|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Настоящая дружба состоит не в том, чтобы прощать слабости своих товарищей, а в том, чтобы быть требовательным к своим друзьям. Буквально вчера в каком-то паблике ВКонтакте я увидела пост о том, что детство заканчивается в девятнадцать. И вот сейчас почти готова с этим согласиться. Потому что меня не отпускает печальная тенденция, когда детские книжки кажутся какими-то простенькими, очевидными и бесполезными, тогда как раньше чтение детской литературы проходило легко и весело. А теперь... Ну, не такого ожидаешь от в какой-то степени легендарного автора, которым зачитываются, если верить рецензиям, не только дети, но и взрослые. Может быть, сыграл свою роль и временной отрезок. Тут очень верным будет утверждение о том, что своя рубашка всегда кажется ближе к телу. А советское детство, со всеми этими пионерами и звеньями, не то, что не близко мне, так еще и порядком поднадоело за десяток книжек. В результате в голове включается нелюбовь к Союзу. Это было очевидно во взрослой литературе, когда давление партии на авторов было абсолютным - или пиши как нужно, или выезжай из страны, или катись в сибирь, - и очевидно сейчас. Пишешь хорошую детскую книжку? Нужно впихнуть побольше партийных собраний, чтобы всем сразу стало ясно, что хорошо, а что плохо. Может быть, дети такие моменты вполне себе пропускают мимо ушей, но в осознанном возрасте это бросается в глаза и очень-очень бесит. Как итог, тоска-печаль во время чтения и нарастающее раздражение после - слишком уж очевидная и простая мораль заложена в повесть, даже для начального школьного возраста. Да еще и ужасающая категоричность и разделение на плохое и хорошее. Как в одном из любимых фильмов: — Раньше все было понятно: сделал уроки — молодец, перевел бабушку через дорогу — умница, мячиком разбил стекло — плохой. А сейчас: сделал одной женщине хорошо, а другой от этого — плохо. А ты вообще все делал для третьей. А ей — все равно! Но ведь в жизни так не бывает, да? В общем, это явно не та книжка, которую я посоветовала бы прочитать своим детям.
Прочитала дочке эту свою любимую книгу детства (в детстве я ее два или даже три раза читала). Ох, как сейчас бросились в глаза вехи времени написания книги! Но дочери моей все равно понравилось, тем более она недавно стала школьницей, так что тема ей была близка. Больше всего ее удивило, что раньше были школы отдельные для мальчиков и девочек:)
Замечательная детская книга о школьных советских буднях. С удовольствием читала, потому что как раз в начальной школе застала ту эпоху, те порядки, что и в этом произведении)))
Я родилась в середине 80-х и, поэтому, не застала в школе ни октябрят, ни пионеров. Но, слушая рассказы родителей и старших братьев, я очень трепетно относилась к тому времени. И с огромным удовольствием мы садились всей семьей в выходной день перед телевизором посмотреть детское кино про советских школьников. Прошли годы, но чувства мои не изменились. Я с большим удовольствием выбираю для чтения подобную литературу. Одна из последних прочитанных - "Витя Малеев в школе и дома".
