|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На все времена сказка. Отношения работодателя с простым рукастым мужиком не сильно изменились то с тех пор. По трудовому договору работать не желают. Балда конечно за всех отомстил. А вообще отлично мораль была подана через изложение в сказке, чтобы каждый ребёнок потом в возрасте мог перечитать её и понять настоящий смысл. Сказка и сегодня выглядит бодро. Остро и поэтично
Замечательная сказка от незабвенного Александра Сергеевича. Взрослым иногда полезно перечитывать произведения, с которыми они познакомился в детстве, и взглянуть на них уже другими глазами. В детстве эта сказка казалась мне просто веселой, теперь же я нашла ее обличительной и поучительной. Веселой, впрочем, тоже, но лишь во вторую очередь. Забавный сюжет, хорошие стихи, понятная ребенку мораль - что ни говори, а Пушкин хорош в любом жанре.
Мне понравились старик и золотая рыбка. Старик добрый, он отпустил рыбку и не стал загадывать желание. Рыбка исполнила все старухины желания, кроме одного, потому что тогда она была бы в рабстве. Мне не понравилась старуха, потому что она хотела сильно много желаний. Корыто и дом - это нормально, а быть дворянкой или царицей и старика послать конюшню - это ненормально. Старуха жадная, сварливая, упрямая.
Ну и сказка! Все её знают, цитируют... - Ой, бабушка, отчего у тебя такие большие уши? Идея состоит в том, чтобы показать малышу, что всегда нужно слушаться старших и в лесу никогда не сворачивать с дороги. Я бы ещё добавила, что не нужно первому встречному рассказывать всё о себе. Сказка жёсткая, но по делу. Читают её детишкам в обязательном порядке. Ведь все знают (точнее должны знать) историю про Красную Шапочку. В конце хэппи энд, но нужно понимать, что в жизни так не бывает!
Пожалуй, самая известная сказка Шарля Перро - Красная Шапочка. Во-первых, это классическая версия сказки. Не купированная, не обрезанная, без адаптаций и смягчений. Волк сожрал бабушку и внучку, охотники убили волка и распороли ему брюхо. Все, как и должно быть. Я придерживаюсь мнения о том, что сказки - это утрированные алгоритмы, здесь есть то, чего никогда не бывает в жизни - настоящее Зло и Добро, и поступки и события должны регулироваться именно простыми категориями, без компромиссов. Ленивых поросят надо сожрать, ну а волка... волка убить, увы. Во-вторых, иллюстрации Евгения Мигунова. Мне очень нравится его стиль, нравится проработка деталей, нравится то, как он рисует персонажей. Иллюстрации очень красочные, подробные и атмосферные. Иллюстрации в книге - это оригиналы рисунков, созданных к диафильму по сказке. Так что тем из нас, кто в детстве смотрел этот диафильм - гарантирована еще и порция ностальгии :) В-третьих, качество издания. В этой книге прекрасно все, она мне очень-очень нравится.
«Сказка о рыбаке и рыбке» производи на меня сильное впечатление. Шибко жалко старика. Его был смирный люди. Сколько раз к морю ходи, рыбу кричи, — наверно, совсем стоптал свои унты. Старуху не жалко, такой вредный баба много есть… Бедный старик. Бросил бы он эту бабу, делал бы лодку, да кочевал бы на другое место. Эх… Дерсу Узала. 1907 г.
Поп нанял себе Балду. А тот придумал плату, что будет давать попу три шелбана. А бедному попу так не хотелось получать "печеньки" и пошёл он за советом к жене. А та придумала план. Что нужно Балдуин заставить сделать очень сложное дело. Ну тут уже поп сам придумал, чтоб Балда пошёл собрал оброк с чертей. Неслыханная наглость. А Балда-то не промах, провёл чертей и оброк получил и щелбанов на давал :)
Это сказка, которая учит не наступать на грабли старухи.
Пушкин.... Эх, как прекрасно вновь пересчитать эти строки Ветер, ветер! Ты могуч, Если найти зарубежный аналог, то это "Белоснежка и семь гномов".
