Повести Белкина: Избранная проза, размер 115x180 мм

Обращение Пушкина к прозе было обдуманным шагом, которому предшествовали размышления о природе словесного искусства. И вполне возможно, что интерес первого русского поэта к прозе основывался на ощущении небывалой серьезности задач, стоящих перед русской литературой. В сборник включены произведения А.С. Пушкина: "Арап Петра Великого", "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", "Капитанская дочка".

Автор
Издательство Азбука
Серия Азбука-Классика
Язык русский
Год 2020
ISBN 978-5-389-02681-0 5-352-01273-5 978-5-352-01273-4 978-5-395-00020-0
Тираж 3000 экз.
Переплёт мягкая обложка
Количество страниц 320
Страна-производитель Россия
Размер 115x180 мм
Длина 115мм
Ширина 180мм
Высота 17мм
Объём 1
Возрастная категория 12
Входит в комплект Классики мировой литературы от издательства «Азбука»
Количество томов 1
Формат 76x100/32
126
В других магазинах:
История цены:
Средний отзыв:
4.8
* * * * *
Повести Белкина: Избранная проза
5 5
* * * * *
Иван Петрович осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря, человека весьма искусного, особенно в лечении закоренелых болезней, как то мозолей и тому подобного.

А.С.Пушкин ''Повести Белкина. От издателя''

Собственно, вот в этой фразе весь Пушкин Повестей Белкина. И горе, и смех, и издевательство, и некоторая сентиментальность. Это вступление от ''Издателя'' в самом же начале обещает нам жизнеописание некоего Белкина, который собрал вот эти повести, которые сей издатель готовится напечатать. Жизнеописание? О, да. Мы это любим. А если еще чуть-чуть пафоску добавить, то совсем самое оно! Как жил, как благородно собирал эти рассказы, как...впрочем, на этом наши ожидания закончились - по причине своей неопытности и мягкосердия, в скором времени запустил хозяйство, затем заболел горячкою и скончался. На сем и оканчивается жизнеописание. Это только гений Пушкина мог сотворить такое - ирония в каждой(!), в каждой фразе! Когда начинаешь читать, то где-то к середине вступления, сначала улыбаешься, а потом откровенно хохочешь. Хохочешь, да? Над чем? Над чем хохотать? А как же нравственные идеи о которых нам рассказывали в школе? А как же? Ну как же так? Признаюсь честно, я для себя Повести Белкина открыла спустя много-много лет после школы, захотелось посентиментальничать, пустить слезу и села перечитывать эту книжку, а вот тут случилось страшное - я начала хохотать. Потому что это фантастически прекрасная пародия на сентиментальные, рыцарские, пасторальные и мистические романы! Там издевка над подобными романами в каждой фразе. Ну смотрите сами. В ''Метели'' (я опускаю прелестную и дивную фразу о том, что Марья Гавриловна воспитана была на французских романах и, следственно, была влюблена) идет драматическое объяснение в любви, потому что Бурмин не может жениться на Марье Гавриловне:

«Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже.) «Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…» (Марья Гавриловна вспомнила первое письмо St.-Preux.)

Просто прелесть что такое! А в ''Выстреле'' вообще драма превращается в фарс, а в ''Барышне-крестьянке'' читатателю со страниц повести подмигивают и веселятся пастушки и пастушки из средневековых пасторалей. На самом деле, ничего русского в ''Повестях Белкина'' нет, кроме великолепнейшего языка, русского языка, создающего нерусскую действительность. Но, что самое удивительное, так это то, что создавая пародию, иронизируя и откровенно издеваясь, Александр Сергеевич все равно создал нечто необыкновенное, глубокое и сентиментальное. Это свойство очень немногих писателей, когда глубина чувствуется в каждой фразе, там за иронией, за фарсом, глубина человеческих трагедий и человеческого счастья. И Сильвио, и Марья Гавриловна, и Самсон Вырин, и Лиза Муромская. Эти повести они как голограмма - эдак повернешь, будешь улыбаться и смеяться; а вот так повернешь, будешь умиляться и сентиментальничать над пасторальной прелестью барышни-крестьянки или над счастливым окончанием истории в метель; и плакать над горем Вырина. Этого в русской литературе никто не делал и не делает. И ещё, ещё. Ощущение светлого в каждой фразе, даже история гробовщика она...ироничная и стебная, но светлая все равно. И я до сих пор, зная весь ироничный подтекст Барышни-крестьянки, всё равно утираю сентиментальную слезу. То есть, меня до сих пор доводит до чувствительных слёз эта небольшая повесть. Ничего не могу с собой поделать.
А вы говорите нравственный выбор героев, какая мораль данных повестей. Одна - читательский восторг, ничем не замутненный. И от иронии, и от внутреннего света, и от великолепнейшего русского языка, и от сентиментальной составляющей, и от того, что автор не насилует читателя моралью и моральным выбором героев - он просто рассказывает. И для меня это чистый читательский восторг.

