|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трезво взглянув на Илиаду по прошествии времени, вынуждена признать: она все-таки не о Гекторе, а о гневе Ахилла. "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса" — Елена забыта, сокровища забыты, и беды в этой истории берут исток из гнева. Если бы Ахилл сдержался и сражался с троянцами с самого начала — многие данаи выжили бы. Но только смерть Патрокла и новый приступ гнева заставили его забыть гнев старый. И только когда Ахиллес нашел в себе смирение и отдал тело Гектора отцу для погребения, Гомер замолчал.
Это было очень тяжело. Намного тяжелее, чем "Одиссея". Да что там, "Одиссея" вообще была сказочкой по сравнению с этой переписью трупов на троянском поле. Иначе оно почему-то не хотело восприниматься. Почти все 600 страниц Гомер с упоением и неиссякаемой тягой к повторению одного и того же рассказывает нам, кто чей сын и чьего сына убил, чем и куда стукнув. Изредка автор, правда, отвлекается на козни богов, и это интересно. Но такое бывает крайне редко. Так что готовиться тут надо к худшему - к длиннющему описанию небольшого кусочка бестолковой войны. Где все бестолково помрут, а жестокие боги позабавятся...
Это было мега тяжело только первые страниц 50: постоянно отвлекаться на сноски, на поиск в гугле непонятных слов... Эти несчастные 50 страниц я читала 3 дня. Конечно, умом я понимала, что ни Гомер, ни Гнедич не думали какого мне будет читать сиё творение в 21 веке и не желали мне мук таких в своих творческих порывах, но внутренний протест кипел во мне... А потом вдруг стало очень легко читаться (видимо, произошла адаптация) - повествование захватило и понеслось, отчётливо рисуя по ходу своему живые картинки в голове. И ничего уже не раздражало - даже бесконечные перечисления многих-многих десятков вождей с обоих сторон с их родословной и способов, которыми они были убиты в этом бою или же сами убили врага. По сути, такое стремление увековечить каждого героя может только восхищать.
Говорите, у Джорджа Мартина чересчур много смертей? Вы просто Гомера не читали! Сложно даже начать пытаться говорить об «Илиаде». Потому что все и так её читали и всё про нее знают. Ну, или почти всё. Хотя, читали ее тоже далеко не все. Много умных людей написали по «Илиаде» много умных исследований. И поскольку у меня все равно не получится сказать ничего существенного, попробую хотя бы обобщить опыт прочтения. Одна из экранизаций «Илиады» называется «Гнев Ахилла» – это, собственно, и есть то главное, вокруг чего разворачиваются все события поэмы. Потому что, вопреки расхожему представлению, она ни начинается похищением Елены, ни заканчивается троянским конем. Начинается все вообще «с середины», с десятого года осады Трои. В этом отношении Гомер требователен к современному читателю, он как бы говорит: «Учи матчасть!» Спасибо Википедии и «Легендам и мифам Древней Греции» Куна. Вторая сложность – это, конечно, язык. Я долго ходила вокруг да около перевода Гнедича, потому что, с одной стороны, многие отзываются о нем как об одном из лучших мировых переводов Гомера вообще, а с другой отмечают, что он очень труден для понимания. Начитавшись страшного, я приготовилась штурмовать этот перевод с боем и, ломая зубы, вгрызаться в эту гранитную глыбу. И что же? Он пошел на ура. Если вы сомневаетесь, в каком переводе читать, мой совет – однозначно в переводе Гнедича. Но чтобы не залипнуть на обилии заковыристых и трудновыговариваемых слов, заостряйте внимание не на самих словах, а на образах, картинах, которые рисует Гомер. Ориентируйтесь по контексту, как делали бы это, читая текст на иностранном языке, не зная всех слов. Тогда вам будут нипочем все эти меднодоспешные вои и лилейнораменные дщери. Прислушайтесь к поэтическому ритму, который вводит в транс, как равномерный стук колес поезда, и тогда этот поезд, вместо того, чтобы переехать вас, сам понесет вас по тексту. Вообще, Гомер очень образен, кинематографичен даже. Если вы вдруг затруднились представить себе какую-то сцену, ничего страшного, Гомер вам тут же приведет аналогию, чтобы было понятней. В ход идут животные, птицы, природные явления. А эпитеты? Я не знаю, как там у Гомера в оригинале, но «немолчношумящее море» – разве это не прекрасно? А когда дело доходит до боевых сцен, тут уж никому мало не покажется – описания нанесенных ран порой настолько натуралистичны, что, как говорится, уберите от экранов детей и беременных женщин. Что касается развития сюжета, некоторые ставят Гомеру в упрек, что, вот, мол, зачем он вначале объявляет, что будет происходить дальше, и тем самым убивает всякую интригу. Но как ему не объявлять, если боги уже все решили, и да свершится божья воля?! А он, условный Гомер, простой смертный, лишь воспевает подвиги героев, которые «не то, что нынешнее племя», и даже не просто богатыри, но полубоги, на стороне которых сила богов. Итог – сильнейшее и неизгладимое впечатление. P.S. А еще я задаюсь вопросом – как так получилось, что у «Илиады», бессмертной «Илиады», эпической «Илиады» рейтинг на Лайвлибе всего 7.98?! Неужели Гомер хуже Акунина или Хоссейни?