Когда говорят, что Пушкин – это наше все, вряд ли задумываются над тем, насколько это правда. При Петре I Россия вскочила на подножку заднего тамбура последнего вагона прогресса, избежав возможности стать чахлым самобытным царством вроде Китая или Эфиопии. Но именно резкость и запоздалость этого скачка навсегда определила нашу двойственность, разорванность между неясно осознаваемой традицией и модерностью. И до сих пор раз за разом предпринимаются попытки как-то все это примирить. Вот и Пушкин старался. Очень старался, создавая свои сказки, выковывая канон русского эпоса. И впросак попадал, как с песнями западных славян, и большие успехи имел, как с царем Салтаном и «Русланом и Людмилой». И задачу в основном решил, создал те самые необходимые отправные точки, в бесконечном обращении к которым, в бесконечном отрицании которых и находит свое дальнейшее движение наша культура. Создал он ту саму русскость. На этом фоне «Сказка о мертвой царевне…» - крепкий середнячок. Все о ней знают, отрывки помнят, но больно она схожа со стандартным сказочным мотивом Белоснежки, мал в ней привнесенный колорит. Однако есть он, колорит, да еще какой. Гномы на русских харчах вымахали, превратившись в богатырей. Буйных и задорных. Вот характерный эпизод: Перед утренней зарею И ведь чувствую я, что и до Пушкина когда-нибудь доберется политкорректность, перепишут его, заменив все этноссылки на каких-нибудь безликих разбойников. Но пока именно это и создает неповторимый колорит русского варианта бродячего сюжета. И да, рисунки Николая Дмитриевича Бартрама, которыми издательство Clever снабдило пушкинскую поэму, чертовски хороши. Иллюстрации в стиле модерн идут Пушкину.
Красная шапочка. Это сказка, которую знает каждый человек. Просто наизусть. Да она читается минуту. Но она известна всем и всему миру (наверное). А сколько мультиков, спектаклей и прочего поставлено на эту сказку.
Сложно писать о сказке самого Александра Сергеевича. О сказке, которую прочитываешь очень быстро, а обдумывать можно очень долго. Прекрасный слог, ритмика текста, удивительные персонажи, о которых и не сказано почти ничего, но почувствовать и представить каждого можно довольно подробно. Плюс в голове ещё видеорядом к тексту идут сцены из мультфильма. В зрелом возрасте сказка воспринимается несколько иначе, чем в школьные годы. Теперь это не просто красивая сказка про зависть и любовь, а нечто гораздо большее. Недоумение вызывает царь (как раз недавно обсуждали в кругу семьи проблему мужчин в старых сказках - то трус, то подкаблучник) - сначала пропадал где-то, потом дочь искать не стал, погрустил немного и успокоился. Какой-то бесчувственный сухарь, а не царь! Богатыри тоже мужики со странностями - занимаются чем не понятно, судя по тому, что к царевне клинья подбивали, жениться не прочь, но не женятся. Судя по всему, промышляют охотой, да драками (телохранители чьи, может?), но при этом людей сторонятся и царевну почему-то в родной дом возвращать не стали, ни царю, ни царевичу не сообщили, что жива она (вот оно "так не доставайся же ты никому!" во всей красе). Один царевич Елисей поступил как и подобает влюблённому человеку - отправился искать любимую несмотря ни на что и веря в лучшее. За веру свою и упорство был вознаграждён. Но несмотря на все придирки, я сказкой довольна и не перестаю восхищаться талантом Пушкина и красотой его слога. Очень рада, что нашёлся повод внезапно взять и перечитать эту сказку.