Николая Носова я любила за его Винтика и Шпунтика, брала в библиотеке, читала и перечитывала. Знакома была и с Незнайкой, конечно, но почему-то не запал он мне в душу. А вот эта книга прошла мимо меня. И как хорошо, что я всё же ее прочитала! Эта книга как раз об этом – о приключениях двух друзей Вити Малеева и его друга Кости Шишкина, чей характер закалялся в школьных буднях. У каждого из них есть проблемы с учебой: Витя плох в арифметике, Косте не дается грамматика. Но Витя смог понять, как важно не лениться и самому учить уроки, самому разобраться в задачках. Он сумел исправить свои оценку и помочь другу. Многому может научить эта книга. Она о том, как важна взаимопомощь, как важно, когда рядом добрые друзья, почему нужно ответственно и серьезно относиться к учебе, выполнять свои обещания и уважать друзей и родителей. Именно в этом возрасте – 9-10 лет – ребята начинают определять цели, близкие и далекие, ориентироваться среди истинного и ложного. Ничего не изменилось за годы от написания книги – таблицу умножения и правила правописания всё равно нужно учить самим. Даже в эпоху компьютеров. Но учит автор совсем ненавязчиво – юный читатель смотрит на все глазами Вити, от лица которого ведется повествование, и вместе с ним приходит к пониманию того, что такое дружба и поддержка, старательность и лень, что правильно, а что нет. Эта светлая, добрая книга всегда останется актуальной, потому что не стареет ее основная идея - если заниматься собой и воспитывать себя, то добьешься успеха. P.S. Пошла дрессировать свою собаку. Может быть, как и Лобзик, она тоже научится считать и решать задачки с простыми числами.
Знаете, что больше всего меня поразило в этом произведении? Как ни удивительно, дата его написания. 1951 год! 1951 год, когда еще Сталин был жив! А ведь я была уверена в процессе чтения, что книга написана чуть пораньше моих школьных лет, скажем, в году, этак 1980. Почему? Потому что она была про мое детство, про моих знакомых мальчишек во дворе, про ту же самую школу, в которую ходила я, про тех же самых родителей, про ту же самую лень. Поэтому вот, вот вам и живое доказательство настоящей "вечной" детской книги. Витя Малеев - обычный оболтус из четвертого класса, который любит играть в футбол, забывает учить уроки, ценит дружбу, ставит цели в жизни. А еще он так же, как и мы в детстве, мучается с выделением приставок и корней в словах, с решением непонятных задачек по математике, любит дрессировать разных животных, ходить в цирк и в гости к другу. Милое, доброе, вечное произведение, с некоторыми "приметами" времени - стенгазетами, пионерами и т.п. , но их можно рассматривать в качестве исторического, а не идиологического фона.
Книга хорошая, интересная и весёлая. Немного мне не по возрасту, но думаю, если читать с ребёнком (младшим школьником или около того) будет гораздо интереснее. Хочу посоветовать ее своей племяшке, думаю ей понравится еще больше, чем мне!
Настоящая дружба состоит не в том, чтобы прощать слабости своих товарищей, а в том, чтобы быть требовательным к своим друзьям. Одна из самых добрых, позитивных, искрометных детских книг! У меня есть ряд связанных с нею ассоциаций. Мама при свете керосиновой лампы длинным вечером рассказывает отдельные истории о приключениях Вити Малеева и его друга Кости Шишкина. До чего же они забавны, но ненавязчиво поучительны! Каждый эпизод так и предстает перед глазами: вот Витя решает задачи, рисуя в тетради дерево с орехами, вот они с Костей восхищаются представлению в цирке, сами учат Лобзика счету, а тот, простая душа, только на сахар облизывается. А вот лошадь, изображаемая Витей и Костей, забавно шевелит ушами, а все ребята покатываются со смеху. Тут же грустная картинка - Костя, прячась от мороза и колючего ветра, прячется в подъездах и теплых магазинах, только бы не попасть на глаза знакомым или учителям, ведь за прогулы уроков по голове не погладят, но раз соврав, приходится и дальше погружаться в пучину лжи, разве что верные товарищи помогут. И напоследок, фееричное выступление ребят и Лобзика на школьном вечера. Все это так реалистично, что кажется будто Витя и Костя - твои одноклассники и верные друзья. Чуточку легкомысленные и слабовольные, но очень искренние! Вторая ассоциация более прозаична. У меня в детстве не было этой книги, я приходила на нее посмотреть к однокласснице. Да, даже не почитать хоть страничку, а только взглянуть на обложку, большего мне не разрешали. От этого книга стала мне еще дороже и роднее! А как только появилась возможность, я сразу же купила ее в подарок своему племяннику, конечно же, не удержавшись от прочтения. |