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;
Не важно, каково твое сердце – преисполнено ли оно добродетели. Здесь о героях говорит лишь храбрость и умение владеть клинком. Вот только, в отличие от большинства знаменитых эпиков, Гомер не умалчивает об ужасах войны. Здесь все происходит прозаически – выпущенные кишки и раскроенные черепа, рабство и чума в лагере ахейцев. И никакого пафоса и напыщенности, когда речь идет о поле битвы. Здесь только живые персонажи, которые умеют бояться и сожалеть, о том, что этой адской мясорубки не остановить. И сам Ахилл однажды скажет, что и у храброго, и у труса, увы, одинакова кончина. Слава или… Герои “Илиады” частенько оказываются перед выбором – посвятить свою жизнь семейному очагу, или снискать славу на поле битвы. И самые достойные выбирают именно последнее. Андромаха умоляет Гектора не рисковать своей жизнью ради славы. Но он предпочитает быть в первых рядах, там, где нет места трусам и бабникам. А вот Парис предпочитает быть с Еленой. Ахилла мучают сомнения – вернуться домой, или стать героем. И он делает единственно верный выбор. Удел человеческий “Илиада” – это книга о небольшом периоде очень долгой войны, в которой финал известен наперед. Уже в шестой песне Гектор предскажет падение и полное разрушение Трои. Сам же Гомер до окончания поэмы не раз нам намекнет на гибель Приама и всего его потомства. Ахилл погибнет в молодости, правда, не на страницах этой книги. Гомер, предсказывая гибель Ахилла ближе к окончанию поэмы, постулирует одну из самых важных тем этой книги – неизбежность смерти, и то, что наиболее достойные и смелые придут к ней даже раньше остальных.
Пожалуй, не смогу относиться серьёзно к людям, которым не нравится античная литература. Не из уважения к авторитетам я так думаю, а потому что не могу принять, что кому-то это будет чуждо. Легко принимаю людей, которым не нравится куртуазная литература, средневековый эпос, но античность - это верх эстетики. Да, читать нужно в возрасте хотя бы 18+, с неким читательским опытом. Потому что нужна усидчивость, умение видеть что-то действительно прекрасное. И если то же средневековье - это что-то такое не для всех понятное, многим действительно чуждое, то античные авторы писали ещё тогда так, что и современному человеку понятно. "Илиада" - это вершина героического эпоса. Нечто непревзойденное, высокое. Очень сложно писать рецензию. Кажется, что все разжевано до меня. Остаётся говорить общими словами. Придётся ограничиться советом - Гомер обязателен к прочтению. Даже если вы не созрели до того, чтобы охватить античную литературу целиком - Гомер нужен каждому культурному человеку. Да, это не так динамично, как трагедии золотого века афинской демократии. Не так живо, как комедии Аристофана. Тихое течение и размеренное величие античного эпоса - это то, во что стоит неторопливо вживаться. Просто начните. Хоть год мусольте - но прочтите.
при всей и сложности и простоте Илиада показывает, что по человечество как будто один раз в столетие, а может два или три, учится заново писать. здесь есть и глубина классики, и фантастика, и пост-модерн со всей расчленёнкой и мясом. в общем это сборник всех основоположных стилей созданный три тысячелетия назад.
Поэма имеет место на десятый год осады ахейцами Трои, которая началась в следствии похищения Елены, жены царя Спарты Менелая, Парисом, сыном царя Трои. В первой песне Гомер описывает конфликт в стане ахейцев между царем Агамемноном и Ахиллом из-за похищенной дочери жреца Хриса, в результате которого у Ахилла забирают его любимую рабыню, он обижается и просит свою бессмертную мать умолить Зевса наслать череду поражений на ахейцев. В следствии чего, война между людьми превращается в соревнование между богами Олимпа. В начале поэму было очень сложно воспринимать. Во-первых, было ощущение, что ты читаешь вторую (или даже третью) часть какой-то серии, потому что с первых страниц вообще не понятно, кто все эти люди и зачем они здесь. Дальше все-таки по ходу сюжета Гомер рассказывает всю предысторию и становится легче. Во-вторых, героев безумно много и у всех по два-три имени плюс каждый чей-то сын. Большим подспорьем на первых порах является Словарь имен в конце книги. После того, как я справилась с описанными выше трудностями, поэма меня очень увлекла. Несмотря на большой объем и сложный, изобилующий устаревшими понятиями язык, читать было интересно. Немногие современные книги овладевают моим вниманием настолько сильно. До прочтения у меня было предубеждение насчет героев - я думала, они будут плоскими, но несмотря на то, что Гомер не утруждает себя особо описывать героев, они получились живыми и яркими. Я была просто очарована Герой, богиней брака и женой Зевса. Смело могу сказать, что она мой любимый герой всей поэмы. В целом, "Илиада" меня удивила - я не предполагала, что я получу такое удовольствие от чтения. Сюрпризом стало, что #СПОЙЛЕР Троянского коня не будет. Ну и небольшим разочарованием то, что поэма не описывает полностью Троянскую войну - мы знаем только пересказ начала, а финал вообще остается открытым. |