Как же забавно, оказывается, во взрослом состоянии перечитывать то, что когда-то воспринималось безропотно. А может мне просто повезло? Дед очень любит Пушкина, и с детства приучал меня к его сказкам. Некоторые мы читали настолько часто, что я знала их наизусть чуть ли не целиком. Мой сын другой, он любит читать, но больше энциклопедии и компьютерную литературу. Сейчас вот в школе проходит эту сказку Пушкина... И просто устроил мне день открытий :)
Александр Сергеевич, наверное, и сам не догадывался, что в своей сказке про рыбака и рыбку он описал худшие черты человека. Разберем сказку кратко, но по порядку. Итак, жил старик со своею старухой у самого синего моря тридцать лет и три года, что позволяет сделать вывод, что старику где-то за пятьдесят (в те времена женились рано, для мужика нормальный возраст для брака считался 20 лет). Старик трудолюбив (это первая его добродетель) - он ловит рыбу, тогда как старуха ленива. Вместо того, чтобы продавать улов или пирожки с рыбной начинкой, она прядет пряжу. Для себя или на продажу? Даже если на продажу, то пирожки с рыбой были бы выгоднее. Как выясняется далее, старик, несмотря на возраст, особыми рыбацкими навыками не владеет, ибо дважды закинув невод, он добывает всякий мусор (слава богу, в те времена в моря не кидали покрышки и старые коньки), но не в состоянии поймать даже полудохлого карася. По видимому, он не имеет понятия о прикормке рыбы, зависимости клева от погоды и времени суток. Наконец, в третий раз деду явно свезло - он вытаскивает золотую рыбку, которую отпускает без всякого откупа, что говорит о его милосердии и бескорыстии. К сожалению, на этом список хороших качеств деда заканчивается. Придя домой, он не удерживает язык за зубами и треплет обо всем старухе. Можно подумать, что все предыдущие 33 года бабка была агнцем молчаливым, и информацию про упущенную выгоду она пропустит мимо ушей. Как бы не так! Старая карга, конечно, показала себя в полной мере, раскрыла, так сказать, сущность свою. Не сплетя невода, не закинув его трижды, не вытащив рыбку, она начинает гонять мужа туда-сюда, к морю и обратно - мол, корыто хочу, избу хочу. И вообще сословие хочу поменять... Почему-то старик аки шестерка, не поужинав даже (ведь в четвертый раз он невод уже не кидал, а единственную пойманную рыбу - и ту отпустил на свое несчастье) выполняет все бабкины прихоти. То ли мозгов у него не хватает, то ли смелости послать старуху куда подальше... Ладно, не спорю, пожелать корыто с домом впридачу - это нормально. Но даже когда старая кочерга заявила "не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой", у деда нигде не шевельнулось, что надо поступить как-нибудь по другому. Например, дать сплеча старухе по зубам (а потом напоследок выпросить у рыбки вставную челюсть). Или не ходить к морю, а старухе соврать, что рыбку сожрала щука, и он сам это видел своими глазами. Или попросить рыбку утопить старуху в синем море. А еще лучше, попросить себе новую старуху. Желательно с откушенным языком. Но нет - дед снова и снова идет звать золотую рыбку, накликая на себя все больше и больше неприятностей. Старуха, у которой напрочь отшиблено чувство меры и благодарности, не может угомониться, пока не додумывается стать владычицей морскою. От такой наглости даже рыбка приходит в кратковременный шок, и оставляет старуху (а заодно и старика - чтобы умнее был) - у разбитого корыта. Рыбка, кстати, тоже неблагородно поступила. Видит, что дед юродивый - нет бы сама ему сказала - "мол, старик, не доставай ты меня со своей старухой, только хуже будет. Давай я тебя на другую сторону синего моря перенесу, а в придачу дам новый невод. А еще лучше - уму-разуму тебя научу. Вот пойди, да двинь старухе сплеча по морде, а я тебе вставную челюсть подарю". Но нет - рыбка молчит, и со своего молчаливого согласия становится невольной соучастницей старухиной придури. Вот такая вот сказочка, прочитанная моим ребенком вчера в моем присутствии. Конечно, мы с дитем разобрали это произведение в более классической трактовке. Интересно, если дочка представит своей учительнице мой вариант разбора сказки - та утопится в синем море, или на нее всего лишь найдет та же придурь, которой страдала старуха?
Отличная стихотворная сказка, которая изобличает такие человеческие пороки, как жадность, трусость и наглость. А Балда – олицетворние трудолюбия и сообразительности. И как приятно перечитывать произведения из детства!.. Произведения, на которых выросла...
|