Много могу я насчитать поцелуев, с тех пор, как этим занимаюсь, но ни один не оставил во мне столь долгого, столь приятного воспоминания.


Перефразируя: Много могу я насчитать книг, с тех пор, как начала читать, но ни одна не оставила во мне столь долгого, столь приятного воспоминания.

Повести Белкина: Избранная проза
5 5
* * * * *
Сочинение "За что мы любим Гринева и ненавидим Швабрина?" Седьмой класс. Вторая четверть.
Пасюк учился в шестом классе вечерней школы, учился безнадежно плохо, и его грозились перевести обратно в пятый класс. По литературе учительница уже отказалась аттестовать его в первой четверти, потому что в домашнем сочинении «Почему мы любим Гринева и ненавидим Швабрина?» Пасюк написал: «Я не люблю Гринева, потому что он бестолковый барчук, и не скажу, что ненавижу Швабрина, потому как он хотя бы вместе с Пугачевым стоял против ненавистного царизма». Жеглов, узнав об этом сочинении, хохотал до слез и сказал, что Пасюка правильно выгонят из школы — если ты такой умный, то ходи в Академию наук, а не в шестой класс

Эх, прямо школа вспомнилась. Хотя я ее и не любил. Пишу тебе, о, моя незабвенная учительница по литературе, единственная настоящая среди глупых и уродливых мещанок.

Да, я люблю Гринева и мне плевать на Швабрина. За что люблю? А за что вообще любят? Да ни за что. Просто так. Мне нравится его манера писать. И не говорите, что этого Гринева зовут Александр Пушкин, ибо я во время чтения почти напрочь об этом забыл, полностью растворившись в повествовании. Почему Марья, капитанская дочка, полюбила Гринева, а не Швабрина? Конечно не за его благородный образ, патриотический, истинно христианский, какой там еще. Бог его знает - за что. Может овал лица понравился, а может его переизбыток тестостерона. Или у него икры были такие выразительные. Кто это может знать. Пушкин? Да, Пушкин! Только он. За что женщины любили самого Пушкина? Наверное за то, что он был великий русский поэт. Вот и Гринев получился такой же - доброжелательный, широчайшей души человечище, хорошо воспитанный папой с мамой, барин. Еще и проницательный - всегда мог понять чего от него хотят люди. Даже если эти люди душегубы и лиходеи типа Пугачева.

Автор умудрился побыть другом и беспристрастным критиком самого Пугачева, выделить себя на фоне общей людской массы с помощью незамысловатого сюжета. Пушкин -красавец и определенно не страдал от скромности. Главный герой так по-детски наивен, по-юношески романтичен и по-крови благороден, что все это не воспринимается как похвальба.

Швабрин - за что его ненавидеть? Человеком двигала исключительно любовь. Ну, и все, что любви сопутствует. Ревность, месть и всякое другое приятнопахнущее. Его так называемое "предательство" опровергает в самом начале цитатой друг Глеба Жеглова. Туда же предлагаю заткнуть весь другой патриотический пафос. История в этом случае не только не рассудит, она еще посмеется, а историки в очередной раз все переврут. Поэтому оставим политические темы в стороне, ибо никому из нас не дано залезть в голову Швабрину и внезапно отыскать там раннего декабриста. В остальном Швабрин продемонстрировал трезвый расчет и предприимчивость в том, что перешел на сторону пугачевцев.

"Капитанская дочка", конечно, произведение патриотическое, но, как и обычно, основной темой является любовь. И любовь не к Родине, а к женщине. Князь Мышкин Достоевского, например, тоже был этим грешен, ибо любовь к стране у него заключалась прежде всего в любви к определенной русской женщине. Поэтому особо патриотичным особам стоит избегать контактов со всякими неграми, потому что любовь зла, а бегать с российским флагом где-то в пустыне во время очередной африканской революции небезопасно.

