесловии, а потом и в Википедии подлинную историю княжны. А скорее её полное отсутствие за пределами романа.

Также вызвала сожаление жена Волынского, казалось сама себе и мужу яму копала. Как хотелось, чтобы она была умнее и дальновиднее. Но против некоторых эпох не пойдёшь, как ни крути, время было такое.

В целом произведение оставило впечатление некоторой безысходности. Как не крути, как не поступи - всё к одному приведёт. К погибели. На плаху. Очень печально.

* PS. Следующего по задумке Батыя читаю))))

Ледяной дом
4 5
* * * * *

Замечательный исторический роман!
Может быть, Лажечников и не обладал талантом Л.Н. Толстого, зато, в отличие от большинства современных авторов, являлся владельцем прекрасного, пушкинского ещё, русского языка. Читать его истинное наслаждение.

Прелесть романа не в образах главных героев, характеры их не так уж интересны, и даже не в поворотах сюжета, тоже ничего особенного, но в первую очередь в бытописании царствования Анны Иоанновны. Все эти придворные дураки в колпаках, с их нелепыми и убогими шлепками, да кувырками; карлики в чинах шпионов и секретарей, разъезжающие верхом на дворовых собаках; официальное собрание высшей знати на родинах дворцовой козы. Собственно само название романа - одна из забав императрицы. Кто не слыхал о выстроенном по случаю шутовской свадьбы Ледяном Доме на Неве. На эту потеху со всей России свезены были около 300 представителей различных народов в национальных костюмах, от цыган и малороссов до калмыков и мордвы. А за самодурством государыни - стонущий под гнётом иноземного временщика народ. И те немногие, кто помнит ещё величие времён Петра, и готов рискнуть собственной жизнью ради возрождения чести русского дворянства.

Конечно, Лажечников несколько видоизменил действительность. Например, омолодил своего главного героя А.П. Волынского, и для придания драматизма ввёл в роман любовную линию. Но, как я уже отметила выше, ценность романа, по крайней мере, на мой взгляд, в первую очередь, в верно переданной атмосфере эпохи бироновщины. Хотя и запутанная ситуация с любовями кабинет-министра: с одной стороны горячая преданность молдаванской княжны, с другой нежная привязанность законной супруги, я уж не говорю о сценах материнской самоотверженности в случае с цыганкой Мариулой, - очень трогательны и способны взволновать чуткое сердце романтично настроенного читателя.

В общем, тем, кто любит художественную историческую литературу и интересуется историей государства российского, непременно рекомендую к прочтению. Будет вам и заговор, и верность друзей, и подлость врагов, и любовь к отечеству, и, наконец, предательство - всё, как и положено в хорошей исторической книжке.

Ледяной дом
5 5
* * * * *

Очень сильная книга. Читаешь, возмущаешься, не соглашаешься с действиями героев, переживаешь, и не можешь оторваться.
Ее сложно оценивать с точки зрения "нравится-не нравится", но читать нужно в обязательном порядке.
Спасибо, SANA13 , за замечательный совет.

Ледяной дом
5 5
* * * * *

Сравнительно маленький временной отрезок из истории России, в котором отразились судьбы отдельных исторических людей и исторические картины российской действительности во времена правления Анны Иоанновны и временщика Бирона. Вопросы долга, чести, любви к Отечеству, личного о общего счастья, готовности жертвовать собой тесно переплетаются в романе, как переплетены в нем правда и художественный вымысел.


Страшные картины бироновского правления, борьба забитой, задушенной правды и лжи, опутавшей все государство Российское, несколькими штрихами нарисованы автором, но какими штрихами: это картины ужасающей жестокости, беспредела, дикости «просвещенных» иноземцев, пришедших выбивать из многострадального российского народа не богатства его, а последние копеечки, слезами и кровью политые…


Разудалые гулянья, в которых Анна Иоанновна стремиться забыть свои печальные думы, происходят на фоне красивый декораций. Ледяной дворец – недолговечное чудо, созданное искусными мастерами, –великолепен и ужасен одновременно. Ведь в основе этой идеи лежат жизни замороженных заживо людей, превращенный в ледяные статуи. Но и статуи, как оказалось, могут поведать свои леденящие душу тайны, приближая тем самым конец бироновского своевластия…


Один из лучших исторических романов!

Ледяной дом
5 5
* * * * *

Книга "Ледяной дом" поглотила меня, я читала в ночи, не могла оторваться от всевозможных интриг, переворотов. У Лажечникова великолепный, чистый русский язык, а вместе с сюжетом, описаниями быта они дали мне отличное представление о жизни и культуре времен правления Анны Иоанновны. Страшное было время: безумные, чудовищные казни людей, которых обливали холодной водой на морозе, заставляли есть соленую пищу и не давали ни глотка воды. Пугающе читаешь и об увеселениях про дворе царицы - шуты кривляются, им устраиваются глупые свадьбы, на них натравливают собак. Да что там говорить - по прихоти Анны Иоанновны был устроен праздник в честь родов козы! И всем надо поддерживать сумасбродство. Ну и сам Ледяной дом - очередная прихоть царицы.

Но помимо этих событий автор описывает любовную историю Волынского и княжны Лелемико при дворе Анны Иоанновны, ее любимицы. Какие же страсти тут творились. Друзья оборачивались предателями, злейшие враги примыкали на добрую сторону, а еще и тайны происхождения, подготовка переворота, страдания русского народа. Оторваться невозможно.

Главное - привыкнуть к непростому языку Лажечникова, который сначала немного стопорит чтение, а потом утягивает за собой.

Единственным огорчением для меня было то, что я схватила спойлер на первой же странице, в первой сноске о том, кто такой Волынской. Автор сразу рассказал, кто, чем занимался, как закончил свою жизнь. Зачем так делать, спрашивается?