В общем, к чему я это все вел, уже сам не помню, но, если кто-то тоже хочет запутаться, то это реальный повод перечитать "Капитанскую дочку". Произведение небольшое по объему, читается очень легко и еще его написал великий Пушкин. Тот самый, да.

Повести Белкина: Избранная проза
5 5
* * * * *

Ведь вот скажу я вам, случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам, разложена. Да и что самому прежде невдогад было, так вот здесь, как начнешь читать в такой книжке, так сам все помаленьку и припомнишь, и разыщешь, и разгадаешь. И, наконец, вот отчего еще я полюбил эту книжку: иное творение, какое там ни есть, читаешь-читаешь, иной раз хоть тресни – так хитро, что как будто бы его и не понимаешь. Я, например, – я туп, я от природы моей туп, так я не могу слишком важных сочинений читать; а это читаешь – словно сам написал, точно это, примерно говоря, мое собственное сердце, какое уж оно там ни есть, взял его, людям выворотил изнанкой, да и описал все подробно – вот как! Да и дело-то простое, бог мой; да чего! право, и я так же бы написал; отчего же бы и не написал? Ведь я то же самое чувствую, вот совершенно так, как и в книжке, да я и сам в таких же положениях подчас находился, как, примерно сказать, этот Самсон-то Вырин, бедняга. Да и сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных! И как ловко описано все! Меня чуть слезы не прошибли, когда я прочел, что он спился, грешный, так, что память потерял, горьким сделался и спит себе целый день под овчинным тулупом, да горе пуншиком захлебывает, да плачет жалостно, грязной полою глаза утирая, когда вспоминает о заблудшей овечке своей, об дочке Дуняше! Нет, это натурально! Вы прочтите-ка; это натурально! это живет! Я сам это видал, – это вот все около меня живет; вот хоть бы и наш бедный чиновник, – ведь он, может быть, такой же Самсон Вырин, только у него другая фамилия, Горшков. Дело-то оно общее и над вами и надо мной может случиться. И граф, что на Невском или на набережной живет, и он будет то же самое, так только казаться будет другим, потому что у них все по-своему, по высшему тону, но и он будет то же самое, все может случиться, и со мною то же самое может случиться.

Макар Девушкин, персонаж романа Достоевского «Бедные люди». 1 июля 184(4) года.

P.S. Еще рецензии, написанные литературными персонажами:

Дерсу Узала. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Повести Белкина: Избранная проза
5 5
* * * * *

Немало можно найти подтверждений о том, что на фоне "офранцузивания" российской культуры, русские писатели, такие как, например, Пушкин или Толстой не любили ширпотребных французских писателей за притянутые за уши сюжеты и нелогичные действия персонажей.

Вот, "Повести Белкина", как мне кажется (это только мое личное мнение), и намекают на такие массовые французские романчики. Кажется, что Пушкин подсмеивается и над читателями и над писателями, в ста страницах описав "типичные невероятности" поворотов сюжетов и характеров. Я не уверена, что было раньше, Граф Монте Кристо (супертипичный французский роман, можно и другие романы Дюма взять, их миллионы), или Повести Белкина, но "Барышня-крестьянка" со своими переодеваниями и женитьбой в бессознательном состоянии, а потом невероятной встречей очень сильно мне напоминает Графа.

Ну, нельзя не упомянуть про прекрасный и отличительный слог и стиль автора, в котором, к счастью (или к сожалению?) сразу же узнается Пушкин, а не какой-то там Белкин, который умер от своей мягкотелости...

Повести Белкина: Избранная проза
4 5
* * * * *

Пушкин заслуживает уважения хотя бы потому, что придумал историю жизни и смерти Белкина лишь затем, чтобы написать это название. Действительно поражает его терпеливость и вся серьезность по отношению к этому кропотливому труду.

Выстрел. Сильвио — не человек, а сплошные эмоции, которые проявляли благородство и испытали душевный покой по своей законченной дуэли. Рассказ показывает, что даже самый мстительный человек может проявить сострадание. Метель полна романтики и любви именно такой, какая заставляет краснеть юных и впечатлительный читателей. Гробовщик — готический роман для того времени — откровенный, жанром напоминающий самый страшный кошмар. Именно в этом рассказе раскрывается истинная сущность гробовщиков — хмурые и молчаливые, думающие о том, когда же умрет тот или иной сосед. О Станционном смотрителе либо хорошо, либо ничего, кроме правды, — вот что пытается донести до нас автор. Он устал, что о смотрителях так плохо и ложно отзываются, и чтобы доказать обратное,

в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем правлениям.


Несомненно, эта повесть самая грустная. Разве не жаль станционного смотрителя, что спился от своей потери? Разве не жаль Дуню, дочь его, которую повезли на карете с молодым человеком против ее же воли? О Барышне-крестьянке и говорить особо нечего, тут и так все ясно: главная героина находчива, с развитым умом и воображением, ведь благодаря этому влюбленный юноша не узнал в лице Лизаньки свою Акулину, ибо сидя за столом с Лизой, он думал о ней, как о Акулиной, даже не смотря в ее сторону.

Необходимо признать, что уже с середины каждой повести ясно, что будет в конце, но непреодолимое желание подтвердить свои мысли и узнать подробности гораздо сильнее желания бросить книгу наполовину.

Ай да Пушкин, ай да великий мастер, умело создающий как прозу, так и поэзию, этим и обуславливается то, как красиво рассказана история: без единого лишнего слова и скучных описаний.

Как говорил Горький:

Пушкин для русской литературы такая же величина, как Леонардо для европейского искусства


Повести Белкина: Избранная проза
5 5
* * * * *

Не особенно сильно задаваясь целью - отыскать в "Повестях Белкина" какие-то отсылки к состоянию русской литературы начала 19 века и уловить на все это тонкую иронию автора, прочитал эти азы школьной программы как в первый раз, и получил настоящее наслаждение от литературного языка русского классика. И пусть истории, представленные в пяти повестях, не сильно замысловаты или наполнены глубокой моралью, а все же показалось мало. С удовольствием бы прочитал еще, как минимум, пяток подобных новелл.

Особенно сильны повести "Выстрел" и "Станционный смотритель". Мрачная повесть "Выстрел" рассказывает о столкновении чести и достоинства двух офицеров, и по своему психологическому напряжению лихо закрученного сюжета не уступает любому лучшему современному триллеру - популярному нынче продукту.

Реализм жизненной повести "Станционный смотритель" отмечался еще одним замечательным русским классиком - Достоевским в его романе "Бедные люди", в котором, словами главного персонажа - Макара Девушкина, он говорит о том, что Пушкин едва ли не впервые и весьма достоверно отражает в русской литературе проблему "маленького человека".

Тема мистики в творчестве Александра Пушкина, конечно, не является доминирующей как, к примеру, у Эдгара По, но, тем не менее, чувствуется, что автор к ней не равнодушен. "Гробовщик" для любителей жанра должен стать ориентиром - вроде и просто, но в тоже время цепляет изрядно. А фатализм "Метели" "нагнал" такую драму, которая запомнится на долго. "Барышня-крестьянка" - красивая романтическая история любви, которой нипочем преодоление любых трудностей.

После прочтения "Повестей Белкина" мне пришла в голову уже далеко не свежая, но закономерная мысль о том, что все, что создается в современном искусстве литературы и кино, зиждется на монолитном фундаменте, состоящем из творений классиков. И чем больше открываешь для себя первоисточников, тем скучнее становятся современные перевоплощения классических произведений.

Повести Белкина: Избранная проза
5 5
* * * * *
Недавно перечитывал и вдруг понял, что это и есть настоящая современная проза. Или, может быть, здесь имеется то, чего мне так не хватает в современных произведениях. Роскошный язык, натуральная, свежая мякоть слов. Почему сегодня так не пишут?
Повести Белкина: Избранная проза
4 5
* * * * *
Несмотря на все недостатки, автор серьезно поднял планку для всей русской литературы. Для современного читателя, наверное, более интересным будет "Евгений Онегин".
Достоинства:
Динамичный сюжет, емкость текста. На 100 страницах Пушкин изложил не повесть, а целый роман (я про "Капитанскую дочку"). Поэтому иногда было тяжело читать, такой плотный информационный поток. После работы лучше не читать.
Недостатки:
Некая слащавость и надуманность присутствуют. Счастливые совпадения и прочее. Из-за таких произведений у школьников складывается впечатление, что классики были слишком наивными. Вступительная статья - одно сплошное "бла-бла-бла". Зачем в сборник включен "Арап Петра Великого" - не очень ясно, потому что роман не закончен, интерес представляет только для литературоведов.